бедный я бедный человек апостол
Новый Завет
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то’, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Диагноз, который апостол Павел ставит самому себе, можно поставить абсолютно любому внимательному к своему внутреннему состоянию человеку: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Апостол указывает и на причину этого всеобщего парадокса: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Есть определенный риск понять слова апостола Павла как указание на довлеющую необходимость, на некий паралич воли, на то, что человек не свободен в выборе добра и зла. Но, конечно же, это не так. Любое действие требует внутреннего согласия. Именно поэтому слова апостола стоит понимать не как утверждение неизбежной необходимости греха, а как указание на всеобщую немощь воли, которая вполне сознательно уклоняется от доброго в сторону злого. В последствие мысль апостола Павла наша свое продолжение в христианском учении о ступенях образования страсти и внутреннего согласия на грех. Все начинается с так называемого прилога или приложения — это мысль о грехе, которая возникает в сознании помимо воли человека. Источником прилога может быть что угодно и на этой стадии нельзя сказать, что человек согрешил. Следом за прилогом идет то, что в аскетической литературе называется помыслом — интерес и сочувствие к прилогу. Скажем, мысль о том, что неплохо было бы испить холодненького пива в жаркий день сама по себе может быть совершенно случайной, есть сотни путей ее возникновения, но если начать об этом размышлять в позитивном ключе и предвкушать удовольствие, то это уже будет помыслом, от которого осталась буквально пара шагов до практической реализации. Первый из этой пары шагов именуется склонением к помыслу. Оно проявляется в том, что человек всецело сосредотачивает свое внимание на помысле. В нашем примере — на холодном светлом, возможно, крафтовом. Далее идет пленение — страстное помышление начинает господствовать над волей, человек совершенно забывает о неизбежных негативных последствиях греха и уже не может не искать путей практической реализации задуманного, и через какое-то время он обнаруживает самого себя с третьим бокалом в руке. Но начинается все с одной лишь мысли, которая продиктована в конечном счете лишь живущим в каждом из нас грехом. С ней — с первой мыслью — и нужно бороться с особым тщанием.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Бедный я человек
протоиерей Андрей Ткачев
Помнится мне одна простая и глубокая история об одной вдове, в молодых летах оставшейся одинокой. Женщина была красива, и многие добивались ее руки. Она же отвечала всем, что уже была замужем и намерена сохранить верность покойному супругу. Один богач более всех добивался ее, и в ответ на его неотступность она предложила ему своеобразную сделку. Женщина пообещала выйти за него замуж, если он выполнит одну ее просьбу, а именно: не будет есть и пить до тех пор, пока она не позовет его к себе. Что такое есть и пить для влюбленного человека? Каждый из нас, вспоминая период влюбленности, согласится, что мы готовы были лишиться всего в обмен на объект своих чувств. Богач с радостью согласился… В ожидании прошел один день, затем еще один. На третий день посланцы женщины пришли к влюбленному мужчине с предложением прийти к ней. Ослабевшего, под руки его привели в дом вдовы. «Чего бы ты хотел сейчас?» — спросила она. Мужчина попросил воды и хлеба. «Вот так и в будущем, когда страсть овладеет тобою, обуздай себя при помощи воздержания. А я желаю не выходить замуж более до смерти», — сказала мудрая женщина.
Действительно, блуд возможен только после насыщения и почти неизбежен после пресыщения. Отнимая у тела некую часть необходимого, мы убиваем гнездящиеся в нем страсти. Нужно отметить, что если мы не курим в пост, то это еще не жертва Богу, поскольку курение — не потребность естества. И если мы не смотрим телевизор или отказались от сладкого, то это тоже не совсем жертва. Жертва — именно в стеснении себя в необходимом (в стеснении, конечно, посильном и продуманном), в надежде на то, что воздержание в естественном вознаградится Богом подаянием сверхъестественных благодатных даров.
Победа над блудной страстью — это именно сверхъестественный благодатный дар. В человеке нет внутренних ресурсов для победы над этой страстью. Она — наш внутренний враг. Победа над ней — всецелое действие благодати. Философы древности умели отказываться от власти, топить в море сокровища, оставлять царский престол ради возделывания огорода, но похоть побеждать они не умели. Об этом неоднократно говорили Святые отцы, когда хотели показать, что победа над тщеславием или роскошью давалась и язычникам, а вот победа над блудом — только христианам2.
Месяцеслов христианских святых содержит множество имен людей, которые победили блуд, и молитвенное общение с которыми помогает человеку в этой борьбе. Назовем некоторые из них: Фомаида Египетская (убитая свекром за отказ в близости с ним), Моисей Угрин (изувеченный польской шляхтичкой за отказ на ней жениться), Иоанн Многострадальный Печерский (многолетно сжигавшийся блудной страстью и доходивший до того, что закапывал себя по пояс в землю на весь Великий пост). Конечно же, «христоносная страдалица» (Достоевский) — Мария Египетская. Есть и много других ратоборцев с этой труднопобедимой страстью. Призывание их имен на молитве — это бальзам на раны борющемуся и проигрывающему борьбу человеку.
Юношеский возраст — время особенно тяжелое. Переживший юность, по словам Феофана Затворника, оглядывается назад и благодарит Бога, как переплывший бурную реку. Опыта еще нет. Взыграние страстей особенно сильно. Нет доверия к авторитетам и голосам советующих. Ты один на один с врагами, умножающимися день ото дня. Как у Мандельштама:
Дано мне тело.
Что мне делать с ним.
Поэтому единственное, что хочется посоветовать, это не впадать в отчаяние от тех или иных юношеских падений, от горечи в душе, от болезненного чувства проигрыша, от всего того, что стоит за безуспешными попытками понять себя и обуздать себя. Бог милостив. Он — не такой, как мы, чтобы насмехаться над чужими ошибками или радоваться им. Он и покроет, и вразумит, и помилует. Но все постепенно, помаленечку. Так, чтобы сам помилованный и вразумленный не приписал своих исправлений себе, а только Единому Безгрешному.
Примечания:
1. Хочется обратить внимание читателя, что слова заповеди — не прелюбодействуй — касаются не только нарушителей супружеской верности. Ошибкой было бы полагать, что принятые нынче как норма добрачные половые связи чем-то лучше прелюбодеяния. Сущность блуда всегда одна, а поборникам «свободной любви» рекомендуем вспомнить слова Спасителя: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».
2. Если читатель возразит нам, что, дескать, буддисты или йоги тоже не блудят, то мы должны отметить, что разбор этих нехристианских учений не входит в нашу задачу сегодня. Мы (безусловно, знакомые с буддистами и йогами) в будущих номерах, возможно, раскроем демоническую суть их «воздержания». Оговоримся лишь о том, что начальник всех грехов — сатана — если уж приобщит кого-то к своей непомерной гордости, то бороть человека другими грехами для него нет уже никакой надобности. Он уже принадлежит ему.
Тема: Как понимать вопль апостола Павла «Бедный я человек!»
Опции темы
Как понимать вопль апостола Павла «Бедный я человек!»
Иногда в проповедях (устных или письменных), книгах и т.п. можно услышать или прочитать заявление о том, что апостол Павел, несмотря на своё апостольство, всё же был человек далеко не совершенный и страдал от сознания своего малосилия перед грехом и плотью. Обычно в таких заявлениях ссылаются на следующие места:
Рим.7; 18 «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Если исходить из этих стихов, то получается, по большому счёту, что апостол просто-напросто грешил, не больше, не меньше, хоть и страдал от этого внутренне. Хорошенькое заявление! Однако исследование жизни Павла и его посланий опровергают такой вывод, и утверждают обратное, т.е. что апостол достиг состояния полной победы над грехом и плотью. Почему же в вышецитируемом месте послания к римлянам апостол пишет о себе в таких мрачных тонах? Ответ может быть только такой: Павел говорит здесь от лица человека подзаконного, т.е. того, который узнал волю Бога через закон, но исполнить её не в состоянии по причине невозрождённости от святого Духа. Возможно, Павел имел в виду свой личный опыт в подзаконном состоянии. Суть не в этом, а в том, что познав благодать Иисуса Христа, Павел всё-таки достиг состояния победы над плотью и грехом. Вот некоторые места, НЕОПРОВЕРЖИМО подтверждающие это:
Буквально через 2 стиха после своего вопля «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Павел торжественно заявляет Рим.8; 2 «…потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.»
Рим.14; 14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.» В этом же послании Павел с уверенностью заявляет, что полностью чист.
1 Кор.9; 1 «Не Апостол ли я? Не свободен ли я?. » И опять – в более раннем послании Павел дерзновенно заявляет о своей духовной свободе, которая просто немыслима для человека, находящегося ещё в рабстве своей греховной плоти.
Гал.2; 19 «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» Послание к Галатам считается наиболее ранним, и тем не менее Павел уже в нём пишет о себе, как о сораспятом Христу. И в нём живёт Христос. А признаком живущего в нас Христа является «…тело мёртво для греха…»(Рим.8;10)
Гал.5;24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» Павел был не то что «Христов», а в высшей степени «ХРИСТОВ», будучи апостолом Христовым, каковых Бог поставил в Церкви «во-первых» (1Кор.12;28).
Иоан.8; 34 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Также Иисус в другом месте говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ясно, что подразумевается свобода от греха и плоти, не так ли? Так неужели величайший последователь и ученик Христа не познал всего этого?
Можно было бы поискать и найти ещё подобные места, но и этого, думаю, достаточно, чтобы сделать вывод о полной победе величайшего апостола Христова над грехом и плотью. А «жалоба» Павла на невозможность делать добро, как выше писалось, относится к тому времени, когда он был без Христа, под законом. Или вообще от имени подзаконного человека. Здесь нужно ещё учитывать своеобразие литературного языка Павла, в посланиях которого, по словам Петра, есть нечто неудобовразумительное. Одним словом – читая Павла, надо смотреть в корень (читать между строк), и делать выводы не на тёмных местах его посланий, а на ясных, которых великое множество.
Почему же находятся христиане, которые несмотря на предельно ясные аргументы о победной жизни апостола продолжают утверждать, что Павел всё же был в плену своего тела смерти? Даже будучи в расцвете своего апостольства. Ответ, по-видимому, в том, что так просто-напросто выгодно, и подобный взгляд помогает снисходительно относиться к своему плотскому состоянию. Мол, если Павел не мог справиться, куда мне, немощному…Давно подмечено, что человеку свойственно подстругивать истину в свою пользу. Но истина в том, что Иисус совершил Своё дело не для того, чтобы мы пребывали в нескончаемом состоянии «грешу и каюсь, каюсь и грешу», а чтоб в конце-концов вышли в состояние победителей, которые «наследуют всё» Откр.21;7. В числе таковых был и апостол Павел, и это несомненно. Поэтому лучше сознавать своё ещё далёкое от спасённости состояние, и прилагать усилия к достижению оного (своими усилиями и помощью благодати Святого Духа), и входить в него, пускай и не сразу, и в своё время услышать: «Войди в радость Господина своего», чем убаюкивать себя извращённым евангелием, ссылаться на несовершенство Павла – и всё это считать спасением, расслабиться и надеяться, что и так проскочим к Господу, ведь «Он ТАК милостив»,… ведь спасение «не по делам»… Но Туда не проскочишь. Вот что даёт нам дерзновение в день суда: Иоанн 4;17
«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.» Апостол Павел писал в Рим., что необходимо ПОСТОЯНСТВО в добром деле, а не периодичность. И подобных мест в Новом Завете великое множество. Утешительно? Скорее – убийственно для современного христианства и его теологии. Однако, как говорили древние – суров закон, но это закон. Другими словами – работы не початый край. Но Писание говорит также – что это возможно! Апостол Иоанн утверждает, что «заповеди Его не тяжки…» (в Духе Святом, разумеется. А ведь постоянное стяжание Духа и есть смысл жизни христианина, по словам Серафима Саровского). И кроме того – даже если слово Божье нас иногда и опечаливает, то это как раз благословение, ведь «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» Но, к сожалению, мы сегодня совершенно не желаем испытывать печали о грехах и плакать о них (блаженны плачущие), это для нас депрессия и негатив, а для некоторых даже «твердыни сатанинские».
Вот некоторые места Нового Завета об абсолютной взаимосвязи спасения со святостью и добрыми делами: (Мф.3;7-10, 5;8, 6;15, 7;2, 7;13-14, 7;21, 10;37-38, 11;12, 10;22, 10;32-33, 1Петр.1;17, 4;18, Рим.6;22, 8;1, 8;10, 2Кор.13;5, Галат.5;22-24, Флп.2;12, 1Тим.2;15, 4;16, 6;17, 2Тим.2;11-12, 2;19, Тит.2;11-14, Евр.3;14, 5;9, 6;11-12, 8;10, 10;22, 10;26, 10;36, 12;14, Откр.21;7-8, 21;27, 22;14-15) И это далеко не все места.
В заключение данного короткого исследования хотелось бы прокомментировать следующие слова апостола Павла, которые также могут быть использованы как аргумент о греховности Павла:
Флп.3; 12 «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»
Выше мы читали, что Павел сам о себе признавался, что чист и победил грех. Но осознание этого всё же не давало ему смелости признать себя достигшим Христа. Да так оно и было. Павел видел, что он ещё не достиг совершенства Иисуса, Его меры в Духе Святом, но это несовершенство не подразумевало фактов согрешений и господства плоти. По всей видимости Павел имел в виду такие высоты, которые мы по своей немощи и далёкости от истинно духовной жизни и вообразить не в состоянии.
Как понимать вопль апостола Павла «Бедный я человек!»
Иногда в проповедях (устных или письменных), книгах и т.п. можно услышать или прочитать заявление о том, что апостол Павел, несмотря на своё апостольство, всё же был человек далеко не совершенный и страдал от сознания своего малосилия перед грехом и плотью. Обычно в таких заявлениях ссылаются на следующие места:
Рим.7; 18 «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Если исходить из этих стихов, то получается, по большому счёту, что апостол просто-напросто грешил, не больше, не меньше, хоть и страдал от этого внутренне. Хорошенькое заявление! Однако исследование жизни Павла и его посланий опровергают такой вывод, и утверждают обратное, т.е. что апостол достиг состояния полной победы над грехом и плотью. Почему же в вышецитируемом месте послания к римлянам апостол пишет о себе в таких мрачных тонах? Ответ может быть только такой: Павел говорит здесь от лица человека подзаконного, т.е. того, который узнал волю Бога через закон, но исполнить её не в состоянии по причине невозрождённости от святого Духа. Возможно, Павел имел в виду свой личный опыт в подзаконном состоянии. Суть не в этом, а в том, что познав благодать Иисуса Христа, Павел всё-таки достиг состояния победы над плотью и грехом. Вот некоторые места, НЕОПРОВЕРЖИМО подтверждающие это:
Буквально через 2 стиха после своего вопля «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Павел торжественно заявляет Рим.8; 2 «…потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.»
Рим.14; 14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.» В этом же послании Павел с уверенностью заявляет, что полностью чист.
1 Кор.9; 1 «Не Апостол ли я? Не свободен ли я?. » И опять – в более раннем послании Павел дерзновенно заявляет о своей духовной свободе, которая просто немыслима для человека, находящегося ещё в рабстве своей греховной плоти.
Гал.2; 19 «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» Послание к Галатам считается наиболее ранним, и тем не менее Павел уже в нём пишет о себе, как о сораспятом Христу. И в нём живёт Христос. А признаком живущего в нас Христа является «…тело мёртво для греха…»(Рим.8;10)
Гал.5;24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» Павел был не то что «Христов», а в высшей степени «ХРИСТОВ», будучи апостолом Христовым, каковых Бог поставил в Церкви «во-первых» (1Кор.12;28).
Иоан.8; 34 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Также Иисус в другом месте говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ясно, что подразумевается свобода от греха и плоти, не так ли? Так неужели величайший последователь и ученик Христа не познал всего этого?
Можно было бы поискать и найти ещё подобные места, но и этого, думаю, достаточно, чтобы сделать вывод о полной победе величайшего апостола Христова над грехом и плотью. А «жалоба» Павла на невозможность делать добро, как выше писалось, относится к тому времени, когда он был без Христа, под законом. Или вообще от имени подзаконного человека. Здесь нужно ещё учитывать своеобразие литературного языка Павла, в посланиях которого, по словам Петра, есть нечто неудобовразумительное. Одним словом – читая Павла, надо смотреть в корень (читать между строк), и делать выводы не на тёмных местах его посланий, а на ясных, которых великое множество.
Почему же находятся христиане, которые несмотря на предельно ясные аргументы о победной жизни апостола продолжают утверждать, что Павел всё же был в плену своего тела смерти? Даже будучи в расцвете своего апостольства. Ответ, по-видимому, в том, что так просто-напросто выгодно, и подобный взгляд помогает снисходительно относиться к своему плотскому состоянию. Мол, если Павел не мог справиться, куда мне, немощному…Давно подмечено, что человеку свойственно подстругивать истину в свою пользу. Но истина в том, что Иисус совершил Своё дело не для того, чтобы мы пребывали в нескончаемом состоянии «грешу и каюсь, каюсь и грешу», а чтоб в конце-концов вышли в состояние победителей, которые «наследуют всё» Откр.21;7. В числе таковых был и апостол Павел, и это несомненно. Поэтому лучше сознавать своё ещё далёкое от спасённости состояние, и прилагать усилия к достижению оного (своими усилиями и помощью благодати Святого Духа), и входить в него, пускай и не сразу, и в своё время услышать: «Войди в радость Господина своего», чем убаюкивать себя извращённым евангелием, ссылаться на несовершенство Павла – и всё это считать спасением, расслабиться и надеяться, что и так проскочим к Господу, ведь «Он ТАК милостив»,… ведь спасение «не по делам»… Но Туда не проскочишь. Вот что даёт нам дерзновение в день суда: Иоанн 4;17
«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.» Апостол Павел писал в Рим., что необходимо ПОСТОЯНСТВО в добром деле, а не периодичность. И подобных мест в Новом Завете великое множество. Утешительно? Скорее – убийственно для современного христианства и его теологии. Однако, как говорили древние – суров закон, но это закон. Другими словами – работы не початый край. Но Писание говорит также – что это возможно! Апостол Иоанн утверждает, что «заповеди Его не тяжки…» (в Духе Святом, разумеется. А ведь постоянное стяжание Духа и есть смысл жизни христианина, по словам Серафима Саровского). И кроме того – даже если слово Божье нас иногда и опечаливает, то это как раз благословение, ведь «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» Но, к сожалению, мы сегодня совершенно не желаем испытывать печали о грехах и плакать о них (блаженны плачущие), это для нас депрессия и негатив, а для некоторых даже «твердыни сатанинские».
Вот некоторые места Нового Завета об абсолютной взаимосвязи спасения со святостью и добрыми делами: (Мф.3;7-10, 5;8, 6;15, 7;2, 7;13-14, 7;21, 10;37-38, 11;12, 10;22, 10;32-33, 1Петр.1;17, 4;18, Рим.6;22, 8;1, 8;10, 2Кор.13;5, Галат.5;22-24, Флп.2;12, 1Тим.2;15, 4;16, 6;17, 2Тим.2;11-12, 2;19, Тит.2;11-14, Евр.3;14, 5;9, 6;11-12, 8;10, 10;22, 10;26, 10;36, 12;14, Откр.21;7-8, 21;27, 22;14-15) И это далеко не все места.
В заключение данного короткого исследования хотелось бы прокомментировать следующие слова апостола Павла, которые также могут быть использованы как аргумент о греховности Павла:
Флп.3; 12 «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»
Выше мы читали, что Павел сам о себе признавался, что чист и победил грех. Но осознание этого всё же не давало ему смелости признать себя достигшим Христа. Да так оно и было. Павел видел, что он ещё не достиг совершенства Иисуса, Его меры в Духе Святом, но это несовершенство не подразумевало фактов согрешений и господства плоти. По всей видимости Павел имел в виду такие высоты, которые мы по своей немощи и далёкости от истинно духовной жизни и вообразить не в состоянии.