Безопасно ли ехать в чечню русскому на машине
Что будет с вами если вы поедете как турист в Чечню?
Скажу честно, я не смотрю и не читаю новости, которые происходят в мире, а только отдаю свое внимание на то, что мне действительно нужно и принесет пользу. Новости, которые показывают по телевизору и вещают по радио, пишут государственные СМИ. Как мне кажется, они далеко не соответствуют реалиям и забивают нашу голову не нужной информацией, ведь наша мозг не решето, что туда попало, то в нем и остается.
В честь небольших, но очень полезных и удобных обновлений для X-Trail и Qashqai компания Nissan устроила пресс-тур во Владикавказ и Чечню. При подъезде к городу на посту во Владикавказе сотрудники полиции уточнили не везем ли мы с собой алкоголь, больше их ничего не интересовало, так же как и непристегнутый водитель микроавтобуса, который вез нас с аэропорта.
После того, как мы прибыли в самое сердце Владикавказа нам рассказали, что Nissan X-trail и Qashqai получил обновленное головное устройство, которое стало поддерживать Apple CarPlay, Android Auto и Яндекс. Авто. Теперь эти автомобили могут похвастаться системой кругового обзора и предустановленным 4G модемом, который дает возможность реализовать весь потенциал Яндекс Навигатору и в целом системе Яндекс. Авто.
В Чечни была замечена улица Путина, но дворца не видели.
Но более актуальные опции, которые на тот момент в теплую погоду были не так актуальны, как сейчас зимой — это дистанционный запуск машины и сиденья с обивкой из алькантары. Садясь в машину в холодное время года, куда приятнее оказаться на сиденьях, которые покрыты алканьтарой, а не холодной и дубовой кожей. Да и по многим другим преимуществам алькантара предпочтительнее. Честно, если бы была возможность, я бы всегда выбирал сиденья из алькантары вместо кожаных.
После того, как мы получили всю информацию про новые опции в моделях, то сразу отправились в путешествие по Владикавказу, природа в этих краях очень красива, люди добрые, но то, что происходит на дорогах, это отдельная история… На светофорах нужно быть весьма аккуратными, так как местные водители не всегда понимают, что на красный сигнал нужно стоять, а не проезжать, как вы это видели с моим товарищем в экипаже. Обгоны на слепых поворотах по серпантинам у них тоже считаются нормой.
Так же в ночи неизвестно откуда появившаяся сзади ГАЗель, которая моргала стробоскопами и дальним светом, тоже добавила немного впечатлений о Владикавказе. Но правда потом у нас с Vayzunoff появились предположения, что такое поведение на дороге с ГАЗелью это всего лишь баловство местных и ничего серьезного и злого в этом не скрывалось.
После мы отправились в Чечню. С видами и природой тут все отлично, некоторые природные виды не хуже, чем в Европе. При появлении в Чечне я столкнулся с вопросами: «Вам не страшно было сюда приезжать? Вас не отговаривали от поездки к нам?» Для меня данные вопросы показались очень странными, но пообщавшись на эту тему более открыто, все стало ясно.
Вбейте сейчас в интернете «новости Чечни» и вы увидите, что там чуть ли не каждый день происходят какие-то нападения террористов на полицейских, проходит ликвидирование боевиков, а если посмотреть последние новости, то там ко всему этому добавилось землятресение.
Но по факту, к нам тут относились весьма дружелюбно. Приведу один пример с масками. По рассказам, если местные жители находясь в машине вдвоем будут ехать без масок, то у них в качестве наказания увезут автомобиль на 3 дня. Когда остановили нас, то просто вежливо попросили надеть маски, а после этой просьбы они даже не стали смотреть надели ли мы их или нет, сотрудник полиции после просьбы сразу отошел от машины. Я лично себя чувствовал комфортно, как и в любом другом городе.
За рулем в Чечне лучше, конечно, не расслабляться. Хотя, Nissan X-Trail своим уровнем комфорта всячески пытался с нами это сделать. На дорогах стоит быть внимательным, не напрягаться и не реагировать на то, что все вокруг сигналят, приветствуя так друг друга.
Некоторые ездят со стробоскопами и мигалками, которые установлены в решетку радиатора, при этом, эти водители не имеют никакого отношения к полиции и подобным органам, а так же нужно привыкнуть к постоянному свисту резины, потому что старты со светофоров у местных здесь практически не проходят без шума, только газ в пол, только хардкор.
Друзья, поделитесь вашим мнением или возможно даже опытом с поездками на Кавказ.
Стоит ли ехать в Чечню? Культурные особенности и природные красоты
Чечня и Ингушетия — самые безопасные регионы России. Это не шутка, просто статистика. Количество преступлений в год на тысячу жителей тут минимальное во всей России — всего 2.3 (в Тыве, к примеру, 28.8). Стабильная, как колосс словесная конструкция «Привет, как дела? Да у меня нормально. Где? Да на машине еду, в Ведено. Нет, не в багажнике…» утратила актуальность. Остается лишь задуматься, какими силами и действиями законопослушность в регионе высоких гор и низких, ныне нетонированных «приор» доведена до таких значительных высот.
К туристам ГБРовцы особого интереса не проявляют — могут проверить документы, поинтересоваться целью поездки, вежливо попросить надеть маску (в Чечне во время эпидемии COVID-19 это обязательно даже в автомобилях). В разговоре они обычно оказываются весьма приятными собеседниками. Встреча с таким патрулем для водителя из другого региона значительно менее драматична, чем остановка каким-нибудь краснодарским ДПС-ником в безлюдном месте.
О жесткости работы чеченских силовых структур сказано многое, но к туристам это отношения не имеет. С этой точки зрения, безопасность тут абсолютная — можете гулять по улицам, зачастую названным в честь Кадырова-старшего или Владимира Путина, да и вообще, где угодно, в любое время суток, и никаких проблем у вас не будет. Автомобили, в принципе, тоже можно не запирать. Никто не позарится на ваше имущество.
Алкогольные напитки — часть почти любой культуры, но ни в коем случае не современной чеченской. Курение, к слову, тоже не приветствуется, хотя практикуется. В республике алкоголь официально продается только в двух магазинах “Лента”, причем только в максимально неудобное время, с 8 до 10 утра и не каждый день. Более того, покупающих алкоголь чеченцев сразу после касс вылавливают патрули. “Нарушителей” особых местных законов ждет как минимум конфискация покупки и штраф в 10 тысяч рублей. Могут и забрать в отдел, чтобы затем придать этот поступок нарушителя огласке. К туристам из других регионов это ограничение, опять же, не относится — можно спокойно покупать алкоголь, главное, не употреблять его прилюдно.
Прибавьте к этому обилие «блатных» и не очень черных «камри» (сделать «рестайлинг» из старой в более новую можно в любом придорожном сервисе), и вы, я думаю, составите более полный образ в части местных культурных особенностей.
Первая точка нашего маршрута по республике — село Герменчук Шалинского района, где расположен архитектурно-этнографический музей Шира-Юрт.
Копия традиционного чеченского аула насыщается жизнью и реконструкторами лишь во время экскурсий и подобных мероприятий.
Сегодня скромные приземистые глиняные постройки, украшенные домоткаными коврами, старинной утварью и фабричными артефактами прошлого пусты. За очередной скрипучей деревянной дверью — зияющая пустота. Не горит свеча, от пустого очага не исходит тепла. Наверное, примерно так и было в чеченских домах после депортации…
Едем дальше, в горы.
Озеро Кезеной-Ам, расположенное на границе Дагестана и Чечни на высоте 1869 метров над уровнем моря — локация беспроигрышная.
Горная дорога с идеальным полотном — хороший полигон для проверки пределов шасси Nissan X-Trail. Машина послушная, понятная, динамичная с двигателем 2.5, но мучать вариатор ручным режимом быстро надоедает — тем более, что склонность к андерстиру тут повыше, чем на соплатформенном Qashqai. Лучше ехать неспешно, и для этого “хитрила” реально хорош.
Сине-зеленая холодная водная гладь успокаивает, чарует.
Когда-то тут тренировались спортсмены Олимпийской сборной СССР по гребле, во время войны база была полностью разрушена. Но уже в прошлом году тут снова прошли первые сборы.
Место для этого вида спорта особенное. Мало того, что высокогорье, и двухкилометровая ширина, так еще ввиду сочетания глубины, низкой температуры и химического состава вода тут “тяжелая”, то есть грести тут тяжелее, чем в других местах, где вода “легкая”.
У нас же — никакой тяжести бытия. Суровый шашлык из баранины, щедро приправленный соусом, отлично заходит с местной “минералкой”. Неожиданная встреча со старым другом Магомедом.
После обеда направляемся в расположенный совсем рядом аул Хой.
Дорога идеальная, новая, но узкая — двум машинам разъезжаться нужно медленно. Едущая навстречу моему вызывающему оранжевому X-Trail очередная черная “камри” приветственно (хочется верить) крякает СГУ, я сигналю ей в ответ.
Древний аул Хой в горах Чечни близ границы с Дагестаном был заброшен 76 лет назад — местные жители были депортированы по приказу Сталина. Вода и непогода разрушили каменную кладку, созданную без использования раствора.
Остатки строений (дольше всего стояли боевые башни) были уничтожены во время двух чеченских кампаний. Село долго представляло из себя живописные руины (фотографию можно посмотреть в Википедии).
Пару лет назад тут начались реставрационные работы. Кто-то справедливо назовет это «реконструкцией» или «новоделом», так как несмотря на использование тех же камней и фундаментов, в кладке применяется цемент.
Но открытое для туристов всего две недели назад селение выглядит для неспециалиста вполне аутентично. В невысоких домах с плоскими крышами пока нет жителей — они появятся лишь в случае активизации турпотока, который, впрочем, набирает обороты. Как и другие этнографические объекты, Хой оживает во время экскурсий и мероприятий, которые проводятся все чаще и чаще.
На обратном пути надо передохнуть, не доезжая Кезеной-Ам сделать остановку, покачаться на качелях с видом на горы.
По привычке, я любую остановку трачу на работу. Достаю свой верный «зенбук», и, мерно покачиваясь читаю почту, и сливаю снятые за день снимки. Вот железка — и в вертолете падала на железный пол, перелетев через весь салон Ми-8, и в палатке отсыревала, но все равно работает. Иногда, впрочем, это кажется перебором — ведь руки тянутся к ней там, где надо бы просто смотреть по сторонам и впитывать красоты.
Солнце медленно опустилось за горы, и смотреть стало практически не на что, кроме витиеватой ленты дороги и домовладений за высокими сплошными заборами из красного кирпича, преимущественно, с массивными коваными воротами.
В центре Шали, впрочем, ситуация радикально меняется — тут высится, затмевая небо, освещаемая разноцветными прожекторами крупнейшая мечеть Европы, «Гордость мусульман».
Вопреки сообщениям во многих СМИ, названа мечеть в честь пророка Мухаммада, а вовсе не Рамзана Кадырова.
Высота крупнейшего из 13 куполов составляет 41 метра, минаретов — 63 метра, а вместимость главного зала мечети — свыше 30 000 человек (население Шали, к слову, всего 54 тысячи).
В отделке ослепительно белого здания использовано 6.5 тысяч тонн мрамора с греческого острова Тасос. Высокотехнологичное инженерное сооружение, в котором применено множество современных решений.
Мнемся с коллегами на крыльце, у массивных дверей. У входа стоит обувь молящихся, которых, если считать по парам, этим вечером всего пара десятков.
Выходящий бородатый мужчина в красиво расшитой молитвенной шапке, видя наше смущение, улыбается, приглашает нас войти. Да мы же не мусульмане, говорим.
— А какая разница? Заходите, посмотрите, как у нас!
Снимаем ботинки, входим внутрь. Охранник смотрит на нас чуть более строго.
— Есть, что запрещенное? Сигареты? … Фотографировать? Конечно, можно!
В мечети просторно и светло. На создание 403 люстр и светильников ушло более двух миллионов кристалов Swarovski.
Площадь ковра в молельном зале — более 8 тысяч квадратных метров. Все сделано роскошно, качественно, и с размахом.
Дальше — в Грозный. Точнее, в Грозный-Сити, туристическую резервацию внутри самого Грозного. Здесь уже нет никаких ограничений, ни на одежду, ни на сигареты, и на алкоголь. Все, как в Москве или Питере. Шумно, пьяно, весело. За панорамным стеклом номера на высоком этаже — красивый, “вылизанный” центр Грозного. Сияет огнями огромная мечеть.
Глядя на переливающиеся огни, я вновь думаю о том, что понять Чечню и чеченцев за несколько коротких поездок невозможно. История народа столь драматична, что невозможно оценивать ее, находясь в абсолютно других реалиях.
Но тут можно любоваться горами, архитектурой, общаться с добрыми людьми, не особо расстраиваясь, что понимание между вами не полное…
Уважаемые читатели, теперь вам слово. Что думаете про поездки в Чечню? Если уже ездили, выкладывайте ссылки на свои отчеты. Буду рад репостам, дополнениям и комментариям!
Я проехал по Чечне на велосипеде
И завел новых друзей
Это путешествие было вызовом самому себе.
Решение пришло в голову спонтанно, когда в один из скучных зимних вечеров я листал «Инстаграм» и увидел фотографии Чечни. Я подумал: «А почему бы не покататься там на велосипеде?» И сразу начал планировать путешествие.
Опыт велотрипов у меня уже был — я ездил по Европе и Карелии. Чтобы было веселее, в Чечню решил отправиться не один, а с другом Костей. Он тоже любитель долгих поездок на двухколесном транспорте: однажды на велосипеде доехал из Хельсинки до Лиссабона.
Расскажу, как прошло мое путешествие.
Провести неделю в Чечне одному — 52 500 Р
Авиабилеты и негабаритный багаж | 35 000 Р |
Проживание | 5000 Р |
Еда в кафе | 5000 Р |
Сувениры | 4000 Р |
Продукты | 2000 Р |
Музеи и достопримечательности | 1500 Р |
Маршрут
К путешествию мы готовились несколько месяцев: изучали обычаи, достопримечательности, читали отзывы туристов. В итоге спланировали такой маршрут.
День первый. Гуляем по Грозному.
День второй. Едем в Урус-Мартан, в музей «Донди-Юрт». Затем — в село Нихалой, где останавливаемся на ночь.
День третий. Посещаем Ушкалойские башни, Краеведческий музей им. Х. А. Исаева в Итум-Кале.
День четвертый. Через Шатой едем до села Дай. По пути останавливаемся посмотреть Нихалойские водопады.
День пятый. Доезжаем до села Нохчи-Келой. Идем пешком через горы до села Макажой, а оттуда — в гостиницу на озере Кезеной-Ам.
День шестой. Едем в Грозный.
День седьмой. Проводим день в Грозном. Возвращаемся в Петербург.
Уже по дороге в аэропорт мы поняли, что ехать довольно страшно. В итоге решили, что в крайнем случае проведем неделю в Грозном, посетим туристические места и полетим домой. Думаю, что другие туристы, которые собираются в Чечню, тоже побаиваются предстоящей поездки. Но оказалось, что все волнения были напрасны: люди в Чечне дружелюбные и гостеприимные.
Погода
Я ездил в Чечню в мае. В это время тепло и комфортно. Температура держится на отметке +25 °C. Но высоко в горах погода переменчивая: можно изнывать от жары, а через пять минут попасть под ливень с ветром и замерзнуть так, что придется искать перчатки и шапку. В непогоду видимость снижается — нужно быть осторожным, чтобы не упасть с обрыва.
В горах опасность несут реки: мелководье очень обманчиво. Даже если вода доходит только до колена, трудно перейти такую реку вброд из-за очень быстрого течения. Однажды мы долго искали, где перебраться на другой берег, на глаз пытались определить самое узкое место русла. Несколько раз заходили в воду, но сильное течение сбивало с ног. В итоге мы возвращались обратно до тех пор, пока не нашли удобное место, чтобы пройти. В одной руке я нес вещи, а другой опирался на крупную ветку.
Осенью из-за дождей реки выходят из берегов и становятся еще опаснее, поэтому лучше выбрать спокойный отдых без походов в горы.
Зимой температура в горах стабильно ниже нуля. В это время года туристы едут на горнолыжный курорт в село Ведучи кататься на лыжах и сноубордах.
Летом в Чечне жарко. Этот сезон подходит для непродолжительных прогулок на велосипедах и вездеходах, рыбалки и катания на лошадях.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Как добраться
Из Петербурга в Грозный придется добираться с пересадкой в Москве, то есть покупать два билета: Петербург — Москва и Москва — Грозный. В этом случае на дорогу уйдет двое суток.
Мы не поехали поездом, потому что с негабаритным багажом нам было бы неудобно: на полку велосипед не поместится, тем более в купе.
Самолет. В Грозный можно улететь напрямую из Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Сочи и Петербурга.
Мы летели из Петербурга с пересадкой в Москве: прямых рейсов на наши даты не было. Мы поздно купили билеты, поэтому они были дорогими — 35 000 Р на одного вместе с негабаритным багажом туда и обратно. Негабаритным багажом считается велосипед. Перевезти его стоит 3000 Р в одну сторону. Если бы мы купили билеты заранее, могли бы сэкономить и потратить на дорогу туда и обратно с багажом по 16 000 Р с человека.
Грозненский аэропорт небольшой. В зоне выдачи багажа нет даже привычной подвижной ленты, по которой едут чемоданы. Зато заблудиться там вряд ли получится.
Местные жители разбили наши стереотипы о республике. Оказалось, люди там очень отзывчивые: все интересовались, не голодны ли мы, не нужна ли нам помощь. Только в Чечне на полицейском посту мне предлагали зайти попить чая. Водители могли предложить подвезти нас, пригласить на обед и даже позвать переночевать у них дома. После короткого разговора люди улыбались и желали удачи.
Многие, кто с нами общался, оставляли номер телефона и просили звонить в случае проблем. А главное, все просили рассказать друзьям и знакомым, что в Чечне нет войны, люди могут без опаски гулять и любоваться кавказскими горами. Расскажу о самых запоминающихся встречах.
В аэропорту Грозного к нам подъехал человек на служебной Ниве. Водитель оказался работником аэропорта. Улыбчивый доброжелательный мужчина хотел познакомиться, узнать, откуда мы прилетели и какие у нас планы. Выяснилось, что его зовут Муслим, он велосипедист и даже состоит в грозненском велоклубе «Ахмат». Он записал видео с нами для инстаграма клуба, и мы договорились встретиться вечером и пообщаться.
Вечером, пока мы ждали нашего нового знакомого, решили прокатиться на великах по центру Грозного. Услышали музыку и крики, поехали на шум и попали на местную дискотеку: проспект Путина перекрыли и превратили в пешеходную зону. На перекрестке кольцом стояли зрители, а в центре парень с девушкой танцевали лезгинку. Нас пропустили в первые ряды как гостей. Как они танцевали, я не смогу передать. У Горького в романе «Детство» есть такие строки: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то …» Так и здесь.
Там же мы встретили Муслима и поехали поужинать. Муслим рассказал нам о правилах поведения в Чечне:
Еще Муслим посоветовал, что посмотреть в путешествии, и помог выстроить маршрут.
Когда мы ехали через поселение Нохчи-Келой, то не взяли с собой еду. Оно находилось высоко в горах, и тащить продукты не хотелось. Мы планировали купить все в местном магазине, но когда добрались до поселка, так и не смогли найти его.
Потом мы увидели местного жителя, который занимался пасекой, и спросили у него, неужели в горах нет магазина. Оказалось, ближайший находится внизу. Спускаться мы не захотели, и мужчина решил нам помочь — привез продукты на своей машине. Еще он рассказал, по каким тропам нам лучше добираться и в каком доме по пути можно уточнить дорогу до Макажоя.
Мы добрались до этого дома через 20 километров. Нас встретил местный житель и предложил не идти дальше, а остаться у него и переночевать. Пока мы рассказывали о своих планах, к нам вышел его младший брат. Он принес пакет с продуктами — сказал, что нам ведь в горы идти, а значит, нужно взять с собой еду.
Что посмотреть в Грозном
Если у вас есть хотя бы один день в Грозном, советую посетить музеи. Они небольшие, но интерьеры впечатляют: естественное освещение через стеклянный купол, широкие каменные лестницы, огромные люстры, как в театрах Санкт-Петербурга, отделка натуральным деревом, камнем и хрусталем.
Мечеть «Сердце Чечни» — главная достопримечательность города. Если бы у меня было всего несколько часов свободного времени, я бы посетил только ее.
Стены мечети отделаны турецким мрамором, поверх росписей — золотое напыление, люстры изготовлены из более миллиона деталей и украшены кристаллами Сваровски. Вокруг мечети разбит шикарный парк с фонтанами.
Вход в мечеть свободный. Она открыта даже ночью. Перед посещением всем нужно разуться.
Женщины заходят в мечеть в платке, длинной юбке и с закрытыми руками через отдельный вход. У них — свой участок на балконе. Мужчины находятся внизу. Туристки могут обратиться к кому-нибудь из местных жительниц с просьбой провести в мечеть. Они без проблем все покажут и объяснят.
Я люблю картинные галереи, но на выставке немного картин, потому что во время Великой Отечественной войны и чеченских кампаний большую часть произведений искусства из музея вывезли. Например, утрачены работы Айвазовского и Репина. Сейчас в основном в экспозициях картины местных художников.
Сейчас музей закрыт на ремонт.
Музей Ахмат-Хаджи Кадырова посвящен первому президенту Чеченской республики и героям Великой Отечественной войны. В здании восстановлен рабочий кабинет Ахмат-Хаджи Кадырова, представлены его личные вещи. Много его фотографий в неформальной обстановке, семейных вещей.
Рынок «Беркат». На мой взгляд, первая достопримечательность каждого региона — его население, а вторая — рынок. В Грозном он огромный и занимает целый квартал на пересечении улиц Угрюмова и Лорсанова.
Рынок открыт каждый день с 06:00 до 18:00, но некоторые павильоны могут открываться и закрываться позже. Там продают продукты, одежду, посуду, ковры и многое другое. На рынок я рекомендую отправиться за сувенирами, например национальной кухонной утварью: металлическими кувшинами, блюдами ручной работы и ножами. Посуда стоит от 500 Р и выше.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>