биохимия мозга лекции дубынина
Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса
Об эксперте: Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Мозг как машина времени
В мозге каждого человека присутствует «внутренняя модель мира», основанная на деятельности нервных клеток, — информационный слепок с окружающей действительности. Мы всю жизнь выращиваем, холим и лелеем эту модель, добавляя все новые сведения и ассоциации, формируя обобщения. Она основа мышления и прогнозирования событий, наша личная «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее. Работы в области нейробиологии показывают, что за эту функцию мозга отвечают высшие теменные, височные, лобные зоны коры больших полушарий.
Человек постоянно проверяет, верифицирует «внутреннюю модель мира» с помощью поведения. Спланировал и сделал что-то, достиг успеха — получи положительные эмоции. На фоне этих эмоций та часть модели, которая удачно сработала, укрепляется. В дальнейшем вариант поведения, который подтвердил свою эффективность, будет выбираться мозгом чаще.
Если что-то пошло не так, не получилось, то возникают негативные эмоции и, что очень важно, — посыл повторить попытку, отыскать и попробовать другие пути. Но, если этих путей не видно, успех крайне сомнителен и от надвигающихся проблем и опасностей никак не увернуться — тут негативные эмоции зашкаливают. Постоянный стресс начинает мешать работе мозга, постепенно истощать и разрушать организм.
Разрушение системы
Почему не удалось, почему никак не получается? Нередко потому, что наши представления об окружающей среде, о других людях и самом себе (все это — компоненты «внутренней модели мира») не полностью соответствуют действительности. Или же, что еще хуже, наша модель не просто кое-где неверна, а в принципе построена как-то не так, в ней отсутствуют некие важнейшие блоки данных. Тогда рано или поздно ее с высокой вероятностью придется ломать.
В психологии это обычно связывают с разрушением прежней системы ценностей, убеждений, установок («мой мир рухнул», «мой мир никогда не будет прежним»). Иногда это происходит как пришедшая извне катастрофа: обанкротилась фирма, предал близкий человек. Порой — как возрастной кризис: год за годом копится неудовлетворенность профессией, семейными отношениями или чем-то более глобальным, например экологией.
Не всегда такая ситуация негативна. Бывают и позитивные истории: любимая сказала «да», вы получили новую прекрасную должность или родился долгожданный ребенок.
Тревожность и неопределенность
В тот момент, когда перед нами возникают неожиданные препятствия или даже светлый, но не вполне ясный путь в будущее, мы чувствуем тревогу, страх. И дело, прежде всего, в недостатке информации: я никогда с этим не сталкивался; я не знаю, какую дорогу выбрать; я не до конца понимаю общую логику событий. Сразу вспоминается известная поговорка о том, что «человек боится не темноты, а того, кто прячется в темноте». А также рассуждения Стивена Кинга о технологиях создания саспенса и хоррора.
В нейробиологии есть классический тест на тревожность: белую крысу помещают в центр ярко освещенной круглой арены. Животное впервые тут оказалось, ему страшно, оно бежит к стенке и прижимается к ней, пытаясь спрятаться. Но проходит несколько минут — и крыса чувствует: ничего не происходит. В том числе — не происходит ничего страшного. И тогда она постепенно начинает исследовать арену, шаг за шагом осматривает, обнюхивает ее по периметру и даже, осмелев, выходит в центр.
На примере этой относительно простой ситуации мы видим, как в нервной системе конкурируют две программы — безопасности и любопытства. Обе они имеют врожденную основу, обе способны приносить положительные эмоции, но их выраженность и баланс у конкретного человека (и конкретной белой крысы) различны. Начиная с Гиппократа, выделившего меланхоликов и сангвиников, и кончая психологами, социологами, философами наших дней, этому вопросу уделяется огромное внимание. Для примера можно привести работы Анны Фрейд, развивающие концепцию психологических защит ее отца.
Не остаемся в стороне и мы, специалисты, занимающиеся нейрофизиологией и нейрохимией. Мозг изучается на уровне отдельных нейронов, нейронных сетей и макроструктур (амигдала, гипоталамус, инсулярная кора), анализируется генетическая база его функционирования, оценивается роль сигналов от эндокринной и иммунной систем. В настоящее время мы знаем десятки факторов, изменяющих реакцию человека на неизвестность, определяющих уровень его тревожности и «нейротизма». Более высокий нейротизм означает снижение способности регулировать отрицательные эмоции. Любой из этих факторов при серьезных отклонениях от «среднего уровня» — как постоянно существующих, так и временных, возникших, например, под действием некоего препарата или при заболевании — может повлиять на темперамент и всю структуру личности человека.
В качестве примера одной из наиболее цитируемых работ может служить исследование, опубликованное в 2016 году D.J. Smith et al. (Molecular Psychiatry, 21 (6), 749–757). Ученые провели полногеномный (на уровне всех молекул ДНК) анализ связи генов с нейротизмом на выборке в 106 тыс. человек. В результате сформирован список из примерно 40 генов, часть из которых отвечает за особенности внутриклеточного строения нейронов; часть — за специфику обмена веществ и даже устойчивость к инфекциям. Особое внимание привлекают гены, которые отвечают за общий баланс возбуждения и торможения нервных процессов (в предыдущих исследованиях они оказались связаны с частотой суицида). Кроме того, эти гены регулируют активность гормона кортиколиберина, который в значительной степени формирует ответ организма на стресс.
Природа или среда
Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.
Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).
Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?
Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?
Когда тревожность может быть полезной
Я, конечно, чудовищно упрощаю. Все гораздо сложнее — примерно в той же степени, в какой мозг человека сложнее мозга маленькой рыбки.
Лекция «Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Если слово «нейрон» знакомо многим, то «медиатор» — уже нечто более загадочное. А между тем эти вещества обеспечивают в мозге передачу информации, на их работе основано действие лекарств, эффекты никотина, алкоголя и более «тяжёлых» наркотиков и ядов. На лекции обсудим, как работа различных медиаторов определяет психическое состояние человека. Выясним, как в нашем мозге реализуются процессы привыкания и зависимости. Узнаем:
Что представляют собой главные медиаторы мозга и как они работают;
Каковы принципы действия лекарств, имитирующих сигналы нервной системы: от средств для лечения насморка до препаратов от депрессии;
Почему мы так любим экстремальный спорт и азартные игры, еду и секс;
Как воздействует на мозг никотин и почему, отказываясь от курения, мы ощущаем агрессию и усталость;
На какие «точки» влияют в мозге разные типы наркотиков и как они разрушают работу нервных клеток и всего организма;
Как соотносится наше поведение и количество поступающего в мозг алкоголя и почему кто-то его совсем не переносит.
Как проходит синхронизация
Каждая наша лекция идёт
в среднем 2 часа в группе
не более 30 человек
Места на лекции ограничены.
Поэтому нельзя забронировать
билет или оплатить его на месте: обязательно регистрируйтесь
и покупайте билеты на сайте.
Мы соблюдаем антиковидные меры. Пожалуйста, надевайте маски и сохраняйте социальную дистанцию.
Лекцию ведет
Вячеслав Дубынин
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. >>> далее
Отзывы
После посещения лекции легче читать и понимать литературу по химии мозга.
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
После посещения лекции легче читать и понимать литературу по химии мозга.
Очень понравились и лектор, и информация. Понятно, последовательно и интересно. Обязательно приду ещё и позову друзей.
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Очень понравились и лектор, и информация. Понятно, последовательно и интересно. Обязательно приду ещё и позову друзей.
Полезная лекция. Без лишнего академизма, доступно, структурировано. Рекомендую всем, кому важно разобраться в биохимии психических процессов.
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Полезная лекция. Без лишнего академизма, доступно, структурировано. Рекомендую всем, кому важно разобраться в биохимии психических процессов.
Понравилось! Очень живо и доходчиво.
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Понравилось! Очень живо и доходчиво.
Очень понравилась лекция и подача материала: сложные вещи простыми словами. Записалась на следующую лекцию про работу мозга. Благодарю!!
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Очень понравилась лекция и подача материала: сложные вещи простыми словами. Записалась на следующую лекцию про работу мозга. Благодарю!!
Все отлично. Продолжайте в том же духе
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Все отлично. Продолжайте в том же духе
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
«Химия мозга: от медиаторов до психоделиков»
Очень познавательно иеформация преподнесена на высоком профессиональном уровне
Опиоиды, кофеин, алкоголь и прочее
Ближайшие события
Вторник, 14 апреля 2020 года, 19:30–21:00, Москва, онлайн, Культурно-просветительский центр «Архэ».
В связи с угрозой эпидемии коронавируса центр «Архэ» переходит в онлайн-формат! Следите за расписанием, возможны изменения.
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Химия мозга».
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».
Тема девятой лекции: «Опиоиды, кофеин, алкоголь и прочее».
Затем будут охарактеризованы нейрофизиологические эффекты гистамина, кофеина, каннабиноидов (в том числе — действие создаваемых на их основе групп лекарственных препаратов).
Заключительный раздел лекции посвящен изменениям, которые наблюдаются в работе нервных структур после употребления малых и больших доз алкоголя; причинам развития алкогольной зависимости и прочих последствий принятия этилового спирта.
По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.
Будет организована интернет-трансляция (Просмотр трансляции доступен до 12.00 следующего дня).
Стоимость трансляции лекции: 600 руб. Оплатить можно через TimePad.
О курсе лекций «Химия мозга»:
В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях.
Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации — от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.
Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом.
Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.
Лекции проводятся с 11 февраля по вторникам в 19:30.
Мозг и сон
Ближайшие события
Вторник, 26 мая 2020 года, 19:30–21:00, Москва, онлайн, Культурно-просветительский центр «Архэ».
В связи с угрозой эпидемии коронавируса центр «Архэ» переходит в онлайн-формат! Следите за расписанием, возможны изменения.
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Мозг человека: основные функции».
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».
Тема пятой лекции: «Мозг и сон».
Тема лекции — функционирование центров сна и бодрствования головного мозга.
Мы рассмотрим, где они находятся, как взаимодействуют и конкурируют; с помощью каких методов можно зарегистрировать смену фаз сна; как работают наши гипоталамические «биологические часы», и почему за их изучение в 2018 году вручена Нобелевская премия; чем особенно опасен дефицит сна и многие другие вопросы.
Самое важное из того, что нужно четко осознать, — абсолютная необходимость как медленноволнового сна (во время которого «глимфатическая система» очищает наш мозг), так и парадоксального сна, когда кора больших полушарий работает с накопленными данными.
На химическом уровне сон регулирует целый ряд медиаторов и гормонов, а мы можем отчасти управлять им с помощью снотворных препаратов.
По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.
Будет организована интернет-трансляция (Просмотр трансляции доступен до 12:00 следующего дня).
Стоимость трансляции лекции: 600 руб. Оплатить можно через TimePad.
О курсе лекций «Мозг человека: основные функции»:
Этот небольшой, но насыщенный информацией курс позволит слушателям получить достаточно полное представление о множестве актуальных проблем современной нейробиологии.
Он составлен на основе циклов лекций, читаемых автором на биологическом факультете МГУ, а также на факультетах психологии и фундаментальной медицины МГУ. В курсе характеризуется деятельность нервной системы человека на всех уровнях: от молекул и клеток (нейронов) до таких феноменов как память, мышление, принятие решений.
В ходе нашего курса мы:
Завершат курс три темы, посвященные важнейшим сенсорным системам человека (зрение, слух, обоняние и др.), в ходе рассмотрения которых мы, в числе прочего, поговорим о взаимодействии различных видов чувствительности при формировании целостного вкусового ощущения.
Лекции проводятся с 28 апреля по вторникам в 19:30.
Ацетилхолин
Ближайшие события
Вторник, 10 марта 2020 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс Вячеслава Дубынина «Химия мозга».
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью — попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».
Тема четвертой лекции: «Ацетилхолин».
Лекция посвящена ацетилхолину — первому из открытых нейромедиаторов. Благодаря действию этого вещества сокращаются наши мышцы, тормозятся либо активируются внутренние органы, нормализуется работа головного мозга.
Мы рассмотрим образование ацетилхолина в нейронах, его влияние на белки-рецепторы и последующий распад, а также пути фармакологического управления данными процессами.
Вы узнаете, чем смазывают свои парализующие стрелы аборигены Амазонии; что случается, если человек «белены объелся»; где растут «судилищные бобы»; чем опасны хлорофос и зарин. Именно с ацетилхолином схож один из разрешенных наркотиков – токсин табака никотин, на примере которого будут проанализированы механизмы формирования привыкания и зависимости.
Стоимость билета: 600 руб. Студентам: 400 руб.; школьникам: 250 руб.
Абонемент на 5 лекций — 2800 руб. (позволяет посетить любые пять лекций курса) [студенты — 2000 руб.; школьники — 1250 руб.].
Записаться на курс вы можете по почте: arhe.msk@gmail.com (при записи на курс укажите ФИО и название курса) или через TimePad.
По всем вопросам относительно лекции обращайтесь:
по телефону (495) 088-92-81 или по электронной почте.
Будет организована интернет-трансляция. Стоимость трансляции одной лекции: 250 руб. Оплатить можно через TimePad.
О курсе лекций «Химия мозга»:
В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях.
Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации — от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.
Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом.
Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.
Лекции проводятся с 11 февраля по вторникам в 19:30.
Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 29/7, 1 этаж.
Тел.: (495) 088-92-81.
Проезд: до станции метро «Спортивная».
Центр располагается в здании Физического факультета МПГУ (бывш. МПГИ им. Ленина), напротив Новодевичьего монастыря.
Схема проезда