биохимия мозга лекции дубынина

Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса

биохимия мозга лекции дубынина

Об эксперте: Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Мозг как машина времени

В мозге каждого человека присутствует «внутренняя модель мира», основанная на деятельности нервных клеток, — информационный слепок с окружающей действительности. Мы всю жизнь выращиваем, холим и лелеем эту модель, добавляя все новые сведения и ассоциации, формируя обобщения. Она основа мышления и прогнозирования событий, наша личная «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее. Работы в области нейробиологии показывают, что за эту функцию мозга отвечают высшие теменные, височные, лобные зоны коры больших полушарий.

Человек постоянно проверяет, верифицирует «внутреннюю модель мира» с помощью поведения. Спланировал и сделал что-то, достиг успеха — получи положительные эмоции. На фоне этих эмоций та часть модели, которая удачно сработала, укрепляется. В дальнейшем вариант поведения, который подтвердил свою эффективность, будет выбираться мозгом чаще.

Если что-то пошло не так, не получилось, то возникают негативные эмоции и, что очень важно, — посыл повторить попытку, отыскать и попробовать другие пути. Но, если этих путей не видно, успех крайне сомнителен и от надвигающихся проблем и опасностей никак не увернуться — тут негативные эмоции зашкаливают. Постоянный стресс начинает мешать работе мозга, постепенно истощать и разрушать организм.

Разрушение системы

Почему не удалось, почему никак не получается? Нередко потому, что наши представления об окружающей среде, о других людях и самом себе (все это — компоненты «внутренней модели мира») не полностью соответствуют действительности. Или же, что еще хуже, наша модель не просто кое-где неверна, а в принципе построена как-то не так, в ней отсутствуют некие важнейшие блоки данных. Тогда рано или поздно ее с высокой вероятностью придется ломать.

В психологии это обычно связывают с разрушением прежней системы ценностей, убеждений, установок («мой мир рухнул», «мой мир никогда не будет прежним»). Иногда это происходит как пришедшая извне катастрофа: обанкротилась фирма, предал близкий человек. Порой — как возрастной кризис: год за годом копится неудовлетворенность профессией, семейными отношениями или чем-то более глобальным, например экологией.

Не всегда такая ситуация негативна. Бывают и позитивные истории: любимая сказала «да», вы получили новую прекрасную должность или родился долгожданный ребенок.

биохимия мозга лекции дубынина

Тревожность и неопределенность

В тот момент, когда перед нами возникают неожиданные препятствия или даже светлый, но не вполне ясный путь в будущее, мы чувствуем тревогу, страх. И дело, прежде всего, в недостатке информации: я никогда с этим не сталкивался; я не знаю, какую дорогу выбрать; я не до конца понимаю общую логику событий. Сразу вспоминается известная поговорка о том, что «человек боится не темноты, а того, кто прячется в темноте». А также рассуждения Стивена Кинга о технологиях создания саспенса и хоррора.

В нейробиологии есть классический тест на тревожность: белую крысу помещают в центр ярко освещенной круглой арены. Животное впервые тут оказалось, ему страшно, оно бежит к стенке и прижимается к ней, пытаясь спрятаться. Но проходит несколько минут — и крыса чувствует: ничего не происходит. В том числе — не происходит ничего страшного. И тогда она постепенно начинает исследовать арену, шаг за шагом осматривает, обнюхивает ее по периметру и даже, осмелев, выходит в центр.

На примере этой относительно простой ситуации мы видим, как в нервной системе конкурируют две программы — безопасности и любопытства. Обе они имеют врожденную основу, обе способны приносить положительные эмоции, но их выраженность и баланс у конкретного человека (и конкретной белой крысы) различны. Начиная с Гиппократа, выделившего меланхоликов и сангвиников, и кончая психологами, социологами, философами наших дней, этому вопросу уделяется огромное внимание. Для примера можно привести работы Анны Фрейд, развивающие концепцию психологических защит ее отца.

Не остаемся в стороне и мы, специалисты, занимающиеся нейрофизиологией и нейрохимией. Мозг изучается на уровне отдельных нейронов, нейронных сетей и макроструктур (амигдала, гипоталамус, инсулярная кора), анализируется генетическая база его функционирования, оценивается роль сигналов от эндокринной и иммунной систем. В настоящее время мы знаем десятки факторов, изменяющих реакцию человека на неизвестность, определяющих уровень его тревожности и «нейротизма». Более высокий нейротизм означает снижение способности регулировать отрицательные эмоции. Любой из этих факторов при серьезных отклонениях от «среднего уровня» — как постоянно существующих, так и временных, возникших, например, под действием некоего препарата или при заболевании — может повлиять на темперамент и всю структуру личности человека.

В качестве примера одной из наиболее цитируемых работ может служить исследование, опубликованное в 2016 году D.J. Smith et al. (Molecular Psychiatry, 21 (6), 749–757). Ученые провели полногеномный (на уровне всех молекул ДНК) анализ связи генов с нейротизмом на выборке в 106 тыс. человек. В результате сформирован список из примерно 40 генов, часть из которых отвечает за особенности внутриклеточного строения нейронов; часть — за специфику обмена веществ и даже устойчивость к инфекциям. Особое внимание привлекают гены, которые отвечают за общий баланс возбуждения и торможения нервных процессов (в предыдущих исследованиях они оказались связаны с частотой суицида). Кроме того, эти гены регулируют активность гормона кортиколиберина, который в значительной степени формирует ответ организма на стресс.

Природа или среда

Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.

Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).

Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?

Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?

биохимия мозга лекции дубынина

Когда тревожность может быть полезной

Я, конечно, чудовищно упрощаю. Все гораздо сложнее — примерно в той же степени, в какой мозг человека сложнее мозга маленькой рыбки.

Источник

Лекция «Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

биохимия мозга лекции дубынина

биохимия мозга лекции дубынина

биохимия мозга лекции дубынина

биохимия мозга лекции дубынина

биохимия мозга лекции дубынина

биохимия мозга лекции дубынина

Если слово «нейрон» знакомо многим, то «медиатор» — уже нечто более загадочное. А между тем эти вещества обеспечивают в мозге передачу информации, на их работе основано действие лекарств, эффекты никотина, алкоголя и более «тяжёлых» наркотиков и ядов. На лекции обсудим, как работа различных медиаторов определяет психическое состояние человека. Выясним, как в нашем мозге реализуются процессы привыкания и зависимости. Узнаем:

Что представляют собой главные медиаторы мозга и как они работают;

Каковы принципы действия лекарств, имитирующих сигналы нервной системы: от средств для лечения насморка до препаратов от депрессии;

Почему мы так любим экстремальный спорт и азартные игры, еду и секс;

Как воздействует на мозг никотин и почему, отказываясь от курения, мы ощущаем агрессию и усталость;

На какие «точки» влияют в мозге разные типы наркотиков и как они разрушают работу нервных клеток и всего организма;

Как соотносится наше поведение и количество поступающего в мозг алкоголя и почему кто-то его совсем не переносит.

Как проходит синхронизация

Каждая наша лекция идёт
в среднем 2 часа в группе
не более 30 человек

Места на лекции ограничены.
Поэтому нельзя забронировать
билет или оплатить его на месте: обязательно регистрируйтесь
и покупайте билеты на сайте.

Мы соблюдаем антиковидные меры. Пожалуйста, надевайте маски и сохраняйте социальную дистанцию.

Лекцию ведет

биохимия мозга лекции дубынина

Вячеслав Дубынин

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. >>> далее

Отзывы

После посещения лекции легче читать и понимать литературу по химии мозга.

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

После посещения лекции легче читать и понимать литературу по химии мозга.

биохимия мозга лекции дубынина

Очень понравились и лектор, и информация. Понятно, последовательно и интересно. Обязательно приду ещё и позову друзей.

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

Очень понравились и лектор, и информация. Понятно, последовательно и интересно. Обязательно приду ещё и позову друзей.

биохимия мозга лекции дубынина

Полезная лекция. Без лишнего академизма, доступно, структурировано. Рекомендую всем, кому важно разобраться в биохимии психических процессов.

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

Полезная лекция. Без лишнего академизма, доступно, структурировано. Рекомендую всем, кому важно разобраться в биохимии психических процессов.

биохимия мозга лекции дубынина

Понравилось! Очень живо и доходчиво.

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

Понравилось! Очень живо и доходчиво.

биохимия мозга лекции дубынина

Очень понравилась лекция и подача материала: сложные вещи простыми словами. Записалась на следующую лекцию про работу мозга. Благодарю!!

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

Очень понравилась лекция и подача материала: сложные вещи простыми словами. Записалась на следующую лекцию про работу мозга. Благодарю!!

биохимия мозга лекции дубынина

Все отлично. Продолжайте в том же духе

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

Все отлично. Продолжайте в том же духе

биохимия мозга лекции дубынина

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»

биохимия мозга лекции дубынина

Очень познавательно иеформация преподнесена на высоком профессиональном уровне

Источник

Опиоиды, кофеин, алкоголь и прочее

Ближайшие события

Вторник, 14 апреля 2020 года, 19:30–21:00, Москва, онлайн, Культурно-просветительский центр «Архэ».

В связи с угрозой эпидемии коронавируса центр «Архэ» переходит в онлайн-формат! Следите за расписанием, возможны изменения.

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Химия мозга».

биохимия мозга лекции дубынина

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».

Тема девятой лекции: «Опиоиды, кофеин, алкоголь и прочее».

Затем будут охарактеризованы нейрофизиологические эффекты гистамина, кофеина, каннабиноидов (в том числе — действие создаваемых на их основе групп лекарственных препаратов).

Заключительный раздел лекции посвящен изменениям, которые наблюдаются в работе нервных структур после употребления малых и больших доз алкоголя; причинам развития алкогольной зависимости и прочих последствий принятия этилового спирта.

По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.

Будет организована интернет-трансляция (Просмотр трансляции доступен до 12.00 следующего дня).
Стоимость трансляции лекции: 600 руб. Оплатить можно через TimePad.

О курсе лекций «Химия мозга»:

В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях.

Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации — от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.

Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом.

Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.

Лекции проводятся с 11 февраля по вторникам в 19:30.

Источник

Мозг и сон

Ближайшие события

Вторник, 26 мая 2020 года, 19:30–21:00, Москва, онлайн, Культурно-просветительский центр «Архэ».

В связи с угрозой эпидемии коронавируса центр «Архэ» переходит в онлайн-формат! Следите за расписанием, возможны изменения.

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Мозг человека: основные функции».

биохимия мозга лекции дубынина

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».

Тема пятой лекции: «Мозг и сон».

Тема лекции — функционирование центров сна и бодрствования головного мозга.

Мы рассмотрим, где они находятся, как взаимодействуют и конкурируют; с помощью каких методов можно зарегистрировать смену фаз сна; как работают наши гипоталамические «биологические часы», и почему за их изучение в 2018 году вручена Нобелевская премия; чем особенно опасен дефицит сна и многие другие вопросы.

Самое важное из того, что нужно четко осознать, — абсолютная необходимость как медленноволнового сна (во время которого «глимфатическая система» очищает наш мозг), так и парадоксального сна, когда кора больших полушарий работает с накопленными данными.

На химическом уровне сон регулирует целый ряд медиаторов и гормонов, а мы можем отчасти управлять им с помощью снотворных препаратов.

По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.

Будет организована интернет-трансляция (Просмотр трансляции доступен до 12:00 следующего дня).
Стоимость трансляции лекции: 600 руб. Оплатить можно через TimePad.

О курсе лекций «Мозг человека: основные функции»:

Этот небольшой, но насыщенный информацией курс позволит слушателям получить достаточно полное представление о множестве актуальных проблем современной нейробиологии.

Он составлен на основе циклов лекций, читаемых автором на биологическом факультете МГУ, а также на факультетах психологии и фундаментальной медицины МГУ. В курсе характеризуется деятельность нервной системы человека на всех уровнях: от молекул и клеток (нейронов) до таких феноменов как память, мышление, принятие решений.

В ходе нашего курса мы:

Завершат курс три темы, посвященные важнейшим сенсорным системам человека (зрение, слух, обоняние и др.), в ходе рассмотрения которых мы, в числе прочего, поговорим о взаимодействии различных видов чувствительности при формировании целостного вкусового ощущения.

Лекции проводятся с 28 апреля по вторникам в 19:30.

Источник

Ацетилхолин

Ближайшие события

Вторник, 10 марта 2020 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Химия мозга».

биохимия мозга лекции дубынина

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».

Тема четвертой лекции: «Ацетилхолин».

Лекция посвящена ацетилхолину — первому из открытых нейромедиаторов. Благодаря действию этого вещества сокращаются наши мышцы, тормозятся либо активируются внутренние органы, нормализуется работа головного мозга.

Мы рассмотрим образование ацетилхолина в нейронах, его влияние на белки-рецепторы и последующий распад, а также пути фармакологического управления данными процессами.

Вы узнаете, чем смазывают свои парализующие стрелы аборигены Амазонии; что случается, если человек «белены объелся»; где растут «судилищные бобы»; чем опасны хлорофос и зарин. Именно с ацетилхолином схож один из разрешенных наркотиков – токсин табака никотин, на примере которого будут проанализированы механизмы формирования привыкания и зависимости.

Стоимость билета: 600 руб. Студентам: 400 руб.; школьникам: 250 руб.
Абонемент на 5 лекций — 2800 руб. (позволяет посетить любые пять лекций курса) [студенты — 2000 руб.; школьники — 1250 руб.].

Записаться на курс вы можете по почте: arhe.msk@gmail.com (при записи на курс укажите ФИО и название курса) или через TimePad.

По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.

Будет организована интернет-трансляция. Стоимость трансляции одной лекции: 250 руб. Оплатить можно через TimePad.

О курсе лекций «Химия мозга»:

В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях.

Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации — от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.

Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом.

Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.

Лекции проводятся с 11 февраля по вторникам в 19:30.

Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 29/7, 1 этаж.
Тел.: (495) 088-92-81.
Проезд: до станции метро «Спортивная».
Центр располагается в здании Физического факультета МПГУ (бывш. МПГИ им. Ленина), напротив Новодевичьего монастыря.
Схема проезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *