библейское учение о рае

Земной рай и грехопадение

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт 2, 8).

Создав человека как венец творения, Господь устроил ему и особое место на земле — рай (сад) в Едеме, который находился на востоке. Современные исследователи место земного рая определяют в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге. Место это можно назвать колыбелью человечества.

Господь Бог, поселив человека в раю, заповедал ему возделывать и хранить Едемский сад.

Господь разрешил Адаму и Еве есть плоды со всех деревьев райского сада. Только с древа познания добра и зла Бог вкушать запретил. Древо это было реальным, а не символическим. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет смысл названия: «Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, потому что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI. 6).

В Библии рассказывается о том, что змей, которого диавол избрал орудием для соблазна прародителей, стал склонять прародителей нарушить заповедь, данную Богом: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3, 1). Ева подтвердила, что им Бог запретил вкушать эти плоды и предупредил: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт 3, 3). В ответ на это диавол говорит ложь, которая достигла цели, потому что возбудила в душе Евы гордость: нет, не умрете в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3, 4–5). Поверив искусителю и соблазнившись привлекательным видом запретного дерева, Ева вкусила плод и дала мужу. И он ел. Вина Адама была тяжелее, потому что он непосредственно получил от Бога эту заповедь еще до сотворения Евы. Он усугубил вину тем, что пытался оправдаться и возложить вину на Еву: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3, 12).

Святые отцы говорят, что грехопадение произошло по зависти диавола. Однако Творец дал человеку свободную волю. Поэтому главная вина ложится на наших прародителей.

Грехопадение наших прародителей нарушило первозданную гармонию бытия мира. Из земли вместо прежнего благодатного плодоношения стали произрастать терния и волчцы. Не только Адаму, но и всем последующим поколениям предстояло в поте лица добывать пищу.

Источник

Библейское учение о рае и аде

Библейское учение о рае и аде.

Тема рая и ада, можно сказать, является одной из центральных в религиозной сотериологии или учении о спасении. И актуальна она не только в христианстве. Но ограничимся мы рассмотрением данной темы именно в рамках христианской апологетики, где она вызывала всегда немало споров. Что же касается Православной церкви, то здесь такой вопрос имеет вполне однозначное решение, что наглядно видно из нижеследующего послания:

«Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно.
Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них».

Послание восточных патриархов 1723 года.

Ясно, что данные выводы основаны на учении ранних отцов церкви, утверждавших примерно следующее:

«Не забывай, мозги останутся в гробу, а душа найдёт себя в Небесах или в Аду».
Монах Симон Афонский.

Но ведь и отцы церкви основывали собственное учение не на пустом месте. Безусловно, что они здесь широко использовали Священное Писание, где и черпали необходимые для этого знания. Ведь, говоря о рае или об аде, всегда ими имелось в виду, что речь здесь идёт о неком потустороннем мире, который понимался всегда только духовно. И только этот иной мир был тем местом, где уже обитало бессмертие, и только туда могла попасть душа после смерти. Но отдельные подвижники веры достичь могли его и при жизни:

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
(Книга Бытие 5:24)
Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов.
(Сирах 44:15)

И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Книга Бытие 37:35)

В данном отрывке речь идёт об утешении древнего патриарха Иакова, сына Исаака, в связи с потерей его любимого сына Иосифа, которого недолюбливающие его братья продали в рабство. Хотя Иосиф был жив, но Иакову сообщили о его якобы трагической гибели. И когда Иаков говорит, что «сойду в преисподнюю», это означает его посмертное попадание именно в этот потусторонний мир. Неверно утверждение, что речь здесь идёт просто о могиле, как о месте обычного захоронения. Ведь Иосиф даже по этой ложной версии могилы собственной не имел, так как, по словам самого же Иакова, он был съеден хищным зверем (Быт.37,33). Значит, под данной «преисподней» понимать мы можем только мир иной.
Правда, существует довольно распространённое мнение о том, что до крестной смерти Христа все, как праведники и не являющиеся ими, попадали исключительно только в ад, так как путь в рай человечеству был закрыт из-за грехопадения Адама. Ссылаются даже при этом на цитаты из Писания, как, например, на эту:

Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
(Послание к Евреям 9:8)

Однако, подробный разбор Священного Писания не подтверждает вышеизложенного довода. К тому же подобная позиция не согласуется с понятием праведности и справедливости самого Господа Бога, как о Нём справедливо говорится в Библии:

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
(Псалтирь 144:17)

И в данной работе мы вполне сможем обосновать свою собственную позицию. Ведь одной из причин, которая закрывает путь в Царство Божие, называлось то мнение, что людям не дано было это «Духом Божиим», ниспосылаемым на людей, что свойственно было уже эпохе Нового Завета. Но это не совсем так. Ветхий Завет также располагает сведениями о даровании Духа Божия, но в более исключительных случаях, нежели в Новом:

…и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством…
(Книга Исход 31:3)
…и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.
(Первая книга Царств 10:6)
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
(Псалтирь 50:13)
О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
(Книга Числа 11:29)

Поэтому вышеприведённые слова апостола Павла (Евр.9,8) мы можем понимать как довольно ограниченный вход в Царство Небесное. И это подтверждается словами самого Христа:

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Св. Евангелие от Матфея 7:13,14)

Учитывая, что данные слова были произнесены ещё до заключения Нового Завета, что произойти должно было позже в Иерусалиме, можно смело утверждать, что слова эти относились ещё к ветхозаветному периоду. Значит, что во времена ветхозаветные вход во врата рая был всё-таки открыт. Рассмотрим это подробнее.
Так в Законе, данному Моисею на горе Синай, было сказано:

Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.
(Книга Левит 18:5)

Обычно эти слова воспринимают в довольно «приземлённом» смысле, как бы означающим, что речь здесь идёт именно о земном периоде человеческой жизни. Но есть все основания считать, что речь здесь также может идти одновременно и о посмертном существовании, как о логическом продолжении предшествующей самой земной жизни. Вот так об этом сказал Моисей незадолго перед своей кончиной:

Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
(Книга Второзаконие 28:6)

Прозвучали эти слова перед входом израильтян в обещанную свыше им «землю обетованную». Но понимать мы это вправе в более широком смысле. О «вхождении» говорить как вступлении в мир иной, а о «выходе» как оставлении прежней жизни. Не случайно слово «вход» здесь стоит перед словом «выход». Вот как понимали смысл этого во времена Ветхого Завета:

Глубоко смири душу твою. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому – огонь и червь.
(Сирах 7:17-19)
Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.
(Сирах 7:36.)
Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его.
(Сирах 11:26-27)

Значит, уход в мир иной нельзя воспринимать примитивно. Человек по наступлении своего смертного часа, получает то, что заслужил собственными делами, имея при этом право ещё получить и прощение своих грехов:

Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (2Мак.12,45)

Но если мы будем говорить о заслугах праведника, то они также не остаются без внимания свыше, и получают после своей смерти именно по делам своей праведности:

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
(Премудрость Соломона 3:1-4)
А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости.
(Премудрость Соломона 4:7-9)

И люди, которые по нечестию своему уничтожать будут праведников, не изменят ничем его посмертной участи:

…ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им;
(Премудрость Соломона 4:17-18)

Это значит, что награда праведников у Господа будет, несомненно, их подлинным утешением в местах их будущего блаженства:

А праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.
(Премудрость Соломона 5:15-16)
Hо пpаведным Он yготовит миp и бyдет охpанять избpанных, и милость бyдет господствовать над ними; они все бyдyт Божии, и хоpошо им бyдет, и они бyдyт благословлены, и свет Божий бyдет светить им. И вот Он идёт с миpиадами святых, чтобы совеpшить сyд над ними, и Он yничтожит нечестивых, и бyдет сyдиться с всякою плотью относительно всего, что гpешники и нечестивые сделали и совеpшили пpотив Hего.
(Книга Еноха 1: 8-9)
И дyши пpаведных отделены таким обpазом: там есть источник воды, над котоpым свет.
Точно также сделано такое отделение и для гpешников, когда они yмиpают и погpебаются на земле без того, что сyд над ними ещё не пpоизведён пpи их жизни.
(Книга Еноха 5: 10-11)

Правда, кто-то может сказать, что автор здесь не совсем правомерно ссылается на неканонические, а то и на апокрифические источники. Однако, давайте учтём при этом одно важное обстоятельство – люди и тогда в эти доводы убеждённо верили, а потому так и писали. На чём была основана у них такая вера? Обратимся тогда к каноническим книгам Библии. Посмертному воздаянию по делам человека полностью посвящён Псалом 14. Я приведу его, поэтому, целиком:

Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего
тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
(Псалтирь 14:1-5)

Что значит «пребывать в жилище Твоём»? Иными словами, в Божией обители. Только то, что надлежит попасть в тот мир, где пребывает сам Господь Бог. А это мир уже явно не земной. И оказаться там может, только тот, как сказано в Псалме, кто имеет для этого определённые заслуги. И тема такого воздаяния отражена аналогично и в других псалмах:

…ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление…
(Псалтирь 15:10)
Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
(Псалтирь 48:16)
…ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
(Псалтирь 85:13)
Вот врата Господа; праведные войдут в них.
(Псалтирь 117:20)
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
(Псалтирь 138:8)

Разумеется, утверждения о бессмертии души имеют место также в других книгах Библии, как и определённое ей соответствующее воздаяние. Вот что сказано об этом в одной из книг Соломона:

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
(Екклесиаст 11:9)
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
(Екклесиаст 12:7)

Приведение «на суд» ясно означает именно справедливость будущего решения относительно души человека, точнее, его «духа», как более высокой субстанции, присущей именно человеку. Именно «дух» даёт возможность человеку познать бытие Боже, что недоступно для простых животных, также имеющих только живую душу (Быт.1,20). Именно обладание таким духом даёт человеку иметь дар бессмертия его собственной души.
То, что душа человека попадает после смерти не только в ад, но и в рай, наглядно подтверждает ветхозаветный пророк Исаия:

Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.
Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.
(Исаия 57:1,2)
Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную…
(Исаия 33:15-17)

Стоит заметить, что речь здесь идёт именно о праведнике, о том, «кто ходит в правде и говорит истину», так как на справедливом Божьем суде быть по-другому просто не может, в противном случае и говорить тут о справедливости вовсе не следовало бы. Да, непросто было, имея веру и ветхозаветный закон, состоящий из 613 заповедей, для подкрепления данной веры, попасть в Царствие Божие. Ведь исполнять для этого нужно было все заповеди, как говорил апостол Иаков:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Послание Иакова 2:10)

Тем не менее, Ветхий Завет, как мы убедились, вовсе не закрывал дорогу в рай, а те, кто следовал ему, также имели благую надежду на это:

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле…
(Послание к Евреям 11:13)

И это также подтверждается Евангелием:

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
(Св. Евангелие от Луки 12:20)
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Св. Евангелие от Луки 16:22)
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
(Св. Евангелие от Луки 20:38)
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Св. Евангелие от Матфея 22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
(Св. Евангелие от Матфея 10:28)
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
(Св. Евангелие от Матфея 23:13)
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Матфея 25:46)

Разумеется, Новый Завет шире открывает врата рая, и ярким примером здесь является то, что первым в рай по слову Иисуса Христа попадает именно разбойник, распятый от Него по правую сторону:

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Св. Евангелие от Луки 23:42,43)

Разумеется, что христианство не могло на этом пункте остановиться, и путь в Царствие Божие открывается для всех, кто к Богу приходит через исповедание Иисуса Христа:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:24)
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:2)

Здесь стоит обратить внимание на выражение «на суд не приходит». Если в Ветхом Завете Господь в данном случае воспринимается как строгий, но справедливый Судья, то здесь верующие уже имеют непосредственного ходатая:

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
(Первое послание к Фессалоникийцам 4:14)
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Послание к Евреям 12:22-24)

Достигнуто это, безусловно, через искупление грехов человечества путём принесения Иисусом Христом себя в жертву на кресте, сделав ненужным предложение иных жертв, не требуя для этого дополнительного пролития крови:

Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
(Послание к Евреям 13:11,12)
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
(Послание к Евреям 9:22)
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога…
(Послание к Евреям 10:12)
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(Послание к Евреям 10:18)

И проповедано это спасение было также в мире ином, чтобы и там знали про это:

Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
(Первое послание Петра 3:18-20)
Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
(Первое послание Петра 4:6)
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, —
ибо мы ходим верою, а не видением, —
то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
(Второе послание к Коринфянам 5:6-8)

Однако, было бы ошибкой считать, что вход в рай стал открыт абсолютно для всех, как для праведных, так и неправедных. Ведь изменился только путь к спасению для этого мира, но не сам мир. Нет, на Суд Божий придут, естественно все, но не для всех он станет роковым, о чём и писал апостол:

…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
(Второе послание к Коринфянам 5:10)

Конечно, было бы несправедливо, если каждый, независимо от собственной веры и своих заслуг, получал бы в итоге одно и то же. Ясно, что праведники, как в Ветхом, так и в Новом Завете не могли быть оставлены без милости Божией:

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
(Откровение Иоанна Богослова 6:9,10)
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
(Откровение Иоанна Богослова 7:14,15)

А в Судный День они все будут воскрешены, что также подтверждается Священным Писанием:

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
(Первое послание к Коринфянам 15:42-44)
Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.
(Послание к Филиппийцам 3:20,21)

Стоит заметить, что речь идёт именно о телесном воскрешении, но не о воскресении самой души. Действительно, зачем воскресать тому, что и так не умирало. А если душа человека не была бы бессмертной, то всё вышесказанное также не смогло бы на ней исполниться. Как справедливо сказал апостол Павел: «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15,14).

Источник

Где оказывались умершие праведники до воскресения Христа — в аду или в раю?

Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай или в ад?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Куда неслась огненная колесница

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова — в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду.

Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения. Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:19-31).

И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Загадочное место

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона».

Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев):

После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и вокресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках.

Здесь снова возникает неопределенность — богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако… не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство.

По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» — некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?

Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое — Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека. И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях — как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными.

Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Преподобный Исаак Сирин пишет: Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами. Но удивительное дело — рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад — это действие божественной любви: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви.

И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания.

По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности — любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.

Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией.

Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова: Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению.

У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога.

Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.

В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».

Например, Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие.

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того — в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия.

Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе — почему бы Бог дал ему это богатство?

Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других — в утешение?

Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.

Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно. Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.

Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение.

В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства — абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…

Согласно преподобному Григорию Синаиту, огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха. Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.

Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь — зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других — своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего: что может быть гнуснее всего?

…Только удали его от блаженства

Богач просит Авраама: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой.

Но ведь совершенно очевидно, что это не принесет ему облегчения, капля воды на пальце Лазаря не сможет утолить его жажды к чувственным наслаждениям, которых он оказался лишен. В чем же причина такой странной просьбы?

Святитель Илия Минятий объясняет это следующим образом: «…И вот почему он требует, чтобы пришел Лазарь к нему хотя бы на время, чтобы и Лазарь пришел разделить с ним муки, чтобы он удалился от лона Авраамова. И если бы удалось ему это, он, вероятно, почувствовал бы некоторую отраду. Чтобы удостовериться в этом, обратите внимание на следующее: когда богач услыхал от Авраама, что Лазарю идти в ад к нему нельзя, ибо между ними установлена великая пропасть, он стал говорить: молю тя убо, отче, да пошли его в дом отца моего (Лк 16:27). Этими словами он как бы говорил: если нельзя прислать его сюда, чтобы он стал участником моих мучений, то пошли его хотя бы в мой дом, то есть в мир, в прежнюю жизнь, в прежние несчастья, только удали его от блаженства в твоем лоне. Да, повторяю, завистью он распаляется более, нежели геенной.

Казалось бы, богачу следовало скорее проситься самому на лоно Авраамово, а не Лазаря привлекать на муку.

Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти — видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет — сознавать, что навеки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».

Понятно, что человек с таким страшным устроением души и Любовь Божию воспринимал как неугасимый огонь, опаляющий его совесть.

Небо и ад

Так было ли лоно Авраамово частью Рая? В христианском понимании — нет.

Дело в том, что Рай, Царство Божие, — это та полнота единения твари и Творца, к которой призваны все люди. А всю высоту этого призвания прекрасно выразил святитель Афанасий Великий в своей знаменитой формуле: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Но до исправления Христом человеческого естества больная природа человека в принципе была не способна к столь тесному единению со своим Создателем. Поэтому никакое состояние человека в дохристианский период невозможно считать в полной мере — райским. И Авраам, и Илия, и Лазарь, и все прочие праведники Ветхого Завета в посмертном своем бытии уповали на пришествие Спасителя, после которого они смогли бы, наконец, соединиться с Господом в той мере, которую Евангелие называет — Царствием Небесным. Но и «филиалом ада» однозначно считать лоно Авраамово все же не следует. Линейная логика здесь вообще неприменима, поскольку в данном случае мы говорим не о пространстве, а скорее — о состоянии души умершего человека.

Вот как писал об этом Блаженный Феофилакт: “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предложат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения.

Поэтому на вопрос: «является ли лоно Авраамово частью ада или Рая?» можно ответить лишь парадоксом: часть Неба всегда находится в аду. По слову святителя Иоанна Златоуста, рассуждавшего о темницах адовых: Они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости и не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *