берулава г а стиль индивидуальности теория и практика

Берулава г а стиль индивидуальности теория и практика

Инструментарий

Программы обучения

Скоро

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

VI Всероссийская ассамблея практической психологии «Чувство осени»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

берулава г а стиль индивидуальности теория и практика

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Ректор ОЧУ ВО «Международный инновационный университет». Член экспертного совета по психолого-педагогическим наукам ВАК. Член Совета по высшему образованию при комитете по образованию и науке Совета Федерации.

Главный редактор журналов «Гуманизация образования», «Вестник Университета Российской академии образования».

Окончила докторантуру Психологического института РАО.

С 2002 г. член экспертного совета по психолого-педагогическим наукам ВАК РФ.

Была руководителем Южного отделения Российской академии образования, Института образовательных технологий РАО, ФГБУ «Поволжско-Кавказский научный центр», АНО ВО «Университет российского инновационного образования», Черноморской гуманитарной академии.

Область научных интересов:

Основной научный вклад: «методологические основы высшего профессионального образования» сетевой парадигмы развития личности в высшей школе; обоснована методологическая платформа, в основе которой лежат выявленные психологические особенности жизнедеятельности личности в виртуальном информационном пространстве, позволяющие выстраивать отношения и взаимодействие в нем в соответствии с индивидуальными когнитивной, коммуникативной и эмоциональной стратегиями, на основе своих личностных особенностей, индивидуальных потребностей и мотивации. Разработанная теория сетевого образования обеспечивает оптимальную интеграцию традиционного и виртуального образовательного пространства. Разработаны учебно-методические пособия, позволяющие педагогам и психологам высшей школы соотносить различные теоретические концепции, технологии и методы диагностики с основными парадигмами развития личности.

Читает курсы:

Основные публикации:

Награды:

Источник

Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Прудникова, Маргарита Эдуардовна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Прудникова, Маргарита Эдуардовна

Глава I. Психологические основы межличностного взаимодействия.

1.1. Содержание и структура межличностного взаимодействия.

1.2. Психологические механизмы межличностного взаимодействия.

1.3. Теоретические основы диагностики межличностного поведения.

Глава II. Стилевые детерминанты межличностного взаимодействия.

2.1. Развитие стилевого направления в сфере межличностных отношений в зарубежной психологии.

2.2. Использование стилевой модальности межличностных отношений в отечественной психологии.

2.3. Теоретические основы исследования репрезентации стиля индивидуальности с позиций теории стиля индивидуальности.

Глава III. Экспериментальное исследование роли стилевых детерминант в характере межличностного поведения субъекта.

3.1.Исследование стилевых характеристик коммуникативной активности субъекта.

3.2.Экспериментальное исследование проявления стиля индивидуальности в системе межличностных отношений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Стилевые детерминанты противоправного агрессивного поведения личности 2004 год, кандидат психологических наук Старшиков, Юрий Владимирович

Стилевые характеристики психической активности субъекта 2003 год, доктор психологических наук Решетова, Татьяна Яковлевна

Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе 2005 год, кандидат психологических наук Эзиешвили, Эка Эдвардиевна

Психологические детерминанты паттернов поведения в ситуации хронического неуспеха 2006 год, кандидат психологических наук Амбарцумян, Алик Андроникович

Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности 2003 год, кандидат психологических наук Петросьян, Светлана Николаевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений»

Актуальность исследования. Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.

Межличностные отношения проходят практически через все сферы жизнедеятельности человека, который, будучи даже в одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на представления об оценках значимых для него людей. Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, всегда так или иначе осмысливалась ими, сначала на уровне обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком теоретическом уровне.

В зарубежной психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. X. Блэлок и Г.Уиткин разрабатывали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиориального подхода. Изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан и др. Исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности осуществляли Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт и др. В работах У.Дуаза, Г. Джерарда и М. Хойта, Г. Тэджфела, Д. Тернера и др. выявлены механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой. Проблема межличностных отношений в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С.Милгрема, С. Московиси, Ф.Шамбо, М. Шоу и др. авторов. Проблему социально-психологического воздействия на личность в условиях межличностного общения рассматривали Э.Аллинг, М. Бергер, С. Крипнер, СЛедер, X. Миккино, К. Рудестам, М. Столлер,

М.Форверг и др. Особое внимание уделяется проблеме межличностной привлекательности, исследование которой представлено в работах Е. Аронсон, Е.Бершильд, JL Ли, К.Либертан, Л. Пеплоу, Е. Уолстер и др. С. Дак в своих работах по социальной психологии уделял значительное внимание взаимоотношениям людей, Б.Т.Джонсон и А.Х. Игли занимались изучением причин проявления агрессивности в отношениях между людьми, А. Фейнгольд придавал большое значение анализу межличностных взаимоотношений, Р.Хоган, Г. Дж. Курфи, Дж. Хоган анализировали проблему лидерства в межличностных отношениях, Д.К. Симонтон изучал влияние уровня интеллекта на характер общения между людьми, X. Ким, С.М. Фалбе, Г. Юкл разрабатывали проблемы субординации в межличностных отношениях. Большой вклад в осмысление особенностей межличностного общения внесли: теория структурного баланса

Ф. Хайдер), теория коммуникативных актов (Т. Ньюком), теория конгруэнтности (Ч.Осгуд, П. Танненбаум), теория каузальной атрибуции (Э.Джонс и КДевис). Привлекают внимание исследования, выполненные в русле теории привязанности (Дж.Боулби и М. Эйнсворт), согласно которой, в результате интериоризации отношений с объектом первичной привязанности (сначала мать, затем педагог, а в дальнейшем сверстник, возлюбленный и т.д.) складываются устойчивые формы, межличностные взаимоотношения.

Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М.Андреевой, В.М. Бехтерева, A.A. Бодалёва, Л.С. Выгодского, Р.В. Габдреева, ЛЛ.Гозмана, Е.И. Головаха, И.Н Горелова, В.В. Знакова, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В А. Лабунской, В.П. Левкович,

A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, B.C. Мерлина, В.И. Моросановой,

Д.Б. Эльконина, В.В. Юстицкого, В А. Дцова и др.

В русле личностно-ориентированного подхода всё большее внимание начинает уделяться проблематике стилевых особенностей поведения человека, которые как раз и отражают его индивидуальное личностное начало. Значительный пласт исследований, посвящённых анализу стилевых особенностей психических процессов, опирался на деятельностную парадигму путём введения такого понятия, как индивидуальный стиль деятельности. В дальнейшем этот аспект претерпел изменения и стал изучаться в сфере стилевых особенностей отдельных видов деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Байметов, В.П.Бездузов, С.Л.Богомаз, Г.А. Верцинская, Б.А. Вяткин, Л.А.Вяткина, Г.Б.Дикопольская,

A.В.Ерошенко, С.Ю. Жданова, А.Л. Журавлёв, В.И.Загвязинский, Е.П. Ильин,

B.А. Кан-Калик, Е.А. Климов, O.A. Конопкин, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, В.С.Мерлин, Э.И. Маствилискер, Г.Н. Неустроев, Н.Д. Никандров, Н.И.Петрова, П.С. Прыгин, Н.В. Приставкина, Н.Ю. Постолюк, А.И. Сухарева, Л.А.Соколова,

B.А. Толочек, И.П. Шкуратова, В.Г. Шорин, Г.И.Щукина и др.).

Переход к личностно-ориентированной парадигме развития личности способствовал появлению направления, в рамках которого в центре внимания оказывается сам человек, чьё поведете во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерефлексируемыми процессами. В контексте теории стиля индивидуальности (Г.А. Берулава) и её развития в исследованиях Н.В. Фроловой,

C.А.Печерской, ТЛ. Решетовой, Е.И. Татьяниной, М.М. Берулава, Э.М. Сагилян, Т.Л.Сафоновой, стиль индивидуальности рассматривается как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно-обусловленного смыслового поля.

В то же время отсутствуют специальные исследования, посвященные проявлению стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений. Вместе ф, с тем, практика показывает, что отсутствие рефлексии по поводу индивидуальных стилевых особенностей межличностного поведения не позволяет достаточно эффективно строить межличностное взаимодействие. Недостаточная разработанность указанных вопросов определила выбор темы исследования: «Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений».

Цель исследования состоит в выявлении индивидуальных стилевых особенностей поведения личности в сфере межличностных отношений.

Объект исследования: стиль индивидуальности субъекта.

Предмет исследования: индивидуальные особенности поведения личности в сфере межличностных отношений, детерминированные её стилем индивидуальности.

Гипотеза исследования: стиль индивидуальности личности в значительной степени определяет выбор стратегии её поведения в сфере межличностного взаимодействия.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: идеи гуманистической философии и психологии, в которых человек и его отношения с другими людьми рассматриваются как величайшая ценность (A.A. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.Н. Мясищев, H.A. Бердяев); положения о социальной основе межличностных отношений (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, C.JI. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин, А. А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский); теория стиля индивидуальности Г.А. Берулава.

Задачи исследования: проанализировать и обобщить исследования, посвящённые изучению стилевых характеристик поведения личности в сфере межличностных отношений; % — выявить степень удовлетворённости личности её межличностными отношениями; выявить психологические характеристики межличностных отношений, на которые оказывает влияние стиль индивидуальности; выявить проявления различных стилей индивидуальности в системе межличностного взаимодействия; выявить особенности стилевых проявлений компенсаторного поведения субъекта в процессе дискомфортных для него межличностных отношений; осуществить анализ сформированное™ межличностного поведения субъекта в зависимости от рефлексии им своего стиля индивидуальности.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; тест диагностики стиля индивидуальности Г.А. Берулава; разработанный автором опросник самооценки проявления стиля индивидуальности в коммуникативной сфере, а также опросник самооценки компенсаторного поведения субъекта; опросник самооценки сформированное™ межличностного поведения субъекта; качественный и количественный анализ полученных данных с помощью методов математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены психологические характеристики межличностных отношений, на которые оказывает влияние стиль индивидуальности. Определены характерные проявления различных стилей индивидуальности в сфере коммуникативной активности личности, а также в сфере компенсаторного поведения. Выявлена степень удовлетворённости личности межличностными контактами в зависимости от понимания субъектом своего стиля индивидуальности и умения его корректировать.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить роль стиля индивидуальности в сфере межличностного взаимодействия. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для развития психологии личности.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы практическими психологами для совершенствования характера межличностного поведения субъекта с учётом проявления его стиля индивидуальности. Издано учебное пособие «Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений», которое используется в практике вузовского обучения при подготовке студентов по специальности «Психология».

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования: исследование, в котором приняли участие 564 человека, проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи).

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль индивидуальности личности обуславливает процессуальные характеристики её психической активности, проявляющиеся в характере межличностного поведения.

2. Стиль индивидуальности дифференцирует характер межличностного поведения субъекта в зависимости от обобщённости, эмоциональной насыщенности и динамичности его образа мира.

3. Стиль индивидуальности оказывает влияние на такие характеристики поведения личности в сфере межличностных отношений, как: прогностичность в построении межличностных контактов; степень формализованности межличностных контактов; предпочтения в использовании невербальных средств коммуникации; предпочтения в выборе формы межличностного взаимодействия; предпочтения типа установления контактов; уровень рефлексивности в оценке ситуации взаимодействия; устойчивость оценки личности и поведения партнёра по взаимодействию; уровень индивидуализации общения; предпочитаемый выбор тем общения; критерии, используемые в восприятии партнёра по межличностному взаимодействию; степень открытости общения; характер установления межличностных контактов; эмоциональная насыщенность общения; скорость ф установления межличностного контакта; диапазон ролевого поведения; временная характеристика межличностного взаимодействия; характер направленности межличностного взаимодействия; уровень эмпатичности общения; уровень когнитивной сложности в восприятии внутреннего мира партнёра по взаимодействию.

4. Межличностные отношения субъекта будут более эффективными в том случае, если будут строиться на основе рефлексии своего стиля индивидуальности.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории развития личности Научно-образовательного центра Российской академии образования в г. Сочи; на заседаниях кафедры психологии Черноморской гуманитарной академии (г.Сочи); на Всероссийском научно-практическом симпозиуме «Развитие отечественной системы образования в рамках гуманистической образовательной парадигмы» (г.Сочи 2000); на международном научном симпозиуме: «XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы» (г.Сочи, 2000); на Всероссийской научно-практической конференции «Личность в современном мире» (г. Сочи, 2001); на IV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (г. Пермь, 2001); на региональной научно-практической конференции «Теоретические основы использования социокультурного опыта личности в условиях учебного процесса» (г. Сочи, 2001), на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» (г. Сочи, 2002).

Публикации: по материалам исследования имеется семь публикаций. £ Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Влияние стиля индивидуальности на выбор субъектом психологических защитных механизмов в процессе правонарушений 2003 год, кандидат психологических наук Худоянц, Маргарита Вазгеновна

Стили познавательной активности личности студентов 2009 год, доктор психологических наук Гусева, Татьяна Артуровна

Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами 2000 год, кандидат психологических наук Зинченко, Елена Валерьевна

Билатериальные детерминанты стиля индивидуальности 2003 год, кандидат психологических наук Непша, Ольга Васильевна

Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожности у учащихся 1998 год, кандидат психологических наук Решетова, Татьяна Яковлевна

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Прудникова, Маргарита Эдуардовна

1. По результатам выполненного теоретического анализа установлено, что имеющиеся зарубежные и отечественные исследования межличностных отношении посвящены преимущественно изучению психических процессов и состояний, обеспечивающих межличностное восприятие. При этом, анализируется прежде всего взаимосвязь между отдельными параметрами когнитивного стиля и характеристиками социальной перцепции. Отсутствие необходимой понятийной дифференциации в определении статуса стилевых характеристик личности привело к тому, что данный феномен в значительной степени отождествляется с различными свойствами личности. Переход к личностно-ориентированной парадигме развития личности обусловил смещение акцента с внешних детерминант поведения, которые связаны с объективными требованиями и возможностями соответствующей деятельности, на активную, действующую личность, как подлинный субъект индивидуального стиля, определяющего специфические стратегии межличностного поведения.

3. Проведённое исследование позволило выделить психологические характеристики межличностных отношений, на которые оказывает влияние стиль индивидуальности. В качестве таковых выступают: прогностичность в построении межличностных контактов; степень формализованное™ межличностных отношений; предпочтения в использовании невербальных средств коммуникации; предпочтения в выборе формы межличностного взаимодействия; предпочтения типа установления контактов; уровень рефлексивности в оценке ситуации взаимодействия; устойчивость оценки личности и поведения партнёра по взаимодействию; уровень индивидуализации общения; предпочитаемый выбор тем общения; критерии, используемые в восприятии партнёра по межличностному взаимодействию; степень открытости общения; характер установления межличностных контактов; эмоциональная насыщенность общения; скорость установления межличностного контакта; диапазон ролевого поведения; временная характеристика межличностного взаимодействия; характер направленности межличностных отношений; уровень эмпатичности общения; уровень когнитивной сложности в восприятии партнёров по взаимодействию.

5. Стилевые особенностей компенсаторного поведения субъекта в процессе неудовлетворённости межличностными отношениями проявляются в том, что для лиц с интегрально-теоретическим и дифференциально-теоретическим стилем индивидуальности характерна психологическая разрядка через рациональное изменение отношения к ситуации общения, её переосмысление, а также через тенденцию к релаксации; для лиц с интегрально-деятельностным и дифференциально-деятельностным стилем индивидуальности характерно снятие психологического напряжения в процессе дискомфортного межличностного взаимодействия через двигательную активность, а также путём переключения внимания на другой вид деятельности; для лиц с интегрально-эмоциональным и дифференциально-эмоциональным стилем снятие внутреннего напряжения, возникающего в процессе дискомфортных межличностных отношений, осуществляется через физиологическую и эмоциональную разрядку в форме аффективного поведения (в том числе и путем использования инвективной лексики), а также через ослабление социальных связей с соответствующими лицами.

6. Несформированность межличностного поведения субъекта определяется отсутствием у него знаний об особенностях своего стиля индивидуальности и умений учитывать особенности его проявления в сфере межличностного взаимодействия. Межличностные отношения являются более успешными в том случае, если они строятся с учётом стиля индивидуальности личности, вступающей в эти отношения; личности, обладающей навыками рефлексии этих отношений, на основании чего может и должна строиться их необходимая коррекция.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Прудникова, Маргарита Эдуардовна, 2002 год

2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс H.A. Теоретические подходы к диагностике практического мышления. //Вопросы психологии. 1999, №1, с. 21-32.

18. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии //Вопросы психологии.- 1999.-№ 1.

22. Берулава Г.А. Диагностика развития мышления. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1991-46с.

24. Берул.ава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута. 1993. 240 с.

25. Берулава Г.А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей.// Новые исследования: проблемы когнитивных стилей в психологии/ Под ред. Г.А. Берулава. М.: Российское психологическое общество, 1995.

29. Берулава Г.А. Нейролингвистическое программирование как направление стилевого подхода // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, НОЦ РАО, 1999.

30. Берулава Г.А. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М., 1993 (в соавторстве).

31. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность-синтетичность» // Современные проблемы психологии мышления. М., Ежегодник, 1994, вып. 1. С. 54-64.

32. Берулава Г.А. Психология естественнонаучного мышления. Томск: Изд-во Томского уни-та, 1991. 185с.

33. Берулава Г.А. Теоретические основы содержания и диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» // Гуманизация образования. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995, №2. С.67-77.

35. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Технологии индивидуализации обучения на основе учёта когнитивного стиля. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996, 34 с.

36. Берулава Г.А. Образ мира. Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2001.- 46 с.

38. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Ежегодник. Франкфурт-на-Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1998.

39. Берулава М.Н. Анализ традиционных моделей обучения // Концепция и программа развития общеобразовательной школы. / Под ред. Берулава М.Н. Сочи: СФИТОиП РАО, 1998.

40. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1998, №1.

41. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.,Гелиос АРВ, 2000. 340 стр.

42. Берулава М.М. Развитие рефлексивности стиля индивидуальности в профессиональной деятельности руководителей педагогических коллективов. Дисс. канд. пед. наук. Шуя- 1999. 170с.

44. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999 №2.

46. Бодалёв A.A. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. 1994 № 1, с. 122- 127.

48. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

51. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993, №6.

57. Воробьёва Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи. // Вопросы психологии. 1995, №2.

64. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т.2. гл.10.

66. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. //Вопросы психологии, №3, 1983.-С.16-28.

67. Григорьева Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик. Автореферат. канд. психол. наук. Сочи-2000.

69. Гуртовой Е.С., Коссов Б.Б., Шуранова И.Ю. Организационно-управленческие способности сотрудников фирмы. Шуя, 1996, 17с.

72. Дорфман Л.Я. Интегральная индивидуальность и управление её развитием.-Автореферат.докт. психол. наук.-Пермь, 1994.

75. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.

79. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. //Вопросы психологии. 1988.- № 6. С. 85-93.

82. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности.- Казань, 1968.

85. Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель ученик» в условиях педагогической деятельности (на примере старших школьников). Автореферат дис. канд. психол. наук.- Казань, 1997.

86. Кондратьев М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах. //Вопросы психологии. 1995,- № 6,- С. 33-43.

87. Корнилова Т.В. Понимание как компонент мышления и межличностного восприятия. // Вопросы психологии. 1995, № 4, с. 133- 136.

88. Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решения. // Вопросы психологии. 1994, № 6, с. 99-110.

93. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977.

95. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.-Автореф. докт. диссерт. Л., 1965.

100. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях.//Сб. «Психологическая наука в СССР»,- Т. 2, 1960.

105. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.

107. Леонтьев Д.А. Человек и мир, логика жизненных отношений //Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. //Под ред. Б.А. Парахонского.-Киев. Наукова думка, 1990.-С.47-58.

111. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя. —М., 1997.- 138с.

128. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

129. Палей И.М. Комплексное изучение некоторых индивидуально-типических особенностей человека в связи с различием по силе нервной системы. //Сб. Проблемы общей, инженерной и социальной психологии, изд-воЛГУ, 1966.

133. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986. 255с.

137. Прудникова М.Э., Берулава Г.А. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений: Учебное пособие.- Сочи: НОЦ РАО, 2002. 184 с.

139. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: ЗАО «Издательство «Питер» », 1999. 416с. (Серия «Мастера психологии»)

148. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Автореферат дис. доктора психол. наук. Новосибирск- 1995.

149. Рябонеделя H.H. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками. Автореферат дис. канд. психол. наук.-М., 1997.

151. Свеницкий A.B. Социальная психология управления.-Л.,1986.-98с.

156. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. Педагогика. 1989.

159. Собчик JI.H. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1990.48 с.

160. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., МГУ. 1992.

164. Силаков A.C. Организованность как фактор адекватности осознания статусных отношений в учебных группах. Автореферат дис. канд. психол. наук.- М, 1996.

167. Татьянина Е.И. Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности предъявления им учебной информации. Автореферат. канд. психол. наук. Сочи-1998.

172. Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии. Автореферат. доктора психол. наук. Москва- 1996.

175. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности. // Вопросы психологии №5, 1991, с. 56- 64.

176. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. // Вопросы психологии №5, 1990, с.144-150.

182. Человек как интегральная система.// Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1988.

183. Шевандрин Н.И. Принцип «решётки противостояния позиций» в диагностике межличностных отношений /Вопр. психол. 1992. № 1 2. С.117- 124.

188. Шушкевич Р.К. Динамика социально-психологических отношений в педагогическом коллективе в процессе нововведений. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Москва, 1996,-17с.

198. Duck St. Human Relationships. An introduction to Social Psychology. 1990

203. Kagan J., Kogan N. Individual variation in cognitive professes //P.H. Müssen

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *