библейские праздники ветхого завета

Пра́здники

Пра́здники библейские. К ним относятся Праздники ветхозаветной Церкви, а также христианские Праздники, связанные с событиями и лицами священной истории.

1. Праздники, упоминаемые в Библии. Ветхозаветные Праздники имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы человеческой жизни и труда – сев, сбор урожая и пр., а с другой – поддерживать в народе память о спасительных деяниях Божьих. Кроме того, Праздники призваны были периодически освобождать человека от повседневного труда с тем, чтобы он мог уделять время молитве и отдыху. Праздник был как бы красочным просветом в обыденности. В дни Праздников совершались торжественные богослужения, *паломничества, ритуальные трапезы.

а) Суббота (евр. שבת, шаба́т), седьмой день недели, «день покоя». Праздник имеет домоисеево происхождение, на что указывают слова «помни день субботний» ( Исх.20:8 ). ( Быт.2:3 ) связывает субботу с последним днем творения.

б) Новолуние впервые упоминается в ( Числ.10:10 ). Отмечалось жертвами и общинной трапезой ( 1Цар.20:5,24 ).

в) Пасха (евр. פסח, пе́сах), один из самых больших ветхозаветтных Праздников. Справлялся в 14-й день весеннего месяца нисана. Своими корнями Пасха уходит в домоисееву эпоху и была первоначально праздником скотоводов (см. Исх.5:1 ). После Моисея Пасха стала связываться с событиями Исхода, и к ней присоединился Праздник пресных хлебов, опресноков (ср. Лев.23:5–6 ). Пасха отмечалась культовой трапезой (евр. סדר, се́дер). Обряды этой трапезы рассматривались как предвосхищение «мессианского пира» и стали *прообразом Евхаристии (см.БТ, сб.13).

г) Пятидесятница (евр. השבועות חג, хаг ха-шавуо́т) праздновалась через 7 недель после Пасхи. По своему происхождению связана с началом жатвы пшеницы. Исторически осмыслена как память о даровании Закона Божьего. Пятидесятница считалась настолько важным Праздником, что нередко ее называли просто праздник (евр. חג, хаг).

д) Праздник Кущей (евр. סכות, сукко́т), осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда. Справлялся 7 дней, во время которых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах.

е) День Очищения, или Судный День (евр. הכפורים יום, йом ха-кипури́м), восходит ко временам Моисея ( Лев.16:29–34 ), но полное развитие получил во *Второго Храма период. Праздник сопровождался постом. Духовный смысл Дня Очищения связывали с покаянием и прощением, даруемым Богом.

ж) Пурим, פרים или День Мардохея, возник в эпоху Плена. Связывается с событиями, описанными в Кн.Есфири.

з) Праздник Обновления Храма (евр. חנכה, ханука́), или Праздник Огней, справлялся в память об очищении святилища от «мерзости запустения» (эпоха восстания Иуды Маккавея., 2 в. до н.э.; см. статью *Маккавейские книги).

Кроме перечисленных, существовали и другие, второстепенные ветхозаветные праздники, а также праздники, возникшие в постхристианском *иудаизме.

2. Христианские Праздники, связанные с библейскими лицами и событиями. Раньше других христианских Праздников были установлены День Господень, или День Воскресный ( Откр.1:10 ), и новозаветная Пасха (Светлое Христово Воскресение). Большая часть главных годичных новозаветная, т.н. Двунадесятых, посвящена событиям евангельской истории.

Праздники «непереходящие» справляются ежегодно в один и тот же день, а «переходящие» меняют свою дату в связи с движением пасхального богослужебного цикла Праздников. К «переходящим» Праздникам относятся праздники Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Они посвящены событиям новозаветной истории от дней последнего пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме до сошествия Святого Духа на апостолов. «Непереходящих» Двунадесятых Праздников, относящихся к Евангелию, пять.

а) Рождество Христово (25 декабря) как отдельный Праздник был установлен в 4 в. Приурочено к зимнему солнцевороту.

б) Богоявление, или Крещение Господне (6 января), – один из ранних христианских Праздников. До 4 в. был посвящен и Рождеству, и Крещению Господню.

в) Сретение Господне (2 февраля), Праздник, установленный в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм ( Лк.2:22–38 ). Был введен в 4 в. Иерусалимской Церковью, а с 5 в. стал общехристианским.

г) Благовещение (25 марта), Праздник, приуроченный к весеннему равноденствию (по старому календарю), в воспоминание о явлении Ангела Деве Марии ( Лк.1:26–38 ). Установлен в 4 в.

д) Преображение Господне (6 августа), Праздник, установленный в память о событии, описанном в ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ).

Существуют православные Праздники, посвященные ветхозаветным праотцам, *патриархам, *пророкам и праведникам, а также событиям жизни Девы Марии и апостолам Христовым. Многие христианские Праздники, подобно ветхозаветным, освящают различные этапы в трудовой деятельности человека.

Грюнфельд И., Шаббат, Иерусалим, 1974; Добронравов Н. (еп.*Николай), Ветхозаветный Праздник Пятидесятницы, ЧОЛДП, 1894, кн.5–6; Жигульский К., Праздники и культура, М.,1985; [Каменецкий А.С.] П., ЕЭ, т.12; *Кобрин М.П., День Очищения в Ветхом Завете, Холм, 1902; прот. Мень А., Таинство, слово и образ, Брюссель, 1980 (там же приведена литература по христианским Праздникам); Оссиев А, Древнееврейский обряд Праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение, Каз.,1900; Переферкович Н.А., Пятидесятница в Библии и Талмуде, Пг.,1916; *Рыбинский В.П., Древнееврейская cуббота, ТКДА, 1891, №11–12, 1892, № 2,3,4,6,9; *Скабалланович М. (ред.), Христианские Праздники, кн.1–6, К.,1916; *Троицкий И.Г., Библейская археология, СПб.,1913; иностранную библиографию см. в книге: BTS, 1977, №187; Auerbach E., Die Feste im Alten Israel, «Vetus testamentum», 1958, №8; Davies J.G. (ed.), A Dictionary of Liturgy and Worship, N.Y.,1972; Gugenheim E., Le Judaïsme dans la vie quotidienne, P.,1961; Michel А. (е́d.), La Pâque dans la conscience juive, P.,1959; Onasch K., Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten, Halle,1981; *De Vaux R., Les institutions de l’Ancien Testament, vol.1–2, P.,1958–1960 (англ. пер.: Ancient Israel; Its Life and Institutions, N.Y.,1961).

Источник

Библейский календарь

Еврей­ский месяц начи­на­ет­ся в сере­дине меся­ца наше­го кален­да­ря. Посев про­из­во­дит­ся в нояб­ре и декаб­ре, а уро­жай соби­ра­ют в мар­те и апреле.

Счет меся­цевМесяцСовре­мен­ный календарьУпоми­на­ния в БиблииПразд­ни­ки Израиля
в свя­щен­ном годув граж­дан­ском году
I71 Нисан (Авив)март – апрельИсх. 13:4; 23:15; 34:18 ; Вт. 16:1Пас­ха ( Лев. 23:5 ), опрес­но­ки ( Лев. 23:6 ), пер­вые пло­ды ( Лев. 23:10 ).
II82 Ияр (Зиф)апрель – май3Цар. 6:1,37Вто­рая пас­ха ( Чис. 9:10–11 ).
III93 Сиванмай – июньЕсф. 8:9Пятиде­сят­ни­ца (празд­ник уро­жая; Лев. 23:16 ).
IV104 Там­музиюнь – июль
V115 Авиюль – август
VI126 Елулавгуст – сентябрьНеем. 6:15
VII17 Тиш­ри (Афа­ним)сен­тябрь – октябрь3Цар. 8:2Празд­ник труб ( Лев. 23:24 ; Чис. 29:1 ),
день очи­ще­ния ( Лев. 23:27 ),
празд­ник кущей ( Лев. 23:34 ).
VIII28 Мархе­шван (Бул)октябрь – ноябрь3Цар. 6:38
IX39 Кис­левноябрь – декабрьНеем. 1:1Празд­ник обнов­ле­ния ( Ин. 10:22 ).
X410 Тебефдекабрь – январьЕсф. 2:16
XI511 Шеватянварь – февральЗах. 1:7Пурим ( Есф. 9:24–32 ).
XII612 Адарфев­раль – мартЕсф. 3:7

Граж­дан­ский год начи­нал­ся и кон­чал­ся осе­нью (ср. Исх. 23:16, 34:22 ), после убор­ки уро­жая (в меся­це тиш­ри). В Биб­лии встре­ча­ет­ся счет меся­цев и по свя­щен­но­му и по граж­дан­ско­му году.

Нача­ло меся­ца опре­де­ля­лось по появ­ле­нию види­мо­го сер­па новой луны; этот день, ново­ме­ся­чие, был празд­нич­ным ( Чис. 10:10, 28:11 ). От одно­го ново­лу­ния до дру­го­го про­хо­дит 29,5 суток, поэто­му меся­цы име­ли про­дол­жи­тель­ность в 29 и 30 дней попе­ре­мен­но. 12 лун­ных меся­цев состав­ля­ют год в 354 дня, что на 11 дней мень­ше сол­неч­но­го года. За три года раз­ни­ца меж­ду лун­ным и сол­неч­ным годом соста­вит целый месяц, поэто­му при­мер­но раз в три года добав­лял­ся 13‑й месяц и полу­чал­ся год про­дол­жи­тель­но­стю в 384 дня. Это дела­лось для того, что­бы авив оста­вал­ся весен­ним месяцем.

В при­ла­га­е­мой таб­ли­це ука­за­ны назва­ния меся­цев в свя­щен­ном и граж­дан­ском году (т.е. пер­вый месяц, вто­рой и т.д.), а так­же древ­ние (хана­ан­ские и фини­кий­ские) и послеп­лен­ные (асси­ро-вави­лон­ские назва­ния в том виде, в каком они при­ве­де­ны в рус­ской Биб­лии. Обо­зна­че­но коли­че­ство дней в меся­це, пере­чис­ле­ны биб­лей­ские празд­ни­ки и посты и пока­за­но при­бли­зи­тель­ное соот­вет­ствие биб­лей­ских меся­цев современным.

Дни неде­ли, кро­ме суб­бо­ты (шабат), осо­бых наиме­но­ва­ний не име­ли, если не счи­тать суще­ство­вав­ше­го в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху гре­че­ско­го назва­ния дня перед суб­бо­той – парас­ке­ви, что зна­чит «при­го­тов­ле­ние» (к дню покоя – суб­бо­те). Неде­ля завер­ша­лась суб­бо­той, поэто­му «день пер­вый» (после суб­бо­ты, см. Мф. 28:1 ) соот­вет­ству­ет наше­му вос­кре­се­нью, «день вто­рой» – поне­дель­ни­ку и т.д.

День (в смыс­ле суток) начи­нал­ся с захо­да солн­ца, т.е. с позд­не­го вече­ра. В древ­но­сти как ночь, так и день дели­лись на три части: ночь на первую, вто­рую и тре­тью стра­жи ( Суд. 7:19 ), а день – на утро, пол­день и вечер (см. Пс. 54:18 ). Позд­нее, со вре­мен рим­ско­го вла­ды­че­ства, ночь дели­лась на четы­ре стра­жи ( Лк. 12:38 ; Мф. 14:25 ) и вошло в упо­треб­ле­ние поня­тие «час» – две­на­дца­тая часть дня или ночи ( Мф. 20:1–8 ; Деян. 23:23 ).

Источник

Лекция 15. Ветхозаветное законодательство

Хлебная жертва имела разные виды. Первая – в виде муки, на которую выливался елей и клался ладан благовония; вторая жертва была в виде печеного хлеба. Это были лепешки, смешанные с елеем или помазанные елеем. Были также приношения в виде некой похлебки, супа: пшеничная мука размешивалась с.елеем. Приносились и зерна в чистом виде, на которые возливался елей. Т.е. все хлебное приношение смешивалось с елеем.

Хлебные приношения всегда должны были быть пресными, но при них полагалось быть ладану, соли, вину и елею. В хлебном приношении всегда сжигалась только одна часть, а все остальное шло для еды священников, т.к. священники сами хлеб не выращивали.

Глава 16 книги Левит говорит нам об обрядах в Праздник очищения. Непосредственным поводом к установлению дня очищения был грех неуважения к святилищу, допущенный детьми священника Аарона, которые внесли туда несвященный огонь. Для предупреждения подобных случаев и для большего внушения, чтобы люди благоговели перед домом Божиим, Господь объявляет, что первосвященник однажды в год с великими предосторожностями, с жертвами и обрядами может входить во Святая Святых, чтобы молиться там о грехах своих и о грехах народа, совершенных за целый год. В тот момент, когда священник входит в помещение Святая Святых, он несет сосуд с кровью жертвенного животного. Сам священник надевает самые простые одежды, снимая драгоценные одежды первосвященника в знак смирения и покаяния. В этих одеждах, имея в руках кровь жертвенного животного, он входит во Святая Святых. В этот день первосвященник в знак очищения себя и своего дома приносит тельца и овна во всесожжение. За себя он сжигает тельца, овна – за свой дом. От народа приводились за жертву специально на сей случай выращенные два козла, иногда один. Один из них по жребию выбирался в жертву, закалался и сжигался. Другой тоже уничтожался, но особым образом. На него возлагали руки первосвященники и некоторые старейшины народа; провозглашались все грехи, совершенные за этот год. Был обычай также на свитках писать грехи и вешать эти свитки на рога козлу. Козел назывался « козлом отпущения », т.е. на него перекладывался грех.

Этот козел изгонялся из стана в пустыню и там погибал. Некоторые говорят, что его гнали до крутого обрыва, он падал туда и разбивался, другие – что он погибал в пустыне. Кроме козла в жертву умилостивления приносился от всего народа агнец. Сначала шла жертва за грех, а потом, когда жертва уже принесена, возносилась жертва всесожжения чистыми руками. Кровью этого тельца и кровью козла, закланного за грех народа, священник кропил семикратно со своих перстов на золотую крышку ковчега. Впоследствии иссопом окропляли больных, а по древнему уставу в таинствах миропомазания, елеосвящения помазывали перстом, а не кисточкой.

Праздник освящения совершался в 10-й день седьмого месяца, что соответствовало концу сентября или началу октября. Этот день не могли нарушать даже чужестранцы, которые жили в это время в Израиле. Народ должен был в этот день смирять себя строгим воздержанием и строгим постом. Богослужение в этот день в храме совершалось только самим первосвященником. Символически этот праздник прообразовал великое наше очищение через кровь Христа Спасителя.

Закон о праздниках

В 23-й главе было дано особое определение о проведении праздников.

Дела благочестия, дела служебные при скинии не воспрещались, т.е. все, что происходило в богослужебном цикле, было разрешено, это не было нарушением закона. Но Господь также сказал: если вол падает в яму в этот день, то вы идете и достаете его. Дела, без которых нельзя было обойтись, конечно же, делали, но повседневные дела оставались на другие дни. Ежедневные жертвы, которые нужно было принести в субботу, удваивались. Этот день был связан с воспоминаниями о творении Богом мира, и люди прославляли Творца, почившего в седьмой день от дел Своих, т.е. вспоминалось окончание дел творения и благословение всего мира. Этот день был днем отдыха не только для людей, но и для животных. Животных было запрещено использовать по их назначению, т.е. ездить на них, пахать.

Вечером 14 нисана, в первый день Пасхи, в каждой благочестивой семье съедался пасхальный агнец со всеми установленными обрядами. Об этом читайте в 12 главе книги Исход. Во второй день приносился на жертвенник сноп созревшего ячменя и сжигался, к нему присоединялся однолетний агнец. До этого возношения, которое символизировало благодарность Богу за первые плоды, нового хлеба есть не начинали: урожай, который был до этого собран, хранился неприкосновенным. Праздник совершался в ознаменование избавления от египетского рабства, а агнец прообразовал Христа Спасителя.

В этот день предписывалась полная свобода от работ и нужно было присутствовать при жертвоприношениях, которые были похожи по своему великолепию на пасхальные жертвы. Перед лицом Бога в скинии возлагались два хлеба, но не сжигались, а благословлялись и употреблялись священниками. Символическое значение этих хлебов – благодарение за земные плоды. Праздник Пятидесятницы установлен в память дарования закона на Синае в 50-й день после выхода из Египта.

Седьмой месяц в году (первый по гражданскому календарю) почти весь был посвящен праздничным событиям.

Закон о юбилее

Каждый седьмой год назывался годом субботним, или юбилейным. В этот год поля не обрабатывались, а все, что на них произрастало, отдавалось беднякам. В этот год все те, кто имел должников, обязаны были прощать своим единоплеменникам. Рабы из евреев отпускались на волю, и читался весь закон Моисея перед народом. В этом году давался отдых земле, чтобы она не истощилась и давала желанный урожай на будущий год. Если израильский народ соблюдал этот закон, то Господь вразумлял его и поддерживал веру его тем, что накануне юбилейного года урожай был в два или более раз больше, чем обычно. Это было почти правилом: перед юбилейным годом урожай удваивался. Но и люди старались, зная, что весь будущий год они работать не будут.

Этим событием Господь показывал евреям непрестанное о них промышление. В этот год отпускались рабы с семействами, хотя бы они были приобретены в рабском состоянии. Возвращались все наследные владения первоначальным владельцам.

Закон юбилейного года помогал поддерживать неимущих и служил преградой против жадности, алчности и несправедливого обогащения. Ни один еврей по своему произволению не мог распоряжаться своим земельным участком. Он мог только на время уступить его до юбилейного года. Всякий покупающий землю обязан был возвратить ее хозяину, если тот объявлял о таком желании или находил средства ее выкупить.

В вечное владение можно было покупать дома в городах, которые стояли на общественной земле и не имели земельных участков (если это не будут дома левитские). Обедневшего израильтянина не разрешалось продавать в рабы, но было указание поддерживать его всеми средствами. Если еврей был в рабстве и приобретен как раб, то его в седьмой год необходимо было отпустить на свободу. Рабство распространялось только на соседние народы, т.е. собственностью мог быть только раб из соседнего народа.

Обеты и десятины, глава 27-я

Глава делится на три части. В первой говорится об обетах, посвященных Богу, во второй – о десятинах. Обеты на посвящение Богу людей. В Ветхом Завете Богу посвящались люди. Люди, данные по обету Богу, должны были жить при скинии или при храме, были помощниками священников и левитов. Мужчины рубили дрова, носили воду, смотрели за чистотой помещения, помогали чистить жертвенник. Женщины, посвятившие свою жизнь служению Богу, занимались рукоделием, расшивали золотом облачения и все это делали по послушанию ради служения Богу при скинии.

Дети, которые поступали в скинию или в храм по обету, отдавались под руководство священников и прежде всего обучались Закону Божию, потом занимались другим трудом. Дозволялось, если обет был дан по неосмотрительности, заявить об этом священнику и принести определенную жертву, как бы выкуп. Этот обет посвящения себя Богу был распространен также и у нас на Руси. Раньше в монастырях людей, которые занимались монашеским деланием (приняли постриг), было немного. Было по 20–30, 100 монахов, а хозяйство монастыря рассчитано было на сотни рук. Всем этим и занимались люди, которые по обету шли в монастыри.

На Руси были тоже такие люди, их называли трудники. Когда юноша или девушка достигали определенного возраста, их посылали по благословению родителей или духовника в монастырь, где они должны были трудиться год.

Это был год, который часто решал судьбу человека на всю будущую жизнь. Если он никогда не видел монастыря, то для него открывался совершенно непохожий мир, которого он до того не знал. Если он уже сердцем был склонен к монашеской жизни, то придя в монастырь, он видел не просто красиво одетого монаха, а как бы изнанку жизни монастыря, ту сторону, которая сокрыта от тех людей, которые просто пришли и ушли.

Это был труд, молитва и еще раз труд с различными искушениями, не так все просто проходит в монастырях. И тогда человек решал для себя, может ли он идти этой трудной дорогой, возьмет ли он на себя крест монашеского послушания, отречения от мира? Все, что доброго в Ветхом Завете, нужно брать, а все, что от лукавого, отторгать. Пример жизни в монастырях был поучителен. Часто юноши и девушки, выходя из монастыря, получали определенную специальность. Они научались рукоделию, ведению хозяйства, экономическим основам ведения семьи, а юноши были просто хорошими работниками: они могли и лесом заниматься, и постройки делать, и с животными обращаться. Обеты посвящения Богу животных, домов и полей. Если посвящалось Богу животное, приносимое в жертву, то оно употреблялось по основному назначению. Если животное не приносилось в жертву, то производилась оценка его, а сумму, которую обещали за него, приносили в храм. Все деньги, которые вносились за жертву, – выкуп – клались в сокровищницу. Посвященные Богу животные принадлежали скинии только до юбилейного года. Также это относилось к различным вещам, храм или скиния получали с них доходы.

Первородных животных посвящать Богу воспрещалось, потому что они и так принадлежали Богу по праву первородства. За все, что было посвящено Богу с заклятием, т.е. клятвой, выкупа брать не разрешалось. Человеческие жертвы были законом запрещены.

Закон о десятинах

Каждый израильтянин должен был отдавать десятую часть из своего дохода или имения в скинию для содержания священников или левитов. Эта часть называлась десятиной. Если кто желал десятину свою выкупить, то должен был к ней прибавить еще пятую часть (это, например, касалось недвижимости). При отделении десятины из животных для устранения пристрастного выбора хозяин загонял всех в определенное место, и десятая часть вышедших первыми посвящалась Богу. Каков же общий смысл всех обрядовых установлений? Обрядовые установления прежде всего имели воспитательное значение для народа израильского. Они все были направлены к тому, чтобы, с одной стороны, оградить израильский народ от языческих народов, а с другой стороны – своими многочисленными обрядами, предписаниями, очищениями постепенно привести народ израильский к осознанию своей немощи, неспособности исполнить этот закон. А раз такая немощь ощущается человеком, то он обращается к Богу за помощью, чтобы Господь помог жить благочестиво, исполнять заповеди. Т.е. закон был направлен к тому, чтобы усилить духовную жизнь в Израиле.

Все ветхозаветные жертвы имели прообразовательное значение, исполнением их была искупительная жертва Спасителя, которую Он совершил на Голгофе, утвердив Новый Завет Своею кровью. Ради такого прообразовательного значения и имели умилостивительную силу жертвы ветхозаветные. В книге Левит мы впервые встречаемся с явлениями, которые запрещались в Израиле: это различные суеверия, астрология, предсказания будущего, гадания, вызывания духов умерших, различные медиумические действия. Нарушившие это запрещение подвергались смерти. Осуждались не только астрологи, колдуны и вызыватели духов, но и те, кто обращался к ним за советом.

Источник

Библейские праздники ветхого завета

краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНИК?

1. Определение праздника:

2. Типы праздников: Библейские и небиблейские.

А. Ежегодные праздники:

Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины без исключения должны были явиться к скинии (храму): Второзаконие 16:16-17 «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе».

ПАСХА (Песах) и праздник опресноков:
Этот праздник был установлен Господом в воспоминание того, как Господь Бог чудным образом вывел Свой народ из Египетского рабства (Исход 11-12). По установлению Бога, с месяца, в который праздновалась Пасха, должен был начинаться новый год Израиля. Именно поэтому данный месяц Библия называет первым месяцем года.
Левит 23:5-8 В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки ; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте».

Праздник Пасхи был прообразом Божьего плана спасения через жертву Иисуса Христа на кресте. Иисус Христос есть наша Пасха, закланная за нас: 1 Коринфянам 5:7 «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».
Иисус, будучи совершенным Агнцем Божьим, принёс Себя в жертву за грехи всего мира: Иоанна 1:29 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Иоанна 1:36 «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». 1 Иоанна 2:2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». 1 Иоанна 3:5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха». 1 Петра 1:18-20 «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас».
Своею крестною жертвой Иисус примирил человека с Богом – земное и небесное: Послание Колоссянам 1:18-20 «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». 2 Коринфянам 5:19-21 «…потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Ветхозаветный праздник Пятидесятницы является прообразом Новозаветной Пятидесятницы.У подножия горы Синай толпа выходцев из Египта становится народом Божиим. Господь освящает этот народ, очищая его грехи и скверны. В 20—24-х главах книги Исход описано, как произошло рождение ветхозаветной Церкви: Господь предлагает условия вступления в союз (завет) с Ним; народ принимает условия и приносит священную жертву, кровью которой он окропляется со словами: «Вот кровь завета, который заключил Господь с вами» (Исход 24:8). Таким образом, они совершили священнодействие и стали народом Господним. Это было на пятидесятый день после их выхода из Египетского рабства, а потому праздник был назван Пятидесятницей.
Рождение Святым Духом новозаветной Церкви совершилось именно в день памяти рождения ветхозаветной Церкви, в день Пятидесятницы. Это не случайно: Бог показал преемственность двух Заветов: Ветхого и Нового.

ПРАЗДНИК КУЩЕЙ (Суккот):
Этот праздник отмечался в середине седьмого месяца и служил напоминанием иудеям о сорока годах, на протяжении которых израильский народ блуждал в пустыне по выходу из Египта. Именно поэтому на протяжении всей недели праздника Кущей евреи должны были жить в самодельных палатках (кущах), сделанных из веток деревьев.
Левит 23:33-36, 39-43 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.
Левит 23:39-43 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Праздник труб символизирует собой День Господний – день второго пришествия Господа Иисуса Христа: 1 Фессалоникийцам 4:16-17 «…потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
1 Коринфянам 15:51-53 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».

Козёл отпущения был символом Божьего прощения грехов человека. Этот праздник был символическим прообразом того, как Иисус Христос ради нашего спасения стал козлом отпущения наших грехов: Галатам 3:13 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе».
2 Коринфянам 5:21 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».

Б. Дополнительные ветхозаветные праздники праздники:

Суббота покоя это не только один из Ветхозаветных праздников и день отдыха для евреев. Она также является прообразом Господнего покоя, в который входит человек верою в крестную жертву Иисуса Христа за грехи человечества. Неслучайно, Иисус Христос сказал в Матфея 11:28 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

СУББОТНИЙ ГОД :
Каждый седьмой год по Закону считался Субботним годом. Это был год покоя и отдыха для всей земли Израилевой. В этот год запрещалось сеять и собирать урожай. В субботний год можно было лишь питаться тем, что само собой вырастет на земле.
Левит 25:1-7 «И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу».
Каким же образом вся нация должна была выживать в субботний год, если Законом запрещалось сеять, жать или собирать любые плоды или произведения земли? Ответ даёт Священное Писание:
Левит 25:20-22 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года; и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое.

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД
Юбилейным считался каждый 50-й год. В этот год не только нельзя было сеять и собирать урожаи, но и собирать и срывать плоды, которые произрастали сами собой.
Левит 25:8-12 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас.
В юбилейный год каждый мог возвратиться в своё владение. И проданные владения автоматически возвращались прежнему владельцу. Таково было повеление Бога:
Левит 25:13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
Левит 25:23-28 Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое.

В. Другие Ветхозаветные праздники

Кроме перечисленных библейских праздников и торжеств, евреи также отмечают ряд праздников, о которых Господь в Своём Слове не давал повеления, чтобы люди их исполняли. К ним относятся Пурим и Ханукка.

ПУРИМ
К древним ежегодным праздникам, отмечавшимся народом Израиля (таким как Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей), в позднем иудаизме добавился еще и Праздник Пурим, который и сегодня празднуется евреями во всех странах. В книге Есфирь рассказыывается о том, как Есфирь и Мардохей спасли евреев от истребления и уничтожения, запланированного Аманом. В честь этого события стали праздновать Праздник Пурим, начало которому было положено евреями, жившими в рассеянии на Среднем Востоке в V веке до Рождества Христова (до н.э.). Самое древнее письменное свидетельство об этом празднике в Палестине – сохранилось в Апокрифах – во 2-й книге Макавеев 15:36, где Пурим назван «Днем Мардохеевым».
Традиционно этот праздник отмечают 14 адара (в деревнях) и 15 адара (в городах): Есфирь 9:18-19 «Иудеи же, которые в Сузах, собирались в тринадцатый день его и в четырнадцатый день его, а в пятнадцатый день его успокоились и сделали его днем пиршества и веселья. Поэтому Иудеи сельские, живущие в селениях открытых, проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу».
В память о чудесном спасении евреи устраивают веселые пиршества, дарят друг другу подарки, одаривают бедных. Маскарады – непременная составная часть этого праздника. Во время Праздника Пурим евреи читают Книгу Есфирь и нередко инсценируют её, как пьесу. (Информация о празднике Пурим взята из Библейского словаря Брокгауза).

2. НОВОЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Теперь обратимся к праздникам Нового Завета. Как ни странно, их не так уж и много. Многие церкви и религиозные группы справляют множество различных праздников. Но не все они являются Библейскими. Тот факт, что они относятся к тем или иным Новозаветным персонажам, не означает, что тот или иной праздник является Праздником Господним. Ведь в центре Библейского праздника всегда находится только Бог.

1. Ежегодные праздники:

2. Дополнительные праздники:

ВОСКРЕСНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ :
Христиане проводят Богослужения не в субботу, а в воскресение. Это объясняется тем, что Иисус воскрес именно в этот день недели. Это не является нарушением субботы покоя, потому что истинный покой обретается только во Христе:
Матфей 11:28-29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Матфей 12:8 Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Марка 2:27-28 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

III. НЕБИБЛЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ:

Небиблейские праздники посвящены кому или чему угодно, кроме Бога: языческим богам, идолам, самому себе, друзьям, любимым и другим людям или событиям. Это могут быть:

2. Критика пустых праздничных ритуалов:
Говоря о праздниках, стоит ещё раз повторить, что Библейские праздники были установлены Самим Богом. Однако Бога не удовлетворяет механическое исполнение обрядов или праздников. За каждым праздником стоит определенная идея, Божий замысел или напоминание о великих делах Господних. Когда человек об этом забывает и справляет праздник ради праздника, то это противно Богу. Вот что об этом говорит сам Бог:
А. В Ветхом Завете:
Исаия 1:14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
Исаия 5:11-14 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
Амос 5:21-23 Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.

Б. В Новом Завете:
2 Петра 2:13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
Иуда 12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя.

IV. ЧТО СТОИТ ЗА ПРАЗДНИКАМИ?

2. Поскольку большинство праздников посвящены Богу, то следует вывод, что Бог хотел, чтобы человек понял, что Бог является неотъемлемой частью его жизни, и чтобы человек ставил Бога на первое место в своей жизни (как в горестях, так и в радостях).

3. Ветхозаветные праздники были прообразом Новозаветных и будущих благ.

4. Суть библейского праздника заключается в том, что люди радуются в Господе тому, что Он им дал в жизни, и благодарят Его за дарованное. Отсюда можно сделать вывод, что Библия не запрещает праздновать дни рождения и другие личные или семейные торжества, если, разумеется, это делается благопристойно и во славу Бога.

Главное то, как мы живём. Что толку праздновать библейские праздники, если мы живём без Бога, если дух Бога Живого не живет в нас. Можно праздновать хоть каждый день, легче от этого не будет, и тем более это тебя не спасёт во время Божьего суда, от Его гнева и от Геенны Огненной…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *