библия о крещении водой
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Три вида крещения в Библии
Прежде чем сделать какие-то выводы, давайте обратимся к Священному Писанию и посмотрим, какие виды крещения там упоминаются.
Матфея 3:11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его…
Марка 1:8 …я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Лука 3:16-17 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..
Иоанна 1:26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Иоанна 1:33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
Обобщение:
1. Библия говорит о трёх типах крещения: крещение водой, Духом и огнём.
2. Иисус будет крестить людей Святым Духом и огнём.
Давайте теперь поговорим о каждом из этих видов крещения, и начнём с водного крещения.
Великое поручение Христа: Матфея 28:19-20 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам«. Оно свидетельствует о необходимости (это повеление Христа!) водного крещения. Там не описана процедура крещения, лишь сказано, что крестить надо (кого?) того, кому было преподано учение Христа (во имя кого?) «во имя Отца, Сына и Святого Духа»
Иисус сам принял водное крещение от Иоанна Крестителя. Тем самым Он проявил смирение и повиновение Небесному Отцу и показал нам пример повиновения.
А. Когда креститься?
Б. Символизм водного крещения.
В. Как же нам креститься: Погружением или кроплением?
Иоанн 3:23 «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились«. — Как мы видим, Иоанн крестил там, где было много воды. Это может служить свидетельством того, что крещение производилось полным погружением в воду.
О крещении Духом говорил Иоанн Креститель, и мы об этом уже прочитали в четырёх Евангелиях (Матфея 3:11; Марка 1:8; Лука 3:16; Иоанна 1:33).
Ещё до Своей смерти и воскресения Иисус учил о крещении Духом, говоря: Иоанна 7:37-39 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Воскреснув и придя к Своим ученикам, Иисус сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоанна 20:21-22).
В Деяниях 1:5 Иисус, напоминая ученикам слова Иоанна Крестителя, говорит о том, что Его ученики скоро будут крещены Духом: «…ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым«. И нам известно, что имел в виду Иисус, говоря эти слова. В День Пятидесятницы Дух Святой излился на учеников Иисуса Христа (об этом читаем в Деяниях 2).
Так что же такое Крещение Духом?
Самое ясное определение крещению Святым Духом мы находим в Первом Послании Коринфянам 12:13. Апостол Павел, уставший от споров, разногласий и разделений среди верующих, провозглашает: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом«.
Что он хотел сказать?
Все верующие в Иисуса Христа крещены одним Духом.
РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА НА ЗЕМЛЕ:
1. Святой Дух дарует Силу Свыше для свидетельствования о Христе.
Лука 24:49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
Деяния 1:8 …но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Иоанна 15:26-27 Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Существует две точки зрения на вопрос о крещении огнём, достойные нашего внимания:
Библия о крещении водой
Что символизирует водное крещение?
Водное крещение символизирует абсолютную веру христианина в Господа Иисуса Христа, а также обязательство жить в послушании Ему. Оно также отражает единство со всеми святыми (Ефесянам 2:19), то есть с каждым человеком из каждого народа на земле, который является членом Тела Христова (Галатам 3:27-28). Водное крещение передает это и многое другое, но оно нас не спасает. Мы спасены только благодатью через веру, а не какими-либо поступками (Ефесянам 2:8-9). Мы крестимся, потому что наш Господь повелел так: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19).
Водное крещение предназначено для верующих. Прежде чем креститься, нам следует поверить в то, что мы являемся грешниками, нуждающимися в спасении (Римлянам 3:23). Мы также должны верить, что Христос умер на кресте, чтобы заплатить за наши грехи, что Он был погребен и воскрес, чтобы обеспечить нам место на небесах (1 Коринфянам 15:1-4). Обращаясь к Иисусу с просьбой простить наши грехи и быть нашим Господом и Спасителем, мы рождаемся свыше силой Святого Духа. Наше вечное спасение гарантировано, и мы начинаем умирать для себя и жить для Христа (1 Петра 1:3-5). В этот момент, согласно Библии, мы получаем право креститься.
Христианам следует креститься из повиновения и любви к нашему Господу Иисусу (Иоанна 14:15). Крещение через погружение в воду – это библейский метод крещения из-за его символического представления смерти, погребения и воскресения Христа.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Водное крещение в Библии: окропление или полное погружение?
Каким должно быть водное крещение согласно Библии — окроплением или полным погружением? Каковы цели крещения? Учение Библии о крещении ясное и понятное. Мы можем найти десятки стихов, которые рисуют последовательную картину духовного преобразования. Тем не менее даже вне Нового Завета есть масса доказательств того, что:
Доказательства первого факта будут представлены из греческого Нового Завета, а также из двух других, на которые греческий Новый Завет был переведен в начале века — сирийском и латыни. Доказательства второго факта будут представлены из святоотеческих авторов, ранних «отцов церкви».
Водное крещение и учение Библии: полное погружение под воду
Библия показывает людей, идущих в реки, чтобы креститься; спускаясь в воду; и участвуя в чем-то, что Библия сравнивает с погребением:
Люди со всей земли Иудейской и из Иерусалима приходили к нему и исповедовались в своих грехах, и он крестил их в реке Иордане. (От Марка 1:5)
И он приказал остановить колесницу. И оба они, Филипп и евнух, сошли в воду, и Филипп крестил его. (Деяния 8:38)
И так, при крещении мы умерли вместе с Ним и были похоронены вместе с Ним, чтобы так, как Христос был воскрешён из мёртвых славной властью Отца, и мы могли бы воскреснуть и жить новой жизнью. (К Римлянам 6:4)
Не было бы необходимости пробираться вброд, чтобы быть окропленным несколькими каплями. Несмотря на очевидные вещи, описанные в Библии, ряд конфессий все еще считает, что окропление или обливание водой во время крещения так же действенны, как и полное погружение. Как это освещается древними?
Взгляд с греческого языка на крещение:
В целях нашего обсуждения о крещении стоит рассмотреть в Новом Завете четыре слова. Они соответствуют тому, что христианские деноминации называют «способами крещения»: погружение, окропление, обливание и опускание в купель (окропить голову водой).
Baptidzo = погрузить. (Часто пишется Baptidzo.) Это слово всегда использовалось для крещения в Новом Завете. (Оно происходит от глагола bapto, что означает окунуться). Baptidzo буквально означает окунуться или погрузиться (в активном залоге) и окунуться, опуститься, или даже утонуть (в среднем залоге). Классические греческие авторы использовали это слово для описания кораблей, тонущих в морском сражении. Это свидетельствует о полном погружении.
Hrantidzo = окропить. (Иногда пишется rantizo). Встречается 5 раз в Новом Завете (Евреям 9:13,19,21; 10:22; и в некоторых рукописях Марка 7:4). Никогда не использовалось в Новом Завете в связи с крещением. В Ветхом Завете окропление кровью (выражает освящение) связано каким-то образом с прощением через кровь (Евр 10:22), но нет никаких доказательств, что христиане первого века пытались дать новый смысл baptidzo. Римско-католическая церковь разрешила окропление вместо погружения в 1311 году.
Cheo = лить. Не найдено в Новом Завете, за исключением (например, Деяния 2:33; Тит 3: 6). Следовательно, никогда не использовали для крещения. Существует доказательство того, что некоторые христиане лили воду еще в начале 2-го века, и лишь много веков спустя лить воду стало нормой.
Hygraino = использовать воду, смачивать. Никогда не использовалось в Новом Завете для крещения водой. Это слово было бы идеальным, если бы «способ» крещения выбирался по нашему усмотрению.
Крещение не есть опрыскивание, поливание водой или окропление головы водой (смачивание). Baptisma, греческое слово для погружения, последовательно используется для крещения, и те, кто знаком с языком, как правило, признают этот факт.
Цель крещения согласно Библии и учению отцов церкви — прощение грехов
Отцы церкви много писали о крещении. Очевидно, что в первые столетия существовало единое мнение о том, что крещение — это прощение грехов и начало спасения. Конечно, Иисус это дверь (Иоанна 10:7), но вода это то, где мы с Ним встречаемся. Мы ограничимся изучением ранних отцов церкви.
Пастырь Гермы, c. 140-150 н.э.
«…что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду и получаем отпущение прежних грехов наших». (Пастырь Гермы, Заповедь Четвертая)
Иустин Мученик, c. 150-165 н.э.
Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. (Апология 1.61)
Затем при обсуждении отрывка из Евангелия от Иоанна 3:5 (отрывок, который всегда ассоциируется с крещением в раннехристианской литературе) Иустин продолжает:
Сказано же так: „Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавство от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому, оправдайте вдовицу; придите и станем судиться, говорить Господь. И если грехи ваши будут, как багряное, убелю, как волну, и если будут, как червленное, убелю, как снег; …И мы получили от апостолов следующее основание для такого действия… чтобы получить нам отпущение прежних грехов, — в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. (Апология 1.61).
В своей дискуссии о Тайной Вечере он говорит: «Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос.» (Апология 1.66).
Иериней, c.192 н.э.
В своем письме Маркиану, озаглавленному как «Доказательство апостольской проповеди», Ириней пишет: «Именно вера производит в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего, она научает нас воспоминать, что мы получили крещение в оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни».
Никейский символ веры, 325 н.э.
Этот символ веры четвертого столетия (точнее, символ четвертого Никейского собора) широко известен. Забавно, что хотя он заботливо взращен среди последователей церкви по всему миру, его значение часто теряется: «Исповедую единое крещение во оставление грехов…»
Естественно, эти утверждения не равны по значимости с Писанием, но они проливают свет на понимание крещения ранними Христианами.
Исследователь ранней церкви Эверетт Фергюсон изучил все существующие доказательства, касающиеся крещения первых пяти столетий. Его обширное исследование, включает в себя Христианское искусство (изображение крещения), письменные источники (Отцы Церкви) и археологические свидетельства (здания церквей, купели). Результатом явилась мощная работа под названием «Крещение в ранней церкви» (953 страницы). Вердикт: Крещение было погружением и универсально использовалось, как способ вхождения в церковь Христа.
Без тени сомнения крещение в Новом Завете и после было погружением под воду для спасения – по крайней мере первые несколько столетий!
Крещение в христианстве: мифы и библейское учение
Мы предлагаем вам посмотреть библейский семинар о крещении, из которого вы узнаете: о ложных учениях крещения Святым Духом, крещении огнем, крещении младенцев, крещении для мертвых и т.д. Водное крещение в Библии — о важности полного погружения под воду и раскаяния в своих грехах перед крещением. Автор семинара — Даглас Джакоби, известный христианский учитель, ученый и автор десятков книг.
Библия о крещении — одно спасение
Одно крещение
Что говорит Библия о крещении?
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который
над всеми, и через всех, и во всех нас
(Ефес. 4:4-6)
В завершение Своего служения на земле, Иисус Христос заповедал Своим последователям делать людей Его учениками посредством проповеди Евангелия и крещения (Матф. 28:18-20).
Эта библейская истина говорит нам о чрезвычайной важности водного крещения.
Учение Нового Завета о крещении включено в «начатки учения Христова» (Евр. 6:1,2), но, несмотря на это, понимание его роли и сущности часто существенно отличается от библейского.
Такое отличие находит свое отражение в доктринах и практиках многих церквей. Как правило, оно касается смысла и предназначения этого действия.
Иногда все внимание фокусируется лишь на внешней стороне этого обряда, иногда изменяется его смысл и предназначение, данные Господом. Такие отличия имеют очень важные последствия, которые кратко отметим в дальнейшем.
А главной целью этой статьи заключается определение критериев, с помощью которых можно точно установить, какое же крещение соответствует тому «одному крещению», которое упоминает апостол Павел в отрывке, содержащем доктринальное основание единства для верующих (Ефес. 4:4-6). Также, мы сравним существующие виды крещений с библейской моделью.
Каковы критерии для определения библейского крещения?
Такой вопрос актуален и в целом, и особенно на фоне существования конфессиональных положений касательно крещения, отличающихся друг от друга. Ответ найти не так трудно.
Для этого необходимо определить основные характеристики или параметры водного крещения, заповеданного Христом.
Схематически это можно представить в таком виде:
Одно крещение — параметры
Теперь немного подробнее рассмотрим каждый критерий.
1. Форма крещения
В религиозной практике обычно используют три формы крещения: обливание водой или окропление, а также полное погружение в воду. И лишь последнее имеет библейскую форму.
Во-первых, греческое слово «βαπτισμα» (Новый Завет написан на греческом языке), которое переводится как «крещение», согласно «Греческому лексикону Стронга», означает «погружение», что само по себе указывает на необходимость погружения в воду, и что неосуществимо при применении других форм крещения.
Во-вторых, примеры проведения крещения содержат в себе такое описание действий при его осуществлении, которые имеют смысл при условии полного погружения человека в воду.
Например, Иоанн Креститель крестил людей там, где было много воды (Иоан. 3:23). Также, люди при крещении входили в воду и выходили из нее (Матф. 3:16; Деян. 8:38,39).
В-третьих, необходимость полного погружения в воде при крещении вытекает в самой сущности и символики крещения.
Эта символика имеет смысл лишь в случае, если крещение проводится полным погружением.
2. Объект крещения
С началом проповеди евангелия после вознесения Иисуса Христа мы находим в Новом Завете, что всегда крестили грешников, которые услышали Благую Весть, уверовали в нее, и покаялись в своих грехах.
Обратите внимание, например, на слова Иисуса Христа:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
(Мар. 16:15,16)
Из сказанного Христом вытекает такая последовательность: сначала человек слышит Евангелие, вторым шагом является вера, как отклик на слышанное, и лишь потом он принимает крещение.
В другом случае люди, которые были поражены в сердцах проповедью о Христе, спросили: «Что нам делать, мужи братия?», и получили ответ: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37,38).
Мы видим в этой картине грешников, которые уверовали в Евангелие и хотели знать, что им необходимо сделать для спасения.
Апостол Петр указал на два действия: крещение, которому должно было предшествовать покаяние.
Если пристально перечитывать книгу Деяний святых Апостолов, обращая внимание на эпизоды, в которых описывается обращение грешников, то станет ясно, что обращение ко Христу, это процесс, который начинался с того, что люди слышали Слово Божье, и заканчивался крещением во Имя Иисуса Христа.
Это означает, что принимать крещение должен человек, который услышал Евангелие, уверовал в нее и раскаялся во всех своих грехах.
3. Цель крещения
В учении современных церквей называются несколько целей водного крещения, как то:
И хотя все перечисленное, без всякого сомнения, имеет связь с крещением, однако нигде в Новом Завете это не представляется целью крещения.
Согласно Слову Божьему, что же является целью водного крещения «Великого 2 поручения» (Матф. 28:18-20)?
Она указана ясно и недвусмысленно. Стихи из Библии о крещении:
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа»
(Деян.2:38).
В соответствии с этим боговдохновенным утверждением Петра, креститься нужно для прощения грехов.
Это значит, что крещение является условием для получения спасения.
Его целью, как отдельного звена из общего процесса обращения к Богу, является становление дитём Божьим, обретение через Христа и во Христе оправдания от вины за грех.
Другие отрывки из Нового завета выражают эту истину в других формулировках.
Сам Иисус Христос сказал о неразрывно связи спасения и крещения. Дав повеление Своим последователям проповедовать Евангелие всему миру, Он заключил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16).
Основываясь на словах Христа, что нужно делать, чтобы получить спасение?
Первая часть фразы содержит два ответа: «веровать» и «креститься» (во второй части крещение не упоминается ввиду очевидности бессмысленности крещения в случае, если человек не уверовал).
Увлекательная история перевоплощения Савла в апостола Павла описывается в трех отрывках книги Деяний: 1-20; 22:4-16; 26:9-18.
В какой же момент грехи этого рьяного гонителя Церкви были прощены? Когда он стал христианином?
Согласно с учением о спасении, преподаваемом во многих конфессиях, это произошло на дороге в Дамаск, когда Господь явился ему. Утверждается, что вопрос Савла что теперь ему нужно делать (Деян. 22:10) вместе с последующим трехдневным постом, указывают на факт, что он уверовал во Христа и покаялся в своих грехах, следовательно, получил прощение грехов.
Нельзя не согласиться с фактами, приведенными в этих утверждениях, однако вывод ошибочный.
На самом деле ответ на свой вопрос он получил позже, как Христос и сказал: «…встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать» (Деян.22:10).
Уже в Дамаске Иисус Христос прислал человека, через которого дал ответ, содержащий в себе информацию как о предназначении Савла в будущем, так и повеление, что ему необходимо сделать немедленно, а именно:
«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»
(Деян.22:16).
Несмотря на то, что Савл действительно уверовал и раскаялся, его грехи еще не были прощены, что видно из повеления Христа. И чтобы они были омыты, ему необходимо было креститься, и, таким образом, крещение является частью «призыва имени Господа», его целью есть прощение грехов.
4. Сущность крещения
Цель крещения вытекает из его сущности, которую легко потерять из вида, фокусируясь на видимых внешних, то есть физических характеристиках, или рассматривая крещение через призму предубеждения уже существующих в сознании конфессиональных верований.
Рассмотрим некоторые аспекты сущности крещения.
Крещение — это способ, с помощью которого человек облекается во Христа (Гал. 3:27).
Можно сказать, что крещение – это момент времени, установленный Богом, когда уверовавший и покаявшийся грешный человек соединяется с Агнцем Божьим, Кровь Которого омывает человека от его грехов в этом действии.
Крещение не просто символизирует такое единение, оно не просто передает символизм смерти для греха и воскресения для новой жизни крещаемого, но это происходит в реальности в духовном мире.
В словах апостола Павла нет намека на символизм, он говорит о реальности:
Именно в этом действии человек «прикасается» к жертве Христа, или лучше «погружается» в нее, то есть искупительная сила жертвы Иисуса Христа реализовывается именно в этот момент времени.
Потому обряд крещения несет функцию условия для прощения грехов. Крещение имеет непосредственную связь с верой, оно есть ее выражение.
Человек спасается верой, но нигде не сказано в Новом Завете, что человек становится христианином или спасается от греха, как только уверует.
Вера в Иисуса Христа обретает силу, оживает, начинает действовать в крещении, как сказано:
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых»
(Кол. 2:11,12).
Таким образом, крещение – это часть оправдательной веры.
Уверовавший и кающийся человек соединяется со Христом по вере (или верой) в момент крещения.
Еще один термин, отражающий роль и сущность крещения, это «рождение свыше».
Как уже было сказано, символизм крещения заключается в передачи идеи смерти и воскресения. Это имеет связь с тем, что Христос назвал «рождением от воды» (Иоан. 3:2-5).
Без рождения свыше, где с одной стороны действует дух святой, а с другой стороны человек, невозможно спасение, «вхождение в Царствие Божие».
Необходимо ясно осознавать, что не вода омывает грехи человека, Сам по себе обряд крещения не имеет силы и способности к духовному очищению, оправдания от вины и перерождению грешника.
Повторюсь: это лишь момент времени, когда спасительные деяния Христа производят изменения как положения человека перед Богом (меняется его статус; оправдание), так и его духовной сущности (обретение способности жить по воле Божьей; освящение).
По Божьему постановлению такие изменения происходят не до крещения, не после него, а именно в крещении. И потому в отличие от современных теологов, которые утверждают, что «крещение не спасает», Петр сказал, что «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
Апостол говорит о том, (1) чем крещение не является, (2) чем оно является, (3) что оно делает.
Подчеркнем в этом месте Писания, что крещение спасет воскресением Христа.
В этом же послании Петр в 1:3 говорит о воскресении Иисуса Христа как средстве, которое Бог Отец использует для возрождения. Отсюда снова становится очевидной связь крещения с возрождением и параллелизм спасения и возрождения.
Именно в крещении сила воскресения Иисуса Христа прилагается к человеку.
Также из слов апостола Петра заключаем, что крещение – это своего рода завет человека с Богом, начало новых взаимоотношений.
Если крещению не предшествует вера и покаяние, то в таком случае, как кто-то сказал, в воду заходит сухой грешник, а из воды выходит мокрый грешник. Но если человек уверовал и покаялся, то крещение для него становится началом новой жизни.
Итак, одно библейское крещение это то, которое имеет соответствующее новозаветному крещению форму, объект, цель и сущность или смысл.
Библейское крещение. Форма. Объект. Цель. Сущность
Если хотя бы одна из этих характеристик будет изменена, то такое крещение не может быть библейским.
Каким крещением крестились вы?
Всякое ли конфессиональное крещение — библейское?
В условиях существования множества различных конфессий, это очень важный вопрос.
Являются ли те разные виды крещения, имеющие место в деноминациях, библейским?
Чтобы найти ответ нужно сравнить водное крещение Нового завета с теми, которые практикуются в церквях христианского вероисповедания.
Сравним для примера православное крещение с библейским.
Православное крещение
Сравнение характеристик православного крещения с библейской моделью, показывает их отличия.
В первую очередь они явны по сравнению с формой и объектами крещения.
Младенцы не нуждаются в крещении по нескольким причинам.
Что касается цели православного крещения, нужно сказать, что термин «первородный грех» широко используется в богословии не только Православной Церкви, и он отражает общепринятое, но ошибочное убеждение, что дети рождаются грешными, наследуя грех Адама.
На самом деле люди рождаются склонными к греху вследствие испорченной природы, но Писание не учит, что ребенок рождается уже грешным, или что он наследует грехи от родителей.
Поскольку новорожденные дети не имеют греха, то, очевидно, у них нет потребности в его прощении, а значит и в крещении.
Кроме того, присоединение к церкви не является целью крещения или его сущностью, это скорее результат соединения со Христом и находится в прерогативе Бога (Деян. 2:41,47б; 1 Кор. 12:13).
Отличие православного крещения от библейского приводит к констатации факта, что православное крещение не является библейским.
Теперь давайте посмотрим на характеристики типового протестантского крещения.
Протестантское крещение
Сравнительный анализ протестантского крещения с крещением Нового Завета выявляет различия между ними.
Фактически, в полной мере совпадает только форма крещения, но другие характеристики являются отличными.
Объект крещения
Если объектом библейского крещения является человек, грехи которого еще не прощены (вспомните Савла), в протестантизме крестят тех, кто уже, как считается, получил спасение в результате обращения к Богу.
В Новом Завете крещение – заключительная часть обращения грешника, во многих же протестантских церквях объектом крещения является человек, который уже оправдан.
Цель крещения
Если целью крещения во имя Иисуса Христа согласно Новому Завету есть прощение грехов, то в протестантизме крестят тех, кто уже получил прощение.
Например, баптистское вероучение содержит в себе положение, согласно которому крещение не есть часть обращения, становления учеником, но преподают его уже обращенным ко Христу людям, тем, кто уже стал христианином и получил прощение грехов.
Присоединение к поместной церкви является следствием крещения, но в протестантизме это представляется как его цель.
Сущность крещения
Если сущностью новозаветного крещения, завещанного Спасителем, есть единение с жертвенным Агнцем Божиим, (перемена внутреннего состояния является следствием такого единения, осуществляемого по вере во время крещения), то сущность протестантского крещения заключается в засвидетельствовании перемен, которые уже состоялись ранее (крещение является результатом и отражением этих перемен).
То есть крещение в протестантизме — это обряд, который символизирует рождение нового человека, состоявшееся гораздо ранее (практика протестантских церквей включает в себя традицию проводить крещение в определенные даты только несколько раз в год по мере того, как наберется целая группа кандидатов на крещение).
Поэтому, как правило, в протестантском образце благовествования неверующим не находится места крещению.
Также, часто отмечается, что крещение является обещанием доброй совести, и что оно является заключением Завета с Богом. И хотя это отражает библейский характер крещения, другие отличия протестантского крещения от новозаветной модели не позволяют их отождествлять.
Для лучшего понимания представим предыдущие сравнения разных практик крещения в табличном формате.
Сравнительный анализ крещения
Таблица демонстрирует явное несоответствие с «одним» новозаветным крещением тех, которые практикуются как в Православной Церкви, так ив протестантских конфессиях. И это приводит к выводу о том, что такие крещения не являются библейскими.
Каковы последствия небиблейского крещения?
Во-первых, это значит, что человек не был крещен вообще.
Ведь никто не имеет права изменять Божьи заповеди. Не Бог должен подстраиваться под человеческие постановления, но людям обязаны повиноваться Божьим заповедям. И если человек крестился не так, как об этом говорит Господь в Своем Слове, то это значит, что он не крестился вообще.
Во-вторых, это значит также, что человек не получает того, что он должен получить в результате крещения, не достигает целей, которые должны достигаться крещением.
В Новом Завете мы читаем о том, что люди крестились для прощения грехов, в протестантских церквях обычно учат, что получение прощения грехов происходит до крещения.
Невозможно отрицать, что это два отличающихся друг от друга виды крещения, и что одновременно они не могут быть оба угодными Богу.
В учениях и практиках церквей существует три основных взгляда на взаимосвязь веры, крещения и спасения. Схематически их можно изобразить так:
Нельзя отрицать очевидное: перед нами три различных пути спасения (получения прощения грехов), и он не могут быть истинными верными одновременно.
Какой же и них является библейским путем?
Обращаясь к Своим последователям, Господь Иисус сказал:
«…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
(Мар. 16:15,16).
В этом наказе упоминаются три интересующие нас элементы: вера, крещение и спасение. Есть ли между ними взаимосвязь, и если да, то какая? Ответ очевиден.
Иисус Христос ожидает, что на проповедь Евангелия люди прореагируют верой, они будут крещены и в результате получат спасение. И это значит, что вера и крещение, предшествуют спасению, а поэтому является условиями для его получения.
Но, к сожалению, сегодня есть практики, как будто Христос сказал: «Кто креститься, будет спасен, а потом уверует», или: «Кто уверует, будет спасен, а потом креститься».
Но если люди для спасения делают то, чего Иисус не сказал, но не делают то, что Он повелел, то это означает, что они не получают прощения грехов.
Возражения против
Нам не редко приходится встречаться с аргументами против того, что крещение является условием для получения прощения грехов. Коротко упомянем несколько из числа самых распространенных.
1. Разбойник на кресте
Суть этого возражения в том, что разбойник на кресте был прощен (Лук. 23:40-43), но при этом очевидно, что этот дар он получил без крещения, из чего делается вывод, что крещение не является условием для спасения.
Во-первых, это демонстрирует не совсем конструктивный подход к Писанию, при котором игнорируются одни отрывки, и в защиту своей позиции выдвигаются другие, что похоже на игру в пинг-понг. Но ведь на самом деле одно место Писания не может противоречить другому.
Во-вторых, данный пример не является обоснованным аргументом.
Первая причина недостаточности обоснования в том, что Новый Завет Господа, частью которого является Его повеление крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, вступил в силу после смерти Иисуса Христа (Евр. 9:15,16).
Фактически, проповедь Евангелия впервые прозвучала в День Пятидесятницы (Деяния 2 глава). А разбойник на кресте жил во время действия Ветхого Завета.
Вторая причина необоснованности аргумента с примером разбойника на кресте в том, что в то время, когда Иисус простил грехи разбойнику, заповеди о крещении во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа еще не существовало.
Это повеление было дано Господом перед вознесением, и от момента прощения разбойника до повеления крестить, прошло более 40 дней (Деян. 1:3-9).
На момент распятия Иисуса и двух разбойников того крещения, о котором Павел говорит «одно» (Ефес. 4:5), еще не существовало.
И третья идея в связи с этим аргументом. Во время Своего служения на земле, Иисус имел власть прощать грехи (Мар. 2:10), даже без условия приносить для этого жертву за грех, которая была предусмотрена в Законе Моисея для такого случая.
Именно это и произошло с разбойником на кресте.
Итак, разбойник на кресте не должен был креститься, потому что он находился под юрисдикцией Ветхого Завета, не мог им креститься, потому что крещение во Имя Отца, и Сына и Святого Духа еще не было установлено. И грехи ему были прощены властью Христа.
2. Спасение благодатью, а не делами
Смысл этого аргумента заключается в следующем рассуждении: человек спасается благодатью Божьей, а не делами (Ефес. 2:8,9). И поскольку крещение – это дело со стороны человека, то оно не может быть причиной спасения.
Конечно же, мы стоим на той позиции, что человек не может заработать себе спасение своим послушанием. Единственная причина спасения – это Божья милость, любовь и благодать.
Милостью Его грешные люди не получают того, что заслужили, Его благодатью мы получаем то, что не заслужили, и нет никаких других причин для спасения, которое является величайшим подарком.
Однако, чтобы получить этот подарок, человек должен выполнить некоторые условия, как, например, уверовать.
Без веры Богу угодить невозможно и неверие – причина погибели (Евр. 11:6; Иоан. 3:36). Крещение является одним из таких условий.
Конечно же, крещение – это дело, но это не дело человеческое, а дело Божье в той же мере, как и вера, есть дело (Иоанн. 6:28,29).
Уверовавший и кающийся грешник получает прощение грехов не потому, что он крестится, а потому, что в этот момент его душа омывается пролитой кровью Иисуса Христа.
3. Бог прощает грехи, как только грешник их исповедует
Иногда на просьбу показать, где в Новом Завете написано, что Бог прощает человеку грехи, как только он уверовал во Христа (еще до покаяния) или произнес «молитву грешника», указывают на 1 Иоан. 1:9, где написано:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
На самом же деле это утверждение также не может служить достаточным аргументом по той причине, что в указанном отрывке Писания апостол обращается к тем, которые уже стали христианами и получили прощение грехов.
Он проводит различие между «нами» и «всем миром» (1 Иоанн. 2:2), называет адресатов «имеющими помазание» (2:20), детьми Божьими (3:1), перешедшими «из смерти в жизнь» (3:14) и многое сему подобное.
Христиане имеют благословение от Бога обращаться с просьбой о прощении грехов, и получать его в случае искреннего покаяния. И это одно из мест Писания, где об этом написано.
Однако, роль крещения рассматривается в плоскости вопроса становления христианами, «нужно ли креститься, чтобы стать христианами, чтобы получить прощение грехов»?
А данный отрывок говорит на тему, что нужно сделать для прощения грехов тем, кто уже стали христианами.
Принять истину
Принять истину о Божьем плане спасения в целом, и о роли крещения в этом плане в частности, людям бывает очень трудно, особенно членам конфессий.
Однако, если мы хотим спасения своим вечным душам и хотим угождать Богу, а не людям, то нам нужно безоговорочно и смиренно принимать Божью истину, не так ли?
Я призываю всех людей с искренним сердцем к тому, чтобы беспристрастно оценить свое положение перед Богом.
Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответите «нет», то вы еще не нашли мир с Богом как Он об этом говорит в Библии. Но Он ждет вас!
Отдайте свою жизнь Ему, примите дар Его благодати, станьте Его дитем и пусть ваше имя будет записано в небесной Книге жизни!
Если у вас есть вопросы, комментарии, мы будем рады услышать их.
Автор статьи: Дмитрий Галюк. г. Черновцы (Украина).