бехтерева о возможностях мозга человека
Бехтерева о возможностях мозга человека
С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.
На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.
В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.
Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.
В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.
Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].
По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.
В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.
В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].
Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.
В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.
Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.
Как тренировать мозг и не дать себе деградировать в любом возрасте — объясняет Наталья Бехтерева из Института мозга человека РАН
Подписаться:
Поделиться:
Что такое деградация мозга и нейропластичность?
Деградация мозга — это утеря им определенных навыков и невозможность адаптироваться к изменениям. Для того, чтобы поддерживать адаптацию, необходима нейропластичность. Нейропластичость — способность мозга на протяжении всей жизни менять свою структуру, функции или нейронные связи в ответ на внутренние или внешние раздражители и в ответ на опыт.
В классической нейробиологии мозг взрослого человека представлялся неизменной машиной — удивительно точной, как часы в закрытом корпусе. У каждой детали было свое предназначение, ни одна из них не могла быть заменена или отремонтирована. Машине было суждено работать в неизменном ритме, пока ее шестеренки со временем не выйдут из строя. Традиционно считалось, что период пластичности мозга ограничен короткими отрезками времени на раннем этапе нашего развития. Примеры, показывающие обратное, существовали всегда, но долгое время считались всего лишь исключениями! И только относительно недавно ученые начали приходить к более полному пониманию различных механизмов, которые способствуют продлению временных окон пластичности нашего мозга и к тому, что мозг постоянно меняется и постоянно формирует новые нейронные связи.
Как мозг меняется под воздействием нового опыта?
Важная функция нейропластичности заключается в том, что позволяет нейронам (нервным клеткам головного мозга) компенсировать травмы и болезни, то есть перераспределять функции, формировать новые связи и, по некоторым данным, регенерировать. А также корректировать свою деятельность в ответ на новые ситуации или изменения в окружающей среде. Обнадеживающе выглядят последние исследования, которые показывают, что в различных клетках мозга возможно не только восстановление утраченных функций и связей, но и образование новых. К хорошим новостям можно отнести и появление научных данных о возможном нейрогенезе у взрослых людей. Нейрогенез – это многоступенчатый процесс образования новых нервных клеток во взрослой нервной системе. Вопрос по-прежнему спорный и ученые не пришли к единой позиции, но существуют данные об активном нейрогенезе в амигдале, префронтальной коре, гипокампе и мозжечке. Эти четыре отдела нашего мозга отвечают за большую часть памяти.
Сейчас ведутся активные работы по изучению роли нейропластичности в лечении психических заболеваний. Например, в когнитивно-поведенческой психотерапии есть ряд инструментов, направленных на перестройку нейронных связей для борьбы с тревогой, стрессом или депрессией. Помимо психотерапии перестроить нейронные связи способны фармакологические препараты и электростимуляция головного мозга.
Например, описан случай, когда женщина с повреждением вестибулярной системы внутреннего уха (она отвечает за чувство нашего равновесия) чувствовала себя так, словно постоянно находилась в свободном падении — как купальщица в океане, которую затягивает прибой. В лаборатории неврологии на поверхность языка пациентки прикрепили электроды. Устройство, подключенное к компьютеру, заменяло поврежденную вестибулярную систему женщины внешней системой, посылая соответствующие сигналы в ее мозг через язык. После года сеансов электростимуляции мозг пациентки перенастроил себя, чтобы с помощью нового контура обойти поврежденную систему, и больше эта процедура ей была не нужна.
Другой пример — пациенты, которые при лечении последствий инсульта восстанавливают движения в обездвиженной руке или ноге. Функции пораженных в результате инсульта участков мозга переходят в здоровые области, когда они учатся вновь писать или печатать на компьютере. Еще один интересный случай — фантомные боли у пациента с отсутствующей рукой, которая тем не менее чесалась и мучила его. Нейробиологи обнаружили, что клетки мозга, которые когда-то получали данные от руки, теперь отвечают за лицо человека. И если почесать щеку, то зуд на отсутствующей руке проходит. При мучительных «фантомных» болях используются специальные упражнения, с помощью которых происходит реорганизация поврежденных цепей, и иллюзия боли исчезает.
Исследователи проводили не менее интересные исследования нейропластичности и со здоровыми людьми. Например, у испытуемых, которые учатся играть на фортепиано, появляются характерные изменения в электрической активности мозга. Когда они сидят перед музыкальным инструментом, прослушивают композицию и думают о том, чтобы сыграть такие же ноты, в мозге происходят те же изменения, что и у участников, которые в действительности играют на фортепиано. Это виртуальное воплощение реальности, надежная количественная оценка силы мысли.
Правда, что наш мозг ленив?
Существует мнение, что наш мозг ленив, но на мой взгляд, это не совсем так. Он удивительно рационально пытается расходовать свои ресурсы и использует намного больше информации для принятия решений, чем мы осознаем. В стремлении эффективно расходовать энергию и оптимизировать действия, мозг создает так называемые программы или шаблоны, по которым привычно действует – устойчивые нейронные связи. Они позволяют нам выполнять ряд действий на автомате. А нейропластичность позволяет эффективно адаптироваться к изменениям.
Интересный факт: чем чаще мы пользуемся шаблонами для действий, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозге. Их основная функция — вырабатывать ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга. Этот нейромедиатор играет важнейшую роль в таких процессах как память и обучение.
Доводя привычные действия до автоматизма, мы получаем навык (как нам кажется) одновременно выполнять и другие действия — читать, слушать музыку, отвечать на почту. По дороге домой нам не нужно думать о нашем маршруте и окружающей обстановке — мы найдем путь с закрытыми глазами. А в любимом ресторане не приходится выжимать из себя ацетилхолин и размышлять над тем, что взять на обед — мы уже знаем все плюсы и минусы кухни. За натянутой улыбкой друга мы сразу же почувствуем неладное, и нам не потребуется особенно напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы с нуля.
Как тренировать мозг и поддерживать нейропластичность?
Когда я была подростком, моя бабушка Наталья Петровна Бехтерева рассказывала, что никогда не пользуется ежедневниками, потому что тренирует мозг. Когда ей было 80 лет, она освоила компьютер и интернет. Если вы все время решаете задачу одним и тем же образом, то при столкновении с новой будете не готовы ее решить – вы будете применять или старые знания, то есть пытаться открыть замок не нужным ключом, а тем, который у вас уже есть. Или просто спасуете. В тоже время жизнь ставит перед нами все новые задачи — для успешной адаптации важно поддерживать нейропластичность головного мозга. Наверняка, большинство из вас занимается спортом, а поддержание нейропластичности, как показывают исследования — это такой же спорт, но для мозга.
Для формирования новых нейронных связей и для профилактики деградации важно, чтобы ваш организм и головной мозг находились в ресурсном состоянии. Сложно развиваться, делать что-то новое, включать осознанность, если ваше физиологическое состояние неудовлетворительно. Как бы это банально не звучало, крайне важно правильно питаться, достаточно спать – 7-9 часов по рекомендации National Sleep Foundation, особенно после 40 лет, (сон важен для эффективной работы памяти и эффективного обучения), употреблять достаточное количество воды, и получать достаточное количество кислорода – проветривать помещение и гулять на свежем воздухе. Это необходимые элементы для хорошей работы мозга. Так же за последнее время проведено множество исследований, которые говорят о том, что 20-25 минут физической нагрузки в день благоприятно влияют на нейропластичность. Это происходит за счет нормализации уровня гормона кортизола. При стрессе он, напротив, повышается и негативно сказывается на нейропластичности.
Для тренировки нейропластичности мозга следует самостоятельно ставить перед собой новые интересные цели — например, старайтесь брать в работу не только привычные задачи, которые фактически делаются вами на автопилоте, а такие решение которых потребует находить новые пути.
Самый простой и доступный совет — ищите новые маршруты для привычной дороги домой и на работу, находите новые любимые места в городе. Я много лет назад взяла за правило регулярно пробовать новые блюда – как в ресторанах, так и дома.
Чаще всего мы слушаем привычные треки, потому что можем с помощью них испытать знакомые эмоции. Здесь тоже работает механизм привычных нейронных связей — любимые песни становятся хорошим способом войти в ресурсное энергетическое состояние. Это отличный механизм, однако стоит искать баланс и осмыслять новые музыкальные композиции.
Конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми все просто и понятно. Важно уметь расслабиться и вести себя в компании близких привычных образом. Однако в выстраивании близких отношений тоже важно соблюдать баланс. Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на образ мышления. Иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных людей, меняем точку зрения, набор интересов, видим то, что было для нас недоступно и получаем массу новых впечатлений.
Медитация является отличным и уже научно-подтвержденным методом профилактики деградации мозга. За последнее время проводилось множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи нейропластичности и медитации. Результаты показывают, что практика осознанного дыхания и медитации вызывают реальные физические изменения в головном мозге – увеличивается объем серого вещества. Другие исследования сопоставляли данные об объеме серого вещества в головном мозге людей медитирующих и контрольной группы участников, никогда этим не занимавшихся. Как правило, с возрастом объем серого вещества у людей уменьшается, однако ученые пришли к выводу, что у медитирующих он сохраняется на прежнем уровне.
Вы удивитесь, но важным шагом в профилактике деградации мозга станет отказ от привычки все критиковать! Зачастую критика окружающего мира и людей — это сопротивление изменениям. Попробуйте принять эти перемены и связанные с ними раздражения, тем самым мотивируя свой мозг адаптироваться новой реальности. Тоже самое относится и к ярлыкам, которые мы вешаем на людей. Отслеживая свои реакции и недовольство изменениями в привычных сценариях, вы получаете сигнал о «затвердевании» вашего мозга.
Попробуйте упражнения по смене шаблонов, которое затрагивает пять органов чувств. Их можно выполнять без специальной подготовки, в любое время суток и в любом месте. Например, начните день не так, как вы его обычно начинаете. Поставьте другую мелодию на будильник и заварите чай вместо кофе. Стойкую ассоциацию с запахом последнего можно перебить ароматами для дома и периодически менять их для обновления восприятия. Задействуйте тактильные ощущения и пространственную память в привычном месте: попробуйте позавтракать в тишине, если привыкли слушать музыку, или смотреть в окно, а не в монитор.
Если у вас насыщенный график и нет желания кардинально менять привычные вещи, можно посмотреть на них по-другому. На полке или столе рядом с вашим рабочим местом наверняка есть предметы, которые стоят там давно — будь то календарь, статуэтка или фотография в рамке. Переверните их вверх ногами или переставьте. Как это действует на наш мозг? При взгляде на вещь логическая часть мозга моментально обрабатывает информацию, а затем подключается абстрактное мышление. Если мозг определил предмет как знакомый, то ему не нужно активизировать мыслительный процесс: вещь становится «частью пейзажа» и человек не обращает на нее внимания. А вот непривычная картинка требует дополнительных нейронных ресурсов. Такая реорганизация внесет эффект новизны и позволит сломать шаблон мышления.
Исследования показывают, что чтение снижает уровень стресса на 68 %, что более эффективно, чем прослушивание музыки (61%), чаепитие (54%) и прогулка (42%). При этом, чтобы снизить уровень стресса у участников исследования, потребовалось всего 6 минут. При этом чтение является более сложной задачей с нейрофизиологической точки зрения, чем речь или обработка изображений. Считается что части мозга, которые развивались для других функций, таких как зрение, язык и ассоциативное обучение, соединяются в определенную нейронную цепь для чтения. Это очень сложный и уникальный процесс! Его можно сравнить с игрой симфонического оркестра в реальном времени — разные структуры мозга, как разные музыкальные инструменты, работают вместе, чтобы максимизировать нашу способность декодировать письменный текст перед нами. Читая новые книги, вы формируете новые нейронные связи и создаете новые конструкты и шаблоны поведения. Даже когда вы читаете эти слова, ваш мозг расшифровывает серию абстрактных символов и синтезирует результаты в сложные идеи. И в следующий момент вы уже сможете видеть мир немного по-другому.
Эта работа требует определенного фокуса внимания и работы над собой, в то время как мозг, конечно же, хочет выбрать путь полегче. Представьте себе бетон, который быстро застынет, если его не мешать. Так же и с мозгом. Специалисты советуют применять различные техники для активизации нейропластичности. На формирование новых нейронных связей позитивно влияют чтение, игра на музыкальных инструментах, путешествия и рукоделие, которое задействует мелкую моторику. Выбирайте занятия, которые доставляют вам удовольствие, и уже через неделю «тренировок» можно отметить изменения в восприятии, настроении и скорости мышления. Но опять же, привычные сценарии дают нам ощущение стабильности и снижают чувство тревоги, поэтому старайтесь находить и соблюдать баланс между знакомым и новым в вашей жизни.
Академик Н. БЕХТЕРЕВА.
ХХ век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса и век кровавый. Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека.
ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек как индивидуум уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек как член общества имеет еще мало «профита» и для себя и для общества, что связано в большой мере с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод достижений в изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и обучения форму.
ХХ век унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга (Сеченов, Павлов), в том числе и мозга человека (Бехтерев). Комплексный метод изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес и наиболее крупные достижения в познании принципов и механизмов работы мозга человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.
Возможности мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия (или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя.
Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? И что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть, и запреты?
Таким образом, сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.
Жизнь столкнула меня с группой лиц, которые под руководством В. М. Бронникова обучаются многому, в частности видеть с закрытыми глазами. «Мальчики Бронникова» получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего способности к альтернативному (прямому) видению. При объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. «Условно-патологические», по-видимому, в условиях собственных, специальных мозговых механизмов защиты.
Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса, о чем здесь идет речь? Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет, и болезнь и многое, многое другое.
В случае, о котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета или, если хотите, как механизм «локального невроза». Но если о матрице памяти в мозге ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти как к главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье и болезни, в старом варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас.
Сейчас на вопрос «всегда ли» ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности.
И все же, хотя память есть базисный механизм обеспечения возможностей и сверхвозможностей, ни талант, ни тем более гениальность только к ней не сводятся. Вспомните хотя бы книгу отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии «Большая память маленького человека».
Когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучения по методике В. М. Бронникова, ни она, ни мы не представляли себе трудность, трудоемкость учения как плату за желаемый результат.
Какая хорошенькая сейчас Лариса! Как распрямилась, повеселела, как она верит в новое для нее будущее.. Даже страшно! Ведь она еще не дошла до того удивительного умения видеть без помощи глаз, которое нам демонстрируют более «старые» ученики Бронникова. Но она уже очень многому научилась, и об этом нужен специальный рассказ.
У нас в запасе методов исследования были еще сверхмедленные процессы, их различные соотношения и так называемые вызванные потенциалы. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.
Так о чем же здесь идет речь, к чему нас подводят наблюдавшиеся факты?
По мере продвижения от физиологического процесса к патологическому его запретительная функция выступает все ярче.
Механизмы работы мозга должны и далее интенсивно изучаться. На мой взгляд, известным на сегодня физиологических закономерностям, в том числе и приведенным здесь, уже должно быть найдено место в преподавании человековедения или, проще, предмета: «познай самого себя».
Работа выполнена по гранту поддержки научных школ № 00-15-97893.