библейский кружок при храме
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Архив
О библейских кружках на приходе
Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия.
О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при Московской духовной академии, катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов.
Статья опубликована в журнале «Православное образование» (№ 2 (6), 2013).
Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся.
На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека.
Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.
Первостепенным необходимым условием участия в евангельском кружке является вера в то, что то, что мы сейчас читаем и обсуждаем, — действительно является словом, сказанным Богом человеку и человечеству через пророков и апостолов. Только тогда можно понять текст Священного Писания, когда мы примем его как слова, сказанные Живым Богом.
Пока участники собираются, некоторое время должно пройти, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Необходимо следовать рекомендации молитвослова перед утренними молитвами: «встав перед иконой, подожди, пока все чувства твои улягутся, и тогда начни молитву». Обычно это время тратится также на то, чтобы все подождали опаздывающих, попили чай, поделились новостями — горестями и радостями.
Священное Писание необходимо воспринимать и изучать в контексте Священного Предания, которым движет Святой Дух. Поэтому без обращения к Богу, без молитвенного настроя, изучение и осмысление Откровения вряд ли будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором. Таким образом, размышление — это не только и не столько въедливый анализ текста и стремление поспорить — пусть даже с самим собой — ради докапывания до некоей «истины», а стремление заглянуть в глубину своего сердца и обратиться к Богу с просьбой помочь нам понять Евангелие.
В обсуждении Евангелия участвуют все, ибо это есть проявление соборности, общий соборный духовный, молитвенный и жизненный ответ Богу на обращенное Им к человеку слово.
Если во время проведения встречи человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь. Но не стоит говорить человеку: «Ты не прав», — это не только некорректно, но и может обидеть человека, и не факт, что он придет на занятие в следующий раз. Это будет тяжелым испытанием для совести ведущего.
Не стоит говорить о постороннем. Даже делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных жизненных примерах. Чтобы не перебивать друг друга, существует традиция обсуждения по кругу. К каждому участнику надо относиться не только с уважением, но и с чуткостью.
Варианты прочтения библейского отрывка могут быть разными: отрывок может прочесть ведущий или его помощник, ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться, читать «с чувством, с толком, с расстановкой», чтобы каждое слово отложилось в сердце и в сознании человека. Читать лучше по-русски. Чтение должно быть осмысленным — столь же осмысленным, как молитва.
После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно, про себя, после чего сделать небольшую паузу, которую все проводят в тишине, молитве и осмыслении прочитанного. В течение встречи важно несколько раз возвращаться к повторному чтению отрывка или отдельных его частей.
Несколько правил обсуждения отрывка
Одно из главных и важнейших правил обсуждения — регламент. Ведущему стоит напоминать собравшимся о том, что евангельский кружок — это не театр одного актера, и что совесть каждого должна предписывать ему следить за временем своей речи.
Участники евангельского кружка высказываются в духе взаимного уважения, по кругу, говоря от сердца. Эта особенность проведения встреч делает недопустимым поучение одних членов кружка другими или кем-либо одним, в первую очередь — ведущим.
Неприемлемыми являются такие предпосылки участия, как желание «сказать, как правильно», «рассказать, как надо» и другие худшие проявления тоталитарного подхода к Богом данной свободе человеческой личности.
Часто встречающаяся ошибка начинающих ведущих — это поминутное обращение к молчащим участникам: «Ну скажи хоть что-то». Этого делать не стоит, ведь у каждого из участников свой психологический настрой, свой ритм духовной жизни.
После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые только что были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. Бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы. Нередко бывает, что в самых простых и незамысловатых словах человек вдруг слышит то, что «попадает в точку», дает ему ответ на его переживания.
Рекомендации ведущему, необходимые для начинающих
Самая главная рекомендация — не подменять собой Священное Писание, личность Христа. В этом смысле мирянину бывает гораздо проще вести кружок, чем священнику. Служение священника — это служение, в том числе церковного учительства, а ведущий-мирянин не отличается от других членов кружка, поэтому его функции могут сводиться к модерации дискуссии, контролю над правилами, соблюдением дружеской атмосферы, поддержанием молитвенного настроя.
Вторая важная рекомендация — не бояться пауз, а использовать их для внутренней молитвы, сосредоточения.
Принимая во внимание тот факт, что одной из целей начальной катехизации является научение вере и введение в традицию церковной жизни, организация кружков по изучению Библии для этих целей возможна после базовой катехизации (от одной до четырех бесед) как до, так и после принятия Таинства Крещения.
Принцип организации библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в решении двух задач:
Эти две задачи решаются, соответственно, 1) определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков (об этом читайте в полной версии статьи на медиапортале www.media.otdelro.ru); 2) введением в годовую «программу» чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих, во-первых, усвоению знаний участниками, во-вторых, выявлению ведущим группы того, насколько и каким образом церковная вера «впитана» участниками, в-третьих, более ощутимому введению членов кружка в обыденные аспекты приходской жизни — литургические и бытовые.
Таким образом, евангельский кружок становится местом кристаллизации новой части прихода, новой молодой общины. Участники евангельских кружков, или библейских групп, становятся друзьями, объединенными в Церкви вокруг Священного Писания.
Проведение библейских кружков (Евангельских групп) на приходе
В зависимости от поставленной цели библейская катехизация может реализовываться в следующих формах: [1]
1. Группы библейской катехизации (библейские беседы)
В этих группах особое внимание уделяется святоотеческим толкованиям и библейским комментариям. В своей деятельности подобные группы в большей степени ориентированы на катехизацию, их цель — формирование мировоззрения участников. Гарантом церковности группы в глазах ее участников выступает священник или катехизатор — ведущий группы.
2. Библейский (евангельский) кружок
В данных группах акцент ставится на личностном восприятии текста, на том следе, который Писание оставляет в душах участников, и том, как слова Христа можно прилагать к своей жизни.
Цель подобных групп: актуализация религиозного опыта участников и развитие навыка рассуждения на темы, данные Священным Писанием. Такие группы могут ставить перед собой как миссионерские, так и катехизические задачи.
Роль ведущего в евангельском кружке наименее авторитарна и сводится к общему направлению дискуссии, наблюдению за соответствием дискуссии правилам группы и озвучиванию православной позиции в случае, если участниками было высказано неправославное мнение по поводу понимания библейского текста.
Ниже представлены рекомендации по организации и ведению библейского (евангельского) кружка.
Рекомендации составлены на основе доклада С. В. Рогунова на ХХI Международных Рождественских образовательных чтениях
Одной из возможностей совместной церковной деятельности верующих людей, способствующих приобретению осмысленной, деятельной веры, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе личностного восприятия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что во время таких встреч вырабатывается важнейшее для христианина качество — богословская рефлексия.
Главная задача восприятия Священного Писания, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как заповедь Христа Спасителя, как попытку обратиться напрямую к сердцу человека. В этой системе координат основным учителем, «передатчиком информации» является само Священное Писание.
Поскольку Священное Писание — это Откровение Божие, то читать, понимать, изучать его прежде всего необходимо на основе духовного опыта и молитвенного обращения к Богу. Этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является самостоятельным толкованием Слова Божия или попыткой создания чего-то нового, отличного от учения Церкви. Здесь ставятся задачи — обсуждения, личностного восприятия, богословского и нравственного осмысления Слова Божия.
Ведущему евангельского кружка принадлежат обязанности, во-первых, координатора, во-вторых — ответственного за создание условий, при которых каждый участник встречи будет способен воспринять Евангелие в соответствии с духовной евангельской традицией, сохраняемой в Православии.
Такие беседы ощутимым образом содействуют более органичному вхождению человека в литургическую традицию Православия — помогают ему приобщиться к Исповеди, Причащению и храмовому богослужению.
Важным аспектом является регулярное общение членов катехизического евангельского кружка (библейской группы) с настоятелем (священником). Это повышает ответственность участников за происходящее в храме и приходе и стремление помочь сотрудникам храма в их повседневном труде (организовать раздачу святой воды на Крещение, посильно поучаствовать в ремонте помещений, помыть полы после службы и т. п.).
Специфика методики проведения встреч по изучению Священного Писания зависит от:
а) уровня богословских знаний, целеполагания, личностных и профессиональных качеств ведущего;
б) специфики аудитории (возраста большинства участников; уровня воцерковленности и богословского образования участников; степени знакомства участников группы друг с другом, количества участников в группе, давности их встреч; места, где эти встречи проводятся).
Ниже сформулированы общие методические рекомендации для ведущих:
Такое специальное обсуждение желательно устраивать один раз через каждые четыре-пять встреч евангельского кружка, причем на подобных встречах целесообразно присутствие настоятеля или иного священнослужителя. Очень серьезным подспорьем в воцерковлении членов группы будет возможность задать эти вопросы священнику и получить одновременно информативный и компетентный и вместе с тем авторитетный в духовном плане ответ. Ведущему следует записывать вопросы при их появлении и заранее передавать их священнику для более эффективной подготовки подобной беседы. Встреча с настоятелем будет способствовать также привыканию к регулярному общению с духовенством и созданию более доверительных отношений между духовенством и членами приходской общины.
Также упомянутые наиболее сложные вопросы осмысления Священного Писания, богословия и христианской жизни возможно обсуждать самостоятельно. Для этого подходит форма докладов, которые поначалу также готовит ведущий, а со временем поручает подготовку нескольким участникам кружка. В течение года каждый член группы, таким образом, окунется в мир христианской письменности, а подготовка докладов под руководством ведущего обеспечит правильное направление мысли начинающего христианина. Особую значимость этим докладам для группы придает тот факт, что тематика таких занятий не является отвлеченно-теоретической, а соответствует тем запросам, которые появились у участников библейской группы во время совместного чтения и обсуждения Священного Писания.
При проведении бесед в группе для маловоцерковленных людей, недавно начавших свой путь в вере, важными являются две задачи:
1) создать условия для того, чтобы человек не перестал посещать эти занятия;
2) создать условия, при которых будет возможным усвоение новых знаний о самых важных вопросах понимания Писания, вероучения и представлений о Боге, которые Церковь хранит в своем Священном Предании и являет через святоотеческое понимание Слова Божия.
Евангельский кружок является сосредоточением благожелательной атмосферы, что делает его привлекательным для людей, которые еще не являются осознанными членами Церкви, но ищут более глубокого осмысления своей жизни. Такие встречи, или занятия, становятся местом духовной и просто дружеской поддержки, местом христианской солидарности.
Проведение занятия евангельского кружка не может быть полностью спланировано заранее. Можно обеспечить только заданность условий, при которых самостоятельное духовно-интеллектуальное осмысление веры каждым участником будет более или менее прогнозируемо в самых общих основах и категориях.
Учитывая задачи длительной катехизации, а также специфику евангельских кружков, предполагающую регулярность их проведения и постоянство участия, программа катехизации с помощью кружков должна быть рассчитана на один календарный год или более.
Таким образом, основной «механизм» применения библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в нацеленности на осмысление веры и духовно-нравственном возрастании участников группы.
— определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков;
— введением в годовой цикл чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих как усвоению знаний участниками, так и участию в приходской жизни.
Поскольку подчинить кружок определенной схеме и программе сложно, подбор отрывков для обсуждения в рамках такого курса должен соответствовать основным направлениям развития духовной и церковной жизни начинающего христианина.
Ниже представлен вариант подбора отрывков из Священного Писания в соответствии с тематическим делением.
Тема | Отрывки | |
1. | Кто такой Бог? | Быт. 17:1–11, Ис. 53, Иер. 31:31–34, Мф. 14:23–33, Лк. 15:11–32, Лк. 22:17–20, Флп. 2:1–17, 1 Кор. 13:1–13 |
2. | Церковь как община учеников Христовых | Мф. 5:1–16, Лк. 18:10–14, Деян. 2:1–47 (вариант 2:41–47), Деян. 9:1–22 |
3. | Библейские основы вероучения Православной Церкви | Нав. 1:1–9, Иов 7:1–21, Ин. 1:1–14, Евр. 8:6–13, Лк. 24:13–36, Мк. 10:32–45, Ин. 4:5–42, Деян. 4:7–37 |
4. | Христианская нравственность | Ис. 58:6–11, Рим. 12, Иак. 1–4 |
Схематически проведение евангельского кружка можно представить следующим образом.
Пока участники собираются, должно пройти некоторое время, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Может быть организовано краткое чаепитие, предваряемое молитвой.
Совместная молитва перед чтением. Молитвенный настрой при изучении Священного Писания необходим, поскольку без обращения к Богу изучение и осмысление Откровения не будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором.
Варианты первичного прочтения библейских отрывковмогут быть следующими: отрывок может прочесть ведущий или помощник ведущего; ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться. Читать Библию целесообразно в русском переводе. Чтение должно быть осмысленным.
После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно про себя. В конце такого самостоятельного повторного прочтения необходимо запланировать небольшую паузу, которую все проводят в тишине и осмыслении прочитанного.
Разбор текстов Священного Писания следует выстраивать в соответствии с приведенными ниже основными принципами:
При изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования. Основными формами использования святоотеческих текстов являются:
— зачитывание святоотеческого толкования в конце встречи ведущим либо одним из участников группы;
— составление ведущим выборки из толкований или конспекта, в котором отражается самое важное, ключевые мысли по обсуждаемому библейскому отрывку;
— использование ведущим святоотеческих комментариев в процессе разбора текста.
В обсуждении предполагается участие всех членов кружка, однако, если кто-то воздерживается от высказываний, его не следует принуждать к этому.
Важно соблюдение регламента. Не допускается перебивать говорящего. Очередность высказываний может быть определена проведением обсуждения по кругу, а может быть не задана.
Во время проведения встречи не рекомендуется в жесткой форме говорить участнику, чье высказывание кажется неточным, что он не прав. Если человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь, но сделать это необходимо корректным образом.
Не должно быть поучения одними членами кружка, в том числе ведущим, других.
Главная тема встречи — это Священное Писание, от этой темы нельзя отклоняться сильно. Конечно, люди обсуждают свою жизнь, но делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных примерах.
После того как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. То, что озвучивает каждый из участников, является общим вкладом, поэтому бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы.
Далее следуетвторичное чтение отрывка из Священного Писания одним из вышеперечисленных способов, подведение итогов и совместная молитва.
[1] Составлено на основе классификации, предложенной Ф. Ф. Ярмошем в статье «Обзор методологических подходов к изучению Библии в малых группах в РПЦ в современной России».
Евангельский кружок: опыт одной общины — диакон Алексий Сорокин
Предлагаем Вам рассказ диакона Алексия Сорокина, клирика храма святителя Николая у Соломенной сторожки, о том, как он проводит Евангельский кружок на своем приходе. Будем рады, если кому-то этот опыт станет интересен и полезен.
Евангельский кружок: опыт одной общины
Предлагаем Вам рассказ диакона Алексия Сорокина, клирика храма святителя Николая у Соломенной сторожки, о том, как он проводит Евангельский кружок на своем приходе. Будем рады, если кому-то этот опыт станет интересен и полезен.
Кружки по изучению Священного Писания, или Евангельские кружки — давно известный формат не только молодежных встреч, но и, вообще, внебогослужебных встреч прихожан или членов церковных общин. Но сейчас он все чаще предлагается именно для работы с молодежью на приходах. Таким встречам, способам их проведения, различным их вариантам посвящен ряд статей, пособий, методичек, и мне, с моим совсем небольшим опытом в этой области, наверное, и не стоило бы и начинать писать на эту тему, если бы не горячее желание поделиться с другими своими мыслями, наблюдениями и этим самым небольшим опытом.
Мне кажется, конкретный опыт конкретных людей с их удачами и неудачами в данном случае может многим помочь. В теоретических работах или в учебниках часто не хватает именно таких реальных историй из жизни.
В любом случае, прошу рассматривать мой рассказ о нашем кружке, как об одном из вариантов в конкретном месте в конкретное время. Буду рад, если кому-то он поможет в деле создания групп по изучению Писания. И буду еще более рад, если мой рассказ побудит и других, более опытных в этом вопросе, людей поделиться с нами своим «багажом».
Как все начиналось
Начиналось все довольно неожиданно для меня, как и вся моя «молодежная деятельность», которой на тот момент было не больше года. Кто-то из тех, кто бывал на подобных встречах в других местах, поделился своим опытом, кто-то просто хотел изучать Писание и основы веры. Как ни банально это звучит, необходимость таких встреч просто назрела. Группа жила прогулками, кино, совместным отдыхом, играми, а «духовная» составляющая была «слабоватой». Так сложилось, что группу составляют прихожане разных храмов, есть люди мало воцерковленные, есть и вовсе некрещеные. Сделать, например, регулярные молебны было сложно даже технически. Во-первых, я не священник, во-вторых, надо храм оставлять открытым допоздна, в‑третьих, я не был уверен, что молебны смогут заинтересовать людей новых в храме и в группе. Вся эта проблема меня сильно заботила, но я не мог никак придумать, как нащупать то, что нужно именно нам.
Эту нехватку ощущал не только я. Идея собираться по «духовным» поводам просто витала в воздухе на встречах. И как-то раз она была высказана и поддержана. Но все было не так просто. Мало кто, а особенно я, представлял, как это сделать, какой должен быть формат. Шли долгие и затянутые обсуждения в группе. Было ясно, что надо решаться, выбирать день и проводить встречу. И, как специально, первую встречу ребята назначили на день, когда я никак не мог прийти. Конечно, никакого злого умысла в этом не было. Но как же я тогда переживал! Мне казалось, что теперь уж точно после этой встречи группа уклонится в раскол или превратится в секту. Ох, и попортил я нервов себе и окружающим! Даже странно, что после всего этого вторая встреча все-таки прошла с моим участием.
А после первой встречи народ был очень вдохновлен. Всем встреча понравилась, все говорили о своих впечатлениях, как было интересно, живо и полезно, как многие почувствовали интерес к Писанию. Это меня еще больше насторожило и обидело. Я старался в обсуждениях максимально охладить этот пыл, боясь разных «прелестей» и «ересей». Но после второй встречи я сам оказался в таком же радостно-окрыленном состоянии. Все мои попытки найти и пресечь «ереси» и «прелести» на второй встрече оказались безуспешными. Ничего подобного там просто не было. А было живое, серьезное и вдумчивое изучение избранного отрывка и его толкований. И тогда по собственному состоянию и по горящим глазам молодежи я понял, что мы просто обязаны продолжать.
И продолжили. За это время у нас были самые разные отрывки самые разные варианты встреч. Менялось и число участников и состав. Проводили мы встречу и у наших друзей в клубе «Пролог» при Николо-Угрешском монастыре. Были у нас и гости – священнослужители, профессора, в таких случаях формат был несколько иной. Впрочем, каждая встреча всегда не похожа на другие. Каждая – определенный урок. Всегда после кружка вижу кучу минусов и недочетов, которые стараюсь не допустить в дальнейшем. Но на каждой встрече всегда есть хоть один человек, который искренне, от сердца благодарит организаторов и участников. И это дорогого стоит.
Как поется в одном из мультфильмов, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». В обсуждениях и внутренних разговорах мы всегда называли эти встречи «Евангельский кружок» или ЕК. Просто и понятно. Но некоторые услышали в этом что-то от евангелистов – евангельских христиан. Название сразу настораживало. Поэтому решили называться – Кружок по изучению Священного Писания.
А после нескольких встреч по инициативе самих участников было решено посвятить наши встречи памяти священномученика Владимира (Амбарцумова), который не только служил в нашем храме в 30е гг. прошлого века, но и был активистом молодежного движения, а также организовывал подобные кружки. Настоятель благословил это начинание. Для меня было чудом, что инициатива шла «снизу». Верю, что священномученик Владимир не оставляет наш кружок своими молитвами. Не просто верю, а вижу. Какие бывали трудности и как эти трудности улетучивались. Разве не чудо?
Как мы проводим встречи
За основу мы взяли известную методичку Владимира Стрелова «Евангельские чтения, как форма работы со студенческой молодежью». Правда, я сам ее прочитал уже после того, как мы провели несколько встреч. Возможно, это даже сыграло положительную роль, так как я не боялся пробовать, что-то менять в зависимости от ситуации. Но, разумеется, прочитать такого рода рекомендации было очень полезно. Желающий узнает из этой брошюры все необходимое для создания кружка. Я здесь расскажу лишь об отдельных нюансах и особенностях именно наших встреч при нашем храме.
Как это ни странно, начинаем встречу мы обычно с чаепития, на котором все свободно общаются. В какой-то момент было замечено, что начинать сразу читать Писание не получается, нет должного настроя. Кружок проходит по вечерам, многие едут с работы или учебы, иногда опаздывают. Перекусить в данном случае просто необходимо. «Пустое брюхо к ученью глухо». Кроме того, если не дать молодежи пообщаться, они будут пытаться это сделать во время чтения Евангелия. Однако больше получаса на чай мы стараемся не отводить. Иначе переключиться с веселого общения на серьезный лад бывает сложновато. Обычно ведущий напоминает участникам о том, что чай близится к концу и просит всех постепенно утихать и внутренне настраиваться.
Затем мы либо пересаживаемся за другой стол, либо убираем всю еду. Всегда кто-то норовит что-то съесть не вовремя. Затем мы молимся перед чтением Писания и к обычным молитвам мы добавляем тропарь и величание священномученику Владимиру Московскому (Амбарцумову). Были порывы молиться больше, но пока они не нашли отклик у большинства участников. Уверен, что это станет возможным, когда все «созреют».
После этого ведущий обязательно говорит некое вводное слово, в котором должны так или иначе прозвучать правила встречи. Если правила не озвучить, то придется по ходу встречи то и дело к ним возвращаться. Даже при постоянном составе участников стоит о них напоминать. Тут очень важно не «переборщить» со словом «не». Замечено, что когда ведущий высказывает множество «не», участники сидят и боятся сказать лишнее слово.
Отрывок у нас выбирается заранее – по желанию участников или в соответствии с ближайшим праздником. Читается отрывок обычно по стихам. После каждого стиха – обсуждение. Опытные люди советуют брать не больше 10 стихов. Но у нас были и большие отрывки. Но читали их уже не по стихам, а по частям. Иногда мы берем параллельные отрывки из разных Евангелий. Тогда читаем одно по стихам, а остальные целиком. В любом случае, встреча не должна быть затянутой, нужна некая динамика.
Удобно распечатывать читаемые отрывки на листочках и раздавать. На них тогда каждый может делать себе пометки. К слову, свои такие пометки я сохраняю. Минус – нельзя посмотреть параллельные места или контекст отрывка. Поэтому томики Писания у нас всегда на столе в достаточном числе экземпляров.
Правила были сформулированы не сразу. Но совсем без правил вести кружок было не возможно. В итоге попробовали общими усилиями их записать. Получился солидный текст, который выложили в сети на страничке группы. Но, как выяснилось, никто эти правила там не читает. Потому и приходится о них периодически напоминать. Желательно это делать творчески, а не просто зачитывать.
Я не буду приводить здесь все правила. Напишу лишь самое актуальное на мой взгляд.
Высказывания должны быть краткими. Это учит людей выражаться более точно и внимательно слушать других. Навыков последнего, к сожалению, многие из нас лишены. И кружок – хорошая школа умения слушать.
Еще очень важно не дискутировать и не навязывать свою точку зрения, не оценивать высказывания другого, не перебивать, не поправлять и не подсказывать. Да, бывает, человеку трудно сформулировать мысль, но ему легче помочь не подсказкой, а вниманием к его словам. Бывает, что человек новоначальный может ошибиться или сказать что-то богословски неверное. Тут важно иметь такт очень мягко его поправить.
Важно никого не принуждать к высказываниям. Каждый вправе пропустить свое слово. Бывало, что кто-либо из активных участников на какой-либо встрече сидел практически молча, но потом делился тем, что получил от этой встречи гораздо больше, чем от других.
Иногда возникают столь интересные вопросы, что хочется углубляться в них до бесконечности. И здесь надо не дать уйти встрече в отвлеченные «дебри». Мне очень помогает формулировка: давайте отложим это «на чай». Обычно к чаю этот вопрос либо отпадает, либо за чаем после встречи бывает не пустая, а содержательная беседа.
Что делает ведущий?
На каждой встрече есть ведущий. И ведущий не всегда я. Иногда может вести и кто-то еще, но желательно имеющий опыт участия во встречах. Ведущим, скажу честно, быть непросто. Вместо внимательного вчитывания в текст приходится внимательно следить за ходом встречи. Приходится «обкрадывать себя». Но без ведения встреча развалится.
Надо сказать, что ведущему нередко приходится проявлять твердость и принципиальность. Некоторые негативные моменты стоит вежливо, но твердо и убедительно пресекать. Злостным нарушителям правил – смеющимся, перебивающим, спорящим, не дающим договорить – приходится делать внушения. Тут на ведущем лежит особая ответственность – сделать это с христианской любовью. Возможно, придется пожертвовать собственным спокойствием ради ближних.
Помимо ведущего, на наших встречах сначала был еще и «книжник», т.е. человек, который готовился по святоотеческим толкованиям этого отрывка. Чаще всего им был я. По моим ощущениям, одновременно быть ведущим и «книжником» сложно. Но, к счастью, постоянные участники встреч со временем вдохновились и теперь готовят толкования сами. «Книжников» в нашем ряду прибыло.
Интересно, когда есть возможность кому-то подобрать исторические факты, связанные с отрывком. Но наш опыт показывает, что перебор научно-богословской информации идет не на пользу встрече.
Иногда на встречах хватает и толкований, и исторических данных, но отрывок остается нераскрытым в нравственном или аскетическом смысле. Я обычно прошу подыскать хорошие проповеди хороших проповедников на этот эпизод. Это делает встречу не только научно-познавательной, но и душеполезной.
Теперь о самом обсуждении. Обычно именно эта часть вызывает некоторое подозрение у людей осторожных. Стих читает кто-то вслух, а потом каждый желающий либо задает вопросы, которые у него возникли, либо говорит, как он этот стих понял. Затем мы ищем ответы на вопросы у толкователей, а мнения людей сверяем с мнениями Отцов. Иногда, когда никто не решается что-либо сказать, можно просто попросить кого-либо пересказать стих своими словами. И вот тут часто очень заметно, что у нас почти нет навыков говорить о Писании. Вроде мы понимаем, о чем речь в отрывке, а рассказать не можем.
Заканчивается встреча обычно так. Ведущий по кругу предлагает высказаться каждому желающему по всему отрывку и по впечатлениям от встречи. Скажу честно, мне очень памятны эти «финальные круги». Именно здесь мы на каждой встрече слышим: «а я и не думал, что этот отрывок столь глубокий!» «а я и не знал, что так интересно читать Евангелие!» «я сто раз читал этот отрывок, а сегодня посмотрел на него совсем иначе!».
Если ведущий — священнослужитель
Если есть священнослужитель, который участвует во встречах – это замечательно. Но я столкнулся с тем, что кроме уважения к сану есть у молодежи некоторая настороженность или боязнь. Боязнь ошибиться в словах, боязнь высказать свое мнение, боязнь получить суровое внушение. Мне «повезло», что я оказался близок по возрасту большинству участников. Но и меня подмывало то и дело встать в позу учителя и наставника. Но именно благодаря этим встречам я понял, как много я еще не знаю и как мало я знаю. Первые же вопросы по Писанию, богословию, церковной истории спустили меня «с небес на землю». И я понял, как небрежно я учился и как много мне предстоит еще освоить. Но, поверьте, останавливаться в таких случаях не стоит. Иногда честный ответ священнослужителя «простите, я не знаю» располагает больше, чем поучения. В итоге мы сошлись на том, что вопросы, на которые у нас нет ответа, оставлять в качестве «домашнего задания».
Если же во встрече участвует человек подкованный – профессор, богослов, историк, то тут вопросов без ответа почти не остается. Но формат меняется сильно. На встрече есть очевидный центр, которого слушают и хотят слышать все. Думаю, такие встречи очень полезны, но вместе с ними стоит проводить встречи и без «эксперта», возникшие вопросы на которых просто можно записывать.
Самое опасное, по-моему, когда участники забывают, куда и зачем они пришли. И вот тогда потихоньку начинаются прорастать семена раздражительности, обиды, осуждения, гнева. Бывало, что и такое появлялось. Но, с Божией помощью, прошло. В тот период я попытался сформулировать, что мне помогает избегать всего этого. Надеюсь, мои мысли помогли еще кому-то. Вот они.
1. Ответьте себе честно на вопрос: «зачем я иду на встречу кружка, что я хочу получить на этой встрече?».
2. Главная цель кружка, если формулировать просто – это глубже понять отрывок из Священного Писания и через это стать хоть на немножко ближе к Богу.
3. Для каждого из нас польза от кружка напрямую зависит от нашего желания получить эту пользу. Поэтому во время встречи лучше сосредоточиться на том, что лично я вынесу из встречи, из этого отрывка.
4. Постарайтесь воспринимать других участников кружка, как ваших братьев и сестер – разных и непохожих друг на друга, со своими немощами и недостатками, но близких нам в желании понять Писание, близких нам во Христе.
5. Если возникают негативные чувства, если понимаете, что «нет нужного настроя», и вас раздражают, возмущают или оскорбляют чьи-то слова или поступки – постарайтесь внутренне помолиться.
6. Помните, что у нас не интеллектуальный и не дискуссионный клуб. Мы ВМЕСТЕ и с Божьей помощью пытаемся глубже проникнуть в смысл Евангельского отрывка.
Эти встречи стали частью моей жизни. Как ни печально это звучит, но я не знаю, стал бы я читать все эти толкования, если бы не кружок. Не правда ли страшновато слышать такое от самого себя? Священнослужитель, молодой, с образованием. Но я, и правда, не много читал толкований до этого кружка. Службы, послушания, домашние заботы… Вот и получается, что эти встречи нужны, в первую очередь, мне. Ну, а если нужны, то как не продолжать?