билеты по теории обучения иностранным языкам
Экзаменационные билеты по методике обучения иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контроль – сложное диалектическое единство, в котором переплетается деятельность учителя и ученика, это одновременно и определение уровня владения языком, достигнутого учащимся за определенный период обучения, и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал, и могут им пользоваться в практических целях.
КОНТРОЛЬ ВСЕГДА ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ (ЦЕЛЯМ И СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ).
Обучить, дать дополнительную практику в выполнении определенных упражнений
О результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности
О результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить слабости системы работы, что позволяет внести дальнейшие изменения в программу обучения)
Повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах и неудачах в работе
Скорректировать план своей учебной деятельности
(реализуются во всех видах контроля)
Диагностическая – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями.
Обучающая (формирующая) – способствует повторению и закреплению пройденного материала => контроль – один из способов обучения языку.
Оценочная – позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, а также об эффективности самого учебного процесса.
Получения обратной связи – информирует учителя, родителей, учителей, администрацию и самих учеников о результатах учебной деятельности и заставляет корректировать учебный процесс.
Корректирующая – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных.
Управляющая (структурирующая ) – обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля.
Стимулирующая (мотивирующая) – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным фактором их учебной деятельности.
Дисциплинирующая – частный случай стимулирующей\мотивирующей функции. Ожидание регулярного контроля, являющегося внешним фактором воздействия на учащихся, приучает их к своевременному выполнению текущего домашнего задания.
(По количеству участников)
(по форме речевой деятельности)
ВЫБОР ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФОРМЫ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕКТА ПРОВЕРКИ (аспект языка – вид речевой деятельности) И ВИДА КОНТРОЛЯ (итоговый\текущий)
(по эталону оценивания)
Здесь применяется относительная шкала оценивания, формирующаяся относительно общего прогресса группы\учащегося.
(по форме работы на уроке)
Знания (языковая + социокультурная компетенция)
Речевые навыки (языковая компетенция)
Речевые умения (коммуникативная компетенция)
= Владение компетенциями (языковой, социокультурной, коммуникативной)
(по месту в учебном процессе)
Предварительный (входной) – цель: установить исходный уровень владения языком и психо-эмоциональные особенности учащегося.
Текущий – проверка определенной части учебного материала
Промежуточный – по завершении изучения темы, определяет эффективность овладения разделом программного материала
Итоговый (рубежный) – результат освоения значительного по объему материала (в конце семестра\учебного года) Цель: определение уровня сформированности коммуникативной компетенции.
(по объекту контроля)
Проверяет сформированность языковой и социокультурной компетенций. Проводится в форме тестов, опросов, экзаменов и т.д.
Может проводиться имплицитно, т.е. может быть встроен в структуру любого упражнения. Может проверять неязыковые факторы овладения ИЯ.
Инициатором и объектом контроля является сам ученик. Данный способ контроля усиливает принцип сознательности обучения, так как делает вклад в ауторефлексию.
От чего зависит выбор формы контроля?
Цели и содержание обучению определяют цели контроля. Цели контроля определяют функции контроля. Функции вырабатывают объекты контроля. Объекты контроля эквивалентны языковым компетенциям (не в общедидактическом, а в специфическом плане подхода к контролю). Каждая из 3ёх компетенций (языковая, коммуникативная и социокультурная) включает в себя формирование набора определённых речевых навыков и умений, а также знаний. И, наконец, аспект языка – вид речевой деятельности влияет на выбор той или иной формы контроля. Сначала нужно определиться с формой контроля по количеству участников (индивидуальный\групповой. ) и видом контроля по его положению в учебном процессе (итоговый\текущий…), после этого только можно выбирать частную форму контроля (тест\пересказ\проект\круглый стол…)
Требования к контролю:
Объективность (валидность) – по содержанию, по оценке, относительно других тестов
Регулярность – контроль должен носить систематический характер
Дифференцированный характер – форма контроля языка должна соответсвовать тому аспекту языка или виду речевой деятельности, который проверяется; форму контроля также следует выбирать в зависимости от этапа обучения и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Ясность и четкость формулировки контрольных заданий (корректность)
Принцип коммуникативной направленности – основной методический принцип обучения ИЯ, следование которому обеспечивает практическую направленность занятий, ориентирующих учащихся на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения.
Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных (=> должны преобладать речевые и условно-речевые упражнения)
Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В УПОДОБЛЕНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССУ РЕАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Подготовка учащихся к решению важных для них коммуникативных задач (проблемных\актуальных), т.е. формирование коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности, делает коммуникацию не только целью, но и средством достижения поставленной цели обучения.
Особенности принципа коммуникативности:
Мотивированность – любое речевое действие обучающегося должно побуждаться внутренней потребностью, т.е. мотивом, а не внешним стимулом (приказом учителя, необходимостью). Появление мотива (личностного смысла в обучении) зависит от интереса обучающегося к материалу, от его новизны, способа подачи.
Поднять мотивацию обучающихся можно за счет:
Учёта принципа индивидуализации – каждый имеет право выражать свою индивидуальности в отношении к тому, что обсуждается на занятии
Рефлексии (контактности) педагога и обучающегося. Она складывается из 3 компонентов: эмоционального (эмпатия), смыслового (собеседники осознают взаимоотношения, в которых находятся) и предметного (им интересен предмет обучения).
Информативности – содержание обучению должно содержать сведения, представляющие интерес для обучающихся и соответствующие их возрастным и интеллектуальным особенностям
Проблемности – формирует познавательную самостоятельность у учащихся, развивает логическое, критическое и творческое мышление, т.к. решение проблемных ситуаций затрагивает высоко-когнитивные процессы мышления (анализ, синтез…)
Эвристичности (от греч. «нахожу») – деятельность учащихся носит спонтанный и творческий характер, а не заранее подготовленный или заученный, что способствует находчивости и активности на занятии.
Целенаправленность – любое речевое действие учащегося должно иметь речевую цель. Это отвечает общедидактическому принципу сознательности обучения. Мотив может быть неосознаваем, а цель нет.
Значимость коммуникативной деятельности ( meaningful communication ) – речемыслительная активность имеет место лишь в случае решения обучающимся какой-либо речемыслительной задачи, связанной с порождением высказывания в соответствии с поставленной преподавателем задачей. Имитация фраз, пересказ знакомого текста не являются показателем речемыслительной активности и являются языковыми упражнениями.
Приоритет выполнения коммуникативной миссии над лексико-грамматической корректностью высказывания ( fluency over accuracy ) = принцип аппроксимации.
Подходы с точки зрения объекта обучения:
Языковой – цель: овладение языком как системой; основной метод: грамматико-переводной
Речевой – цель: обучение речи как способу формирования и формулирования мыслей с помощью усвоенных единиц языка в процессе общения; методы: прямой, натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный.
Речедеятельностный – развитие речевого подхода. Объект обучения – речевая деятельность как процесс приема и передачи информации, обусловленный ситуацией общения и опосредованный системой языка.
Подходы с точки зрения способа обучения:
Прямой (интуитивный) – овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения. (на основе бихевиористской теории)
Познавательный (когнитивный) – осознание, понимание учащимися единиц языка и формирование способности объяснить выбор и употребление таких единиц в процессе общения. Принцип сознательности – ведущий принцип обучения.
Коммуникативно-деятельностный (личностно-деятельностный) – обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятих осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решать реальные (речевые упражнения) и воображаемые задачи (условно-речевые упражнения).
Объект обучения – речевая деятельность (чтение, слушание, говорение, письмо)
В центре обучения – обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет его индивидуальности.
Центрированный на ученике подход ( student — centered approach ) – в зарубежной методике. Передача инициативы учащимся, задача учителя – раскрыть личностный потенциал ученика и помочь в выборе стратегии обучения ИЯ.
Обучение в сотрудничестве ( learning together ) – в отечественной методике. Цель – создание условий для активной совместной деятельности учащихся в различных коммуникативных ситуациях.
Упражнение – элементарная единица обучения, т.к. оно дискретно, автономно, т.е. в нем есть цели, содержание, требуемые знания, навыки, умения и результат. Далее оно неделимо, из него мы строим весь процесс обучения.
Виды упражнений по целям:
Языковые – цель: формирование грамматического навыка
По ведущему виду деятельности:
Принцип сознательности – один из ведущих общедидактических принципов обучения языку, предполагающий понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами.
Владение языком – способность самостоятельного выбора формы в соответствии с содержанием высказывания, что предполагает наличие знаний о способах оформления высказывания средствами изучаемого языка.
Путь овладения языком от осознания свойств и особенностей языковых единиц и правил их функционирования в речи к практическому применению в процессе речевой деятельности определяется как путь «сверху вниз». Педагог дает правила и инструкции практически необходимые для овладения системой языка.
Сначала происходит осознание правил функционирования языковых явлений, а затем вырабатывается автоматизм их применения в речи.
Реализация принципа сознательности в обучении означает сознательное отношение обучающегося к самому процессу обучения, что предполагает овладение приемами самостоятельной работы.
Правила реализации принципа сознательности:
Использовать различные приемы, помогающие осмыслению вводимого материала и действий с ним (правила, инструкции, объяснение, перевод), избегая при этом многословных пояснений и перевода там. Где в нем нет необходимости.
Формировать приемы самостоятельной работы с языком, так как самое главное в работе – научиться учиться (образовательная цель).
Отмечать прогресс учащихся в овладении языком, что повышает мотивацию обучения.
По возможности помогать учащимся самостоятельно прийти к умозаключению о способах формирования и употребления единиц языка в речи, т.е. прибегать к индуктивному подходу.
Дидактические принципы (обязательны при обучении любому предмету): Воспитывающего обучения, Сознательности, Доступности и посильности, Систематичности, Последовательности, Наглядности, Активности и Прочности усвоения, принцип учета индивидуальных особенностей
Коммуникативная ценность : Использование языка как средства межкультурной коммуникации.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
«Популярность ПД объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения языком с овладением предметным знанием и возможностью реально использовать это знание.» [Щукин]
Метод проектов помогает : 1)развить интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; 2)развить творческие способности 3)развить и воспитать самостоятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; 4) включает учащихся в активный диалог культур, помогает узнать сверх школьной программы 5) ориентирован на интересы учащихся, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Классификация проектов (Доктор педагогических наук Е.С.ПОлат(ударение на первый слог)
По доминирующему виду деятельности :
1. Исследовательские проекты. Данный тип работ подразумевает наличие четкой и продуманной структуры, актуальной проблематики, сформулированных целей и задач, одного или группу заинтересованных учеников, а также присутствие различных методов работы с информацией.
По признаку предметно-содержательной области
2.Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и часто охватывают две и более дисциплины, благодаря чему осуществляется принцип метапредметности.
По характеру координации
1 .проекты с открытой координацией ( когда педагог участвует в работе, контролируя и направляя участников) и
2) со скрытой координацией ( педагог выступает в роли консультанта и не вмешивается непосредственно в работу над проектом. Он может помогать лишь советом и помощью в ситуации, где учащийся в силу возрастных особенностей не может самостоятельно решить проблему.
по характеру контактов
1)внутренние или региональные (осуществляемые в пределах класса, района, округа и т.д.)
Проект можно выполнять индивидуально, в группе или в парах.
По продолжительности проектов
А классификация по результатам проектной деятельности не имеет четко обозначенных вариантов, поскольку результатом проделанной работы может быть все что угодно: доклад, статья, макет, видеофильм, фотовыставка и т.д.
Следовательно, КИМ ЕГЭ по иностранным языкам содержат письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и устная часть экзамена имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задания раздела «Письмо» и устной части экзамена требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 19–31 раздела «Грамматика и лексика», а также заданий 39, 40 раздела «Письмо».
ЕГЭ: ОБЪЕКТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
• техника чтения вслух (владение произносительными навыками и навыками ритмико-интонационного оформления различных типов предложений);
• умение вести диалог-расспрос;
• умение выстраивать тематическое монологическое высказывание с
использованием основных коммуникативных типов речи (описание,
повествование, рассуждение, характеристика);
• умение выстраивать связное тематическое монологическое высказывание–передавать основное содержание увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации (сравнение двух фотографий.)
задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста(1 балл);
задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (5 баллов);
задание 3 базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (7 баллов);
задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий) (7 баллов).
• понимание основного содержани я прослушанного текста;
• понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;
• полное понимание прослушанного текста.
на установление соответствия ( matching )
на нахождение соответствия предложенных утверждений содержанию звучащего текста (True |False |Not stated)
– 9 выбор одного правильного ответа из трёх предложенных. ( multiple choice )
• понимание основного содержания текста;
• понимание структурно-смысловых связей текста;
• полное и точное понимание информации в тексте.
на установление соответствия ( matching )
на заполнение пропусков частями предложений ( gaps )
– 9 выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных. ( multiple choice )
• умение написания письма личного характера;
• умение создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Мое мнение».
• метапредметные умения и навыки:
Понимание смысла задания, умение планировать свое письменное высказывание, реализовать его без нарушений логики, умение правильно строить стратегии письменного высказывания с элементами рассуждения, такими как:
правильно формулировать проблему высказывания, предлагать свою
точку зрения, аргументировать ее, делать выводы, обобщая все вышесказанное, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своего ответа;
• предметные умения и навыки:
Умение строить письменную речь в соответствии с нормами страны изучаемого языка;
Умение выстраивать письменные высказывания
Способность применять богатый лексический запас;
Правильно использовать слова и словосочетания в контексте, формы неправильных глаголов, причастия I и II;
Употреблять времена, страдательный залог и т.д.;
Использовать компенсаторные навыки и умения в случае дефицита
грамматических или лексических средств оформления текста.
написание письма личного характера
написание письменного высказывания с элементами рассуждения ( essay )
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
• знание языковых единиц и навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте:
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и грамматических структур иностранного(английского, немецкого,
французского или испанского) языка;
• знание основных способов словообразования и навыки их применения;
• употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости, синонимии, антонимии);
• знание правил орфографии и навыки их применения.
14 – 20 задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. ( multiple choice )
Мотив — это опредмеченная потребность, то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.
Понятие «мотивации» шире понятия «мотива». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Учебная мотивация представляет собой процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности
Общие типы мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. (ученик действует в силу долга, обязанности; из-за давления родных\учителей; из-за желания получить хорошую отметку; добиться похвалы родителей\учителей)
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. (интерес к самому процессу\его результату; стремление развить какие-то умения\качества)
Специальные виды мотивации (по С.Т. Григоряну):
Под коммуникативной мотивацией понимается создание ситуации, которая способствует активному участию ученика в общении на иностранном языке. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность служит основой, которая вызывает потребность в общении. Коммуникативность – основа обучения иностранному языку, но в атмосфере родного языка иностранный язык предстает как искусственное средство общения, коммуникация на занятиях носит в основном условный характер. Поэтому необходимо пытаться создавать ситуацию общения, вносить живую конкретику, делать тему личностно значимой для учащихся, использовать события актуальной действительности.
Лингвопознавательная мотивация подразумевает положительное отношение учащихся к самой языковой материи. Она может формироваться как с помощью коммуникативной мотивации, то есть опосредованным путем, так и непосредственно, путем стимулирования поисковой, исследовательской деятельности учащихся в языковом материале, развития языковой догадки. Крайне важно, чтобы учащиеся сразу видели речевую перспективу применения языкового материала.
Инструментальная мотивация заключается в положительном отношении учащихся к определенным видам работы. То есть одной из задач учителя является вооружение учащихся методическими инструментами, определенными приемами, смысл которых был бы понятен и импонировал учащимся, для дальнейшего усовершенствования навыков и умений по иностранному языку.
Внутренняя мотивация является приоритетной, но и внешняя мотивация может привести к достижению некоторых целей деятельности. В реальности каждый ученик побуждается несколькими мотивами, то есть учебная деятельность полимотивирована.
Продуктивные виды речевой деятельности – говорение, письмо
Поднять мотивацию обучающихся можно за счет:
Учёта принципа индивидуализации – каждый имеет право выражать свою индивидуальности в отношении к тому, что обсуждается на занятии
Рефлексии (контактности) педагога и обучающегося. Она складывается из 3 компонентов: эмоционального (эмпатия), смыслового (собеседники осознают взаимоотношения, в которых находятся) и предметного (им интересен предмет обучения).
Информативности – содержание обучению должно содержать сведения, представляющие интерес для обучающихся и соответствующие их возрастным и интеллектуальным особенностям
Проблемности – формирует познавательную самостоятельность у учащихся, развивает логическое, критическое и творческое мышление, т.к. решение проблемных ситуаций затрагивает высоко-когнитивные процессы мышления (анализ, синтез…)
Эвристичности (от греч. «нахожу») – деятельность учащихся носит спонтанный и творческий характер, а не заранее подготовленный или заученный, что способствует находчивости и активности на занятии.
Ситуативности – соотнесенность высказывания с ситуацией общения
Новизны – во всех элементах образовательного процесса, от от содержания обучения до приемов работы.
Выбор приема повышения автора должен соотноситься с индивидуальными особенностями учащихся, одной из таких особенностей является их возраст. В каждом возрасте у учащихся наблюдается особенный ведущий вид деятельности. Например, для дошкольников и младших школьников, ведущим видом деятельности является игра, поэтому для повышения интереса к языку и процессу его изучения нужно вводить в учебный процесс всевозможные ролевые игры, драматизацию и т.п. Для подросткового возраста – ведущими видами деятельности является учебная + коммуникация со сверстниками. Зная это, педагог должен отбирать для занятий темы, актуальные для подростка в его естественной среде общения, например, «проблема «отцов и детей», «субкультуры» и т.д.
Компонентный состав речевой ситуации:
Характеры партнеров по общению
Роли партнеров по общению
Речевая задача, которую они хотят решить в ходе общения
Виды речевых ситуаций:
Реальные – на уроке ограничены ролями учителя и учеников=> малочисленны. Представляют собой речевые упражнения и касаются, в основном, опозданий, выполнения\невыполнения ДЗ, самочувствия и просьб, связанных с классным обиходом.
Проблемные – возникают, когда существует несколько различных точек зрения. Учителем создается проблемная ситуация, предполагающая рефлексию, дискуссию, решая которую ученики задействуют высоко-когнитивные навыки (анализ, синтез, аргументация и т.п.).
Условные – модель реальной ситуации общения.
Чтобы создать условную ситуацию надо:
Представить себе подобную ситуацию в реальном общении
Определеить место и время данной ситуации
Определеить партнеров по общению и их характеристики
Определить цель общения
Довести эту информацию д учащихся
С цель повышения мотивации и коммуникативности общения, сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что включает в себя роль партнера,т.е. создать «информационный пробел» (« information gap »)
Цели обучения ИЯ (отечественная трактовка)
Практическая (обучение ИЯ как средством владения). Фонетика, лексика, грамматика рассматриваются как средства реализации речевого общения на языке
Развивающая – развитие психологических свойств личности (мышление, память, воображение, внимание, коммуникабельность), способности и готовности к речевой деятельности
Воспитательная – развитие личности, нормы поведения, уважения к вещам, явления и людям.
Цель обучения ИЯ (согласно зарубежной трактовке) – формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности к осуществлению общения на языке.
Сама по себе компетенция состоит из следующих компонентов:
Практический (опыт осуществления деятельности)
Эмоционально-волевой (способность и готовность к осуществлению речевой деятельности)
Коммуникативная компетенция подразделяется на
Социо-лингвистическую (умение грамотно подбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения, а так же умения выражать и распознавать отношение говорящего)
Социокультурную (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)
Дискурсивная (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
Стратегическая /компенсаторная (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )
Социальную (желание и возможности контактировать в другими людьми, уверенность в себе, толерантность, вежливость и тд)
Цель обучения лексике – формирование лексического навыка.
Знать слово = знать его формы (звуковая+ графическая+особенности образования некоторых грамматических форм), значение (полисемантия + коннотации каждого из значений) и употребление (формирование социолингвистической и социокультурной компетенции, управление в предложении, коллокации).
3 компонента содержания обучения лексике:
Лингвистический – набор лексических единиц для решения речевых задач
Методологический – рациональные приемы изучения слов (разъяснения, памятки, инструкции по использованию словарями\по ведению собственных, советы по реорганизации и систематизации изученной лексики), т.е. такие навыки и умения, которые позволяют ученику работать самостоятельно над лексикой не зависимо от внешних условий.
Психологический – способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включать его в речевую деятельность.
Этапы работы над лексикой:
Языковая догадка через контекст
Использование наглядности (изобразительной, звуковой, контекстуальной, действием)
Репродуктивный – тренировка лексического навыка ( drill )
Практическое использование – в рецептивной и продуктивной речевой активности
Формы речевого общения:
Целенаправленность\соответствие речевой задаче