Бипэк авто азия автоновости
В Казахстане развалился крупнейший автохолдинг «БИПЭК Авто»
Правоохранительные органы Казахстана объявили в розыск по обвинению в мошенничестве владельца крупнейшей казахстанской сети дилеров «БИПЭК Авто» Анатолия Балушкина еще в начале осени.
Аналогичное требование о задержании бизнесмена пришло и в российское МВД, однако Генпрокуратура РФ вынесла отказ в задержании мужчины, пишет «Русский автомобиль» со ссылкой на соответствующее письмо надзорного ведомства.
«Разъясняю, в связи с тем, что вы являетесь гражданином Российской Федерации, Генеральной прокуратурой РФ направлено соответствующее поручение ФКУ «ГИАЦ МВД России» о прекращении в отношении вас розыска на территории РФ», — приводит сообщество ответ надзорного ведомства в письме Балушкину.
Проблемы у бизнесмена Анатолия Балушкина начались ровно два года назад,
когда Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) Казахстана разорвало контракт на промышленную сборку автомобилей с заводом «Азия Авто». Последний входит в автомобильную группу «БИПЭК Авто» Балушкина — в партнерстве с «АвтоВАЗом» он производил автомобили Lada на территории Казахстана c 2004 года.
Российский автогигант имеет в усть-каменогорском предприятии блокирующий пакет (25% + 1 акция). Первоначально в Казахстане производился внедорожник Lada 4×4 («Нива»), а в 2016 году производственные мощности «Азия Авто» расширились и на его конвейер встала вся остальная продукция «АвтоВАЗа». Фактически это был первый в истории независимого Казахстана автомобильный завод.
«БИПЭК» утрачен
В конце 2019 года чиновники МИИР пришли к выводу, что руководство завода не выполнило перед республикой обязательства по углублению процессов производства (локализации). А именно не создало требуемые в рамках соглашения цеха сварки и окраски кузовов.
Это не позволило перевести производство «Азия Авто» из статуса «отверточного» крупноузлового в разряд CKD (мелкоузловая сборка).
В обмен на обязательства по локализации предприятию предоставлялись промсубсидии и обнулялись таможенные пошлины для ввоза машинокомплектов.
«Салоны дилерской сети «БИПЭК Авто» закрылись еще в I квартале нынешнего года, собственно, с этого момента холдинг фактически прекратил свое присутствие на рынке.
В этом смысле последние следственные мероприятия никак не изменят рыночное положение группы компаний», – рассказал о текущей ситуации корреспонденту «Газеты.Ru» заместитель председателя правления ассоциации «КазАвтоПром» (объединяет предприятия автопрома РК) Артур Мискарян.
Портфель брендов-партнеров усть-каменогорского холдинга, за исключением Skoda, по большей части перешел на кустанайскую площадку «СарыаркаАвтоПром», отмечает собеседник. Закрытие завода «Азия Авто» негативно сказалось на рынке: выросли цены, отсутствуют бюджетные модели на складах у дилеров, рассказал зампред правления «КазАвтоПрома».
«Предсказуемым образом эта ситуация сказывается и на налоговых поступлениях автопрома. Не говоря о проблеме трудоустройства для всего коллектива холдинга», — заметил Мискарян.
Казахстан заберет бизнес
У опального казахстанского бизнесмена есть автомобильные активы и в России. В 2016-2017 годах «АвтоВАЗ» в рамках партнерства передал казахской стороне собственные дилерские сети в Восточной Сибири. Впрочем, Анатолию Балушкину вряд ли удастся с этим бизнесом достичь хоть сколько-нибудь сопоставимых объемов продаж в сравнении с дистрибуцией машин в Казахстане, убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Он указывает на то, что
российский рынок уже поделен между основными игроками, вырасти здесь можно только за счет приобретения какого-то другого участника.
Для российских партнеров, в частности для АвтоВАЗа, закрытие «Азия Авто» фактически ознаменовало потерю крупнейшего (после Украины, некогда бывшей направлением №1) экспортного рынка, отмечает Артур Мискарян из «КазАвтоПрома». Перспективы завода зависят от конечных итогов следствия, считает он.
Если владельцу «БИПЭК Авто» не удастся найти компромисс со следствием и доказать свою невиновность, то власти смогут взыскать его имущество и в России, уверен Бургазлиев. Таким образом, дилерские центры «АвтоВАЗа» в Восточной Сибири могут перейти в собственность к правительству Казахстана.
«Нужно изучать законодательство, смотреть документы союзного государства, но если суд решится не в пользу бизнесмена, то иски обратятся и на его имущество в РФ», — заметил Бургазлиев.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» обстоятельства взаимосвязей с экс-партнером Анатолием Балушкиным комментировать отказались. Вопросы о дилерских центах переадресовали их собственникам. «Газета.Ru» направила вопросы на личную электронную почту Анатолия Балушкина о видении ситуации вокруг его активов в Казахстане. На момент публикации материала ответ не поступил.
Оперативные комментарии относительно причин уголовного преследования бизнесмена «Газете.Ru» также не предоставили Генпрокуратуры РФ и РК, а также МИИР.
Как закрытие «Азия Авто» отразилось на жизни его сотрудников
Полгода назад из-за расторжения договора с министерством индустрии и инфраструктурного развития остановился конвейер автосборочного завода «Азия Авто». 45 тысяч устькаменогорцев подписали петицию президенту Казахстана, чтобы он не допустил закрытия крупного промышленного предприятия. Два месяца назад полторы тысячи специалистов группы компаний «БИПЭК АВТО», куда входит «Азия Авто», сократили. «Курсив» узнал, как сейчас живут уволенные специалисты и есть ли надежда на возрождение предприятия.
Звенящая тишина
На площадке перед заводом «Азия Авто» небывалая пустота. На стоянке у железнодорожного тупика, которая раньше была заставлена готовыми к отправке автомобилями, теперь можно в футбол играть. Только спецвагоны напоминают о том, что здесь собирали и отправляли в разные города Казахстана, России, Китая десятки тысяч машин.
На территорию завода попасть непросто — она, как и прежде, охраняется сотрудниками служб безопасности. Заводские цеха законсервированы. Но конвейеры не разобраны, оборудование для сборки, контроля качества на месте.
Все имущество «Азия Авто»: здания, сооружения, земельные участки, служебные автомобили и оргтехника — находится в залоге у First Heatland Jusan Bank, поэтому предприятие не может ничего продать. Это же залоговое имущество попало под арест 13 апреля 2021 года, когда суд Нур-Султана вынес решение о взыскании задолженности в размере 66,2 млрд тенге по займу «Азия Авто» перед First Heatland Jusan Bank.
Также «Азия Авто» должно выплатить в доход государства 174 млрд тенге. Иск о взыскании этой суммы подавало МИИР после того, как расторгло соглашение о промышленной сборке с «Азия Авто». Соглашение разорвали, так как компания не уложилась в сроки при строительстве нового завода полного цикла «Азия Авто Казахстан».
Решение по иску МИИР вступило в силу 8 апреля 2021 года. «Обжалование этого судебного акта в Верховном суде не планируется, поскольку госпошлина в случае подачи заявления в кассационную инстанцию составит 2,5 млрд тенге», — объяснил президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.
Кадровый вопрос
О том, что коллектив «Азия Авто», который поддержали 45 тыс. жителей Усть-Каменогорска, обращался с петицией к президенту страны и руководству МИИР с просьбой не допустить остановки конвейеров, теперь напоминают только оставшиеся на бетонных заборах билборды «Мы требуем, чтобы нас услышали». Внутри цеха окончательного контроля стоит уже никому не нужный теннисный стол. Больше месяца с момента остановки конвейеров сотрудники завода ходили на работу только для того, чтобы играть в теннис, шахматы и бильярд. Пока шли суды и была надежда, что компания продолжит работу, работодатель платил зарплату.
10 марта 2021 года стал последним рабочим днем для заводчан – некоторые уходили со слезами на глазах. Большинство отработали на заводе по 12–15 лет, имели такой соцпакет, которым не могут похвастаться рабочие других предприятий города. Каждый новый сотрудник получал возможность устроить ребенка в корпоративный садик с ежемесячной оплатой 100 тенге. ТОО «Центр развития ребенка» находилось в отдаленном районе Усть-Каменогорска, и для удобства родителей детей возили в садик централизованно на своих автобусах. Члены коллектива получали хорошие корпоративные скидки на путевки в бальнеологический санаторий «Рахмановские ключи», на турбазу «Порт Фортуна» и горнолыжный курорт «Нуртау». По словам заводчан, заработная плата работников среднего звена составляла 240 тыс. тенге, специалистов экспертного уровня – более 300 тыс. тенге.
Из двухтысячного коллектива группы компаний «БИПЭК Авто» уведомление о сокращении получили 1399 человек. Чтобы найти им работу, акимат ВКО в конце марта организовал ярмарку вакансий. На нее пригласили как работодателей из области, так и руководителей автосборочных предприятий из Алматы и Костаная («Астана Моторс», Hyundai Trans Kazakhstan, «СарыаркаАвтоПром»). Гости с трибуны говорили о том, что готовы трудоустроить специалистов «Азия Авто», предоставить им жилье на первое время, обеспечить бесплатным питанием, медицинским обслуживанием и абонементами в фитнес-центры. С тех пор прошло два месяца, но ни один бывший работник «Азия Авто» не воспользовался столь заманчивыми предложениями.
«По информации представителей вышеуказанных компаний, работники «БИПЭК Авто» отказались от трудоустройства по причине несогласия с условиями трудового договора и проживания в другом городе», — сообщил руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев.
В разговоре с корреспондентом «Курсива» уволенные работники рассказали, что на самом деле многие интересовались вакансиями этих автосборочных заводов. Но их не устроил в первую очередь предложенный уровень заработной платы – она ниже, чем на «Азия Авто». Люди посчитали, что переезд в Алматы потребует дополнительных трат. Если продать квартиру в Усть-Каменогорске, то купить недвижимость в южной столице можно, лишь взяв недостающую сумму в кредит. Но как выплачивать ипотеку при более низкой зарплате? Про заявленные на ярмарке вакансий льготы никто не упомянул.
Устроились не все
Спустя два месяца из 1399 работников, которые попали под сокращение, трудоустроены меньше трети – 406 человек. По данным управления координации занятости и соцпрограмм ВКО, они нашли работу на 165 предприятиях области. В числе новых компаний-работодателей нет ни одного автосборочного производства. По словам сотрудников, для многих семей потеря работы на заводе стала толчком к переезду в Россию.
Рустам Якупов, бывший мастер цеха сборки на «Азия Авто», пока не смог найти новое место работы. Те варианты, которые были на сайте электронной биржи труда enbek.kz, не устроили по уровню зарплаты. 90 тыс. тенге – слишком мало, чтобы прокормить семью. Поэтому пока Рустам, как и многие, получает социальную выплату от ГФСС, равную 40% от дохода, и сам ищет подходящие варианты.
Его коллега по цеху Дмитрий Лопатин тоже не согласился на низкую заработную плату, предлагаемую по вакансиям службы занятости. Парень пошел в семейный бизнес.
«Не так просто устроиться на другое промышленное предприятие, когда ты много лет отработал на специализированном заводе по сборке автомобилей. Знаю, что некоторые ребята устроились в крупные металлургические компании, но туда не так легко попасть, не имея профильного образования», — говорит Дмитрий.
Электромонтер отдела автоматизации систем управления «Азия Авто» Павел Качесов в числе тех, кто быстро смог найти новую работу по своей специальности. По словам Павла, зарплату ему пообещали конкурентную, но предупредили, что она будет зависеть от уровня продаж. Новое место работы мужчина нашел сам, без помощи со стороны.
Из двухтысячного коллектива группы компаний 574 человека продолжают работать на дочерних предприятиях, которые – в отсутствие дотаций от материнской компании – полностью перешли на коммерческую основу. В их числе и «Центр развития ребенка». После того как детский сад лишился корпоративных субсидий, дошкольное учреждение получило госзаказ на 162 места. Но этих средств было недостаточно, чтобы покрыть себестоимость услуг частного сада, и руководство было вынуждено ввести ежемесячную оплату в размере 50 тыс. тенге за одного ребенка.
Развозку детей на автобусах прекратили. Из-за новых условий родители 70 детей расторгли договор с садиком.
Умирающая надежда
Что будет дальше с заводом «Азия Авто»? Этот вопрос «Курсив» адресовал и акимату ВКО, и президенту компании. Руководитель управления координации занятости и соцпрограмм ВКО Жасулан Сарсебаев сообщил, что 17 марта на заседании областного штаба было принято решение о разработке дорожных карт по решению проблемных вопросов и продолжению производственной деятельности АО «Азия Авто». Эти карты включали в себя «перенос финансовой деятельности к кредиторам, приостановку реализации имущества, запуск остановленных конвейеров, завершение строительства строящегося завода, заключение нового соглашения о промсборке с МИИР». Документ направили для рассмотрения в головной офис First Heatland Jusan Bank. Ответ от банкиров пока не поступал. По данным президента АО «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, судебные исполнители проводят опись имущества и его оценку для взыскания задолженности.
Сагымбаев также рассказал, что сейчас «Азия Авто» не находится в стадии ликвидации, в отношении него не возбуждено дело о банкротстве, однако вероятность этого достаточно высока. Руководитель строящегося автозавода полного цикла «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев на вопросы о будущем недостроенного объекта отвечать не стал, отказавшись от комментариев.
Ирина Осипова
Фото автора
Источник: «Курсив»
О проблемах «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» из первых рук
В Усть-Каменогорске бурно обсуждают остановку автосборочного производства. В результате без работы остался коллектив завода. Руководство высказывает мнение, что всё происходящее — атака на действующий бизнес и пример недобросовестной конкуренции.
Одно из крупнейших на сегодняшний день предприятий Усть-Каменогорска в ноябре 2020 года приостановило свою деятельность. Причиной стал конфликт руководства Группы Компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» с Министерством инвестиций и инфраструктурного развития РК. Министерство отозвало льготы, которые до апреля 2020 года имело предприятие: возможность не платить НДС и компенсацию утилизационного сбора оператором РОП. Обоснование — компания не сдала в установленные сроки автосборочный завод полного цикла. При этом действующий завод крупноузловой сборки официально никто не останавливал.
Свою точку зрения на происходящее озвучил в ходе пресс-конференции 26 ноября 2020 года Председатель совета директоров Группы Компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.
— Почему завод не может продолжать работу?
— Потому что теперь мы просто неконкурентоспособны. Наша цель — дать доступный автомобиль на рынок. Теперь не можем предложить своим клиентам продукцию по правильной цене. Сейчас, насколько я знаю, цены начали расти. Понятно: конкурент уходит с поля, он не может больше производить — будут поднимать цену.
…У нас ситуация следующая. К примеру, приходит автомобиль. Мы должны уплатить поставщику за машинокомплект. Этот машинокомплект поступает через таможенные органы. Завысить расходы на собираемый автомобиль невозможно. Оплатили — привезли — произвели. Передали его в продажу — получили наличную выручку. Теперь нужно рассчитаться по банковским процентам, по заработной плате, заплатить налоги. После этого мы должны получить прибыль. С этой прибыли мы производим инвестиции.
Привожу пример на «народном автомобиле». В начале года мы получаем программу, пытаемся убрать банковские расходы и предлагаем людям заплатить нам предоплату. Проценты платить им не надо. Мы просчитали и получили цену, начиная с 2 миллионов 700 тысяч тенге в начале года, заканчивая 2 миллионами 820 тысячами тенге. За это время мы получили порядка трёх тысяч предоплат. Идут заказы, поступают машины, мы выполняем. С апреля нам прерывают льготы, по письму, без суда. И на остатке мы еще не успели выдать машины, но они уже в «трубе», они идут. В смысле, мы их должны получить, произвести, мы их оплатили. У нас по этой программе осталось 1117 автомобилей.
Перед нами встал простой вопрос: для того чтобы нам закрыть свою себестоимость, нужно было доплатить в среднем за каждый автомобиль 1 259 000 тенге по LADA Granta. Мы должны были или выдать машину за 2 800 000 тенге, по которой нам дали предоплату, или мы теперь должны заплатить утильсбор, который мы не посчитали в цену и НДС. Это 1 259 000 тенге. Что делаем? Берем людей в «заложники» и требуем доплатить? И говорим, что невозможно теперь за такую цену машину сделать? Или выдавать машину? Господа, мы выдали машину! Это самый яркий пример.
…И при этой системе идёт подрыв наших оборотных средств. Заблокировано 14 миллиардов, на которые мы рассчитывали. Понятно, что банк теперь задаёт вопрос: «А вам эти деньги возвращать будут? Понятно, что у вас в цене этих денег не было». И вот так нас садят искусственно на шпагат.
— Действительно ли предприятие растратило казённые деньги, не выполнив свои обязательства по строительству завода полного цикла?
— Какие льготы мы якобы получили и куда их дели? Правда ли, что на нас пытаются подать иск? Правда. Мы не понимаем, откуда взялась цифра 176 миллиардов, почему-то с 2012 года. Если бы мы получали эти льготы физически, за какую-либо продукцию, то их можно было бы зачислять в актив. Эти льготы были созданы как заградительная пошлина для того, чтобы не ввозили товарные автомобили, а мы здесь создавали рабочие места и собирали машины. Вся система льгот рассчитана на то, чтобы ЗАПУСТИТЬ СВОЁ ПРОИЗВОДСТВО. Иначе воспользоваться ими невозможно. Умыкнуть и отложить деньги невозможно.
Нам задают вопрос: были ли привлечены государственные деньги? В отличие от Костанайской и Алматинской площадки, государственных инвестиций у нас нет. Мы всё, что зарабатывали, то и вынуждены были вкладывать. Обвинять нас в том, что мы не занимались инвестиционной деятельностью, мягко говоря, странно. С 2002 года мы сделали инвестиций 522 миллиона долларов. Налогов заплатили 525 миллионов долларов. Проценты банка — 257 миллионов долларов. Когда была девальвация, мы в один день потеряли 100 миллионов долларов. Мы должны работать с оборота, не можем держать машины на складе. У нас кредитные заёмные деньги. Оборотные деньги у нас всегда занимаются, но они должны очень быстро двигаться. И получая прибыль, мы её должны инвестировать. У нас такая модель.
Если те господа (Алматинский и Костанайский заводы – прим. ред.) получили деньги от Банка развития Казахстана и БРК-лизинг, то нам пришлось это делать самим. Но наш проект в четыре раза больше по своим мощностям, а значит, и по стоимости.
— На какой стадии находится строительство завода полного цикла и когда оно может быть завершено?
— Нам говорят: «Вы должны 176 миллиардов и не строите завод!» Во-первых, мы построили первый завод. Второй завод на сегодняшний день — это площадка сварки и окраски. До апреля, прежде чем нам прервали компенсацию утильсбора и начали блокировать деньги, инвестировано было своих средств 72 миллиона долларов. С апреля начинается строительный сезон, остановиться мы не можем. На сегодняшний день, несмотря на то, что у нас заблокированы на утилизационном сборе 14 миллиардов тенге, мы делаем инвестиции — восемь миллионов долларов уже прошли по актам стройки и поступившим материалам. И на пять миллионов долларов ещё подходят стройматериалы. Со следующей недели начинают поступать панели, которыми будет закрываться корпус цеха. Панели задержались из-за коронавируса. Задержка на два месяца. Поступила вся крыша. Примерно к 1 апреля корпус будет готов, можно будет переходить к монтажу оборудования. Плюс мы заканчиваем подвод внутренних сетей: воды, тепла, электроэнергии. Только корпус, в котором будет стоять технологическое оборудование, составляет 27 тысяч квадратных метров. Всего технологических площадей, которые у нас задействованы, участвующих в обслуживании и отгрузке, уже за 120 тысяч квадратных метров. Это я объясняю для того, чтобы было понятно, сколько мы уже инвестировали и сделали.
…Нам необходимо ещё оплатить за оборудование 22 миллиона долларов. И монтажные работы, учитывая заработную плату, порядка 4 — 4,5 миллиона. То есть, чтобы доделать, нам нужно ещё 30 миллионов. Из которых 22 миллиона готов дать Банк «Санкт-Петербург». Это кредит, который не будет нам мешать в течение длительного времени. Если нам разблокируют и вернут деньги с РОП, может быть, мы бы даже уменьшили сумму кредита, чтобы не лезть дальше в долги.
…Срок сдачи завода был — 31 декабря 2020 года. С апреля говорят, что мы завод не построили. Срок ещё не наступил! Мы финансово выполнили свои обязательства и готовы приехать в правительство и подписать. Или принять комиссию. Да, на монтаж ещё год уйдёт, но мы замахнулись «на Шекспира»!
— Есть ли основания считать, что происходящее с БИПЭКом — пример недобросовестной конкуренции?
— Игнорирование началось в апреле 2020 года с письма. Письмо было подписано вице-министром на РОП с просьбой остановить выплаты (компенсацию утильсбора – прим. ред.). Якобы потому, что мы не выполняем свои обязательства. Это было сделано в самый разгар пандемии. Мы тут выкручиваемся, чтобы это всё работало, у нас в цехах очень много людей. Мы сказали: «Кто по письму-то прекращает?» И подали в суд, так как считаем неправомерными эти действия. Суд должен был быть по подсудности в Усть-Каменогорске, потому что это территория спора. Переводят в Нур-Султан. С нами не разговаривают. И из-за коронавируса нас никуда не пускают. Нет ни одной проверки, нет ни одного анализа, нет ни одного запроса по нашим документам. Нам выносят решение суда «в окне» за четыре минуты. То есть онлайн мы смотрим, нам сообщают, что «вы проиграли, до свидания». То же самое происходит со второй инстанцией. Сейчас мы надеемся на Верховный суд, мы хотим, чтобы на это обратили внимание.
…Идёт лоббирование интересов Костанайской площадки, хотят перетянуть туда это производство. Наших партнёров, так же, как нас, ставят на шпагат и говорят: «Здесь вы работать не будете. Ничего у вас не получится. «
…Президент в недавнем обращении предупредил, что никакие чиновники не имеют права палки вставлять в бизнес. Я сильно надеюсь, что коллектив будет услышан и будет дана команда разобраться. Почему нет ни одной подробной проверки? Если нас разбирать, то придётся разбирать всех — это тех, кто против нас заказал игру. Это вопрос сверхинтересного элемента конкуренции, и какие приёмы при этом применяются.
— Зачем Группа Компаний тратит средства на покупку техцентров в Российской Федерации?
— Минимально мы должны варить и красить хотя бы 50 тысяч машин в год. Это примерно 4,5 тысячи машин в месяц. При меньших цифрах нерентабельно ввозить в разобранном виде автомобиль. Костанайский завод за все время покрасил 3000 кузовов — за 10 лет. Окраска фактически не работает, да и невыгодно в таких количествах варить и работать. Мы называем это «тропа показа».
…В 2014 году, когда в России был кризис, мы договорились с АВТОВАЗом о входе в Россию. Они нам предложили очень хорошую цену за свои техцентры. Мы надеялись, что когда это всё будет запущено, 20 процентов машин пойдут обратно в Россию. Они у себя освобождают мощности для другой модельной линейки, мы берём самый дешёвый автомобиль, но делаем его для всех: как для Казахстана, так и для России. И таким образом достигаем массовости. Под это сеть и создавалась. Это рынок. Как войти в Киргизию, если там было уже три революции? Узбекистан нас не пустит, там своё производство. А здесь города-миллионники. Наш российский бизнес на сегодняшний день — это цех продаж.
— Каковы на сегодня перспективы автосборочного предприятия?
— Когда мы сформулировали для себя стоимость оборудования, а это порядка 20 миллионов долларов, в Казахстане деньги мы привлечь не смогли. Под эти активы Банк «Санкт-Петербург» принял решение финансировать нас по окрасочному и сварочному комплексу. Мы самостоятельно готовы запустить новые мощности. Нам нужно время, чтобы достроить. Подписаны все контракты. Мы готовы всё оплатить.
…Мы вынуждены были поднять цену на дорогие машины. Производить не можем, завозим в товарном виде. Пока мы подняли порядка на десять процентов. Мы завозим это через БИПЭК и этим дотируем коллектив на заводе. Потому что завод фактически встал.
Мы начали искать способ, как привлечь внимание к своей проблеме. И я говорю спасибо всем городским жителям, которые собрали 46 700 подписей. Если мы должны будем возвращать эти деньги по суду, то нам их не с чего взять. Значит, весь коллектив у нас пойдёт прахом. Но мы надеемся, что здравый смысл восторжествует. Мы бы хотели полновесной проверки по отрасли всех трёх заводов. Чтобы посмотрели, что мы делаем, в каком направлении движемся. Кто какие деньги государственные получил, и у кого как работает производство.
На кону работа большого коллектива и большого предприятия. Мы всегда шли на первом месте по продажам. За нас голосовали кошельком. Мы всегда вели себя на рынке последовательно и предсказуемо.
Ирина Плотникова
Фото предоставлено пресс-службой компании