бесы в ветхом завете

Бесы в ветхом завете

ЧАСТНАЯ ТЕМА: Бесы (злые духи) в Ветхом Завете

Б. В Ветхом Завете есть несколько злых духов или бесов, которые названы по именам:

1. Сатиры или «волосатые», «косматые», возможно, козлоподобные бесы ( BDB 972 III, KB 1341 III ) – Лев.17:7; 2Пар.11:15; Ис.13:21; 34:14

2. Шедим ( BDB 993, KB 1417 ) – Вт.32:17; Пс.105:37, которым приносились жертвы (наподобие Молоха)

3. Лилит, женщина-демон ( BDB 539, KB 528 ), действующая в ночное время, бесовка-обольстительница – Ис.34:14 (часть вавилонского и угаритского мифа)

4. Азазель, демон пустыни (имя старшего демона в 1-й Еноха, ср. 8:1; 9:6; 10:4-8; 13:1-2; 54:5; 55:4; 69:2) – Лев.16:8,10,26 (BDB 736, KB 806)

5. В тексте Пс.90:5-6 персонифицирована чума (ср. ст. Пс.90:10), а не духовные существа (ср. Песн.3:8)

6. В текстах Ис.13:21 и 34:14 перечислены несколько животных пустыни как способ показать полное опустошение разрушенных городов/селений/территорий. Некоторые полагают, что этот перечень включает в себя и злых духов/демонов, чтобы показать тем самым, что эти разрушенные места посещают и духи/привидения (ср. Мф.12:43; Лк.11:24; Отк.18:2).

В. Ветхозаветный монотеизм умалчивал и видоизменял легенды языческих народов, но иногда имена и титулы существ, относящихся к их суевериям, все же упоминались (особенно в поэтических текстах). Реальность существования злых духов – это часть прогрессирующего откровения, которое нашло дальнейшее развитие в Новом Завете в личности и ангельской природе сатаны (см. частную тему «Сатана») и духов, последовавших за ним (т.е. бесов).

Источник

Бесы в ветхом завете

В предыдущих двух статьях мы объяснили, почему мы не верим в существование дьявола или сатаны как личности или чудовища. Если мы говорим об отсутствии в природе такого существа, то из этого определенно следует вывод об отутствии также и бесов (демонов), которые, как считают в народе, являются слугами дьявола. Многие люди думают, что Бог дает нам только все хорошее в жизни, а дьявол и бесы (демоны) преподносят нам только плохое и отбирают то хорошее, что дано нам Богом.

Библия ясно учит, что Бог есть источник всей силы (см. статью 6.1), и что Он является ответственным как за хорошее, так и за плохое в нашей жизни:

» Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это » (Исаия 45:7).

» Сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима » (Михей 1:12).

И если мы знаем, что все дается нам от Бога, то, когда у нас в жизни возникают трудности, мы можем молиться Богу, чтобы Он взял их от нас, а если Он не делает этого, значит Он посылает их нам для развития нашего характера и для нашего лучшего в отдаленном будущем:

Бог: источник всемогущества

Бог есть источник всемогущества. Древнееврейское слово, переводимое как Бог, на самом деле означает могущество:

» Я господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня » (Исаия 45:5);

» Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю » (Исаия 44:8);

» Господь (Бог твой) есть Бог, и нет еще кроме Его » (Второзаконие 4:35).

» Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол (эквивалентен бесу) в мире ничего, и что нет иного Бога, кроме Единого «. Идол или бес не существует совсем. Есть только один истинный Бог, или сила, в мире. Павел продолжает далее (стихи 5-6):

Бесы (демоны) Ветхого Завета были идолами

Возвращаясь к Ветхому Завету, мы находим еще больше подтверждений, что «бесы» есть то же самое, что и идолы. Псалом 105:36-39 говорит об ошибках израильтян и сравнивает идолов Ханаана с бесами:

» Служили (израильтяне) истуканам их, которые были для них сетью. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским. Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими «.

Второзаконие 32:15-24 описывает как сердится Бог, когда Его люди верят в бесов: » Богами чуждыми они (израильтяне) раздражали Его и мерзостями (своими) разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. И сказал (Господь): сокрою лице Мое от них. ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не богом, суетными своимии огорчили Меня. Соберу на них бедствия, и истощу на них стрелы Мои «. Итак, Бог называет бесов идолами, мерзостью и суетой, то есть, дает им такие названия, в которые нельзя верить и которые не обозначают существа. Вера в бесов демонстрирует отсутствие веры в Бога. Нелегко, конечно, верить, что Бог посылает нам в жизни не только хорошее, но и плохое. Легче думать, что плохое посылается нам от кого-то еще, ибо, если мы говорим, что плохое идет к нам от Бога, то мы должны верить в то что Бог заберет это плохое от нас, или что оно, в конце концов, окажется для нас неизмеримо большей благодатью.

Бесы (демоны) в Ветхом Завете

Но, Вы можете спросить: «Что Вы скажете об отрывках в Ветхом Завете, которые ясно говорят о бесах?»

Бесы (демоны) в Новом Завете

Люди думали, что Иисус сумасшедший и говорили, что это должно быть потому, что в Нем находится бес: » Он одержим бесом и безумствует » (Иоанн 10:20; 7:19,20; 8:52).

Излечение больных

После излечения » одержимых бесами «, люди возвращались в свой » здравый ум «. Быть » одержимым бесом » означало быть умственно нездоровым.

В Евангелии говорится, что «бесноватые» могли излечиться, при этом слово «бесноватый» выражает другой способ описания болезни. В Лука 10:9 читаем, что Иисус велел своим семидесяти ученикам идти и » лечить больных «, что они и сделали. Когда они вернулись, то сказали: » Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем «. Здесь опять бесы отождествляются с болезнями. Иногда апостолы излечивали больных от имени Иисуса (Деяния 3:6; 9:34).

Язык своего времени

Итак, мы видим, что в Новом Завете применяется язык своего времени для описания людей » одержимых бесами «, если они имели умственное расстройство или болезни, которые никто не понимал. Библия написана языком, который люди могут понимать. В нашем языке есть слово «лунатик» для описания умственно больного человека. Буквально это означает, что больной «поражен луной». Много лет назад люди верили, что если человек будет ходить ночью вне дома при полной луне, то он может быть поражен луной и стать умственно больным. Сейчас мы употребляем слово «лунатик» для описания сумасшедшего человека, но это не означает, что мы верим, что сумасшествие есть результат воздействия луны.

Когда думаешь об этом, то невольно удивляешься тому большому количеству примеров употребления языка своего времени в Библии без попыток его исправления. Ниже приводятся некоторые примеры:

Действительно ли бесы являются причиной болезней?

Каждый, кто верит в существование бесов должен задать себе вопрос: «Не вызывается ли моя болезнь бесами, когда я болею?» Если вы думаете, что бесы, о которых говорится в Новом Завете есть божки, блуждающие вокруг нас и приносящие зло, то тогда вы должны сказать: «Да». Однако, как Вы можетет объяснить тот факт, что многие болезни, вызванные бесами, могут сейчас излечиваться или контролироваться лекарствами? Классическим примером является малярия. Большинство людей в Африке до недавнего времени верили, что малярия вызывается бесами, но мы знаем, что эту болезнь можно излечить хинином или другими лекарствами. Или Вы скажете, что, когда бесы видят как маленькие желтые таблетки отправляются через Ваше горло, то они пугаются и улетают? Некоторые болезни, от которых излечивал Иисус, и которые описаны как результат обладания бесом, определены как столбняк или эпилепсия. Обе эти болезни могут лечиться лекарствами.

Мой друг приехал из деревни, расположенной недалеко от города Кампала (Уганда). Он рассказал нам о вере людей там в то, что малярия вызывалась бесами, но как только они увидели, что лекарства быстро помогают от белезни, они перестали верить в бесов. Но, если человек заболевал церебральной малярией (вызывающей серьезные умственные расстройства), то они опять начинали винить бесов. Врач, приехавший из ближайшего города, предложил им сильнодействующее противомалярийное лекарство, но они отказались от него, говоря, что им требуется что-то особое для борьбы с бесами. Врач возвратился позднее и сказал: «У меня есть лекарство, которое выгоняет бесов». Больной охотно взял лекарство и ему стало лучше. Со второй таблеткой произошло то же самое, что с первой. Врач не верил в бесов, но он использовал язык тех людей, чтобы подступиться к больному, точно так же, как «Великий Врач», Господь Иисус, поступал так 2000 лет тому назад.

Источник

Есть ли в Ветхом Завете сатана?

Андрей Десницкий о противнике Бога

Приблизительное время чтения: 6 мин.

бесы в ветхом заветеОдилон Редон. Монстр. Конец XIX в.

Этот вопрос нередко задают, причем очень энергично протестуют, если в новых переводах Библии слова «сатана» не находят. Конечно, можно задуматься о том, сатану ли надо искать в первую очередь, или Того, Кто в Ветхом Завете присутствует с самой первой и до самой последней страницы как Главный Герой этой книги, и почему вообще народное религиозное сознание уделяет всякой нечисти в миллион раз больше внимания, чем само Священное Писание, но это отдельный вопрос.

Разумеется, древнееврейское слово שָׂטָן (сатан) в Библии есть. Чаще всего оно встречается в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (так в 1:6, а всего это слово употреблено 14 раз в первых двух главах книги Иова, но более нигде в этой книге). Это одно из действующих лиц в книге, собственно, именно он и подстрекает Бога обрушить на Иова несчастья, чтобы его испытать.

В греческом переводе (Септуагинте) это слово было передано как διάβολος, буквально «клеветник», откуда и русское диавол. Казалось бы, все ясно, это та самая личность, тот самый глава всех падших духов, о котором мы читаем в любом катехизисе.

Но не будем торопиться: далеко не всегда слова, которые известны нам как богословские термины, употребляются в Библии именно в своем нынешнем терминологическом значении. Честно говоря, это, как правило, не так. Поэтому сначала посмотрим, как употребляется это слово в других местах Ветхого Завета.

Есть несколько мест, где слово сатан употребряется вполне сходно с книгой Иова, причем наш Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Захария 3:1, в 3:2 точно так же). «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» (Псалом 108:6, в еврейском тексте 109:6).

Но особенно интересное место –1 Паралипоменон 21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». Дело в том, что несколько иначе звучит параллельный рассказ более ранней книги, 2 Царств 24:1: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Так кто же был причиной переписи – Господь или сатана? Конечно, у современных богословов на это готов ответ: Господь попустил сатане внушить Давиду эту мысль. То есть непосредственным автором идеи, что называется, был сатана, но в конечном счете это событие произошло не без воли Господней, как описано и в книге Иова.

Всё ясно? Отнюдь нет. Дело в том, что в Библии есть немало мест, где слово сатан означает просто военного противника, в соответствии со своим основным значением в древнееврейском языке, и даже на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом ἐπίβουλος, т.е. «злоумышленник». Вот одно из них: «ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» (3 Царств 5:4, в еврейском тексте 5:18). Сходно говорится о военных противниках Соломона в стихах 11:14, 11:23, 11:25 той же книге.

Царь Давид говорит о своих приближенных (Авессе и, вероятно, его брате Иоаве), которые дают ему дурной совет: «что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками?» (1 Царств 19:22, в еврейском тексте 19:23). Заметим, что они не выступают тут против Давида и совсем не желают ему зла, просто он отказывается следовать их предложению, считая его неправильным.

Более того, для филистимлян сам Давид может оказаться в роли того самого сатан. Некоторое время Давид жил у филистимского царя, и вот перед битвой с израильтянами его князья отказывались брать его с собой в поход, «чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне» (1 Царств 29:4). По-видимому, если бы слово сатан однозначно относилось к врагу рода человеческого, автор книг Царств не стал бы применять его к Давиду даже в цитате из речи филистимских вождей.

Но самая удивительная история рассказана в 22-й главе книги Чисел, где это слово в глагольной форме относится непосредственно к ангелу Господню. Пророк Валаам отправился в путь, чтобы проклясть народ Израиля вопреки воле Божьей, и тогда… «воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Числа 22:22). Более того, сам ангел сообщает: «я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною» (Числа 22:32). В еврейском оригинале стоит то самое слово שָׂטָן, и даже в греческом переводе мы встречаем выражение εἰς διαβολήν σου, буквально «на диавольство тебе». Но неужели ангел играл тут роль сатаны или диавола?

Нет, конечно. Здесь перед нами просто противник, без оценок – и тот, кто воспротивился злу, выступает на стороне добра. Слово это изначально имело самое общее значение, которое и засвидетельствовано в Ветхом Завете, а тот более узкий смысл, которое оно получило в новозаветные времена, вчитывать в Ветхий Завет не обязательно.

Значит ли это, что в Ветхом Завете вовсе нет соблазнителя, который отвращает человека от Бога? Конечно же, есть, его мы встречаем уже в третьей главе книги Бытия – это змей (по-еврейски נָחָשׁ, нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама. Но там он нигде не назван словом сатан.

И поэтому совершенно не исключено, что в книге Иова, а равно и в других местах Ветхого Завета, где употреблено это слово, речь тоже не идет непосредственно о диаволе или сатане, а лишь о некотором враге, противнике, противоречащем (именно так перевел это слово в книге Иова С.С. Аверинцев) – о том, кто предлагает Богу аргументы против праведности Иова. Но он, заметим, никак Иова он не соблазняет, вообще не разговаривает с ним – а вот змей, соблазнивший Еву, никак не спрашивает на то позволения у Бога, в отличие от нашего персонажа.

Одна и та же это личность или разные, мы наверняка не знаем. Может быть, этим словом назывался некий «ангел противоречия», что-то вроде «адвоката диавола» на современных католических процессах по канонизации новых святых: так называют человека, который вовсе не оправдывает диавола, но высказывает все аргументы, какие только могут быть приведены против канонизации. На современных защитах диссертаций такую обязанность исполняет оппонент – это слово, кстати, тоже переводится как «противоречащий». Оппонент, как правило, не против того, чтобы диссертант получил искомую степень, но его задача – добросовестно привести все аргументы, какие только могут быть высказаны против этого. А уж задача диссертанта – с ними смиренно согласиться и признать свою работу несовершенной, или же их доказательно оспорить (что и сделал Иов).

В Ветхом Завете безо всякого сомнения есть враг Бога и рода человеческого (там он описан как змей), но не обязательно он носит там то же имя, что и в наших учебниках богословия. Слова вообще не всегда употребляются всегда в одном и том же значении, и это, кстати, одно из самых сильных оружий врага – запутать нас, заставить спорить об именах, упуская суть.

И в конце-то концов: в книге Иова тот самый враг, или противоречащий, или сатана – мелкий эпизодический персонаж, присутствующий только в первых двух главах. Книга – о драматических отношениях Бога и страдающего праведника, а вовсе не о нем, так что не надо воздавать ему больше чести, чем ему причитается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *