Биометрия в машине зачем электроника собирает информацию о владельцах
Зачем электроника в автомобиле собирает биометрию владельца
Современные автомобили оснащаются различными системами идентификации водителя. На моделях премиум-класса могут быть установлены анализаторы голоса, сканеры сетчатки глаз, отпечатков пальцев, а камера внутри салона может запоминать лицо человека, пишет РГ.
Зачем нужна подобная слежка? Ведь у современных технологий есть и плюсы и минусы.
К примеру, автомобили марки Genesis вскоре получат технологию Face Connect, пишет aif.ru. Электроника запоминает и распознает лицо водителя, а затем автоматически активизирует все настройки под данного пользователя. Например, сама изменит положение руля и сиденья, откалибрует зеркала и прочее.
Это может быть удобно, когда одной машиной пользуются несколько людей: например, члены одной семьи. Система может защитить автомобиль и от несанкционированного доступа. Двигатель попросту не запустится, если электроника не распознает пользователя.
Еще один уровень безопасности доступа внедрен концерном Hyundai. Система распознавания отпечатков пальцев позволяет владельцу открывать и запирать двери машины, запускать ее. Ее дублирует технология электронного доступа иммобилайзера.
Сканер отпечатков находится на электронном ключе. Для того, чтобы разрешить доступ тому или иному человеку к автомобилю, владелец должен сперва снять у него отпечатки пальцев и внести их в систему.
Правда, минус такой технологии в том, что ее работоспособность зависит от погодных условий. Сейчас метод тестируют на внедорожнике Santa Fe для корейского рынка.
В дополнение к распознаванию отпечатков пальцев может быть активизирована система акустического контроля. Микрофон записывает голос владельца, что позволяет бортовому компьютеру определить его. На зеркале внутри салона может стоять камера, распознающая рисунок сетчатки глаза. Все эти способы позволяют исключить несанкционированный доступ к автомобилю.
Сразу несколько автопроизводителей разрабатывают системы контроля водителя через датчики, расположенные в сиденье и на руле. Система может снимать показания пульса, анализировать реакцию человека, его физическое состояние и степень адекватности.
Если человек допускает грубые ошибки в управлении автомобилем, реагирует на дорожную обстановку неадекватно, то система предложит ему отдохнуть и выпить кофе. Если водитель проигнорирует рекомендацию, то электроника сама замедлит скорость, остановит машину на обочине дороги и отправит сигнал SOS экстренным службам.
Зачем электроника в автомобиле собирает биометрию владельца
Зачем нужна подобная слежка? Ведь у современных технологий есть и плюсы и минусы.
К примеру, автомобили марки Genesis вскоре получат технологию Face Connect, пишет aif.ru. Электроника запоминает и распознает лицо водителя, а затем автоматически активизирует все настройки под данного пользователя. Например, сама изменит положение руля и сиденья, откалибрует зеркала и прочее.
Это может быть удобно, когда одной машиной пользуются несколько людей: например, члены одной семьи. Система может защитить автомобиль и от несанкционированного доступа. Двигатель попросту не запустится, если электроника не распознает пользователя.
Еще один уровень безопасности доступа внедрен концерном Hyundai. Система распознавания отпечатков пальцев позволяет владельцу открывать и запирать двери машины, запускать ее. Ее дублирует технология электронного доступа иммобилайзера.
Сканер отпечатков находится на электронном ключе. Для того, чтобы разрешить доступ тому или иному человеку к автомобилю, владелец должен сперва снять у него отпечатки пальцев и внести их в систему.
Правда, минус такой технологии в том, что ее работоспособность зависит от погодных условий. Сейчас метод тестируют на внедорожнике Santa Fe для корейского рынка.
В дополнение к распознаванию отпечатков пальцев может быть активизирована система акустического контроля. Микрофон записывает голос владельца, что позволяет бортовому компьютеру определить его. На зеркале внутри салона может стоять камера, распознающая рисунок сетчатки глаза. Все эти способы позволяют исключить несанкционированный доступ к автомобилю.
Сразу несколько автопроизводителей разрабатывают системы контроля водителя через датчики, расположенные в сиденье и на руле. Система может снимать показания пульса, анализировать реакцию человека, его физическое состояние и степень адекватности.
Если человек допускает грубые ошибки в управлении автомобилем, реагирует на дорожную обстановку неадекватно, то система предложит ему отдохнуть и выпить кофе. Если водитель проигнорирует рекомендацию, то электроника сама замедлит скорость, остановит машину на обочине дороги и отправит сигнал SOS экстренным службам.
Биометрия в автомобиле: зачем собирают информацию о владельцах
Современные автомобили оснащаются различными системами идентификации водителя. На моделях премиум-класса могут быть установлены анализаторы голоса, сканеры сетчатки глаз, отпечатков пальцев, а камера внутри салона может запоминать лицо человека, сообщает Судебно-юридическая газета.
К примеру, автомобили марки Genesis вскоре получат технологию Face Connect. Электроника запоминает и распознает лицо водителя, а затем автоматически активизирует все настройки под данного пользователя. Например, сама изменит положение руля и сиденья, откалибрует зеркала и прочее.
Это может быть удобно, когда одной машиной пользуются несколько людей: например, члены одной семьи. Система может защитить автомобиль и от несанкционированного доступа. Двигатель попросту не запустится, если электроника не распознает пользователя.
Еще один уровень безопасности доступа внедрен концерном Hyundai. Система распознавания отпечатков пальцев позволяет владельцу открывать и запирать двери машины, запускать ее. Ее дублирует технология электронного доступа иммобилайзера.
Сканер отпечатков находится на электронном ключе. Для того, чтобы разрешить доступ тому или иному человеку к автомобилю, владелец должен сперва снять у него отпечатки пальцев и внести их в систему.
Правда, минус такой технологии в том, что ее работоспособность зависит от погодных условий. Сейчас метод тестируют на внедорожнике Santa Fe для корейского рынка.
В дополнение к распознаванию отпечатков пальцев может быть активизирована система акустического контроля. Микрофон записывает голос владельца, что позволяет бортовому компьютеру определить его. На зеркале внутри салона может стоять камера, распознающая рисунок сетчатки глаза. Все эти способы позволяют исключить несанкционированный доступ к автомобилю.
Сразу несколько автопроизводителей разрабатывают системы контроля водителя через датчики, расположенные в сиденье и на руле. Система может снимать показания пульса, анализировать реакцию человека, его физическое состояние и степень адекватности.
Если человек допускает грубые ошибки в управлении автомобилем, реагирует на дорожную обстановку неадекватно, то система предложит ему отдохнуть и выпить кофе. Если водитель проигнорирует рекомендацию, то электроника сама замедлит скорость, остановит машину на обочине дороги и отправит сигнал SOS экстренным службам.
Зачем сервисам каршеринга и такси нужны биометрические данные
Об эксперте: Алексей Новиков, технический директор Axoya.tech.
Повышение качества обслуживания
Биометрическая система легко различает новых пользователей и узнает тех, кто уже прибегал к услугам компании. Это избавляет постоянных клиентов от заполнения документов и позволяет получать персональные бонусы в рамках программы лояльности. Например, важный для компании клиент может брать напрокат более дорогие и новые машины, пользоваться выгодными тарифами и стоимостью страхования, или вовсе обойтись без предоплаты. Важно, что такие решения могут приниматься моментально, и для этого не нужно участие или даже присутствие менеджера — вся информация о пользователе уже есть в системе, идентификация происходит автоматически, за чем следует персонифицированное предложение условий и опциональных возможностей.
Благодаря внедрению технологии первая полностью автоматизированная служба аренды автомобилей появилась у американской компании по аренде автомобилей Hertz еще в 2018 году. Киоски самообслуживания с биометрией разместили в пунктах проката при аэропортах в США.
Принцип работы следующий: пользователи предварительно резервируют автомобили через приложение, а затем забирают их самостоятельно без участия сотрудников каршеринга — пропускная система срабатывает на отпечаток пальца или сканирование лица. Технология позволила сократить процесс обслуживания клиентов почти в два раза — до двух минут.
Биометрия уже стала безусловным мейнстримом в каршеринге Китая, где также появилась автоматизированная служба аренды автомобилей с распознаванием лиц на основе блокчейна. Китайская платежная система Alipay, принадлежащая Alibaba, встроена в целую экосистему сервисов. В 2017 году компания представила свое решение с распознаванием лиц, а в 2020 году совместно с Wukong Car Rental создала сеть автоматизированных киосков для каршеринга.
Процесс аренды автомобиля можно запустить прямо на смартфоне: пользователь просто открывает приложение Alipay, создает учетную запись для каршеринга (загружает водительские права), затем размещает заказ на выдачу авто в ближайшем пункте у каршеринговых компаний-партнеров платежной системы. После этого клиент прибывает в пункт проката, где подтверждает свою личность. Для этого ему достаточно посмотреть в камеру на площадке с авто, сделать определенный жест, а потом самостоятельно забрать автомобиль. Данные об операциях сохраняются в блокчейн-реестрах.
Биометрические решения удобно встраиваются в индивидуальные рейтинги пользователей, что поощряет добросовестных клиентов. В Китае такие системы не редкость: в них отражается потребительская история человека, на основании которой он может получать разные уровни доступа к сервисам, продуктам и услугам. В России и по миру такие системы реализованы, например, в банковской индустрии — речь идет о скоринге, который представляет собой по сути рейтинг добросовестности заемщика. Например, у гиганта Alibaba, под управлением которого находится множество самых разных бизнесов, есть своя система Sesame Credit. Пользователь, набравший в ней 550 баллов и выше, имеет право на аренду без залога у операторов каршеринга, которые подключены к этой системе. Таких клиентов компании благодаря биометрии распознают мгновенно.
Полностью автономный каршеринг на основе биометрии в России пока еще не появился. Технических препятствий для внедрения и широкого распространения подобных систем в стране нет, остались только вызовы прикладного характера:
Защита автомобилей от угона и нецелевого использования
Биометрия помогает защитить автомобили парка от подмены водителей и вождения по чужим документам. Наличие биометрической системы удерживает злоумышленников от угона, преднамеренной порчи имущества и замены деталей. Кроме того, «умное» видеоустройство (смарт-камера или «смартбокс», интегрированный со специальным видео-сенсором), которое устанавливается в салоне, позволяет определить, что автомобиль используется по назначению, для поездок. Это особенно актуально, потому что с недавних пор некоторые пользователи стали брать машины для обучения вождению и даже организовывать в них вечеринки. Компания «Делимобиль» одна из первых на российском рынке столкнулась с такими проблемами и выступила инициатором внедрения биометрии в каршеринге.
Сегодня многие каршеринговые компании России уже используют «умные» камеры в салонах автомобилей, оснащенных технологией распознавания лиц. Например, такая система есть у Matreshcar: она моментально уведомляет службу безопасности компании, если за рулем находится кто-то, кроме арендатора. В отличие от кодов или паролей, биометрические данные не могут быть переданы другому человеку. Это и является гарантией того, что зарегистрированное и застрахованное лицо действительно арендует автомобиль. В итоге снижаются риски краж машин с помощью чужих идентификационных карт.
Контроль за самочувствием водителя и исправностью автомобиля
Сегодня появляется все больше технологических решений для каршеринга, направленных на контроль адекватности, текущего тонуса и даже настроения водителя. Например, американский разработчик «умных» камер Magna представил свою систему мониторинга, которая оценивает внимательность и концентрацию человека за рулем. Она сканирует положение головы, глаз и движения тела, определяя степень отвлеченности от происходящего на дороге. Однако о масштабных внедрениях пока не известно — вероятно, технология пока проходит стадию пилотных испытаний.
Мониторинг биометрической системой «признаков лица» водителя мог бы принести большую пользу в такси и каршеринге. Например, с его помощью можно выяснить, не употреблял ли он спиртное или некоторые медпрепараты, не испытывает ли усталость, сонливость, беспокойство, сильные негативные эмоции. Некоторые из этих мер контроля в будущем помогут прямо бороться с нарушением закона (как в случае с алкоголем), другие — лечь в основу прогнозирования поведения водителей и рисков опасного стиля вождения, чтобы предупредить аварии и снизить количество страховых случаев на дороге.
Биометрическая система делает выводы на основе оценки как общего эмоционального состояния водителя, так и отдельных проявлений — ярких и выраженно негативных эмоций. Она также умеет распознавать измененное состояние нервной системы по характерным вазомоторным признакам. На основе этих данных можно прогнозировать агрессивный стиль вождения водителя и его эмоциональную нестабильность, выдавая рекомендации по режиму и пути движения, реакции на раздражители, тем самым помогая взвешенной самооценке водителем своего самочувствия.
В составе биометрической системы могут быть использованы тепловизоры или даже смарт-тепловизоры — устройства, образующие единый блок с видеокамерой, оснащенные функционалом видеоаналитики «на борту». Смарт-тепловизор измеряет температуру в конкретной контрольной области лица, не покрытой маской, очками или головным убором, и способен сразу распознать человека с повышенной температурой. Система может предупредить самого водителя о надвигающемся недомогании, а также проинформировать службу оператора или органы эпидемиологического контроля.
В России биометрические системы контроля состояния еще не используются в такси или каршеринге, но уже появились в общественном транспорте. В 2020 году в Москве их установили в 9 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, а также в метрополитене. За 12 месяцев они предотвратили около 5 тыс. опасных инцидентов. Решение включает в себя три составляющие: «умные» камеры, нейросеть, которая распознает признаки сонливости, усталости, потери внимания или плохого самочувствия, и центра мониторинга, куда направляется эта информация в режиме реального времени. В случае, если водитель не реагирует на автоматические предупреждения системы (например, громкий звуковой сигнал), центр мониторинга может связаться с ним и снять с маршрута.
Технология постепенно проникает в некоторые транспортные сферы по всему миру — например, высокоскоростные поезда, городские электрички, перевозку опасных грузов, транспортировку на большие расстояния, «скорую помощь» и т.д. Такие системы помогают контролировать состояние водителей и операторов, которые работают в условиях повышенной сложности и риска. Они медленно вытесняет классические системы контроля, которые измеряют время рабочей смены или требуют от водителя подтвердить свое состояние и внимание с помощью обычной кнопки, до сих пор доминирующие на рынке.
Законодательная база
Внедрение биометрии как средства контроля состояния водителя в каршеринге и такси — дело будущего. Однако можно предположить, что уже вскоре Европа станет пионером в этом отношении. В ЕС согласованы новые правила, согласно которым все автомобили, построенные после мая 2022 года и проданные в странах региона, уже будут иметь ряд встроенных устройств, включая сенсоры состояния водителя и его здоровья.
Один из стоп-факторов более масштабного внедрения биометрии в отрасли — несовершенство законодательства в части регулирования сбора биометрических данных и их использования в каршеринге и такси. Они в основном нацелены на регламентацию характеристик устройств (например, определенной производительности и точности работы) и соответствуют потребностям полномочных служб. Что касается интересов пассажиров, то их, с одной стороны, защищает федеральное регулирование работы с персональными данными (152-ФЗ и некоторые смежные НПА).
Однако эти же документы ставят большие бюрократические барьеры на пути к тому, чтобы бизнес мог развивать сервис на основе биометрии. Возможно, они исчезнут, если Россия адаптирует ряд успешных европейских практик в рамках GDPR, суть которых сводится к разрешению использовать биометрию, если пользователь не возражает, и строгому наказанию за непрозрачность, любые риски для пользователя и несоответствие действующему регулированию. В этом случае рынки каршеринга и такси в России могут стать одними из самых активных потребителей биометрических систем, особенно при условии быстрого развития импортозамещающих решений.
Биометрия в автомобиле: зачем электроника собирает информацию о владельцах
Современные автомобили оснащаются различными системами идентификации водителя. На моделях премиум-класса могут быть установлены анализаторы голоса, сканеры сетчатки глаз, отпечатков пальцев, а камера внутри салона может запоминать лицо человека. Об этом рассказывает издание «Аргументы и факты».
К примеру, автомобили марки Genesis вскоре получат технологию Face Connect. Электроника запоминает и распознает лицо водителя, а затем автоматически активизирует все настройки под данного пользователя. Например, сама изменит положение руля и сиденья, откалибрует зеркала и прочее.
Это может быть удобно, когда одной машиной пользуются несколько людей: например, члены одной семьи. Система может защитить автомобиль и от несанкционированного доступа. Двигатель попросту не запустится, если электроника не распознает пользователя.
Еще один уровень безопасности доступа внедрен концерном Hyundai. Система распознавания отпечатков пальцев позволяет владельцу открывать и запирать двери машины, запускать ее. Ее дублирует технология электронного доступа иммобилайзера.
Сканер отпечатков находится на электронном ключе. Для того, чтобы разрешить доступ тому или иному человеку к автомобилю, владелец должен сперва снять у него отпечатки пальцев и внести их в систему.
Правда, минус такой технологии в том, что ее работоспособность зависит от погодных условий. Сейчас метод тестируют на внедорожнике Santa Fe для корейского рынка.
В дополнение к распознаванию отпечатков пальцев может быть активизирована система акустического контроля. Микрофон записывает голос владельца, что позволяет бортовому компьютеру определить его. На зеркале внутри салона может стоять камера, распознающая рисунок сетчатки глаза. Все эти способы позволяют исключить несанкционированный доступ к автомобилю.
Сразу несколько автопроизводителей разрабатывают системы контроля водителя через датчики, расположенные в сиденье и на руле. Система может снимать показания пульса, анализировать реакцию человека, его физическое состояние и степень адекватности.
Если человек допускает грубые ошибки в управлении автомобилем, реагирует на дорожную обстановку неадекватно, то система предложит ему отдохнуть и выпить кофе. Если водитель проигнорирует рекомендацию, то электроника сама замедлит скорость, остановит машину на обочине дороги и отправит сигнал SOS экстренным службам.