бен карсон у тебя есть мозг
Бен карсон у тебя есть мозг
Слава от богатства или красоты скоротечна и изменчива; совершенство ума — вот имущество восхитительное и долговечное. Саллюстий (86-34 гг. до н. э.) Эта книга о том, как мыслить широко и отдавать людям луч-шее, что у нас есть, и особенно о том, как делать все, от нас зависящее, чтобы помогать другим. Это один из важнейших принципов моей жизни. Ее можно также назвать книгой о совершенстве. Или — о посвящении себя Богу. А еще это произведение о людях, которые отдают самое луч-шее и мыслят широко. Я выбрал эту тему, потому что мир обращает большое внимание на звезд эстрады, знаменитых спортсменов, политиков, то есть на известных людей, которые совершили что-то выдающееся, многого достигли и получили признание. Я цели-ком и полностью за достижения, и ничуть не меньше — за их высокую публичную оценку. Но как же насчет тех, которые отдают людям самое лучшее, но так и не удостаиваются признания? Или богатства? Или почета? Или славы? Моя жизнь богата и насыщенна. Бог благословил меня во многом. Моя первая книга «Золотые руки» стала очень популярной и сделала меня центром внимания. Множество
людей выразили мне признательность за то, что я старался делать. Старшеклассники писали мне, что книга бросила им вызов и изменила их жизнь. Преданные своему делу учителя раздавали ее экземпляры всем ученикам. Многие церковные общины приобрели большое количество экземпляров и раздали их студентам. Мне известны по меньшей мере два бизнесмена, которые купили по тысяче с лишним книг для своих подчиненных. И я очень благодарен всем этим людям. Мне приятно знать, что моя история вдохновила многих, и я говорю спасибо за каждое слово одобрения. Также хочу обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов: я сделал все это не один. На протяжении всего пути я получал помощь. Знающие и посвященные люди полностью отдавали мне луч-шее, что только могли. Я часто слышал слова признательности, но теперь хочу сделать этих людей центром внимания хотя бы на минуту. Они того заслуживают. Кроме того, хочу поблагода-рить всех значимых для меня людей, которые помогли человеку по имени Бен Карсон к тридцатитрехлетнему возрасту подняться «со дна» пятого класса школы, где он был худшим учеником, до заведующего отделением детской нейрохирургии в клинике Джонса Хопкинса. Помимо того, что я самый молодой из всех, кто когда-либо занимал такую должность, ваш покорный слуга к тому же единственный чернокожий среди руководства в этом всемирно известном учреждении. Бог наделил меня способностями, но я никогда бы не осознал своего дара, никогда не смог бы воспользоваться им, если бы другие люди не потратили на меня время, если бы они не поделились со мной собственными дарами, отдавая лучшее, что имеют. Надеюсь, что сейчас вы вместе со мной сделаете еще один шаг вперед. Я хочу снова провести вас по моей жизни и рассказать о тех особенных, редких, одаренных людях, которые помогли моим талантам раскрыться. Эта книга о тех, кто часто творит подобные чудеса, даже не осознавая этого, просто отдавая ближним самое лучшее.
ЧАСТЫ ОТДАВАТЬ ЛУЧШЕЕ И МЫСЛИТЬ ШИРОКО Есть сердца верные, есть дух, полный отваги, есть души чистые и правдивые; так что отдавай миру лучшее из того, что имеешь, и взамен получишь лучшее, что имеет мир. Маделин Бриджес
ГЛАВА 1. ДЕЛАЙ ЭТО ЛУЧШЕ!
Я не проучился в пятом классе и двух недель, а все одноклассники уже считали меня самым глупым и часто надо мной насмехались. Скоро и я стал чувствовать себя так, словно правда был самым глупым в классе. Моя мама часто говорила мне: «Ты умница, Бенни. Ты сможешь достичь всего, чего захочешь», но я ей не верил. Ведь никто во всей школе не счи-тал меня умницей. Теперь, внимательно просматривая мой та-бель, мама спросила: — Что это тут за оценка по чтению? По ее тону мне стало ясно, что я попал в переплет. Хотя мне было неловко, я не подавал виду. Мама и раньше знала, что я не очень-то успеваю по математике, но она понятия не имела, что по всем остальным предметам мои успехи были такими же жалкими. Пока она медленно читала табель, слово за словом, я поспешил в свою комнату и начал укладываться спать. Через несколько минут мама вошла в детскую. — Бенджамин, — сказала она, — это твои оценки? Она держала пресловутый табель прямо передо мной, как будто раньше я его не видел. — Ну, да… но это ничего не значит. — Нет, неправда, Бенни, это много значит. — Просто табель. — Это больше, чем просто табель. Я понял, что влип, и приготовился слушать. Но мне было не так уж интересно. Я очень не любил школу и не видел причины, почему мне следовало ее полюбить. Раз уж я самый тупой в классе, чего ожидать? Ребята смеялись и подшучивали надо мной каждый день. — Образование для тебя — единственная возможность спас-тись от бедности, — сказала мама. — Это единственная возможность продвинуться и стать успешным в жизни. Ты это понимаешь? — Да, мама, — промямлил я. — Если ты и дальше будешь получать такие оценки, ты про-ведешь остаток жизни в подворотне или, в лучшем случае, станешь мести полы на каком-нибудь заводе. Не такой жизни я для тебя хочу. И не такой жизни тебе желает Бог. Я повесил голову, мне по-настоящему стало стыдно. Мама воспитывала меня и моего старшего брата Куртиса одна. С тре-мя классами образования, она знала цену тому, чего у нее не было. Изо дня в день она внушала нам, что мы должны очень стараться и хорошо заниматься в школе. — Вы просто не используете все свои возможности, — говорила она. — У меня два необыкновенно умных мальчика, и я знаю, что они могут учиться гораздо лучше. Я делал все возможное, по крайней мере когда только при-шел в начальную школу Хиггинс. Как я мог успевать лучше, если не понимал ничего, что происходило в классе? В Бостоне мы посещали приходскую школу, но я не многому научился: преподаватель, казалось, больше интересовался разговорами с коллегой-учительницей, чем нашим обучением. Возможно, он не один был виноват. Может быть, мое эмоциональное состояние сделало меня неспособным полноценно усваивать материал. Мы с мамой и Куртисом приехали в Бостон, потому что родители развелись, и мы не могли больше оставаться в Детройте. Мне было тогда восемь лет. Я любил и мать, и отца, и их развод стал для меня настоящей трагедией. Многие месяцы я тешил себя надеждой, что родители помирятся, что папа бу-дет приходить домой, как раньше, и мы снова будем прежней семьей. Но он так никогда больше и не пришел. В Бостоне мы два года жили с тетей Джин и дядей Уильямом Авери в многоквартирном доме, пока мать не накопила денег, чтобы вернуться в Детройт. Мама продолжала трясти передо мной табелем, сидя на краю моей кровати. — Тебе придется поднапрячься. Ты должен начать пользоваться вот этим прекрасным мозгом, который Бог тебе дал, Бенни. Ты это понимаешь? — Да, мама.
Бен карсон у тебя есть мозг
— О, я уверен, вы прекрасно справитесь, — сказал проповедник, продолжая мне улыбаться. — С чего бы это вдруг вам захотелось выбрать меня своим секретарем? — спросила я. — Я не могу толком написать ни одного предложения. Я ожидала, что мой муж будет против этой идеи, но он не возражал. — Послушай, Соня, ты умная маленькая женщина. — Не настолько умная. — Я могу научить тебя всему, чего ты не знаешь. Он продолжал усмехаться, давая мне понять, что ему эта идея нравится. Так как муж согласился, я ответила: — Я по-прежнему чего-то не понимаю, но думаю, что буду вашим секретарем. Когда утреннее собрание закончилось, проповедник сказал: — Идемте со мной, Соня. Приступим к работе. Мы ушли из церкви, и он отвел меня в свой номер в мотеле. — Давай, садись, — произнес он, указывая на угол кровати. Не обращая внимания на кровать, я уселась на стул и выхва-тила из сумочки блокнот и карандаш, зная, что секретари ве-дут себя именно так. Я стала ждать, недоумевая, что же от меня потребуется дальше. — Убери это, — велел он, указывая на блокнот и карандаш. — Сейчас они нам не потребуются. В комнату вошел официант, неся поднос с двумя бокалами и бутылкой шампанского в ведерке со льдом. Проповедник дал официанту чаевые, и тот ушел. — Давай выпьем шампанского, — сказал служитель, напол-няя бокалы. — Большое спасибо, но я бы лучше поговорила о работе, которую вы хотите мне поручить. Я уже достаточно намучилась, старательно притворяясь, что мне нравятся вечеринки в обществе мужа, и не испытывала желания «тусоваться» еще и с этим человеком. Я была раздражена, но сдерживалась. Он совершенно не казался ни серь-езным, ни деловым, но я напомнила себе, что это служитель церкви, человек Божий. — Давай, Соня, выпей со мной. Он подошел и протянул мне бокал. Я покачала головой. — Я готова работать… — Да не беспокойся ты об этом, — он забрал у меня блокнот и бросил его на пол.— Мы с тобой прыгнем в кроватку. Несколько секунд я не моргая смотрела на него, пытаясь осознать, что он сказал. — Мы — что? Он повторил. — Вы просите меня прыгнуть с вами в постель? И вы — служитель? Я была так наивна, что подобные мысли мне и в голову не приходили. Наивна — да, но не тупица, именно это я ему и сказала. — Найдите себе другую пташку, потому что эта пташка туда не летает. — Не стоит так разговаривать, — нахмурился он, делая шаг ко мне. — Если вы подойдете хоть чуточку ближе, я закричу, а потом скажу, что вы ко мне пристаете! Уж если я начну вопить, меня услышат за два квартала. Очевидно, он не ожидал подобного ответа. Проповедник от-ступил назад и сконфуженно уставился на меня. — Ладно, ладно, — проговорил он, — не кричи. Послушай, дальше ничего не будет. Просто веди себя так, словно этого не было. Тебе не надо больше сюда приходить… И не рассказы-вай никому. Я подобрала блокнот и вышла из комнаты. Когда мы вернулись в собрание, проповедник стал отводить людей в сторону и говорить им: «Не общайтесь с Соней. Эта девочка не знает, что происходит». 32
Он хотел, чтобы меня считали бестолковой и не обращали на меня внимания. С этого времени и до конца служения остальные женщины избегали меня. Меня ранило их отношение, и я чувствовала себя одиноко, но ничего не сказала: в конце кон-цов, в приемных семьях со мной и похуже обращались. То ужасное происшествие открыло мне глаза. Я продолжала ходить в церковь, посещала вечеринки и делала то. о чем меня просил муж. но я чувствовала во всем этом фальшь, несмотря на то. что я даже не знала, как облечь свои переживания в сло-ва. Это была опасная игра. Моя жизнь с Робертом Карсоном начала трещать по швам. Я не задавала много вопросов и внимательно наблюдала за происходящим. Я знала о христианстве мало, но люди, с которыми мне приходилось иметь дело, не соответствовали даже тому немногому, что я знала. * Мне все еще хотелось стать матерью и домохозяйкой. До того, как мы поженились, я много работала, несмотря на свои 13 лет. Я всегда делала все возможное, чтобы помочь остальным членам нашей семьи. Когда мистер Карсон женился на мне, он пожелал, чтобы все было иначе. «Думай теперь о себе. — повторял он. — Я же обещал, что буду оберегать тебя и как следует о тебе заботиться, не так ли?» Он даже нанял горничную, чтобы она каждую неделю убирала наш дом. Когда я запротестовала, он ответил своей стандартной фразой: «Я же не могу позволить моей фарфоровой куколке уставать до изнеможения, не так ли?» Для него это была весомая причина. Для меня — смертная тоска. Друзей нет. заняться нечем. Когда мы поженились, муж представил меня сотням людей. Я знала их по именам, но никогда не чувствовала себя одной из них. Так же. как и в детстве, я не подходила, не соответствовала. Я часто думала о том. что. если бы у нас были дети, как в настоящей семье, я стала бы частью их жизни, принадлежала ззбы им. Муж и дети любили бы меня, и вместе нам было бы хо-рошо. И я не успокоилась, пока муж наконец не сдался. Куртис родился в 1949 году, а спустя два года появился Бен. Следующие девять лет оказались самыми счастливыми го-дами моей жизни. Если честно, это было единственное счаст-ливое время. Я любила моих мальчиков и чувствовала себя состоявшейся. Теперь у меня появилась цель — жить дальше. Последнее время я не была счастлива с мистером Карсоном. И дело не только в вечеринках и запоях. Что беспокоило меня больше всего, так это его расточительность. В его руки приходили большие деньги, но он избавлялся от них почти мгновенно. Например, муж часто наведывался в деловой центр Детройта. Если там в магазине он видел что-то, по его мнению, до-стойное меня, он это обязательно покупал, не глядя на цену. Однажды он купил ожерелье, которое стоило восемьсот долларов — немалые деньги по тем временам. Насколько я знаю, я была единственной в округе женщиной, которая имела нор-ковую шубу. Причем мне эта шуба практически была не нуж-на. Мне вообще не нужны эти причудливые вещи и ювелир-ные украшения. Дом, сыновья и муж — вот все, что мне нужно было для счастья, и если бы мистер Карсон изменился, жизнь была бы идеальной, повторяла я себе. После рождения Бена казалось, что муж начал остепенять-ся. Он любил мальчиков и играл с ними, как обычный отец. Кроме того, что муж был проповедником, он еще работал на одном из заводов «Кадиллак». Как же дети любили своего отца! В три года Бен начал меня спрашивать: «Папе уже пора прийти домой?» Мне постоянно приходилось отвечать: «Еще нет». Когда время приближалось к четырем, я говорила: «Теперь почти пора». Бен выбегал из дома, садился на крыльце и ждал. Обычно отец приезжал на автобусе и от остановки шел к дому по аллее. Как только Бен замечал его, он мчался к отцу с рас-кинутыми в стороны руками. Минуту спустя оба входили в дом, смеясь и радуясь тому, что они вместе. 34
Бен карсон у тебя есть мозг
Самым замечательным было то, что мы стали любимцами библиотекарей. Когда приходили новые интересные кни-ги, они придерживали их для нас. Скоро я уже диву давался, как много на свете разных изданий и сколько разных тем они охватывают! После книги о бобре я выбирал другие — о самых разных зверях. Я читал все рассказы о животных, какие только попа-дали мне в руки: о волках, диких собаках, несколько историй о белках и о многих прочих живых существах, которые оби-тают в других странах. Когда я перечитал все книги о зверях, то начал читать о растениях, потом о минералах и, наконец, о камнях. Книги о камнях стали для меня источником знаний, из которых я впервые извлек пользу. Мы жили около железнодо-рожных путей. По дороге в школу приходилось пересекать рельсы. Я стал обращать внимание на щебень между шпалами, часто бродил по железной дороге, искал разные виды камней и старался их определить. Нередко я брал с собой книгу, чтобы проверить, не ошибся ли в названиях. — Агат! — говорил я, бросая камень. Куртиса утомляла моя привычка искать булыжники и определять их названия, но мне было все равно, ведь я постоянно находил все новые и но-вые экземпляры. Вскоре моим любимым развлечением стало ходить вдоль рельсов и называть камни, которые попадаются на пути. Я и не заметил, как за короткое время стал почти специалистом в этой области. Мир книг — это самое выдающееся изобретение человечества. Ничто другое из созданного людьми не живет так долго. Памятники рассыпаются, нации погибают, цивилизации стареют и вымирают. После темной эпохи новые народы создают другие цивилизации и памятники. Но в мире книг есть такие тома, которые продолжают жить и оставаться настолько актуальны-ми, словно они написаны сегодня. Они все еще рассказывают человеческим сердцам о людях, которые умерли столетия назад.
Во втором полугодии пятого класса произошли два события, которые убедили меня в том, как важно читать книги. Наша учительница, миссис Уильямсон, каждую пятницу по-сле обеда проводила диктант. Мы снова прописывали все сло-ва, которые выучили за год. Иногда она даже диктовала то, что мы должны были запомнить в четвертом классе. Я ни разу не упустил возможности сделать ошибку в первом же слове. В одну из таких пятниц Бобби Фармер, которого все еди-нодушно признавали самым умным в нашем классе, должен был в заключение написать на доске «сельское хозяйство». Как только учительница продиктовала фразу, я понял, что могу написать ее без ошибок. Как раз накануне я запомнил, как она пишется, когда читал очередную книжку. Я написал «сельское хозяйство» в своей тетради и, затаив дыхание, посмотрел на доску. Бобби написал словосочетание так же, как и я! Если я смог написать без ошибки «сельское хозяйство», то готов биться об заклад, что запомню, как пишется любое сло-во в мире! Я мог поспорить, что научусь правописанию лучше, чем Бобби Фармер. Одного «сельского хозяйства» оказалось достаточно, чтобы дать мне надежду. На следующей неделе случилось второе событие, которое навсегда изменило мою жизнь. Когда мистер Джайк, учитель природоведения и естествознания, рассказывал о вулканах, он протянул руку и показал нам кусок камня, похожего на черное стекло. — Кто-нибудь знает, что это такое? Какое отношение это имеет к вулканам? Я тут же узнал камень, не зря же столько читал о минералах. Для порядка я подождал, но никто из класса не поднял руки. Я подумал, что это странно. Даже умники не нашли, что ответить. И тогда поднял руку сам. — Да, Бенджамин, — сказал мистер Джайк.
Я услышал вокруг себя смешки. Другие ребята, наверное, по-думали, что это шутка. Или что я собираюсь сморозить какую-нибудь глупость. — Обсидиан, — произнес я. — Совершенно верно! Учитель старался скрыть свое удивление, но было очевидно, что он не ожидал от меня правильного ответа. — Это обсидиан, — повторил я, — и он образуется при сверхохлаждении лавы, когда она отдает тепло воде. Как только я привлек внимание и понял, что владею информацией, которой нет ни у одного из учеников, то начал выкла-дывать все, что знал об обсидиане, лаве, сверхохлаждении и прессовании. Когда я наконец сделал паузу, чей-то голос сзади прошептал: «Это что, Бенни Карсон?» — Ты абсолютно прав! — сказал мистер Джейк, улыбаясь мне. Если бы он объявил, что я выиграл в лотерею миллион долларов, я бы не был более счастлив и взволнован. — Бенджамин, это абсолютно, абсолютно верно! — повторял он с восторгом. Учитель повернулся к остальным и сказал: — Потрясающе! Класс, Бенджамин только что поделился с нами великолепными знаниями. Я очень рад, что слышал это от него. Несколько мгновений я пробовал на вкус волнующую радость победы. Помню, что думал: «Вот это да! Глядите на них! Они смотрят на меня с восхищением. На меня — тупицу, которого все считали глупым. Они смотрят и не верят, что этс сказал я! Но больше всех в классе удивился я сам. Хотя я и читал пс две книги в неделю, потому что мама так велела, до этой мину-ты мне не довелось осознать, как много разных знаний накап-ливается в моей голове. Правда, я научился получать от чте-ния удовольствие, но не понимал, как это связано со школой, В тот день — впервые в своей жизни — я понял, что мама была права.
У тебя есть мозг
О книге
Эта книга всемирно известного хирурга, заведующего отделением детской нейрохирургии в клинике при Университете Джонса Хопкинса стала пятой в серии, изданной на русском языке.
Бен Карсон вновь напоминает своим читателям о принципах, которые помогли ему добиться успеха в жизни, поднявшись из трущоб и безграмотности до профессорской степени в престижном медицинском университете. Доктор Карсон рассказывает историю своей жизни, как он лично убедился, что, используя уникальный дар Божий, который дан каждому из нас – человеческий мозг, можно преодолеть любые препятствия и обстоятельства.
Об авторе
Бенджамин Соломон (Бен) Карсон-старший – доктор медицинских наук, врач-нейрохирург, первый в мире разделивший затылочных сиамских близнецов, автор нескольких книг, ставших бестселлерами, министр жилищного строительства и городского развития США с марта 2017 года.
В 2008 году Карсон был награжден Президентской медалью свободы (высшая гражданская награда США). В 2016 году Бен Карсон баллотировался на пост президента США.
Он родился 18 сентября 1951 года в городе Детройте, штат Мичиган, США. Его родители развелись, когда Бену было восемь лет. Он не успевал по всем предметам в начальной школе и был очень вспыльчив. В это время его часто называли безнадежным тупицей. Его мать ничем не могла ему помочь, так как сама не умела читать. Однако она призывала своих сыновей к тому, чтобы учиться мыслить самостоятельно и добиваться поставленной цели. Она говорила о том, что у Бога для каждого человека есть великое предназначение, и если они начнут прилагать усилия, у них все получится.
Во время учебы в средней школе у Бена появилась мечта: стать врачом и миссионером. С тех пор он начал старательно учиться и много читать.
После школы он закончил Йельский университет (факультет психологии), а затем медицинское отделение Мичиганского университета.
1 июля 1977 года Карсон посвятил себя работе в Детском центре госпиталя Джонса Хопкинса в Балтиморе. В этой знаменитой университетской клинике он уже в начале своей карьеры достиг значительных успехов в области медицины – на его счету сотни успешных операций на головном мозге. Как ему это удалось? Блестящему успеху предшествовал упорный труд.
В 1987 году команда из 70 человек под руководством Карсона провела первую в истории успешную операцию по разделению сросшихся головами сиамских близнецов — Патрика и Бенджамина Биндеров, операция длилась 22 часа. В 1997 году он же провел операцию по разделению сиамских близнецов из Замбии Джозефа и Луки Банда.
Бенджамин Карсон давно стал образцом для подражания у детей и молодежи, и при этом он делится своими идеями со взрослыми людьми, в том числе и с президентами транснациональных корпораций, собирая огромные аудитории.
Карсон и его жена Кенди Растин познакомились, будучи студентами Йельского университета в 1971 году. Поженились в 1975 году, у них трое сыновей: Бен-младший, Ройс, и Мюррей. Бен и его семья исповедуют адвентизм.
Бен Карсон уверен, что секрет успеха заключается в доверии Богу и в стремлении человека использовать свой потенциал в полной мере.
Восемь уроков от выдающегося нейрохирурга Бена Карсона
Нейрохирург с мировым именем Бен Карсон, который первый в мире успешно разъединил сиамских близнецов, сросшихся затылками, автор шести бестселлеров, экс-кандидат в президенты США, министр жилищного строительства и городского развития США, до пятого класса был последним по успеваемости учеником. По его утверждениям, своим колоссальным достижениям он обязан вере в Бога и рвению его матери.
УРОК 1. Отказ от телевидения в пользу книг
Хотя моя мама часто говорила мне: «Ты молодец, Бенни, ты сможешь достичь всего, чего захочешь», я ей не верил. Поскольку я был последним по успеваемости в классе, зачем мне нужно было стараться? Как-то после очередного просмотра наших с братом табелей с итоговыми оценками мама в отчаянии сказала: «Я не знаю, что с вами делать, мальчики… Я хочу поговорить с Богом о тебе, Бен, и о твоем брате Куртисе. Мне нужно с Ним посоветоваться, что делать дальше. Вы больше просто не имеете права приносить такие оценки».
Через два дня после этого мама вернулась домой на час раньше. Она застала нас с братом, как обычно, за просмотром телевизора. В этот раз она решительно подошла, выключила телевизор и сказала: «Мальчики, вы тратите слишком много времени, сидя перед телевизором. Так образования не получишь. Господь повелел мне, что нужно делать. С сегодняшнего дня вы не будете смотреть телевизор, кроме двух программ в неделю, которые мы заранее выберем. А еще никаких игр и гуляний после школы, пока не будут выполнены уроки».
Мне не верилось, что мама могла такое сказать: «Но другие ребята гуляют на улице сразу после занятий и смотрят телевизор дома, сколько угодно». «Возможно, – ответила мама, – но другие дети, вероятно, не планируют добиваться успеха в жизни, а ты будешь успешным. Не смотри на других. В мире полно “других“, и только некоторые из них достигают чего-то значимого».
Еще одним нововведением моей мамы было требование читать по две познавательные библиотечные книги в неделю. После прочтения мы должны были написать пересказ о прочитанном. К тому времени я учился в пятом классе, но так и не прочитал до конца ни одной книги! Мне пришлось согласиться с требованием мамы, и мы с братом стали постоянными посетителями местной библиотеки. Перечитав все библиотечные книги о животных, я начал читать о растениях, затем о минералах и, наконец, о камнях.
Сначала я не осознавал, как много разных знаний стало накапливаться в моей голове. Я научился получать от чтения удовольствие, и постепенно учеба давалась мне все легче. Я перестал плыть по течению, чувствуя себя неудачником. Через полтора года я стал лучшим учеником в классе. Я поверил в то, что смогу добиться успеха, если буду прилежным и делать, то лучшее, что в моих силах.
УРОК 2. Всегда делай все наилучшим образом
С тремя классами начальной школы, с разбитой семейной жизнью моей маме удалось воспитать в себе железную волю. «Если другие могут, я тоже смогу» – это принцип ее жизни. Эта вдохновляющая мысль стала для мамы настолько важной, что она снова и снова нам ее повторяла: «Мальчики, если кому-то это под силу, вы тоже сможете это сделать».
У мамы не было проблем с поиском работы, она была готова взяться за любую. Работала добросовестно, придерживаясь принципа: «Я приложу все силы и сделаю лучше». Моя пол, она не останавливалась до тех пор, пока пол не становился чистым и блестящим до неузнаваемости.
Делая все наилучшим образом, мы также должны учитывать то, что нам необходимо во всем полагаться на Бога. Какими бы ни были наши усилия, их будет всегда недостаточно без Творца. До сих пор я не нахожу объяснений выздоровлению нескольких моих безнадежных больных пациентов. Я молился, чтобы Господь открыл мне эту тайну, но ответа не получил. Но с командой медработников мы точно знаем, что вся наша самоотверженность в этих случаях не помогла бы. Господь является единственным источником помощи.
УРОК 3. Осознание зависимости от Бога
Еще одной чертой характера моей мамы было умение осознавать свою зависимость от Бога. Она понимала, что ее мудрости не хватит для решения проблем, и обращалась за помощью к Богу в молитве. Он отвечал ей. Это не был голос свыше, а скорее уверенность и чувство, которое указывало ей, что нужно говорить и как действовать. Ежедневно снова и снова мама молилась о том, чтобы Бог дал ей мудрости, как мотивировать сыновей к учебе и труду, не ломая их как личностей.
Она говорила Богу: «Боже, мне не к кому больше обратиться. Ты будешь моим лучшим Другом. И Тебе придется учить меня, как жить и поступать. Тебе придется давать мне мудрости, потому что я не знаю, что делать». Она была готова делать все возможное со своей стороны, а в остальном полагалась на Бога. Так поступать она учила и нас.
УРОК 4. Бороться за совершенство
Быть успешным – значит бороться за совершенство, и неважно в какой сфере. Каждый из нас должен сделать что-то значимое и позитивное. Для этого, прежде всего, нужно развивать свои умственные способности и данные Богом таланты. Часто в разговорах с молодежью об их талантах я слышу такие ответы: «Я могу петь», «Я умею играть в баскетбол». Они мыслят категориями эстрады, поп-музыки и спортивных игр с мячом. Но очень редко я слышу: «Мне хорошо дается математика» или «Я прекрасный читатель». Ни один еще не сказал мне: «Я могу черпать для себя глубокие мысли из написанного». А между тем именно эти таланты делают нас уникальными и способствуют достижению успеха в жизни.
К сожалению, большинство людей не задумывается, что Господь дал каждому из нас более чем 14 млрд клеток и связей в мозгу. Был бы смысл Богу создавать такой сложный орган в человеке, при этом не ожидая, что он будем им пользоваться? Хотя я многого достиг в жизни, но остался тем же человеком, с тем же мозгом, который имел в школьные годы, находясь на самом низком уровне успеваемости. Никто не делал мне пересадки головного мозга, чтобы в седьмом классе я выбился в первые ученики школы. Никакие достижения не пришли ко мне сами по себе.
Самое важное – признание в себе Богом данных талантов и дальнейшее их развитие. Любой человек со здоровым мозгом способен заниматься почти всем чем угодно! Но каждый из нас обладает особыми одаренностями. И если мы это осознаем, применим их и разовьем, то, скорее всего, будем успешны, достигнув вершин в своем ремесле.
УРОК 5. Отдавать больше, чем получать
К сожалению, слово «успех» часто используют ошибочно. Для некоторых успех – это достичь верхней ступени достатка, и не важно, какой ценой. Эти люди измеряют успех нажитыми миллионами. Мне грустно, когда на встречах со мной ученики меня спрашивают: «В каком доме вы живете?», «Сколько у вас кредитных карточек?» и «Есть ли у вас собственный бассейн?». Ведь для меня деньги и то, что за них покупают, несущественно. Настоящим успехом я считаю вклад в общество. Успех – это отдавать больше, чем получать. Это когда вы превосходите себя в том, что помогаете другим. Это также стать хорошим отцом, который вдохновляет своих детей научиться как можно большему, или матерью, которая помогает детям развивать веру в Бога и уверенность в своих силах.
Мама говорила мне: «Одежда неважна. Дома, машины, счета в банках – ничто не имеет значения. Знаешь, что важно? Знания и трудолюбие, вот то, что позволит тебе иметь все».
Во время медицинской практики и в последующей работе мои наставники учили меня на личном примере полностью отдаваться своему ремеслу. Эти люди реально отдавали другим большую и лучшую часть себя. Их пример меня вдохновлял. Я научился быть внимательным не только к болезням своих пациентов, но и интересоваться ими самими. Я понимал, что врач должен быть врачом не только тогда, когда ему это удобно; я пообещал себе быть готовым оказать помощь пациентам в любой момент, когда это потребуется. Особое удовольствие я получал от исследований, испытаний новых технологий, потому что не боялся рисковать и принимать ответственные решения.
УРОК 6. Победа над гордыней
Иногда наши знания имеют обратное действие, если мы становимся высокомерными и невыносимыми. Не к таким знаниям я призываю вас и ваших детей. Не нужно приобретать знания ради знаний. Когда в пятом классе в моей жизни произошел резкий поворот и я стал способным учеником, то иногда мне хотелось похвастаться перед теми, кто ранее надо мной смеялся. Два года подряд я доказывал всем и каждому, какой я молодец. Но вместо проявления уважения ко мне, одноклассники считали меня невыносимым и высокомерным. К сожалению, они были правы. Я и не заметил, как стал таким. До 11 класса я настолько увлекся достижениями ради достижений, что другим было неприятно даже со мной рядом находиться. Однажды я подумал: «Зачем мне доказывать людям, что я умнее их? Может, мне нужно измениться и прекратить всем демонстрировать свою ученость?»
Мне понадобилось немало времени, чтобы победить в себе стремление быть лучше других. Наконец я понял, что должен стараться изо всех сил приносить людям пользу. Долгое время я не обращал внимания на библейские тексты из книги Притчей о гордости. Но чем больше я читал Библию, тем больше понимал, как Бог ненавидит гордость и высокомерие. Особенно мне запомнился один стих: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Библия. Притчи 29:23). Победа над гордостью – это всегда результат борьбы. Если человек достигает успеха и признания, ему придется бороться с собой, чтобы не возгордиться. Я заметил: чем больше человек уверен в своих способностях, тем меньше рассказывает другим о своих достижениях.
Из-за хорошего образования и подготовки я чувствовал себя слишком уверенно, возможно, даже немного самоуверенно. Было так, будто я просил Бога о помощи, но в то же время не ожидал ее получить, либо не оценивал ее, когда получал, или подсознательно не замечал Божьего вмешательства. Однако после целого ряда удивительных ответов на мои молитвы во время тяжелых и безнадежных, с человеческой точки зрения, операций и случаев, я начал смотреть на жизнь иначе. Я по-прежнему считал себя опытным и квалифицированным врачом, но при этом признавал ведущую роль Бога в моем жизни. С тех пор меня наполнило ощущение, что, если я только позволю Богу, Он будет наделять меня Своей силой на протяжении всей моей жизни.
В сложных ситуациях я уделяю время для размышлений и для усвоения услышанного. Ежедневно во время размышлений я молюсь, умоляя Бога дать мне глубокое понимание своей миссии на текущий день и помочь мне видеть главное. Обязательно нужно научить своих детей и научиться самим просить Бога о вмешательстве в нашу жизнь, особенно когда мы беспомощны.
УРОК 7. Позитивное мышление и духовный рост
Меня неоднократно спрашивают, как сохранить здоровье в современном мире. Врачи все чаще приходят к выводу, что наше выздоровление больше зависит от позитивного мышления, чем от физического состояния или прогнозов. Оптимистичный взгляд может многое изменить. Когда у нас хорошее настроение, это действительно влияет на наше здоровье, на мышление и на отношения с другими. Учить детей мыслить позитивно нужно с самого раннего детства. Я не призываю все время улыбаться и повторять по сто раз в день: «Я положительно мыслю». Правильное мышление развивается по мере того, как мы взрослеем духовно. Если мы более сосредотачиваемся на негативном, на плохом, то нас трудно будет назвать здоровыми как физически, так и духовно.
УРОК 8. Делай все, что можешь, а Богу позволь сделать остальное
Я очень люблю своих сыновей и хочу, чтобы они стали успешными людьми. Я не могу дать своим детям все на свете, но я устраиваю их жизнь так, чтобы они научились твердо стоять на ногах, уважать других и были ценными для общества. Если я обеспечу их всем, они никогда не достигнут этого. Мои дети знают, что я люблю их и готов всегда быть рядом. Осмысливая отношения с сыновьями, я понял, что Бог любит меня даже больше, чем я люблю их.
Когда мы полагаемся на Господа, это делает нас еще талантливее. Я призываю своих детей жить по простым правилам: делайте все, что можете, а Богу позвольте сделать остальное.
В нашей семье есть так называемый «семейный алтарь». Это то ежедневное утреннее время, когда мы всей семьей собираемся, чтобы помолиться друг за друга и почитать Библию. Иногда не просто выкраивать на это время. Но это то, что объединяет нашу семью.
Как прекрасно, когда у тебя есть возможность помогать людям и восстанавливать их здоровье! Я не просто чего-то стою, а еще могу делиться с другими. Я хочу сказать всем: Господь по-прежнему активно участвует в нашей жизни. И настоящее счастье – быть достаточно настойчивым и достаточно покорным, чтобы занять именно то место в служении другим, которое Господь тебе определил, ведь у Него для каждого человека есть Своя большая миссия.