Безударные гласные в слове автомобиль
Какое проверочное слово к слову автомобиль?
Слово «АВТОМОБИЛЬ», является именем существительным, так как отвечает на вопрос «что?», мужского рода и находится в единственном числе.
Если вы не знаете, как правильно написать данное слово, то можно обратиться за помощью к орфографическому словарю. Найти проверочные слова, ни как не получится, так как слово «автомобиль», считается словарным словом русского языка. И поэтому просто запомните его правильное написание.
Данное слово произошло от древнегреческого auto и латинского mobilis, написание сохранилось по канонам происхождения этого слова. В слове 4 орфограммы:
Автомобиль, возникают вопросы с двумя буквами О, вместо которых можно написать А и тем самым совершить ошибки. К сожалению данное слово никак нельзя проверить, поэтому его верное написание просто следует запомнить!!
Слово Автомобиль имеет греческое происхождение, хотя в русский язык оно пришло из французского. Слово это словарное, поскольку заимствованные слова проверке обычными способами не подлежат. Например невозможно проверить написание первой буквы А, или сомнительной оглушенной буквы В, поскольку они входят в состав неизменяемой приставки Авто. Так же не проверяются и две буквы О в слове. Впрочем, слово всем знакомое и запомнить его правописание не сложно.
Слово «автомобиль» является словарным, а это означает, что невозможно подобрать проверочные слова к его безударным гласным. Придётся запомнить, что в слове «автомобиль» нужно писать гласные «а», «о» и «о».
Заимствованное слово «автомобиль» относится к словарным и проверочных слов к нему не существует. Необходимо запомнить его написание или обратиться за помощью к орфографическому словарю, если сомневаетесь, что правильно его пишете.
Безударные гласные, обычно, проверяются подбором однокоренных слов с ударной гласной. Но, так как слово автомобиль заимствованное, то проверочных слов к нему мы не сможем подобрать.
Значит, просто запоминаем правильное написание слова: автОмОбиль.
В этой позиции звонкость звука отчетливо слышна, поэтому и надо писать Г.
Капустный пирог оказался очень вкусным.
Капустный или «капусный»?
Чтобы правильно написать это прилагательное, обратимся к производящему слову «капуста»:
В корне сущесвительного четко и ясно звучит согласный «т», который является непроизносимым в производном прилагательном «капустный», тем не менее букву «т» следует написать и в слове «капустный», следуя морфологическому принципу написания русских слов:
морфема сохраняет единое написание в слове, невзирая на произношение, исключая случаи чередования гласных и согласных.
Во всех родственных словах, где после «т» появляется гласный звук и усиливает его фонетическую позицию, звучит проверяемый согласный, например:
капуста, капусточка, капуститься.
Правильно пишется слово «капустный» с буквой «т» в корне.
Ударение в нем падает на последний слог: баскетбОл.
Корнем слова оказывается морфема БАСКЕТБОЛ: Баскетболист-Баскетбольный.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А и безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как бОскИтбол.
Проверить безударные гласные в этом слове нельзя, ведь слово Баскетбол заимствовано из английского языка, это название вида спорта, буквально basketball и потому это слово запомним.
Слово Выпорхнул отвечает на вопрос Что сделал? и оказывается глаголом прошедшего времени, который образован от инфинитива Выпорхнуть и в котором выделяется нулевое окончание: Выпорхнул-Выпорхнули-Выпорхнула-Выпорхнуло.
Ударение в нем падает на первый слог: вЫпорхнул.
ДОРОГОЙ — проверочное слово к 1-о и 2-о
Написание буквы «о» в корне слова «дорогой» проверят краткая форма прилагательного единственного числа мужского рода (он) «дорог» и форма простой сравнительной степени «дороже».
При произношении прилагательного «дорогой» ударение падает на окончание слова:
д о р о г о́й — корень/окончание
В слабой позиции без ударения оказались гласные звуки в корне рассматриваемого слова, которое по этой причине звучит так:
Возникает сомнение, какую букву выбрать, «о» или «а»?
Аналогично вызовет затруднение написание безударных гласных в корне следующих слов:
Учтем, что в безударном положении пишется та же гласная, которая выступает в том же слоге под ударением в однокоренной лексеме или форме анализируемого слова.
Понаблюдаем:
Проверим букву «о» в слове «дорогой»
Чтобы проверить безударные гласные в корне этого качественного прилагательного, изменим его грамматическую форму с целью, чтобы сомнительные гласные оказались в сильной позиции — под ударением.
Для этого образуем краткую форму единственного числа мужского рода и форму простой сравнительной степени прилагательного:
ВыводПроверочное слово «до́рог» докажет написание буквы «о» в первом слоге слова «дорогой», а форма сравнительной степени прилагательного «дороже» — во втором слоге.
Примеры предложений
Дедушка Василий всегда дорого́й гость в нашем доме.
Как мог так жестоко ошибаться её дорого́й, любимый сын?
Дорого́й фарфор и фаянс представлен на международной выставке.
На ней было красивое платье из дорого́й шелковой ткани.
«Дорога» — проверочное слово к первой букве «о»
Написание буквы «о» в слове «дорога» следует проверить по словарю.
В исконно русских словах «дорога», «борода», «сторона» существует полногласие -оро- между согласными звуками. Зачастую гласные в таких словах находятся в слабой позиции — без ударения.
В слове «дорога» безударным является только гласный в первом слоге:
Безударный гласный в первом слоге составляет проблему в написании слова:
д о ро́га [д а р о г а]
Возникает затруднение в выборе буквы «о» или «а».
Буква «о» или «а» в слове «дорога»?
Чтобы убедиться в написании буквы «о» в слове «дорога», учитываем, что в безударном положении в корне слова пишется та же гласная, которая выступает в этом же слоге под ударением.
Понаблюдаем:
Проверяем букву «о» в слове «дорога»
Чтобы проверить написание безударного гласного в корне анализируемого существительного, подберем проверочное слово среди родственных лексем или изменим его грамматическую форму так, чтобы сомнительный гласный оказался в сильной позиции — под ударением:
Подбор родственных слов и изменение падежной формы существительного не дали желаемого результата.
Значит, написание буквы «о» в корне слова «дорога» запомним и будем справляться в словаре, как правильно пишется это существительное и родственные слова.
Вывод«Дорога» — это словарное слово, в корне которого пишется буква «о».
Примеры предложений
Между высоких сосен и пышных елей убегает вдаль лесная доро́га.
Бежит доро́га под колесами автомобиля, и, кажется, нет ей конца.
А ты знаешь кратчайшую дорогу к тому озеру?
Безударные гласные в корне слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Правописание слов с безударным гласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне
Содержимое разработки
Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне
Целевые установки урока:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности;
подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы;
оценивать результаты своей деятельности;
воспитание взаимовыручки, взаимопомощи.
I этап. Организация класса (орг.момент)
Здравствуйте, ребята. Вчера на адрес моей электронной почты пришло сообщение, которое содержало 2 прикрепленных файла: письмо и открытку. Они помогут нам при изучении новой темы. Давайте подробнее познакомимся с ними.
Вашему вниманию представлена открытка. Какую информацию она несет? (сегодня последний день осени, последний день ноября, то есть 30 ноября, значит завтра наступит настоящая зима).
Следовательно, какую дату запишем в тетради? (на слайде: Тридцатое ноября, Классная работа)
Как же будем писать остальные орфограммы?
Обратите внимание на слайд. Информация из этимологического словаря поможет нам в этом.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Что такое «орфограмма»? (0пасное место в слове, где можно допустить ошибку)
Какие орфограммы вы нашли? К каким подобрали проверочные слова? Как называются такие орфограммы? (проверяемые)
К каким не смогли подобрать проверочные слова?
Что это за орфограммы? (непроверяемые безударные гласные и удвоенные согласные)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
А теперь обратимся к тексту письма. Он лежит у вас на парте. Прошу ознакомиться с ним.
Здравствуйте, мои сверстники.
Меня зовут Матвей Григорьев. Я живу в деревне Бадажки Барабинского района. Сегодня нам всем раздали тексты и сказали подумать над ответом на вопрос «Когда нужно сомневаться при написании букв в словах». Я не могу дать ответ на это вопрос потому, что долго болел и пропустил много уроков. Помогите мне, пожалуйста. Мне не к кому обратиться, так как мой друг тоже болеет.
Вот текст, который я получил:
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро.
Заранее благодарю за помощь. Очень жду ваших ответов.
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (написание безударных гласных)
Чему должны научиться на уроке? (проверять безударные гласные, найти способы проверки)
Если мы получили письмо, то обязательно должны … (дать на него ответ)
Прежде, чем перейти непосредственно к теме урока, хотела бы задать ряд вопросов.
Какую информацию об авторе мы узнали из письма? (Матвей Григорьев, 9-10 лет, учится в 3 классе, Новосибирская область, Барабинский район, деревня Бадажки, долго болел, его друг болеет, письмо написал вчера)
Кто автор письма? (Матвей Григорьев)
К кому он обращается в своем письме? (к сверстникам)
Яна заранее нашла в Толковом словаре лексическое значение слова «сверстник» (Человек одинакового с кем-н. возраста)
Подберите синонимы к слову «сверстник» (ровесник, одногодок, товарищ)
Как могло быть доставлено это письмо? Что натолкнуло вас на эту мысль? (открытка не в печатном виде, текст печатный, короткое время доставки)
Вам интересно узнать, где живет мальчик? Как вы думаете на какой из этих карт мы можем найти деревню Бадажки?
Карта мира, карта России, карта Новосибирской области, карта Барабинского района?
Конечно, более подробно можно рассмотреть на Яндекс-картах Барабинского района.
Сколько человек проживало в деревне по данным 2010 года? (322 чел.) Насколько это много или мало мы можем сравнить с количеством детей в нашей школе. У нас только в начальных классах, с 1 по 4 класс, учатся 320 детей. Какой вывод сделаем?
От нашей школы до деревни Бадажки 25 километров +1 километр от поворота, который жители проходят пешком. Как можно добраться до деревни?
Какой способ более дешевый? Безопасный?
IV этап. Открытие нового знания.
А теперь вернемся к содержанию письма. Найдите текст, который получил Матвей. Как бы вы его озаглавили? Выпишите из него в столбик все слова, в которых есть подчеркнутые орфограммы.
Обменяйтесь тетрадями с соседом напротив. Проверьте, все ли слова выписаны, а также правильность их написания. Вместе с соседом по парте обозначьте ударение в словах и выделите корень.
В какой части слова находится подчеркнутая орфограмма? Как называется эта орфограмма? (безударная гласная в корне слова). Как ее проверить? Все ли гласные можно проверить? Как мы называем эти слова? (словарные слова) А точнее – непроверяемые безударные гласные. Что мы пишем в работе над ошибками, если неправильно написали такое слово? (сл. слово)
(Чтобы проверить безударный гласный нужно подобрать такое слово, чтобы на него падало ударение).
Давайте изменим правило, ведь мы стали более грамотными и знаем состав слова. В какой части слова безударные гласные? (в корне) Какие слова подбираем? (однокоренные)
Что у нас получилось? (слайд)
Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
Давайте обобщим. Посмотрите на слайд. Какие относятся к теме урока? Какие лишние?
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
К каким словам не подобрали проверочные слова? Назовет группа №1. (фигурка, ребята, хорош, морковка).
Как можно проверить их написание? (по орфографическому словарю)
Какие еще слова отличаются от остальных? Чем? Ответ даст группа №2. (две безударных гласных – голове)
Сколько проверочных слов подобрали к каждому из них? Назовите.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Теперь по очереди группы №3,4, 5 назовут проверочные слова к остальным словам с 1 проверяемой гласной в корне.
Какие гласные могут быть в слабой позиции? (а, о е, и)
Назовите имена собственные из текста письма. Как вы бы их написали? (Коля, Матвей Григорьев, Бадажки, Барабинский, Новосибирская)
Найдите слово с непроизносимой согласной. Давайте выполним транскрипцию этого слова. Сверстники свэрсники 10 букв, 9 звуков
Найдите слова с парным согласным в корне (друг, морковка). Назовите проверочные слова.
Найдите в письме предложение, в котором имя собственное является подлежащим. Выпишите его и выполните синтаксический разбор. (Коля слепил снеговика.) Взаимопроверка с соседом по парте.
VIII этап. Физкультминутка.
объединитесь в группы по столько человек, сколько звуков в местоимении «Я»;
встаньте по столько человек, сколько букв в слове ЧАС;
соберитесь по столько человек, сколько слогов в слове БЕЗУДАРНЫЙ.
Соберите свои тетради, пеналы и учебники. Новой группой сядьте за стол.
IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Давайте закрепим свои знания. Выполним упражнение на стр. 105 №195
Самостоятельная работа: выписать столбиком пары слов по образцу в упражнении:
№2 – с безударной гласной «о»
№4 – с безударной гласной «и»
Обменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Взаимопроверка.
Скажите, мы можем дать Матвею ответ на его вопрос? В этом нам поможет Алгоритм.
Давайте сформулируем ответ: … (Проверять необходимо гласные и согласные в корне слова, стоящие в слабой позиции. Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно обозначить ударение. Если в корне есть безударный гласный, то нужно подобрать однокоренное слово, в котором ударение будет падать на этот гласный. Если слово невозможно подобрать, то либо смотрим написание в словаре, либо вспоминаем правильное написание.)
По какой схеме строится текст письма? (Зачин, основная часть, концовка)
Каждую часть письма будем начинать с новой строчки, красной строки.
Ответное письмо будет вашим домашним заданием. Его можно написать на отдельном листе бумаге и принести завтра, можно набрать текст в ворде и отправить учителю в Электронной школе.
Х. Рефлексия деятельности (итог урока).
Итак, скажите, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи? Чему учились на уроке?
Оцените степень усвоения материала.
Выскажись одним предложением:
4. я выполнял задания…
7. я почувствовал, что…
10.у меня получилось …
14.урок дал мне для жизни…
Содержимое разработки
Здравствуйте, мои сверстники. Меня зовут Матвей Григорьев. Я живу в деревне Бадажки Барабинского района Новосибирской области.
Сегодня нам всем раздали тексты и сказали подумать над ответом на вопрос: «Когда нужно сомневаться при написании букв гласных звуков в словах?». Я не могу дать ответ на это вопрос потому, что долго болел и пропустил много уроков. Помогите мне, пожалуйста. Мне не к кому обратиться, так как мой друг тоже болеет. Вот текст, который я получил: «С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро.»
Заранее благодарю за помощь. Очень жду ваши ответы.
Содержимое разработки
Учебное занятие по русскому языку
Т р ид цатое н оя бря
К ла сс ная р а бота
Происхождение слова в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
Здравствуйте, мои сверстники. Меня зовут Матвей Григорьев. Я живу в деревне Бадажки Барабинского района Новосибирской области.
Заранее благодарю за помощь. Очень жду ваши ответы.
Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне
Непроверяемые безударные гласные (словарные слова)
Слова с двумя проверяемыми безударными гласными в корне слова