бегство петра в троице сергиеву лавру
Бегство петра в троице сергиеву лавру
Ехал по Свири Петр этот на судах, — только суда были большие, — и доехал он до порога Аисьей Головки, а тут были уж лошади приготовлены для тяги. Потянули первое судно, а оно на камень, да только как дело против воды было, то вреду не сделало. Тут доложили царю, что кабы не камень, так простору бы больше было и ход бы чистой был. Его царская милость сам смотрел камень и задумал поднять и отвалить в сторону. (…)
С помощью немногосложных инструментов и снастей, какие находились под руками, под личным наблюдением царя сделаны были под камень закладки, и он был поднят из воды; оставалось подложить подкладки, и камень был бы на подмостках; но дело все испортил один старик, крестьянин из деревни Важины, которому велено было подложить балки под камень, когда он будет на виду: старик оплошал, и камень, сорвавшись с веревок и цепей, юркнул в воду.
Император, от глаз которого не укрывалось никакое дело, заметил оплошность старика и в справедливом гневе изволил обозвать его из царских уст Лысой Головой.
С той-то поры и мужика звали Лысой Головой, да и порог стали называть Лысой Головой, а что теперь-то зовут Лисьей Головой — так это уж по забытью народ переменил.
Долго и безуспешно осаждали русские войска сильную крепость Орешек. Царь Петр употреблял все способы, чтобы поскорей овладеть твердыней (…).
Порешили усилить канонаду, направляя орудия преимущественно в один пункт, чтобы разбить стены и потом в образовавшуюся брешь направить штурмующие колонны.
Несколько дней стреляли беспрерывно. Наконец с батарей донесли, что стена разрушена. Русские возликовали и, так как дело было к вечеру, решили на следующее утро напасть на крепость.
Рано поутру Петр с другими военачальниками поднялся на холм взглянуть на бреши и был поражен, увидев, что разбитые стены стоят как ни в чем не бывало, даже будто новее стали.
Разгневался царь ужасно и хотел было всех пленных шведов предать лютой казни, но тут один из них выступил вперед и вызвался объяснить, в чем дело.
— Ваше величество, — сказал он, — русские войска уже не раз разрушали стены крепости, но мои соотечественники каждый раз пускались на хитрость. За ночь они сшивали рогожи, красили их под цвет камня и закрывали ими проломы в стене. Издали казалось, будто и впрямь новая стена выведена…
— Хорошо же, — возразил Петр, — мы перехитрим шведов.
Он приказал пленных отвести обратно в место, где они содержались, а войскам наделать побольше чучел из соломы, одеть их в солдатскую форму и разместить на плотах. Управлять плотами назначили нескольких человек охотников.
Незадолго до полудня плоты двинулись по Неве к крепости. Шведы открыли адский огонь. Множество плотов было разбито калеными ядрами, но уцелевшие подвигались все вперед и вперед. Ужас охватил мужественный гарнизон при виде надвигавшихся на них русских солдат, бесстрашно идущих под градом свинца.
Плоты приблизились… Обезумевшие от страха шведы поспешили вынести ключи и сдаться на полную волю царя. В то время как городские власти изъявляли русскому государю свою покорность, на крепостной башне пробило полдень. Петр снял шляпу и перекрестился.
В память взятия крепости Орешка с того самого дня и до сих пор ровно в полдень производится торжественный звон колоколов.
Когда Петр Первый воевал со шведом, под Полтавой когда был бой, поехал он с Москвы под Полтаву. Заехал по пути в Троице-Сергиевский монастырь к настоятелю под благословление. А ведь царь приехал, так сперва надо чайку попить, угостить царя игумену. Вот сидят они с игуменом за столом, ожидают, когда служка им соберет на стол. А в которой комнаты они сидели, были половики настланы или ковры, как там, и вот служка несет противень с чаем. Два стакана с чаем и водка, конечно, на подносе. Как он замешался в этих половиках да упал с подносом. Упал да разбил это все на подносе-то. Но не растерялся служка, а показывает на эти черепья и говорит:
— Так вот, императорское величество, сокрушите супостата.
Потом Петр Первый не забыл этого служку, и когда он разбил шведа под Полтавой наголову, и вот он возвратился обратно и этого служку с простых монахов сразу возвратил в архимандриты.
(…) Он (Петр Первый) победил шведа и разбил Карлу; Карло не знал, куды деться, и убежал в Англию. И пишет туда Петр Первый:
Бегство петра в троице сергиеву лавру
Настоящий сборник объединяет фольклорные прозаические произведения нескольких жанров: предания, легенды, бытовые сказки, авантюрные сказки и анекдоты. Весь материал связан с именем русского царя Петра Великого.
В приложении публикуется лубочная повесть о Петре и солдате.
Тексты почерпнуты из классических собраний устной народной прозы, редких изданий XIX и XX веков, лучших сборников нашего времени и архива кафедры фольклора МГУ им. М. В. Ломоносова.
Лубочная повесть о Петре Первом
Предание о том, как солдат спас Петра Великого от смерти у разбойников
Алфавитный указатель имен
Перечень использованных источников
Петр Первый в русских народных преданиях, легендах, сказках и анекдотах
Настоящий сборник объединяет фольклорные прозаические произведения нескольких жанров: предания, легенды, бытовые сказки, авантюрные сказки и анекдоты. Весь материал связан с именем русского царя Петра Великого. В Приложении публикуется лубочная повесть о Петре и солдате.
Тексты почерпнуты из классических собраний устной народной прозы, редких изданий XIX и XX веков, лучших сборников нашего времени и архива кафедры фольклора. МГУ им. М. В. Ломоносова (публикуются впервые).
Материал располагается по разделам, соответствующим тематическим группам. Жанровая принадлежность произведений внутри каждого из разделов различна. Различаются и время записи, и текстологические характеристики: наряду с аутентичными фольклорными текстами (дословно воспроизводящими речь рассказчика) есть пересказы и обработки собирателей и издателей прошлого. Источник каждого произведения, время и место записи, источники его известных вариантов, жанровая и текстологическая характеристики указываются в Комментариях. Для сказок указан и номер по существующим указателям сюжетов.
Важной и специфической особенностью сборника является включение в него нескольких вариантов самых распространенных сказочных сюжетов. Варианты отличаются друг от друга временем и местом записи, деталями сюжета, особенностями стиля и индивидуальной манеры сказочников. Расположенные подряд с соблюдением хронологии, они дают наглядное представление о подлинной жизни фольклора, его эволюции, о многоликости и единстве народной сказки.
Наряду с фольклорными текстами в сборник включены высказывания Петра I, взятые из современных ему и более поздних изданий, выдержки из работ историков.
Тексты воспроизводятся точно и, как правило, полно. При составлении унифицировались только орфография и пунктуация. Самые яркие особенности местных говоров, не препятствующие пониманию, сохранены, сложные слова объясняются в постраничных сносках. Произведениям, не озаглавленным в источниках, даются заглавия.
Сборник рассчитан на всех любителей старины и народного творчества.
У каждого народа знания и представления об историческом прошлом сохраняются письменно: в летописях, хрониках, документах, сочинениях авторитетных историков. Эти источники формируют и закрепляют в умах людей чаще всего одну — общепринятую, «официальную» — версию былого, которая и признается большинством людей как непреложная истина. Однако у каждого же народа существует и другая — устная, неписанная — история, хранимая и передаваемая по традиции от поколения к поколению, от дедов к внукам в преданиях, легендах, сказках, анекдотах. В этой истории есть свои герои и злодеи, свои причины и следствия, даже, случается, и хронология своя.
«Сказка!» — скажет иной читатель пренебрежительно, перелистнув страницы нашего сборника. Да, оказывается, история народа оживает и в сказке, таком несерьезном, по мнению многих современных людей, жанре фольклора. Но оживает она в каком-то особенном, преломленном виде. Взгляд людей на свою историю здесь очень избирателен и пристрастен: он проходит мимо крупных исторических событий — и останавливается на мелких, частных. Более того, фольклорный рассказчик додумывает, достраивает, изменяет своей фантазией историю, дополняя её желаемым. Судить о том, насколько достоверна устная историческая проза, чрезвычайно сложно, потому что правда во всех фольклорных рассказах тесно переплетается с вымыслом который может и не осознаваться самим рассказчиком.
История отражается в зеркале фольклора не прямо и точно, как на фотографии, но как на живописном полотне — сквозь призму оценок, идеалов, вкусов, пристрастий, творческих принципов самого художника.
Все произведения, вошедшие в сборник, объединяет одно — образ Петра I, с именем которого связывается все, что в них происходит. Немногие государственные деятели во всем мире удостоились такого поистине величественного нерукотворного памятника — стать героями фольклора. Устные народные рассказы о Петре I возникали еще при жизни императора, а после его смерти сформировали целый мощный поток. Даже по сей день их можно услышать и записать в разных уголках России, но больше всего — на русском Севере, где каждый камень помнит тяжелый шаг царя.
Почему же именно Петр I? Воображение людей разбудили неординарная, яркая личность и необычный для старого времени образ жизни этого царя, «работника на троне русском», великого и простого, императора «с топором в руках и трубкой в зубах». Благодарность многих поколений людей, добрую память в их сердцах и неугасающий живой интерес вызвали грандиозные дела этого преобразователя России, поднявшего её «на дыбы», дела, значение которых вышло далеко за пределы его эпохи и границы национальной истории. Все это послужило поводом для воплощения в русском фольклоре идеи «справедливого», идеального, то есть мудрого, демократичного и деятельного, царя. Вера в «справедливого» правителя, чрезвычайно живучая во все времена и у всех народов, — одна из разновидностей социально-утопических иллюзий. «Справедливый» царь наряду с «благородными» разбойниками, кладами, землей обетованной, «золотым» веком и т. п. мыслится как возможный способ достижения социальной справедливости, обретения счастья, довольства и покоя в этом мире.
Петр I как герой сказки, легенды, предания и анекдота, безусловно, отличается от своего реального исторического прототипа. Устная история, запечатленная в фольклоре, более добра и романтична, чем история, известная нам по письменным источникам. И образ Петра — идеализированный, цельный, почти лишенный внутренних противоречий.
Это царь-первооткрыватель и преобразователь многих сторон жизни; царь-герой, побеждающий внешних врагов; царь-труженик, многое умеющий делать своими руками, постоянно стремящийся к наукам и ремеслам и требующий того же от окружающих; царь-защитник и большой ценитель ума, находчивости, трудолюбия и здорового оптимизма в людях независимо от их рода и звания; царь, щедрый на награду и скорый на расправу; царь, обладающий необыкновенными свойствами и способный вступать в контакт с природной стихией и сверхъестественными силами.
События, о которых говорится в устной прозе, могут быть только приурочены к имени Петра как к имени очередного лица, отвечающего представлениям о «справедливом» царе. Так, другие герои-правители в мировом фольклоре тоже наказывают море плетью (сожжением), узнают свою судьбу у прорицателя, входят в контакт с природной стихией, убивают своих сыновей и т. п. Это могло случаться уже с персидским царем Ксерксом и Александром Македонским, царицей Тамарой и Карлом Великим, Фридрихом II и Иваном Грозным.
Годовщина спасения Петра I в обители Преподобного во время стрелецких мятежей
Обелиск на Соборной площади Лавры
В августе этого года исполняется 325 лет со времени (1689) прибытия царя Петра I с матерью и супругой в Троице-Сергиев монастырь [3]
Х[3] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. с целью спасения от мятежных московских стрельцов и своей сестры Софьи, правительницы Московского государства. В монастыре Петр пробыл до начала октября 1689 года.
Вот как рассказывают о перипетиях дворцовых интриг историки.
Царевна Софья Алексеевна
Мать Петра указывает разъярившимся стрельцам на икону Божьей Матери
Ещё публикации по теме
В Лавре прошли богослужения в память усекновения главы Предтечи и Крестителя Иоанна
20 июня проходит празднование Троицы
В Троицком соборе совершили малую вечерню с чтением акафиста Святой Троице
Добавить комментарий Отменить ответ
Контекстная справка
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него. подробнее.
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее.
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.
Петр 1 Великий
Самостоятельная творческая работа на тему:
«Великие люди России»
ученицы 205 группы ОЦ «Нива»
Показать влияние правления Петра 1 и его реформ на дальнейшее развитие Российского государства
Вступление
«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»
«Петербург основан на слезах и трупах»
«Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского!»
Так третий век спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой, Ключевский, Блок… Мнения крайние, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таково было его время. Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.
Детство Петра 1
Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева. После смерти его старшего брата, царя Федора Алексеевича, обостряется борьба между двумя боярскими кланами – Милославскими и Нарышкиными. 27 апреля толпа, собравшаяся в Кремле, выкрикивает царем сначала Петра в обход его брата, Ивана, а спустя месяц та же стрелецкая толпа, настроенная против родственников его матери сестрой Петра и Ивана, Софьей, подхватывает на копья бояр Матвеева и Долгорукого. Будущий император становится жертвой кровавой расправы. Партия Нарышкиных была отстранена от участия в государственных делах; Петр с матерью поселился в подмосковном селе Преображенском. Силой обстоятельств он был слишком рано предоставлен самому себе. С 1683 г. никем не руководящий он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Современники приписывали природной склонности пробудившееся еще в младенчестве увлечение Петра военным делом. Петр набирает из своих дворовых людей две роты, которые со временем развились в два батальона, человек по 300 в каждом. Они получили название потешных войск. Звание потешного стало особым чином.
Мало – помалу Петр проявляет интерес к технической стороне военного дела, ищет учителей, способных привить ему знания по математике, фортификации, токарном мастерстве, артиллерии. Постепенно военные забавы приняли нешуточный масштаб, и это стало вызывать беспокойство Софьи.
Бегство в Троицу
В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, которые сообщили ему о грозящей опасности со стороны Софьи. Царь бежал в Троице-Сергиеву Лавру. Неприступные стены монастырей во все времена служили надежной защитой от опасности. В тревожные времена за ними могли укрыться не только цари, но и посадский люд, крестьяне из ближайших деревень. В начале 12 века Троицкий монастырь выдержал 16-ти месячную осаду польско-литовских войск. Дал монастырь защиту и молодому царю. Но случилось то, чего не ждали ни в Москве, ни в Преображенском: Софья не смогла собрать стрельцов. В Москве началось великое шатание. В сторону Троицы стали уходить верные Софье бояре и стрелецкие полки.
Вот как описывает это время в своем романе «Петр Первый»:
Наружность, привычки, образ жизни Петра 1
Давайте посмотрим на наружность, привычки, образ жизни Петра.
Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач: постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу. Многие наверняка слышали сказку «Петр и кузнец»:
приезжает к кузнецу на лошади.
— Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую!
Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подаёт ему:
— Что, хороша, будет эта подкова?
Пётр Первый усмехнулся:
— Хороша, да не совсем!
— Она, — говорит, — слабая!
— Ну, не знаю, почему она слабая…
Тогда царь берёт в руки и разгибает эту подкову. Кузнец:
— Да, действительно слабая.
Берётся делать вторую
— Ну, а эта хороша будет?
И эту разогнул. Кузнец берётся третью делать. И третья готова.
— Ну, этой можно подковать, — сказал царь.
Кузнец сделал четыре подковы и подковал. Пётр Первый и спрашивает:
— Сколько тебе за подковы?
Он подаёт ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его:
— Да у вас и деньги фальшивые!
Пётр подаёт ему второй рубль. И второй сломал кузнец:
— Да дайте, — говорит, — мне деньги хорошие!
Пётр Первый вынимает двадцать пять рублей и подаёт ему:
— На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли… Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой?
— Я — Пётр Великий, ваш государь. Ну, так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты — его рубли!
— До свиданья, кузнец, ты — хороший молодец!
И после того кузнец его больше не видал.
Как описывает иноземный посол, одиннадцатилетний Петр был живым красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте. Но вероятно вследствие детского страха, пережитого во время стрелецкого бунта, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова, на лице появлялась судорога. При ходьбе он сильно размахивал руками. Торопливость стала его привычкой. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. С его рук не сходили мозоли. Успехи в ремесле поселили в нем уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Но выше всего он ставил мастерство корабельное. Современники считали его лучшим корабельным мастером в России. Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истинный моряк, которому морской воздух нужен был, как рыбе вода. Отсюда же, вероятно, происходит и его несокрушимый, истинный морской аппетит. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде.
Роскоши Петр не выносил. Ходил Петр в кафтане из грубого сукна, шерстяных заштопанных чулках, грубых ботинках на толстой подошве и фетровой треугольной шляпе. Когда Екатерина развернула перед ним великолепный наряд, приготовленный для коронации костюм, он рассердился. Схватил расшитое серебром платье, встряхнул и, указав на посыпавшиеся блестки, сказал: «Если их подмести, хватит на жалованье гренадеру».
Его семья жила скромно. Жена и царевны одевались бедно, в роскошных нарядах появлялись лишь на праздниках. Екатерина в письмах к Петру нередко называла себя «портомойкой», подчеркивая, что стирает мужу портки. Двор русского царя был самым малочисленным в Европе. Ограничив себя и своих близких во многом, Петр отдавал все силы и энергию служению Отечеству. Того же он требовал и от подчиненных. Но, как ни старался, традиционную коррупцию и казнокрадство даже среди своих приближенных изжить не смог. Они были основным источником их доходов, позволяли сколачивать огромные капиталы и жить в царской роскоши, недоступной Петру.
Создание Флота
Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью. Петр это прекрасно понимал. Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота.
Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.
Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.
Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).
Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армии и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.
После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.
Строительство города на Неве
Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.
Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву,мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.
В конце жизни, осматривая работы на Ладожском канале и довольный их ходом, он говорил строителям: «Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». Он мечтал, пользуясь речной сетью России, соединить все моря, примыкающие к Русской равнине, и таким образом сделать Россию торговой и культурной посредницей между двумя мирами, Западом и Востоком, Европой и Азией.
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…»
Так восхваляет этот город великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
Заключение
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.
Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?
Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.
В духовной жизни побеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.
Результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла собой военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства.
Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.
Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?
· В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат, который являлся высшим государственным органом страны, осуществлял руководство и контроль над всеми учреждениями.
· В гг. проведена реформа центральных учреждений: вместо почти 50 приказов были созданы 10 коллегий, ведавшими всеми областями жизни страны.
· В 1721 г. в результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, а во главе церкви поставлен святейший Синод, т. е церковь поставили под контроль царя.
· В результате военной реформы были созданы регулярная армия и военно-морской флот.
· В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника.
· В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.
В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако рутинная техника и крепостнические отношения в сельском хозяйстве задерживали рост производительных сил. Такая оценка реформ Петра тоже имеет право на существование.
И даже многие просчеты в реформах, которыми Петр 1 славен не меньше, чем победами своими, не могут умалить в глазах наших историческую значимость этого, без сомнения, великого человека.
Список источников информации
1. «Исторические портреты» 1991г.
2. «Полководцы России» 2005г.
3. «Петр Первый» 1985г.
4. – Поэмы (том второй) 1986г.
5. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2005г.
Оглавление
Бегство в Троицу. 3
Наружность, привычки, образ жизни Петра 1. 4