Беспилотные грузовые автомобили в сша
Когда беспилотные грузовики заменят дальнобойщиков
Беспилотные грузовики: что происходит с технологией
Компания Tesla представила беспилотный грузовик Tesla Semi еще четыре года назад, запланировав реализовать массовое производство к 2019 году. Сейчас выпуск грузовиков приостановили до того момента, когда Tesla сможет самостоятельно производить батареи для своих беспилотников, хотя уже около 800 компаний оформили предзаказ.
Многие считают, что Tesla — первопроходцы в области разработки грузовых беспилотников, но на самом деле это не так. Первыми технологию представил Mercedes-Benz. Future Truck компании оснащен системой камер, которая может распознавать разметку, однополосные и двухполосные трассы, стационарные или движущиеся объекты, пешеходов, считывает информацию с дорожных указателей. Грузовик без водителя умеет взаимодействовать с другими машинами на дороге, а еще заранее узнает о пробках и дорожных работах на пути.
В некоторых странах, в том числе и в России, беспилотники не могут свободно перемещаться на дорогах. Тем не менее, в США роботизированный дальнобойщик компании TuSimple, хоть и с водителем для подстраховки, но уже курсирует между Финиксом и Далласом, преодолевая расстояние в 1,5 тыс. км.
В России тоже скоро появится первая беспилотная трасса по маршруту «Нева» М-11 (Москва-Санкт-Петербург). Она станет «зеленым коридором» для беспилотных грузовиков, перевозящих грузы между Азией и Европой. Стоимость проекта оценили в ₽4 млрд. Расходы на строительство компенсируют за счет самих беспилотников: они сэкономят топливо и затраты на водителей (хотя пока российские законы не позволяют беспилотному транспорту перемещаться без контроля), дешевле обойдутся в техническом обслуживании и ремонте.
Без водителя и лидара: футуристический грузовик
В 2020 году компания Evocargo выпустила футуристический беспилотный грузовик, созданный российскими разработчиками. Его отличие от конкурентов заключается в том, что в автомобиле вообще нет места для водителя, руля и кресла. Несмотря на это, беспилотник контролируют за счет удаленного управления через диспетчерский пульт. В машине также есть встроенный пульт, который может запустить полевой инженер, если нужно будет завести автомобиль на месте.
Всю информацию беспилотник получает через камеры с разным углом обзора, а заднюю часть машины контролируют ультразвуковые датчики, которые убирают все слепые зоны. Разработчики уверены, что камеры для грузовика — аналог человеческого зрения, поэтому дополнительные дорогостоящие технологии, вроде лидаров, не нужны.
Грузовики Evocargo могут разгоняться до скорость в 40 км/ч, а батареи у них хватает на 200 км — это хороший показатель с учетом того, что даже беспилотники Tesla не проезжают без подзарядки более 600 км. По текущим расчетам, разработка автомобиля может окупиться через 2-3 года.
Транспортная система для беспилотников
Чтобы такие беспилотники свободно передвигались по дорогам, нужна интеллектуальная транспортная система, которая могла бы взять на себя часть контролирующих датчиков. Что-то похожее уже реализовали на ЦКАД: там есть специальные датчики, собирающие информацию о метеообстановке и о ситуации на дороге. Именно там и проходил показательный заезд грузовика Evocargo осенью 2020 года.
Пока что в России беспилотный транспорт развивается медленнее из-за регуляторных преград и климатических факторов. Гораздо проще внедрять технологию на равнинной местности, где все время лето. Обучать систему управления тоже легче на дорогах с одинаковой картинкой, где единственной помехой является солнце, которое может засвечивать камеры.
Сейчас главная задача для разработчиков — научить людей доверять беспилотникам и доказать, что с некоторыми задачами роботы могут справиться гораздо лучше человека.
Беспилотные «фуры» — как экономика США изменится к 2020 году
Потенциальный эффект от внедрения автомобилей без водителя затронет не только индустрию грузовых перевозок, но и многие другие локальные бизнесы, зависящие от денег, которые зарабатывают и тратят дальнобойщики. И если копнуть глубже, то можно увидеть, что перспективы не такие уж радужные — по крайней мере, на просторах Соединённых Штатов.
Экономическая революция
Мы столкнемся с кардинальным преобразованием и последующим постепенным отмиранием множества различных отраслей экономики. Подобных вещей мир не видел со времён построения сети межрегиональных скоростных дорог, огибающих крупные города в США. Если вы думаете, что это преувеличение, взгляните на карту наиболее распространенных профессий в каждом штате за 2014 год:
Как минимум в половине штатов водитель грузовика — самая популярная профессия. Источник: NPR
Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять, насколько сильно американская экономика зависит от водителей грузовиков. Согласно данным Американской ассоциации компаний грузового автотранспорта (American Trucker Association), в США насчитывается около 3,5 млн профессиональных водителей грузовых автомобилей, ещё около 5,2 млн чел. задействованы в этой индустрии, но не сидят за рулём — в индустрии насчитывается порядка 8,7 млн рабочих мест.
Доход, полученный этими людьми, позволяет финансировать рабочие места для других. Ведь 3,5 млн дальнобойщиков, гоняющие «фуры» по США, время от времени делают остановки, чтобы перекусить, выпить, отдохнуть и поспать. Множество бизнесов получали доход за счёт того, что удовлетворяли их потребности. Рестораны и мотели — это только 2 примера; можно вести речь о миллионах, чья работа зависит от водителей грузовиков. Но и это ещё не все.
Те, кто работает в ресторанах и мотелях вдоль автомагистралей, также являются потребителями внутри собственных локальных экономик каждого штата. Вспомните про обслуживающий персонал ресторанов, который тратит свою зарплату и чаевые в своём городе, и про горничную в мотеле, которая тратит свой заработок аналогично. Эти расходы создают в итоге зарплату для других людей. Поэтому надо говорить не только о миллионах, которые зависят от водителей грузовиков, но и о населении небольших городов, в полной мере зависящей от вышеперечисленных профессий. При любом сокращении потребительских расходов локальные экономики будут падать.
Как минимум 10 млн человек в США зависят полностью или частично от дохода водителей грузовиков. Аналогичная картина наблюдается и в других странах — труд дальнобойщиков везде оплачивается достойно, по крайней мере не ниже среднего уровня зарплаты в стране. И до тех пор, пока будущее грузовых перевозок в мире безоблачно, вышеописанный баланс будет сохраняться.
Беспилотные грузовики и ближайшее будущее
Аналитики индустрии прогнозируют рост рабочих мест в этой сфере на 21% до 2020 года. Но будет расти и нехватка водителей — свыше 100 тыс. открытых вакансий. Более высокий спрос на шоферов означает и более высокую зарплату, поэтому ближайшее будущее выглядит для них довольно безоблачным. Вот только этому может помешать инновация в виде беспилотных автомобилей.
Технологии беспилотного вождения уже существуют. Недавно компания Google представила беспилотный автомобиль, проехавший более 160 тыс. км без каких-либо аварий. Всего такие машины прошли свыше 1,7 млн километров — и попали всего в 11 ДТП (все они были вызваны людьми, а не компьютерами; и произошли такие аварии в основном в городах).
«Как вы возможно и думали, большинство аварий происходило на городских улицах, а не на скоростных магистралях; в пересчете на милю пробега в городах аварии происходили в 8 раз чаще», — заявил Крис Урмсон (Chris Urmson), директор программы Google по беспилотным автомобилям.
Согласно информации Google, вождение авто по междугородним трассам с технологической точки зрения даже проще, чем внутри города. Но когда же автомагистрали заполнят инновационные беспилотные «фуры»? Старт этому процессу уже дан: ещё 6 мая 2015 года первый беспилотный грузовик совершил поездку по шоссе в штате Невада. Беспилотные грузовики — это не будущее, а настоящее:
По информации компании Daimler, подобные самоуправляемые грузовики в течение 10 лет будут тестовыми образцами — перед тем, как ввести их в рабочую эксплуатацию, они должны пройти 1 млн км. Используемые в них технологии не такие уж и новые: нет лазерного радара (LIDAR), как в беспилотных автомобилях Google — есть только обычный радар или камера. В отношении аппаратной части здесь нет ничего суперсовременного. Это — самые первые устройства автоматического управления, которые установили в грузовик, позволив водителям просто сидеть сзади и наслаждаться поездкой, в то время как автомат самостоятельно выполняет всю работу.
Если подобному автоматическому устройству управления требуется помощь человека, оно сигнализирует водителю. Если водитель не отвечает, беспилотный грузовик медленно съезжает на обочину и останавливается в ожидании дальнейших инструкций. В случае с самоходными грузовиками самое важное улучшение — уменьшение числа аварий.
В 2012 году в США 330 тыс. больших автофургонов попали в аварию, в результате чего погибло почти 4 тыс. чел., в основном — в легковых авто. Почти 90 % аварий были вызваны ошибками водителя.
Робот-водитель намного безопаснее на дороге, поскольку роботы никогда не устают. Они не поддаются эмоциям, не разговаривают по телефону во время езды, не пьют алкоголь, не употребляют наркотики и не делают множество других вещей, которые могут привести к аварии (по вышеупомянутым причинам людей-пилотов, скорее всего, также в перспективе уберут из самолётов).
Что угодно лучше человека за рулём
Робот-шофёр не требует постоянного повышения зарплаты, ведь эта работа весьма утомительная и сложная, — и всё меньше и меньше людей хотят стать дальнобойщиками. Компания может купить целый парк самоуправляемых машин и полностью вычеркнуть из бюджета такую статью расходов, как водительская зарплата. Единственное, за что придется платить — обслуживание и ремонт. Также не нужно тратиться на страховку по состоянию здоровья. Роботам не нужно делать остановки на отдых, перекур, обед — и время доставки товара сокращается.
Все эти факторы говорят о том, что замена людей-водителей роботами неизбежна. Тут даже вопрос не в том, насколько реальна такая замена, а в том, когда она произойдёт. И что случится с экономикой, когда миллионы людей станут безработными?
Что будет через 10-20 лет?
Прежде всего, стоит оценить потенциальные сроки внедрения беспилотных транспортных средств. Tesla намерена уже в ближайшее время выпустить ПО, которое активирует «беспилотный режим». В результате электромобили Tesla Model S смогут ездить по всей территории США без помощи живого водителя. Более того, такие авто даже способны сами перемещаться от одной парковочной площадки к другой. Когда же беспилотные автомобили завоюют наши дороги?
Фаза 1: Тестирование автономного вождения. Фаза 2: Частичная замена водителей роботами. Фаза 3: Полностью беспилотное вождение. Фаза 4: 100% беспилотные автомобили. Источник: Morgan Stanley, 2015
Согласно отчету Morgan Stanley, полнофункциональная система автономного вождения будет готова уже к 2022 году, массовое внедрение беспилотных технологий будет осуществляться с 2022 года по 2026 год, а традиционные и привычные для нас автомобили с человеком-водителем выйдут из употребления в последующие 20 лет.
Однако это — только один из сценариев развития событий. Ниже приведены и другие оценки:
Если сопоставить все эти оценки вместе, то мы получим примерное время кардинальной перестройки транспортной отрасли между 2020 и 2030 годом. На беспилотные технологии будет спрос, и в итоге рынок их получит. Tesla и Google — не единственные компании, которые разрабатывают автономные устройства. Есть и другие.
Apple (по слухам) также разрабатывает собственный беспилотный автомобиль. Проект носит название Titan, а конструкция машины напоминает минивен. Apple также владеет технологией разработки карт, которую можно интегрировать в электромобиль для управления обширной сетью цепочек поставок. Кроме того, компания длительное время исследовала аккумуляторные технологии для использования в своих iPhone, iPad и Mac.
И даже Uber не против включиться в игру. В компании заявили, что разработают «ключевые технологии, которые позволяют реализовать миссию Uber по предоставлению надёжного транспорта для каждого и повсеместно», включая беспилотные автомобили, системы безопасности и картографические сервисы.
Трейвис Каланик (Travis Kalanick), генеральный директор и основатель Uber, заявил на бизнес-конференции в 2015 году, что он заменил бы водителей Uber беспилотными автомобилями немедленно и без всяких сомнений:
«—Вы платите не просто за машину — вы платите ещё за того парня за рулём. Когда в автомобиле больше никого нет, стоимость передвижения с помощью Uber становится дешевле, чем стоимость владения транспортным средством. В результате такие привычные для нас сегодня процессы, как покупка машины, вообще останутся в прошлом».
Подобный потенциал беспилотных автомобилей видоизменяет понятие владения автомобилем. И по этой причине рухнут целые индустрии, которые построены на самой концепции владения: мойка машин, паркинг, компании, предоставляющие услуги аренды автомобилей, страхование автомобилей, автокредитование. Кстати, не исключено, что этот процесс затронет и общественный транспорт: дорогостоящие трамвайные и монорельсовые линии будут невыгодны, поскольку передвижение на беспилотном транспорте станет дешевле и комфортнее.
Путь, который предстоит пройти (или проехать)
Любые прогнозы касательно «самоходных фур» должны опираться на прогресс в развитии беспилотных автомобилей, но с поправкой на особенность эксплуатации такого транспорта. Грузовики должны передвигаться без водителя только по автомагистралям. Им не требуется беспилотное вождение при заезде на склад, поскольку это будет довольно сложно, по крайней мере, на первых этапах. Вместе с тем, грузовики почти всегда эксплуатируются лишь корпоративным сегментом. Если рынок найдёт выгоду в том, чтобы вообще убрать водителя из кабины грузовика, то это будет сделано.
Например, можно связать беспроводной связью несколько «фур» и заставить их двигаться в одной плотной колонне. Во-первых, такой способ передвижения экономит топливо (до 7% для двух фур в одной связке), во-вторых, позволяет оставить на всю колонну всего 1 водителя-контролёра, который будет находиться, скажем, в первом авто. Такая задача доступна для реализации уже сегодня, современные технологии позволяют её воплотить в жизнь.
На самом деле, единственное препятствие лежит в юридической плоскости, а не в экономической или технической. И хотя в нескольких штатах беспилотные автомобили уже официально допущены для эксплуатации, в остальных штатах ожидают, пока автономные «фуры» не будут легализованы на общенациональном уровне. Сергей Брин из Google полагает, что это может произойти уже в 2017 году.
В 2025 году, менее чем через 10 лет, новые технологии начнут кардинально видоизменять экономику — так, как мы даже не можем представить. Человеческий труд становится всё более не нужным и даже экономически невыгодным в сравнении с машинным трудом. К тому же, мы всё ещё настаиваем на том, чтобы нам платили деньги за то, что мы используют труд машин. В реальности же именно мы должны оплачивать машинный труд. Простейший пример — робот-такси отвез нас из точки А в точку Б, и мы оплатили его услуги.
Всего через 10-15 лет на наших дорогах будут полно роботов-водителей вместо живых людей, потому драйвером экономики 21-го века будет человек-потребитель, а не человек-работник, и этому потребителю необходимо предоставить необходимые покупательные ресурсы. Если мы откажемся и не сделаем этого, то будущее раздавит нас будто бульдозер — и «за рулём» этого бульдозера будет само человечество. Допустить такое развитие событий как минимум глупо — ведь технологии нужны для того, чтобы облегчить нашу жизнь, а не для того, чтобы лишить нас средств к существованию. О будущем транспорта вы можете также прочесть в других наших материалах:
Материал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
В 2018 г. компания начала тестирование на дорогах общего пользования на 193-километровом участке шоссе между Тусоном и Фениксом в Аризоне и на одном из шоссе в Шанхае.
Один из основателей и президент TuSimple Сяоди Хоу (Xiaodi Hou).
TuSimple: «С помощью экосистемы, состоящей из беспилотных грузовиков, цифровых карт, стратегических терминалов и нашей системы эксплуатации автопарка TuSimple Connect, мы создаем для грузовых беспилотов возможность безопасно и эффективно работать практически в любых погодных условиях, 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Мы постоянно расширяем сеть маршрутов и привязанным к ним HD-карт. Это позволяет робофурам TuSimple доставлять грузы на объекты во многих регионах США, а благодаря тесному сотрудничеству с отраслевыми партнерами в 2023 году мы планируем масштабировать беспилотные грузоперевозки на всю страну».
В сентябре 2020 г. о покупке миноритарного пакета акций TuSimple объявлила Traton Group, грузовое подразделение Volkswagen. Грузовики Scania компании Traton, оснащенные беспилотными системами TuSimple начнут в ближайшее время тестироваться на общих дорогах в Швеции, Германии и других странах Европы. Партнерство расширит работу беспилотов TuSimple за пределы США и Китая в Европу.
Еще одним партнером TuSimple в 2020 г. стал производитель грузовиков Navistar. Компании планируют совместно разработать полностью беспилотные фуры Navistar 4 уровня автономности до 2024 г. Тем временем у рынка беспилотных грузоперевозок есть шанс быстрее стать коммерчески выгодным, чем у рынка легковых беспилотников. Робофуры могут ездить от одного логистического хаба до другого только по шоссе, где дорога для автопилота гораздо проще, чем в городах. В США эта модель уже успешно применяется компанией Embark и TuSimple также может стать одним из главных игроков на рынке робофур.
Закажите беспилоты и роботов или консультацию по роботизации и автоматизации и да пребудет с вами беспилот!
Тягачи-роботы: революция в сфере беспилотных грузовых перевозок
Беспилотный грузовик «Одиссей» продолжает тестироваться российским автопроизводителем КамАЗ. Первые испытания начались еще в 2020 году. Тягач будет перевозить комплектующие для собираемых машин.
Грузовик-робот оснастили видеокамерами, радарами, лидарами и сонарами. Его оборудовали также такими системами связи, как специальный УКВ-диапазон, промышленный Wi-Fi и 4G. В компании уверены, что эти автомобили смогут применять на различных производствах, которые не нуждаются в челночных перевозках по заданным маршрутам.
Эксперты считают, что беспилотные тягачи – это будущее грузоперевозок. По мнению специалистов, они позволят сократить затраты на дорогу, усилить безопасность на трассе и увеличить срок службы транспортных средств. Многие крупные автопроизводители проводят испытания своих разработок.
Как устроен беспилотный автомобиль?
Все беспилотники работают по одному принципу. Управление автомобилем осуществляется благодаря сенсорам, которыми являются камеры, радары и лидары. В отдельности они не могут точно определить расстояние до объектов, их скорость и форму, а в комбинации при заданном маршруте приборы способны направлять автомобиль и ориентироваться на дороге.
Камеры помогают «увидеть» объекты и определить их тип. Радары выявляют объекты с помощью радиоволн и фиксируют их скорость. А лидары вычисляют расстояние до объектов (и их форму) при помощи сканирования пространства лазерными лучами.
Вся информация с сенсоров идет в компонент системы управления, который планирует действия на основе этих данных, а также карт и локации. Компонент системы управления передает принятые решения компоненту «управление автомобилем». А он ведет машину по заданной траектории. Всеми узлами управляет программное обеспечение (ПО), которое тормозит, ускоряется, меняет передачи и рулит.
В чем отличие грузового беспилотного автомобиля?
Беспилотный тягач самостоятельно будет прокладывать и корректировать маршрут. За безопасностью передвижения первое время будет следить водитель, он же будет контролировать машину, но не вести ее. Беспилотному грузовику также понадобится специальный полуприцеп. Его также оборудуют камерами, лидарами и датчиками для движения задним ходом.
Также беспилотник будет иметь следующие технические решения:
Кому и зачем нужны грузовые беспилотники?
Создание беспилотного автомобиля – один из самых интересных проектов машиностроения начала XXI века. Самые крупные компании вместе с IT- и телеком-разработчиками уже долгое время работают над беспилотными грузовыми автомобилями.
Каждая из них стремиться занять пока еще свободную нишу, и число таких фирм с каждым днем только растет. К разработкам присоединились как именитые машиностроительные компании, так и молодые стартапы. Но зачем нужны беспилотные тягачи? И чем они лучше обычных?
По данным центра «Движение без опасности», причиной 85% ДТП становится человеческий фактор. Число аварий с участием грузовиков в нашей стране не снижается. Разработчики считают, что запуск беспилотных грузовиков позволит улучшить ситуацию и снизить аварийность на дорогах, а также увеличить срок службы транспортных средств.
Кроме того, использование беспилотников, по мнению экспертов, позволит сократить сроки доставки товаров, повысить безопасность, экологичность и сократить себестоимость грузоперевозок.
Какие компании разрабатывают беспилотные грузовые автомобили?
Беспилотный тягач от Einride
Беспилотный электрогрузовик T/Pod от шведского стартапа Einride начал перевозить грузы по дорогам общего пользования в Швеции. Однако его скорость не должна превышать 5 км/ч, а поездки совершаются только короткие – между складом и терминалом в промышленной зоне в Йёнчёпинге.
Einride подписала договор о сотрудничестве с логистической компанией DB Schenker. В планах фирмы – получить разрешение на большее число маршрутов, а также выйти в США. T/Pod весит 26 тонн при полной загрузке и развивает скорость до 85 км/ч. Беспилотник способен проехать 200 км на одном заряде аккумуляторов.
Электрогрузовик использует платформу Nvidia для обработки информации об окружающем пространстве. Операционная система, которая установлена в машине, выявляет более эффективный маршрут и корректирует его в режиме реального времени. У T/Pod нет кабины водителя, но при необходимости оператор может взять на себя удаленное управление.
Беспилотные грузовики Tesla
Представители компании Tesla заявили, что рабочий ресурс их беспилотного грузовика составляет минимум 1 миллион километров, жизненный цикл этого тягача рассчитан так, чтобы 40 раз объехать вокруг земного шара. Беспилотник разгоняется до 96 км/ч всего за 5 секунд. Максимальная грузоподъемность – 36 тонн. Этот грузовик намного легче преодолевает подъемы, чем классический на дизеле.
На одном заряде Tesla Semi Truck может преодолеть 800 км, а чтобы пройти еще 600 километров, электрогрузовику хватит одного часа для подзарядки. В беспилотном режиме транспортные средства могут передвигаться колонной, при этом хватит одного водителя, который будет управлять первой машиной.
Беспилотные грузовики КамАЗ
Первый грузовик-робот презентовал КамАЗ совместно с компанией Cognitive Technologies. Машина оснащена системой помощи водителю с элементами искусственного интеллекта – ADAS (Advanced Driver Assistance System). Силиконовые мозги управляют несколькими тоннами на дороге, распознают препятствия, ориентируются в пространстве и совершают маневры.
На западе разработчики электрогрузовиков больше ориентируются на идеальные условия дорожного движения: на хорошую разметку, ровные дороги. У российской компании совершенно другой подход. Беспилотник способен распознавать дорожную обстановку, в том числе ширину дорожного полотна и полос движения.
Он хорошо работает в реалиях бездорожья и сложных климатических условиях. Сейчас модуль проходит тестирование, а серийное производство начнется не раньше 2022 года.
Беспилотные грузовики Mercedes-Benz
Компания Mercedes-Benz создала беспилотный грузовик Future Truck 2025, и цифра в конце намекает на год запуска серийного производства. Технологию Highway Pilot используют для беспилотного управления грузовым транспортом. Она отвечает за автоматическое передвижение машины по трассе.
В 2016 году компания совместно с проектом «Европейский грузовой караван» пустила в тестовом режиме на дороги три беспилотных тягача с прицепами. Они проехали 600 км из немецкого Штутгарта в Нидерланды, город Роттердам. В длину колонна занимала 80 метров, расход топлива во время испытания был сокращен на 10%.
Электрогрузовики, оснащенные сенсорами и синхронизированные между собой с помощью Wi-Fi, шли друг за другом на расстоянии 15–20 метров без помощи водителя.
Беспилотные грузовики Evocargo
Компания Evocargo в 2020 году представила футуристический беспилотный грузовик, который создали российские разработчики. В автомобиле не предусмотрено место для водителя, руля и кресла. Его контролируют при помощи удаленного управления через диспетчерский пульт. В грузовике встроен пульт, который может запустить полевой инженер, если будет необходимость завести автомобиль на месте.
Все данные грузовик получает через камеры с разным углом обзора, а заднюю часть машины держат под контролем ультразвуковые датчики, которые убирают все слепые зоны. Разработчики уверяют, что камеры для грузовика представляют собой аналог человеческого зрения, поэтому дополнительные дорогостоящие технологии, вроде лидаров, не понадобились.
Электрогрузовики Evocargo разгоняются до скорости в 40 км/ч, их батареи хватит на 200 км — это отличный показатель с учетом того, что даже беспилотники Tesla не проходят без подзарядки более 600 км. По некоторым подсчетам, разработка грузовика сможет окупиться через два-три года.
Беспилотные модули CHARGE
В 2017 году британский бренд Charge Auto презентовал миру модель нового электрогрузовика, который способен двигаться в беспилотном режиме. Его отличительная черта от других – простота сборки. Произвести Charge можно всего за четыре часа. Фирма решила сделать грузовики-роботы предельно доступными для логистических компаний разного масштаба.
Разработчики планируют выпустить грузовики в широком диапазоне размеров, с грузоподъемностью от 2 и до 26 тонн. В базовой модели заряда батареи хватит на преодоление расстояния 160 км, а дополнительная опция позволит увеличивать эту цифру до 800 км.
Какая инфраструктура для нужна для беспилотного транспорта?
Чтобы грузовики-беспилотники свободно перемещались по дорогам и магистралям, необходима интеллектуальная транспортная система, способная взять на себя часть контролирующих датчиков. Что-то подобное уже реализовано на ЦКАД: там разместили специальные датчики, которые собирают информацию о метеообстановке и о ситуации на трассе. Поэтому там и провели показательный заезд грузовика Evocargo осенью 2020 года.
Сейчас в России беспилотный транспорт развивается медленнее из-за регуляторных преград и климатических факторов. Это связано с тем, что внедрять такие технологии гораздо проще на равнине, где лето круглый год. Обучение системы управления также легче осуществлять на трассах с одинаковой картинкой, ведь там единственная помеха – это солнце, засвечивающее иногда камеры.
В планах Минтранса запустить беспилотные тягачи между Москвой и Санкт-Петербургом в 2022 году. Для этого ведомство подготавливает заявку для конструкции беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных правовых режимов. Для масштабных коммерческих проектов хотят использовать трассу М-11 «Нева». К 2030 году планируют совершить запуск автономных перевозок между Европой и Азией.
Кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотным грузовиком?
Чтобы запустить беспилотники даже в рамках одной трассы, необходимо будет переписать и дополнить очень большое количество законов. Илон Макс предложил относиться к авариям с участием беспилотников, как к остановке лифта.
По его мнению, никто не должен предъявляет исков производителю лифтов в случае, если произошла аварийная остановка. Однако у людей, которые застряли внутри, есть шанс выиграть дело против установщика лифта или фирмы, которая контролирует его техническое состояние.
В Германии, например, уже разработали и одобрили закон, который определяет правовые основы использования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Во-первых, в беспилотнике должен присутствовать водитель, который смог бы в любой момент взять управление машиной на себя.
Также в автомобиле-роботе должен находиться черный ящик, фиксирующий ход поездки. При дорожно-транспортном происшествии информация с черного ящика покажет, кто был виноват в аварии – водитель или автопилот. Если авария произошла из-за технической ошибки, то ответственность понесет производитель. Возможно, в перспективе подобные правовые нормы будут введены в России и в других странах.
Что будет с дальнобойщиками?
Прошедшие опрос специалисты в данной области полагают, что сейчас рано говорить о полноценной коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков. Ее будут рассматривать только в долгосрочной перспективе, так что профессия дальнобойщика не исчезнет еще как минимум лет десять.
Некоторые эксперты считают, что грузовики-роботы не снизят затраты на перевозку, как предполагается за счет отсутствия водителя, потому что сами машины будут стоить дороже обычных в несколько раз, начнутся проблемы с зарядкой аккумулятора, так как еще не создана соответствующая инфраструктура, а также неизвестно, сколько будут стоить детали. Так что, скорее всего, не все компании рискнут поменять свой автопарк.
Коме того, в ряде стран, и в их числе РФ, беспилотные грузовики не передвигаются по дорогам сами по себе. В кабине должен обязательно находиться водитель, чтобы в случае непредвиденной ситуации среагировать. Так что, возможно, дальнобойщикам просто облегчат работу, но как такового исчезновения профессии не произойдет.