беломорск храм во имя преподобных зосимы савватия и германа соловецких
Беломорск. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Дата постройки примерно 2004-2005 гг. Возведена на народные стредства и средства спонсоров. Практически вся иконопись выполнена петербургским художником Зайцевым на заказ.
Церковное возрождение в Беломорске началось в 1990-х годах, когда в город приехал священник Сергий Михайлов, а приходу отдали старинный, построенный еще в 1906 году, дом капитана Богданова, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Поначалу беломорчане молились в Никольском храме, обустроенном в этом небольшом здании.
Почти на том самом месте, где ныне возвышается новый храм, в старинном селе Сорока стояла старинная часовня. В начале XV века почти год при ней жил отшельником инок Герман. На Поморский берег он прибыл, привлеченный рассказами о далеком пустынном Соловецком острове. Герман жаждал пустынного подвижничества, и летом 1428 года вместе с местными рыбаками ему, наконец, удалось достичь желанного Соловецкого берега. Однако жить на диком острове в одиночестве он все-таки не решился и снова вернулся на Выг. Такова история святого места, на котором трудами беломорских прихожан и благотворителей поставлен прекрасный деревянный храм в честь основателей Соловецкого монастыря, принявших на себя первые трудности.
Храм в Беломорске строился долго, трудностей у настоятеля прихода священника Сергия Михайлова было несчетное количество, но и находились добрые помощники. Нескольких из них, руками которого храм благоукрашается, Владыка наградил почетными грамотами и благодарственными письмами. Однако строительство еще не закончено. Планируется возвести звонницу и отремонтировать стоящий рядом с церковью старый дом, переданный местной властью приходу. В нем расположится воскресная школа. Не будет закрыт и любимый беломорчанами Никольский храм.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была построена в Беломорске в 2005 г. на пожертвования и средства спонсоров и освящена Архиепископом Петрозаводскиим и Карельским Мануилом 1 июля 2006 г. В пользование приходу передано здание бывшей центральной районной библиотеки. Возвели церковь на месте разрушенной в 1937 г. часовни, где почти год отшельничал инок Герман, привлеченный сюда рассказами о далеком Соловецком острове.
Беломорский священник рассказал, как в районе возрождалось православие
Памяти отца Сергия
Отца Сергия предали земле в минувшую среду, 22 января. Это интервью он дал нашему изданию 5 лет назад. Мы считаем, что оно не утратило своей актуальности.
Путь к служению
«Лихие» девяностые, кризис в экономике, в политической сфере. Однако церковь в это время переживает подъем. «Второе крещение Руси» – так сегодня говорят об этом времени. В начале 90-х в Беломорск приехал отец Сергий и в одиночку начал возрождать здесь православие. Что же заставило коренного петербуржца перебраться на север, в маленький провинциальный городок?
Священником отец Сергий стал в 42 года, когда позади было уже полжизни:
– У меня несколько профессиональных праздников: строитель, учитель, солдат, моряк, рыбак… Я много занятий сменил, чего только не было. Мой друг отец Александр служил в церкви в Сортавале, к нему я приехал помочь – и остался. Через два с лишним года был рукоположен в дьяконы. В 1993 году в церкви Святой Екатерины в Петрозаводске в священники меня рукополагал владыка Мануил. Владыка спросил тогда: «Куда поедешь?». Я говорю: «В Беломорск». Он удивился: «Я думал, туда еще лет десять никто не попросится».
Здесь никого же не было, кто поедет сюда? Здесь бедно, тихо, и ни славы, ни шума, ни пиара – ничего не будет никогда. А для меня это как раз было привлекательно. Я приехал на совершенно голое место, в техническом смысле. Верующие были, и молились – но не было ни храма, ни общины, ни жилья, ни денег, ни ботинок… Надо мной тогда смеялись, что я в кроссовках ходил, а у меня другой обуви не было в тот момент.
Это канал (Беломорско-Балтийский. – Авт.). Это Соловки, это столько мучеников. И когда меня спрашивают, как помолиться за тех, кто погиб на канале и здесь, вокруг, – я говорю: «Возьми любой камушек, обними его, поцелуй и поплачь». Потому что здесь все косточками усыпано. Для меня это было очень важно. И я до сих пор молюсь за тех, кто погиб на канале, на Соловках и вообще в лагерях…
Кто рядом
Формально отец Сергий остался женат, но давно расстался с семьей:
– Старшей дочке сейчас 41 год. Еще две приемных дочки есть, им тоже уже за 30. Есть еще брат и сестра. Мы встречаемся, когда я приезжаю в Питер. Я сам из Питера, и все у меня там. Отец мой был фронтовиком. Он и в Финскую воевал, и в Великую Отечественную. Мама со старшим братом блокаду пережили полностью…
Когда переехал в Беломорск, все оказалось довольно просто. Трудностей особых не было, все технические вопросы разрешились постепенно:
– Домик отдали старенький, ему уже более ста лет. Он был переоборудован под храм. С людьми никаких трудностей не испытывал. Люди рядом были прекрасные, когда рядом верующие – все легко преодолевается.
За время настоятельства отца Сергия в Беломорском районе было построено несколько церквей: в Золотце, Сумском Посаде, Сухом, Летнереченском, Нюхче, Сосновце, часовня в Шуезере. Начало было положено строительством храма во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, построенного в 2006 году.
– Храмы строит Господь Бог, а я в самом лучшем случае – прораб. Хотя я практически на всех храмах работал сам, я очень люблю это дело. Однако инициатива строительства и основные заботы все-таки ложились на плечи неравнодушных местных жителей, которые своей верой преодолевали все трудности. Мы помогали чем могли. Все это от абсолютного ничего. Люди молились, Господь благословлял – все находится, когда нужно…
Мифы возрождения и упадка
По мнению отца Сергия, никакого «бума» возрождения православия сейчас нет. Это очень сложный и очень длительный процесс. Форсировать его и пытаться изобразить то, чего нет, не нужно.
– Действительно, в 90-е была волна, потом она схлынула, и теперь, если и есть прибавление, то очень медленными темпами. Есть такая поговорка (правда, католическая): «Жернова Господни мелют очень медленно, но не останавливаются никогда». И вся эта внешняя красота и позолота меня, во всяком случае, смущает. И какие-то речи победные: «Ура, у нас восемь новых приходов, четыре новых храма»… Это все настораживает меня. Но кому-то нравятся эти отчеты красивые и цифры…
Потребительское отношение к церкви, по мнению священника, есть и всегда было. С этим нужно бороться глубоко, серьезно:
– Приходит человек и говорит: надо освятить. Я говорю: «Когда вы последний раз в церкви были?». «А мы вообще никогда не были». Им нужен не священник, не молитва – им нужен шаман с бубном, который поскачет и скажет: «Всех злых духов прогнал, давайте 5 тысяч рублей». И я стараюсь объяснить: ребята, походите в церковь, причаститесь, исповедуйтесь!
Часто приходят молодые: «Батюшка, нам венчаться». А я их в церкви ни разу не видел за 20 лет. Им нужна красивая картинка. В Бога они не верят, ходить в церковь они не будут. Как в магазин приходят. С этим бороться придется еще очень долго.
Странные люди
Патриарх Алексий в свое время благословил снимать пасхальную службу в московском храме Христа Спасителя. И с тех пор, считает отец Сергий, народ сидит дома.
– Конечно – главный храм страны в телевизоре. Хор – 70 человек с одной стороны, 70 человек с другой. А в церкви не то что пусто – свободно. Те люди, которые стоят четыре с половиной часа на пасхальной службе – они приходят и приносят с собой некий свет, который привлекает других. Чего не происходит с человеком, который, лежа на диване, посмотрел пасхальную службу.
Священник считает, что для больных и старых, которые не могут прийти на службу, – это, конечно, счастье. А для молодых и здоровых – погибель.
– Приходите, но не просто «закажите» батюшку. Нет, не надо мне денег, а просто приходите в церковь, чтобы я ваши лица видел. Господь помогает, но он никогда не будет делать что-то за вас. Он помогает идущему. Сейчас все можно купить, и распространено мнение, что благодать можно купить. Нет! Пришел, поставил свечку самую дорогую, но душа молчит.
Дорога
До недавнего времени отец Сергий возглавлял приход. Теперь «ушел в отставку»:
– Я попросился с должностей начальнических – и настоятеля, и благочинного. Устал очень за 22 года, мне уже не по силам. Сейчас у меня очень много молодых хороших помощников. Слава Богу, что, по крайней мере, двое-трое священников есть. Надо дорогу уступать молодым, а я уже так – на второй план отхожу. Всему приходит свое время.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Беломорск. Храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
Novicova все записи автора
Погода в небольшом поморском городке Беломорске, расположенном в устье реки Выг, не часто балует жителей яркими солнечными днями. Рядом – студеное Белое море, в каменные берега которого упирается городская окраина. Рассыпан городок с 11-тысячным населением по островам, соединяющимся мостами, сооруженными без лишнего эстетства из бетона и железа во времена социалистического прошлого края. На живописных скалистых берегах многочисленных Выгских рукавов сереют вездесущие панельные «хрущевки», кое-где украшенные назойливой желто-черной полосатой билайновской рекламой. Часто к ним ведут пыльные безасфальтные дороги с колдобинами. Но 1 июля 2006 года город со своей печальной архитектурой и бросающейся в глаза неустроенностью буквально преобразился. Он был щедро залит солнцем. Люди спешили на речной берег, где вода с веселым шумом и крупными брызгами преодолевает гранитные валунные пороги, и где своими свежевыкрашенными стенами белеет небольшая деревянная церковь.
В этот праздничный для православного Беломорска день Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил новый храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Приезд архипастыря стал для православных беломорчан самым радостным событием. Божественную литургию в новом храме украсил архиерейский хор, сопровождавший Владыку. Но Архиепископ Мануила отметил и достоинства церковного небольшого хора, певшего во время молебна, совершенного Владыкой вечером 30 июня, сразу же после приезда в Беломорск.
Внутри новый храм утопает в теплом свете деревянных стен. Свет льется и из его высоких окон. На северной стороне в оконной раме бушует на пороге река. В открытую дверь храма долетает звенящий шум неугомонной воды. Храмовый иконостас еще расписан не до конца. Над ним продолжает трудиться местный иконописец Сергей Викторович Зайцев, получивший в этот день за свои подвижнические труды архиерейскую грамоту. На самой большой храмовой иконе, помещенной на южной стене, запечатлено то великое событие, которому и посвящена построенная церковь, – встреча преподобных Савватия и Германа на берегу порожистого Выга.
Церковное возрождение в Беломорске началось в 90-х годах, когда в город приехал священник Сергий Михайлов, а приходу отдали старинный, построенный еще в 1906 году, дом капитана Богданова, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Поначалу беломорчане молились в Никольском храме, обустроенном в этом небольшом здании. Но есть у Беломорска и священные страницы истории, вымаранные богоборческой властью, но не забытые боголюбивым народом. Именно здесь на пологом берегу бурливой реки Выг творилась будущая великая история Соловецкого монастыря.
Почти на том самом месте, где ныне возвышается новый храм, в старинном селе Сорока стояла старинная часовня. В начале XV века почти год при ней жил отшельником инок Герман. На Поморский берег он прибыл, привлеченный рассказами о далеком пустынном Соловецком острове. Герман жаждал пустынного подвижничества, и летом 1428 года вместе с местными рыбаками ему, наконец, удалось достичь желанного Соловецкого берега. Однако жить на диком острове в одиночестве он все-таки не решился и снова вернулся на Выг.
Такого же уединенного места для своих подвигов искал в это же время и прп. Савватий, постриженик знаменитого на Руси Кирилло-Белоезерского монастыря. Ученик крупнейшего религиозного подвижника Кирилла, он отличался особенной строгостью своих подвигов и бежал от славы сначала в пустынный монастырь на острове Валаам, а затем, не обретя себе покоя от людской молвы, дальше на Север, к морскому побережью.
Прп. Савватий, как и Герман, слышит здесь бесчисленные рассказы местных жителей о далеком необитаемом острове среди морской пучины, о его рыбных озерах с пресной водой, горах и лесах. Старец только и мечтает о таком уединении и желаемом безмолвии. Но бывалые мореходы предупреждают седого, дряхлого на вид инока о грозящих опасностях – далекий путь, бурное море, неудобное сообщение с материком. Но, возложив всю надежду на Господа, прп. Савватий вскоре встречает у часовни на реке Выг монаха, по имени Герман, который, как повествует Житие, «был родом из карельских людей».
Редким мужеством отличались оба иноки. В 1429 году они вдвоем отправляются в небезопасное двухдневное плавание и, наконец, достигают пустынного Соловецкого острова в районе Сосновской губы. В километре от Белого моря, на берегу озера будущие соловецкие отшельники водрузили крест и поставили келью. В течение шести лет преодолевали они трудности островной жизни, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему».
Когда прп. Герман однажды отправился за необходимым для проживания на реку Онегу, старец Савватий, живя в одиночестве, почувствовал приближение своей кончины. Желая причаститься Святых Христовых Тайн, он переправляется на материк и снова приходит к часовне на реке Выг близ деревни Сороки. В это же время, по Промыслу Божиему, сюда прибывает для посещения православных христиан игумен Нафанаил и пристает лодка новгородского купца Иоанна, приплывавшего на поморский берег с товаром. Приняв Святое Причастие и наставив купца на добрые дела, соловецкий пустынник скончался 27 сентября 1435 года и был отпет и погребен у часовни. На этом месте его святые мощи почивали на протяжении 30 лет.
На следующий год после смерти прп. Савватия старец Герман встречает здесь же, на Поморском берегу инока Зосиму, уроженца заонежского села Толвуя, ищущего безмолвного уединения, и плывет с ним к соловецким берегам. Через 13 лет после возведения в сан игумена обители прп. Зосима, ставший деятельным организатором монашеского жития, переносит в 1465 году мощи блаженного Савватия в Соловецкий монастырь.
Такова история святого места, на котором трудами беломорских прихожан и благотворителей поставлен прекрасный деревянный храм в честь основателей Соловецкого монастыря, принявших на себя первые трудности.
С 2004 года из Беломорска на Соловки открыты регулярные рейсы быстроходной «Кометы», преодолевающей 88 км морского пути всего за один час сорок минут. И сегодня через город течет поток паломников и туристов, желающих, несмотря на расходы и тяжелый путь, соприкоснуться с малоизвестными страницами отечественной истории. Для них храм во имя свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких становится первоначальной страницей, раскрывающей нравственный подвиг великих Соловецких подвижников. «Приезжие приходят к нам часто, – рассказывает молодая прихожанка. – Вот совсем недавно были здесь норвежцы». А много ли беломорчан бывает в своем храм? К сожалению, современные люди утратили должное благоговение к святыням, забыли о том, что святых нужно знать и почитать. Если не знаешь то, как любить? Не молясь святым — как можно рассчитывать на их покровительство? Об этом часто говорит в своих проповедях Архиепископ Мануил.
Храм в Беломорске строился долго, трудностей у настоятеля прихода священника Сергия Михайлова было несчетное количество, но и находились добрые помощники. Нескольких из них, руками которого храм благоукрашается, Владыка наградил почетными грамотами и благодарственными письмами. Однако строительство еще незакончено. Планируется возвести звонницу и отремонтировать стоящий рядом с церковью старый дом, переданный местной властью приходу. В нем расположится воскресная школа. Не будет закрыт и любимый беломорчанами Никольский храм. Здесь тоже будут совершаться службы, акафисты.
Беломорск храм во имя преподобных зосимы савватия и германа соловецких
БЕЛОМОРСК. ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ, САВВАТИЯ И ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКИХ
Погода в небольшом поморском городке Беломорске, расположенном в устье реки Выг, не часто балует жителей яркими солнечными днями. Рядом – студеное Белое море, в каменные берега которого упирается городская окраина. Рассыпан городок с 11-тысячным населением по островам, соединяющимся мостами, сооруженными без лишнего эстетства из бетона и железа во времена социалистического прошлого края. На живописных скалистых берегах многочисленных Выгских рукавов сереют вездесущие панельные «хрущевки», кое-где украшенные назойливой желто-черной полосатой билайновской рекламой. Часто к ним ведут пыльные безасфальтные дороги с колдобинами. Но 1 июля 2006 года город со своей печальной архитектурой и бросающейся в глаза неустроенностью буквально преобразился. Он был щедро залит солнцем. Люди спешили на речной берег, где вода с веселым шумом и крупными брызгами преодолевает гранитные валунные пороги, и где своими свежевыкрашенными стенами белеет небольшая деревянная церковь.
В этот праздничный для православного Беломорска день Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил новый храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Приезд архипастыря стал для православных беломорчан самым радостным событием. Божественную литургию в новом храме украсил архиерейский хор, сопровождавший Владыку. Но Архиепископ Мануила отметил и достоинства церковного небольшого хора, певшего во время молебна, совершенного Владыкой вечером 30 июня, сразу же после приезда в Беломорск.
Внутри новый храм утопает в теплом свете деревянных стен. Свет льется и из его высоких окон. На северной стороне в оконной раме бушует на пороге река. В открытую дверь храма долетает звенящий шум неугомонной воды. Храмовый иконостас еще расписан не до конца. Над ним продолжает трудиться местный иконописец Сергей Викторович Зайцев, получивший в этот день за свои подвижнические труды архиерейскую грамоту. На самой большой храмовой иконе, помещенной на южной стене, запечатлено то великое событие, которому и посвящена построенная церковь, – встреча преподобных Савватия и Германа на берегу порожистого Выга.
Церковное возрождение в Беломорске началось в 90-х годах, когда в город приехал священник Сергий Михайлов, а приходу отдали старинный, построенный еще в 1906 году, дом капитана Богданова, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Поначалу беломорчане молились в Никольском храме, обустроенном в этом небольшом здании. Но есть у Беломорска и священные страницы истории, вымаранные богоборческой властью, но не забытые боголюбивым народом. Именно здесь на пологом берегу бурливой реки Выг творилась будущая великая история Соловецкого монастыря.
Почти на том самом месте, где ныне возвышается новый храм, в старинном селе Сорока стояла старинная часовня. В начале XV века почти год при ней жил отшельником инок Герман. На Поморский берег он прибыл, привлеченный рассказами о далеком пустынном Соловецком острове. Герман жаждал пустынного подвижничества, и летом 1428 года вместе с местными рыбаками ему, наконец, удалось достичь желанного Соловецкого берега. Однако жить на диком острове в одиночестве он все-таки не решился и снова вернулся на Выг.
Такого же уединенного места для своих подвигов искал в это же время и прп. Савватий, постриженик знаменитого на Руси Кирилло-Белоезерского монастыря. Ученик крупнейшего религиозного подвижника Кирилла, он отличался особенной строгостью своих подвигов и бежал от славы сначала в пустынный монастырь на острове Валаам, а затем, не обретя себе покоя от людской молвы, дальше на Север, к морскому побережью.
Прп. Савватий, как и Герман, слышит здесь бесчисленные рассказы местных жителей о далеком необитаемом острове среди морской пучины, о его рыбных озерах с пресной водой, горах и лесах. Старец только и мечтает о таком уединении и желаемом безмолвии. Но бывалые мореходы предупреждают седого, дряхлого на вид инока о грозящих опасностях – далекий путь, бурное море, неудобное сообщение с материком. Но, возложив всю надежду на
Уютный для всех: как священник благоустраивает храм в Беломорске
Священнику церкви преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких всего 25 лет. Отец Вадим построил у храма детскую площадку, посадил цветы, завел голубей и кроликов — приобщает людей к вере по-новому.
Отец Вадим. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
В Беломорске на острове Сорока стоит маленькая белая церковь. К ней ведет аккуратная дорожка, освещенная садовыми фонарями. На территории храма есть детская площадка, там же – небольшая клетка, в которой грызут морковь крольчата.
Горожане говорят, сюда надо приезжать летом, когда цветут разбитые у дорожки клумбы. Но и зимой у церкви очень красиво, тихо и уютно.
Храм преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
— Бывает, Господь посылает вразумление, как лучше поступить в той или иной ситуации, — говорит местный священник, отец Вадим. – Люди сталкиваются с проблемами на работе, в семье и не видят выхода. А иногда достаточно прийти в церковь, успокоиться, остановиться и немного подумать.
Отцу Вадиму 25 лет. Он служит в храме преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с 2016 года. И цветник, и площадка, и кролики появились у церкви благодаря его стараниям.
Крольчатник и голубятня
До отца Вадима в беломорском храме четверть века служил пожилой священник. Прихожане его знали и любили, а к молодому батюшке поначалу отнеслись настороженно. Тем более что его предшественник был одиноким, а отец Вадим приехал в Беломорск с матерью, женой и дочкой.
— Я заметил, что поморы вообще не сразу принимают чужих, сначала долго присматриваются. Но если им докажешь, что ты что-то делаешь и заботишься не только о себе, но и о других, отношение меняется. Сейчас люди привыкли ко мне, к моей работе, внешности, взглядам.
Отец Вадим. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Православная церковь старается думать о каждом: пенсионерам – скамейки, людям с инвалидностью – пандусы, детям – игровые площадки. Молодой священник взялся за создание условий для прихожан с большим рвением. Прихожане откликнулись.
Сначала у беломорского храма появилась детская площадка: качели, горки, песочница. Потом в отдельном помещении завели кроликов, а на площадке поставили маленькую клетку и поселили туда крольчат, чтобы дети могли на них посмотреть.
— Это вызвало большой интерес у горожан, — говорит отец Вадим. – Не у всех детей есть возможность соприкоснуться с животным миром, не все родители могут и хотят завести дома собаку или кошку. Поэтому они приходят сюда целыми семьями, приносят капусту, морковку, кормят кроликов, гладят.
Сам отец Вадим животных любит с детства. Его бабушка и дедушка были ветеринарами, и он постоянно подбирал и приносил домой какую-нибудь живность. Эта привычка, кстати, никуда не делась: в этом году отец Вадим поехал на рыбалку на Шуезеро и нашел собаку породы хаски. Поспрашивал на местной турбазе – оказалось, хозяин уехал в Петербург и оставил ее одну. Рыбаки сказали, что собаку зовут Лýна. Священник забрал ее с собой и поселил при храме.
— Хорошая собака, совсем неагрессивная, ее тут все знают. Только за кролями охотится, поэтому мы ее держим подальше от клетки.
Еще при церкви есть голубятня. Птиц завели относительно недавно, и они пока привыкают к новому дому. Когда привыкнут – их начнут выпускать на волю, и каждый раз они будут возвращаться назад, к храму.
Голуби. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Хаски Луна. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Качели, горки, птицы и животные помогают приобщать детей к церкви. Сколько раз такое было, говорит отец Вадим: сначала ребенка приводят на площадку поиграть, потом мама подходит и спрашивает, можно ли крестить его.
— Детям тяжело долго стоять на богослужении, соблюдать дисциплину. Им комфортнее просто быть при церкви, знакомиться с архитектурой, культурой. Они видят, как родители и бабушки-дедушки молятся, потихоньку впитывают это в себя, но сами при этом никак не ограничены. Таким образом, у ребенка не складывается впечатления, что в церкви все долго и скучно.
Молодой храм, древние иконы
Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких совсем молодая, ее освятили в 2006 году. Но в ней ей несколько старинных поморских икон – прихожане принесли святыни, которые хранились у них дома.
Одна из них – икона Божьей Матери «Утоли мои печали». Ее вынесли из пожара, и образ было практически не разобрать из-за копоти. Но потом люди стали молиться, и икона сама собой очистилась, говорит отец Вадим.
Другая древняя икона – Спас Нерукотворный. Ей не меньше 400 лет: образ написан в углублении – так называемом ковчеге. Эта традиция существовала в допетровские времена, потом надолго прервалась и возродилась только в современной иконописи. Очевидно, что образ, хранимый в беломорской церкви, относится к стародавним временам.
Отец Вадим показывает икону Божией Матери. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Спас Нерукотворный. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Внутреннее убранство церкви. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Есть, впрочем, в храме и новые иконы, которые заказывают в мастерских по всей России. Недавно, например, для церкви написали образ Кассиана Муезерского. Его изображение можно найти на иконе всех карельских святых, а отдельный образ есть только в беломорском храме.
С некоторыми образами связаны необычные истории. На иконе святителя Алексея, святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры, время от времени появляются непонятные потеки. Что это, служители церкви не знают. Сказать, что икона мироточит, нельзя: для этого нужна епархиальная комиссия, которая дает официальное заключение. В беломорской церкви этим заниматься не хотят.
— Если на иконах что-то появляется, мы считаем, что это к нам призыв усилить молитвы. Мы это не афишируем, начнутся сразу вопросы: а что это значит, а может, вы это специально делаете. Для нас это просто знак того, что Бог рядом с нами, нас слышит и нам помогает.
Есть в храме Евангелие начала ХХ века и старинный крест. К ним не относятся как к музейным экспонатам, а используют во время служб. В конце концов, их создавали, чтобы приносить пользу.
Икона Кассиана Муезерского. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Отец Вадим. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Польза — это один из ключевых принципов, по которым живет приход. Каждый, кто обитает при церкви, выполняет свою часть работы: ухаживает за цветами, животными, готовит.
Скоро при храме начнут строить трапезную и склад для хранения социальной помощи, под них уже расчистили бывшую стоянку. В трапезной будут питаться не только работники церкви, но и нуждающиеся. Детскую площадку тоже планируют развивать.
— Есть желание пони завести, — говорит отец Вадим. – А что? Купим тележку, по воскресеньям будем детишек катать.