библейское учение об ангелах

Ангел

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вест­ник”) — бес­плот­ные духи, обла­да­ю­щие разу­мом и сво­бод­ной волей, осо­знанно избрав­шие путь послу­ша­ния и слу­же­ния Богу, актив­ные участ­ники Боже­ствен­ного Про­мысла.

библейское учение об ангелах

Когда был создан ангель­ский мир?

Ангель­ский мир был сотво­рен прежде устро­е­ния види­мого мира ( Быт.1:1 ). Изна­чально все они были созданы доб­рыми. Впо­след­ствии часть из них зло­упо­тре­били сво­бо­дой про­из­во­ле­ния и отпали от Бога. Другие же ангелы оста­лись вер­ными своему Созда­телю и своему изна­чаль­ному пред­на­зна­че­нию.

После этого падшие ангелы были низ­вер­жены с Небес, а свет­лые утвер­ди­лись в добре и любви к Богу.

Чем раз­ли­ча­ются и чем зани­ма­ются свет­лые ангелы?

Если гово­рить в общих чертах, жизнь свет­лых анге­лов состоит в совер­шен­ство­ва­нии, про­слав­ле­нии Бога ( Ис.6:3 ) и слу­же­нии Ему.

Ангель­ские силы под­раз­де­ля­ются на иерар­хи­че­ские сте­пени. Свя­щен­ное Писа­ние обо­зна­чает девять таких сте­пе­ней или чинов: Сера­фимы ( Ис.6:2 ), Херу­вимы ( Иез.10:1 ), Пре­столы ( Кол.1:16 ); Гос­под­ства ( Кол.1:16 ), Силы ( Рим.8:38 ), Власти ( Кол.1:16 ); Начала ( Рим.8:38 ), Архан­гелы ( Иуд.1:9 ), Ангелы ( Рим.8:38 ). Поскольку име­но­ва­ние “Ангел” озна­чает “Вест­ник”, постольку оно при­ло­жимо к пред­ста­ви­те­лям не только низших иерар­хи­че­ских сте­пе­ней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отли­ча­ются друг от друга сте­пе­нью власти и совер­шен­ства, их раз­ность усмат­ри­ва­ется в направ­ле­ниях дея­тель­но­сти, свя­зан­ных с зонами личной ответ­ствен­но­сти. Так, Писа­ние сооб­щает об Ангеле вод: “И услы­шал я Ангела вод” ( Откр.16:5 ), Ангеле огня: “Ангел, име­ю­щий власть над огнем” ( Откр.14:18 ), анге­лах, покро­ви­тель­ству­ю­щих цар­ствам, наро­дам, церк­вам. Нако­нец, при Кре­ще­нии каж­дому хри­сти­а­нину уде­ля­ется особый ангел-хра­ни­тель. Слу­же­ние Богу они осу­ществ­ляют не меха­ни­че­ски, а осмыс­ленно, твор­че­ски (см.: Спо­собны ли Ангелы к твор­че­ской дея­тель­но­сти?).

Обу­слов­лен­ность анге­лов про­стран­ством и вре­ме­нем отли­ча­ется от той обу­слов­лен­но­сти, что харак­терна для пред­ста­ви­те­лей види­мого мира. В силу этого все они могут мол­ние­носно пере­ме­щаться из одной обла­сти все­лен­ной в другую. Между тем, они всё же зави­сят от вре­мени и не могут еди­но­вре­менно при­сут­ство­вать в двух разных местах. Счи­та­ется, что по при­чине того, что ангелы суть бес­плот­ные духи, они не под­ле­жат тро­я­кому изме­ре­нию.

Ангелы — бес­те­лесны. Однако их бес­те­лес­ность не абсо­лютна, ибо такая осо­бен­ность харак­терна лишь для Бога, Чистей­шего, Выс­шего Духа. Явля­ясь же перед людьми види­мым обра­зом, ангелы обна­ру­жи­вают не свои личные тела, а резуль­тат спе­ци­аль­ного дей­ствия, в силу кото­рого чело­век видит их, словно бы они были веще­ствен­ными.

Будучи созданы бес­смерт­ными, ангелы нико­гда не умрут. Кроме того, одна­жды сделав свой нрав­ствен­ный выбор и под­дер­жи­ва­е­мые в своей дея­тель­но­сти Божьей бла­го­да­тью, они нико­гда не согре­шат.

АНГЕЛЫ

Слово ангел озна­чает вест­ник. Такое наиме­но­ва­ние имеют бес­плот­ные духи потому, что они воз­ве­щают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Гос­подь может послать с пору­че­нием и кото­рый в точ­но­сти испол­нит то пору­че­ние.

Ангелы оби­тают везде. Но пре­иму­ще­ственно на небе, вокруг Пре­стола Божия. Там, где Бог наи­бо­лее откры­вает им Свою славу, а через них и Свою волю в отно­ше­нии людей.

Святые отцы Церкви назы­вают их вто­рыми све­тами, как бы отблес­ком Боже­ствен­ного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем срав­нить, чтобы было доступно нашему уму.

Нахо­дясь в непо­сред­ствен­ной близи к Богу, Ангелы напол­ня­ются вос­хи­ще­нием, Божиим вели­чием, Его свя­то­стью, муд­ро­стью и вели­чай­шей любо­вью Творца все­лен­ной к своему тво­ре­нию.

Некий Боже­ствен­ный свет широ­кой рекой сво­бодно льётся через них.

В этом образ под­лин­ной свя­то­сти. Небес­ные Силы вос­при­няли в себя свет Божий. Пре­ло­мили его в себе и, отра­зив и раз­дро­бив на мно­же­ство пре­крас­ных лучей, рас­про­стра­нили вокруг себя, отдав людям, спо­соб­ным к его вос­при­я­тию. И вот в этом отра­жён­ном сиянии Боже­ствен­ного света, сиянии неумень­шен­ном, непо­тем­нён­ном, но сиянии при­умно­жен­ном и радост­но­твор­ном, при­но­ся­щем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы нико­гда даже в малой, доступ­ной чело­веку сте­пени не могли бы ощу­щать и вос­при­ни­мать Боже­ствен­ный свет.

Сами мы не спо­собны видеть и ощу­щать славу Божию – нам нужны посред­ники, кото­рые так пре­об­ра­зуют её, что она ста­но­вится доступ­ной и нам.

И вот Ангелы явля­ются для нас этими посред­ни­ками.

Ангелы отли­ча­ются друг от друга как про­све­щён­но­стью, так и раз­лич­ной сте­пе­нью бла­го­дати.

Высшую иерар­хию непо­сред­ственно близко сто­я­щих к Богу состав­ляют Ангелы, нося­щие имена: Сера­фимы, Херу­вимы и Пре­столы. Сера­фимы соот­вет­ственно своему имени имеют сердца, пла­ме­не­ю­щие любо­вью к Богу, и воз­буж­дают и других пла­менно любить своего Созда­теля. Сера­фим – значит пла­мен­ный.

Херу­вимы имеют пол­ноту знания и обилие пре­муд­ро­сти. Они оза­рены обиль­ными лучами света Божия. Им дано знать всё в той сте­пени, в какой могут позна­вать создан­ные суще­ства.

Пре­столы – эти Ангелы столь воз­вы­шены и столь оза­рены бла­го­да­тию, что Гос­подь оби­тает в них и через них про­яв­ляет Своё пра­во­су­дие.

Вторая, сред­няя иерар­хия состоит из Анге­лов, нося­щих имена: Гос­под­ства, Силы и Власти. Ангелы Гос­под­ства учат людей гос­под­ство­вать над своей волей, быть выше вся­кого иску­ше­ния, а также про­ти­во­сто­ять тем злым духам, кото­рые покля­лись погу­бить чело­века. Силы – это Ангелы, испол­нен­ные боже­ствен­ной кре­по­сти. Это те духи, через кото­рых Гос­подь совер­шает свои чудеса. Им даро­вана Богом спо­соб­ность нис­по­сы­лать бла­го­дать чудо­тво­ре­ния угод­ни­кам Божиим, кото­рые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, име­ю­щие власть укро­щать силу бесов­скую, отра­жать вражии иску­ше­ния. Кроме того, они укреп­ляют добрых подвиж­ни­ков в их духов­ных и телес­ных трудах.

Третья, низшая иерар­хия вклю­чает в себя тоже три чина: Начала, Архан­гелы и Ангелы.

Начала – чин Анге­лов, кото­рым пору­чено управ­лять все­лен­ной, охра­нять отдель­ные страны и народы и управ­лять ими. Это Ангелы Наро­до­пра­ви­тели. Их досто­ин­ство выше, чем Анге­лов Хра­ни­те­лей отдель­ных людей. Из книги про­рока Дани­ила мы узнаём, что попе­че­ние о иудей­ском народе было вве­рено Архи­стра­тигу Миха­илу (см. Дан.10:21 ). Архан­гелы – вели­кие бла­го­вест­ники тайн Божиих, всего вели­кого и пре­слав­ного. Они укреп­ляют в людях святую веру, про­све­щая их умы к позна­нию и разу­ме­нию воли Божией.

Ангелы (послед­ний, девя­тый чин иерар­хии) – свет­лые духов­ные суще­ства, ближе всех сто­я­щие к нам и име­ю­щие о нас особое попе­че­ние. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архан­ге­лах.

Из Свя­щен­ного Писа­ния нам известно, что Архан­ге­лов, то есть стар­ших Анге­лов, началь­ству­ю­щих над всеми осталь­ными, – семь.

В книге Товита ( Тов.12:15 ) мы читаем, что Ангел, бесе­до­вав­ший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Анге­лов». И в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова гово­рится о семи духах, кото­рые пред пре­сто­лом Божиим (см. Откр.1:4 ). К ним Святая Цер­ковь отно­сит: Миха­ила, Гав­ри­ила, Рафа­ила, Уриила, Села­фи­ила, Иегу­ди­ила и Вара­хи­ила. Пре­да­ние к ним при­чис­ляет и Иере­ми­ила.

А теперь об Анге­лах.

Среди сонма Анге­лов нахо­дится и Ангел Хра­ни­тель каж­дого из нас. И вот все мы, доро­гие мои, должны стре­миться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хра­ни­теля, познать настолько, чтобы чув­ство­вать его при­сут­ствие близ себя. А для этого необ­хо­димо знать нам о нём как можно больше.

Цер­ковь наша учит, что Анге­лов Бог создал по Своему образу. Это бес­плот­ные, разум­ные, чистей­шие суще­ства, подоб­ные духу. Они щедро наде­лены Богом есте­ствен­ными даро­ва­ни­ями: умом, спо­соб­но­стью позна­вать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образ­цом Божиих совер­шенств. Они верные слу­жи­тели Божии, испол­ни­тели Его воли. Они не только спо­собны пони­мать и бесе­до­вать друг с другом, но они также пони­мают и язык наших душ, и поэтому мы можем обра­щаться к ним в наших молит­вах. И в этом залог доступ­ного для каж­дого из нас тес­ного непо­сред­ствен­ного обще­ния со своим Анге­лом Хра­ни­те­лем.

Как гово­рится в Святом Еван­ге­лии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послу­жить людям, спасти их. И Ангелы посы­ла­ются на землю с той же целью – слу­же­ния людям.

По мнению учи­те­лей Церкви, чело­век создан для того, чтобы вос­пол­нить число отпав­ших анге­лов. Сле­до­ва­тельно, мы должны войти в Собор Анге­лов. А для этого, поду­майте, доро­гие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны забла­го­вре­менно под­го­тав­ли­вать себя к сожи­тию с Анге­лами, к вхож­де­нию в их свет­лое и святое собра­ние. В тот их собор, кото­рый мы с вами ныне так тор­же­ственно празд­нуем!

Но для этого мы должны при­об­ре­сти и мысли, и чув­ства ангель­ские. От нас тре­бу­ется очи­стить место для любви, при­го­то­вить своё сердце для при­ня­тия в себя любви сверхъ­есте­ствен­ной, той любви, кото­рой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по еван­гель­ским запо­ве­дям – и достиг­нешь необ­хо­ди­мого. А они не явля­ются невы­пол­ни­мыми. И в этом деле опять помо­гают нам Ангелы, про­све­щая наш ум позна­нием Свя­того Еван­ге­лия. Созна­вая важ­ность нашего тес­ного союза с Анге­лами, поста­вим себе, други мои, цель, чтобы каждый про­жи­тый день не разъ­еди­нял нас, а сбли­жал с Анге­лами, осо­бенно с нашим Анге­лом-Хра­ни­те­лем.

Источник

Ветхозаветное библейское учение об Ангелах

(Опыт библейско-богословского исследования)

Содержание

Предисловие

Предметом предлагаемого сочинения служит систематическое изложение учения ветхого завета об ангелах. С именем учения об ангелах ветхозаветных священных книг в данном случае нельзя соединять представление о догмате об ангелах в том тесном, техническом смысле, который имеет учение об ангелах в христианской церковной догматике, – в смысла богооткровенной истины теоретического характера, определенно формулированной христианскою церковью, и в настоящем сочинении нельзя видеть труд по догматическому богословию.

Учение об ангелах в Ветхом Завете представляет стройное и величественное целое, но целое, составленное именно из мелких и многообразных частиц, которые, с одной стороны, рассеяны по всему протяжению ветхозаветной истории откровения и спасения – разделены друг от друга промежутками времени, с другой – разделены и предметно между засвидетельствованными в Библии историческими фактами, преданиями, верованиями и богослужебными установлениями народа Божия, созерцаниями (откровениями) и умозрениями его богопросвещенных представителей и т. п. Поэтому систематическое или научное изложение ветхозаветного библейского учения об ангелах, чтобы исчерпать свой предмет, должно представить полное историческое обозрение генезиса и постепенного развитая этого учения на протяжении всей священной истории Ветхого Завета, заключающейся в ветхозаветных священных книгах, а вместе с тем не упустить из виду и тех, иногда не совсем определенных, но несомненно действительных указаний на это учение, какие заключаются в ветхозаветном богослужении и других сторонах ветхозаветной теократии.

По такому предмету и задаче своим, предлагаемое исследование всецело относится к области науки Библейского богословия (науки, еще не выделившейся у нас в самостоятельную, но существующей, в качестве такой, на западе), которая, в отличие от систематической догматики, имеет своим предметом историко-генетическое изложение вероучения священных библейских книг, излагает все формы от самой ранней до самой поздней, как и проходило данное учете на протяжении всей Библии, ветхозаветной или новозаветной. Связью этой науки с другими отраслями Библейской науки, каковы: Библейская История, Библейская Археология, Библейская Исагогика и Библейская Экзегетика, определяется и путь, которым должна быть выполнена задача предлагаемого библейско-богословского исследования. Если Библейская История устанавливает важнейшие моменты в развитии и истории царства Божия на земле и с точки зрения последнего оценивает отдельные факты, а Библейская Археология всесторонне изображает быт или образ жизни избранного народа, во всех частях проникнутый религиозным характером, печатью общения народа с Богом, то историко-генетическое изложение ветхозаветной ангелологии, как и Библейское богословиеe вообще, должно пользоваться пособиями обеих наук, следя, конечно, за развитием и формами собственно идей об ангелах в духе органов и носителей Откровения о них в Ветхом Завете. Введение в книги Ветхого Завета, (Исагогика), определяющее время происхождения библейских книг, дает возможность расположить библейский материал в хронологическом порядке. Извлечение же этого материала совершается при посредстве Библейской экзегетики, которая и должна иметь особенное значение и приложение в изложении учения библейской письменности об ангелах.

Но существенно присущее библейско-богословскому исследованию историческое направление могло бы представлять две опасности – опасность (формального свойства) поглощения собственно богословского, вероучительного материала историческим, археологическим, экзегетическим, и опасность упущения из виду богооткровенного характера излагаемого учения, между тем как ветхозаветное библейское вероучение, генетическое изложение которого составляет предмет Библейского богословия, не есть только факт мироисторического прошлого, но вечный, доселе и всегда пребывающий глагол Божий. Этого рода опасности устраняются, благодаря руководству христианско-церковной догматики, учение которой об ангелах и должно регулировать изложение учения о том же предмете ветхозаветной Библии, именно: в формальном отношении – указывать план и отчасти рубрики изложения библейского материала, а в материальном – держать историческое исследование на соответствующей его богооткровенному предмету высоте, – посредством так называемой аналогии веры. Не следует, впрочем, упускать из виду, что вероучение ветхозаветной Библии было содержанием иного сознания, чем то общецерковное христианское сознание, произведением которого была догматика христианская. Поэтому полного, пунктуального совпадения между последнею и библейским богословием Ветхого Завета в нашем вопросе (как и в других) ожидать нельзя. Воплощение Сына Божия, разделяющее одно и другое, глубоко влияло на изменение воззрения об ангелах, как и на самое отношение их к человечеству в действительности. Отсюда указанное регулятивное значение систематической догматики по отношенью к изложению ветхозаветного учения об ангелах должно иметь только общий, принципиальный характер. Может быть, ближе напоминает библейское богословие «историю догматов». Таким образом, история догмата об ангелах по всей ветхозаветной Библии, – таков характер и общее содержание предлагаемого исследования.

Введение

Истинный смысл библейского представления об ангелах может быть понять только в связи с идей о Боге в Его отношениях к миру и человечеству.

Библия не говорить об истории мира ангельского самого в себе (о такой истории, впрочем, можно говорить только в переносном смысле – разумеем предполагаемый Библией факт падения, имевший место в мире ангельском), но учение, Библии об ангелах имеет свою историю, и эта история совпадает с историей ветхозаветного откровения вообще. Как в последней наука различает периоды, так и в развитии библейской ангелологии можно подметить отдельные стадии или грани, между которыми выдаются начало периода царей и пророков в библейской истории, также – время плена, во всяком случай не оставшиеся бесследными не только для внешней, но и для внутренней истории народа Божия, для его веросознания и богословия.

Исторический характер исследования требовал бы совместного изложения всех, намеченных выше, пунктов ветхозаветной ангелологии по периодам, также указанным выше – требовал бы собственно исторического или хронологического метода изложения. Но, как было уже замечено, ветхозаветн. Откровение не выдвигает на первый план внутреннее (премирное) единство организма мира ангельского самого в себе, и вообще не дает, так сказать, теории или специального учения об ангелах или духах, а излагает откровение о мире ангельском по мере развития на земле царства Божия. Это обстоятельство, по-видимому, обязывает исследователя библейской ангелологии брать главным принципом точку зрения отношения ангелов к царству Божию, т. е. держаться того разделения ангелов, которое мы называли предметным. Отсюда, настоящее исследование распадается на следующие части или главы: 1) учение Ветх. Завета об Ангеле Иеговы, как верховном и непосредственном деятеле ветхозаветн. теократии и главе принимающих участие в теократии ангелов; 2) учение об ангелах в собственном смысле; 3) учение о херувимах и серафимах, как ангелах особого рода, не служащих осуществлению царства Божия на земле, хотя и имеющих ангельскую природу; наконец, 4) учение о сатане и демонах, действующих подобно ангелам, но в оппозиции целям и планам Бога и служащих им ангелов. В пределах каждой из этих рубрик (исключая разве только третьей) мы намерены держаться хронологического или исторического метода. Таким образом, настоящий труд будет историко-догматическим и экзегетическим изложением учения ветхозаветной Библии об ангелах.

Положение вопроса о ветхозаветной библейской ангелологии в библейской науке; наиболее важные пособия к составлению настоящей работы.

Из сказанного о связи ветхозаветной ангелологии с ветхозаветн. учением о царстве Божием видна вся важность её в области библейского богословия. Можно бы поэтому ожидать всесторонней разработки учения об ангелах в современной библейской науке. В действительности многие предубеждения против ветхозаветной ангелологии (к которым

должны быть отнесены указанные выше односторонние и превратные понимания ветхозаветн. учения об ангелах) были причиною того, что в трудах ученых библиологов и экзегетов нашему вопросу всегда уделялось слишком мало внимания. В ветхозаветных теологиях, догматиках, энциклопедиях, комментариях и под. вопросу об ангелах, обычно, отводится самый ничтожный отдел. Только два намеченные нами пункта, – первый (об Ангеле Иеговы) и третий (о херувимах) имеют богатую литературу в библейской науке. Учение же собственно об ангелах и злых духах совершенно несправедливо игнорировалось и игнорируется, между прочим, и особенно, вследствие совершенно ложного мнения о заимствовании ветхозаветной ангелологии и демонологии из восточной мифологии (изложение библейского учения об ангелах и злых духах покажет нам всю несостоятельность этого мнения). Не можем, впрочем, не назвать некоторых трудов с отдельными трактатами об ангелах и злых духах, а также и специальных работах (большею частью имеющих характер и объем небольших брошюр), трактующих об ангелах или имеющих близкое отношение к этому предмету. Сюда относятся труды: Hofmann´a, Weissagung u. Erfüllung. Nordlingen. 1841, I-te Hälfte и Der Schriftbeweis (Nordl-1857, 2 Aufl. I-te Hälfte). Reinke., Beiträge zur Erklärung des Alien Testaments Bd. II-ter, (1853), IV-ter, V-ter, VI, VIII-ter, Oehler’a Theologie d. A. T. 3 A. 1891. 1–2 Bd, Schultz’a, Alttestamentl. Theologie 1–2 Bd. (1869), Hitzig’a, Vorlesungen üb. Bibl. Theolog, A. T. 1880, Baudissin’a, Studien zur semitischen Religionsgeschichte H. T. (.1876), Lotz’a, Geschichte u. Offenbarung im A. T. 1892, Hävernick’a, Vorlesungen üb. d. Theologie d. A. T. (1868), Ladd’a Doctrine of sacred the Bible, Load. 1883, v. I-II и др. Из специальных работ мы имели под руками следующие: Casmanni, «Angelographia» etc. 1605 (устарелое и в схоластическом духе составленное сочинение), Heinrich’a, Dogmatische Theologie (1884) Bd. IV, ss. 500–823; R. Stier’a, The Words of the Angels (Lond. 1886), M. Schwab’a, Vocabulaire, de I´ Angelologie (1897). Lämmert’a, Die Engel Gottes (1892 – брошюра популярного содержания), H. Oehler’a, Die Engelwelt. 1898 (брошюра); для ученbя о злых духах – Längina, D. Biblischen Vorstellungen v. Teufel u. ihre religiöse Werth (1890); Sander’a, Lehre d. heil. Schrift v. Teufel (Schöneberg. 1858) – оба сочинения написанные в духе предзанятного отрицания изначальности библейского учения о злых духах; Roskoff а, – Geschichte d. Teufels, I-ter Bd. (Leipz, 1869), Graf´a – Geschichte des Teufels-glaubens (jena 1893) – последнее в духе эволюционистической теории. He мало руководящих мыслей по нашему предмету найдено нами в библейских словарях и энциклопедиях: Winer’а (Real-Wörterbuch. 1848. Bd. 1–2), Zeller’a, Schenkel’a (Bibel-lexicon (1864) Bd. I, II, V), Riehm’a (Handwörterbuch d. Biblischen Alterthums. 1884, Bd. 1–2), Hamburger a (Real-Eneyolopädie f. Bibel u. Talmud. 1870. Bd. I), Herzog’a Real-Encyclopädie (по 1-му изд. Bd. d. I, I I, IV, XIV, по 2-му Bd. III, IV, XVII;) Migne (Theol. Encyelopädie. tom. XXXIII et XXXIV), Iames (Dictionnaire de l’ecriture. Paris 1839), W. Smith’a (A. Dictionary of the Bible. London. 1863; vol. 1–3), I. Hastings (A. Dictionary of the Bible, v. 1–2, 1899). Литература по вопросам об Ангеле Иеговы и о херувимах и серафимах будет указана в своем месте. Здесь упомянем о двух специальных работах об Ангеле Иеговы, но имеющих отношение и к учению об ангелах тварных: A. Rohling’a, Uber Iehovahengel (1866) и Trip’a, Theophanien in Geschichtsbüchern d. A. T. (Leiden. 1862). Другие труды систематического характера будут указаны в ходе самого исследования. Вообще же заметим, что основной аппарат для нас составляли многочисленные и разнообразные комментарии на Ветх. Завет, – материал, собираемый по крупицам, но в нашей работе – основной. (Это более всего следует сказать о главах второй и четвертой настоящего исследования). В русской богословской литературе нам послужили пособиями след. труды: русский перевод толковательных трудов Св. Златоуста, бл. Феодорита, бл. Иеронима, бл. Августина; Митр. Моск. Филарета

Meineke. Theolog. Encyclopedisch Worterbuch. (Halle. 1821). s. 136. D. Fr. Strauss, die christl. Glaubenslehre. (Tiibing-Stuttg. 1840). Bd. II, s. 661. De Wette, Biblisch.-Dogmatik. d. A. u N. T. (3 A. 1831). s. 108; Aug. Dillmann. Die Genesis, 5-te Aufl. Leipz. 1886 s. 118.

Источник

Беседа об ангельском мире

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

библейское учение об ангелах
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *