Беспилотные авто яндекс такси
Беспилотные авто яндекс такси
Как мы проехали по Лас-Вегасу 7 000 км и покатали гостей выставки CES без водителя за рулем
Яндекс разрабатывает лидары
Первые беспилотные автомобили, оборудованные новыми сенсорами, уже проходят испытания
Знакомьтесь, беспилотная Sonata
Первый результат партнёрства Яндекса и Hyundai Mobis
Один год из жизни беспилотника
От Москвы до Лас-Вегаса и Тель-Авива за 12 месяцев
Как мы привезли беспилотник в Лас-Вегас
И показали на выставке CES — рассказывает Артём Фокин
«Я вызываю беспилотник два раза в день»
Наш беспилотный автомобиль совершил первую тысячу поездок в Иннополисе. Вот что говорят горожане, которые ездят на нём регулярно
Беспилотник на дорогах Сколково
Первая в России тестовая зона, где беспилотный автомобиль можно вызвать через приложение Яндекс.Такси
Беспилотный автомобиль будет катать посетителей Московского автосалона
С 31 августа по 2 сентября
Первая междугородняя поездка беспилотного автомобиля
780 километров от Москвы до Казани
Беспилотник на улицах Москвы
Первая поездка самоуправляемой машины Яндекс.Такси по городским дорогам
Пользователям
Водителям
Бизнесу
Другое
Яндекс Go — информационный сервис. Транспортные и иные услуги оказываются партнёрами сервиса.
Введите номер, и мы пришлём вам смс со ссылкой на приложение.
Яндекс Go — информационный сервис. Транспортные и иные услуги оказываются партнёрами сервиса.
Яндекс Go — информационный сервис. Транспортные и иные услуги оказываются партнёрами сервиса.
«Яндекс» рассказал, где в Москве появятся первые беспилотные такси
Тестирование беспилотного такси «Яндекса» в Москве будет запущено этой осенью. В начале сервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк» на юге столицы, говорится в поступившем РБК сообщении компании.
Запуск беспилотного такси будет происходить поэтапно и для начала оно будет доступно только по заявкам. Чтобы принять участие в тестировании нужно заполнить анкету.
«Cервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Пользователи смогут вызвать беспилотное такси в приложении «Яндекс Go», доехать на нем до метро, съездить в торговый центр или спортзал. Ясенево — один из самых больших районов Москвы, и поездки на такси внутри района здесь очень популярны», — сообщили в компании.
В «Яндексе» отметили, что в пилотном режиме беспилотники компании ездят по дорогам Москвы уже несколько лет, а с 2018 года беспилотное такси появилось в Иннополисе. По действующим законам, за рулем машины под управлением автопилота все равно должен сидеть человек. Однако в 2021 году вступил в силу закон, который снимает это ограничение. «Благодаря этому беспилотные автомобили «Яндекса» смогут ездить без водителя за рулем и использоваться в качестве такси в пределах определенной территории», — объяснили в компании.
Беспилотники уже вовсю ездят по Москве (и не только). Присмотритесь!
Какие у Яндекса беспилотники?
Подавляющее большинство автопарка беспилотников Яндекса основано на хэтчбеке Toyota Prius. На дороге его легко заметить по яркому красно-белому кузову. Яндекс покупает подержанные авто с автоматической коробкой 2014-2017 годов выпуска – пока что компания купила около 90 таких машин и 50 из них уже переоборудовала в беспилотники.
«Переделка занимает всего пару дней, – рассказала Юлия Швейко, представитель пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, – к концу 2021 года таких машин будет уже тысяча». Для достижения таких показателей нужно сотрудничать с производителями, поэтому весной Яндекс заключил контракт с Hyundai Mobis – дочерней компанией Hyundai Motors, ответственной за запчасти и техобслуживание – на разработку беспилотников. Уже готов один беспилотный седан Sonata, но в Яндексе хотят производить разные типы машин, например, внедорожники или микроавтобусы.
Беспилотник на базе Hyundai Sonata
У каждого автомобиля есть имя. До недавнего момента их называли в честь персонажей сериала про роботов-андроидов «Мир Дикого Запада»: Уайтт, Брайан, Кристофер, Долорес. «Но недавно персонажи закончились, и инженеры придумали специальную нейросеть, которая научилась генерировать новые имена по подобию уже имеющихся. То есть теперь робот придумывает имена роботов для роботов», – говорит Юлия.
Где они ездят?
Яндекс тестирует свои автомобили в Татарстане, Москве и Тель-Авиве. Сначала автомобили проходят испытания на закрытом полигоне в Подмосковье, который имитирует город с тоннелями, светофорами и разными дорожными ситуациями. Там они ездят круглосуточно в автономном режиме, приезжая к человеку, только когда у них заканчивается топливо. Пока что они не умеют заправлять сами себя, но это вопрос времени. По сути, это автомобили 4 из 5 уровней автономности, где человек нужен только в экстренной ситуации (согласно общепринятой классификации ассоциации инженеров-автомобилестроителей SAE International).
Тестирование беспилотников на специальном полигоне
Российские власти разрешили беспилотникам выезжать в реальный город осенью 2018 года. Причем чтобы получить это разрешение, автомобиль должен пройти долгую процедуру госсертификации – из 50 машин Яндекса это удалось сделать пока 35. По правилам, инженер по гарантии качества, должен сидеть на водительском месте на протяжении всей поездки и быть готов взять управление на себя.
Беспилотник в Иннополисе
Зона действия пока что небольшая, но сервис активно развивается: еще в начале лета 2019 года там был только один автомобиль, а осенью их число вырастет до семи. Кстати, в отличие от других тестовых городов, в Иннополисе место водителя пустует, а инженер сидит рядом как пассажир.
В Москве беспилотники тестируют с лета 2019 в районе метро Кунцевская, на нескольких улицах в центре и в спальных районах Бутово, Ясенево и Коммунарка. Компания планирует привезти свой автомобиль и в другие города – например, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве
В январе 2019 года Яндекс показал свой беспилотник в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show, причем собирали его на месте из купленного в Америке Prius. Чтобы обучить автомобиль езде по Неваде, ушло две недели, говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин: «Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера с водительского кресла на пассажирское. И желающих покататься было много: беспилотник работал по 10 часов каждый день».
Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе
В июне 2019 года беспилотное такси приехало в Израиль и в тестовом режиме кружит по Тель-Авиву. Как и в Москве, здесь за рулем находится инженер, который в случае необходимости возьмет на себя управление. Причем речь идет вовсе не о препятствиях – машина легко объедет и яму на дороге, и другие машины. Дело в том, что главный принцип робота-водителя – это строгое следование правилам дорожного движения. И если нельзя будет продолжать движение, не нарушив их, то машина просто остановится.
Яндекс беспилотник в Израиле
«Например, на полосе сломался автомобиль, и нужно выехать на встречную полосу, чтобы его объехать, беспилотник не будет этого делать, потому что это нарушение правил», – говорит Юлия. Для таких случаев и нужен инженер, который берет на себя управление.
В чем особенности российских беспилотников?
Технически все беспилотники мира более-менее похожи. На машину вешают сенсоры, камеры и лидары (лазерные дальномеры), которые сканируют пространство на расстоянии до 300 метров десятки раз в секунду. Таким образом авто определяет себя в пространстве относительно других объектов и выбирает оптимальный маршрут, корректируя его в зависимости от дорожной ситуации.
А дальше начинается самое интересное – машине нужно предсказать действия всех участников движения. Будет ли пешеход переходить улицу? Будет ли перестраиваться этот автомобиль в другой ряд, не включив указатели поворота? И главное – как траектория движения одного повлияет на другого? Опытный водитель нередко может предугадать развитие событий на дороге, и беспилотник должен набрать схожий опыт, накатывая десятки тысяч километров и собирая базу примеров поведения.
В Яндексе подчеркивают, что они создают не «автоматизированную систему помощи водителю, как, например, Tesla, а именно водителя-робота, который сам сможет принимать решения». Именно поэтому они испытывают машины в разных дорожных и погодных условиях. Единственная авария с участием беспилотника от Яндекса произошла в июле 2018 в центре Москвы на Трубецкой улице, когда в беспилотник на светофоре врезался невнимательный водитель, говорит Юлия. В результате повредили заднюю часть «умной машины» – бампер, крылья, багажник.
Всего за два года Яндекс наездил миллион беспилотных километров. Такие показатели есть только у американских компаний Waymo, Uber и китайской Baidu. Кроме Яндекса, свои машины в России тестируют университет МАДИ, КБ «Аврора», специализирующееся на робототехнике, производитель грузовиков «КамАЗ», лаборатория университета «Иннополис» и Таганрогский университет, но каких-либо серьезных успехов они пока не добились – у них есть только единичные прототипы.
А есть ли прибыль?
Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», они планируют запустить функцию беспилотного такси в разных городах России уже в течение 5 лет, причем уже через 2-3 года такси может появиться в разных районах Москвы.
Яндекс.Такси в Иннополисе
Общие размеры инвестиций компания не раскрывает, однако говорит, что больше всего денег тратит именно на инженеров-разработчиков. Кроме того, Яндекс очень ждет, когда в России появится законодательное регулирование перевозок на таких автомобилях, вроде американского Self Drive Act.
Яндекс.Такси в Иннополисе
«В случае успеха проект может сделать Яндекс значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.
Беспилотник Яндекс Такси
Беспилотное такси на улицах крупнейших городов мира — больше не футуристическая фантазия, а вопрос ближайшего будущего. В России «Яндекс.Такси» беспилотное уже действует в тестовом режиме.
Воспользоваться поездкой на беспилотном автомобиле можно бесплатно.
Как работает технология
Для беспилотных автомобилей была разработана сложная программа-автопилот, которая постоянно совершенствуется. Сегодня беспилотное «Яндекс.Такси» умеет соблюдать все правила дорожного движения. Искусственный интеллект, управляющий автомобилем, может распознавать пешеходов на улицах и заботиться об их безопасности: пропускать и экстренно тормозить, даже если пешеход нарушает внесённые в программу правила. Автопилот видит и объезжает препятствия, появляющиеся перед автомобилем.
Сейчас «Яндекс Такси» беспилотные работают в режиме эксперимента и отработки технологии в городской среде. Поэтому пока беспилотник не выпускают на улицы полностью самостоятельно и бесконтрольно. В его салоне всегда есть инженер-испытатель, бдительно контролирующий работу электронного водителя.
По оценкам западных экспертов, до массового внедрения беспилотных такси в качестве одного из привычных видов городского транспорта остаются считаные годы. По их мнению, раньше, чем в России, эта практика будет внедрена в США, ОАЭ, Китае и Сингапуре.
Первый авто — беспилотная Sonata
Эта технологическая разработка стала результатом сотрудничества «Яндекса» с Hyundai Mobis. Машина-беспилотник была создана на базе полученной в мае модели Hyundai Sonata.
На создание беспилотного прототипа у разработчиков ушло несколько недель. Отечественные специалисты встроили в автомобиль систему беспилотного управления на базе «Яндекса». Заканчивается тестирование модели на полигоне — и первый российский беспилотный автомобиль Sonata готовится к выходу на городские улицы.
Результаты года жизни беспилотника
Экспериментальный этап их внедрения стартовал 1 декабря в Москве и Татарстане, пока лишь на ограниченных территориях парков инноваций. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одним из главных условий участия в проекте стало страхование ответственности. Поэтому пока технология доступна только пользователям, достигшим совершеннолетия.
По результатам исследований специалистов международной финансовой группы HSBC, беспилотные сервисы «Яндекс.Такси» могут на равных конкурировать с аналогичными проектами крупных международных компаний, таких как Waymo, которая входит в состав Alphabet Inc. наряду с Google.
«Яндекс.Такси» даже опережает конкурентов в скорости разработок и их внедрения. Проекту компании Waymo уже 10 лет, тогда как беспилотникам «Яндекса» — всего 2. Через год после запуска «Яндекс» уже предложил полностью конкурентоспособный проект.
Применение беспилотных авто, официально легализовано.
Беспилотник на дорогах Сколково
Тестовым полигоном для практического использования самоуправляемого «Яндекс.Такси» стал наукоград Сколково в Новой Москве. На выбор площадки повлияла градостроительная ситуация в Сколково. Его планировка создавалась с нуля по последним инновационным принципам современного градостроительства, поэтому он ближе всего к городам будущего, подходящим для внедрения подобных технологических новшеств.
Кроме того, в Сколково есть все элементы стандартной городской инфраструктуры:
А главное — там есть жители и стандартное городское движение транспорта на улицах.
Сегодня услуга вызова беспилотного такси доступна резидентам Сколково. Чтобы стать участником программы, требуется принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. В тестовом режиме такси работает бесплатно.
Беспилотник свободно перемещается по улицам наукограда. Вызвать его можно через приложение «Яндекс.Такси». Система сама определяет геолокацию пользователя, после чего автомобиль находит его на территории Сколково с помощью навигатора.
Беспилотник на улицах Москвы
В столице воспользоваться беспилотным такси пока нельзя, но сами автомобили-беспилотники обкатывают московские дороги в тестовом режиме. Одна из таких машин проехала по району Хамовники, месту расположения центрального офиса компании «Яндекс».
Поездка намеренно была совершена в сложных дорожных условиях: незадолго до этого в городе прошёл мощный снегопад. Дороги были завалены снегом. Это стрессовая ситуация для водителей и белое пятно в разработках зарубежных фирм. Снег в России бывает чаще, чем в местах их дислокации, и разработчикам это обязательно нужно учитывать.
Снег затрудняет видимость на дороге, создаёт проблемы в чтении дорожной разметки и знаков. Гололёд снижает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь за счёт изменения сцепления с дорожным покрытием. Зимние тесты беспилотника показали, что он справляется с этими вызовами не хуже профессионального шофёра.
В Татарстане
Площадкой для экспериментального внедрения самоуправляемых такси в Татарстане стал Иннополис — молодой наукоград, находящийся в 35 км от Казани, одна из неофициальных столиц отечественной IT-индустрии. Тестирование новейших технологических разработок в сфере искусственного интеллекта является одной из специализаций Иннополиса.
Как и в Сколково, здесь есть полноценная городская инфраструктура, уличное движение, жилые кварталы, университет, деловой центр, кафе и магазины. Есть и целевая аудитория — работающие в Иннополисе молодые научные работники. Они достаточно разбираются в предмете эксперимента, чтобы дать проекту качественную и профессиональную обратную связь, способную улучшить разработки беспилотных автомобилей.
Первая междугородняя поездка беспилотного автомобиля
В июне 2018 г. автомобиль, управляемый искусственным интеллектом, впервые совершил дальний междугородний рейс между двумя российскими городами — Москвой и Казанью. Маршрут длиной 780 км был пройден за 11 часов.
Основная часть пути проходила по трассе М7 «Волга». 99% пути машину вёл автопилот, управляемый искусственным интеллектом. Инженер-испытатель, следящий за его работой, присутствовал в салоне в качестве наблюдателя.
Тест показал, что технология беспилотного управления способна работать в условиях крупных загородных трасс при разных показателях загруженности, видимости и ширины дорожного полотна. Данные о вождении в таких условиях были собраны программой автопилота и использованы для самообучения системы.
Беспилотник в Лас-Вегас
Демонстрация беспилотного автомобиля в Лас-Вегасе прошла в рамках международной выставки Consumer Electronics Show, проходившей в новогодние праздники. Автомобиль для сборки беспилотника был куплен на месте, в США. Им стала Toyota Prius.
Отечественные специалисты переоборудовали автомобиль под беспилотное управление, установив на него лидары, камеры, радары, вычислительный модуль и систему управления — автопилот.
Обучение системы заняло 2 недели. В программу были введены карта местности и маршрута, данные о дорожной обстановке и специфические американские сигналы и правила. Искусственный интеллект был натренирован действовать в обстановке, отличающейся от привычных отечественных реалий. В демонстрационную задачу входили повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры. Всё это должно было быть на маршруте.
Поездку удалось сделать полностью беспилотной, без присутствия инженера-испытателя в салоне. Это была уже демонстрация, а не испытания. 15-минутный рейс начинался возле отеля Hard Rock на Paradise Road.
В тестовых заездах мог принять участие любой желающий, но запись на дни выставки была быстро закрыта по причине высокого спроса. Блогеры и журналисты, ставшие пассажирами демонстрационных рейсов, отмечали уверенность вождения «Яндекс»-автомобиля в сравнении с аналогами фирм-конкурентов.
Как выглядят беспилотные автомобили Яндекса нового поколения
В прошлом году Яндекс начал сотрудничать с компанией Hyundai Mobis, одним из крупнейших в мире производителей автомобильных компонентов. Мы договорились, что вместе займёмся разработкой платформы для беспилотных автомобилей. Сегодня мы готовы показать результат — беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.
Новый беспилотный автомобиль в инженерном центре Яндекса
Особенность новых машин — в том, что впервые наряду с Яндексом в их создании участвовала автомобильная компания. В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), а Яндекс усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.
Автомобиль на дорогах Москвы
ЭБУ, которые используются в новых автомобилях, изначально создавались для машин под управлением человека. Инженеры Hyundai Mobis модифицировали их так, чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Благодаря доработкам электронные блоки более эффективно взаимодействуют с технологией беспилотного управления, разработанной в Яндексе.
Радары теперь расположены на крыше
Инженеры Яндекса уделили много внимания сенсорам, с помощью которых автомобиль ориентируется на дороге. Радары теперь расположены на крыше — так система различает больше машин спереди и сзади. Лидары на передних крыльях лучше «видят» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. У автомобиля стало больше камер, причём они имеют разное фокусное расстояние — это позволяет одинаково хорошо воспринимать как близкие, так и далёкие объекты.
Лидар на переднем крыле
Каждый объект вокруг машины теперь фиксируют ещё больше сенсоров, чем раньше. За счёт этого система получает максимально подробную информацию о других участниках движения в самых разных погодных и дорожных условиях.
Если вы живёте в Москве, вы, возможно, уже встречали наши новые беспилотные автомобили на дорогах. Они выехали на улицы столицы в начале марта, а скоро появятся в Иннополисе и в США, где Яндекс тоже проводит испытания. До конца года наш флот пополнит сотня автомобилей нового поколения.
Решение о том, как должно быть произведено предотвращение или снижение тяжести аварии, крайне ответственное, так как оно может не только предотвратить аварию, но и привести к более тяжелой аварии. Эти решения принимаются с помощью прогнозов о дальнейшем развитии ситуации. Ситуации могут развиваться по-разному, поэтому решение, которое казалось до выполнения решения правильным, может оказаться неправильным. Из-за этого ответственность за эти решения столь высока, что ее следует нести только законодателю. Также нужно добиться того, чтобы можно было использовать как можно больший потенциал предотвращения аварий автомобиля, выше уровня, которого могут достигнуть лучшие водители. Поэтому (в отличие от нормальных ситуаций, в которых автопроизводителю и автовладельцу следует указать, как именно должен двигаться автомобиль в соответствии с ПДД для автономных автомобилей) законодателю одному придется предписать поведение автомобилей в опасных ситуациях. Принцип: в опасной ситуации автомобиль должен выбрать одно из созданных решений и выполнить его. Законодатель может точно предписать действия автомобилей, путем установления того, как должны быть созданы эти решения и как должно быть выбрано одно из этих решений. Чтобы обеспечить приемлемое снабжение автомобилей всей для движения необходимой информацией, законодателю придется предписать уровень распознавания имеющихся обстоятельств для каждого поколения автономных автомобилей с для конкретного поколения допущенными системами. Эти предписания должны обеспечить после аварии точное определение того, что автомобиль должен был знать, как он себя должен был вести и как он себя повел. Таким образом можно с большой точностью определить виновных и степень их виновности, а автопроизводитель едва ли сможет обманом оправдаться, что автомобиль что-то из-за чего-то не увидел. Детальная информация в доступе. Эти предписания сделают необходимыми системы для автономного движения, которые соответствуют этим требованиям, поэтому целесообразнее разрабатывать только такие системы. Создание соответствующей законодательной базы заслуживает высшей концентрации усилий, так как оно приведет к тому, что станет доподлинно известно, как именно нужно создавать автономные автомобили, из-за чего путь к автономному движению будет короче и дешевле. Вы содействуете такому регулированию на законодательном уровне?