белев церкви и храмы
Свет отечественных святынь
Белёв… Древний город на берегу Оки. По упоминанию в летописи он на один год старше Москвы. Недалеко от Белёва в селе Мишенское появился на свет Василий Андреевич Жуковский. В городе в 1829 году побывал Пушкин и посетил место окруженной легендами кончины императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.
Некогда здесь проходила граница русского государства. Вражеские набеги, пожары… Немало горестей выпало этому тихому городку, который любое лихолетье преодолевал силой и светом веры. Вот и снова, после удручающего упадка и запустения в «перестроечную» эпоху Белёв возвращает себе статус духовного центра региона.
Как водится, в нашей стране решающее значение имеют юбилеи. В минувшем году исполнилось 500 лет со времени возведения Тульского кремля. Примерно столько же лет насчитывает Большая Засечная черта – единый оборонительный комплекс из городов, лесных и водных преград и специально созданных укреплений на южных рубежах русского государства – в которую входила и крепость Белёв. Благодаря подготовке к празднованию круглой даты стали возрождаться монастыри Бёлева. Ныне при подъезде к городу сердце радуется от предстающей взору картины: золотые купола храмов и возносящиеся в небо колокольни. Сразу вспоминается, что не одни князья и воеводы, но подвижники-монахи, юродивые, архиереи, воспитанники духовного училища и богомольные купцы творили его многолетнюю историю.
– Наш монастырь – архитектурная доминанта города, – говорит игумен Арсений (Девятериков), наместник Белёвского Спасо-Преображенского мужского монастыря. – Колокольню его видно отовсюду.
Обитель в значительной мере восстановлена. На долю отца Арсения выпали масштабные и плодотворные ремонтно-реставрационные работы, которые длятся последние восемь лет. Практически все строения здесь являются памятниками архитектуры федерального значения. Реставрация совершалась в рамках федеральной программы и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот один из самых крупных проектов к юбилею на Тульской земле.
В 2025 году – согласно предположительной дате основания – и монастырь отметит свое 500-летие. Но самое раннее письменное упоминание о нем датируется 1557 годом. По преданию, Преображенский монастырь в Белёве был основан одним из князей Белёвских на месте старого городища, крепости. Являясь крепостью духовной, он некоторое время продолжал выполнять и фортификационное назначение, сопрягая его с главным делом монастыря – молитвой. Сохранились данные, что дважды обитель посещал Иоанн Грозный. Первый визит был официальным и кратким (государь проверял готовность Засечной черты). Второй – неспешным: около недели царь молился у Белёвских святынь. В то время все постройки были еще деревянными. В XVII веке главный монастырский Спасо-Преображенский собор возвели в камне. Теперь это самое древнее каменное здание города.
– Храмы были белокаменные, либо полихромные – имели минимум три цвета, – рассказывает отец Арсений. – Ко времени начала реставрация на соборе не осталось ни малейшего фрагмента штукатурки. Но в элементах внешнего декора угадывалось присутствие цвета. Можно было, если приглядеться, в нишах закомар увидеть проблеск желтого оттенка. А когда подняли леса и начали исследовать памятник, то и нашли окраску.
После закрытия монастыря в 20-х годах прошлого столетия собор 70 лет простоял практически без кровли. Реставрация в советское время была стихийной. Мы могли просто утратить этот памятник. Столпы собора ушли вниз на 40-60 сантиметров. Свод держался «на честном слове» и, к великому счастью, не обрушился, как и десятитонные подкупольные барабаны. Величественный и лаконичный собор удалось спасти.
– Монастырь там, где есть молитва, – говорит отец Арсений. – И наша обитель переживала нападения, подвергалась пожарам, но всякий раз восстанавливалась. Вот видите, позже к собору была пристроена колокольня. После одного страшного пожара колокола расплавились, ярус звона разобрали, а помещение оставили. Его в былые годы использовали под монастырский архив и книгохранилище.
– Даже гитлеровские войска монастырь не разрушили, хотя все возможности для этого злодеяния имели, – продолжает отец Арсений, приведя нас в беседку над Окой, где открывается потрясающий вид на заливные луга, реку. – Сегодня на наших глазах происходит преображение нашей Преображенской обители. Такой реконструкции она не видела, наверное, со времени своего основания.
Сейчас у нас подвизаются 10 человек братии. Рядом по соседству возрождается и Крестовоздвиженский женский монастырь, откуда пошло известное белевское кружево. В данный момент у нас одно юридическое лицо, но в скором времени, я надеюсь, две обители будут существовать самостоятельно. Пока наш монастырь отвечает за все реставрационные работы в Крестовоздвиженском. Помогаем. Таких случаев, когда две обители, мужская и женская, расположены в непосредственной близости, известно всего два: в Муроме и в Белёве.
За время строительных работ братия монастыря успели побывать штукатурами, плиточниками, плотниками, освоили и другие специальности. А недавно пришлось стать ещё и экскурсоводами, ведь в монастыре теперь есть свой музей.
– В нашем музее два помещения. Первое выставочное, здесь размещены различные экспонаты. А во втором мы хотим воссоздать облик кельи, чтобы гости могли познакомиться с монашеским бытом, – рассказывает отец игумен.
Монастырский музей только начал свою работу, и экспонатов здесь пока не очень много. В витринах находятся артефакты, найденные на территории монастыря. Это церковная утварь, нательные кресты, иконы и книги. Элементы каменных и чугунных конструкций монастырских оград. Есть часть монашеских вериг – большой железный крест с цепями. На стенах в рамках под стеклом копии старинных грамот. Особый экспонат – керамическая черепица XVII века. Ею изначально были покрыты купола Преображенского собора. Сканы старинных грамот, написанных скорописью, и более поздние вещи, относящиеся уже к XVIII и XIX векам – всему нашлось место в монастырском музее, который оснащен профессиональным оборудованием. Здесь рассказывают о разных главах в истории древнего города. Белёв был купеческим, зажиточным. Предприниматели щедро жертвовали на местные храмы и обители. Сегодня о местных меценатах напоминают гранитные надгробия: «купец первой гильдии. » В монастыре погребали почетных граждан города. К сожалению, большая часть монастырского некрополя уничтожена.
– Что такое купец первой гильдии? Это, в терминах наших дней, олигарх. Его прибыли могли исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами, – объясняет отец Арсений.
Вот эти местные «олигархи», можно сказать, боролись за право взять к себе пожить блаженного юродивого Никифора (Трифонова). Он погребен на почетном месте, в центре обители, у Спасо-Преображенского собора. Прославлен в лике местночтимых святых. Снискал большое почитание у жителей Белёва. Блаженного Никифора Белёвского отличала простота сердца; молясь Богу, он смиренно терпел непонимание со стороны людей, за что Господь послал ему дар прозорливости и исцелений. По преданию, у местных купцов все дела налаживались, если они приглашали его в свой дом.
Чудеса, по словам отца Арсения, происходят и до сих пор по молитвам на могиле блаженного. Долго время в монастырской ризнице хранились принадлежавшие ему предметы, но они исчезли в лихолетье. Теперь в музее тщательно собирают все, что связано с белёвской историей. В музее расскажут и о том, что в монастыре особо почитают священномученика Петра (Зверева), который несколько лет в начале ХХ века был настоятелем Преображенской обители.
Еще один из интересных монастырских объектов – собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Маленькую поначалу церковь возвели в 1700 году. В середине ХIХ века решили расширить храмовое пространство. И – опять же к слову о местном купечестве, гражданах, любящих свой город, – получился двухэтажный собор с шестью приделами. Такие храмы – большая редкость. Находясь на первом этаже при совершении службы на втором, представляешь, что все происходит на небесах. Во весь огромный объем здания под ним была устроена трапезная, где помещались около 150 насельников обители. В самом конце 2020 года Введенский собор был освящен. Еще предстоит работа по устройству внутреннего убранства, но службы уже совершаются.
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Белёва имел несколько приписных монастырей, к которым относилась в былые годы прославленная Оптина пустынь. В монастыре действовало духовное училище. Стараниями тульского губернатора и местного архиерея близ стен монастыря была выстроена монастырская гостиница. И ныне братия обители, освоив по всем стандартам экскурсоводческое дело, ждут паломников в новый гостиничный корпус. В округе есть еще немало примечательных мест. В сорока километрах располагается Свято-Введенская Оптина пустынь, совсем недалеко известный Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь с целебным источником, поблизости и Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Здесь достаточно древностей, истории, сказочных видов. И сквозь века светит духовный свет отечественных святынь.
Белев церкви и храмы
Белёвский край богат православными храмами и святынями. В середине XIX в. в Белёве действовали 13 приходских церквей и 2 монастыря: Афанасие-Кирилловская соборная церковь, Богородице-Рождественская церковь, Владимирская церковь, Воскресенская церковь, Мироносицкая церковь, Никольская церковь, что в Казачьей слободе, Никольская церковь на посаде, Петропавловская церковь, Покровская церковь, Сретенская церковь, Троицкая церковь, Успенская церковь, Спасо-Преображенский мужской монастырь и Крестовоздвиженский женский монастырь.
Первое письменное упоминание о Спасо-Преображенском монастыре датируется 1557 г. и связывают с посещением монастыря и Белевской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси. Источник этих данных остается неизвестным, однако, запись во вкладной книге монастыря подтверждает существование обители к этому году. Источники расходятся в имени основателя монастыря, одни приписывают это однодуму из князей Солнцевых-Засекиных (имеется в виду скорее всего Михаил Иванович, который был в те времена в Белеве стольником и воеводой), другие князю Белевскому, Ивану Васильевичу.
В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодная церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге отряда Лисовского на Белёв монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадал от нападения польского воеводы Чаплинского.
К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор, надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Солунского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712). В 1820 году строится колокольня, к Преображенскому собору делается пристройка в которой размещается монастырская библиотека. В 1864 году Введенская церковь перестраиваться, она становится двухъярусной, с 2 пределами в нижнем ярусе (правым иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского). Кроме вышеперечисленных храмов и построек Белевский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи и духовное училище, основанное в начале XIX века. Так же, до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное.
В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря была приспособлена под жилье. 15 апреля 2008 года Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь. 19 августа 2019 года состоялся чин великого освящения соборного храма Преображения Господня.
Покровская церковь занимала красивое положение в центре города. С паперти ее открывался роскошный вид на обширную луговую сторону правого берега Оки, простирающуюся почти на семь верст. Приход этой церкви не централизован около нее; около церкви находилось небольшое количество приходских домов, а большая часть прихожан жила в отдаленных от церкви кварталах, за речкой Выркой, вблизи Петропавловской церкви. Кроме городских обывателей, к этому приходу причислялась дер. Ламоново в 1 версте от храма. Когда возник приход этой церкви, с точностью сказать невозможно, но несомненно ранее 1614. г. Из истории этого прихода известно только то, что с упразднением в 1783 г. за ветхостью Ильинской церкви, стоявшей против святых ворот мужского Спасо-Преображенского монастыря, прихожане ее, состоявшие главным образом из прежних монастырских крестьян, были присоединены к приходу Покровской церкви вместе с причтом.
В советский период церковь была закрыта. В настоящее время церковь реставрируют.
Белёвское благочиние
Духовенство и храмы Белевского благочиния
Протоиерей Александр Сергеев
Благочинный Белевского округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерей Александр Сергеев.
Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерей Роман Орудин
Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора дьякон Димитрий Сергеев.
Страничка Белевского благочиния в контакте: https://vk.com/club190159050
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Белев
Страничка Свято-Троицкого кафедрального собора в Инстаграм:
Протоиерей Борис Евгеньевич Давыдов
Настоятель Николо-Часовенского храма г. Белёва.
Попечитель молельной комнаты при Белёвской ЦРБ в честь ик. Б.М. «Троеручица».
Сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Белевской епархии. Помощник благочинного по образованию.
Дата рождения: 24.08.1980 г.
День тезоименитства: 15 мая.
Диаконская хиротония: 22 марта 2000 г.
Священническая хиротония: 15 мая 2000 г.
Светское образование:
2016 г. – кафедра «Педагогика и психология» НОУ ВО «Московский экономический институт» г. Москва, квалификация «Психолог, преподаватель психологи».
Духовное образование: 2016 г. – Тульская Духовная Семинария.
Телефон: +7 (903) 659-65-41
E-mail: david.bo2015@yandex.ru
Николо-Часовенский храм г. Белёва
Адрес: Тульская область, г. Белёв, ул. Карла Маркса, д. 115а.
Год постройки: 1869. Закрыт в 1936-1937 году. Вновь открыт в 12 июля 2001г.
Первая Литургия: Пасха 5 мая 2002г.
Престольный праздник: 22 мая, день памяти Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Духовенство храма: Настоятель: протоиерей Борис Евгеньевич Давыдов.
Телефон: +7 (903) 659-65-41. E-mail: david.bo2015@yandex.ru
Историческая справка
Николо-Часовенский храм г. Белёва построен в 1869 году на месте более древней Никольской часовни на выезде из города по старой орловской дороге. Сохранилась зарисовка В.А. Жуковского, где она изображена. Относился к Спасо-Преображенскому монастырю г. Белёва. В годы Советской власти по воспоминаниям жителей функционировал до 1937 года. Далее использовался как зернохранилище. Во время ВОВ после освобождения Белева до окончания Орловско-Курской операции использовался как укреплённая огневая точка наших войск. Имел следы разрушения от обстрелов. С пятидесятых и до момента возвращения верующим использовался как склад продовольственных товаров. Возвращён Церкви в июле 2001 года.
Протоиерей Сергий (Сергей Михайлович Хланта)
Настоятель Собора Рождества Богородицы г. Белева Тульской области
Дата рождения: 04.10.1966 г.
День тезоименитства: 08 октября.
Диаконская хиротония: 03 февраля 1989 г.
Священническая хиротония: 21 ноября 1990 г.
Духовное образование:
Московская духовная семинария – 2004 г.
Киевская духовная академия – 2015 г.
Курсы повышения квалификации в религиозной организации Белевская епархия РПЦ МП – 2019 г.
Телефон: +7 (905) 628-87-40. Телефон храма 8-48742-4-16-00
Собор Рождества Богородицы г. Белева Тульской области
Адрес: Тульская область, г. Белев, ул. Музйная, д.11
Построен 1719 году, закрыт в 30-е годы 20 века, открыт в 1943 г.
Престольный праздник: 21 июля, Рождество Пресвятой Богородицы
22 мая, 19 декабря день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Духовенство храма: Настоятель: протоиерей Сергий (Сергей Михайлович Хланта)
Телефон: +7 (905) 628-87-40. Телефон храма 8-48742-4-16-00.
Историческая справка:
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы или Стефановская церковь (по названию бокового придела) по первоначальному своему возникновению одна их пяти древнейших церквей г. Белева, и предание справедливо называет ее самой древней. Из писцовых книг 1614 года и других письменных актов ХVII столетия видно, что церковь Рождества Богородицы с приделом святых благоверных князей Бориса и Глеба существовала задолго до 1614 г. и ранее этого года была сожжена литовскими людьми.
Из тех же памятников видно, что около этой церкви существовали в ХVIII ст. церкви во имя Стефана Исповедника, с приделом великомученицы Екатерины и церковь во имя преподобного Сергия.
Сожженная литовцами, церковь Рождества Богородицы была восстановлена около 1630 года игуменом Спасо-Преображенского монастыря Геласием, с бывшим в ней приделом во имя блг. Бориса и Глеба, и была холодной. На протяжении веков церковь неоднократно перестраивалась и даже меняла свое местоположение.
После пожара 1719 г., истребившего почти весь г. Белев, усердием прихожан была заложена новая церковь в честь Рождества Божией Матери с приделом преп. Сергия Радонежского, но уже не деревянным, а каменным зданием. Это был первый каменный храм в Белеве. Но во время пожара 1801 г. и эта церковь едва не сгорела. Около 1810 г. в ее трапезной части устроен другой придел во имя свт. Николая Чудотворца.
В 1876 г. церковь снова частично перестраивается, заново возводится колокольня, а в 1888 году на средства церковного старосты Н.В.Киселева в трапезной устроены новые иконостасы. Иконостас же главной церкви существовал без изменения со времени построения храма. Соборной церковь становится в 20-е годы ХХ века. С храмом связана деятельность священномучеников Игнатия (Садковского) и Никиты (Прибыткова), епископов Белевских.
В годы воинствующего безбожия, когда попирались святыни, а на тульскую кафедру властями был возведен епископ-обновленец, они сохраняли верность святому патриарху Тихону и являли собой пример истинного благочестия и твердого исповедания своей веры. Это очень мешало властям, а православная община в Белеве росла и ширилась. Поэтому в 30-х годах храм закрывают. Владыку Игнатия ссылают в лагерь в Архангельскую губернию, из которого он уже не вернулся. Владыку Никиту, пришедшего после ареста епископа Игнатия, позже расстреляют в Тесницком лесу под Тулой и вместе с ним еще около пятидесяти православных белевцев.
В 1943 году разоренный кафедральный собор вновь разрешили открыть. Сюда перевезли иконостас и утварь из закрытого храма в с. Николо-Гастунь Белевского района. С тех пор церковь остается действующей. В 1945 г. в соответствии с договором б/н от 28.04.1945 г.с исполкомом Белевского совета депутатов трудящихся храм был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.
Восемь достопримечательностей Белёвского путешествия
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.» В. А. Сухомлинский.
— Карантин подарил мне не только необычные социально-психологические ощущения, но и помог по-новому открыть Тульскую область.
В те месяцы, когда за пределы родного края нельзя было выехать, пришлось довольствоваться малым. Честно скажу, я был удивлён, что практически под боком столько интересных мест. Я вам уже рассказал про два из них: Увядающая готика в Колосово и Заброшенная усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка.
Сегодня информация сразу по восьми объектам. Итак, отправляемся в путь по прекрасным, провинциальным дорогам Тульского края.
Первой точкой в нашем локальном путешествии стал город Одоев. До него от Тулы примерно 70 километров. Впервые город упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой.
Под стенами Одоева остановились шедшие на помощь монголо-татарам войска литовского князя Ягайло, которые по дороге попытались взять штурмом Одоевскую крепость и были задержаны её защитниками на три дня. Получив здесь известие о поражении татар, войско Ягайло вернулось обратно, так и не дойдя до Куликова поля.
В 1407 году город был сожжён и захвачен литовцами, войдя в состав Великого княжества Литовского.
Весной 1492 года, в ходе русско-литовской войны между князьями Одоевскими разразился конфликт. Старший из князей Одоевских — Фёдор — владел половиной Одоева, Новосилем и служил Казимиру. Его три двоюродных брата — князья Иван Сухой, Василий Швиха и Пётр — контролировали другую половину Одоева и служили Ивану III. Воспользовавшись отъездом старшего брата, братья захватили его половину Одоевского удела. По «Вечному миру» 1494 года Одоев официально отошёл к Москве.
В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней. Одоевское уездное княжество было окончательно ликвидировано, а последний правящий князь Никита Романович был замучен по приказу Ивана Грозного и затем потомки князей Одоевских навсегда покинули город.
В начале XVIII века Одоев числился городом Киевской губернии, потом — Смоленской, Московской, а затем 10 сентября 1777 года стал уездным городом Одоевского уезда Тульского наместничества (с 1796 года — Тульской губернии).
Одоев претендует на звание конкретного места рождения российского слона из выражения «Россия — родина слонов». В частности, в Одоевском краеведческом музее экспонируются зуб и бивень «первого российского слона», обнаруженные на территории Одоевского района.
Сюда мы с женой приехали в субботу в 6.30 утра. Ощущения очень необычные. Город спал, на улицах ни души, катаешься на машине и никто тебе не мешает фотографировать, не сигналит в спину, останавливаешься прямо на проезжей части где пожелаешь, короче удовольствие — невероятное.
В Одоеве я до этого уже бывал не один раз, поэтому главной целью был другой город — Белёв. Его я помню совсем плохо, поскольку приезжал сюда очень давно, в коллекции нет даже ни одного снимка. Теперь много. От Одоева до Белёва около 45 км, от Тулы до Белёва — 120 километров (Орёл и Калуга находятся ближе).
Что любопытно, впервые город упоминается, как и Москва, в летописи 1147 года. В XIV веке Белёв попал под власть Великого княжества Литовского. С конца XIV — начала XV веков до 1558 года был центром удельного Белёвского княжества. По некоторым данным, оно выпускало даже собственные монеты.
Со второй половины XVI века крепость Белёв входила в засечную черту на южных окраинах России. Иван Грозный в 1557 году лично приезжал осматривать рубежи и побывал в Белёвской крепости и Спасо-Преображенском монастыре (возведённом удельными князьями во времена литовского владычества).
Обратите внимание на кадре выше в центре нет куполов. Мне повезло заснять практически исторический момент, когда купола ещё сохнут на земле. Скоро их установят, пройдут года, меня уже не будет, а золотой блеск продолжит в солнечную погоду слепить православным светом жителей города.
Долгие годы монастырский комплекс находился в плачевном состоянии и вот наконец, в 2015—2018 годах здесь проведены ремонтно-реставрационные работы. Спасо-Преображенский собор приобрел первоначальную полихромную окраску фасадов, на которую указывали историки еще в XIX веке.
Архитектурное убранство и шесть цветов, использованные в декоре собора, придают ему особую торжественность. Первое богослужение в храме состоялось в 2016 году, ещё во время реставрации.
Православный комплекс стоит на холме и с него открываются живописные виды на Оку. Правая сторона.
А это вид в левую сторону. Прекрасное место для дачи. Здесь невольно начнёшь писать стихи или рисовать картины. Представляете как тут осенью красиво. Теперь понятно, почему в Белёве и его окрестностях происходит действие большей части глав романа П. Романова «Русь». Так же по мотивам народных преданий Белёва М. Пришвин написал рассказы «Крутоярский зверь» и «Птичье кладбище».
Обязательно посетите отреставрированный ж/д вокзал. Дата его открытия 1899 год.
В годы Великой Отечественной войны, с 21 апреля 1943 года, на железнодорожном участке Белёв — Слаговищи защищал Родину от врагов 31-й отдельный дивизион бронепоездов 61-й армии РККА. Здесь прямо на путях стоит паровоз-памятник Эм725−18.
Дальше мы поехали кататься по городу и я понял, что в наши дни, за пределами Тульской области, Белёв пока ещё с туристической точки зрения не очень раскручен, хотя история у него богатейшая. Были времени, когда о Белёве знала вся Россия и многие путешественники отправлявшиеся на Кавказ специально заезжали сюда. Среди них был и Александр Сергеевич Пушкин.
Мало того, здесь родились многие известные люди: прозаик Василий Лёвшин, композитор Александр Даргомыжский, поэтесса Зинаида Гиппиус. Ещё я был удивлён, когда узнал, что в Белёве родился полярный исследователь Семён Челюскин. Ну, а все местные жители, конечно же, ещё со школьной парты, знают, что их земляком был один из основоположников романтизма в русской поэзии Василий Жуковский. Я нашёл место (стелу), где Жуковский жил несколько лет. К сожалению, во время ВОВ дом был уничтожен немецкой авиацией.
Накануне поездки я посмотрел крайне интересный док. фильм «Белёв. Достояние республики», где Сергей Никоненко рассказал историю о том, как проездом из Таганрога в Белёве остановилась русская императрица Елизавета Алексеевна (супруга Александра I).
4 мая 1826 года около 4 часов утра в доме купца Дорофеева она закончила свой жизненный путь. Мне захотелось найти это место. В фильме оно упоминается как «Вдовий дом». Вот здесь это и случилось. Старинную въездную арку я снял, а вот примыкающий дом слева не смог, в этот момент там было много полицейских (не разрешили). Сейчас это районное отделение полиции.
Смерть Елизаветы Алексеевной окутана тайной. Существуют три версии это события. Официальная: императрица умерла в Белёве естественной смертью от сочетания ряда хронических болезненных процессов, ускорившихся смертью мужа. Вторая и самая популярная версия — эта та, что на самом деле Елизавета Алексеевна не погибла, а вслед за мужем решила «отказаться от мирской жизни», став затворницей Верой Молчальницей. Конспирологическая версия, поддержанная рядом советских писателей: убийство. Якобы императрица была утоплена или отравлена в Белёве, так как Николай I и его мать Мария Федоровна считали её сильной соперницей и претенденткой на трон, ибо пользовалась популярностью в тайных движениях.
В 1888 году крупный промышленник и купец Амвросий Прохоров открыл в Белёве производство слоёной белёвской («прохоровской») пастилы. В 1890 году белёвская пастила завоевала первый приз на выставке садоводства в Санкт-Петербурге, после чего Прохоров основал собственные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тбилиси. Сегодня, белёвская пастила, наряду с тульскими пряниками продаётся во многих магазинах области и является визитной карточкой Тульской области. Так что не забудьте купить в подарок своим друзьям и родным.
Вот ещё несколько фотографий Белёва. Любителям русской, изящной глубинки тут точно понравится.
Кстати, в августе 2013 года Международный астрономический союз дал название «Белёв» (Belyov) 180-метровому кратеру на Марсе, неподалёку от которого были найдены элементы спускаемого аппарата Марс-3. А на кадре, человек который мог кардинально изменить нашу с вами советскую историю — Сергей Миронович Киров.
Покинув славный, провинциальный Белёв мы отправились в посёлок Жабынь (цифра 3 на карте). До него по хорошей дороге всего лишь 8 километров. Его главной достопримечательностью является Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь. Дата основания — 1585 год.
Местечко намоленное и симпатичное. Я тут ни разу не был, но часто слышал что сюда приезжают со всей области и даже из прилегающих областей. В первую очередь из-за целебной воды.
Далее мы вернулись в Одоев и не въезжая в центр города свернули налево в направлении села с интересным названием Николо-Жупань (цифра 4 на карте). Ехать всего лишь 5 километров.
В известном всем народном источнике про него написано немного. «Селцо Жупан» впервые упоминается в 1566 году в духовной грамоте князя М. И. Воротынского. В пушкинское время принадлежало члену «Союза благоденствия» А. Я. Мирковичу, который выстроил здесь усадебный дом в стиле классицизма. В 1932—1936 гг. усадьбу занимал дом отдыха писателей, где среди прочих бывал Б. Пастернак. В XXI веке памятник культуры федерального значения пребывает в крайне запущенном состоянии.
Я так же посмотрел про усадьбу интересный фильм, где наследница родового гнезда и потомок генерала-майора русской императорской армии рассказывает про этот дом. Честно скажу, я планировал увидеть полу заброшенное здание и даже хотел полазить внутри. Подъехав ближе был поражён. Во-первых, сюда вела дорога с идеальнейшим асфальтовым покрытием. Во-вторых, вот такая картина открылась перед мной. Сначала я даже расстроился, но потом, конечно же, был рад, что даже в таких далёких областных уголках из пепла возрождается наша великая история. Через год сюда наверняка будут привозить группы туристов.
Выезжая из Николо-Жупани мы случайно заметили вдалеке что-то похожее на заброшенную церковь (цифра 5). До неё от усадьбы навигатор показывал 3,5 км. Решили доехать, уж больно красочная картина открывалась в объективе фотоаппарата.
Дорога к храму была немного экзотической. Сначала нужно было пересечь деревянный мост. Я не решался это сделать и даже ходил на центр моста чтобы подпрыгнуть и проверить мост на прочность. Слишком сильное было течение и шум реки. В стороне виднелся предыдущий мост, полностью разрушенный. Но я загорелся и меня уже было не остановить.
Затем нужно по грунтовке проехать через деревню Болотское и только потом за её пределами вы попадаете к некогда прекрасному объекту. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 1830 год.
Остались фрагменты фресок.
Меня поразила новая пластиковая входная дверь в этот храм. Необычно смотрится. Внутри лежали стройматериалы, видно что начат ремонт и обустроены места для молитвы. При этом внутри не было ни души и даже лежали деньги. Точнее душа была, самая родная и близкая — моя:)
Уезжали отсюда духовно-удовлетворёными. Недалеко от Одоева остановились, что бы сфотографировать на трассе вот эту замечательную скульптуру. Надпись на памятнике гласит: «Первой коммуне Красная Заря Одоевского района посвящается».
В моём списке была ещё одна заброшенка в Жемчужниково (цифра 6 на карте). Около 10 км по другой дороге в направлении Щёкино. Называется церковь Илии Пророка в бывшей усадьбе князей Волконских. Вот как она выглядела несколько лет назад.
А так сегодня. Вид с другого ракурса. Опять облом. Радует, что хотя бы у кого-то с деньгами всё отлично:)
По этой же дороге можно попасть в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь (цифра 7). Основан в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы в 4 км от города Одоева князем Иваном Михайловичем Воротынским. Возможно, его основание связано с отражением крымского похода на Русь в 1517 году, в котором князь принял деятельное участие. Своё название монастырь получил в честь первого настоятеля игумена Анастасия.
С восьмым и последним на сегодня объектом нам повезло — он был полностью заброшенным. В 35 км от Тулы находится село Воскресенское. До 2010 года здесь практически в первозданном виде можно было любоваться усадьбой Урусовых-Мальцовых. Десять лет назад в этом здании располагалась обычная школа, но ночной пожар превратил этот мини-дворец в очередную мистическую заброшку.
Известно, что в Воскресенском в конце 18-го века находилась усадьба местных помещиков Хитровых, представители которых были в родстве с князьями Голицынами, а строительница местного храма Анастасия Хитрова была родственницей фельдмаршала Кутузова и была замужем за генералом, участником воины с Наполеоном. Дальше усадьба долгое время связана с именем Тульского вице-губернатора Леонида Урусова, который подарил её брату своей жены, являвшейся представительницей местного рода дворян, занимающихся металлургией — Мальцовых.
Недалеко от усадебного дома сохранилась построенная в 1825 году Анастасией Хитровой каменная церковь Воскресения Христова. Внутри уже начались востановительные работы и регулярно проходит служба. Так что не всё так плохо, с каждым годом заброшенных храмов и усадеб становится меньше.
На этом наше короткое, но насыщенное путешествие подошло к концу, мы ещё успели полежать и позагорать в чистом поле, наслаждаясь проплывающим облаками и изредка пролетающими над нами бабочками. Спасибо вам за внимание! Не забывайте иногда путешествовать по родным краям!
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉