библия око за око зуб за зуб ветхий завет

Глава 24

1–4. Об елее и 6–10. о хлебах предложения в святилище. 10–14 и 23. Побиение камнями хулителя Иеговы. 15–22. Постановления о возмездии за разные уголовные преступления.

«Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

Если злословивший отца или мать был умерщвляем ( Исх 21.17 ), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. Лев.24:23 ). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65 ), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»).

По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Библия око за око зуб за зуб ветхий завет

Сегодня среди христиан распространено мнение, что Христос отменил ветхозаветные заповеди.

Закон Божий в сознании христиан поделен на две эпохи: ветхозаветный, данный Богом Отцом для евреев, и новозаветный, данный Сыном Иисусом Христом для христиан.

Говоря о ветхозаветных законах современные христиане считают, что они были даны для того, чтобы как-то дисциплинировать евреев, научить их порядку и послушанию Божьему. Что Богу Самому приходилось действовать жестко, чтобы обуздать этот жестоковыйный народ.

Мы, христиане, конечно, не такие жестоковыйные, достигшие другого уровня духовности. Нам эти «армейские» законы сегодня ни к чему )

Говоря о жесткости ветхозаветного закона, чаще всего вспоминается заповедь «око за око, зуб за зуб. »

Вспоминая эту заповедь, как обычно, никто не удосуживается прочитать контекст, в котором она дается.

«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» (Лев. 24:18).

«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18,19).

Можете спросить у любого простого иудея или раввина и Вам объяснят, что НИКОГДА заповедь “око за око, зуб за зуб” не применялась буквально, как законченное повеление.

Эта часть закона Моисея посвящена соразмерности и адекватности наказания и необходимости восстановления ущерба при нарушении чьих-то прав, а не мести таким же образом.

Кстати в законе Моисея есть конкретная заповедь, запрещающая месть:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).

Неужели, Бог одними заповедями учил Свой народ любви к ближним как с самому себе, не мстить, а потом в другой заповеди написал, чтобы за перелом сломали руку виновному, а выбившему глаз тоже выбили глаз!?

Конечно нет. В Божьем законе часто применимы образы. Например, есть заповедь:

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5)

Здесь Бог учит уважать даже врагов и помогать им. И, конечно, здесь речь НЕ ТОЛЬКО об осле и воле. Это касается и коня и кошелька и если враг сам будет лежать раненый… Каждый иудей понимает, что нужно не БУКВАЛЬНО исполнять эту заповедь, а она показывает на принцип.

То же касается и заповеди закона Моисея «око за око»она указывает на принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. Этот принцип применяется в еврейском суде, а не призывает в досудебном порядке сразу выбить обидчику глаз в ответ на выбитый глаз.

В доказательство можно привести комментарии еврейских раввинов. Вот цитата с еврейского сайта о законе Моисея (www.threeda.ru):

“Писаный закон: Око за око, зуб за зуб — никогда не соблюдался в своем прямом смысле. Традиция знала только о наложении материальных взысканий, но, когда объявились люди, толковавшие око за око в прямом смысле, то хазал (мудрецы) вынуждены были объяснить и истолковать написанное”

Об этом же говорит и другая заповедь закона Моисея:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА, … то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и ВОЗВРАТЯТ СПОЛНА то, в чем виновны» (Числ. 5:5-7)

Но, конечно, самое большое доказательство, что Иисус понимал заповедь «око за око», именно, как призыв возмещать причиненный ущерб, а не мстить, это комментарий Самого Иисуса:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»

Обратите внимание, комментируя заповедь «око за око», Господь прямо употребляет описание процесса суда: «захочет судиться»!

Если присмотреться, то видно, что Иисус здесь обращается сразу к двум категориям людей в СУДЕБНОМ процессе: 1) кому причинен ущерб и 2) к тем, на кого подали в СУД.

Из изложенного выше понятно, что истинная суть заповеди «око за око» – актуальна до сих пор.

Источник

Евангелие по Матфею 5:38

Толкования:

Анонимный комментарий

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 38-41 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх. 21:24 )

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Евфимий Зигабен

Ст. 38-39 Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую

Еп. Михаил (Лузин)

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Лопухин А.П.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Митр. Иларион (Алфеев)

Ст. 38-41 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Речь Иисуса состоит из изречения, в котором постулируется общий принцип, и пять конкретных примеров, иллюстрирующих его применение. Из этих примеров только один — и то лишь при самой прямолинейной буквальной интерпретации — касается случаев нанесения физического ущерба и относится к правовой сфере; второй относится к ней опять же только при буквальном толковании; следующие три не имеют к ней никакого отношения.

В целом можно говорить о том, что весь отрывок сконцентрирован не столько на интерпретации закона, сколько на установлении новых принципов взаимоотношений людей между собой в повседневной жизни. Используя цитату из закона в качестве отправного пункта, Иисус выводит слушателей к новым горизонтам, предлагает им новую ступень нравственного совершенства.

Важно помнить, что в Нагорной проповеди Иисус обращался не к судьям израильского народа, а к Своим ученикам. Ситуации, в которых есть обиженный и обидчик, Иисус рассматривает из перспективы обиженного, тогда как ветхозаветный закон рассматривал их из перспективы обидчика. Тем самым Он вводит новую и более высокую норму праведности, чем та, которая была характерна для Ветхого Завета.

Если первый образ (удар в правую щеку) говорит о непротивлении злу, а второй (отнятие одежды) — о добровольном отказе от защиты своих имущественных прав, то третий говорит об оказании услуг: тому, кто требует одной услуги, надо оказать и другую. Слова о том, что с хотящим пройти одно «поприще» (греч. μιλιον — миля) надо пройти два, отсутствующие в версии Луки, посвящены именно этому.

Прп. Исидор Пелусиот

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Законодатель обоих Заветов один. Но Иудеям, как необузданным, закон запрещал только дела, а Евангелие, преподавая нам учение как любомудрым, и самые мысли, от которых рождаются действия, преграждает как источники зла, не только строго наказывая за совершенные грехи, но и полагая надежные преграды к их совершению.

Если же угодно тебе, обратимся и к подлинным словам. Всего лучше слышать самое Писание. Господь говорит: речено бысть древним: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитися злу. Закон мерою наказания полагает равное страдание, дозволив обиженным делать столько же зла, сколько они сами потерпели, чтобы опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело. Вот объяснение, касающееся глубокой мысли законодателя.

А Евангелие кротостью страдающего препятствует пороку простираться в худшее. Поскольку справедливо полагался предел несправедливости мстящих, и дан был закон, чтобы не сделалось ничего худого, то воздавалось подобным за подобное. Всякий делал то же, в чем обвинял обидчика. Но это было не прекращением прежних худых дел, а вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой стремился отомстить за старое и не знал никакого предела во зле.

Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и отмщающий впадали в какой-то непримиримый раздор; и то, что было премудрого в законе, что законодатель установил для предотвращения грехопадений, они делали поводом ко греху. Итак, когда столько породилось зол, то Евангелие, угасив как огонь, их начало, остановило стремление зла вперед.

Свт. Иоанн Златоуст

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Свт. Фотий Константинопольский

Ст. 38-39 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству. Ибо приучивший себя препоручать свои [обиды] закону готов избрать и лучшее, подняться и приспособиться к более высоким деяниям – а это разве противоположный смысл и действие? С другой стороны, закон угрозой удерживает самонадеянную и дерзкую десницу преступного деяния против ближнего и страхом предотвращает неподобающее, а благодать даже не позволяет обороняющемуся в подражание этой [угрозе] противодействовать увещанием, но призывает кротостью сводить на нет порыв гневающегося, – и что лучше этого производит согласие вместо разногласия? Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы.

Итак, можно сказать это и тем разрешить недоумение; но ничуть же не хуже, наверное, будет дополнение, что одно относится к судье, повелевая не ставить ничего выше справедливости, но быть весами равенства для тяжущихся и показывать себя беспристрастным оком правды; а другое применяется к судящемуся, переменяя и смягчая возбужденное желание воздаяния изобилием человеколюбия, чтобы он не искал усугубить страсть и умножить злодеяние, которое ненавидит и считает заслуживающим наказания, подобными же действиями, и не делал раздор нескончаемым.

Троицкие листки

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Сравнивая Свои новозаветные заповеди с ветхозаветными, Господь говорит: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. Строгим кажется нам этот Закон, потому что мы воспитались под благодатным веянием духа Христовых заповедей; но для ветхозаветных людей и этот, по-видимому, такой суровый Закон казался снисходительным. По жестокости тогдашних нравов, обиженный мог бы отплатить обидчику за выбитый зуб или выколотое око даже смертью, но Закон дозволял ему за зло отплатить только равным же злом, не больше. Так Закон сдерживал мстительность обиженного, устрашая и обидчика. «Законодатель предписал, — замечает святитель Златоуст, — око за око, — не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но дабы обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого». Евреи не понимали духа этого Закона и часто случалось, что наказанный обидчик раздражался и обижал еще больше, а обиженный снова старался ему отомстить, и зло таким образом возрастало.

Источник

Зуб за зуб

Казни, штрафы, соблю­де­ние суро­вых зако­нов – разве может этого тре­бо­вать от чело­века Бог Любви? А ведь именно таким пред­став­ля­ется многим нашим совре­мен­ни­кам Ветхий Завет, кото­рый тре­бует «око за око, и зуб за зуб».

Зуб за зуб

Наслед­ники Мар­ки­она

“Я лично прошел все стадии коле­ба­ний и сомне­ний и в одну ночь (в 7‑м классе), бук­вально в одну ночь, пришел к окон­ча­тель­ному и бес­по­во­рот­ному реше­нию: отме­таю зве­ри­ную пси­хо­ло­гию Вет­хого Завета, но все­цело при­емлю хри­сти­ан­ство и Пра­во­сла­вие. Словно гора сва­ли­лась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего”. Так писал о своем рели­ги­оз­ном выборе чело­век, кото­рого трудно запо­до­зрить в мяг­ко­те­ло­сти и паци­физме – гене­рал А. И. Дени­кин. Он прошел несколько войн, вклю­чая граж­дан­скую, был дик­та­то­ром на огром­ной тер­ри­то­рии, не оста­нав­ли­вался перед жест­кими мерами по наве­де­нию порядка – и считал Ветхий Завет чрез­мерно жесто­ким. Почему?

Вопрос о жесто­ко­сти Вет­хого Завета не нов, как и почти все в этом мире. Уже среди первых хри­стиан были такие, кто утвер­ждал: хри­сти­ан­ский Бог Любви не может иметь ничего общего с жесто­ким, мсти­тель­ным и каприз­ным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И воз­можно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наи­бо­лее после­до­ва­тельно изла­гал эти взгляды бого­слов по имени Мар­кион.

Цер­ковь осу­дила его учение как ересь. Вслед за Хри­стом и апо­сто­лами она утвер­ждает, что Ветхий Завет – неотъ­ем­ле­мая часть Свя­щен­ного Писа­ния, и что Бог пат­ри­ар­хов и про­ро­ков – Тот же Самый, что и Бог апо­сто­лов и еван­ге­ли­стов, и что не только Новый Завет, но “все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния” (2‑е Посла­ние к Тимо­фею, 3:16).

Однако наслед­ники Мар­ки­она живы по сей день. Даже среди хри­стиан многие если и не отвер­гают Ветхий Завет, то отно­сятся к нему с каким-то подо­зре­нием, как к исто­ри­че­скому памят­нику, не име­ю­щему осо­бого зна­че­ния в наши дни. Они, без­условно, неправы: именно Ветхий Завет рас­ска­зы­вает нам о сотво­ре­нии мира, о гре­хо­па­де­нии, о воз­ник­но­ве­нии избран­ного народа и его отно­ше­ниях с Богом. Он под­во­дит чита­теля к еван­гель­ской Вести, кото­рая без него так и оста­лась бы непо­ня­той: что за про­ро­че­ства испол­ни­лись? Что за жертва была при­не­сена? Зачем вообще пона­до­би­лось рас­пя­тие и вос­кре­се­ние?

Но что же оттал­ки­вает совре­мен­ного чита­теля от Вет­хого Завета? Прежде всего, его “жесто­кость”. Ну что же, Библия – прав­ди­вая книга, и если люди всегда уби­вали и нена­ви­дели друг друга, если даже самые вели­кие пра­вед­ники бывали небез­упречны, она повест­вует об этом честно и открыто. Она – не сбор­ник сла­ща­вых рас­ска­зов, и именно поэтому ей можно дове­рять.

С этим, каза­лось бы, все ясно. Но сомне­ва­ю­щи­еся не успо­ка­и­ва­ются: Ветхий Завет гово­рит не просто о жесто­ко­сти отдель­ных людей, он при­пи­сы­вает эту жесто­кость самому Богу. И глав­ное обви­не­ние, кото­рое тут можно услы­шать – суро­вый Закон, тре­бу­ю­щий отда­вать глаз за глаз и карать смер­тью за нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти. Попро­буем разо­браться с этим подроб­нее.

Только сна­чала дого­во­римся: мы не можем судить о людях, живших три тыся­че­ле­тия назад, как о наших совре­мен­ни­ках. Они отли­ча­лись от нас не только тем, что не имели элек­три­че­ства и не дога­ды­ва­лись о суще­ство­ва­нии Аме­рики. У них были несколько иные пред­став­ле­ния о мире, и судить о них можно только исходя из реалий того вре­мени. Не станем же мы упре­кать Колумба за то, что он, перед тем как плыть в Аме­рику, не отыс­кал ее на школь­ном гло­бусе, или фельд­мар­шала Куту­зова за то, что не бросил против Напо­леона авиа­цию и тан­ко­вые диви­зии? Неспра­вед­ливо упре­кать древ­них за то, что они не обла­дали тем, что доступно и при­вычно нам сего­дня. Более того, стоит заду­маться: не от них ли нам все это доста­лось?

Закон: источ­ник и смысл

Любая юри­ди­че­ская система стро­ится на неко­то­ром осно­ва­нии. Чтобы закон имел силу, он должен быть освя­щен чьим-то авто­ри­те­том. Сего­дня, как пра­вило, кон­сти­ту­ции ссы­ла­ются на “волю народа”, кото­рая, как мы знаем, зача­стую есть не что иное, как умело при­ме­нен­ные полит­тех­но­ло­гии. Но в древ­но­сти закон всегда пони­мали как дар свыше, и Ветхий Завет не был исклю­че­нием.

Но в Ветхом Завете была и одна осо­бен­ность. Окрест­ные народы счи­тали, что боги даро­вали им законы просто для того, чтобы упо­ря­до­чить их жизнь и обес­пе­чить спра­вед­ли­вость. Но на горе Синай Моисею был дан не просто пра­во­вой кодекс, там был заклю­чен Завет, то есть дого­вор всего изра­иль­ского народа с Богом: “буду вашим Богом, а вы будете Моим наро­дом” ( Левит 26:12 ). Соб­ственно, вне этого Завета изра­иль­тяне были всего лишь бег­лыми еги­пет­скими рабами, но, заклю­чив его, они ста­но­ви­лись под­лин­ным наро­дом со своим госу­дар­ством, своей тер­ри­то­рией, своей рели­гией и куль­ту­рой. Завет и выгля­дел как дого­вор между царем вели­кого госу­дар­ства и под­власт­ным ему пле­ме­нем: он обе­щает им защиту и покро­ви­тель­ство и тре­бует в ответ – полной вер­но­сти и покор­но­сти.

Соб­ственно, и отно­ше­ния внутри изра­иль­ской общины регу­ли­ро­ва­лись, исходя из того же прин­ципа: “Будьте святы, потому что Я свят” (Левит, 11:45) – этого тре­бует от изра­иль­тян Гос­подь, а раз так, то невоз­мож­ными, недо­пу­сти­мыми ста­но­вятся неспра­вед­ли­вость, угне­те­ние, разбой. Поэтому нормы уго­лов­ного права полу­чают в Ветхом Завете такой же свя­щен­ный статус, как и нормы бого­слу­же­ния: они, по сути, ста­но­вятся нераз­де­ли­мыми.

Пра­во­су­дие общины

Итак, в вет­хо­за­вет­ном законе мы встре­чаем много нака­за­ний за пре­ступ­ле­ния против ближ­него, кото­рые кажутся нам чрез­мерно жесто­кими. Зачем карать смер­тью за супру­же­скую измену? Зачем выби­вать глаз тому, кто сам кому-то выбил глаз – может быть, он неча­янно? Однако и в нашем зако­но­да­тель­стве многое пока­за­лось бы древ­нему чело­веку жесто­ким – напри­мер, тюрем­ное заклю­че­ние, кото­рого вет­хо­за­вет­ный Закон не знал. Как можно отры­вать чело­века от род­ного дома на долгие годы? Если он вино­ват в краже, пусть запла­тит в двой­ном раз­мере, а если он убийца, то мы убьем его самого. Причем сде­лает это не палач-про­фес­си­о­нал, а сама община заки­дает его кам­нями. Помните, как Иисус изба­вил от казни жен­щину, пой­ман­ную в пре­лю­бо­де­я­нии? Он не оправ­дал ее, но воз­звал к сове­сти судей: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (Еван­ге­лие от Иоанна, 8:7), – и они разо­шлись, не желая испол­нять оче­вид­ное тре­бо­ва­ние Закона. Да, по спра­вед­ли­во­сти сле­до­вало бы ее каз­нить, думал каждый, но лично я не могу взять на себя такую ответ­ствен­ность.

Ведь пра­во­су­дие было тогда не без­лич­ной маши­ной, оно осу­ществ­ля­лось самим обще­ством. Одно дело – подать заяв­ле­ние в суд и выслу­шать выне­сен­ный кому-то при­го­вор, и совсем другое – взять в руку уве­си­стый камень и бро­сить его в живого чело­века. Тут дей­стви­тельно трижды поду­ма­ешь, прежде чем выдви­нуть обви­не­ние.

К тому же те, кто совер­шил непре­ду­мыш­лен­ное убий­ство, вовсе избав­ля­лись от уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти. Такой чело­век мог укрыться в спе­ци­аль­ных “горо­дах-убе­жи­щах”, и если ему уда­ва­лось дока­зать тамош­ним ста­рей­ши­нам, что между ним и убитым не было ника­кой вражды, что это был несчаст­ный случай, то он мог оста­ваться в городе, вплоть до смерти пер­во­свя­щен­ника, а потом воз­вра­щался домой. Един­ствен­ное огра­ни­че­ние – такой чело­век не должен был поки­дать “города-убе­жища”. Но все равно, это не срав­нить с тюрем­ным или лагер­ным заклю­че­нием.

Еще одна наша норма, кото­рая пока­за­лась бы древним изра­иль­тя­нам жесто­кой – при­зыв­ная армия. Заби­рать мужчин в войско можно было только во время войны, и то от при­зыва осво­бож­да­лись те, кто недавно женился, построил дом или наса­дил вино­град­ник. Война войной, а чело­век имеет право жить своей част­ной жизнью, и нельзя его уво­дить от моло­дой жены, нового дома и первых плодов.

Да и вообще, на фоне тех зако­нов, кото­рые еще совсем недавно суще­ство­вали во многих хри­сти­ан­ских стра­нах, Ветхий Завет пока­жется очень мягким. Он, напри­мер, пред­пи­сы­вает в неко­то­рых слу­чаях телес­ные нака­за­ния – но строго огра­ни­чи­вает их сорока уда­рами, чтобы не изу­ве­чить чело­века. Срав­ним это за зна­ме­ни­тым “про­го­ном сквозь строй”, прак­ти­ко­вав­шимся в России до сере­дины XIX века. Ветхий Завет вообще не знает нака­за­ний, кото­рые бы уве­чили чело­века (выры­ва­ние нозд­рей, отре­за­ние языка, и так далее), хотя еще несколько сто­ле­тий назад они были совер­шенно обыч­ными в “циви­ли­зо­ван­ных стра­нах”.

Что значит “зуб за зуб”?

Если мы срав­ним Ветхий Завет с дру­гими зако­но­да­тель­ными тек­стами древ­него Ближ­него Востока, то увидим еще больше отли­чий. Да, все они стро­и­лись на пре­сло­ву­том прин­ципе тали­она: “глаз за глаз, зуб за зуб”, то есть пре­ступ­ник должен потер­петь такой же ущерб, какой он нанес потер­пев­шему.

На самом деле это совсем не плохой прин­цип, он вовсе не тре­бует мести, а огра­ни­чи­вает ее: если тебе выбили глаз, то ты имеешь право сде­лать то же самое, но никак не более того. Вот бы и нам при­дер­жи­ваться этого прин­ципа хотя бы в личных отно­ше­ниях.

Пре­ступ­ле­ния же против лич­но­сти (то есть против Бога и против ближ­него) по Закону Моисея, наобо­рот, кара­ются очень сурово. Прак­ти­че­ски все древ­ние своды зако­нов, в том числе Коран, уста­нав­ли­вают право выкупа, но Ветхий Завет одно­значно заяв­ляет: “Не берите выкупа за душу убийцы, но его должно пре­дать смерти, ибо кровь осквер­няет землю” (Числа, 35:31–33). И вот почему: “Кто про­льет кровь чело­ве­че­скую, того кровь про­льется рукою чело­века: ибо чело­век создан по образу Божию” ( Быт.9:6 ). В то же время для других пра­ви­те­лей древ­него Ближ­него Востока, равно как впо­след­ствии и для многих хри­сти­ан­ских стран, да и для Совет­ского Союза, чело­век был скорее народ­но­хо­зяй­ствен­ной еди­ни­цей, поэтому ему нетрудно было назна­чить цену: брать штраф за его убий­ство и, наобо­рот, отби­рать его жизнь в уплату за при­чи­нен­ный ущерб. Вообще, чело­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ется в том же кодексе Хам­му­рапи как некая денеж­ная сумма, причем не такая уж и огром­ная.

Напри­мер, кодекс Хам­му­рапи наста­и­вает: “Если гра­би­тель не был схва­чен, то ограб­лен­ный чело­век может пока­зать перед богом все свое про­пав­шее, а община и ста­ро­ста, на земле и тер­ри­то­рии кото­рых было совер­шено ограб­ле­ние, должны ему воз­ме­стить все его про­пав­шее. Если при этом была загуб­лена жизнь, то община и ста­ро­ста должны отве­сить одну мину серебра его роди­чам”. То есть платят заве­домо неви­нов­ные люди, лишь бы сохра­нить “баланс”. А Ветхий Завет пред­пи­сы­вает мест­ной общине в случае нерас­кры­того убий­ства просто совер­шить очи­сти­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние.

Или другое пра­вило Хам­му­рапи: “Если чело­век украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это при­над­ле­жит богу или дворцу, он должен запла­тить в трид­ца­ти­крат­ном раз­мере, а если это при­над­ле­жит муш­ке­нуму (кре­стья­нину-арен­да­тору), он должен воз­ме­стить в деся­ти­крат­ном раз­мере. Если вор не имеет чем пла­тить, он должен быть убит”. Чего тре­бует в подоб­ном случае Ветхий Завет? “Украв­ший должен запла­тить; а если нечем, то пусть про­да­дут его для уплаты за укра­ден­ное им; если он пойман будет и укра­ден­ное най­дется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть запла­тит за них вдвое” ( Исх.22:3-4 ). Раз­ница, как видим, огромна.

Биб­лей­ские прин­ципы совре­мен­ного права

Впро­чем, дело даже не в том, что Ветхий Завет ока­зы­ва­ется во многих слу­чаях прин­ци­пи­ально мягче, чем кодекс Хам­му­рапи и другие своды зако­нов того вре­мени. Важнее всего то, что он выдви­гает неко­то­рые общие прин­ципы пра­во­вого обще­ства, кото­рые сего­дня кажутся нам само­оче­вид­ными, но для того вре­мени они были рево­лю­ци­он­ными. И хотя мы при­выкли смот­реть на Ветхий Завет свы­сока, считая, что хри­сти­ан­ское пра­во­со­зна­ние намного его пре­вос­хо­дит, но если вгля­деться повни­ма­тель­нее, мы увидим, что только сейчас ста­но­вятся обще­при­ня­той нормой идеи пра­во­вого госу­дар­ства, уже зало­жен­ные в Ветхом Завете.

Во-первых, Ветхий Завет про­воз­гла­шает равен­ство людей перед зако­ном, делая исклю­че­ние только для ино­пле­мен­ных рабов. А сред­не­ве­ко­вые кодексы хри­сти­ан­ских госу­дарств содер­жат все­воз­мож­ные гра­да­ции: за убий­ство дво­ря­нина одно нака­за­ние, за убий­ство кре­стья­нина – другое. Даже статус пре­ступ­ника влиял на тяжесть нака­за­ния: за что про­стого чело­века каз­нили, за то знат­ному назна­чали денеж­ный штраф. Такого Мои­сеев Закон не знает.

К каким послед­ствиям это при­во­дило, можно уви­деть на одном опи­сан­ном в Библии при­мере. Изра­иль­скому царю Ахаву понра­вился вино­град­ник его под­дан­ного, Наву­фея, но тот отка­зался про­да­вать “наслед­ство отцов своих”. Заме­тим, не отда­вать даром, а про­дать по хоро­шей цене! Ахав так и не смог заста­вить Наву­фея доб­ро­вольно пойти на сделку. Против строп­тивца было сфаб­ри­ко­вано обви­не­ние и он был казнен, но это пре­ступ­ле­ние Ахава настолько про­гне­вило Гос­пода, что пророк Илия пере­дал царю: “Так гово­рит Гос­подь: на том месте, где псы лизали кровь Наву­фея, псы будут лизать и твою кровь” ( 1Цар. 21:19 ). Для срав­не­ния, Иван Гроз­ный был уверен, что он “волен в животе” своих под­дан­ных; что же до их иму­ще­ства, то и по сей день госу­дар­ство в при­ну­ди­тель­ном порядке выку­пает земель­ные участки у своих граж­дан, чтобы постро­ить на них новую дорогу, или сносит старый дом, чтобы постро­ить новый, более доро­гой – и никому и в голову не при­хо­дит спра­ши­вать согла­сия вла­дель­цев.

Другой важ­ней­ший прин­цип, о кото­ром мы уже гово­рили – личная ответ­ствен­ность чело­века за свои поступки: “Отцы не должны быть нака­зы­ва­емы смер­тью за детей, и дети не должны быть нака­зы­ва­емы смер­тью за отцов; каждый должен быть нака­зы­ваем смер­тью за свое пре­ступ­ле­ние” ( Втор. 24:16 ). Бывший семи­на­рист Иосиф Сталин даже цити­ро­вал эти слова, хотя он как раз был очень далек от того, чтобы их испол­нять.

Третий столп пра­во­вого обще­ства, выве­ден­ный еще в Ветхом Завете – непри­кос­но­вен­ность чело­ве­че­ской лич­но­сти. Эту норму как раз и утвер­ждало стро­гое, прак­ти­че­ски не зна­ю­щее исклю­че­ний раз­де­ле­ние пре­ступ­ле­ний против лич­но­сти, кото­рые кара­лись смер­тью, и пре­ступ­ле­ний против иму­ще­ства, кото­рые кара­лись штра­фом с ком­пен­са­цией ущерба. И если сего­дня для нас это стало акси­о­мой, то не сле­дует забы­вать, что впер­вые это было ска­зано именно в Ветхом Завете.

Конечно, все это не озна­чает, что вет­хо­за­вет­ный Закон совер­ше­нен и само­до­ста­то­чен. Если бы это было так, не было бы ника­кой нужды в Новом Завете. Но сего­дня мы можем ска­зать, что Ветхий Завет уста­нав­ли­вает некий ста­биль­ный фун­да­мент обще­ствен­ного устрой­ства, неко­то­рый мини­мум, без соблю­де­ния кото­рого обще­ство в любой момент может соскольз­нуть в болото все­доз­во­лен­но­сти и про­из­вола. А Новый Завет обра­щен уже к лич­но­сти, ибо про­стить своего долж­ника или под­ста­вить другую щеку – реше­ние, при­ни­ма­е­мое каждым чело­ве­ком инди­ви­ду­ально; обще­ство же не может воз­ве­сти это в юри­ди­че­скую норму, иначе оно просто поз­во­лит силь­ным изде­ваться над сла­быми.

Вет­хо­за­вет­ный Закон – твер­дое, земное осно­ва­ние; ново­за­вет­ная бла­го­дать – взлет ввысь, к небес­ному идеалу.

При­зы­вает ли Библия к гено­циду?

В про­шлом номере жур­нала мы обсуж­дали вопрос о том, жесток ли Вет­хо­за­вет­ный Закон. Но Закон – это еще не самое шоки­ру­ю­щее место Свя­щен­ного Писа­ния… Гораздо труд­нее совре­мен­ному чело­веку при­нять и понять повест­во­ва­ния о том, как изра­иль­тяне истреб­ляли мирное насе­ле­ние, как утвер­ждает Библия, по пря­мому при­казу Бога. Неужели это правда? И как это можно объ­яс­нить?

Иисус Навин, Илия, Ииуй…

Стоит для начала посмот­реть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких собы­тиях? Прежде всего, разу­ме­ется, в книге Иисуса Навина. Навер­ное, если бы среди совре­мен­ных хри­стиан про­вели голо­со­ва­ние: какую книгу убрать из Библии – подав­ля­ю­щее боль­шин­ство голо­сов набрала бы именно она. “В тот же день взял Иисус Макед, и пора­зил его мечом… никого не оста­вил, кто бы уцелел и избе­жал; и посту­пил с царем Макед­ским так же, как посту­пил с царем Иери­хон­ским. И пошел Иисус и все Изра­иль­тяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Гос­подь и ее в руки Изра­иля, и взяли ее и царя ее, и истре­бил ее Иисус мечом и все дыша­щее, что нахо­ди­лось в ней: никого не оста­вил в ней” (Ис. Нав.10:28-30 ).

На совре­мен­ном языке это назы­ва­ется гено­ци­дом, за это сего­дня судят в меж­ду­на­род­ных судах. Но тогда, ока­зы­ва­ется, Иисус Навин дей­ство­вал в полном соот­вет­ствии с Божьей волей: “А в горо­дах сих наро­дов, кото­рых Гос­подь Бог твой дает тебе во вла­де­ние, не остав­ляй в живых ни одной души” ( Втор.20:16 ).

Нечто подоб­ное мы встре­чаем и на стра­ни­цах других книг Вет­хого Завета… Пророк Илия состя­за­ется со жре­цами язы­че­ского боже­ства Ваала и после победы над ними уби­вает их всех ( 3Цар.18 ). Впро­чем, не при­хо­дится сомне­ваться, что и они посту­пили бы с ним точно так же, если бы ока­за­лись побе­ди­те­лями. А царь Ииуя вообще собрал всех про­ро­ков Ваала и пере­бил их безо всяких состя­за­ний ( 4Цар.10 ).

Почему же столько крови?

С одной сто­роны, не стоит забы­вать, что для типич­ного языч­ника самым истин­ным будет не тот бог, кото­рый гово­рит о мило­сер­дии, а тот, кото­рый ока­жется силь­нее. Вот харак­тер­ный рас­сказ о сопер­ни­че­стве язы­че­ства и хри­сти­ан­ства на Алтае, пере­дан­ный немец­ким этно­гра­фом XIX в. В.В. Рад­ло­вом (“Из Сибири. Стра­ницы днев­ника”. Москва, 1989, с. 181): «Мой хозяин рас­ска­зал мне, что одна­жды он ноче­вал в юрте, где шаман про­де­лы­вал свои фокусы. Обведя вокруг юрты маги­че­ский круг, он вошел в нее, но тотчас же выско­чил обратно, как бы вле­ко­мый неви­ди­мой силой; на улице он тотчас впал в исступ­ле­ние, непре­рывно крича: “В юрте лежит чужой чело­век, а на груди его – рас­ка­лен­ный уголь, он обжег меня”. А рас­сказ­чик носил на груди обра­зок, пода­рен­ный ему отцом Мака­рием» (речь идет о преп. Мака­рии Глу­ха­реве, про­све­ти­теле Алтая).

Нечто очень похо­жее звучит и в рас­сказе о том, как фили­стим­ляне взяли в плен глав­ную свя­тыню изра­иль­тян, Ковчег Завета, и отнесли его в храм своего глав­ного боже­ства, Дагона. На сле­ду­ю­щее утро они обна­ру­жили, что его статуя лежит повер­жен­ной перед Ков­че­гом ( 1Цар.5 ).

Нрав­ствен­ное пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства над шама­низ­мом, бого­слов­ские тон­ко­сти, литур­ги­че­ские кра­соты, – все это не пред­став­ля­ется языч­нику сколь-нибудь важным и суще­ствен­ным до тех пор, пока он не убе­дится, что малень­кий обра­зок спо­со­бен лишить силы шамана, кото­рый до сих пор казался ему самым могу­ще­ствен­ным чело­ве­ком на свете. Только подоб­ная победа откры­вает врата про­по­веди, только она спо­собна при­дать вес словам и о нрав­ствен­но­сти, и о бого­сло­вии, и о литур­гии. Преп. Мака­рий, разу­ме­ется, не убивал шама­нов, но во вре­мена Илии всем было ясно, что этот бого­слов­ский спор может решиться только со смер­тью одной из сторон.

“Они пони­мают только силу,” – гово­рили коло­ни­за­торы о “дика­рях”. Конечно же, это неверно. Но верно другое: бес­си­лия они дей­стви­тельно не пони­мают. Мис­си­о­не­рам в Новой Гвинее, напри­мер, при­хо­ди­лось стал­ки­ваться с тем, что исто­рия о рас­пя­том Христе не вызы­вала у мест­ных племен совер­шенно ника­кого сочув­ствия и ува­же­ния. Он был убит, значит, Он про­иг­рал, не смог посто­ять даже за Себя Самого – ну и чем тогда Он может помочь нам?

И для того, чтобы быть услы­шан­ными, про­по­вед­ни­кам Еди­ного Бога нередко при­хо­дится убеж­дать людей прежде всего в Его силе, Его без­услов­ной спо­соб­но­сти одер­жать верх над язы­че­скими боже­ствами. Но… не за счет же мир­ного насе­ле­ния, как Иисус Навин – хочется тут воз­ра­зить. И поэтому нам при­дется раз­би­раться дальше.

Как вое­вали в те вре­мена

В опи­сы­ва­е­мое в книге Иисуса Навина время истреб­ле­ние побеж­ден­ного врага было нормой, а не исклю­че­нием. Пол­ко­водцы древ­но­сти рас­сме­я­лись бы, читая Женев­скую кон­вен­цию, тре­бу­ю­щую гуман­ного обра­ще­ния с воен­но­плен­ными. Вот, напри­мер, как опи­сы­вал свои слав­ные подвиги асси­рий­ский царь Ашшур­на­зир­пал II: “Мно­же­ством моих войск город я осадил и поко­рил, шесть­сот бойцов сразил ору­жием, три тысячи плен­ных сжег в огне, не оста­вив ни одного из них в залож­ники. Их тела я сложил баш­нями, их юношей и деву­шек сжег на кострах. Их началь­ника посе­ле­ния я обо­драл, кожей его одел стену города. Другое посе­ле­ние в окрест­но­стях я поко­рил, пять­де­сят их воинов сразил ору­жием, двести плен­ных сжег в огне…” И так до бес­ко­неч­но­сти; обра­тите вни­ма­ние, что он этим хва­ста­ется.

Может, он был манья­ком? Отнюдь нет. Рельефы и рисунки прак­ти­че­ски всех древ­них наро­дов пока­зы­вают нам царей, кото­рые зано­сят орудие убий­ства над повер­жен­ными вра­гами: свя­зан­ными, без­оруж­ными, обна­жен­ными. В таком убий­стве побе­ди­тели видели про­яв­ле­ние своего вели­чия и могу­ще­ства.

Глядя на эти изоб­ра­же­ния, читая эти хро­ники, начи­на­ешь пони­мать, как много нового при­несла книга, в самом начале кото­рой чело­век назван обра­зом и подо­бием Бога (иконой, говоря совре­мен­ным языком), а его убий­ство объ­яв­лено пре­ступ­ле­нием. И этой книгой была Библия. Мир, в кото­ром на про­тя­же­нии веков зву­чала биб­лей­ская про­по­ведь, неузна­ва­емо изме­нился. И если Гитлер и Сталин тво­рили звер­ства, срав­ни­мые по жесто­ко­сти с асси­рий­скими, они нико­гда не поду­мали бы этим хва­статься.

Более того, сего­дня мы видим, что совре­мен­ные случаи мас­со­вого убий­ства мирных жите­лей (Освен­цим, ГУЛАГ, Хиро­сима) ста­но­вятся “боле­вой точкой” лишь в тех стра­нах, кото­рые выросли на биб­лей­ской тра­ди­ции. Кто в Турции вспо­ми­нает про гено­цид армян в 1915 году? В Японии – про звер­ские убий­ства китай­цев в 1930‑е и 40‑е годы? Прак­ти­че­ски никто. И не потому, что турки или японцы черст­вее немцев или рус­ских, а потому, что их тра­ди­ци­он­ная куль­тура не осно­вана на биб­лей­ской запо­веди “не убий”, на виде­нии чело­века как образа Бога, кото­рое принес в мир именно Ветхий Завет.

И все-таки это не сни­мает про­блемы… Допу­стим, отвра­ти­тель­ный обычай рас­прав­ляться с плен­ными и мирным насе­ле­нием был настолько при­вы­чен, что Гос­подь на тот момент не счел нужным его отме­нять. Но почему Он при­зы­вал ему сле­до­вать?

Что такое “мирное насе­ле­ние”?

Давайте на время отвле­чемся и обра­тимся к недав­нему опыту Второй миро­вой войны. Мирные жители гибли тогда не только в фашист­ских конц­ла­ге­рях, но и под бом­бами союз­ни­ков. До сих пор идет спор, насколько оправ­данны были атом­ные бом­бар­ди­ровки Хиро­симы и Нага­саки: да, они при­вели к страш­ным жерт­вам, но если бы их не было, гово­рят аме­ри­кан­ские воен­ные исто­рики, Япония бы не капи­ту­ли­ро­вала, США и СССР при­шлось бы выса­жи­вать десант на Япон­ские ост­рова, и жертв было бы еще больше.

Впро­чем, и обыч­ные бомбы, сбро­шен­ные на воен­ный завод, вокзал или склад – разве не уби­вали они мирных жите­лей? Даже снай­пер­ская пуля в окопах Ста­лин­града обры­вала жизнь чело­века, кото­рый лично, может, и не был пови­нен в зло­де­я­ниях наци­стов и у кото­рого оста­лись дома жена и дети. Но мы готовы оправ­дать эти жертвы, потому что пони­маем: нацист­ская воен­ная машина должна была быть сло­мана любой ценой. Жалость к одному кон­крет­ному немцу озна­чала бы гибель и раб­ство для тысяч людей.

Так что же это были за обряды? И Библия, и архео­ло­ги­че­ские находки, и древ­ние исто­рики сви­де­тель­ствуют, что тра­ди­ции хана­неев вклю­чали при­не­се­ние в жертву соб­ствен­ных детей, не говоря уже о сек­су­аль­ных оргиях, свя­зан­ных с куль­тами пло­до­ро­дия. Древ­ние рим­ляне вовсе не были сен­ти­мен­таль­ным наро­дом, но жерт­во­при­но­ше­ния детей у кар­фа­ге­нян (народа, близко род­ствен­ного хана­неям) вызы­вали у них омер­зе­ние; и именно они стали одним из глав­ных аргу­мен­тов, почему “Кар­фа­ген должен быть раз­ру­шен”. Не просто заво­е­ван и под­чи­нен, как прочие города, а раз­ру­шен, уни­что­жен – и когда город был взят, с ним так и посту­пили. Даже тер­ри­то­рию его рас­па­хали плугом, чтобы пока­зать: такого города больше не должно быть на свете.

Точно так же отно­си­лись древ­ние изра­иль­тяне к мест­ному насе­ле­нию Пале­стины. Еще Авра­аму было ска­зано, что его потомки овла­деют этой землей, но не сразу, поскольку “мера без­за­ко­ний Амор­реев доселе еще не напол­ни­лась” ( Быт.15:16 ). То есть Бог ждал пере­мен к луч­шему долгие сто­ле­тия, Он назна­чил некую неви­ди­мую черту, “меру без­за­ко­ния”, за кото­рой всю эту циви­ли­за­цию ждало уни­что­же­ние. И вряд ли это можно назвать слиш­ком жесто­ким: дурная бес­ко­неч­ность греха была бы намного хуже.

По отно­ше­нию к хана­неям изра­иль­тяне в данном случае высту­пили как “бич Божий” – позд­нее другие народы (асси­рийцы, вави­ло­няне) сыг­рают ту же роль по отно­ше­нию к самому Изра­илю. Но дело не только в нака­за­нии: Изра­иль должен был огра­дить себя от всех мер­зо­стей мест­ной рели­гии. Коче­вые ско­то­воды-изра­иль­тяне просто рас­тво­ри­лись бы в изыс­кан­ной город­ской циви­ли­за­ции Пале­стины, намного пре­вос­хо­див­шей их по своему куль­тур­ному уровню. В резуль­тате учение о Едином Боге было бы утра­чено чело­ве­че­ством. Словом, если бы эти народы не были истреб­лены, то еще долгие века, воз­можно, и по сей день, люди при­но­сили бы в жертву идолам своих детей и счи­тали бы это высшей формой рели­ги­оз­но­сти. Было бы это гуман­нее?

Херем, он же ана­фема

Итак, когда изра­иль­тяне истреб­ляли хана­ней­ские города, речь шла не просто о про­яв­ле­нии “моло­дец­кой удали” и даже не о нака­за­нии, а о чем-то гораздо более важном и серьез­ном. Чтобы понять это, взгля­нем на рас­ска­зан­ную в 7‑й главе книги Иисуса Навина исто­рию чело­века по имени Ахан: он польстился на часть иери­хон­ской добычи (кра­си­вую одежду, золото и серебро) и при­бе­рег их для себя. Но Гос­подь наслал на изра­иль­тян воен­ное пора­же­ние и объ­явил: “закля­тое среди тебя, Изра­иль; посему ты не можешь усто­ять пред вра­гами твоими, доколе не отда­лишь от себя закля­того”.

Слово “закля­тое” на древ­не­ев­рей­ском языке зву­чало как “херем” (его араб­ский экви­ва­лент вошел в рус­ский язык как “гарем”, то есть нечто запрет­ное для всех, кроме одного чело­века). А в древ­не­гре­че­ском пере­воде появи­лось такое зна­ко­мее нам сего­дня слово “ана­фема”… Что же это такое?

Это слово озна­чает не что иное как жерт­во­при­но­ше­ние: нечто цели­ком, пол­но­стью и навсе­гда отдан­ное Богу. Оно изы­ма­ется из повсе­днев­ного оби­хода и чело­век больше не имеет права этим поль­зо­ваться. Это могли быть уча­сток земли или живот­ное, кото­рое в таком случае при­но­си­лось в жертву. Но в данном случае речь шла о целых горо­дах. Изра­иль­тя­нам было ска­зано: вам не при­над­ле­жит ничего из заво­е­ван­ного, все это отда­ется Гос­поду. Ни одна живая душа, ни один пред­мет из этих горо­дов не могли остаться у изра­иль­тян, как при чуме или радио­ак­тив­ном зара­же­нии. В те суро­вые вре­мена это озна­чало одно – тоталь­ное истреб­ле­ние.

Конечно, в наши дни, когда кого-то пре­дают цер­ков­ной ана­феме, его не уби­вают, но гово­рят при­мерно то же самое: этот чело­век не имеет к нам ника­кого отно­ше­ния, пусть Гос­подь посту­пает с ним, как сочтет нужным (при­мерно так исполь­зо­вал это слово и апо­стол Павел, напри­мер, в 1Кор.16:22 ).

Это рази­тельно отли­ча­ется от того, что делали и чем хва­ста­лись асси­рий­ские цари.

Чему учит книга Иисуса Навина?

Конечно, это далеко не един­ствен­ное воз­мож­ное тол­ко­ва­ние этой непро­стой книги. К сожа­ле­нию, на про­тя­же­нии исто­рии люди не раз с лег­ко­стью цити­ро­вали ее в оправ­да­ние своих соб­ствен­ных заво­е­ва­ний. Напри­мер, севе­ро­аме­ри­кан­ские коло­ни­сты часто видели себя изра­иль­тя­нами, отво­е­вы­ва­ю­щими у нече­сти­вых тузем­цев свою “землю обе­то­ван­ную”. Этим и объ­яс­ня­лась отча­сти их жесто­кость по отно­ше­нию к индей­цам.

Да и в совре­мен­ном госу­дар­стве Изра­иль нередко вспо­ми­нают Ешуа Бен-Нуна (так звучит имя Иисуса Навина на древ­не­ев­рей­ском) в связи с вопро­сом о госу­дар­ствен­ных гра­ни­цах: раз он эту землю отво­е­вал, значит, она навеки наша, а кто с этим не согла­сен, пусть уби­ра­ется подальше.

Разу­ме­ется, такое про­чте­ние очень далеко от изна­чаль­ного смысла книги. Да, в ней про­во­дятся гра­ницы – но только для своего вре­мени; да, в ней пред­пи­сы­ва­ется истреб­ле­ние наро­дов – но только этих кон­крет­ных наро­дов, давно исчез­нув­ших с лица земли. Да и не про то, в сущ­но­сти, книга… Чему же учит она в первую оче­редь?

“Будь тверд и муже­ствен; ибо ты народу сему пере­дашь во вла­де­ние землю, кото­рую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень муже­ствен, и тща­тельно храни и испол­няй весь закон, кото­рый заве­щал тебе Моисей, раб Мой; не укло­няйся от него ни направо, ни налево”, – так Гос­подь гово­рит Иисусу (Ис. Нав. 1:6-7 ). С этого при­зыва начи­на­ется эта книга, а вовсе не с при­зыва уни­что­жать всё живое, хотя сего­дня чаще всего вспо­ми­нают именно о нем.

Изра­иль­тяне – пожа­луй, впер­вые в миро­вой исто­рии – отка­за­лись истреб­лять врагов по соб­ствен­ному почину, пере­дав реше­ние в руки своего Бога. Да, они вели кро­ва­вые войны, но это были “войны Гос­пода”, войны с теми, кто высту­пал как Его враг. Если они втор­га­лись в чужую землю, то не потому, что земля эта им очень понра­ви­лась, или ее оби­та­тели чем-то их оби­дели, а потому, что так велел им Гос­подь.

И совер­шенно неправы те, кто при­во­дит эту книгу в оправ­да­ние соб­ствен­ных воен­ных кам­па­ний: то, что было ска­зано Иисусу Навину в кон­крет­ной исто­ри­че­ской ситу­а­ции, рас­про­стра­нять на другие вре­мена и другие народы ни у кого права нет.

От Иисуса Навина до Иисуса Христа, дав­шего нам запо­ведь “под­ставь другую щеку”, пред­стоял еще очень долгий путь, но очень важный шаг на этом пути был сделан. И в книге Иисуса Навина много раз мы встре­чаем фразу “будь тверд и муже­ствен”. Совре­мен­ные хри­сти­ане часто забы­вают эти слова. Но во все вре­мена бывают моменты, когда веру­ю­щему нужно быть не созер­ца­те­лем, а воином. Этому и учит книга Иисуса Навина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *