базиликальный тип храма в византии

РАЗВИТИЕ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ

Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам.

Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма. Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины — и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин.

Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь. Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в III в. Богослужения проводятся сначала в частных домах.

Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов.

Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы, на которых порой бывают галереи. Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце.

Небольшая языческая подземная базилика’ I в. до н. э. перед стенами Рима более четко показывает эту идею направления: три нефа с бочарными сводами, вход и апсида на «начале» и «конце» сооружения. Базилика дворца Флавиев’ в Риме того же времени имеет плоское перекрытие и двухэтажные боковые нефы.

Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения, 42 В его внутренних помещениях с обоими крылами за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом.

Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и, прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание.

Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы, а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.

Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В, увеличенный по высоте средний неф А, капитальные каменные стены с архитравом или с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения, а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь.

Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византий. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений. Открытый атрий на западной стороне с фонтаном и крытыми галереями, нартекс в западной части церкви и окруженные оградами с амвонами хоры указывают путь к алтарю и апсиде с кафедрой. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.

РАВЕННА

1- я фаза: сооружения в Равенне и Западной Римской империи. Гонорий ; Галла Плацидия, правившая за своего сына Валентаниана III.

Сан-Джованни, базилика, начата в 424 г.; базилика Урсиана, освящена в 450 г., 5-нефная; базилика Апостолов, освящена в 451 г.; Сан-Джованни ин Фонте — баптистерий православных, начат ок. 400 г., 8-угольник с 4 конхами, 46; мавзолей Галлы Плацидии,

2- я фаза: сооружения, основанные остготами. Король остготов Теодорих, воспитанный в Константинополе, побеждает по просьбе правителей Восточной Римской империи Одоакра, императора в Равенне. Остготы, исповедовавшие арианство, строят независимые церкви, к которым местные католики относились терпимо.

Базилики: собор Ариана, начат в конце V в.; Сант-Аполлинаре Нуоео ; Сант-Аполлинаре ин Классе, освящен в 549 г.

— 3 нефа, без поперечного нефа, пастофории лишь позднее, средняя апсида

— колонны без энтазиса под архивольтами. Прототипы: Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура, 39, и церкви Восточной Римской империи

— наряду с римской архитектурной традицией видна также и зависимость от Византии: тонкие стены архитектоники, сильно просверленные и прорезанные мраморные капители под трапецевидными пятами свода, 40, конфессио в замке кольцевой крипты под скамьей священника в апсиде и богатое мозаичное украшение

— византийская художественная школа отдает предпочтение базиликам с эмпорами для женщин, и без поперечного нефа. Равенна, приспосабливаясь к западной литургии, отказывается от эмпор. Они встречаются исключительно в женских монастырях

— наружное строение расчленено лизенами и полуциркульными арками

Центрическое сооружение: Санта-Мария ин Козмедин

— баптистерий ариан, 8-угольник с 4 апсидами, аналогично баптистерию православных; Сан-Витале, мавзолей Теодориха

3- я фаза: Византийский период, с 540 г.

До VIII в. Юстиниан I изгоняет готов из Италии, и Равенна становится экзархатом Восточной Римской империи, однако после захвата ее лангобардами в 751 г. полностью теряет свое значение. Завершение строительства церкви Сан-Витале, 45, и Сант-Аполлинаре ин Классе; впервые башня — как отдельно стоящая кампаниля, но еще не колокольня

Равенна, Сант-Аполлинаре ин Классе — самая большая базилика в 6 км южнее города. 3-нефная колонная базилика с архивольтами, но без поперечного здания. Кольцевая крипта под скамьей священника в средней апсиде. Пастофории появились позже. Атрий в 2 квадратных помещениях сбоку фасада. Богатое мозаичное украшение. Кампаниля X в.

Салоники, базилика Св. Димитрия, начата в 412 г., расширена до 5 нефов в 634 г. Вид на южную часть поперечного здания. Византийская планировка. Отличия от римских сооружений : архитектоническая стяжка элементов конструкции обеспечивает более прочную и монументальную структуру; чередование опор; мозаики покрывают стены, а мраморные инкрустации пол среднего нефа; эмлоры для женщин отвечают канонам византийской литургии

Калат-Семан, Сирия, церковь монастыря Св. Симеона. 4 базилики сгруппированы вокруг 8-угольного строения. Восточное здание — церковь с 3 апсидами, из тесаного камня. Колонна «сти- лита» — Симеона столпника, стоящего на колонне в 8-угольнике. Справа. Рим, Сакта-Агнезе фуори ле Мура, ок. 630 г. Эмпоры для женщин в соответствии с византийской литургией

КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Самая ранняя большая церковь — Сан-Лоренцо в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием : центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу- куполами.

В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами.

Членение внутреннего 8-угольника нишами имеют и другие церкви. Отверстия членятся арками в форме трилистника.

Сан-Стефано Ротондо в Риме, по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:

— большое здание и плоское перекрытие

— архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады

— последнее монументальное центрическое сооружение Рима и Западной Римской империи

НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии, со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами, Их прототипами являются: античные термы, ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады.

— горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами

— в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крыла- ми. С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием, 47 и след.’.

КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА

Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение сюда нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном — полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Ба- альбека.

КУПОЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ С КРЕСТООБРАЗНЫМ ПЛАНОМ

По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте куполами.

Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест.

Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом — последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

В Греции, Сирии и Северной Африке 1-нефные молитвенные дома и небольшие базилики известны еще с III в. Греческие христиане, селившиеся за пределами Византии, и язычники из других стран, обращенные в новую веру, распространяют византийский метод строительства далеко за границы империи.

Базилики встречаются редко. Начиная с VI в., сооружение кубической формы с куполом считается микрокосмическим символом христианского мира. Этому представлению отвечает и иконографически канонизированное расположение произведений на стенах и сводах Из-за технических трудностей сооружения больших куполов все церкви имеют небольшие размеры. Их основная форма — куб с куполом или группой куполов, центральный из которых возвышается над остальными, появляется уже в V в.. Начиная с IX в., их форма установлена навсегда.

Купольная церковь с крестообразным планом:

— купол на парусах или тромпах с 4 или 8 опорами

— к куполу пристраиваются второстепенные купола

— купол между бочарными сводами

— купол между крестовыми сводами

— разная высота барабанов

— разное удлинение плана

— эмпоры между средокрестием и апсидами

— апсида и 2 типа вспомогательных помещений образуют состоящий из трех частей санктуарий

— боковая галерея или обход

— спаренные и тройные окна

— трансенны вместо оконного стекла

— кирпич, особенно в Константинополе, Салониках, Македонии, на западе Малой Азии

Салоники Греция, церковь Апостолов. Обход с боковыми куполами на 3 сторонах ядра здания. Восточный конец с главной и двумя боковыми апсидами. Ячеистые элементы помещения. Окна н декоративные аркады расчленяют фасад и барабаны куполов. Перевязка кладки из тесаного камня и кирпича. Круглые арки на высоких сваях

Стирис/Фокис в Греции, небольшая церковь при монастыре Осиос Лукас, нач. XI в. От средокрестия парусного купола отходят 4 бочарных свода. Над восточными помещениями расположены эмпоры, а перед ними стоит иконостас <стенка с картинами). L — литаи = притвор

— одновременное использование кирпича, тесаного и бутового камня-.

1) горизонтальные ряды кирпича повышают прочность кладки из тесаного камня ;

2) кирпич для арок и куполов; 3) узоры из кирпича; эффектно расположенные на фоне кирпича и светлой штукатурки мотивы, гирлянды и цветы ; 4) зеленая или коричневая люстровая керамика

— изредка рельефы на фасаде

БАЗИЛИКА

В Сирии около 500 базилик и небольших зальных церквей IV—VII вв.

Турманин/Сирия, V—VI вв. Р — пастофории: помещения по обе стороны от хоров

Базилика — также фасад с 2 башнями по краям с нартексом :

— средний неф с колоннами или столбами, архитравами или аркадами

— широкие аркады в северной Сирии с удлиненной до среднего нефа бемой

— санктуарий из 3 частей

— в северной Сирии также членение колоннами перегородки и наружной стены апсиды

— профилированные окна, двери, арки

— в южной Сирии зал с эмпорами с потолком из гранитных плит

Монастыри как объединение переселенцев появились в Северной Африке и Сирии уже в IV в.

Базилика — центр пространственного сооружения, которое преобразуется в ордер средневековых монастырей.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

После VI в. города Малой Азии теряют, наравне с Константинополем, свое значение. Пещерные церкви отшельников с куполами, апсидами, арками и колоннами, а также с замечательными образцами настенной живописи существуют под Милетом и Ургупом, а неподалеку менее крупные церкви с крестообразным основанием.

Начиная с VII в., центрами исключительно бурной строительной активности

становятся Армения и Грузия, которые с X в. развивают собственные формы:

— крестообразные сооружения с 4 конхами

— план с 4 полукругами, б и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой

— внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность

— также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием

— конусообразный купол над средо- крестием

— кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем

— иногда богатые рельефные украшения и живописные картины

В начале XI в. в Новгороде и Киеве в скромных масштабах появляется собственная византийско-русская архитектура. Оба Софийских собора распадаются на множество мелких помещений между пилонами, как бы противопоставляя себя раннехристианским обширным пространственным размерам.

Крестово-купольные церкви над греческим крестом:

— восточные апсиды вытянуты вверх

— купол над средокрестием

— от 4 до 12 боковых куполов

— высокие цилиндрические барабаны

Эпоха русской архитектуры начинается примерно в 1400 г., когда Москва становится центром государства. Не имеют аналогов в Европе церкви:

— главным образом 5-купольные

— средняя постройка ансамбля приобретает монументальный вид благодаря 8- угольным венцам из полуциркульных и килевидных арок на нескольких ярусах ниже главного купола

Источник

БАЗИЛИКА

Античность

Происхождение дохрист. Б. связывают с историей греч. стои (колоннадной галереи): Страбон (V. III. 8) называл рим. Б. «царскими стоями». Аналоги Б. видят в ипостильных залах (ок. 210 г. до Р. Х. на о-ве Делос) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как и стои, они размещались за центром (греч. агора, рим. форум) полиса, но в отличие от стои рим. Б. были рассчитаны на собрания внутри, а не вне здания.

базиликальный тип храма в византии

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

базиликальный тип храма в византии

Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

Раннехристианский период

базиликальный тип храма в византии

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

базиликальный тип храма в византии

С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост. влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проемов.

Источник

Базиликальный тип храма в византии

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

Особенности византийского стиля в архитектуре

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

базиликальный тип храма в византии Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

базиликальный тип храма в византииБазилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

базиликальный тип храма в византии Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

базиликальный тип храма в византииБазилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

базиликальный тип храма в византииСобор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *