Берегись автомобиля вальс композитор
«Золотые мелодии экрана» Выпуск 2. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»
Любимый миллионами зрителей фильм «Берегись автомобиля» стал «первой ласточкой» в многолетнем творческом сотрудничестве двух гениальных мастеров – режиссёра Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова. Звучащая в картине мелодия вальса признана одной из самых узнаваемых в мире киномузыки.
Интересно, что на мысль стать композитором юного Андрея натолкнул тоже вальс – точнее, просмотр фильма «Большой Вальс» об Иоганне Штраусе. К слову, Петров был очень разносторонним композитором: он писал оперы и балеты, симфонические произведения и инструментальные концерты, а также музыку к театральным спектаклям. Так, всемирное признание получил балет Андрея Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников. Симфонии Петрова исполняли многие известные дирижеры: Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Дмитриев, Евгений Колобов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония). Однако именно киномузыка принесла Андрею Павловичу любовь не только лишь ценителей классической музыки, а поистине всенародную. Его мелодии по сей день нам кажутся тёплыми и родными.
Кинодебютом Петрова стала музыка к фильму «Мишель и Мишутка», а вслед за ним в 1962 году на экраны выходит «Человек-амфибия» – один из самых популярных фильмов в истории СССР (в первый год проката его посмотрело 65 миллионов человек). Музыка Андрея Петрова, прозвучавшая в этой картине, стала её прекрасным обрамлением и ожидаемо полюбилась зрителям. Неудивительно, что после оглушительного успеха «Человека-амфибии» композитора засыпали творческими предложениями, и с тех пор музыка Андрея Петрова стала стабильно сопровождать фильмы лучших режиссёров СССР: «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три» и «Осенний Марафон» Георгия Данелии, «Белый Бим, Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого. Главным же творческим тандемом в этом контексте стало сотрудничество Андрея Петрова с Эльдаром Рязановым, подарившее зрителям такие киношедевры, как «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) и другие. Всего же за период с 1961 года и до конца своей жизни Андрей Петров написал музыку к 75 фильмам.
Можно сказать, что на музыкальное оформление фильма «Берегись автомобиля» в таком виде, в котором мы его знаем и любим, в какой-то мере повлияла замена исполнителя главной роли. Изначально сценарий картины Рязанов писал «под» Юрия Никулина, однако тот уехал на продолжительные гастроли, и в итоге роль Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Картина, снимайся в ней Никулин, оказалась бы иной – более эксцентричной и весёлой. Смоктуновский же сместил характер главного персонажа в сторону грусти и некоей странности, и музыка Андрея Петрова максимально органично вписалась в полотно картины. Его минорный вальс стал музыкальной иллюстрацией характера Юрия Деточкина. «Вальс Андрея Петрова – это ещё один вариант Деточкина, инобытие его души, хрупкой, но и ускользающей, беззащитной, но и склонной к мистификации, а главное – всё возвращающейся на место, где была, к прежнему помыслу, к прежним неистребимым надеждам», – писали кинокритики.
А вот – отрывок из книги Бориса Ароновича Каца «Простые истины киномузыки», который хотелось бы привести целиком.
«…Этот всем знакомый Вальс можно услышать где угодно – в концерте, с пластинки, в радиопередаче, но только не там, где, казалось бы, проще всего его услышать – не в фильме «Берегись автомобиля». Ибо там звучат лишь различные его фрагменты, более или менее протяжённые. Сам же Вальс – от начала до конца, как цельное музыкальное произведение, как «опус» – ни разу не звучит.
На звуковой дорожке киноленты возникают и исчезают то одни, то другие «вальсовые кусочки», почти всегда обновляя свой звуковой облик: меняются темпы и тембры, фактура и ритмика, а значит, меняется и смысл звучания… Перемена экранного изображения изменяет и смысл звучащей вместе с ним музыки. И каждый раз в её звучании проступают новые смысловые оттенки. Мелодия словно кружится. Она звучит в тот самый момент, когда на экране возникла кольцевая развязка шоссейных дорог, и по этому кольцу-карусели помчалась «Волга» с Юрием Деточкиным и преследующий ее мотоцикл со старшиной ГАИ. Все медленнее и медленнее на подгибающихся от страха ногах подходит Деточкин к задержавшему его автоинспектору, и с каждым шагом замедляется кружение вальса. Типичную автодорожную ситуацию музыка превратила в сцену из балета. Мы слышим вальс, когда незадачливый похититель автомашин, хромая на покалеченную ногу (владелец машины использовал волчий капкан в качестве противоугонного средства), доковылял до квартиры невесты и на тревожный ее вопрос горестно пожаловался: «Да вот, понаставили всюду капканов…» Мелодия звучит, когда Деточкин в чересчур тесном соседстве с двумя конвоирами катит в машине с зарешёченными окнами! Когда Деточкин, выбросив в реку «гаечные ключи», отмычки, бутылку с подсолнечным маслом и картотеку учета жуликов» торжествует разрыв (увы, – временный) со своей преступной, хотя и благородной по намерениям деятельностью.
Вальс – первая любовь кинематографа, он остается сильнейшей привязанностью киномузыки Андрея Петрова, и почти всегда служит знаком расположения к тем персонажам, кому вальс адресован. В фильмах с музыкой Петрова вальсом награждают».
P.S. Фильм «Берегись автомобиля» был награждён почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же 1966 году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почётный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.
В рамках онлайн-проекта ансамбля «Донбасс» «Золотые мелодии экрана» предлагаем послушать композицию «Вальс» из фильма «Берегись автомобиля» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов).
Берегись автомобиля вальс композитор
«Мне очень повезло, что у меня был такой друг. И как же мы радовались, когда выяснили однажды, что и он, и я в юности любили один и тот же фильм, который повлиял на наши судьбы. Это была картина «Большой вальс». Посмотрев ее, Андрей перестал мечтать о карьере писателя и всерьез увлекся музыкой. А я, случайно поступив во ВГИК, увидел «Большой вальс», был потрясен этим фильмом и твердо решил стать режиссером. Так наши судьбы спустя годы счастливо пересеклись в кинематографе. Мы с Андреем дружили всю жизнь. И ни разу за эти четыре с лишним десятилетия не появилось даже маленькой тени, которая могла бы омрачить наши отношения. Так все было с первого же нашего фильма «Берегись автомобиля», для которого он написал, на мой взгляд, лучший вальс XX столетия». (Эльдар Рязанов)
«Из Москвы позвонил автор знаменитой «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов. Он смотрел фильмы Данелии «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», и его заинтересовало музыкальное решение фильмов. Он предложил Андрею написать музыку к фильму, сценарий которого он совместно с Эмилем Брагинским только что закончил. Это был фильм «Берегись автомобиля». Но прошло, наверное, около года, прежде чем Рязанов начал снимать этот фильм». (Наталья Петрова)
Сценарий на редкость нравился композитору. Фильм получался необычный, рождалась трагикомедия о вовсе не смешном, удивительно чистом и бесконечно трогательном человеке по фамилии Деточкин, который решил единолично избавить мир от скверны наживы, обмана и жульничества. Деточкина играл Смоктуновский, Андрей Петров посвятил этому чистейшему Деточкину— Смоктуновскому чистейший вальс.
«С Эльдаром Рязановым связано немало забавных воспоминаний. Наше сотрудничество чуть не оборвалось в самом начале. Дело в том, что я очень плохо показываю написанную мной музыку. Когда я сыграл Эльдару вальс для «Берегись автомобиля», он долго сидел молча, явно не зная, что мне сказать. Позже признался, что думал в этот момент: «Да, с композитором мы дали маху». Потом вдруг его осенило, и он попросил меня сыграть хорошо знакомую ему мелодию «Я шагаю по Москве». После этого он понял, что не всё потеряно! Потому что и эту мелодию в моём исполнении узнать было трудно». (Андрей Петров)
Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» стал одной из визитных карточек киномузыки Андрея Петрова. Он зажил своей, независимой от фильма жизнью. Его играли и играют симфонические, эстрадные, духовые оркестры, ансамбли баянистов и народные оркестры, играют в филармонических залах и переходах метро, он звучит даже в мобильных телефонах.
«В моих ранних фильмах было много песен, танцев, большая насыщенность музыкальным материалом. В «Берегись автомобиля», «Зигзаге удачи» и «Стариках-разбойниках», как я уже говорил, песен совсем нет, да и музыки стало значительно меньше. Кажется, что я увел ее на второй план. На самом деле это не так. Музыка из внешнего фактора превратилась в один из голосов драматургии, вошла в ткань картин более глубоко, более органично. В комедию «Берегись автомобиля» музыка Андрея Петрова вносит грусть, как бы раскрывает неустроенную, мятущуюся душу Деточкина, точно соответствуя жанру трагикомедии. В «Зигзаге удачи» старомодный, окраинный вальс окрашивает все особым настроением, придавая фильму, с одной стороны, новогоднюю праздничность, а с другой — какую-то щемящую ноту безрадостной обыденности. Главная тема одновременно и иронична, и печальна. И, как все созданное Петровым, мелодична.
Эта музыкальная тема обогащает картину, увлекает за собой изображение, чеканит комедийный ритм. Андрей Петров — многогранный композитор, успешно выступающий во всех жанрах сценической музыки. Сотрудничество с замечательным мастером стало для меня новым шагом, новой гранью в осмыслении новых возможностей киномузыки». (Эльдар Рязанов)
Работа Эльдара Рязанова над картиной «Ирония судьбы» совпала по времени с работой Андрея Петрова над оперой «Пётр Первый», и композитор был вынужден отказать режиссёру, но уже над следующим фильмом они вновь работали вместе. В «Служебном романе» песни входили в картину как авторские монологи, раскрывающие второй план произведения, обобщающие действие, подчеркивающие глубину переживания персонажей. Песни должны были исполняться Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым.
«Несмотря на то, что у меня и до «Служебного романа» было несколько картин, в том числе и довольно симпатичных, но именно фильм Эльдара Рязанова с музыкой Андрея Петрова остался главным в моей кинематографической жизни. И песни из этой картины я потом где только не исполняла! Кто Андрею Павловичу надиктовывает, какой ангел ниспосылает эти мелодии – я не знаю, но они пленяют слушателей и остаются в памяти». (Алиса Фрейндлих)
Герои «Служебного романа», Калугина и Новосельцев, скромные бюрократы конца 70-х годов, к тому же, по сценарию, и непривлекательные, и немузыкальные. Как выразился сам Эльдар Александрович в одной телепередаче, «она — мымра, он—затюканный клерк».
«Рязанов передал мне несколько стихотворений разных поэтов для песен, которые должны звучать в фильме. Количество стихотворений было больше, чем нужно, и я мог сам выбирать, что мне по душе. Для одной из песен я выбрал стихотворение английского поэта Вильяма Блейка в переводе Маршака «У природы нет плохой погоды». Сочинил музыку и наиграл Эльдару. Какова же была радость режиссера, когда он услышал песню, написанную именно на этот текст. Дело в том, что под двойным псевдонимом скрывался сам Рязанов – это были его стихи. Он не хотел что-то навязывать, пользоваться, что называется, служебным положением, все-таки в создании фильма самый главный – это режиссер. Но с тех пор в каждом поэтическим имени – Светлов, Цветаева, Ахмадулина, мне грезился Рязанов». (Андрей Петров)
Работать над музыкой к этому фильму было легко и приятно. Без особого труда удалось найти неспешный, окрашенный грустью, какой-то щемящий «осенний» звуковой колорит. В мелодиях угадывались картины листопада, неярких солнечных закатов, неутихающего за окном дождя. Иные песни воспринимались как негромкие голоса, вдруг прорвавшиеся сквозь грохот и сутолоку большого города. Вот стала слышна мольба «Моей душе покоя пет». Вот кто-то пытается нас остановить в потоке прохожих исповедью: «Обрываются речи влюбленных».
Песни из «Служебного романа» занимали в «парадах популярности» самые высокие места, а пластинка с ними стала «бестселлером».
В следующем своем фильме «Гараж» Рязанов повел себя с Петровым, как Данелия: песни больше не нужны, нужна одна, только одна, но хорошая мелодия. Режиссер решил избавляться от закадровой музыки. Музыка будет там, где она возникает естественно, то есть тогда, когда ее источник — в кадре.
«В «Гараже» я не дал развернуться дарованию Андрея Павловича — в этой суматошной истории было не до музыки, — и тем не менее композитор ухитрился написать трогательную, человечную, хватающую за сердце мелодию для тромбона, которая усугубила и подчеркнула смешные и одновременно невеселые события, происходящие на экране». (Эльдар Рязанов)
«Гараж» была первая моя картина с Эльдаром Рязановым. Вроде бы там нет места музыке вообще, а насколько музыка Петрова там органична, она даже характеризует самих персонажей, того же тромбониста. Как это здорово сделано и прекрасно записано!» (Сергей Скрипка)
В мае 1980 года внутри Петропавловской крепости можно было видеть красочное пестрое зрелище: рядом с массивными каменными крепостными сооружениями возвышались легкие декорации Губернска. Гарцевали на конях лихие всадники, млели от восторга уездные барышни. Звучала фонограмма гусарского марша «Песенки про трубачей». Андрей Петров с улыбкой наблюдал за происходящим. Шли сьемки нового фильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Фабулу фильма «Вокзал для двоих», вышедшего на экраны в 1982 году, можно пересказать буквально в нескольких словах: человек случайно отстал от поезда и на вокзале встретил свою любовь. Жанр фильма определить непросто. Это, скорее, полифония жанров, где в зависимости от ситуации звучат драматические, мелодраматические, комедийные, сатирические, а порой и трагические ноты.
«В фильме «Вокзал для двоих» песню «Живем мы что-то без азарта», которую в первой половине картины поет персонаж А. Ширвиндта (в вечерней сцене в привокзальном ресторане), а в финальном эпизоде бега в лагерь исполняет за кадром Л. Гурченко, я приписал Давиду Самойлову. Это было, конечно, большое нахальство с моей стороны, ибо я считаю, Самойлова, пожалуй, одним из самых крупных стихотворцев нашего века. Но Андрей Павлович «проглотил» приманку». (Эльдар Рязанов).
В 1984 году выходит очередная картина Рязанова, музыку к которой пишет Андрей Петров – «Жестокий роман», по мотивам пьесы Островского «Бесприданница».
«…В «Жестоком романсе» было уже понятно, кто такой Андрей Петров. Меня поразило тогда, насколько он чувствует стилистику, атмосферу, воздух картины. Как он в совместной работе принимает форму сосуда, это вообще поразительное его свойство. Он входил в фильм именно той музыкой, которая была необходима. Очень трудно представить себе, что «Я шагаю по Москве» и песни в «Жестоком романсе» написал один и тот же композитор. Они совершенно разные, разные режиссеры и поэтому музыка разная. А композитор – один. И в этом смысле он – абсолютно уникальное явление». (Никита Михалков)
«Когда снимали фильм «Жестокий романс», меня совершенно потрясло его жанровое многообразие, то, как точно он уловил романсовую интонацию». (Алиса Фрейндлих)
Рязанов хотел воссоздать в картине ту высшую открытость страстей, в которой «жестокий романс» в конце прошлого века не знал себе равных. И помогла ему в этом музыка Андрея Петрова.