бедный гений в мозгах застучался
Фёдор Клюев
Как-то, моя дочка сказала. Пусть у них лучше, зато у нас веселее.
Тем более, что никто нам здесь рая не обещал. Чтоб Россию понять, нужно жить с ней, а не в ней. Красиво сказал, меРЗаВеЦ!
Это цитата из любимого к/ф «Тема» реж. Глеб Панфилов, 1979г.
Всем очень рекомендую его посмотреть. он ещё и смешной.
Произведения
Избранные авторы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Фёдор Клюев
Как-то, моя дочка сказала. Пусть у них лучше, зато у нас веселее.
Тем более, что никто нам здесь рая не обещал. Чтоб Россию понять, нужно жить с ней, а не в ней. Красиво сказал, меРЗаВеЦ!
Это цитата из любимого к/ф «Тема» реж. Глеб Панфилов, 1979г.
Всем очень рекомендую его посмотреть. он ещё и смешной.
Произведения
Избранные авторы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Моё кино / CinEmotions
Thursday, 3 September 2009
Глеб Панфилов. «Тема» / Tema / The Theme (1979)
из статьи:
«Кульминацией панфиловской биографии считается «Тема», пролежавшая на полке с 1979 по 1986 год. В этом фильме многое было впервые. Впервые с экрана сказано о душе патентованного советского литератора. Впервые затронута тема политической эмиграции. Впервые, кажется, Михаил Ульянов сыграл не положительную роль. И впервые у Панфилова в центре сюжета был мужчина — писатель Ким Есенин. Впервые, наконец, режиссер не сумел обмануть цензоров. Зато когда «Тема» прорвалась на Берлинский фестиваль, она впервые принесла международное признание кинематографу перестройки. «Золотой медведь» был отдан Панфилову сразу и безоговорочно.
«Тема» — самая прямая, самая политизированная картина Панфилова. Именно поэтому она произвела в свое время столь сильное впечатление».
С Кимом – юная любовница Света (Наталья Селезнева), красивая и восторженная дурочка, изъясняющаяся скулосводящими штампами ( Вот она, Русь белокаменная! Корни, вот они, наши корни! )
И еще: «Я сам знаю, что давным-давно кончился и никогда больше не напишу ничего достойного».
Драматургов останавливает за нарушение правил книгочей гаишник, младший лейтенант Юрий Синицин (Сергей Никоненко) – принципиальный и развитой, безответно влюбленный в некую Александру. Есенин, болтая о министре внутренних дел, с которым выпивает, вызволяет машину и буяна Пащина из рук принципиального поклонника-гаишника.
Пащин разволновался: У нас водка есть. Литр не выпью, но отопью много.
Ким: Это Светлана.
Мария Александровна: Дочка ваша?
Ким (про себя) : Идиотка. (вслух) Это ученица моя.
«Любовь к Родине, к тем безграничным заснеженным просторам, которые так бережно и вдохновенно снимает камера Леонида Калашникова, к шедеврам древнерусской старины, к ценностям отечественной культуры звучит в «Теме» не через абстрактные понятия, а в человеческих судьбах, в конфликтном противостоянии мировоззрений, добра и зла, искренности и фальши, правды и лжи.» (из статьи «Нравственность есть правда»// журнал «Кино» (Литва). 1986. № 11. с.7)
Ким: Пошлость какая – этот прекрасный аппетит при постоянных размышлениях о смерти.
После «пошлого» обеда Ким отправляется в краеведческий музей по соседству, где, вполуха слушая экскурсовода, размышляет о ней и о туристах: Французы. Чего лопочут – не понимаю. Она умеет. Не заигрывает с иностранцами, не суетится. Молодец. Неужели местная? Не может быть! Наверняка из Москвы. Или из Ленинграда. Уж очень естественная – москвички так не умеют.
В противовес обласканному властями и современниками Киму – безвестный местный поэт Чижиков, о котором рассказывает так восхитившая Есенина экскурсовод (бесподобная Инна Чурикова).
Вернувшись вечером в дом к старой учительнице, Ким с удивлением видит там Сашу – она оказывается бывшей ученицей и воспитанницей «Марь Санны».
— Сашенька была в вас влюблена школьницей! – вещает Марья Санна. – В детстве знала многие ваши пьесы наизусть.
Ким пускается в циничные рассуждения: «я, герой романа, возник. »
Ким : Саша, а младший лейтенант Синицын стихи пишет?
Саша: К сожалению.
Подвыпившие старая учительница и молодая любовница буквально поют хором хвалу Киму Алексеичу – его «честным и нужным» пьесам.
Разговор заходит о том, над чем сейчас работает талантливый драматург: Киевская Русь. В основе будущей пьесы – «Слово о полку Игореве».
Марья Санна: Сложная тема. Сашенька, что ж ты молчишь?
Саша: Я плохо знаю Киевскую Русь.
Ким: А я совсем не знаю.
[…]
Света: Шекспир всё выдумывал!
Саша: Вы думаете. А может, Игорь авантюрист и зря загубил свою дружину?
Ким: Откуда вы знаете?
Саша: Читала. Русские летописи, например.
Ким : Знаете старославянский?
Саша: Да. Но вы, конечно, знаете об Игоре больше, чем я.
Ким (мысленно) : Права. Тут просто совпало – аванс и строительство дачи. (вслух) Шекспиру было легче.
Саша: Почему?
Ким: Он гений.
Саша: Гениям всегда труднее.
Ужин расстроен. Марья Санна бормочет: В него нельзя не влюбиться. В Кима Алексеича. Он похож на молодого Чехова.
Саша: В его возрасте Чехов уже десять лет лежал в земле.
Марья Санна: Возраст разный, а сущность схожая.
Саша непреклонна и спокойно-язвительна: В каком смысле? Что оба мертвы?
Пока он ждал Сашу, Кима попросили помочь могильщики – ведь дело было на кладбище.
Так спи же, труженица, с миром
Ты здесь, в могильной тишине.
Здесь шум берез, подобно лирам,
Петь будет гимн о вечном сне.
[примечательно, что в фильме оба слова «могильный» заменены на «подземный»]
Это он написал ночью, сидя на пожарной вышке, где он работал в старости и нищете пожарным наблюдателем.
Саша продолжает: К сожалению Александр Егорович имел слабость к водке. Культура в нашем городе утверждалась трудно, и он торопился.
Пора б нам выбраться из леса,
Хоть и тяжел нам новый путь.
Идти по эллипсу прогресса
И старый мир с себя стряхнуть.
Я как артист стою на сцене
В родной деревне, где рожден.
Как гладиатор на арене
Печальной думой возбужден.
Сын 19-го века, изжил я трех уже царей,
Три революции в полвека,
Но в нас всё вижу дикарей.
Остатки жизни доживаю я,
Искалеченный судьбой.
Друзья, вас к свету призываю,
Все – к свету молодой гурьбой.
Коряво и наивно, но как трогательно.
Дверь в дом Саши открыта, но никого нет. Побродив по квартире, Ким находит какие-то бумаги, читает:
«Жизнь каждого человека – неповторимая повесть. Почему не написать хоть раз о самом обыкновенном человеке? Сколько Бедных гениев – великих людей, обреченных на маленькую судьбу встречаем мы в нашей жизни? Сколько Чижиковых сгорает в нашей глуши? Они – пылающие костры, и в свете их загубленной жизни люди научаются честнее и лучше смотреть друг на друга».
Вдруг вернулась Саша – и не одна. Ким вынужденно притаился на кухне. Дальнейшее – разгадку Сашиного горя, основной эпизод фильма – мы видим глазами Кима, издали. Он узнаёт в собеседнике Саши похоронщика – могильщика, с которым столкнулся утром, дожидаясь Сашу.
Бородатый: Ну, вот, ты заговорила как они!
Саша: Куда ты едешь? Что общего у тебя с Америкой? Ты же там пропадешь. Ты же языка не знаешь толком!
Бородатый: Ты два знаешь, а что толку?
Саша: Ты же и в Америке со всеми переругаешься!
Бородатый: Между прочим, я еду в Израиль! По вызову. К дяде.
Саша: Неправда, ты туда не поедешь!
Бородатый: Поеду!
Саша: Нет, зачем ты врешь!
Бородатый: Заткнись!
Саша: Не уезжай, я умоляю…
Бородатый: Если бы ты любила меня, ты бы поехала со мной.
Саша: Я не могу, я не хочу, Андрей, милый!
Бородатый: Ну, вот ты и сделала свой выбор.
Саша: А если бы ты любил меня – ты бы остался. со мной. Миленький, я же там не смогу. Останься, я не смогу там, я пропаду. И ты пропадешь.
Бородатый: Ничего, я смогу, я там смогу! Я здесь не смогу. Здесь всё ложь!
Саша: Так ты что, туда за правдой едешь?!
Бородатый: Мне хоть там врать не придется.
Саша: Господи, какой же ты дурак!
Бородатый: Это ты дура!
Саша: Там не будешь врать?! Там не будешь жить, Андрей!
Бородатый: Я выживу… я выживу…
Саша: Нет, ты там пропадешь, от тоски умрешь!
Бородатый: Пусть я умру от тоски там, чем здесь от ненависти!
Саша: Опомнись, Андрей! Что ты говоришь?
Бородатый: Я здесь всё ненавижу. А ты предала меня!
из статьи: «На очередном кинофестивале в Москве летом 1981 года «Тема» была показана на закрытом просмотре для гостей фестиваля. Однако, по отзывам иностранных зрителей, трудно было понять, в чем же собственно конфликт фильма, оставались неясными причины драмы Бородатого и т. д. Короче говоря, картина не вызвала интереса гостей.
И это понятно. Это результат доработок и переделок фильма. Во-первых, изменили финал: тогдашние престарелые советские вожди, как известно, больше всего боялись смерти; изображение болезней и смерти на экране было категорически запрещено. Поэтому Панфилов снял несколько разных вариантов финала с намеком на выздоровление героя (подъезжает «скорая»). Но главная работа (уже без участия режиссера) шла над крамольной сценой диалога Саши и Бородатого.
Здесь был придуман поистине гениальный и новаторский трюк. Мне рассказывал работник мебельного цеха «Мосфильма», что к нему обратился сотрудник съемочной группы «Темы» с просьбой… дать табуретку.
«Какую еще табуретку? — удивился мой знакомый. — Ваша группа уже расформирована».
«Правильно, расформирована. Но мы сейчас проводим переозвучивание нескольких сцен. Падающая табуретка должна заглушить фразу «Лучше я умру от тоски там, чем от ненависти здесь».
«Но позволь, — все еще не сдавался мебельщик, — ведь фраза длинная, а табуретка упадет быстро».
«Ничего, — был ответ, — она у нас будет перекатываться».
Не знаю, с помощью ли пресловутой табуретки или какими-то другими способами произведено заглушение текста, но результат, как говорится, налицо: зрители, не знавшие, в чем дело, так ничего и не поняли!»
Навеяло! Наталья Ковалёва. Ящик мухоморов.
В фильме «Тема» Глеба Панфилова в противовес писателю
современнику Киму Есенину возникает образ безвестного
местного поэта
Чижикова.
О нём в фильме рассказывает экскурсовод музея Саша (Инна Чурикова).
«Жизнь каждого человека – неповторимая повесть. Почему не написать хоть раз о самом обыкновенном человеке? Сколько Бедных гениев – великих людей, обреченных на маленькую судьбу встречаем мы в нашей жизни? Сколько Чижиковых сгорает в нашей глуши? Они – пылающие костры, и в свете их загубленной жизни люди научаются честнее и лучше смотреть друг на друга».
Она детей крестьян учила,
тянула к свету их из тьмы.
За всё ж в награду получила
удел могильной глубины.
Так спи же, труженица, с миром
Ты здесь, в могильной тишине.
Здесь шум берез, подобно лирам,
Петь будет гимн о вечном сне.
Он страдал косноязычием. Бедный гений. Это он сам себя так назвал.
Это он написал ночью, сидя на пожарной вышке, где он работал в старости и нищете пожарным наблюдателем.
Как там живут, в надзвездном мире,
На Марсе и на Нептуне?
Мечты там есть ли о кумире?
И есть ли нищие в стране?
К сожалению Александр Егорович имел слабость к водке.
Культура в нашем городе утверждалась трудно, и он торопился.
Пора б нам выбраться из леса,
Хоть и тяжел нам новый путь.
Идти по эллипсу прогресса
И старый мир с себя стряхнуть.
Я как артист стою на сцене
В родной деревне, где рожден.
Как гладиатор на арене
Печальной думой возбужден.
Сын 19-го века, изжил я трех уже царей,
Три революции в полвека,
Но в нас всё вижу дикарей.
Остатки жизни доживаю я,
Искалеченный судьбой.
Друзья, вас к свету призываю,
Все – к свету молодой гурьбой.
Коряво и наивно, но как трогательно.
Прототипом А.Чижикова в фильме стал палехский
самодеятельный поэт Александр Ефимович Балдёнков.
Отрывочки из книги Ефима Вихрева
ПАЛЕХ
БЕРЕГ ПАЛЕШКИ
http://www.ruthenia.ru/sovlit/c/1023526.html
Ярославль. Верхне-Волжское книжное издательство, 1974год.
Так сказал и палехский поэт-самоучка, Александр Егорович Балденков, когда-то один из лучших мастеров-иконников, а потом спившийся большевик.
…Вот, например, колокольня. Она связана в моем представлении с именем трагического поэта Балденкова. Поэт был ночным пожарным наблюдателем и уже незадолго до смерти ползком поднимался по гнилым лестницам к колоколам, просиживая там до рассвета, мечтал, плакал о загубленной жизни, писал стихи. Про это свое колокольное убежище он и сказал как-то в своих «мемуарах»:
Там, под колоколами, услышав однажды собачий лай, он написал жуткие строки:
Так спи же, труженица, с миром
Ты здесь в могильной тишине.
Здесь шум берез, подобно лирам,
Петь будет гимн о вечном сне.
Мне сверх’естественное чуждо,
А идолов я сам писал.
Лай собаки вдруг, слышу, раздался,
И бессонный петух прокричал.
Бедный гений в мозгах застучался,
Сочинять я куплеты начал.
Целый день опосля этой ночи одиноко ходил я по Палеху, шепотом перечитывал написанные стишки и плакал оттого, что никто в мире не поймет, что это значит:
Бедный гений в мозгах застучался.
И все, о чем мечталось,
Уже сбылось,
И что не удавалось,
То удалось.
Отсталость наверсталась
Давным-давно.
Осталась лишь усталость.
Не мудрено!
Стихи Леонида Мартынова из Книги стихов «Первородство», цитируемые Кимом Есениным в фильме «Тема» по мнению критиков, перекликаются с судьбой бедного гения «Чижика».
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Иля Зильберман
«И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(Александр Пушкин)
«Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту;
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»
(Гавриил Державин)
«Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства».
(Николай Некрасов)
Что ж будет памятью поэта?
Мундир. Не может быть. Грехи.
Они оброк другого света.
Стихи, друзья мои, стихи.
(Александр Полежаев)
«Не собрал я этим летом Божьей жатвы,
Не писал благовествующих стихов,
Видел низость, суесловье, лживость клятвы,
Миллионы обезумевших рабов.»
(Константин Бальмонт)
«Есть в опыте больших поэтов
Черты душевности такой,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить черною тоской.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И сталкиваясь с ним в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.»
(Борис Пастернак)
«Я когда-то мечтал написать
гениально поэму.
По-сердечному просто, как будто бы
люди — родня,
Чтобы я человечески тронул
какую-то тему,
И чтоб все обратили внимание
на меня.»
(Дмитрий Урин)
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.»
(Анна Ахматова)
«В поте — пишущий, в поте пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Лёгкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение — Вдохновения!»
(Марина Цветаева)
«Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.»
(Шарль Бодлер)
Стихи,есть светоч
По средь серых буден.
Гостям,бывавшем на моей странице,
Шлю комсомольский пламенный привет.
Теперь не Аз я, и не единица,
Не гол,как сокол,дух окреп,не ветх.
В искусстве рифмы плесть,
Не надобно уменья.
Лишь стоит не варенье мухе сесть,
Тут и готово вам стихотворенье.
(Народный фольклор)
Уметь создать искусные куплеты,
Одним наитием тут дела не решишь.
Уж коли Велес не помог сложить сонеты,
В награду обретаешь с маслом шишь.
Если на руку медведь,
Как проснулся,наступил.
Слушай,стоит ли корпеть?
А надумал,знать сглупил.
Фиолетовы чернила
Не достойно расточать
И хотя желаешь страстно,
Лучше листья не марать.
Литературный дневник
Произведения
Избранные авторы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+