бэкон учение о субстанции
Бэкон учение о субстанции
Вопрос о субстанции представляет собой, главным образом, вопрос о бытии – ядро метафизики. Согласно античной метафизике, субстанции многочисленны, многообразны и иерархически упорядочены, и Декарт высказывался в пользу многообразия субстанций. В «Основах философии» он определил субстанцию как «вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме нее самой». Однако понимаемая так субстанция может быть только высшей реальностью, Богом, ведь созданные вещи не могут существовать, если их не поддерживает могущество творца. Тогда Декарт ввел второе понятие субстанции, и, следовательно, поддерживая концепцию множественных аналогичных субстанций, согласно которой все как материальное, так и духовное, также может считаться субстанцией, «поскольку является реальностью, нуждающейся для своего существования только в участии Бога». Двусмысленность Декартова решения очевидна, так как нельзя, будучи последовательным, утверждать, что: а) субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой; б) субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи Бога. Формально эти два определения исключают друг друга.
По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Бог является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой», а также «все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности».
Бэкон же говорил о том, что субстанция, качество, действие, пассивность и даже бытие не являются точными понятиями, еще менее таковы тяжелое – легкое, густое – редкое, влажное – сухое, порождение – разрушение, притяжение – отталкивание, элемент, материя – форма и т.д.; это все выдуманные и плохо определяемые понятия. «Цель нашей науки в том – пишет Бэкон – чтобы открывать не аргументы, а искусства, не следствия, вытекающие из сформулированных принципов, но и сами принципы».
Р.Декарт и Ф.Бэкон о методах научного исследования. Учения о субстанции в философии Нового времени
Познанию природы мешают идолы, находящиеся в сознании людей, т.е. искаженные образы действительности. Ф. Бэкон различает 4 вида идолов: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.
К идолам рынка или площади относятся ложные представления людей, связанные с неправильным употреблением слов. Люди вкладывают разный смысл в одни и те же слова, что ведет к пустым спорам, отвлекая их от изучения мира и его правильного понимания. Идолами площади Ф. Бэкон называет их потому, что в Средние века люди занимались пустыми словопрениями на площадях и рынках городов, где собиралось много народа.
Следовательно, главной частью философии Ф. Бэкона является учение о методе. Метод способствует новым открытиям, увеличивает власть человека над силами природы и ведет его к счастью. Познание начинается с чувственных восприятий, которые нуждаются в экспериментальной проверке.
Отсюда следует, что «Я» есть мыслящая субстанция.
Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного исследования.
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.
Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.
Экзаменационный билет №12
Вопрос 1.
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник – человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Однако. Есть критерии оценки культуры. Они вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через сознание и использование различных культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической системой.
Первая форма культуры – миф. Сущность мифа в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает единичной формой, то это приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую систему от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.
Вторая форма культуры – религия, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. В отличие от мифа. Здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил или страстей.
Третья форма культуры – искусство. Искусство есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни. Искусство создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Поскольку к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (т.е. определенные материальные ценности, чрезвычайно разнообразны по своей материальной форме) и способы, средства, методы самой человеческой д деятельности, также очень разнообразны, однако уже имеющие не материальную, а духовную форму, то различают культуру материальную и культуру духовную.Материальная культура охватывает разнообразный круг вещей, в среде которых, собственно, и протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом Во материальной культурой понимают сукупнис во любых материальных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории, сохранившихся доныне К материальной культуре относят: орудия и средства производства, технику, технологию; культуру труда и производства; материальная сторона быта; материальная сторона окружающей средыща.К духовной культуре относится сфера производства, распределения и потребления самых духовных ценностей Отрасль духовной культуры включает все результаты духовной деятельности человечества: науку, философию, искусство, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и управления.
Вопрос 2.
НИКТО ЕГО НЕ СДЕЛАЛ И ПЕРВЫЙ ВОПРОС В ЭТОМ БИЛЕТЕ ТОЖЕ НЕ ДО КОНЦА )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Экзаменационный билет № 13.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 638 ; Мы поможем в написании вашей работы!
19. Учение о субстанции в философии нового времени (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Вопрос о субстанции представляет собой, главным образом, вопрос о бытии – ядро метафизики. Согласно античной метафизике, субстанции многочисленны, многообразны и иерархически упорядочены, и Декарт высказывался в пользу многообразия субстанций. В «Основах философии» он определил субстанцию как «вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме нее самой». Однако понимаемая так субстанция может быть только высшей реальностью, Богом, ведь созданные вещи не могут существовать, если их не поддерживает могущество творца. Тогда Декарт ввел второе понятие субстанции, и, следовательно, поддерживая концепцию множественных аналогичных субстанций, согласно которой все как материальное, так и духовное, также может считаться субстанцией, «поскольку является реальностью, нуждающейся для своего существования только в участии Бога». Двусмысленность Декартова решения очевидна, так как нельзя, будучи последовательным, утверждать, что: а) субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой; б) субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи Бога. Формально эти два определения исключают друг друга.
По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Бог является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой», а также «все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности».
Бэкон же говорил о том, что субстанция, качество, действие, пассивность и даже бытие не являются точными понятиями, еще менее таковы тяжелое – легкое, густое – редкое, влажное – сухое, порождение – разрушение, притяжение – отталкивание, элемент, материя – форма и т.д.; это все выдуманные и плохо определяемые понятия. «Цель нашей науки в том – пишет Бэкон – чтобы открывать не аргументы, а искусства, не следствия, вытекающие из сформулированных принципов, но и сами принципы».
21. Гносеология д. Локка: понятие «первичных качеств», теория абстракций
Джон Локк (29 августа 1632) английский философ. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете.
В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.