библейский кружок при храме

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

библейский кружок при храмебиблейский кружок при храмебиблейский кружок при храмебиблейский кружок при храмебиблейский кружок при храме

библейский кружок при храме

Главные новости

Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»

В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту

Архив

О библейских кружках на приходе

Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия.

О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при Московской духовной академии, катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов.

Статья опубликована в журнале «Православное образование» (№ 2 (6), 2013).

Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся.

На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека.

Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.

Первостепенным необходимым условием участия в евангельском кружке является вера в то, что то, что мы сейчас читаем и обсуждаем, — действительно является словом, сказанным Богом человеку и человечеству через пророков и апостолов. Только тогда можно понять текст Священного Писания, когда мы примем его как слова, сказанные Живым Богом.

Пока участники собираются, некоторое время должно пройти, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Необходимо следовать рекомендации молитвослова перед утренними молитвами: «встав перед иконой, подожди, пока все чувства твои улягутся, и тогда начни молитву». Обычно это время тратится также на то, чтобы все подождали опаздывающих, попили чай, поделились новостями — горестями и радостями.

Священное Писание необходимо воспринимать и изучать в контексте Священного Предания, которым движет Святой Дух. Поэтому без обращения к Богу, без молитвенного настроя, изучение и осмысление Откровения вряд ли будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором. Таким образом, размышление — это не только и не столько въедливый анализ текста и стремление поспорить — пусть даже с самим собой — ради докапывания до некоей «истины», а стремление заглянуть в глубину своего сердца и обратиться к Богу с просьбой помочь нам понять Евангелие.

В обсуждении Евангелия участвуют все, ибо это есть проявление соборности, общий соборный духовный, молитвенный и жизненный ответ Богу на обращенное Им к человеку слово.

Если во время проведения встречи человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь. Но не стоит говорить человеку: «Ты не прав», — это не только некорректно, но и может обидеть человека, и не факт, что он придет на занятие в следующий раз. Это будет тяжелым испытанием для совести ведущего.

Не стоит говорить о постороннем. Даже делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных жизненных примерах. Чтобы не перебивать друг друга, существует традиция обсуждения по кругу. К каждому участнику надо относиться не только с уважением, но и с чуткостью.

Варианты прочтения библейского отрывка могут быть разными: отрывок может прочесть ведущий или его помощник, ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться, читать «с чувством, с толком, с расстановкой», чтобы каждое слово отложилось в сердце и в сознании человека. Читать лучше по-русски. Чтение должно быть осмысленным — столь же осмысленным, как молитва.

После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно, про себя, после чего сделать небольшую паузу, которую все проводят в тишине, молитве и осмыслении прочитанного. В течение встречи важно несколько раз возвращаться к повторному чтению отрывка или отдельных его частей.

Несколько правил обсуждения отрывка

Одно из главных и важнейших правил обсуждения — регламент. Ведущему стоит напоминать собравшимся о том, что евангельский кружок — это не театр одного актера, и что совесть каждого должна предписывать ему следить за временем своей речи.

Участники евангельского кружка высказываются в духе взаимного уважения, по кругу, говоря от сердца. Эта особенность проведения встреч делает недопустимым поучение одних членов кружка другими или кем-либо одним, в первую очередь — ведущим.

Неприемлемыми являются такие предпосылки участия, как желание «сказать, как правильно», «рассказать, как надо» и другие худшие проявления тоталитарного подхода к Богом данной свободе человеческой личности.

Часто встречающаяся ошибка начинающих ведущих — это поминутное обращение к молчащим участникам: «Ну скажи хоть что-то». Этого делать не стоит, ведь у каждого из участников свой психологический настрой, свой ритм духовной жизни.

После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые только что были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. Бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы. Нередко бывает, что в самых простых и незамысловатых словах человек вдруг слышит то, что «попадает в точку», дает ему ответ на его переживания.

Рекомендации ведущему, необходимые для начинающих

Самая главная рекомендация — не подменять собой Священное Писание, личность Христа. В этом смысле мирянину бывает гораздо проще вести кружок, чем священнику. Служение священника — это служение, в том числе церковного учительства, а ведущий-мирянин не отличается от других членов кружка, поэтому его функции могут сводиться к модерации дискуссии, контролю над правилами, соблюдением дружеской атмосферы, поддержанием молитвенного настроя.

Вторая важная рекомендация — не бояться пауз, а использовать их для внутренней молитвы, сосредоточения.

Принимая во внимание тот факт, что одной из целей начальной катехизации является научение вере и введение в традицию церковной жизни, организация кружков по изучению Библии для этих целей возможна после базовой катехизации (от одной до четырех бесед) как до, так и после принятия Таинства Крещения.

Принцип организации библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в решении двух задач:

Эти две задачи решаются, соответственно, 1) определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков (об этом читайте в полной версии статьи на медиапортале www.media.otdelro.ru); 2) введением в годовую «программу» чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих, во-первых, усвоению знаний участниками, во-вторых, выявлению ведущим группы того, насколько и каким образом церковная вера «впитана» участниками, в-третьих, более ощутимому введению членов кружка в обыденные аспекты приходской жизни — литургические и бытовые.

Таким образом, евангельский кружок становится местом кристаллизации новой части прихода, новой молодой общины. Участники евангельских кружков, или библейских групп, становятся друзьями, объединенными в Церкви вокруг Священного Писания.

Источник

Проведение библейских кружков (Евангельских групп) на приходе

В зависимости от поставленной цели библейская катехизация может реализовываться в следующих формах: [1]

1. Группы библейской катехизации (библейские беседы)

В этих группах особое внимание уделяется святоотеческим толкованиям и библейским комментариям. В своей деятельности подобные группы в большей степени ориентированы на катехизацию, их цель — формирование мировоззрения участников. Гарантом церковности группы в глазах ее участников выступает священник или катехизатор — ведущий группы.

2. Библейский (евангельский) кружок

В данных группах акцент ставится на личностном восприятии текста, на том следе, который Писание оставляет в душах участников, и том, как слова Христа можно прилагать к своей жизни.

Цель подобных групп: актуализация религиозного опыта участников и развитие навыка рассуждения на темы, данные Священным Писанием. Такие группы могут ставить перед собой как миссионерские, так и катехизические задачи.

Роль ведущего в евангельском кружке наименее авторитарна и сводится к общему направлению дискуссии, наблюдению за соответствием дискуссии правилам группы и озвучиванию православной позиции в случае, если участниками было высказано неправославное мнение по поводу понимания библейского текста.

Ниже представлены рекомендации по организации и ведению библейского (евангельского) кружка.

Рекомендации составлены на основе доклада С. В. Рогунова на ХХI Международных Рождественских образовательных чтениях

Одной из возможностей совместной церковной деятельности верующих людей, способствующих приобретению осмысленной, деятельной веры, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе личностного восприятия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что во время таких встреч вырабатывается важнейшее для христианина качество — богословская рефлексия.

Главная задача восприятия Священного Писания, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как заповедь Христа Спасителя, как попытку обратиться напрямую к сердцу человека. В этой системе координат основным учителем, «передатчиком информации» является само Священное Писание.

Поскольку Священное Писание — это Откровение Божие, то читать, понимать, изучать его прежде всего необходимо на основе духовного опыта и молитвенного обращения к Богу. Этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является самостоятельным толкованием Слова Божия или попыткой создания чего-то нового, отличного от учения Церкви. Здесь ставятся задачи — обсуждения, личностного восприятия, богословского и нравственного осмысления Слова Божия.

Ведущему евангельского кружка принадлежат обязанности, во-первых, координатора, во-вторых — ответственного за создание условий, при которых каждый участник встречи будет способен воспринять Евангелие в соответствии с духовной евангельской традицией, сохраняемой в Православии.

Такие беседы ощутимым образом содействуют более органичному вхождению человека в литургическую традицию Православия — помогают ему приобщиться к Исповеди, Причащению и храмовому богослужению.

Важным аспектом является регулярное общение членов катехизического евангельского кружка (библейской группы) с настоятелем (священником). Это повышает ответственность участников за происходящее в храме и приходе и стремление помочь сотрудникам храма в их повседневном труде (организовать раздачу святой воды на Крещение, посильно поучаствовать в ремонте помещений, помыть полы после службы и т. п.).

Специфика методики проведения встреч по изучению Священного Писания зависит от:

а) уровня богословских знаний, целеполагания, личностных и профессиональных качеств ведущего;

б) специфики аудитории (возраста большинства участников; уровня воцерковленности и богословского образования участников; степени знакомства участников группы друг с другом, количества участников в группе, давности их встреч; места, где эти встречи проводятся).

Ниже сформулированы общие методические рекомендации для ведущих:

Такое специальное обсуждение желательно устраивать один раз через каждые четыре-пять встреч евангельского кружка, причем на подобных встречах целесообразно присутствие настоятеля или иного священнослужителя. Очень серьезным подспорьем в воцерковлении членов группы будет возможность задать эти вопросы священнику и получить одновременно информативный и компетентный и вместе с тем авторитетный в духовном плане ответ. Ведущему следует записывать вопросы при их появлении и заранее передавать их священнику для более эффективной подготовки подобной беседы. Встреча с настоятелем будет способствовать также привыканию к регулярному общению с духовенством и созданию более доверительных отношений между духовенством и членами приходской общины.

Также упомянутые наиболее сложные вопросы осмысления Священного Писания, богословия и христианской жизни возможно обсуждать самостоятельно. Для этого подходит форма докладов, которые поначалу также готовит ведущий, а со временем поручает подготовку нескольким участникам кружка. В течение года каждый член группы, таким образом, окунется в мир христианской письменности, а подготовка докладов под руководством ведущего обеспечит правильное направление мысли начинающего христианина. Особую значимость этим докладам для группы придает тот факт, что тематика таких занятий не является отвлеченно-теоретической, а соответствует тем запросам, которые появились у участников библейской группы во время совместного чтения и обсуждения Священного Писания.

При проведении бесед в группе для маловоцерковленных людей, недавно начавших свой путь в вере, важными являются две задачи:

1) создать условия для того, чтобы человек не перестал посещать эти занятия;

2) создать условия, при которых будет возможным усвоение новых знаний о самых важных вопросах понимания Писания, вероучения и представлений о Боге, которые Церковь хранит в своем Священном Предании и являет через святоотеческое понимание Слова Божия.

Евангельский кружок является сосредоточением благожелательной атмосферы, что делает его привлекательным для людей, которые еще не являются осознанными членами Церкви, но ищут более глубокого осмысления своей жизни. Такие встречи, или занятия, становятся местом духовной и просто дружеской поддержки, местом христианской солидарности.

Проведение занятия евангельского кружка не может быть полностью спланировано заранее. Можно обеспечить только заданность условий, при которых самостоятельное духовно-интеллектуальное осмысление веры каждым участником будет более или менее прогнозируемо в самых общих основах и категориях.

Учитывая задачи длительной катехизации, а также специфику евангельских кружков, предполагающую регулярность их проведения и постоянство участия, программа катехизации с помощью кружков должна быть рассчитана на один календарный год или более.

Таким образом, основной «механизм» применения библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в нацеленности на осмысление веры и духовно-нравственном возрастании участников группы.

— определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков;

— введением в годовой цикл чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих как усвоению знаний участниками, так и участию в приходской жизни.

Поскольку подчинить кружок определенной схеме и программе сложно, подбор отрывков для обсуждения в рамках такого курса должен соответствовать основным направлениям развития духовной и церковной жизни начинающего христианина.

Ниже представлен вариант подбора отрывков из Священного Писания в соответствии с тематическим делением.

ТемаОтрывки
1.Кто такой Бог?Быт. 17:1–11, Ис. 53, Иер. 31:31–34, Мф. 14:23–33, Лк. 15:11–32, Лк. 22:17–20, Флп. 2:1–17, 1 Кор. 13:1–13
2.Церковь как община учеников ХристовыхМф. 5:1–16, Лк. 18:10–14, Деян. 2:1–47 (вариант 2:41–47), Деян. 9:1–22
3.Библейские основы вероучения Православной ЦерквиНав. 1:1–9, Иов 7:1–21, Ин. 1:1–14, Евр. 8:6–13, Лк. 24:13–36, Мк. 10:32–45, Ин. 4:5–42, Деян. 4:7–37
4.Христианская нравственностьИс. 58:6–11, Рим. 12, Иак. 1–4

Схематически проведение евангельского кружка можно представить следующим образом.

Пока участники собираются, должно пройти некоторое время, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Может быть организовано краткое чаепитие, предваряемое молитвой.

Совместная молитва перед чтением. Молитвенный настрой при изучении Священного Писания необходим, поскольку без обращения к Богу изучение и осмысление Откровения не будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором.

Варианты первичного прочтения библейских отрывковмогут быть следующими: отрывок может прочесть ведущий или помощник ведущего; ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться. Читать Библию целесообразно в русском переводе. Чтение должно быть осмысленным.

После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно про себя. В конце такого самостоятельного повторного прочтения необходимо запланировать небольшую паузу, которую все проводят в тишине и осмыслении прочитанного.

Разбор текстов Священного Писания следует выстраивать в соответствии с приведенными ниже основными принципами:

При изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования. Основными формами использования святоотеческих текстов являются:

— зачитывание святоотеческого толкования в конце встречи ведущим либо одним из участников группы;

— составление ведущим выборки из толкований или конспекта, в котором отражается самое важное, ключевые мысли по обсуждаемому библейскому отрывку;

— использование ведущим святоотеческих комментариев в процессе разбора текста.

В обсуждении предполагается участие всех членов кружка, однако, если кто-то воздерживается от высказываний, его не следует принуждать к этому.

Важно соблюдение регламента. Не допускается перебивать говорящего. Очередность высказываний может быть определена проведением обсуждения по кругу, а может быть не задана.

Во время проведения встречи не рекомендуется в жесткой форме говорить участнику, чье высказывание кажется неточным, что он не прав. Если человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь, но сделать это необходимо корректным образом.

Не должно быть поучения одними членами кружка, в том числе ведущим, других.

Главная тема встречи — это Священное Писание, от этой темы нельзя отклоняться сильно. Конечно, люди обсуждают свою жизнь, но делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных примерах.

После того как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. То, что озвучивает каждый из участников, является общим вкладом, поэтому бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы.

Далее следуетвторичное чтение отрывка из Священного Писания одним из вышеперечисленных способов, подведение итогов и совместная молитва.

[1] Составлено на основе классификации, предложенной Ф. Ф. Ярмошем в статье «Обзор методологических подходов к изучению Библии в малых группах в РПЦ в современной России».

Источник

Евангельский кружок: опыт одной общины — диакон Алексий Сорокин

Пред­ла­гаем Вам рас­сказ диа­кона Алек­сия Соро­кина, кли­рика храма свя­ти­теля Нико­лая у Соло­мен­ной сто­рожки, о том, как он про­во­дит Еван­гель­ский кру­жок на своем при­ходе. Будем рады, если кому-то этот опыт ста­нет инте­ре­сен и полезен.

Евангельский кружок: опыт одной общины

Пред­ла­гаем Вам рас­сказ диа­кона Алек­сия Соро­кина, кли­рика храма свя­ти­теля Нико­лая у Соло­мен­ной сто­рожки, о том, как он про­во­дит Еван­гель­ский кру­жок на своем при­ходе. Будем рады, если кому-то этот опыт ста­нет инте­ре­сен и полезен.

Кружки по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния, или Еван­гель­ские кружки — давно извест­ный фор­мат не только моло­деж­ных встреч, но и, вообще, вне­бо­го­слу­жеб­ных встреч при­хо­жан или чле­нов цер­ков­ных общин. Но сей­час он все чаще пред­ла­га­ется именно для работы с моло­де­жью на при­хо­дах. Таким встре­чам, спо­со­бам их про­ве­де­ния, раз­лич­ным их вари­ан­там посвя­щен ряд ста­тей, посо­бий, мето­ди­чек, и мне, с моим совсем неболь­шим опы­том в этой обла­сти, навер­ное, и не сто­ило бы и начи­нать писать на эту тему, если бы не горя­чее жела­ние поде­литься с дру­гими сво­ими мыс­лями, наблю­де­ни­ями и этим самым неболь­шим опытом.

Мне кажется, кон­крет­ный опыт кон­крет­ных людей с их уда­чами и неуда­чами в дан­ном слу­чае может мно­гим помочь. В тео­ре­ти­че­ских рабо­тах или в учеб­ни­ках часто не хва­тает именно таких реаль­ных исто­рий из жизни.

В любом слу­чае, прошу рас­смат­ри­вать мой рас­сказ о нашем кружке, как об одном из вари­ан­тов в кон­крет­ном месте в кон­крет­ное время. Буду рад, если кому-то он помо­жет в деле созда­ния групп по изу­че­нию Писа­ния. И буду еще более рад, если мой рас­сказ побу­дит и дру­гих, более опыт­ных в этом вопросе, людей поде­литься с нами своим «бага­жом».

Как все начиналось

Начи­на­лось все довольно неожи­данно для меня, как и вся моя «моло­деж­ная дея­тель­ность», кото­рой на тот момент было не больше года. Кто-то из тех, кто бывал на подоб­ных встре­чах в дру­гих местах, поде­лился своим опы­том, кто-то про­сто хотел изу­чать Писа­ние и основы веры. Как ни банально это зву­чит, необ­хо­ди­мость таких встреч про­сто назрела. Группа жила про­гул­ками, кино, сов­мест­ным отды­хом, играми, а «духов­ная» состав­ля­ю­щая была «сла­бо­ва­той». Так сло­жи­лось, что группу состав­ляют при­хо­жане раз­ных хра­мов, есть люди мало воцер­ко­в­лен­ные, есть и вовсе некре­ще­ные. Сде­лать, напри­мер, регу­ляр­ные молебны было сложно даже тех­ни­че­ски. Во-пер­вых, я не свя­щен­ник, во-вто­рых, надо храм остав­лять откры­тым допоздна, в‑третьих, я не был уве­рен, что молебны смо­гут заин­те­ре­со­вать людей новых в храме и в группе. Вся эта про­блема меня сильно забо­тила, но я не мог никак при­ду­мать, как нащу­пать то, что нужно именно нам.

Эту нехватку ощу­щал не только я. Идея соби­раться по «духов­ным» пово­дам про­сто витала в воз­духе на встре­чах. И как-то раз она была выска­зана и под­дер­жана. Но все было не так про­сто. Мало кто, а осо­бенно я, пред­став­лял, как это сде­лать, какой дол­жен быть фор­мат. Шли дол­гие и затя­ну­тые обсуж­де­ния в группе. Было ясно, что надо решаться, выби­рать день и про­во­дить встречу. И, как спе­ци­ально, первую встречу ребята назна­чили на день, когда я никак не мог прийти. Конечно, ника­кого злого умысла в этом не было. Но как же я тогда пере­жи­вал! Мне каза­лось, что теперь уж точно после этой встречи группа укло­нится в рас­кол или пре­вра­тится в секту. Ох, и попор­тил я нер­вов себе и окру­жа­ю­щим! Даже странно, что после всего этого вто­рая встреча все-таки про­шла с моим участием.

А после пер­вой встречи народ был очень вдох­нов­лен. Всем встреча понра­ви­лась, все гово­рили о своих впе­чат­ле­ниях, как было инте­ресно, живо и полезно, как мно­гие почув­ство­вали инте­рес к Писа­нию. Это меня еще больше насто­ро­жило и оби­дело. Я ста­рался в обсуж­де­ниях мак­си­мально охла­дить этот пыл, боясь раз­ных «пре­ле­стей» и «ере­сей». Но после вто­рой встречи я сам ока­зался в таком же радостно-окры­лен­ном состо­я­нии. Все мои попытки найти и пре­сечь «ереси» и «пре­ле­сти» на вто­рой встрече ока­за­лись без­успеш­ными. Ничего подоб­ного там про­сто не было. А было живое, серьез­ное и вдум­чи­вое изу­че­ние избран­ного отрывка и его тол­ко­ва­ний. И тогда по соб­ствен­ному состо­я­нию и по горя­щим гла­зам моло­дежи я понял, что мы про­сто обя­заны продолжать.

И про­дол­жили. За это время у нас были самые раз­ные отрывки самые раз­ные вари­анты встреч. Меня­лось и число участ­ни­ков и состав. Про­во­дили мы встречу и у наших дру­зей в клубе «Про­лог» при Николо-Угреш­ском мона­стыре. Были у нас и гости – свя­щен­но­слу­жи­тели, про­фес­сора, в таких слу­чаях фор­мат был несколько иной. Впро­чем, каж­дая встреча все­гда не похожа на дру­гие. Каж­дая – опре­де­лен­ный урок. Все­гда после кружка вижу кучу мину­сов и недо­че­тов, кото­рые ста­ра­юсь не допу­стить в даль­ней­шем. Но на каж­дой встрече все­гда есть хоть один чело­век, кото­рый искренне, от сердца бла­го­да­рит орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков. И это доро­гого стоит.

Как поется в одном из мульт­филь­мов, «как вы яхту назо­вете, так она и поплы­вет». В обсуж­де­ниях и внут­рен­них раз­го­во­рах мы все­гда назы­вали эти встречи «Еван­гель­ский кру­жок» или ЕК. Про­сто и понятно. Но неко­то­рые услы­шали в этом что-то от еван­ге­ли­стов – еван­гель­ских хри­стиан. Назва­ние сразу насто­ра­жи­вало. Поэтому решили назы­ваться – Кру­жок по изу­че­нию Свя­щен­ного Писания.

А после несколь­ких встреч по ини­ци­а­тиве самих участ­ни­ков было решено посвя­тить наши встречи памяти свя­щен­но­му­че­ника Вла­ди­мира (Амбар­цу­мова), кото­рый не только слу­жил в нашем храме в 30е гг. про­шлого века, но и был акти­ви­стом моло­деж­ного дви­же­ния, а также орга­ни­зо­вы­вал подоб­ные кружки. Насто­я­тель бла­го­сло­вил это начи­на­ние. Для меня было чудом, что ини­ци­а­тива шла «снизу». Верю, что свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир не остав­ляет наш кру­жок сво­ими молит­вами. Не про­сто верю, а вижу. Какие бывали труд­но­сти и как эти труд­но­сти уле­ту­чи­ва­лись. Разве не чудо?

Как мы про­во­дим встречи

За основу мы взяли извест­ную мето­дичку Вла­ди­мира Стре­лова «Еван­гель­ские чте­ния, как форма работы со сту­ден­че­ской моло­де­жью». Правда, я сам ее про­чи­тал уже после того, как мы про­вели несколько встреч. Воз­можно, это даже сыг­рало поло­жи­тель­ную роль, так как я не боялся про­бо­вать, что-то менять в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции. Но, разу­ме­ется, про­чи­тать такого рода реко­мен­да­ции было очень полезно. Жела­ю­щий узнает из этой бро­шюры все необ­хо­ди­мое для созда­ния кружка. Я здесь рас­скажу лишь об отдель­ных нюан­сах и осо­бен­но­стях именно наших встреч при нашем храме.

Как это ни странно, начи­наем встречу мы обычно с чае­пи­тия, на кото­ром все сво­бодно обща­ются. В какой-то момент было заме­чено, что начи­нать сразу читать Писа­ние не полу­ча­ется, нет долж­ного настроя. Кру­жок про­хо­дит по вече­рам, мно­гие едут с работы или учебы, ино­гда опаз­ды­вают. Пере­ку­сить в дан­ном слу­чае про­сто необ­хо­димо. «Пустое брюхо к уче­нью глухо». Кроме того, если не дать моло­дежи пооб­щаться, они будут пытаться это сде­лать во время чте­ния Еван­ге­лия. Однако больше полу­часа на чай мы ста­ра­емся не отво­дить. Иначе пере­клю­читься с весе­лого обще­ния на серьез­ный лад бывает слож­но­вато. Обычно веду­щий напо­ми­нает участ­ни­кам о том, что чай бли­зится к концу и про­сит всех посте­пенно ути­хать и внут­ренне настраиваться.

Затем мы либо пере­са­жи­ва­емся за дру­гой стол, либо уби­раем всю еду. Все­гда кто-то норо­вит что-то съесть не вовремя. Затем мы молимся перед чте­нием Писа­ния и к обыч­ным молит­вам мы добав­ляем тро­парь и вели­ча­ние свя­щен­но­му­че­нику Вла­ди­миру Мос­ков­скому (Амбар­цу­мову). Были порывы молиться больше, но пока они не нашли отклик у боль­шин­ства участ­ни­ков. Уве­рен, что это ста­нет воз­мож­ным, когда все «созреют».

После этого веду­щий обя­за­тельно гово­рит некое ввод­ное слово, в кото­ром должны так или иначе про­зву­чать пра­вила встречи. Если пра­вила не озву­чить, то при­дется по ходу встречи то и дело к ним воз­вра­щаться. Даже при посто­ян­ном составе участ­ни­ков стоит о них напо­ми­нать. Тут очень важно не «пере­бор­щить» со сло­вом «не». Заме­чено, что когда веду­щий выска­зы­вает мно­же­ство «не», участ­ники сидят и боятся ска­зать лиш­нее слово.

Отры­вок у нас выби­ра­ется зара­нее – по жела­нию участ­ни­ков или в соот­вет­ствии с бли­жай­шим празд­ни­ком. Чита­ется отры­вок обычно по сти­хам. После каж­дого стиха – обсуж­де­ние. Опыт­ные люди сове­туют брать не больше 10 сти­хов. Но у нас были и боль­шие отрывки. Но читали их уже не по сти­хам, а по частям. Ино­гда мы берем парал­лель­ные отрывки из раз­ных Еван­ге­лий. Тогда читаем одно по сти­хам, а осталь­ные цели­ком. В любом слу­чае, встреча не должна быть затя­ну­той, нужна некая динамика.

Удобно рас­пе­ча­ты­вать чита­е­мые отрывки на листоч­ках и раз­да­вать. На них тогда каж­дый может делать себе пометки. К слову, свои такие пометки я сохра­няю. Минус – нельзя посмот­реть парал­лель­ные места или кон­текст отрывка. Поэтому томики Писа­ния у нас все­гда на столе в доста­точ­ном числе экземпляров.

Пра­вила были сфор­му­ли­ро­ваны не сразу. Но совсем без пра­вил вести кру­жок было не воз­можно. В итоге попро­бо­вали общими уси­ли­ями их запи­сать. Полу­чился солид­ный текст, кото­рый выло­жили в сети на стра­ничке группы. Но, как выяс­ни­лось, никто эти пра­вила там не читает. Потому и при­хо­дится о них пери­о­ди­че­ски напо­ми­нать. Жела­тельно это делать твор­че­ски, а не про­сто зачитывать.

Я не буду при­во­дить здесь все пра­вила. Напишу лишь самое акту­аль­ное на мой взгляд.

Выска­зы­ва­ния должны быть крат­кими. Это учит людей выра­жаться более точно и вни­ма­тельно слу­шать дру­гих. Навы­ков послед­него, к сожа­ле­нию, мно­гие из нас лишены. И кру­жок – хоро­шая школа уме­ния слушать.

Еще очень важно не дис­ку­ти­ро­вать и не навя­зы­вать свою точку зре­ния, не оце­ни­вать выска­зы­ва­ния дру­гого, не пере­би­вать, не поправ­лять и не под­ска­зы­вать. Да, бывает, чело­веку трудно сфор­му­ли­ро­вать мысль, но ему легче помочь не под­сказ­кой, а вни­ма­нием к его сло­вам. Бывает, что чело­век ново­на­чаль­ный может оши­биться или ска­зать что-то бого­слов­ски невер­ное. Тут важно иметь такт очень мягко его поправить.

Важно никого не при­нуж­дать к выска­зы­ва­ниям. Каж­дый вправе про­пу­стить свое слово. Бывало, что кто-либо из актив­ных участ­ни­ков на какой-либо встрече сидел прак­ти­че­ски молча, но потом делился тем, что полу­чил от этой встречи гораздо больше, чем от других.

Ино­гда воз­ни­кают столь инте­рес­ные вопросы, что хочется углуб­ляться в них до бес­ко­неч­но­сти. И здесь надо не дать уйти встрече в отвле­чен­ные «дебри». Мне очень помо­гает фор­му­ли­ровка: давайте отло­жим это «на чай». Обычно к чаю этот вопрос либо отпа­дает, либо за чаем после встречи бывает не пустая, а содер­жа­тель­ная беседа.

Что делает ведущий?

На каж­дой встрече есть веду­щий. И веду­щий не все­гда я. Ино­гда может вести и кто-то еще, но жела­тельно име­ю­щий опыт уча­стия во встре­чах. Веду­щим, скажу честно, быть непро­сто. Вме­сто вни­ма­тель­ного вчи­ты­ва­ния в текст при­хо­дится вни­ма­тельно сле­дить за ходом встречи. При­хо­дится «обкра­ды­вать себя». Но без веде­ния встреча развалится.

Надо ска­зать, что веду­щему нередко при­хо­дится про­яв­лять твер­дость и прин­ци­пи­аль­ность. Неко­то­рые нега­тив­ные моменты стоит веж­ливо, но твердо и убе­ди­тельно пре­се­кать. Злост­ным нару­ши­те­лям пра­вил – сме­ю­щимся, пере­би­ва­ю­щим, спо­ря­щим, не даю­щим дого­во­рить – при­хо­дится делать вну­ше­ния. Тут на веду­щем лежит осо­бая ответ­ствен­ность – сде­лать это с хри­сти­ан­ской любо­вью. Воз­можно, при­дется пожерт­во­вать соб­ствен­ным спо­кой­ствием ради ближних.

Помимо веду­щего, на наших встре­чах сна­чала был еще и «книж­ник», т.е. чело­век, кото­рый гото­вился по свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­ниям этого отрывка. Чаще всего им был я. По моим ощу­ще­ниям, одно­вре­менно быть веду­щим и «книж­ни­ком» сложно. Но, к сча­стью, посто­ян­ные участ­ники встреч со вре­ме­нем вдох­но­ви­лись и теперь гото­вят тол­ко­ва­ния сами. «Книж­ни­ков» в нашем ряду прибыло.

Инте­ресно, когда есть воз­мож­ность кому-то подо­брать исто­ри­че­ские факты, свя­зан­ные с отрыв­ком. Но наш опыт пока­зы­вает, что пере­бор научно-бого­слов­ской инфор­ма­ции идет не на пользу встрече.

Ино­гда на встре­чах хва­тает и тол­ко­ва­ний, и исто­ри­че­ских дан­ных, но отры­вок оста­ется нерас­кры­тым в нрав­ствен­ном или аске­ти­че­ском смысле. Я обычно прошу подыс­кать хоро­шие про­по­веди хоро­ших про­по­вед­ни­ков на этот эпи­зод. Это делает встречу не только научно-позна­ва­тель­ной, но и душеполезной.

Теперь о самом обсуж­де­нии. Обычно именно эта часть вызы­вает неко­то­рое подо­зре­ние у людей осто­рож­ных. Стих читает кто-то вслух, а потом каж­дый жела­ю­щий либо задает вопросы, кото­рые у него воз­никли, либо гово­рит, как он этот стих понял. Затем мы ищем ответы на вопросы у тол­ко­ва­те­лей, а мне­ния людей све­ряем с мне­ни­ями Отцов. Ино­гда, когда никто не реша­ется что-либо ска­зать, можно про­сто попро­сить кого-либо пере­ска­зать стих сво­ими сло­вами. И вот тут часто очень заметно, что у нас почти нет навы­ков гово­рить о Писа­нии. Вроде мы пони­маем, о чем речь в отрывке, а рас­ска­зать не можем.

Закан­чи­ва­ется встреча обычно так. Веду­щий по кругу пред­ла­гает выска­заться каж­дому жела­ю­щему по всему отрывку и по впе­чат­ле­ниям от встречи. Скажу честно, мне очень памятны эти «финаль­ные круги». Именно здесь мы на каж­дой встрече слы­шим: «а я и не думал, что этот отры­вок столь глу­бо­кий!» «а я и не знал, что так инте­ресно читать Еван­ге­лие!» «я сто раз читал этот отры­вок, а сего­дня посмот­рел на него совсем иначе!».

Если веду­щий — священнослужитель

Если есть свя­щен­но­слу­жи­тель, кото­рый участ­вует во встре­чах – это заме­ча­тельно. Но я столк­нулся с тем, что кроме ува­же­ния к сану есть у моло­дежи неко­то­рая насто­ро­жен­ность или боязнь. Боязнь оши­биться в сло­вах, боязнь выска­зать свое мне­ние, боязнь полу­чить суро­вое вну­ше­ние. Мне «повезло», что я ока­зался бли­зок по воз­расту боль­шин­ству участ­ни­ков. Но и меня под­мы­вало то и дело встать в позу учи­теля и настав­ника. Но именно бла­го­даря этим встре­чам я понял, как много я еще не знаю и как мало я знаю. Пер­вые же вопросы по Писа­нию, бого­сло­вию, цер­ков­ной исто­рии спу­стили меня «с небес на землю». И я понял, как небрежно я учился и как много мне пред­стоит еще осво­ить. Но, поверьте, оста­нав­ли­ваться в таких слу­чаях не стоит. Ино­гда чест­ный ответ свя­щен­но­слу­жи­теля «про­стите, я не знаю» рас­по­ла­гает больше, чем поуче­ния. В итоге мы сошлись на том, что вопросы, на кото­рые у нас нет ответа, остав­лять в каче­стве «домаш­него задания».

Если же во встрече участ­вует чело­век под­ко­ван­ный – про­фес­сор, бого­слов, исто­рик, то тут вопро­сов без ответа почти не оста­ется. Но фор­мат меня­ется сильно. На встрече есть оче­вид­ный центр, кото­рого слу­шают и хотят слы­шать все. Думаю, такие встречи очень полезны, но вме­сте с ними стоит про­во­дить встречи и без «экс­перта», воз­ник­шие вопросы на кото­рых про­сто можно записывать.

Самое опас­ное, по-моему, когда участ­ники забы­вают, куда и зачем они при­шли. И вот тогда поти­хоньку начи­на­ются про­рас­тать семена раз­дра­жи­тель­но­сти, обиды, осуж­де­ния, гнева. Бывало, что и такое появ­ля­лось. Но, с Божией помо­щью, про­шло. В тот период я попы­тался сфор­му­ли­ро­вать, что мне помо­гает избе­гать всего этого. Наде­юсь, мои мысли помогли еще кому-то. Вот они.

1. Ответьте себе честно на вопрос: «зачем я иду на встречу кружка, что я хочу полу­чить на этой встрече?».

2. Глав­ная цель кружка, если фор­му­ли­ро­вать про­сто – это глубже понять отры­вок из Свя­щен­ного Писа­ния и через это стать хоть на немножко ближе к Богу.

3. Для каж­дого из нас польза от кружка напря­мую зави­сит от нашего жела­ния полу­чить эту пользу. Поэтому во время встречи лучше сосре­до­то­читься на том, что лично я вынесу из встречи, из этого отрывка.

4. Поста­рай­тесь вос­при­ни­мать дру­гих участ­ни­ков кружка, как ваших бра­тьев и сестер – раз­ных и непо­хо­жих друг на друга, со сво­ими немо­щами и недо­стат­ками, но близ­ких нам в жела­нии понять Писа­ние, близ­ких нам во Христе.

5. Если воз­ни­кают нега­тив­ные чув­ства, если пони­ма­ете, что «нет нуж­ного настроя», и вас раз­дра­жают, воз­му­щают или оскорб­ляют чьи-то слова или поступки – поста­рай­тесь внут­ренне помолиться.

6. Помните, что у нас не интел­лек­ту­аль­ный и не дис­кус­си­он­ный клуб. Мы ВМЕСТЕ и с Божьей помо­щью пыта­емся глубже про­ник­нуть в смысл Еван­гель­ского отрывка.

Эти встречи стали частью моей жизни. Как ни печально это зву­чит, но я не знаю, стал бы я читать все эти тол­ко­ва­ния, если бы не кру­жок. Не правда ли страш­но­вато слы­шать такое от самого себя? Свя­щен­но­слу­жи­тель, моло­дой, с обра­зо­ва­нием. Но я, и правда, не много читал тол­ко­ва­ний до этого кружка. Службы, послу­ша­ния, домаш­ние заботы… Вот и полу­ча­ется, что эти встречи нужны, в первую оче­редь, мне. Ну, а если нужны, то как не продолжать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *