бг6 в казанском соборе что значит
Почему «Всевидящее Око» присутствует на Казанском соборе
Казанский собор в Санкт-Петербурге – одно из самых интересных архитектурных сооружений северной столицы. На его фронтоне расположен масонский символ Всевидящего Ока. У гостей города и людей, малосведущих в истории православия и архитектуры, нередко возникает вопрос, что этот символ там делает? Ответ на него гораздо ближе, чем кажется. Разберемся вместе, как масонские влияния сочетаются с классической архитектурой и православием.
Масонское веяние в России
Масонское движение пришло в Российскую империю несколько позже, чем зародилось во Франции – в середине 18-го века. По некоторым легендам, одним из основателей этого движения в нашей стране был император Петр I, однако фактических подтверждений подобные теории не имеют. Изначально влияние масонов на русские земли осуществлялось преимущественно иностранными членами общества: дипломатами, политиками, служившими в России. Но уже в пятидесятых годах 18-го века появилась первая «русская» ложа под руководством графа Романа Воронцова.
Изначально тайное общество для представителей высших сословий быстро распространило свое внушение даже на членов правящей семьи. Известно, что императоры Петр III и Александр I тесно контактировали с масонами, при этом входили в число участников движения. Хотя изначально мотивы масонства кажутся достаточно мирными (они проповедовали мораль, принципы братской дружбы и любви), впоследствии многие члены общества использовали свое положение, чтобы влиять на государственные процессы.
Александр I запретил деятельность «тайного общества» в Российской Империи. Это было неслучайно, поскольку все его окружение (советники и люди, принимавшие решения о судьбе государства) были масонами. В 1822 году, спустя 11 лет после постройки Казанского собора, император издал свой указ, запрещающий тайным обществам работать на территории страны.
Значение Ока в православии
Прежде чем говорить об архитектурных решениях при постройке Казанского собора, разберемся с самим символом. Ошибочно считать, что знаменитый глаз в треугольнике – детище масонской фантазии. Известно, что свою символику масоны активно заимствовали из многих источников. Христианство не было исключением.
Равносторонний треугольник, окруженный лучами сияния, на самом деле является образом, символом Божественного Всеведения. Говоря вслед за Библией, мы можем назвать его Око Господне над боящимися, что раскинулось над уповающими на Него людьми. Изначально традиция этой символики проявилась в средние века в Византийской иконографии, а с 17-го века более активно распространилась на православие. Корни же у Всевидящего Ока уходят в Священное Писание, соответственно, являются естественными для христианской веры.
Что же оно означает для христианства? Во-первых, сама форма (треугольник) отсылает нас к одному из центральных Символов Веры – Святой Троице. Три стороны, три угла – это три ипостаси Бога. В самом же Оке заложен следующий смысл: Бог, единый в трех Своих лицах, следит не только за нашими земными делами. Он видит гораздо глубже, взирая и на наши душевные чаяния, замыслы и желания.
Как мы уже упомянули выше, масоны активно заимствовали символику из других религиозных и философских течений. По распространенной теории, Всевидящее Око попало к ним через орден Тамплиеров и западную традицию иконографии. У масонов оно означает Верховного архитектора Вселенной – и ни в коем случае недопустимо отождествлять его с Богом. Так обозначают сущность, в которую верят члены братства, а для каждого она своя. Многие считают, что для масонов этим архитектором является Дьявол. Таким образом, взяв исконный христианский образ, они извратили его смысл.
Казанский собор и Всевидящее Око
Конечно, если знать о христианских корнях этой символики, уже не возникнет вопроса, что масонский знак делает на здании такого крупного храма, как Казанский собор. В конкретном случае никаких масонских заговоров не происходило, и сияющий треугольник на бортике – не символ мирового господства. При этом менее интересной история Казанского собора не становится, и до сих пор это строение окружают теории. Любители таинственных смыслов не успокаиваются по сей день, пытаясь усмотреть в сооружении храма подтверждение активного влияния масонства на Россию.
Собор, возведенный в честь нерукотворной иконы Казанской Божьей Матери, очень нетипичный для православной архитектуры. Андрей Воронихин, автор проекта, по которому был возведен храм, вдохновлялся архитектурой классицизма. В частности он хотел повторить римский Собор святого Петра. Вытянутая крестовидная форма здания, обилие колонн, античных мотивов во внешнем и внутреннем убранстве – все это привычно для католического зодчества, но никак не для православия. Для сторонников теорий заговора подобные решения архитектора – лишнее подтверждение их правоты. Кроме привычных нам икон, в храме очень много статуй с изображениями святых. Это также естественно для итальянского Ренессанса, но в традиции православных славян поклонения статуям никогда не было.
Еще один аргумент в пользу «масонских» корней Казанского собора – принадлежность графа Александра Строганова, который инициировал постройку храма, при этом руководил этим процессом, к Великому востоку Франции. Это одна из крупнейших в мире масонских организаций, а сам граф принимал непосредственное участие в ее основании.
Никаких документальных подтверждений «таинственных замыслов» масонов не сохранилось. Узнать, правы ли конспирологи, уже не представится возможным за давностью лет. Казанский собор остается одним из красивых храмов России и центральной резиденцией Санкт-Петербургской епархии.
Всевидящее Око в иконописи
Самые древние изображения треугольника со вписанным в него Глазом Божьим, известные нам сегодня, датируются 6 веком нашей эры. Этот символ не был слишком распространен в византийской традиции иконографии, но все равно сумел перейти в православие. Изначально образ присутствовал в храмовой росписи, при этом был одним из элементов подкупольного пространства. С течением времени символика перешла на иконописные доски.
Самая знаменитая икона с этим элементом так и называется – «Всевидящее Око». В православии отношение к иконе весьма неоднозначно. Некоторые богословы выступали с критикой, подвергая сомнению соответствие иконы христианским канонам. Другая знаменитая икона, в которой можно встретить тождественные «Всевидящему Оку» элементы, – «Неопалимая Купина». Композиционно они очень похожи, имея в своей основе мотивы окружности с исходящими из неё четырьмя лучами.
Хотя аллегорически Око содержит в себе глубокий христианский смысл, оно не приобрело широкой популярности в православном зодчестве и иконописи. Виной всему именно неоднозначные мотивы, связывающие его с масонством. Когда деятельность масонов оказалась под запретом в императорской России, постепенно ушла традиция включения этого элемента в убранства храмов.
Где еще встречается Всевидящее Око в России
Искатели интересных деталей, связывающих историю Российской империи с масонскими ложами, должны обратить пристальное внимание на архитектуру конца 18 — начала 19-го веков. В этот период деятельность масонов в российском государстве приобрела широкий размах, соответственно, подобные мотивы, наряду с элементами классицизма и итальянского Ренессанса, часто встречались во внешнем оформлении строений той эпохи.
В поисках Ока обязательно посетите Исаакиевский собор северной столицы. Здесь треугольник с лучами – один из элементов богато украшенного оклада Тихвинской иконы Богоматери.
В Москве также не обошлось без Ока. Оно встречает нас в Андреевском зале московского Кремля. Расположен покрытый сусальным золотом символ прямо над престолом, взирая с высоты своей не только на простых людей, но и на властителей государства Российского.
Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, обращайте больше внимания на старинные здания, возведенные в духе классицизма. Многие из них (в том числе Строгановский дворец) скрывают в себе неоднозначную символику Божьего Глаза.
Для чего в христианских Исаакиевском и Казанском соборах масонское око?
Исаакиевский собор в г. Санкт-Петербурге один из самых красивейших и величественных храмов в России, это место небывалой силы и духовной чистоты.
Казанский собор в Петербурге.
Его строительство тянется тонкой ниточкой через всю историю царствования: от Петра I до Александра III. Многие известные архитекторы того времени трудились над его возведением. Это поистине уникальное по красоте и богатству место, находясь в нем, чувствуешь необычный прилив сил и в тоже время внутреннее успокоение. Это действительно чудесное место.
Собор таит в себе немало тайн, одной из них является наличие масонской символики, а точнее – масонского ока, которое многих людей приводит в недоумение, что оно тут делает?
Глаз в треугольнике, из которого расходятся лучи света можно увидеть на золотом окладе чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.
Многие так и думают, что это не православный символ, а масонский, но это совсем не так. Потому что именно масоны позаимствовали его из западной традиции иконографии и у них в него заложен совсем другой смысл.
На самом деле равносторонний треугольник для христианства, из которого исходят лучи – это символ Божественного Всеведения (Око Господне), истоки которого отмечены в Священном писании.
Для христиан оно означает единство, три ипостаси Бога:
Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух.
Равносторонний треугольник с лучами солнца – символ Веры, символ Святой Троицы.
Знаки масонов и предсказание о крахе династии Романовых: загадки и легенды Казанского собора
История Казанского собора зародилась почти за 100 лет до самой постройки. В 1710 году Петр I перевез в Петербург Казанскую икону Божьей Матери. По легенде, в Москву икона попала еще в 1552 году при взятии Казани. Казанская икона Божьей Матери очень почиталась в России и даже стала семейной реликвией царского дома Романовых. В 1737 году специально для нее построили церковь Рождества Богородицы (сейчас на этом месте находится сквер перед Казанским собором). Эта церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии, а в 1773 году в ней венчался цесаревич Павел Петрович, который впоследствии и возвел Казанский собор. Ровно 220 лет назад, 8 сентября 1801 года, состоялась закладка Казанского собора.
Легенда 1: Казанский собор – русская версия Ватикана
Во время поездки в Европу Павел I настолько вдохновился Ватиканом и Собором Святого Петра, что решил построить его точную копию в Петербурге. По приезде на родину Павел Петрович объявил конкурс на проектирование Казанского собора, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Камерон, Кваренги, Тома де Томон. Участие в организации конкурса принимал и член Государственного совета, президент Академии художестве граф Александр Строганов. Павел I частенько прислушивался к мнению графа, именно по его совету было решено построить первый православный храм в Петербурге полностью из отечественных материалов. Строили его также только русские мастера, да и архитектора выбрали – русского. Конкурс на проект выиграл Андрей Воронихин. Парадокс в том, что в списке участников конкурса его не было, а он на самом деле являлся бывшим крепостным того же Строганова, который и обучал Воронихина азам архитектурного мастерства. Сейчас бы это назвали «пробился по знакомству», да и тогда петербуржцы упорно считали Воронихина внебрачным сыном Строганова.
Архитектурный замысел Воронихина отличался от замысла Павла I: копию Собора Святого Петра невозможно было включить в структуру Невского проспекта. В соответствии с нормами храмостроительства алтарь должен был быть обращен обязательно на восток, что и мешало постройке точной копии. Тогда Воронихин решил соорудить четырехрядную колоннаду со стороны северного фасада собора, выходящего на Невский проспект.
Фото: Петр Ковалев, ТАСС
Легенда 2: Об архангелах, или «Когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель».
Но не вся задумка Андрея Воронихина осуществилась: не была построена колоннада у южного фасада храма, а колоннаду со стороны Невского проспекта не украшают архангелы. Согласно проекту, для них были построены каменные пьедесталы, на которых до 1824 года стояли гипсовые статуи архангелов. В будущем их планировали заменить на бронзовые, однако, как мы сейчас можем заметить, пьедесталы пустуют. В народе ходит легенда, мол, архангелы тогда займут свои места, когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель.
Легенда 3: О душе Строганова и белой курочке
Граф Александр Строганов скончался через 12 дней после освящения Казанского собора. Несмотря на плохое самочувствие и слабое здоровье, он до последнего контролировал стройку и без устали трудился. Как говорили очевидцы, графа хоронил весь Петербург. Ходит легенда, что когда гроб с телом Строганова несли по лестнице его дворца, внезапно появилась белая курочка, которую отождествили с душой графа. Курочку видели потом и на кладбище. По словам многих, она обернулась прелестной бабочкой, которая кружила над толпой скорбящих.
Легенда 4: Масоны, каббала и Кутузов
Во время Отечественной войны 1812 года Казанский собор, построенный изначально для чудотворный иконы, превратился в хранилище святых реликвий войны. Здесь находились военные трофеи, ключи от завоеванных городов, армейские знамена. В народе ходит легенда, якобы полководец Михаил Кутузов накануне военного столкновения России с Наполеоном был посвящен в высокий градус масонской системы. Опять же, как поговаривают, масонство дало ему внутреннюю дисциплину и внутренний непоколебимый стержень. Многие убеждены, что Казанский собор является твердыней масонов. На фасаде даже есть пресловутое Всевидящее око! На самом деле, вопреки такому мнению, есть логичное обоснование: Всевидящее око масонов никак не связано ни с каббалой, ни с масонством. Он символизирует Всевидящего Бога, а не Строителя, равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступная слава. При Александре I этот знак использовался для украшения орденов и медалей после войны 1812 года. Этим же объясняется «масонское Око» на одном из рельефов Александровской колонны.
Легенда 5: Где сердце Кутузова?
Легенда 6: Крах династии Романовых был предсказан
Как уже было сказано, Казанская икона Божьей Матери была семейной реликвией царского дома Романовых, а Церковь Рождества Богородицы придворным храмом. После возведения Казанский собор унаследовал эту роль и святыню. Здесь венчались все члены царской семьи и хранились различные подарки. Здесь же и отмечала свое 300-летие династия, но из-за того, что на празднование пришло слишком много желающих – образовалась толпа. Тогда, по официальным сводкам, погибло 34 человека. Это послужило тому, что в народе стали говорить о плохом знаке, знаке тревоги, и о том, что правление династии скоро закончится. Повлияло это событие на будущее или нет, но в 1917 году царская семья была расстреляна.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — могила Кутузова и что скрывает Колоннада
Внутри Казанский собор не менее хорош чем снаружи и от других соборов его отличают архитектурные формы. Здесь внутри все выпуклое, все в барельефах.
Смотреть действительно приятно и Казанский внутри сильно отличается от других храмов. Так в Соборе Спаса на Крови все выложено мозаикой, а в Исаакиевском мрамором.
При этом фотографировать можно свободно.
Могила Кутузова и военные трофеи
В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов. Его могила находится справа от центрального входа, а сразу над ней много ключей от различных городов, которые были побеждены в ходе компании против Наполеона.
Кутузов умер во время похода и его тело еще месяц доставляли на Родину.
Архитектор Воронихин и его гениальный ход
Зодчий и архитектор Казанского Собора – Андрей Воронихин – был в молодости крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Граф-то и предложил императору проект авторства Воронихина, и этот проект был одобрен.
Сам архитектор был, что называется «народным самородком». Он учился бессистемно, занимаясь больше самообразованием, хотя и брал уроки у известных архитекторов и живописцев, например, Баженова и Казакова.
Став свободным человеком, он побывал за рубежом, но при этом продолжал работать при графском дворе. Именно Воронихину принадлежит гениальная идея о строительстве огромной Колоннады из 96 колонн перед северным фасадом.
Кстати, южную часть собора по замыслу архитектора тоже должна была симметрично замыкать подобная колоннада, но эта идея зодчего не была воплощена в жизнь. В 1811 году автор проекта собора был награжден за свой гениальный ход орденом Святого Владимира.
Памятники на площади
Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.
К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.
Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.
Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.
Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.
Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.
Масонский знак
Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.
Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?
На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.
Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.
Масонский знак над алтарем в Казанском соборе
Масонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге
Список казанской иконы
Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».
Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.
За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.
В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.
К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал
Самое знаменитое кафе с видом на Казанский
Напротив находится торговый дом Зингера в котором сейчас Дом Книги, на втором этаже большое кафе с огромными окнами. Это лучший инстаграмный вид на Казанский.
Людей всегда много, поэтому придется либо минут 15 подождать, либо вставайте у одного из окон.
На крышу дома Зингера можно подняться, но это неофициально и платно.
История создания кратко
Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.
В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.
Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.
Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.
Полезная информация
Совсем рядом мост с Грифонами, где можно сделать красивые снимки
Время на посещение где-то 10-20 минут
Вокруг много различных кафе средней ценовой категории, поэтому посещение собора лучше планировать в середине, чтобы тут можно было покушать.
Дальше можно пойти
Смотровая площадка в мастерской Карла Буллы (200 метров)
Екатерининский сад и Миллионная улица
Внутренняя отделка (14 фото)
Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.
В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона. Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли. Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.
Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.
Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.