белозерская икона божией матери
Икона Божией Матери Умиление Белозерская
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление Белозерская» — это одна из древнейших русских икон. Белозерская икона Божией Матери принадлежит к типу «Умиление» (имеет топологическое сходство с Владимирской иконой Божией матери). Богоматерь изображена с младенцем Христом, прижавшимся щекой к Ее лицу. Наименование «Умиление» точно и выразительно передает момент задушевного общения Матери, провидящей будущие страдания Иисуса, с Сыном.
Богоматерь на иконе показана в поясном изображении, с Младенцем на правой руке, прильнувшим к Ее склоненному лику. Лики Богоматери и Младенца выделены киноварно-оранжевыми нимбами.
В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила.
Богоматерь Белозерская (1200-1233). Государственный Русский музей.
На густо-голубых полях иконы в 19-ти круглых клеймах с чередующимися розовыми и светло-голубыми фонами написаны пророки. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон, Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле изображены три святые жены, чьи лики не поддаются конкретизации. Представленные на иконе пророки, архангелы и святые жены тесно связаны с центральным изображением. Так, пророки Иеремия, Иоанн Предтеча, Исаия, предсказали в свое время, что именно Деве Марии суждено стать Матерью Спасителя. Изображение царя Давида напоминает, что к его роду Она принадлежала. В верхней части ковчега на белом фоне в круглых клеймах с алыми фонами изображены полуфигуры ангелов в светлых ризах.
Богоматерь Белозерская (1200-1233) (фрагмент). Лицо Богоматери с младенцем. Неизвестный иконописец XIII в. Источник: Государственный Русский музей.
Изображенные ветхозаветные святые и праведники предрекли приход с мир Мессии, являются основанием христианской Церкви. Медальоны, в которых показаны пророки – ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы.«Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы являются обнаженные и согнутые ноги Младенца Христа. Открытые ноги и руки Спасителя — указание на Его евхаристическую жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него. Положение ликов и рук полностью совпадают с «Богоматерью Владимирской». Исследователь В.И. Антонова полагала, что «Богоматерь Белозерская» – список с «Владимирской» до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца были переписаны, и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII.- М., 1961. С. 204.).
Белозерскую икону нельзя считать списком с «Владимирской» иконы: в плане иконографической схемы она представляет как бы промежуточный вариант между иконами «Владимирской» и «Донской» (последняя получили распространение на Руси с конца XIV в.).
Икона Богородицы «Умиление» Белозерская имеет свои индивидуальные особенности, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Так, это икона белофонная, что является редчайшим явлением в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяется фигура Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с Богоматерью. Он показан скорее не младенцем Спас Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме.
Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, и как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий — указание на то, что она представлена как Царица Небесная. Обобщенный смысл Богоматери Белозерской воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Завета.
История написания иконы неизвестна. По технике исполнения икона Богоматери соответствует принципам византийского монументального стиля эпохи Комнинов.
Икона Божией Матери «Умиление» Белозерская в соборе Преображения Господня г. Белозерска.
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление Белозерская» первоначально находилась в древнем Васильевском соборе г. Белозерска (основание собора местные предания относят к нач. XI в.). Позднее икона была перенесена в каменный Спасо-Преображенский собор г.Белозерска. В Дозорной книге Белозерска (Белоозера) 1617/18 гг. она особо отмечена как «писмо корсунское» — так в актовых и летописных источниках выделялись наиболее древние и почитаемые иконы византийской художественной традиции (термин происходит от названия греческого города в Крыму Корсуня (Херсонеса), с которым, по летописному рассказу, связано крещение князя Владимира). Икона относится к иконографическому типу Умиление, который сложился не позднее XI в. в Византии.
Икона «Богоматерь Белозерская Умиление» одно время находилась слева в иконостасе Спасо-Преображенского собора г.Белозерска. Около 1931 г. икона была вывезена из Спасо-Преображенского собора в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, где хранится и поныне. В 2012 г., в год 1150-летия Белозерска, художником-реставратором Русского музея Михаилом Михайловичем Бушуевым была сделана копия иконы, которая в настоящее время помещена на месте оригинала.
Икона Богородицы Умиление Белозерская. Храм Всех святых в земле Российской просиявших п. Белоозёрский Воскресенского благочиния Московской Епархии.
Икона Богородицы «Умиление Белозерская» почитается не только на Белозерской земле, но и по всей России. Так, ежегодно 20 октября в храме Всех святых в земле Российской просиявших п. Белоозёрский Воскресенского благочиния Московской Епархии отмечается престольный (храмовый) праздник в честь Белозерской иконы Божией Матери. Название иконы Божией Матери «Белозерская» на антиминсе этого храма подписано как «Белоозерская». Икона Белозерская, находящаяся в этом храме, была написана в Палехе и подарена приходу 4 июня 2005 года. Со временем иконе был добавлен оклад, украшенный камнями; икону реставрировали.
При написании статьи использованы источники:
Богоматерь Белозерская икона описание фото
В иконостасе Спасо-Преображенского собора Белозерска с момента его постройки находилась икона Божией Матери, которая принадлежит к самым загадочным произведениям в истории русского искусства. Сейчас она хранится в Русском музее (в Преображенском соборе — список), что, однако, не мешает жителям Белозерска продолжать чтить ее как свою святыню и именовать Богоматерью Белозерской. Под этим названием она проходит и в искусствоведческих исследованиях — увы, весьма немногочисленных. Среди древних русских икон «Богоматерь Белозерская» — самая «недоисследованная». Отсюда — множество противоречивых гипотез.
Словом, вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: среди белозерских святынь описываемая икона Божией Матери — древнейшая. И в Спасо-Преображенский собор она была перенесена из древнего соборного храма.
С точки зрения иконографии Белозерская икона Божией Матери, принадлежа к типу «Умиление», являет собой как бы некий синтез Владимирской и Донской икон, первая из которых, напомним, прибыла на Русь из Константинополя в XII веке, а вторая ко времени создания Белозерского образа (даже если датировать его XIII столетием) еще не была написана.
По сторонам от главы Богоматери Белозерской помещены в медальонах поясные изображения архангелов. На полях иконы в девятнадцати медальонах меньшего размера — полуфигуры пророков и святых жен. «Разгадать» значение их образов (ведь известно, что в церковном искусстве ничто и никто не изображается «просто так») искусствоведам еще предстоит. Хотя, кажется, взяться за эту задачу никто не торопится.
Икона «Богоматерь Умиление (Белозерская)»
В иконостасе Спасо-Преображенского собора слева размещалась икона «Богоматерь Белозерская Умиление». Этот образ был вывезен из Спасо-Преображенского собора около 1931 года и раскрыт в 1932–1935 годах в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, где хранится и поныне.
В 2012 году, в год 1150-летия Белозерска, художником-реставратором Русского музея Михаилом Михайловичем Бушуевым была сделана копия иконы, которая в настоящее время помещена на месте оригинала.
На Белозерской иконе Богоматерь изображена по пояс, держащей на правой руке младенца, прильнувшего к ее щеке. Размеры иконы – 155х106,3 см. В двух медальонах, расположенных в верхних углах – изображения обращенных к Богоматери Архангелов Михаила и Гавриила. На полях иконы – девятнадцать медальонов меньшего диаметра с изображениями пророков и святых жен. На верхнем темно-синем поле представлены ветхозаветные пророки и праведники: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекиль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил. В нижнем поле – жены, чьи лики не опознаны.
Иконографический тип Богоматери Умиление получил развитие в Византии не позже рубежа XI–XII вв. Богоматерь Владимирская – самое известное произведение с этим иконографическим образом, с которым Богоматерь Умиление (Белозерская) имеет общее типологическое сходство.
В.Г. Пуцко отмечает, что «по общему характеру живописи белозерская икона Богоматери напоминает произведения греческих мастеров периода Латинской империи на Востоке (1204–1261)… Сходство проявляется прежде всего в трактовке лиц с характерными признаками позднекомниновского стиля, но уже лишенных той рафинированности, которая отличает работы лучших художников Константинополя. Мастер белозерской иконы следовал очень хорошему образцу, в чем убеждает, в частности, соотнесение рисунка лика Богоматери с резьбой фрагмента стеатитовой иконы из Новогрудка, относимой к ХII веку. Но вместе с тем нельзя не заметить и признаки отхода от классицируюших форм. В византийской столице, особенно в придворной среде, на рубеже ХII–ХIII веков, напротив, они усиливаются».
Относительно датировки и происхождения образа Богоматери Умиление (Белозерской) среди исследователей нет единства мнения: «Н.В. Перцев, Н.Г. Порфиридов, Ю.Н. Дмитриев датируют икону ХII веком. В.И.Антонова придерживается этой же даты и связывает ее с искусством Ростово-Суздальской земли. Ю.А. Олсуфьев относит «Белозерскую Богоматерь» к ХIII веку. В.Н. Лазарев рассматривает ее среди новгородских икон и в последних работах датирует началом ХIII века» (1, с. 70). В.Г. Пуцко ставит вопрос таким образом: «Не естественнее ли исходить из факта изначальной связи с Белоозером, усомниться в котором пока нет оснований? Подобные иконы, особенно чтимые, крайне редко были подвержены миграции, тем более, если они находились в кафедральном епископском храме» (2, с. 240) и датирует икону 1240-ми годами (3, с. 330). Таким образом, разбег датировки иконы широк: XII – первая половина XIII века.
Литература:
Подробнее об иконе Богоматери Белозерской можно прочитать в статье:
Икона Богоматери Белозерской: русская иконопись XIII века в европейском художественном контексте
Примечания
Статья опубликована в книге:
Белозерье: краеведческий альманах / гл. ред. Ю.С.Васильев. Вып. 2.
Вологда: Легия, 1998. С. 330–343. (Старинные города Вологодской области)
Богоматерь Белозерская (Умиление). Первая половина XIII в.
Богоматерь Белозерская (Умиление). Икона. Первая половина XIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера. 155,5х 106,3 х 3 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № ДЖ-2116
В «Богоматери Белозерской» сохраняются традиции монументального стиля домонгольской иконописи, принесенные в Древнюю Русь византийскими мастерами: лаконизм образов, крупный план, четкость силуэта, большие локальные массы цвета. Икона происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Ранее она находилась в церкви во имя Василия Великого, тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы.
Библиография: Антонова В. И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. — М.: АН СССР, 1953; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. — Спб., 1915; Кондаков Н. П. Русская икона. Т.3. — Прага, 1931; Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / Отв. Ред. В. Л. Янин; Ред. состав. Э. С. Смирнова. — М.: Наука, 1978; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М., 1983; Лившиц Л. Русское искусство X—XVII веков. — М.: Трилистник, 2000; О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы по преданию Православной Церкви. — М., 1996; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., Родник, 1999; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. — Спб., 1995; Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. — Париж.: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989.
История ее создания и бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим и одновременно с Ростово-Суздальскими землями. Но утверждение о принадлежности иконы новгородскому или владимиро-суздальскому письму не имеет под собой оснований. Уже в XIII столетии на территориях вокруг Белого озера и по берегам Шексны образовалось самостоятельное княжество. Своей иконописной школы в это время здесь, разумеется, еще не сложилось. Вместе с тем весьма совершенная по технике исполнения икона Богоматери во многом отвечает принципам византийского монументального стиля эпохиКомнинов. Вернее всего будет предположить, что ее писал приезжий греческий иконописец или русский иконописец, прошедший основательную выучку у византийского мастера. Возможно, образ создавался и не в самом Белозерском княжестве, а в каких-то близлежащих землях — большую по размерам икону навряд ли везли издалека. «Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы являются обнаженные и согнутые ноги Христа. Открытые ноги и руки Спасителя можно понимать как указание на Его евхаристическую жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него. Расположение ликов и рук полностью совпадает с «Богоматерью Владимирской». В. И. Антонова полагала, что «Богоматерь Белозерская» — список с «Владимирской», сделанный до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца на оригинальном изображении были переписаны и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961. С. 204.). Если это так, то «Богоматерь Белозерская» донесла до нас первоначальный облик прославленной владимирской иконы. Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная — редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяются фигуры Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с образом Богоматери. Он показан скорее не младенцем Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме. В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле — три святые жены, чьи лики не поддаются опознаванию. Все эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход в мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки, — ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы. Татьяна Вилинбахова усматривает в композиции иконыпрообразную идею Христовой церкви как Дома Богоматери: «Ее [Богородицы] лаконичный, графически четкий силуэт подобен силуэту храма; очертания головы Богоматери, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминают купол. Изображение Христа Эммануила вписано внутрь контура полуфигуры Богоматери; их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Младенец сидит на правой руке Богородицы. Ее кисть изображена подчеркнуто плоскостно, не поддерживающей младенца, а как бы бережно прикасающейся к его телу — „Слову, ставшему плотью“ (Ин 1: 14). Это образ Богоматери-Церкви, вместившей Логос. Движения рук Богоматери образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также и жестам и движениям младенца» («Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. — Спб., 1995. С. 167.). Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматерипурпурный мафорий — указание на то, что она представлена как Царица Небесная. «Богоматерь Белозерская» воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Заветов.
Белозерская икона божией матери
7. Weitzmann �. Icon Painting in the Crusader Kingdom // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1966. � 20. P. 75-78. Figs. 52, 58, 59, 61.
9 S�t��i�u G. et �. Icones du Mont Sinai. Athenes, 1956-1958. �. I-II. Figs. 55-55. P. 73-75; Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of the Paracclesion//The Kariye Djami. Princeton, 1975. Vol. 4. P. 313. Fig. 1.
11. Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of the Paracclesion. P. 305-349.
13 The Year 1200: A centennial Exhibition at the Metropolitan Museum of Art. New York, 1970. Vol. 1. � 293.
14 Mun�z A. I codici greci miniati delle minori biblioteche di Roma. Firenze, 1906. P. 29-34. Tav. 7-10.
15. Buchthal �., Belting �. Patronage in Thirteenth-Century Constantinople: An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Washington, 1978 (Dumbarton Oaks Studies. Vol. 16).
16 Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975 (Bibliotheque de 1’Institut Hellenique d’etudes byzantines et post-byzantines de Venise. � 7).
18. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo: Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du �1�- siecle. Bruxelles, 1975 (Bibliotheque de «Byzantion». T. 6). P. 198-214. Figs. 98-113.
19 Demus �. Romanische Wandmalerei. Munchen, 1968. S. 124-125. Abb. 6. Taf. 50-51.
20 Grab�� A. L’imago clipeats chretienne // Academic des Inscriptions et Belles-Lettres. Comptes rendus de seances de 1’annee 1957, avril-juin. 1958. � I-VI. P. 209-213.
21Weitzmann �. The Miniatures of the Sacra Parallela: Parisinus Graecus 923. Princeton, 1979 (Studies in Manuscript Illumination. � 8).
22. �������� �. ��������. �������, 1967. �. 74-75. ����. XXIV; Stojkovi 6 1. MileSeva. Beograd, 1963. PI. 17.
23. Weitzmann �. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago-London, 1971. P. 238. Figs. 223-225.
24 Ma1e E. L’art religieux du ��» siecle en France. Paris, 1922. P. 168-175; ���l�r M. D. Historiated Tree ofJesse // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1980-1981. � 34-35. P. 125-176; Mllan�vic V. The Tree ofJesse in the Byzantine Mural Painting of the Thirteenth and Fourteenth Centurirs: A Contribution to the Research of the Theme ff Zograf. Beograd, 1989. � 20. P. 48-59.
25 The Year 1200. � 257.
27 ��.: X�ng���u1�s A. Icones du �III-� siecle en Grece // L’art byzantin du �III-� siecle. Symposium de Sopucani, 1965. Beograd, 1967. P. 75-82. Figs. 1-14.
29. Weitzmann �. Byzantium and the West around the Year 1200 // The Year 1200: A Symposium. New York, 1975. P. 53-93.
34. Biskupski R. Dcony w zbiorach polskich. Warszawa, 1991. IL. 31, 33, 41.