биология дистанционное обучение 2020
Биология дистанционное обучение 2020
Материалы для организации дистанционного обучения. «Биология» (10–11 классы)
Класс
Название урока
Ссылка на учебные материалы
Биология как комплексная наука
Биологические системы как предмет изучения биологии
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение
Органические вещества (углеводы, липиды) и их значение. Биополимеры
Органические вещества. Белки. Значение белков
Органические вещества клетки – нуклеиновые кислоты и их значение. АТФ
Цитология, методы цитологии. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира
Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции. Строение и функции хромосом
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез
Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Ген. Геном
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение
Мейоз. Значение мейоза
Организм – единое целое. Жизнедеятельность организма
Организм. Индивидуальное развитие организмов
Генетика. Методы генетики. Генетическая терминология и символика
Хромосомная теория наследственности
Определение пола. Сцепленное с полом наследование
Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания человека и их профилактика
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость
Наследственная изменчивость. Мутации
Основы селекции. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития
Развитие эволюционных идей
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции
Свидетельства эволюции живой природы
Микроэволюция. Видообразование. Популяция – элементарная единица эволюции
Факторы (движущие силы) эволюции
Естественный отбор и его результаты
Многообразие организмов как результат эволюции. Приспособленность
Принципы классификации. Систематика
Гипотезы происхождения жизни на Земле
Основные этапы эволюции органического мира на Земле
Основные этапы развития жизни на Земле (архей, протерозой)
Основные этапы развития жизни на Земле (ранний палеозой)
Основные этапы развития жизни на Земле (поздний палеозой)
Основные этапы развития жизни на Земле (мезозой и кайнозой)
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. Человек – биосоциальное существо
Приспособление организмов к действию экологических факторов
Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения
Содержимое разработки
Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения.
Коваленко Людмила Васильевна,
председатель профессионального сообщества
учителей биологии г. Курска,
учитель биологии и экологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»,
Статья предоставляет возможность педагогам ознакомиться с некоторыми аспектами и методическими особенностями подготовки и проведения уроков в условиях дистанционного образования.
Ключевые слова: урок, дистанционное обучение, образовательные платформы.
The article provides an opportunity for teachers to familiarize themselves with some aspects and methodological features of training and conducting lessons in remote education.
Keywords: lesson, distance learning, educational platforms.
Что же такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение представляет собой вид обучения, при котором преподаватель и обучающиеся разделены пространством и временем, но имеют возможность осуществлять обмен различного рода информацией (учебной, административной и др.) на расстоянии посредством современных информационно-коммуникационных технологий [1, с. 24].
В методике дистанционного обучения можно наблюдать три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, которые сопровождаются тьютором. Вторая технология – телевизионно-спутниковая. Данная технология еще очень дорогая в России (в основном из-за дороговизны используемого оборудования) и, как следствие, мало используется. Основной ее недостаток – слабая интерактивность, то есть обратная связь. Третья технология – это Интернет-обучение или сетевая технология. Чаще всего методика дистанционного обучения подразумевает использование всех вышеназванных технологий в разных пропорциях [2].
Большинство педагогов в период дистанционного обучения столкнулось с ранее не часто используемыми формами подачи учебного материала, а также с необходимостью разрабатывать уроки в дистанционном формате. Несколько слов о требованиях и алгоритме дистанционного урока.
Учителя начали работу в нестандартных условиях и в полной мере не были подготовлены к проведению онлайн-урока. Вместе с тем существуют следующие требования к проведению дистанционного урока:
1. Внешний порядок дистанционного урока. Вы должны четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок — такой же урок, и опаздывать на него нельзя. Объясните это ученикам.
2. Внутренний порядок дистанционного урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то подтему.
3. Проблемный подход к дистанционному обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:
понимать поставленную проблему;
искать пути решения;
приходить к решению проблемы и оценивать ее.
4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.
5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.
6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.
Алгоритм разработки дистанционного урока необходим особенно на первых этапах обучения. Он позволит быть уверенным в том, что ничего важного учитель не пропустил. Такой алгоритм можно сформулировать следующим образом:
1. Определить тему дистанционного урока.
2. Определить тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)
3. Поставить цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.
4. Выбрать самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.
5. Решить, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурировать материал.
6. Выписать основные тезисы по теме дистанционного урока.
7. Подготовить необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.
8. Разработать самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Продумать систему оценивания: как и за что будет ставиться отметка.
9. Определить продолжительность урока. Учесть длительность непрерывной работы за компьютером (не более 30 минут). Распределить время урока.
10. Подробно расписать ход занятия. При необходимости подготовить инструкцию по выполнению заданий для учеников.
11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников [3].
В создавшейся ситуации общение в живую постепенно минимизируется, и учителя вынуждены прибегать к помощи интернет-технологий. Хочу поделиться небольшим опытом, как интернет-технологии можно использовать дозированно в образовательном процессе. Первое с чем сталкиваются ученики в сети Интернет – это обилие разнообразной информации: огромное количество образовательных статей с наглядными материалом, интересными фактами из мира биологии, секретами подготовки к экзаменам, полезными ресурсами для самообразования. Учителям, необходимо сориентировать детей в таком потоке информации. При подготовке к уроку ученик должен иметь ссылки на образовательные платформы и онлайн-сервисы.
Интернет-ресурсы — отличная образовательная среда. Множество онлайн-платформ на сегодняшний период любезно предоставляют бесплатные инструменты для подготовки и ведения дистанционных уроков. Можно использовать в своей практике такие образовательные порталы, как «Resh.edu», «Yaklass.ru», «Interneturok.ru», «Uchi.ru» и др. Да, живого общения в процессе обучения ничто не заменит, но многие интернет-технологии позволяют провести урок в режиме online, например, Skype или Zoom, где по необходимости можно рассмотреть ряд вопросов, вызывающих затруднения у обучающихся при самостоятельном овладении учебным материалом.
Немного о тестах. Были опробованы разные технологии подготовки тестов: формы Google, My Test X, Online Test Pad и ряд других. На мой взгляд, оптимальным вариантом создания и использование тестов является платформа «Videourok.net». Представляется, что данная форма проверки изученного материала не совершенна и не дает достоверной информации о качестве подготовки учащихся. Все «отличники»! Поделюсь своим подходом составления тестов в создавшейся ситуации. В данной системе обратной связи использую вопросы-«ловушки». Прежде всего, ставлю основную цель перед обучающимися: овладение и знание материала, а также выработка навыков внимательного прочтения и понимания вопроса или задания. Причем, предварительно предупреждаю, что в тесте есть подобного рода вопросы.
Учащиеся при выполнении тестовых заданий используют свою технологию их прохождения: заходят под псевдонимами, пройдя тест, просматривают допущенные ошибки и правильные ответы, а затем входят уже под своими именами. Поэтому все «отличники». Создание таких вопросов в тестах возымел ответную реакцию: псевдонимов практически нет, и результаты у всех свои – разные.
Данный период обучения биологии совпал с проведением практических, лабораторных работ и экскурсий. Например, в 9-х классах провожу виртуальную экскурсию по теме «Адаптация организмов к различным условиям существования» (замена лабораторной работы) на примере Знаменской рощи. Для этого была создана презентация об истории создания данной территории, о разных участках Знаменской рощи. Использовалось фотопанорамное изображение четырех участков рощи с показом видового разнообразия растений и животных разных типов и классов (плюс пение птиц) на каждом участке в виде динамической модели (программа «Hugen») [4]. Обучающимся предлагается маршрутный лист, на котором они выбирают любой из четырех участков и выполняют задания.
Педагоги используют социальные сети, интернет-технологии как в традиционном, так и в дистанционном обучении. Переход на дистанционное обучение, будем честны, дается всем нелегко. Дистанционное обучение имеет как недостатки, так и, в определенном смысле, свои достоинства. Время дало нам это осознать и апробировать. И каждый педагог сделал для себя определенные выводы.
Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения [Текст]: Теоретико- практический базис: Учебное пособие. – Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. – 167 с.
Лаборатория дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Е.С. Полат, А.Е. Петров – URL: http//distant.ioso. rulibrary/publication/ concept.htm
Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– URL: https://diso.ru/blog/36
Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения.
Масло Евгения Валерьевна,
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 5 г. Лермонтов,
В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, которые сопровождаются тьютором. Основная технология – это Интернет-обучение или сетевая технология.
Большинство педагогов в период дистанционного обучения столкнулось с ранее не часто используемыми формами подачи учебного материала, а также с необходимостью разрабатывать уроки в дистанционном формате. Несколько слов о требованиях и алгоритме дистанционного урока. Существуют следующие требования к проведению дистанционного урока:
1. Внешний порядок дистанционного урока. Вы должны четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок — такой же урок, и опаздывать на него нельзя. Объясните это ученикам.
2. Внутренний порядок дистанционного урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то подтему.
3. Проблемный подход к дистанционному обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:
понимать поставленную проблему;
искать пути решения;
приходить к решению проблемы и оценивать ее.
4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.
5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.
6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.
Алгоритм разработки дистанционного урока необходим особенно на первых этапах обучения. Он позволит быть уверенным в том, что ничего важного учитель не пропустил. Такой алгоритм можно сформулировать следующим образом:
1. Определить тему дистанционного урока.
2. Определить тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)
3. Поставить цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.
4. Выбрать самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.
5. Решить, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурировать материал.
6. Выписать основные тезисы по теме дистанционного урока.
7. Подготовить необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.
8. Разработать самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Продумать систему оценивания: как и за что будет ставиться отметка.
9. Определить продолжительность урока. Учесть длительность непрерывной работы за компьютером (не более 30 минут). Распределить время урока.
10. Подробно расписать ход занятия. При необходимости подготовить инструкцию по выполнению заданий для учеников.
11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников [3].
В создавшейся ситуации общение в живую постепенно минимизируется, и учителя вынуждены прибегать к помощи интернет-технологий. Хочу поделиться небольшим опытом, как интернет-технологии можно использовать дозированно в образовательном процессе. Первое с чем сталкиваются ученики в сети Интернет – это обилие разнообразной информации: огромное количество образовательных статей с наглядными материалом, интересными фактами из мира биологии, секретами подготовки к экзаменам, полезными ресурсами для самообразования. Учителям, необходимо сориентировать детей в таком потоке информации. При подготовке к уроку ученик должен иметь ссылки на образовательные платформы и онлайн-сервисы.
Интернет-ресурсы — отличная образовательная среда. Множество онлайн-платформ на сегодняшний период любезно предоставляют бесплатные инструменты для подготовки и ведения дистанционных уроков. Можно использовать в своей практике такие образовательные порталы, как «Resh.edu», «Yaklass.ru», «Interneturok.ru», «Uchi.ru» и др. Да, живого общения в процессе обучения ничто не заменит, но многие интернет-технологии позволяют провести урок в режиме online, например, Skype или Zoom, где по необходимости можно рассмотреть ряд вопросов, вызывающих затруднения у обучающихся при самостоятельном овладении учебным материалом.
Информационные технологии позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества. Этот процесс настолько интересен, а возможности сейчас очень большие, что иногда продолжаешь работу, не считаясь с личным временем. Бесспорно, что какие бы «правила» мы ни относили к числу наиболее важных и обязательных, залогом успешного обучения учащихся остаются личность учителя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, слушать, сопереживать. В школе не должно быть места двойной морали, одной – для учителя, другой – для учащихся, в противном случае мы не имеем права быть и называться учителем, мы не можем рассчитывать на доверие и любовь своих воспитанников.
Переход на дистанционное обучение, будем честны, дается всем нелегко. Дистанционное обучение имеет как недостатки, так и, в определенном смысле, свои достоинства. Время дало нам это осознать и апробировать. И каждый педагог сделал для себя определенные выводы.
Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения [Текст]: Теоретико- практический базис: Учебное пособие. – Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. – 167 с.
Подгребельная Н.И.Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения, автореф.канд.дис., Ставрополь,2001.
Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– URL: https://diso.ru/blog/36
Введение в биологию клетки
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
О курсе
Формат
Разделы курса включают видеолекции, озвученные презентации, анимации, видеозаписи лабораторных работ, гипертекстовые теоретические материалы, а также учебные и контрольные задания.
Требования
Для освоения курса требуются знание школьного курса «Общая биология»
Программа курса
Раздел 1. История цитологии. Клеточная теория
Тема 1.1. История цитологии
Тема 1.2. Клеточная теория
Раздел 2. Методы клеточной биологии
Тема 2.1. Основные методы клеточной биологии
Тема 2.2. Световая микроскопия
Раздел 3. Разнообразие клеток
Тема 3.1. Клетка. Элементарное строение и химический состав
Тема 3.2. Строение прокариотической клетки
Тема 3.3. Строение эукариотических клеток
Раздел 4. Поверхностный аппарат клеток
Тема 4.1. Клеточная мембрана
Тема 4.2. Клеточная оболочка
Раздел 5. Эукариотическая клетка
Тема 5.1. Цитозоль. Цитоскелет. Клеточные включения
Тема 5.2. Митохондрии
Тема 5.3 Вакуолярная система клетки
Раздел 6. Деление ядра и клетки
Тема 6.1. Строение интерфазного ядра. Химическая природа ядра
Тема 6.2. Митоз в растительных и животных клеток
Тема 6.3. Цитокинез в растительных и животных клетках
Результаты обучения
Идентифицировать и анализировать разные типы клеток, клеточные органоиды, клеточные процессы.
Формируемые компетенции
Cпособность применять знания в области клеточной биологии в научно-исследовательской, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и информационно-биологической деятельности.
Cпособность применять знания в области клеточной биологии в научно-исследовательской, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и информационно-биологической деятельности.
Cпособность применять знание принципов структурной, функциональной и клеточной организации биологических объектов, а также – знание биофизических и биохимических основ мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности при решении научно-практических задач в области здравоохранения, сельского и лесного хозяйства, пищевой, медицинской и фармацевтической промышленности, природоохранной деятельности.
Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения
Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения.
Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.
Ключевые слова: дистанционное обучение, биология, компьютерное тестирование.
В последнее время из-за эпидемиологической ситуации в школах России стала применяться новая форма обучения – дистанционная.
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [1].
В настоящее время дистанционное образование в мировой практике базируется на шести моделях, одна из них (школьная) представлена на схеме ниже [3]:
Как показал мой опыт работы, на современном этапе модель реализуется лишь частично.
В моем понимании схема должна еще включать основные этапы
занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.
Я бы дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:
Взаимодействие участников (учитель – ученик) через:
Учитель, его функции:
Формы взаимодействия с учеником:
Результат: повышение эффективности обучения
Уроки во время дистанционного обучения я проводила в двух режимах.
Второй вариант – занятия в режиме офлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его в удобное для себя время, но ему обязательно сообщается дата сдачи отчета.
Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:
1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;
2. Большая проблема с учениками, которые и ранее на уроках не работали: при дистанционном обучении они очень редко выходят на связь. Обычно приходится обращаться за помощью к классному руководителю;
3. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.
1. Обучающийся сам распределяет для себя нагрузку;
2. Есть возможность воспользоваться справочным материалом или найти нужную информацию в Интернете;
3. Имеется возможность избежать устного ответа тем ученикам, у которых есть проблемы с коммуникацией или речью.
Недостатки уроков офлайн:
1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;
2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;
3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.
Каждый урок стараюсь заранее продумать. Для этого использую алгоритм, который размещен на сайте «Дистанционный Институт Современного Образования» [2]. Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.
Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета. Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования.
Цель: выявить последствия антропогенной деятельности человека в экосистемах Самарской области.
1. Ознакомиться с экологическими проблемами Самарской области, используя следующие источники:
2. Заполнить таблицу:
Пути решения проблемы
3. Описать и оценить экологическую ситуацию в г. Самара.
4. Используя данные экологического бюллетеня по Самарской области за 2019г.:
а) стр. 30-31, сравнить уровень загрязнения рек Самарской области за 2018 и 2019гг. Построить диаграммы, иллюстрирующие загрязнение за указанное время.
б) стр.15-21, сравнить уровень загрязнения атмосферы за 2018 и 2019гг. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Чапаевска формальдегидом и аммиаком. Построить диаграммы, иллюстрирующие изменение уровня загрязнения в перечисленных городах за указанное время.
5.Сделать вывод: Какие экологические проблемы в Самарской области, по вашему мнению, самые серьезные и требуют решения в первую очередь? Обосновать, почему [7].
Материалы для дистанционного обучения можно взять и из различных интернет источников, например, сайт московского городского методического центра [5].
Дистанционное обучение удобно использовать для детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояния не могут посещать школу в обычном рабочем режиме. Можно применять его для обучения детей, которые находятся на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине или пропускают занятия по болезни. Дистанционное обучение не дает таким ученикам отстать от рабочей программы [6].
Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает «обратную связь» и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор тестов “Online Test Pad” ( http://onlinetestpad.com ). С помощью этого ресурса можно разработать тест и оценить усвоение обучающимися пройденную тему.
Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:
Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:
— технические накладки, например, плохой интернет;
— выбор ответа наугад;
— прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов. Вторичное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.
С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий на своем сайте. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Пример такого тестового задания можно посмотреть на сайте [8]. Данный вариант, к сожалению, тоже не лишен недостатков. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.
В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:
— от эффективности взаимодействия преподавателя и обучаемого;
— от выбора педагогических технологий;
— от качества применяемых методических материалов;
1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Дошкольное образование. – 1998. – №1.
2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL: https://diso.ru/blog/36
3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:
4. Полат Е.С. Петров А.Е. Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. – Режим доступа: URL: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/174/135
5.Сайт https://mosmetod.ru – Режим доступа: URL:
6. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе. – Режим доступа: URL:
7. Фалина И.В. Инструкция к л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» – Режим доступа: URL: http://ifvallerie.ucoz.com/news/objavlenie_dlja_11_klassa/2020-05-09-93
8. Фалина И.В. Тест для обучающихся 9-го класса по теме «Многообразие организмов». – Режим доступа: URL: