белокопытовский монастырь калужская обл
Белокопытовский монастырь калужская обл
О сенью 2015 года в Новодяглево впервые за последние девяносто лет зазвучала соборная молитва. Здесь по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана началось возрождение разрушенного в начале прошлого века Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря.
В середине октября в Новодяглево приехала монахиня Иосифа, на плечи которой и легли все работы и обязанности по возрождению святой обители. В свое время Белокопытовский Казанский монастырь поражал своей мощью и делал много благих дел для простого люда. Вместе с храмами на его территории были построены корпуса для келий монашествующих. Здесь была школа для приходящих детей, приют, была аптека, больница … Монастырь из своих средств платил доктору за лечение больных. Всего к 1890 году на территории монастыря было построено 54 здания, которые окружала большая ограда.
Своим происхождением Казанская женская Боголюбивая община (позднее — Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь) обязан Александре Евгеньевне Белокопытовой. Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. Рано лишившись родителей, Александра семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди – господина Лыкошина, у которого жила до своего замужества.
В 1836 году с исполнением 16 лет Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего шестидесятилетнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.
Прожив во втором супружестве только пять лет Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж. По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П.Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец») в 1865 году она обратилась к Калужскому архиепископу Григорию, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.
Как средства к содержанию будущей обители, Белокопытова показала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли в количестве 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем.
Р азрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл оптинский иеромонах, отец Гавриил, который принял самое живое участие в деле. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.
В 1880 году вследствие обветшалости и малой вместимости деревянного Казанского храма, по ходатайству настоятельницы общины монахини Феодосии и храмосоздательницы Александры Евгеньевны Белокопытовой епархиальным начальством было разрешено построить новый каменный трехпрестольный соборный храм во имя Воздвижения Креста Господня.
В 1892 году Священным Синодом было принято решение об открытии Казанского Боголюбивого монастыря.
С приходом советской власти все это великолепие было разрушено. А последний кирпич, который сохранился от стен и храмов монастыря, после войны был разобран на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза. И монастырь на долгие годы порос травой забвения.
В 2015 году с приездом в Новодяглево монахини Иосифы на территории монастыря все оживилось: сперва была поставлена небольшая бытовка с молельной комнатой, потом — поставлен и освящен Поклонный крест на месте Крестовоздвиженского храма, затем был построен Святой колодец и уже летом 2016 года здесь прошла Божественая литургия с освящением нового храма, воздвигнутого в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
2017 год является юбилейным в истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, — говорит матушка Иосифа. — 125 лет назад монастырь был официально открыт, хотя фактически его основание произошло намного раньше, — Многие не понимают, почему именно нынче мы отмечаем 125 лет со времени основания нашего монастыря, говоря, что он значительно старше упомянутой даты. Тому есть официальное разъяснение.
В Калужской губернии кроме монастырей было очень много общин — мужских и женских. До революции, только в сторону Варшавского шоссе в Мосальском уезде была женская община и две в Медынском уезде и ни одна из них не стала монастырем, хотя каждая из них существовала несколько десятилетий. Наш монастырь много лет существовал как женская община с очень строгим скитским уставом.
Испокон века монастыри на Руси были двух видов – общежительный, правила которого были даны самим Богом преподобному Пахомию Великому. Первый монастырь он организовал для своей сестры общежительным. Это когда для монашествующих в нем все общее – еда, одежда, книги, житие.
Второй вид монастыря – особножительный. То есть, монашествующие собирались в храм только на службу. Кельи строили за свой счет. Кто был побогаче мог даже брать с собой прислугу. Монашествующие сами себя во всем обеспечивали за счет помощи родственников или дохода от своего рукоделия.
В 14 веке преподобный Сергий Радонежский ратовал за введение общежительного устава в русских монастырях, чтобы монашествующие жили в истинном единении в Боге и любви по образу Святой Троицы.
Официально община Казанской боголюбивого женского монастыря была основана в 1868 году, хотя фактически, как мы знаем, она существовала намного раньше этого времени.
Все вместе сёстры собрались в середине 19-го века. Но подать прошение на свое существование в общине они смогли только после 1861 года, когда было отменено крепостное право и когда людям начали выдавать документы.
К 1892-му году священный Синод в Санкт-Петербурге принял решение об открытии Казанского Боголюбивого женского общежительного монастыря. И теперь юбилейный год мы считаем не со времени основания монастыря, а с его официального открытия в 1892 году, — пояснила монахиня Иосифа.
Фоторепортаж «Экскурсия выходного дня в Белокопытовский Казанский женский монастырь»
Потапова Елена Анатольевна
Фоторепортаж «Экскурсия выходного дня в Белокопытовский Казанский женский монастырь»
Доброе время суток, уважаемые коллеги!
Хочу предложить Вашему вниманию фотоотчёт, о посещении мной Казанского женского монастыря, и поделится впечатлениями.
В нашей Калужской области, много достопримечательностей, и осенью 2018 года по работе, в рамках духовного воспитания детей, я впервые побывала в женском монастыре.
Монастырь находится в очень живописном месте в деревне Ново – Дяглево, Куйбышевского района, это совсем недалеко от нашего посёлка всего сорок минут езды на автобусе.
Подъезжая к деревне, нас встретил ориентир, табличка «Монастырь».
Из окна автобуса – наблюдается красота неописуемая.
Забегу в перёд, с 9 утра до часу дня, время пробежало не заметно.
На вид, обычная, хрупкая женщина.
Она нам рассказала, что в конце октября 2015 года приехала на это место восстанавливать третий монастырь. За несколько месяцев с Божией помощью это место преобразилось.
Матушка провела нас в храм в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
В 1836 году, с исполнением 16 лет, Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего 60-летнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.
Прожив во втором супружестве только пять лет, Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст, Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж.
— По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П. Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец», в 1865 году она обратилась к калужскому архиепископу Григорию II (Митькевичу, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.
Разрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл иеромонах отец Гавриил. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
С приходом советской власти монастырь был разрушен. Последнее, что осталось от стен и храмов монастыря, после войны было разобрано на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза.
В день нашего приезда, ведутся работы в трапезной по установке окон.
Матушка приятный собеседник, ведёт работу в архивах.
Благодарю за внимание!
Фотозарисовка выходного дня «Экскурсия в парк Лога» (первая часть) Уважаемы коллеги приглашаю Вас совершить экскурсию в парк Лога а я буду Вашем гидом. Дорогие коллеги, согласитесь, что наша страна славится.
Фотозарисовка выходного дня «Экскурсия в парк Лога» (вторая часть) Уважаемые коллеги в первой части моей публикации – «экскурсии в парк Лога» я Вас приглашала на экскурсию, так продолжим же её. Тем более.
Фотозарисовка «Прогулка выходного дня» Погода нас в Сибири в этом году мягко сказать не балует. 26 мая на календаре, а за окном серое беспросветное небо, и моросящий дождь уже.
Фотозарисовка выходного дня. Экскурсия в музей «Легенды СССР». 1-я часть Уважаемые коллеги, сегодня я Вас хочу пригласить на экскурсию в музей «Легенды СССР» На обратном пути из парка Лога, мы заехали в музей.
Фотозарисовка «Поездка в Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии» Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед.
Маршрут выходного дня «Экскурсия с детьми и родителями в парк Победы на мемориал погибшим ВОВ» аршрут выходного дня «Экскурсия с детьми и родителями в парк Победы на мемориал погибшим ВОВ» Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная.
Фотоотчет «Поход выходного дня с волонтёрами» Поход выходного дня с волонтёрами компании ООО «Каргилл» 7 июля 2018 г. 7 июля воспитанники центра отправились в пеший поход выходного.
Фотоотчет «Прогулка выходного дня» Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке.
Фотоотчет «Экскурсия выходного дня» Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность вытащить из виртуального мира в реальный, научить.
Экскурсия выходного дня «Я — таганрожец, я люблю и берегу свой город» Цель: познакомить детей с принципом раздельного сбора отходов, с понятиями: «вторсырье», «переработка вторсырья», рассказать о работе.
Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь
История монастыря:
Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. Рано лишившись родителей, Александра семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди – господина Лыкошина, у которого жила до своего замужества. В 1836 году, с исполнением 16 лет, Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего 60-летнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.
Прожив во втором супружестве только пять лет, Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст, Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж.
По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П.Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец»), в 1865 году она обратилась к калужскому архиепископу Григорию II (Митькевичу), ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.
Как средства к содержанию будущей обители, Белокопытова показала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли в количестве 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем.
Разрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл иеромонах отец Гавриил. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1880 году, в следствие обветшалости и малой вместимости деревянного Казанского храма, по ходатайству настоятельницы общины монахини Феодосии и храмосоздательницы Александры Евгеньевны Белокопытовой епархиальным начальством было разрешено построить новый каменный трехпрестольный соборный храм во имя Воздвижения Креста Господня.
В 1892 году Священным Синодом было принято решение об открытии Казанского Боголюбивого монастыря. Вместе с храмами на его территории были построены корпуса для келий монашествующих. Здесь были школа для приходящих детей, приют, аптека, больница. Монастырь из своих средств платил доктору за лечение больных. Всего к 1890 году на территории монастыря было построено 54 здания, которые окружала большая ограда.
С приходом советской власти монастырь был разрушен. Последнее, что осталось от стен и храмов монастыря, после войны было разобрано на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза.
В середине октября 2015 года в Новодяглево приехала монахиня Иосифа, которую архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан благословил начать возрождение монастыря. Была поставлена небольшая бытовка с молельной комнатой, поставлен и освящен Поклонный крест на месте Крестовоздвиженского храма, построен святой колодец. Уже летом 2016 года здесь прошла Божественная литургия с освящением нового храма, воздвигнутого в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
Белокопытовский монастырь калужская обл
«Боголюбивая обитель на реке Любуше» (из истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
«Благодаря монахам на земле
Никогда не прекращается молитва;
И в этом – польза всего мира,
Ибо мир стоит молитвою;
А когда ослабевает молитва,
Тогда мир погибнет»
Если рославльчане хорошо знакомы с историей ныне действующей рославльской обители, то название Белокопытовского монастыря многим встретилось впервые. На самом деле, неизвестный нам Белокопытовский монастырь находился где-то недалеко от нашего города.
Часть нынешней Калужской области входила в состав Рославльского района. Деревня Ново-Дяглево. Сейчас это Куйбышевский район Калужской области. От Рославля всего-то километров 85. Красивые, живописные места! Здесь и находился Белокопытовский Боголюбивый Казанский женский монастырь.
История святых обителей всегда начинается с особого предопределения Божия. Так, прп. Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов, в 1060 году неправедно изгнанный из Киева князем Изяславом, сначала жил в пещере, а монастырь, ныне известный всему миру как Киево-Печерская Лавра, основал на месте найденной в лесу иконы Матери Божией, стоявшей на ветвях ели. Икона та так сияла светлыми лучами, что казалась вся окружённая пламенем. На этом месте, отмеченном знамением чуда, и поставил преподобный монашескую обитель.
Каково же было предопределение Божие в отношении Казанского Боголюбивого монастыря? Им, безусловно, можно считать пророческие слова схимонаха Аврамия, сказанные в доме Александры Белокопытовой, что будет на этом месте монашеская обитель, а первую церковь осветят в барском доме, при этом старец указал, где будет устроен алтарь церкви. Предсказание сбылось через 13 лет после кончины старца.
Духовное руководство старцем-подвижником будущей основательницы Боголюбивого монастыря можно рассматривать как промыслительное действие Духа Святаго. Схимонах Аврамий был одним из последних хранителей прежних традиций рославльского подвижничества, основанных на аскетических заповедях прп. Паисия Величковского, носителем духа смирения, самоотвержения и послушания. Всё это благотворно действовало на жаждущую служения господу и вечного спасения Александру Евгеньевну. Эти годы были временем её личного совершенствования и прочного становления на путь ревностного исполнения заповедей Божиих в стремлении стяжать истинную любовь к Богу.
Темой исследования является история становления и развития Казанского Боголюбивого монастыря.
Выбранная тема актуальна, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история обители – это часть истории нашей Родины, и все мы должны знать, какой была обитель, как её разрушили, и не забывать тех людей, которые помогают восстановить её.
Объектом исследования являются события, связанные с возникновением и развитием Казанского Боголюбивого монастыря.
Предметом исследования является Казанский Боголюбивый монастырь.
Целью исследования является изучение истории Казанского Боголюбивого монастыря от возникновения до наших дней.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: найти и изучить сведения о строительстве православного монастыря; изучить историю монастыря в разные периоды истории нашего государства; раскрыть значение монастыря в духовной и культурной жизни жителей.
Гипотеза: монастырь всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром, и судьба монастыря неразрывно связана с судьбой страны.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.
В своей работе мы использовали печатные источники («Калужские епархиальные ведомости»), книжные издания («Боголюбивая обитель на реке Любуше»). Неоценимую помощь оказала матушка Иосифа, которая детально, шаг за шагом собирала информацию о монастыре. Для работы были использованы материалы архива Калужской области, РГИА, ГАСО.
— систематизация и анализ собранной информации;
— работа с публикациями;
— работа с архивными документами.
Исследовательская работа «Боголюбивая обитель на реке Любуше»
(из истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря) прошла апробацию на муниципальном конкурсе литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет» в номинации «Как наше слово отзовётся» (г.Рославль), где удостоилась Диплома I степени.
Глава 1.Основательница Боголюбивой обители –
Александра Евгеньевна Белокопытова
«Монашество, стремящееся воплотить в полноте идеал нравственной христианской жизни, есть подлинно соль земли, которая, быть может, одна спасает последнюю от полного разложения. Оно не уничтожает ничего истинно человеческого в людях, но только возвышает, очищает и облагораживает человеческую душу. Оно всегда напоминает миру, что Бог один должен быть краем, т.е. целью наших желаний и нашим утверждением. Сколько осталось истинного монашеского настроения на земле, столько осталось здесь истинной духовности и истинной человечности».
Митрополит Анастасий (Грибановский),
«Беседы с собственным сердцем».
Духовный облик монастыря, несомненно, определяют личности его основателей и устроителей, избранных Господом на многотрудное послушание. Нам, потомкам, чрезвычайно важно знать – какими они были, какое их было окружение и чьи взгляды формировали нравственные стороны их характера, какие события и какие примеры влияли на выбор их жизненного пути.
Казанский Боголюбивый Монастырь зародился на самой окраине знаменитых Рославльских лесов, в глуши которых на протяжении столетия находили себе приют многие ревнители христианского благочестия, спасающиеся от соблазнов мира. Это была дружная семья пустынножителей, составлявшая духовную общину, хранившую аскетические заветы прославленного старца Паисия (Величковского). Высокие иноческие подвиги и христианская мудрость Рославльских старцев привлекали в Рославльские леса их современников, которые часто называли эти места Русской Палестиной и Фиваидой. Белокопытовский Казанский общежительный Боголюбивый женский монастырь был основан в середине XIX века в Мосальском уезде Калужской губернии. В «Калужских епархиальных ведомостях» №23 за 1868 год (от 15 декабря) было помещено объявление об открытии Казанской Боголюбивой женской общины. (Приложение1). В официальных синодальных документах он не значился как Белокопытовский, но в памяти многих поколений русских людей он всегда и до сих пор остаётся известным под таким именованием. Именно в этом названии исторически сохраняется память о замечательном и благочестивом роде Белокопытовых.
С осени 2015 года началось возрождение Белокопытовского Боголюбивого Казанского женского монастыря. Сейчас можно увидеть строящиеся храм и колокольню. Очень тепло встречает гостей настоятельница монастыря монахиня Иосифа. (Приложение 5). Она одна занимается восстановлением обители. В октябре прошлого года появились здесь два вагончика. В одном из них устроена часовня, а в другом живёт матушка. Перезимовав, с первых весенних дней она начала строительство. (Приложение 6).Удивительно, что за столь короткое время на пустом месте воздвигли деревянный храм в честь Собора преподобных Оптинских старцев и колокольню рядом с храмом. С какой любовью матушка украшает территорию! Ещё идёт строительство, а уже вдоль дорожек цветут цветы, разбит маленький огородик. Уже стоят щиты, на которых написана история монастыря и духовные наставления. Всё готово к приёму трудников и паломников! (Приложение 7.1), (Приложение 7.2).
Глава 2.Репрессии 1929-1937 годов и судьба монахинь Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря
С начала 20-х годов повсеместно начали закрывать монашеские общины и монастыри. Та же участь постигла и Казанский Боголюбивый монастырь. Монастырь был закрыт в 1923 году, а в 1926 году на территории бывшей обители был организован колхоз «Жерелево». Монахини оставались ещё жить в своих кельях до 1928 года. 15 мая 1928 года на заседании бюро Калужского губкома ВКП (б) было решено провести обследование всех бывших монастырей. Сразу после обследования Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря власти стали выселять живущих там монахинь. Монахинь, и молодых, и старых, выселяли под зиму, «в никуда», им, оставшимся без средств к существованию, надо было найти крышу над головой. Они расселялись по окрестным деревням и сёлам или устремлялись «под крыло» своих духовных отцов, но и там многим из них не довелось пожить сколько-нибудь продолжительное время. Гонения на Церковь всё более усиливались.
Монахини и послушницы Боголюбивого монастыря, расселившись по окрестным хуторам, деревням и сёлам, были лишены избирательного права, не имели ни пенсий, ни работы, чаще всего жили на подаяния, постоянно находились под пристальным вниманием властей. Им ещё не было ведомо, что постоянные доносы сделают своё дело, и многие из них станут обвиняемыми уголовного дела, фабрикуемого в то время органами ОГПУ в Смоленске, и их будут считать членами массовой контрреволюционной организации.
Вначале было заведено следственное дело №8640. В его обвинительном заключении говорилось: «В ОГПУ поступили сведения о существовании в Смоленском, Рославльском, Вяземском и других округах Западной области контрреволюционной церковно-монархической организации в форме широкой сети нелегальных монастырских ячеек. Основным контингентом организации являлись монахи и монашки закрытых монастырей. Проживали совместно в отдельных домах. Средства для постройки домов поступали в виде пожертвований от кулацко-белогвардейских элементов, торговцев и т.п. Следствием установлено нелегальное существование ячеек в следующих пунктах: а) в Смоленске; б) В Вязьме; в) в районе сёл и деревень Смоленского округа – Иловке, Вондярове, Болдине, Дресне, Кардымове, Катыни, Сред. Починке, Казанском; г) в районе сёл и деревень Вяземского округа – Девяткино, Товарково, Полотняный завод; д) г.Рославле; е) в районе сёл и деревень Рославльского округа – Троицкое, Жерелеве, Петроселье; ж) в Ордынке – Великолукском округе. Число членов каждой отдельной группы колебалось от 5 до 10 человек». 1
По свидетельским показаниям некоего Ухарского (видимо, информатор ОГПУ): «В районе Петросельских хуторов и Жерелевского сельсовета проживало до 130 человек монахов и монашек, которые расселились у бывших помещиков и кулаков прилегающих к Белокопытенскому монастырю деревень. Часть этих монашек построили собственные дома и проживали группами в Дяглеве, Жерелеве, Петроселье».
В ноябре 1929 года в Рославльском округе начались аресты по делу №241993, обвиняемыми по которому стали монашествующие двух монастырей: Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря и Белокопытовского Казанского женского монастыря, а также миряне, сочувствующие им. Обвинение в контрреволюционной деятельности монахинь Белокопытовской обители подкреплялись, к примеру, следующими показаниями свидетелей: «Благодаря агитации монашек среди крестьян деревень, прилегающих к Жерелевскому совхозу, 1 мая 1929 года организованной толпой верующих женщин были сорваны плакаты и портреты вождей, вывешенные на ворота Жерелевского совхоза, обещая, что, если не будет совхоза, будет церковь и вам земля» (показания Ухарского); «20 ноября 1929 года во время демонстрации школьников в с. Троицком Рославльского округа сагитированная монашками крестьянка Погуляева Ефросинья гналась за строем демонстрантов, где находился её племянник, и кричала на него: «куда тебя несёт в жидовскую веру!» После окончания демонстрации матери били своих детей за участие в демонстрации и не пускали детей в школу» (показания Немешаева); «В июле 1929 года в с. Троицком бывшая игуменья Долгова-Сабурова говорила крестьянам: «Существовал великий царь, но Богу было угодно позволить переворот, люди создали другую власть. Наступили голод и разные болезни. Всё это потому, что мы нагрешили. Скоро настанет время, когда по Божьей милости вернется опять старое». По инструкции Сабуровой монашки Шулина, Свойкина, Смирнова, Синякова, Кравцова и другие распускали слухи, что «советская власть и коммунисты хотят отучить народ веровать в Бога, коммунисты послушались антихриста».
Приведём лишь несколько имён монахинь Белокопытовского монастыря, проходивших по вышеуказанному делу:
1.Смирнова Анна Кузьминична, 1877года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 05.11.1930г. Рославльским ОГПУ. Осуждена 28.05.1930 г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года высылки в Северный край. Реабилитирована 14.06.1986 г.
2.Чудина Анастасия Васильевна, 1888 года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 01.12.1929г. Осуждена 28.05.1930г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года ИТЛ (в Северный край). Реабилитирована в 1989 г.
3.Юхачева Александра Акимовна, 1881 года рождения. Монахиня Белокопытовского монастыря. Арестована по делу 23805 31.03.1930. Содержалась в Рославльском ДЗ. Осуждена решением 21.04.1930г. «тройкой» Западной области по ст.58-10, 11 на 3 года высылки. Реабилитирована 21.06.1989г.
Безусловно, это не все имена насельниц Боголюбивой обители, пострадавших в годы репрессий, и ещё предстоит много потрудиться, чтобы восстановить полную картину исповеднического подвига сестёр обители.
После войны территория Белокопытовского монастыря только частично использовалась для нужд совхоза «Жерелево». Долгое время она служила пастбищем для домашней скотины местных жителей. Затем здесь возвели несколько одноэтажных жилых домов для работников совхоза. Получилось две улицы. Но все эти дома к началу XXI века были разрушены до основания. И с этого времени территория обители, на которой в былые времена стояли 54 здания и огромный пятиглавый собор, была полностью заброшена, заросла бурьяном выше человеческого роста, и единственными, кто остался верен этому святому месту, была семья аистов, год за годом возвращающаяся в родное гнездо на высокой водонапорной башен.
Но высшая справедливость восторжествовала. Обитель возрождается. Матушка Иосифа руководит восстановительными работами, принимает паломников, трудится на огороде, благоустраивает территорию обители. Нам пока что не удалось лично познакомиться с матушкой Иосифой, наше общение состоялось лишь по телефону. Конечно же, у нас в перспективе посещение Белокопытовского монастыря, столь удивительного и красивого места. Также мы будем продолжать поиски материла о монахинях Белокопытовского монастыря, так как в данной работе не отражены судьбы многих монахинь монастыря.
Мы убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. Из представленных данных можно сделать следующие выводы: Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма при Советской власти и его восстановление; положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви. Знакомясь с историческими фактами жизни основателей Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал порушенный монастырь, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.
Список используемой литературы
Щедрова А.И. «Помнить, чтобы не повторить».
Н.Худяков «Весть», №182-183 от 12 июля 2016 года, статьи «Русский мир стоит молитвою».
В.Мартынова, «Бетлицкий вестник» №92 от 11 ноября 2015года, статья «На возрождение монастыря».
«Калужские епархиальные ведомости» №23 за 1868 год (от 15 декабря)
«Боголюбивая обитель на реке Любуше» (автор и составитель монахиня Иосифа (Егасова).
Краткая летопись Казанского
Подано прошение на открытие женской общины.
1868 год
Открытие Казанской Боголюбивой общины. Освящение вновь построенного деревянного Казанского храма. Назначение священником и устроителем общины оптинского иеросхимонаха Гавриила (Спасского).
1869 год
Назначение священником общины о. Андрея ( Щеглова), в схиме Авраамия.
1871 год
Умер устроитель общины иеросхимонах Гавриил(Спассский). Духовником общины назначен архимандрит Моисей (Красильников).
1880-1888гг.
Строительство каменного собора.
Освящение каменного 3-престольного Крестовоздвиженского собора.
1892 год 29 мая
Открытие Казанского Боголюбивого общежительного женского монастыря.
1895 год
1923 год. Закрытие монастыря.
2 октября многие здания монастыря разрушены массированным обстрелом наступающих немецких войск.
Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан благословил начать возрождение Белокопытовского монастыря. Состоялось первое посещение места, где прежде располагалась обитель, вместе с благочинным иереем Александрорм Рябцевым и монахиней Иосифой (Егасовой).
13 октября 2015 года
15 октября 2015 года. Четверг. Память свмч. Киприана и мч. Иустины (304), блж. Андрея, Христа ради юродивого(936), прав. Воина Феодора Санаксарского(1817), блгв. кн. Анны Кашинской(1368).
На месте, где ранее стоял главный монастырский храм обители, был установлен 3-метровый дубовый крест. Его изготовил во славу Божию бетлицкий житель Николай Иванович Демин. За свой счет он доставил его из районного центра и установил с бригадой своих рабочих. С этого дня ежедневно у этого креста читается акафист Матери Божией Казанской.
17 октября 2015 года. Суббота.
В монастырь приехали представители Куйбышевской районной администрации вместе с главой администрации С. Н. Макридовым, чтобы своими руками помочь в подготовке к первому молебну и расчистить от бурьяна территорию обители.
21 октября 2015 года. Среда. Память прп. Пелагии(457).
Братья и сестры! А печи ваши из чего построены? Из какого кирпича? Из церковного. Мы полагали, что храм окончательно уничтожен, стерт с лица земли, а он продолжает согревать людей. Видите, дорогие мои, как Господь нас любит. Только нам надо ему помолиться. И теперь, когда Казанский Боголюбивый монастырь начал оживать, надо приходить сюда и молиться о своем спасении и своих близких. Господь любит всех, и с Божьей помощью мы устроим здесь новый храм, в котором можно будет причащаться.
Спаси вас всех Господи за то, что вы приняли участие в соборной молитве, которая, как известно, быстрее доходит до Небес…» 2
Освятив Поклонный крест, отец Валерий совершил заупокойную литию по усопшим на месте захоронения белокопытовских подвижников благочестия.
1 ноября 2015 года. Воскресенье. 22-я седмица по Пятидесятнице. Память прор. Иоиля (800г. до Р.Х.), перенесение мощей прп. Ионна Рыльского(1238).
Первая лития на месте, называемом «Монахов колодец», где подвизался рославльский подвижник и затворник – схимонах Авраамий Жиздринский.
27-29 ноября 2015 года. Пятница – воскресенье.
В монастырь приехали члены добровольного объединения молодежи при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи московского Свято-Данилова монастыря «Реставрос», чтобы в преддверии зимы срочно помочь возвести дровяной сарай.
10 декабря 2015 года. Четверг.
Конец декабря 2015 года.
После 20 декабря на территории монастыря начался сенокос и рубка высоких, раскидистых, но уже гнилых деревьев. На помощь пришли жители д. Дяглево и с. Жерелево.
31 декабря 2015 года. Четверг. Память мчч. Севастиана и дружины его (ок.287).
В монастырь приехали первые паломники из г. Людиново Калужской обл.
7 января 2016 года. Четверг. Рождество Христово.
К празднику Рождества Христова жители п. Фаянсовый Кировского района Владимиром Сафроновым и его сыном Александром был изготовлен вертеп, который стал в эти праздничные дни местом притяжения и для детей, и для взрослых. Дети читали стихи и пели рождественские песни. От обителей все получали праздничные гостинцы.
18 января 2016 года. Понедельник. Навечерие Богоявления. Освящение Святого колодца на территории монастыря.
После размещения обращения к боголюбивым братьям и сестрам на сайте «Реставроса» средства на устройство колодца были собраны всего за три дня (с 29 по 31 декабря 2015г.). В сборе средств приняли участие боголюбивые братья и сестры из многих городов России: Игорь (Москва), Наталья (Самара), Марина и Наталья (Людиново), семья Фроловых (Куйбышевский р-н), Анастасия (Москва), Ирина (СПб), Николай (Москва) и еще те, кто пожелал остаться неизвестными. 11 января на месте будущего колодца иерей Александр Рябов совершил молебен на начало доброго дела. Колодец копали мастера из г. Кирова. Ворот и сень над колодцем изготовили Владимир и Вячеслав Сафроновы из п. Фаянсовый. Молебен и освещение колодца совершил иерей Валерий Агеев.
24 января 2016 года. Воскресенье. Память прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529).
Первое архиерейское служение в обители. В обитель прибыл архиепископ Песоченский и Юхновский Максимиллиан. Его встречали монахиня Иосифа (Егасова) и многочисленные жители, собравшиеся со всей округи, в том числе и из районного центра. Владыка в сослужении иереев Александра Рябцева и Валерия Агеева, а также диакона Евгения Васильева отслужил молебен, затем в сопровождении монахини Иосифы, имеющей попечение о восстановлении обителей, осмотрел территорию монастыря, ознакомившись с планом возрождения святого места. Владыка благословил начать сбор средств на строительство небольшого деревянного храма. По окончании богослужения всем богомольцам был предложен горячий чай и угощение.
31 марта 2015 года. Четверг. Память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386)
27ноября 2019 года. Торжественное открытие монастырского древнехранилища. (Приложение 8.1, 8.2).
Приложение1.«Калужские епархиальные ведомости» №23 за 1868 год (от 15 декабря)
Приложение 2. Белокопытова А.Е. – основательница монастыря.
Приложение 3.1. Рославльский пустынник схимонах Авраамий Жиздринский.
Приложение 3.2. Рославльский пустынник схимонах Авраамий Жиздринский.
Приложение 4. «Прибавления к Епархиальным ведомостям» №4 1893 год (от 28 февраля)
Приложение 5. Матушка Иосифа (Егасова) – игуменья монастыря.
Приложение 6. Современный вид восстанавливаемого монастыря.
Приложение 7.1.Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь.
Приложение 7.2. Работы по восстановлению обители.
Приложение 8.1.Торжественное открытие монастырского древнехранилища (27 ноября 2019 г.)
Приложение 8.2. Торжественное открытие монастырского древнехранилища (27 ноября 2019 г.)
Приложение 9. Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь, XIX век.
1 Щедрова А.И. «Помнить, чтобы не повторить» (По материалам архивных дел НКВД в отношении духовенства Смоленской епархии 1930-1937гг.) Смоленск: «Свиток», 1915. С.39.
2 В.Мартынова, «Бетлицкий вестник» №92 от 11 ноября 2015года, статья «На возрождение монастыря».
3 Н.Худяков «Весть», №182-183 от 12 июля 2016 года, статьи «Русский мир стоит молитвою».