белопесоцкий монастырь ступинский район как
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (Свято-Троицкий)
Белопесоцкий женский монастырь — святыня на Оке, имеющая давнюю историю. Он был построен как важнейший фортификационный пункт для защиты русских границ и утратил своё военное значение только в эпоху Петра I.
Сегодня монастырь известен несколькими церквями, иконами, включая знаменитый образ
«Утоли мои печали». Каждого пришедшего к обители, как и несколько столетий назад, поражает необыкновенная красота этих мест.
Монастырь находится в городе Ступино Московской области на берегу Оки у впадения в нее реки Кремница. Место это издревле называли Белые пески за необычный светлый цвет песчаных берегов. Здешний красивый и мелкий песок раньше доставляли даже в Москву.
Одно из преданий гласит, что некогда по берегу Оки шел преподобный Сергий Радонежский. Он был поражен красотой этого места и в восхищении ударил посохом об землю. Тут же открылся святой источник, который и сегодня есть на территории Белопесоцкого монастыря.
Расписание богослужений
В Белопесоцком монастыре ежедневно проходят два богослужения. Их проводят в Троицком Соборе или Сергиевском храме. Утреннее начинается в 8:00 по будням и в 8:30 по выходным. Вечером службы проводятся в 16:00 или 17:00. Точное расписание богослужений доступно на сайте монастыря.
История Белопесоцкого женского монастыря
Официальной датой основания монастыря считается 1498 год. Однако первые упоминания о Белопесоцкой обители относятся уже к 1380 г. В то время он был мужским. А иначе и быть не могло — находился монастырь на тогдашней границе Руси, а монахи защищали её от набегов крымских татар.
Основателем считается Владимир Белопесоцкий, который был родом из ржевских бояр. На место будущей обители он пришел из Варлаамо-Хутынского монастыря, где ранее принял постриг.
Монастырь утратил своё оборонительное значение только к семнадцатому веку. В 1870-х годах он получил особую известность благодаря иконе «Утоли мои печали». В то время в Подмосковье свирепствовала эпидемия холеры. Народные предания говорят, что приходили поклониться образу и исцелялись люди целыми селами.
Советская эпоха
В 1917 г. на территории Белопесоцкого монастыря проживало около 50 послушников часть из них годом позже расстреляли прямо под стенами обители. Похоронили жертв нового режима местные жители, сегодня на месте захоронения есть памятный крест.
Богослужения в монастыре шли до 1930-х гг. Позднее здесь появились лагерь для заключенных и общежитие для рабочих, у которых была общая задача — строительство моста через Оку.
Во время войны территория обители оказалась на переднем крае обороны. Возле его стен разместили первую батарею легендарных «Катюш». Их силами удалось остановить танки Гудериана, которые ранее считались непобедимыми. Сегодня в Белопесоцком монастыре есть мемориал, посвященный погибшим здесь солдатам.
Монастырь был возвращен РПЦ после распада СССР. Вновь открытая обитель стала женской. Первые послушницы поселились на берегу Оки в 1993 г.
Что посмотреть
Одной из старейших построек Белопесоцкого монастыря является Собор Святой Троицы. Его строительство датируется 1569 г., однако до наших дней здание дошло с многочисленными перестройками. Изначально собор возвели на пожертвование Ивана Грозного. Он остался в монастыре на одну ночь, и красота обители так полюбилась царю, что в качестве пожертвования он подарил монахам чашу. Ценность её была настолько велика, что денег хватило на возведение целого собора.
Трапезный храм монастыря — Сергиевская церковь — является постройкой более поздней. Она датируется 1806 г., а потому возведена в стиле классицизма. Церковь стоит на месте более ранней монастырской постройки, которая была утрачена.
Церковь Николая Чудотворца, она же храм Георгия Победоносца находится над Святыми воротами монастыря. Путаница в названиях неслучайна. Его построили в XVI в. и освятили как Никольский. Потом в 1794 г. была надстроена колокольня, а в конце XIX в. храм повторно освятили уже как Георгиевский.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи — это небольшая однокупольная церковь, построенная на пожертвования братьев Раевских. Это храмовое строение особенно сильно пострадало в советское время. Сначала в нем разместили стекольный цех, а после забросили на долгие годы. В результате храм обветшал, рухнул купол. В 1990-х гг. прошла его полная реставрация.
Панорама Белопесоцкого монастыря на Google-картах
Как добраться
Белопесоцкий монастырь находится на улице Белопесоцкой в городе Ступино Московской области. Самый быстрый способ доехать до него на автомобиле — по платной автодороге «Дон». Свернуть необходимо на Каширу.
Доехать сюда можно на электричке с Павелецкого вокзала Москвы до станции «Акри». От жд станции автобус заезжает в Белопесоцк, около монастыря разворачивается и едет в сторону остановки «Среднее». От станции «Белопесоцкий» данный автобус следует до Ступино, поэтому не перепутайте, на какой станции нужно сесть на автобус именно до монастыря.
Еще один вариант — сесть на автобус № 334-к до Ступино в Москве у станции метро «Домодедовская». Ехать нужно до конечной остановки «Автовокзал Ступино». Потом пройти 400 метров до остановки «Дом быта», где сесть на автобус № 1 до монастыря.
Доехать от Москвы до Ступино и Белопесоцкого монастыря также можно на такси — это самый комфортный вариант. Для вызова машины в столице можно воспользоваться приложениями Kiwitaxi, Яндекс. Такси, Gett, Uber и другими.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь на видео
Белопесоцкий женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.
Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.
Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.
По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой. Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.
Великий Московский князь Иван III (правил в 1462 — 1505 гг.) был мудрым правителем. В 1472 г. его женой стала Софья (Зоя) Палеолог — племянница последнего византийского императора Константина Палеолога. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавый орел, себе взял титул «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Пермский, и Югорский, и Булгарский». Его стали называть государем всея Руси, а Русское государство — Россией.
При нем после противостояния русских и ордынских войск в 1480 г. на р. Угре (приток р. Оки) произошло окончательное свержение ига Орды и превращение Руси во главе с Москвой в независимое могучее Русское централизованное государство. Иван III хорошо знал своих друзей и врагов, умел он быть и незлопамятным к своим поверженным, но знатным недругам. Вот почему Иван III был так щедр в отношении Магмет-Аминя. Истинно православный человек, независимо от обстоятельств, всегда следует высоким и добрым христианским принципам. Так что история Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в самом конце XV в. учит быть мудрым и гуманным по отношению к побежденным недругам.
Хотя Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был прежде всего религиозным центром, кроме того, он успешно выполнял важные военно-оборонительные функции, тем более что он находился в ответственном военно-стратегическом месте. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет немеркнущие с годами боевые заслуги перед Отечеством. В давние века монастырь был важным звеном — по сути, ответственной пограничной крепостью — на южных рубежах Московской Руси. Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, он был мощным препятствием на пути крымских орд, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю. Но он всегда быстро восстанавливался и отстраивался, что происходило при ощутимой помощи дальновидных правителей Русского государства, а главное — благодаря нравственно-духовной силе и трудолюбию монастырской братии.
Духовное и физическое здоровье братии монастыря складывалось благодаря точному выполнению всех догматов и правил православия. Вспоминали, что в этих местах творили добрые дела многие достойные русские люди, и в первую очередь самый неоспоримый духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский.
А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства.
В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).
Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.