белая троица в твери официальный сайт
Собор «Белая Троица»
История и описание
Богослужения в храме проходят постоянно:
Собор «Белая Троица» или Троицкая церковь в Затьмачье — самое древнее из сохранившихся каменных зданий и самый старый из действующих храмов Твери.
Храм выстроил в 1564 г. на свои средства Гаврила Андреевич Тушинский как вклад в Троице-Сергиеву лавру. Он принадлежал к числу тех московских купцов, которых переселяли в другие города в XV — начале XVI в. Имя ктитора сохранилось в памятной надписи на западной стене храма. Свое название «Белая Троица» собор получил, по-видимому, из-за цвета крыши или стен.
Храм неоднократно перестраивался. Южный его придел (Николая Чудотворца, с XVII века — Введенский) построен тверским купцом П.Д. Ламиным. В 1787 году пристроена трапезная с Ефремовским приделом, в 1812 году — двухъярусная колокольня, в 1864-1867 годах — придел Татианы и Арсения, епископа Тверского, в 1878 году надстроен третий ярус колокольни и шатровый верх. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 года и 1860-х годов приобрел 7 глав. До настоящего времени сохранился четверик основного объема XVI века.
В основе храма лежит массивный четверик, увенчанный пятью главами (барабаны глав световые, две глухие главы над пределами), стены расчленены плоскими лопатками по три прясла каждая, с восточной стороны три пониженных апсиды.
Под главами храма имеются 2 свода, посредине между ними устроены 3 потайных помещения, служившие, как предполагается, для сохранения в них церковной утвари и в качестве убежища для жителей при нападении неприятеля.
Троицкий собор — единственный храм в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период. С 1944 по 1990-е годы храм был кафедральным собором Тверской епархии.
В соборе сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII века, настенная живопись конца XVIII — начала XIX веков и несколько древних икон: образ Святой Троицы — XVI века, Николая Чудотворца «с деяниями», икона «Небесная сень» — XVI века, старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.
Белая троица в твери официальный сайт
Таинство Исповеди совершается перед Причастием
С какого возраста необходимо исповедоваться?
До семилетнего возраста младенцы причащаются без приготовления и без исповеди. Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. С этого момента человек считается способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве исповеди.
Как проходит Таинство Исповеди?
Исповедь начинается с молитв, которые обычно совершаются одновременно для всех исповедников: «Благословен Бог наш…», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш», покаянный 50-й псалом, «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», …, «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго…» и др. Это помогает подготовиться к личному покаянию и почувствовать свою ответственность перед Богом, свою личную связь с Ним.
После этого начинается беседа священника у аналоя с каждым исповедником отдельно. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием.
После того, как мы покаялись в своих грехах, священник читает разрешительную молитву. При этом сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом, Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.
Как часто надо исповедоваться?
Исповедоваться надо как можно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями по исправлению собственной жизни.
Рекомендации священника по Таинству Исповеди
В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства и нашим помощником в этом деле.
Необходимо проанализировать всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Грехи, которые были сделаны вами, можно записать на бумажку. Необходимо помнить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Прийти на исповедь и сказать священнику, что мы «ничего плохого не сделали», это то же самое, что признать — мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Покаяние должно быть непринужденным и совершаться по собственной воле.
Опасна для духовной жизни как формальная исповедь, так и излишнее самокопание в своей душе, когда человек начинает казнить и мучить себя по пустякам. Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства и подробности своих грехов. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным.
Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью, здесь прослеживается нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.
Чтобы наше покаяние было угодно Богу, оно должно быть искренним, правдивым, проникнуто смирением и страхом Божьим. На исповеди мы не должны: исповедоваться в чужих грехах; говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем; рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами; что-либо утаивать.
Опыт наблюдений и борьбы со страстями и грехами позволил свести их в известные схемы. Наиболее распространенная схема принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям:
1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие, 8) гордость.
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Все права защищены.
Белая троица в твери официальный сайт
Иконостас нашего собора сооружен согласно всем канонам храмового зодчества. Своей величественностью он привлекает взоры прихожан во время богослужения, настраивая их на молитвенный лад.
Первый, нижний ряд иконостаса называется местным, поскольку иконы, расположенные на нем, могут подсказать любому гостю храма, какому именно празднику посвящен этот собор и какие именно святые больше всего почитаются в этой местности.
Справа от Царских врат установлена икона Спасителя, восседающего на Горнем престоле, а слева — Державная икона Пресвятой Богородицы. При сооружении иконостаса на этом месте могла быть установлена любая другая икона Божией Матери. Однако, поскольку наш собор изначально воздвигался в память о 300-летии Дома Романовых, было принято решение при восстановлении иконостаса почтить именно этот образ Богородицы, явленный России после отречения от престола Государя Николая II. Таким образом, увидев Державный образ Божией Матери в этом ряду иконостаса, можно сделать вывод об особом отношении собора к Царской семье.
Справа от иконы Спасителя мы можем видеть, как это и положено в православной Церкви, храмовую икону. Это икона Воскресения Христова, и она напоминает о том, что наш Воскресенский собор освящен именно в честь этого Праздника, Пасхи Христовой.
Во втором иконном ряду мы видим иконы 12 главных праздников Православной Церкви: Благовещения, Крещения, Пятидесятницы и других Двунадесятых праздников.
В третьем, деисусном ряду иконостаса, мы можем видеть Спасителя в образе Небесного Царя с предстоящими Богородицей и Предтечей Господним. В этом же ряду изображены святые Архангелы и Апостолы.
Хочется обратить особое внимание на то, что весь иконостас нашего собора и все новые иконы, которые вы видите в нашем храме, были написаны, украшены и сооружены местными мастерами. Именно наши, тверские иконописцы и резчики по дереву создали всю эту красоту, и в большинстве случаев все эти иконы были написаны на пожертвования и по инициативе простых прихожан нашего собора.
Белая троица в твери официальный сайт
Какие молитвы читать перед Причастием?
– канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
– канон молебный Пресвятой Богородице;
– канон Ангелу Хранителю;
– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом молитвослове, продающемся в любом православном храме. Вполне возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается — к Св. Причастию приступают натощак.
Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.
Как поститься перед Причастием?
Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом. Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия. Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов). Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.
Есть ли послабления в посте?
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.
Как причащаться?
Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.
По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради принятых Святых Тайн. Затем запивает Причастие теплотой с антидором.
Как причащать младенцев?
Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.
По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.
Как причащаться дома?
Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.
Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.
Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».
Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.
После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.
Можно ли причащаться беременным?
К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище — не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Все права защищены.
Белая троица в твери официальный сайт
Правила и традиции православной народной жизни и христианского этикета, собранные в брошюре «Как вести себя верующему» протоиереем Андреем УСТЮЖАНИНЫМ, священником Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова, могут стать хорошим подспорьем в возрождении народного благочестия.
Брошюру можно приобрести в церковных лавках или ознакомиться с ней в Интернете по адресу: http://www.wco.ru/biblio/books/kak_vesti/Main.htm. Мы предлагаем отрывки из нее.
Как приветствовать друг друга?
В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.
За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».
Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям..
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!».
Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу?
Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».
Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» – к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери.
Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту: «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Как взять благословление?
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!), либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.
Обращение «благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх: левой.
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас…
Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».
Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честные отцы».
В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «благословите», ответить поклоном.
Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.
Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.?
Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение – в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.