библия понятие о священном писании ветхого завета

Священное Писание

библия понятие о священном писании ветхого завета

Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

Богодухновенность Священного Писания

Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.

При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

Кто написал Библию

Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.

Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

Канон Священного Писания

Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.

Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.

Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.

Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.

Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).

Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.

Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).

Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

Источник

Понятие о Священном Писании

Есть два рода свидетельств Боговдохновенности Библии:

1.заимствуется из самого Священного Писания и имеет значение лишь внутри Церкви. Примеры: Исход,4,12; 2Царств, 23,2: «Дух Господень говорит во Мне и слово Его на языке у меня». Сам Христос называет Св.Писание словом Божиим ( Мк.7,13 ; Иоан.10,35 )

2.Второго рода свидетельства доставляются разумом и могут иметь значение и вне Церкви. Этого рода свидетельства делятся на два вида: ум человеческий приходит к заключению о Божественности Библии путем сравнения ее с другими религиозно-философскими произведениями. Библия непосредственно дает знать о своем Божественном происхождении душе человека совершенно особенным действием: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4,12 ).

Первого рода свидетельства, состоящие в сравнении Библии с произведениями человеческой мудрости, доступны только тем, кто достаточно знаком с человеческой мудростью и в ней разобрался.

Свидетельство второго рода теоретически доступно всем.

О богодухновенности священного писания

Понятие богодухновенности в Священном Писании употребляется только один раз – во 2-ом послании к Тимофею, 3,16. Под богодухновенностью Священного Писания в общем смысле разумеется такое действие Святого Духа на души некоторых людей, в силу которого написанное становится выражением мысли Божией, т.е. становится Словом Божиим. Этой общей формулировкой охватываются все богословские взгляды на сущность богодухновенности, но она слишком расплывчата и потому ничего определенного о сущности богодухновенности не говорит. Поэтому следует обратиться к рассмотрению более определенных понятий о богодухновенности.

Теория механическая

Эта теория опирается на буквальное понимание 44-го псалма, в котором пророк Давид называет себя «тростью книжника скорописца». Эта теория считает писателей простыми орудиями Святого Духа, механически наносящими на бумагу все, что диктовал Святой Дух. Эта теория утверждает, что Библия богодухновенна во всех частях. Главный недостаток этой теории в отрицании человеческого элемента в Библии. Поэтому эта теория вынуждена усматривать в боговдохновенности сплошное воздействие Духа Святого на человека без различия в степенях его напряжения. Между тем сама Библия это различие устанавливает, когда, желая подчеркнуть особую важность сообщаемого, употребляет такие выражения, как «Рече Господь», «Тако глаголет Господь» и т.д. А в других местах говорится о таких вещах, как просьба апостола Павла к Тимофею принести фелонь, оставленную в Троаде у Карпа ( 2Тим.4,13 ). Или совет того же апостола Павла Тимофею разбавлять вино водою «ради его желудка и частых недугов» ( 2Тим.5,23 ).

Совершенно ясно, что в этих и подобных местах Библии мы встречаемся не со словом Божиим, а со словом человеческим, и таких мест в Библии много.

Эта теория имеет то достоинство, что она поддерживает у верующих естественное уважение к Библии. Однако при последовательном применении эта теория ведет к подрыву веры в Библию. Ведь если Библия есть слово Божие, то в ней не должно быть вообще никаких ошибок. Малейшая же ошибка будет причиной потери веры и в Библию, и в Бога.

Рационалистическая теория

Рационализм отрицает сверхъестественное откровение и тем самым низводит Библию на уровень обыкновенных литературных произведений, в честности, в разряд вероучительных книг других религий. Если в рационализме и допускается понятие «вдохновение», то отнюдь не в смысле сверхъестественного дара, а в смысле чрезвычайного подъема естественных сил души, подобного особенному усилению творческой фантазии у поэтов, музыкантов, живописцев. Такое вдохновение существует, дескать, и в религиозной области, в которой также есть свои гении. В религиозной области, считает рационализм, вдохновение выражается особым подъемом общего всем людям религиозного чувства в религиозных гениях.

Рационализм не есть положительная теория. Она есть простое отрицание Библии как книги богодухновенной и, естественно, отрицание механической теории богодухновенности. Рационализм дал кое что богословию своей последовательной критикой механической теории, но в остальном – он одно лишь отрицание без собственных теоретических построений.

Теория органической богодухновенности

Основная идея этой теории состоит в утверждении, что Библия богодухновенна, но не во всем своем объеме. Органическая теория образовалась в результате критики механической теории. Главный вывод этой критики состоял в утверждении, что в Библии есть человеческий элемент. Это значит, что богодухновенность простирается не на все в Библии, а только на то, что относится к Богу. Но что в Библии относится к Богу, а потому и богодухновенно?

Естественно предположить, что именно то в Библии относится к Богу, что в ней самое существенное, самое главное. Самое существенное в Библии то, что она может «умудрить нас во спасение». Священное Писание полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3,16 ).

Библия есть «сила Божия во спасение». Это значит, что Библия дана нам Богом для спасения, и существенное в ней относится только к идее спасения и ко всему, что с этой идеей ближайшим образом связано. Иначе говоря, Библия боговдохновенна только в границах откровения о спасении. Она дана нам для того, чтобы учить способу спасения, и только это должны мы искать в ней.

С точки зрения органической теории вопрос о непогрешимости Библии решается просто: в Библии могут быть противоречия и ошибки только в несущественном (хронологии, истории, географии, естествознании); в существенном Библия непогрешима. Верующему в разрешении вопроса о непогрешимости Библии помогает Церковь, которая давно определила, что в ней существенно.

Священное предание

Священное предание есть самый древний и первоначальный способ распространения сверхъестественного откровения. От Адама до Моисея не было священных книг. Христос свое учение распространял устно, а не через книги. Устно же и апостолы в начале своей деятельности распространяли вероучение. Лишь впоследствии появились апостольские писания, да и то предназначались лишь быть кратким напоминанием о пространном устном учении.

Апостольские писания не заключают в себе всего новозаветного учения. Даже Евангелие не заключает в себе полного повествования о земной жизни и учении Христа ( Иоан.25,5 ).

Книга Деяний апостольских сообщает, что Христос от Своего воскресения и до вознесения являл Себя апостолам и говорил им о Царствии Божием ( Деян.1,3 ). Но об этой 40-дневной проповеди апостолам не сохранилось никаких записей. Следовательно, содержание проповеди было передано самими апостолами устно.

Священным преданием в узком смысле слова называется сверхъестественное откровение, не записанное первоначально, но сохраненное и передаваемое в Церкви. Священным преданием в широком смысле называется толкование сверхъестественного откровения, осуществляемое Церковью. В этом смысле священное предание не есть сверхъестественное откровение, но оно есть руководство к правильному пониманию этого откровения. Вне этого руководства сверхъестественное откровение не может быть правильно понято.

Отказ от священного предания как источника вероучения (как сделали протестанты) лишил бы православных многих вероучительных истин (почитание икон, соблюдение постов, молитвы за умерших, и т.д.).

Первоначальная религия и естественные религии

Первоначальная религия представляла собой монотеизм. Из этого монотеизма образовались впоследствии все так называемые естественные религии, т.е. религии, не имеющие сверхъестественного откровения. Каждая из естественных религий отразила в себе какую-либо одну сторону религии первоначальной. Но ни одна из естественных религий не могла выразить сущности первоначальной истинной религии во всей ее полноте. И все вместе естественные религии не могли выразить всю полноту смысла истинной религии. Это и понятно: для раскрытия всей полноты религиозной истины недостаточно природных человеческих сил, для этого необходимо сверхъестественное откровение, а оно имеется только в христианстве.

Каждая отдельная естественная религия имела свое рождение, расцвет и упадок. Отмирание естественной религии обуславливалось изживанием ею своего содержания. Как и все в тварной природе, любая естественная религия неизбежно проходит стадии рождения, зрелости и смерти.

Древнегреческая религия

Древние греки были народом, обладавшим живой и богатой фантазией, но уравновешенным устойчивым чувством меры. Кроме того, древние греки отличались самостоятельностью и серьезностью мысли. Эти качества греков свой наложили отпечаток на все их миросозерцание, в том числе и на их религию. Их боги – живые и разумные личности, наделенные такими же характерами, как и люди. При всех противоречиях в своем нравственном поведении греческие боги были художественно совершенными образами, в которых древние греки воплощали свои идеалы физической и духовной красоты. Древнегреческая народная религия носила радостный и светлый характер.

Но такой характер не мог долго сохраняться. Это радостно-праздничное отношение к жизни напоминает детское отношение к окружающему миру, которое не знает еще всей сложности жизни. По мере возмужания духа детские иллюзии уходят сами собой. Рассеялись и эллинские чрезмерно оптимистические представления о жизни, в том числе и религиозные, рассеялись тогда, когда греки стали сознавать, что вне этого материального мира есть мир другой, таинственный, гораздо более ценный и необходимый для человека. Такое умонастроение располагало к несравненно более глубокому жизнепониманию, чем мировоззрение первоначальной эллинской религии.

Но высшим достижением древнегреческого духа в религиозной области следует считать утверждение греческих мыслителей, что истинное познание о Боге может дать только сам Бог. Это утверждение есть ничто иное, как признание ограниченности человеческого познания и вместе с тем признание необходимости Божественного откровения в качестве важнейшего источника религиозного знания.

Древнеримская религия

В противоположность древнегреческим богам с их сложными и яркими характерами и судьбами, древнеримские божества имели характер абстрактный, бледный. Они были ничем иным, как символами тех сил, которые по всеобщему признанию создают человеческое счастье: Fortuna, Victoria, Spes, Fides, Salus.

Кроме того, для каждого жизненного отношения, для каждой профессии также имелось свое божество. Отсюда получается другой ряд богов: Portumnus – бог гаваней, Terminus – бог границ, Silvanus – бог лесов.

Впоследствии римская религия обогатилась чужими богами – греческими, египетскими, азиатскими. В конце концов римляне стали покровительствовать всем без исключения известным им религиям. И, наконец, дело кончилось безнадежным скептицизмом, странным образом уживавшимся с самыми дикими суевериями.

Древнеегипетская религия

Египетская религия – пантеизм. Религиозная мысль древнего египтянина создавал все новые и новые образы богов, но при этом не забывала и старых богов. Поэтому в Египте были самые разные божества, продукты совершенно различных течений религиозной мысли. Такое множество богов объясняется национальными особенностями древних египтян. Это был чрезвычайно религиозный народ, причем религиозность эта носила сугубо местнический характер. Вследствие этого религиозное сознание египтян искало не столько ясного и определенного божества, сколько такого божества, которое могло бы безразлично принимать как тот, так и другой образ. Только многоликое и много именное божество могло удовлетворить религиозное чувство древнего египтянина.

Со временем в пантеоне египетской религии образовалась определенная иерархия. Первым божеством, выдвинувшимся из среды других божеств и поглотившим их как свои моменты, был бог солнца – Ра. Этот бог представлялся самосущим божеством и отцом всех других богов. Впоследствии образ Ра был слит с образом другого выдвинувшегося бога – Аммона, и возникла концепция высшего божества – Аммона-Ра. С возникновением этой концепции совпал подъем истинно духовной религиозности в Египте. Культ Аммона-Ра носил внутренний характер: «Аммон-Ра! я люблю тебя, я заключил тебя в своем сердце.»

В почитании его подчеркивалась духовная сторона: «Когда ты почитаешь его, делай это в безмолвии и без пышности – ибо это святыня и оскорблением является вопль». «Если ты молишься с исполненным желанием сердца, в котором скрыты все слова, то он исполнит желание твое, услышит, что ты скажешь».

Китайская религия

Древнекитайская народная религия представляла собой простое почитание духов. В ней не было ни мифологии, ни жречества как касты. Религиозные церемонии входили в состав домашней обычной жизни, отправление которых входило в обязанность глав семейств и государственных чиновников. Духи разделялись на три категории: небесные, земные и человеческие (духи предков). Во главе всех духов стоит Небо, которое и является верховным принципом, управляющим всей мировой жизнью. Существо это совершенно безличное. Его обязанность – хранить непреложный порядок природы. К порядку в природе должны внимательно присматриваться все люди, в том числе и правители государства. Если все в природе совершается правильно, значит жизнь государства находится в полной гармонии с Небом, но как только обычное течение явлений в природе нарушается, значит гармония между государственной жизнью и небом разрушилась, значит в государственном управлении появились какие-то недостатки, которые должны быть исправлены. Таким образом, с точки зрения древней народной религии Китая, вся жизнь человека: и частная, и государственная, не выходит за рамки природы.

Только у одного мыслителя Китая религия поднялась над обычным уровнем и восприняла мистический элемент. Это был Лао-Цзы. Его учение о Дао (даосизм) носит определенно духовный характер: «Существует все наполняющее, вполне совершенное существо. Оно существует в величественной тишине, оно вечно и неизменно. Это само по себе духовное и ничего материального не заключающее и совершеннейшее существо, – в нем истина, вера и упование».

Нравственное учение Лао-Цзы также необыкновенно возвышено. Достаточно сказать, что он выдвинул принцип любви к своим врагам. Учение Лао-Цзы расходилось с практическим характером китайцев. Поэтому даосизм вскоре выродился в сплошное суеверие и грубую магию.

Источник

Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета

Содержание

Книги законоположительные

Исторические книги Ветхого Завета

Книги учительные

Пророческие книги

Составлено применительно к программе, испытаний для лиц, желающих поступить в Духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов.

Оба выпуска вместе. Первый выпуск выходит 3-м изданием, второй выпуск – 2-м изданием без изменений.

Определениями Святейшего Синода от 10–16 января 1912 года и от 18 января-10 февраля 1914 года постановлено одобрить в качестве руководства по Св. Писании Ветхого Завета для лиц, поступающих в старшие классы духовных семинарий вольнослушателями богословских предметов, и вместе с сим допустить в ученические библиотеки духовно-учебных заведений.

Предисловие

Предлагаемое «Краткое руководство к изучение Св. Писания Ветхого Завета» назначается главным образом для лиц, которые желают поступить в духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов. Известно, что Св. Писание Ветхого Завета проходится в семинарии в первых четырех классах и служит подготовительною ступенью для изучения богословских наук в следующих специально богословских классах – пятом и шестом. Поэтому, чтобы быть в курсе своего дела и с пользою для себя проходить слушание богословских предметов, желающим поступить в указанные классы необходимо, по крайней мере, в существенном и главном ознакомиться с содержанием Св. Писания Ветхого Завета. Кроме того, Св. Писания Ветхого Завета само по себе является не только богословским предметом, послужить основанием и для других богословских наук, которые из него, как из божественного источника, почерпают свои сведения. Отсюда, самое приобретение богословских знаний должно по необходимости обусловливаться изучением Ветхозаветного Слова Божия и оно в ряду других богословских предметов должно занимать одно из первых мест.

Предлагаемое руководство составлено применительно к программе испытаний для лиц, ходатайствующих о допущении к слушанию богословских предметов в духовных семинариях.

Так как среди существующих различных учебников и руководств по Св. Писанию Ветхого Завета нет одного общего учебника, т.е. такого, который заключал бы в себе, хотя бы в кратком виде, сведения о книгах законоположительных, исторических, учительных и пророческих, с необходимыми объяснениями глав и с большим обращением внимания на главные мессианские места их, то желающим изучить Слово Божие по предложенной программе пришлось бы прибегать к различным отдельным руководствам. Таких учебников, по соответствию с четырьмя разрядами книг Св. Писания, потребовалось бы иметь не менее четырех. Это представляло бы большие неудобства, во-первых, в том отношении, что изучающий разбрасывался бы среди многих учебников, и отыскивая в массе материала их ответы на вопросы программы, даром терял бы время; во-вторых, приобретение четырех учебников, стоящих сравнительно дорого, сопряжено было бы для него со значительными денежными затратами.

Цель предпринимаемого печатного руководства и заключалась именно в том, чтобы устранить эти препятствия и облегчить труд для желающих изучать Св. Писание Ветхого Завета. В этом отношении изданный печатный труд может оказать услугу и тем лицам, которые держат экзамены при духовных семинариях на священника или диакона. «Краткое руководство к изучению Ветхого Завета» составлено на основании тех учебников, учебных руководств и пособий по Св. Писанию, которые одобрены Св. Синодом для употребления в духовных семинариях. Из этих пособий выбраны ответы на все вопросы указанной программы.

При составлении своей книги автор имел ввиду то обстоятельство, что готовящиеся быть вольнослушателями богословских классов и желающие держать экзамен на звание священника, благодаря основательному изучению Закона Божия, прохождение курса по Священной истории, хорошо осведомлены в библейско-исторических событиях и не нуждаются в повторительном изложении их. Неотложною необходимостью для них, как будущих питомцев духовных семинарий и пастырей Церкви является изучение Слова Божия по самому тексту Библии, ознакомление с содержанием ее и усвоение смысла божественного священного повествования. На этом автор в учебнике и останавливает свое внимание, стараясь представить мысли священных писателей в подлинной связи и последовательности. При этом пророчески, мессианские места Ветхозаветного Откровения являются предметом особенного рассмотрения, они раскрываются автором с наибольшею полнотою и обстоятельностью.

Из пророческих книг в состав руководства вошли только лишь книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Но рассмотрение указанных книг составляет наибольшую часть содержания учебника. Это объясняется тем, что пророческие книги много содержат в себе мессианских мест. В этом отношении они, за исключением Псалтири, превосходят все другие книги Ветхого Завета, Известно, что пророки предвозвестили в своих пророчествах о всех главных событиях земной жизни Иисуса Христа и с ясностью изложили учение о совершенном Им спасении людей или Церкви. Даже стороны в содержании пророческих книг, не имеющие прямого приложения к временам мессианским, как напр., повествование о событиях современных пророкам, изложение речей обличительного и вообще учительного содержания, тесно соединяются с пророчествами об Иисусе Христе и в них получают свое значение. Словом, содержание пророческих книг всецело сводится к учению о Мессии и Его Царстве. Недаром у св. отцов Церкви пророки называются предуготовителями явления Христова во плоти, а пророк Исаии именуется ветхозаветным евангелистом (блаж. Иероним).

Ввиду такого важного значения пророческих книг в домостроительстве нашего спасения, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, автор, счел своим долгом обратить особенное внимание на писания пророков. Oн поставил своею целью рассмотреть пророчества всестороннее, подробнее и обстоятельнее. Чтобы дать возможность учащимся основательно познакомиться с пророческими речами и легче усвоить их смысл, автор излагает содержание каждой пророческой речи по Библии и путем библейско-богословских, свято-отеческих, исторических и церковно-богослужебных объяснений показывает, как надо понимать пророчества.

Вместе с этим обращается особенное внимание на пояснение славянского текста Библии, по которому вообще ведется в руководстве толкование Св. Писания. Раскрытие смысла церковно-славянского текста достигается чрез перевод его на русский язык и чрез объяснение непонятных слов и выражений.

В тех случаях, когда церковно-славянское чтение является темным и вследствие этого затруднительным для понимания смысла Слова Божия, автор прибегает к русскому переводу, сделанному, как известно, с первоначального текста еврейской Библии, и чрез сопоставление одного с другим старается устранить встречающуюся неясность. Если же в некоторых местах между библиями славянской и еврейско-русской встречается разночтение, то по этому поводу в руководстве указывается, что противоречия тут нет, что в том и другом переводе в сущности раскрывается одна и та же истина, только различно передаваемая.

При такой постановке дела вторая часть предлагаемого руководства дает такие сведения по Св. Писанию Ветхого Завета, которыми могут пользоваться и воспитанники семинарий. В особенности же это следует сказать об отделе книг пророческих, так как последние рассматриваются в полном соответствии с программой, установленной Святейшим Синодом для преподавания Св. Писания в IV классе духовных семинарий.

После высказанных соображений едва ли будет справедливо упрекать автора в том, что он при составлении второй половины руководства, именно в отделе о пророческих книгах, пустился в излишние подробности и чрез это уклонился от первоначального своего плана, как бы забыв, что он пишет «краткое руководство». Всестороннее обсуждение предмета с целью представить его в наивозможно полном виде не следует смешивать с излишними подробностями. По нашему же мнению, пророческие книги рассматриваются в руководстве так, как необходимо это для того, чтобы ближе познакомиться с деятельностью пророков и полнее усвоить черты их мессианского пророческого учения. Конечно, трудно было во всем этом соблюсти надлежащую меру и избежать недостатков, но все-таки автор не упускал из виду и следил за тем, чтобы книга его в области пророческих книг по возможности обнимала самое существенное, не нарушая в тоже время очень важных в каждом произведении качеств полноты и обстоятельности.

В заключение автор снова повторяет, что предполагаемый труд не может считаться совершенно свободным от недостатков и пробелов. Но он надеется, что все замеченные недочеты благосклонно будут оправданы новизной, сложностью и трудностью работы, тем более что вести ее приходилось при обстоятельствах не вполне благоприятных для автора.

Понятие о Священном Писании

Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные по вдохновению от Святаго Духа нарочито воздвигнутыми для сего Самим Богом мужами, которые обыкновенно называются пророками, евангелистами и апостолами. Таким образом, книги Св. Писания, хотя и написаны людьми, но заключают в себе глаголы Св. Духа. Богодухновенность священных писателей и написанных ими книг засвидетельствована многочисленными местами Писания. Всякое пророчество книжное, говорит, напр., св. апостол Петр, по своему сказанию не бывает. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр. 20–21 ). Всякое писание богодухновенно, говорит о книгах св. Писания св. апостол Павел ( 2Тим. III, 15 ). Тоже Божественное Откровение, которое пророками и апостолами передано было людям словом и примером и лишь после богопросвещенными преемниками их святыми отцами и учителями Церкви записано, называется священным Преданием.

Наименование Божественного Откровения Священным Писанием взято Церковью из самого же этого Откровения. Так, ап. Павел в послании к Тимофею пишет: из млада Священная Писания умееши ( 2Тим. III, 15 ). Кроме того, в нем же самом оно называется и просто Писанием (Mф. XXI, 42: Иоан. V, 39 ; Деян. VIII, 32 ), а также и Словесами Божиими ( Римл. III, 2 ) или просто Словом Божиим ( Лук. XI, 28 ). У св. Отцов Церкви наиболее употребительно наименование «Святая Библия» или просто «Библия». Слово «Библия» есть греческое, оно оставлено без перевода и означает: книги. Это наименование усвояется св. книгам для означения их превосходства, как книг богодухновенных, пред всеми прочими книгами человеческого произведения. Авторитет и достоинство книг св. Писания, как книг Божественного происхождения, так велики, что все остальные книги в мире, как книги человеческого происхождения – результат деятельности слабого и часто впадающего в заблуждения ума человеческого и в сравнение идти с ними не могут, а только одни книги св. Писания заслуживают именоваться книгами, а все остальные как бы и не книги.

Главный предмет всего Священного Писания
Разделение священных книг по времени написания и по содержанию их

Книги св. Писания разделяются различно, смотря по тому, что считать за начало этого разделения и чем руководиться при их распределении. Если иметь ввиду время происхождения их, то всю совокупность их можно разделить на две части – на книги, написанные до Рождества Христова, и книги, написанные после Рождества Христова. Первые называются книгами Ветхого Завета, или короче, Ветхим Заветом, последние же называются книгами Нового Завета, или кратко, Новым Заветом. Такое наименование библейских книг взято из самого же свящ. Писания. Слово «Завет» в первый раз упомянуто в книге Бытия для обозначения союза, заключенного между Богом и человеком после потопа (IX, 9); потом этим же именем Завета назван союз, заключенный Богом с человеком чрез Авраама (Быт. XYII, 1–2 стр.). Из книги Исход видно, что такой же союз Господь заключил чрез Моисея со всем Еврейским народом, при этом условия этого союза, записанные Моисеем, названы книгою Завета ( Исх. XXIV, 7–8 ). После этим именем стали называться у священных писателей и все первые пять книг, написанные Моисеем (1 Царств. XXIII. 2. Сирах. XXIV, 25 и 37). Св. апостол Павел в послании к Коринфянам назвал все священные книги, написанные до Рождества Христова, Ветхим Заветом ( 2Кор. III, 14 ). Соответственно с этим впоследствии и книги новозаветный, написанные апостолами, стали называть «Новым Заветом». Наименование это помимо своего библейского происхождения, имеет очень важное значение в том отношении, что оно указывает на главный предмет содержания Библии – на то, что главным предметом ее содержания служит союз или завет Бога с людьми, который иначе называется религией.

Если руководиться при разделении книг слова Божия содержанием их, то с этой стороны их следует разделить на четыре разряда: книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

Законоположительными книгами называются такие, в которых повествуется об основных законах, определявших жизнь ветхозаветного народа как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми считаются первые пять книг Библии, написанные Моисеем, книги: Бытие, Исход, Левит, Числ и Второзаконие.

Исторические книги изображаюсь историю жизни Еврейского народа со времени вступления его в землю обетованную до последних времен пред пришествием Спасителя. Сюда относятся следующие книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, первая, вторая и третья книги Маккавейские, третья книга Ездры.

Учительными книгами В. 3. называются такие, которые заключают в себе учение веры и нравственности. Научая человека правилам и средствам к благочестивой по закону Божию жизни, эти книги являются раскрытием и разъяснением основных законов Завета, находящихся в книгах законоположительных, в приложении их к нуждам и потребностям жизни. Книги эти следующие: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, книга Премудрости Соломона и книга Иисуса Сына Сирахова.

Пророческими книгами В. 3. называются такие, которые содержат в себе древние предсказания о Мессии и Его царстве и откровения о будущих судьбах Церкви новозаветной. Это книги четырех великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков.

Еще книги св. Писания разделяются по сравнительной важности и достоинству своего содержания – на канонические и неканонические Название это происходит от греческого слова καν ὠ ν ­кaнон, которое имеет следующие значения: 1) правило, образец, 2) постановление или определение высшего лица или общества, 3) список, каталог. Отсюда каноническими книгами называются такие, которые признаются Церковью в собственном смысле священными и божественными, т.е. написанными по откровению от св. Духа и потому содержащими в себе источники веры и нравственности. Как богодухновенные, книги эти тщательно отделялись от книг небогодухновенных определениями соборов и отцов Церкви и вносились в каталог книг подлинно пророческих и апостольских, будучи таким образом ограждаемы от всяких посторонних привнесений. Неканоническими книгами называются те которые, хотя и вошли в состав Библии, но такого богодухновенного достоинства не имеют, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом веры и нравственности. Книги эти однако удержаны Церковью в составе священных книг, как особенно полезные, добрые и назидательные для чтения желающим огласиться словом благочестия.

Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *