базовой формой и оптимальным методом внедрения в практику основ финансовой грамотности является
Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»
Дата публикации: 13.08.2018 2018-08-13
Статья просмотрена: 2864 раза
Библиографическое описание:
Каликова, Д. И. Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» / Д. И. Каликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52316/ (дата обращения: 07.11.2021).
В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса:
Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.
Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
В УМК дисциплины входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя.
Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.
Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.
Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения.
Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
– составление и расчет семейного бюджета;
– денежные операции в банках и других структурах;
– сделки, связанные с риском;
– наличие ответственных органов за финансовые услуги;
– личные сбережения — излишество или прок;
– тонкости кредитов и депозитов;
– права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
– управление денежными потоками;
– агрессивная политика банков;
– активы и пассивы (доходы и расходы);
– страхование и пенсионные выплаты;
– наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»
Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.
В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.
2 октября в рамках Всероссийской недели наук на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников школ города. «Как не стать жертвой финансовых мошенников?» так звучала тема тренинга Каликовой Дамиры Ильтаровны. Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых махинаций, разработали памятку «Как уберечь себя от мошенников».
14 октября 2017 года в РКЦ Салехард Отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России состоялся общероссийский День открытых дверей. Данное мероприятие посетили и наши ученики 10-х классов.
Дети узнали много нового о деятельности Центрального банка Российской Федерации, истории банковского дела в России, о банковских услугах и платежных картах, а также как не стать жертвой мошенничества при использовании банковских карт.
Ребята с интересом слушали сотрудников РКЦ и задавали им свои вопросы. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. Ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка (машинка для счета купюр и их распознавания на подлинность; аппарат, с помощью которого можно проверить документ, удостоверяющий личность на подлинность).
В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года.
По окончании Дня открытых дверей все дети получили небольшие памятные подарки от РКЦ в виде ручек и календариков с символикой ЦБ РФ и ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением!
2 ноября 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ № 6 в 10А классе прошел урок финансовой грамотности, посвященный мероприятиям IV Всероссийской недели сбережений. Цель данной акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.
Урок провели педагог школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «Детско-юношеский центр» А. В. Масюк и эксперт управления маркетинга и коммуникаций Салехардского отделения № 1790 Западно-Сибирского банка — Алевтина Норенберг.
Во время проведения урока учащиеся:
– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового поведения;
– познакомились с работой школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «ДЮЦ», получили приглашения на занятия;
– получили памятки и обучающие брошюры Банка России;
– поучаствовали в викторине: «финансы не поют романсы».
Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.
Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.
По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.
Рекомендации по внедрению программ повышения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательной организации с использованием УМК и других образовательных ресурсов, созданных в рамках Проекта Минфина России
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы.
Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы
Предмет | Нач. общее образование | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Окружающий мир | Деньги, семейные ресурсы, покупки в магазинах | — | — |
Математика | Простые расчеты покупок, решения бытовых задач | Расчеты простых и сложных процентов (вклады, кредиты;размер заработной платы, налогов и др.) | Сложные финансовые расчеты (кредиты, вклады), решение бытовых финансовых задач |
ОБЖ | — | Элементарная финансовая безопасность при совершении покупок, в том числе через интернет | Финансовая безопасность во всех сферах жизни человека. Защита персональной финансовой информации |
Обществознание | — | Основные понятия финансовой грамотности, финансовое планирование, семейный бюджет. Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, способы их защищать. Ведение семейного бюджета | Финансовая грамотность. Основы управления личными (семейными) финансами, формирование личных сбережений, пенс. накоплений. Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование. Роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации |
Литература | — | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Мертвые души»,«Дачники» и др. | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Анна Каренина»,«Преступление и наказание»,«Вишневый сад» |
География | — | Анализ социально-экономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни | Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня фин. грамотности |
Информатика | — | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет |
Экономика | — | — | Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы |
Право | — | — | Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг |
Индивидуальный проект | — | — | А) индивидуальный проект по тематике финансовой грамотности Б) финансовое обеспечение расчетов нефинансовых проектов. |
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
Итоговый тест по Финансовой грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные тестовые задания к итоговой аттестации
1. Укажите правильное утверждение. Инвестиционный капитал создается с целью:
1) Создания накоплений на случай болезни
2) Формирования накоплений на крупную покупку
3) Создания накоплений на будущую старость
4) Создания накоплений на случай потери работы
2. Укажите правильное утверждение. Инвестиционный капитал создается с целью:
1) Создания накоплений на случай болезни
2) Формирования накоплений на крупную покупку
3) Создания накоплений на будущую старость
4) Все утверждения неверны
3. Укажите правильное утверждение. Резервный капитал создается с целью:
1) Создания накоплений на случай болезни
2) Формирования накоплений на крупную покупку
3) Создания подушки безопасности при выходе на пенсию
4) Все утверждения неверны
4. Укажите правильное утверждение. Страховой капитал создается с целью:
Создания накоплений на будущую старость
Формирования накоплений на крупную покупку
Создания накоплений на случай потери работы
4) Все утверждения верны
5. Укажите правильное утверждение.
Чем выше риск, тем больше доходность
Чем выше риск, тем меньше доходность
Чем меньше риск, тем больше доходность
Нет верных утверждений
6. Укажите правильное утверждение.
1) Чем меньше риск, тем больше доходность
2) Чем выше риск, тем меньше доходность
3) Чем меньше риск, тем меньше доходность
4) Все ответы верны
7. Укажите правильное утверждение.
Акции являются менее рискованными, чем облигации
Акции являются более рискованными, чем облигации
Наиболее рискованными являются инвестиции в государственные ценные бумаги
4) Правильных ответов нет
8. Какие ценные бумаги обладают наименьшим риском
Корпоративные облигации, обеспеченные залогом имущества
Государственные ценные бумаги
4) Муниципальные ценные бумаги
9. Доходность инвестиций составляет 10%. Инфляция = 14%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.
Ответ вписывается самостоятельно ___________________
10. Доходность инвестиций составляет 12%. Инфляция = 8%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.
Ответ вписывается самостоятельно ___________________
11. Доходность инвестиций составляет 10%. Инфляция = 15%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.
Ответ вписывается самостоятельно ___________________
12. Доходность инвестиций составляет 12%. Инфляция = 15%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.
Ответ вписывается самостоятельно ___________________
13. Вкладчик размещает 100 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Доходный» под 9,8% годовых и вклад «Классический» под 9,6% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму?
По вкладу «Доходный»
По вкладу «Классический»
По обоим вкладам суммы будут одинаковы
14. Вкладчик размещает 1 млн. рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «А» под 8,8% годовых и вклад «В» под 8,4% годовых с ежеквартальным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую доходность после окончания срока действия депозита?
Доходности будут одинаковы
15. Вкладчик размещает 500 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Доходный» под 10,8% годовых и вклад «Классический» под 10,2% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму при окончании срока действия вклада?
1) По вкладу «Доходный»
2) По вкладу «Классический»
3) По обоим вкладам суммы будут одинаковы
16. Вкладчик размещает 300 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Летний» под 0,8% в месяц с капитализацией процентов и вклад «Классический» под 9,8% годовых с выплатой процентов по истечении года. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму при окончании срока действия вклада?
1) По вкладу «Летний»
2) По вкладу «Классический»
3) По обоим вкладам суммы будут одинаковы
17. Вкладчик размещает 100 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает размещение денежных средств на вклад под 9,6% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?
Ответ вписывается самостоятельно ____________________
18. Вкладчик размещает 1 млн. рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 8,4% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?
Ответ вписывается самостоятельно ____________________
Ответ: 1 087 311 руб.
19. Вкладчик размещает 500 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 10,2% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?
Ответ вписывается самостоятельно ____________________
20. Вкладчик размещает 300 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 0,8% в месяц с капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?
Ответ вписывается самостоятельно ____________________
21. В случае возникновения страхового случая, на какую сумму может претендовать застрахованное лицо?
На выплату страховой премии
На выплату страховой стоимости
На выплату страховой суммы
22. Может ли страхователь и застрахованное лицо не совпадать?
Может, поскольку страхователь и застрахованное лицо – одно и тоже лицо
Может, если за застрахованное лицо сумму страховой премии заплатит страхователь.
Не может, потому что в этом случае страховая компания вправе отказаться от выполнения своих обязательств.
Сумма, которую получит застрахованное лицо в случае страхового случая
Прибыль страховой компании
Сумма, которую обязано заплатить застрахованное лицо при оформлении страховки
24. Кто платит страховые взносы в коммерческом страховании?
Государственные органы власти
Исключительно сами застрахованные лица
Взносы могут платить сами застрахованные лица и страхователи
25. При росте рыночных процентных ставок стоимость облигаций с фиксированным купоном:
Не реагирует на изменение рыночных ставок
26. Какие права купонная облигация даёт её владельцу
Получать постоянный доход в виде купонных платежей
Участвовать в общих собраниях акционерного общества при прекращении платежей по купону
Потребовать оплату купона по облигациям в имущественной форме
27. Если рыночные процентные ставки снижаются, то цена облигации
3) Остаётся неизменной
4) Не реагирует на изменение рыночных ставок
28. При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования
Владельцев привилегированных акций
Владельцев обыкновенных акций
29. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину и по ОСАГО, и по КАСКО. Он попал в аварию по его собственной вине. Представители ГИБДД признали его виновником. Может ли Иванов претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля, и за счет каких средств будет отремонтирован автомобиль Андреева, который пострадал в результате действий Иванова?
Автомобиль Иванова будет отремонтирован за счет страховых выплат по КАСКО, а Андреева – за счет ОСАГО
Автомобиль Иванова будет отремонтирован за счет страховых выплат по ОСАГО, а Андреева – за счет КАСКО
Автомобиль Андреева будет отремонтирован за счет страховых выплат по ОСАГО и КАСКО, а свой автомобиль Иванов отремонтирует за счет собственных средств, поскольку сам виноват
30. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. Он попал в аварию, столкнувшись с автомобилем Андреева Андрей Андреевича. Представители ГИБДД признали обоюдную вину (то есть признали виновником Иванова и Андреева). Страховая компания Андреева выплатила Иванову по ОСАГО cумму в 400000 рублей, как это было предусмотрено договором ОСАГО с Андреевым. Иванову не хватило этих денег для ремонта собственной машины. Вправе ли он требовать доплаты от собственной страховой компании или от компании Андреева?
Не вправе, поскольку получил полис только ОСАГО
Вправе, поскольку застраховался и по полису ОСАГО страховая компания должна полностью возместить ему ущерб
Вправе, если есть страховка ОСАГО у Андреева и страховая компания Андреева полностью должна возместить ущерб Иванову.
31. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. Он попал в аварию, столкнувшись с автомобилем Андреева Андрей Андреевича. Представители ГИБДД признали обоюдную вину (то есть признали виновником Иванова и Андреева). Вправе ли он претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля?
Не вправе, поскольку у него нет полиса КАСКО
Вправе, поскольку он застраховался, получив полис ОСАГО
Вправе, поскольку пострадавший в ходе аварии тоже застраховался, получив полис ОСАГО и его страховая компания выплатит возмещение Иванову
32. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. На дороге у него пробило колесо. Он не справился с управлением, столкнулся с деревом и повредил автомобиль. Вправе ли он претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля?
Не вправе, поскольку у него нет полиса КАСКО
Вправе, поскольку он застраховался, получив полис ОСАГО
Вправе, если подтвердится, что он был трезв
33. Охарактеризуйте деятельность НПФ в РФ в 2015-2016гг (может быть несколько правильных ответов)
Это лицензируемая деятельность (лицензии выдает ЦБ РФ), которая требует аудита и актуарной оценки инвестиций
Это нелицензируемая деятельность, т.к. НПФ стали акционерными обществами и отвечают за собранные взносы всем своим капиталом
Имеются требования по достаточности капитала и собственных средств у НПФ, сформулированы требования по структуре инвестирования (доли тех или иных активов)
НПФ вправе самостоятельно выбирать источники финансирования своей деятельности и направления инвестирования собранных взносов. НПФ самостоятельно инвестируют на фондовом рынке, размещают деньги на депозитах банков.
34. Существенная пенсионная реформа в РФ имела место в 2002 году. Главным элементом этой системы стал переход:
от страховой пенсии к добровольно-накопительной
от распределительной системы к многоуровневой накопительно-страховой
от многоуровневой системы разнообразия пенсий к единообразной одноуровневой страховой, основанной на взносах в Пенсионный фонд
от выплат в Пенсионный фонд к выплатам непосредственно в бюджет и получение пенсий от государства (минуя Пенсионный фонд)
Банковская карточка, на которую перечисляются пенсия, пособия и иные выплаты со стороны государства
«зеленая карточка» с зафиксированным ИНН
Номер на пластиковой карточке, который позволяет получать гражданину информацию о государственных и муниципальных услугах, работодателю выступать страхователем по пенсионному обеспечению
Официальный документ, подтверждающий статус пенсионера и позволяющий пользоваться льготами
1. Документарно оформленное получение гражданином ИНН (выписка из реестра)
2. Номер на пластиковой карточке, который позволяет получать гражданину информацию о государственных и муниципальных услугах, работодателю выступать страхователем по пенсионному обеспечению
3. Банковская карточка, на которую перечисляются пенсия, пособия и иные выплаты со стороны государства
4. Документ, позволяющий пенсионеру получать льготы и выплаты от государства (оплата проезда в транспорте, получение лекарств, пенсионных выплат, социальных пособий)
37. Для сравнения эффективности пенсионных систем по странам и рассчитывается коэффициент замещения. Этот коэффициент равен
Отношению числа пенсионеров к числу работающих
Отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию
Отношению средней пенсии к средней заработной плате по каждому году по стране
Отношению общего дохода пенсионера от всех источников к официально назначенной пенсии
38. Современная государственная пенсионная система РФ может характеризоваться как
накопительно- индексируемая двухуровневая
39. Коэффициент замещения равен
1. Отношению средней пенсии к средней заработной плате по стране
2. Отношению назначаемой в текущем году пенсии по выбранному случайным образом гражданину к его общей величине дохода до выхода на пенсию
3. Отношению числа пенсионеров к числу работающих
4. Отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию
40. С 1 января 2014г начался процесс реформирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) РФ. Выберите вариант ответа, который поясняет о чем идет речь:
1) До 2014г НПФ принадлежали государству, а с 2014г стали частными.
2) До 2014г НПФ были некоммерческими организациями, а с 2014г должны быть преобразованы в акционерные пенсионные фонды (т.е. должны сменить организационно-правовую форму).
3) До 2014г НПФ были частными (принадлежали физическим и юридическим лицам), а с 2014 года НПФ переходят под контроль государства (и капитал фондов формирует государство).
41. Срок исковой давности привлечения к ответственности физических лиц за совершение налогового правонарушения установлен Налоговым Кодексом РФ