бирск храм архангела михаила
Церковь Архангела Михаила и Ильинский родник в Бирске
Храм Архангела Михаила — это то место, с которого начинался город. Именно здесь на высокой Галкиной горе когда-то стояло первое село Архангельское, его сожгли в 1662 году. В русском поселении была деревянная церковь и, по словам историка Татищева, она стояла именно на месте современного храма. Таким образом, можно утверждать, что здесь, на Галкиной горе, уже 500 лет находятся храмы.
После пожара город Бирск возродился и вновь вырос, а вот новый храм на горе начали строить только в 1842-1845 годы. Предполагалось, что здесь будет большой собор, но собором по воле судьбы стал Свято-Троицкий храм, что находится сейчас на центральной площади Бирска. А церковь Архангела Михаила стала приходской.
Строили храм в основном на деньги двух местных меценатов: Никиты Серафимова и Даниилы Балаева. Уже в 1847 году он был в освящен. Возвышаясь над маленькими деревянными домами, идущими вдоль берега реки Белой, стоит он до сих пор. Его белые кирпичные стены снизу смотрятся величественно. Крутой подъем в гору, его ещё надо преодолеть.
Храм закрывали в сложный советский период на 8 лет, с 1937 по 1945-й. Здесь было зернохранилище. Но по воле судьбы была снесена только колокольня. Ту, что мы видим сейчас, была восстановлена в 2003 году, восстановлены у храма и купола.
Храм принимал прихожан с 1945 года, и сюда несли прихожане бесценные иконы. Так икона Плач Божией Матери из взорванной церкви села Гребени обрела здесь приют. Это, пожалуй, самая известная икона Бирска. Её ещё называют Гребенская икона. До революции она находилась в храме села Гребени Бирского уезда, куда из разных мест шли паломники. Икона считалась чудотворной, и многие свидетельствовали о своём исцелении. Сейчас каждый прихожанин Михайло-Архангельского храма может прикоснуться к святыне.
Немаловажный факт о храме: до революции здесь был женский монастырь, но после монастырь был упразднен, а уже в наше время переведен в с. Красный Ключ Нуримановского района.
Недалеко от храма, если продолжить знакомство с Бирском, можно посетить
Ильинский родник или ключ.
Расположен он между улицами Коммунистическая (бывшая Большая Ильинская) и Фрунзе (бывшая Малая Ильинская), которым, собственно, родник и дал имена. Ранее здесь была Ильинская церковь, известная еще по документам XVIII века и упраздненная в 1838 году. Но на её месте была возведена каменная Ильинская часовня. Часовню разрушили в советские годы. Однако, название за родником сохранилось. Сейчас источник имеет для города исключительное культурное и историческое значение. Он облагорожен и включен в туристический маршрут, привлекает любознательных туристов или просто любителей тихих и скрытых от глаз уголков города.
Координаты: 55.423327, 55.525193
Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Мария Брук
Проект «Малые города — удивительные достопримечательности» 2021
Михаило-Архангельский храм г. Бирск
Храм Архангела Михаила без преувеличения можно назвать «Сердцем Бирска», поскольку построен он на месте, с которого начинался город.
Показать полностью.
Строился храм в 1842-1845 годы на Галкиной горе, на том самом месте, где в 1555 году было основано село Архангельское-Бирь (просуществовало до 1662 года). Существенную помощь в строительстве оказали местные купцы: Никита Серафимов и Даниил Балаев.
Храм был освящен в 1847 году. Изначально планировалось, что вновь воздвигнутый храм будет собором. Но произошли некоторые изменения: собором стал Свято-Троицкий храм, построенный незадолго до этого, а Михайло-Архангельский стал приходской церковью. Некоторые священные предметы передали в Троицкий собор, но часть осталась, в том числе и икона Спаса Нерукотворного (подаренная также Языковым).
Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР.
В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно.
Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг.
Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол.
Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени.
Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР.
В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно.
Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Вот уж настоящий подвиг стояния за веру человека, сумевшего отстоять храм для народа и не побоявшегося сталинских репрессий! Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг.
Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол.
Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени.
В начале 1950-х годов служил дед патриарха Кирилла — священник Василий Степанович Гундяев.
В конце 1980-х годов священником Николаем Дудиновым к храму был пристроен притвор-тамбур.
После открытия в 1992 году храма Казанских святителей, богослужения в Михайло-Архангельском храме стали проводиться только в летний период.
В 2002 года в храме начался капитальный ремонт.
В 2003 году тамбур был снесен, и начато строительство колокольни на месте разрушенной большевиками в 1937 году. При проведении строительных работ были найдены человеческие останки, зарытые около храма, по всей вероятности, это были священнослужители, расстрелянные большевиками в годы Гражданской войны и атеистической кампа
Храм Архангела Михаила
Престол:
Адрес:
История:
Храм Архангела Михаила без преувеличения можно назвать «Сердцем Бирска», поскольку построен он на месте, с которого начинался город.
Строился храм в 1842-1845 годы на Галкиной горе, на том самом месте, где в 1555 году было основано село Архангельское-Бирь (просуществовало до 1662 года). Существенную помощь в строительстве оказали местные купцы: Никита Серафимов и Даниил Балаев.
Храм был освящен в 1847 году. Изначально планировалось, что вновь воздвигнутый храм будет собором. Но произошли некоторые изменения: собором стал Свято-Троицкий храм, построенный незадолго до этого, а Михайло-Архангельский стал приходской церковью. Некоторые священные предметы передали в Троицкий собор, но часть осталась, в том числе и икона Спаса Нерукотворного (подаренная также Языковым).
Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР.
В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно.
Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг.
Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол.
Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени.
Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР.
В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно.
Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Вот уж настоящий подвиг стояния за веру человека, сумевшего отстоять храм для народа и не побоявшегося сталинских репрессий! Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг.
Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол.
Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени.
В начале 1950-х годов служил дед патриарха Кирилла — священник Василий Степанович Гундяев.
В конце 1980-х годов священником Николаем Дудиновым к храму был пристроен притвор-тамбур.
После открытия в 1992 году храма Казанских святителей, богослужения в Михайло-Архангельском храме стали проводиться только в летний период.
В 2002 года в храме начался капитальный ремонт.
В 2003 году тамбур был снесен, и начато строительство колокольни на месте разрушенной большевиками в 1937 году. При проведении строительных работ были найдены человеческие останки, зарытые около храма, по всей вероятности, это были священнослужители, расстрелянные большевиками в годы Гражданской войны и атеистической кампании 1920-х годов.
В 2013 году при храме был возрожден Свято-Троицкий женский монастырь, закрытый в 1924 году, и совершен первый монашеский постриг.
В 2016 году, в рамках посещения Башкортостанской митрополии, храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода, Свято-Троицкий женский монастырь был переведен в с. Красный Ключ Нуримановского района Республики Башкортостан и, на данный момент, Михайло-Архангельский храм является приходским.
В 2017 году, в связи с образованием Бирской епархии, при храме временно располагалось епархиальное управление.
Сейчас на территории храма располагаются епархиальная швейная мастерская «Тавифа», епархиальный отдел религиозного образования и катехизации и епархиальный миссионерский отдел
Текст составил Василий Белоглазов, кандидат исторических наук.
Михаило-Архангельская церковь в Бирске
Михаило-Архангельский храм в Бирске на Галкиной горе. Фото Сергея Синенко
Михаило-Архангельская церковь в Бирске
Размещаю с небольшими сокращениями корреспонденцию М. Попова «Бирск. Освящение Михайло-Архангельской церкви» с подробным описанием храма в момент открытия, опубликованную в газете «Оренбургские губернские ведомости«. 1847. 6 декабря. См. также мой очерк «Тихое обаяние Бирска» о посещении Бирска год назад
В течение 7, 8, 9 ноября 1847 г. в Бирске происходило освящение вновь выстроенной церкви «во имя Архистратига Михаила на горе, называемой Галкиной.
До 1840 года в Бирске существовали две деревянные церкви: первая – соборная состояла из двух отдельных зданий: холодного во имя Архистратига Михаила на Галкиной горе и тёплого во имя Покрова Пресвятой Богородицы, возле базарной площади; неподалёку от первого и вторая – приходская во имя Св. Пророка Илии. Сообразно с числом церквей и город разделялся на два прихода большой с окрестными деревнями был соборным, а меньший, занимавший юго-западный угол города, приходским. Все сии церкви от времени пришли более или менее в ветхость, и заменение их прочнейшими было необходимостью ещё в 1833 году.
Проживавший в Бирске отставной Коллежский Секретарь А.Р. Ватлашев (ныне покойный), движимый благочестивым усердием и ревностию к православной вере, выстроил собственным иждивением на южном краю города каменную церковь во имя Св. Троицы, которая при освящении в 1840 году, по воле Св. Синода, названа соборною, а потому большая часть священной утвари и колокола из прежнего собора, таким образом упразднённого, были перенесены в новый; но город относительно приходов остался при прежнем делении.
Если бы это деление навсегда осталось постоянным, то жителям средины города и северной половины его сколько от гористой и изрытой оврагами местности, столько и по отдалённости от церквей исполнять христианские обязанности было бы очень затруднительно; а потому оно, как неудобное, по общему желанию граждан и с разрешения Епархиального Начальства, было изменено.
В приход к Свято-Троицкому Собору причислены только 17 дворов, находящихся на южном краю города и окрестные деревни; приход Св. Пророка Ильи уничтожен; самая церковь упразднена; всё имущество из неё перенесено в тёплое отделение бывшего Собора с назначением возобновить в нём отправление богослужения, и весь город, за исключением помянутых 17 дворов, отделённых к Собору, сделался приходом этой церкви. Вместе с такою переменою граждане предположили на месте холодного отделения бывшего Михайло-Архангельского Собора общими средствами воздвигнуть новый каменный храм во имя того же Архистратига, и первыми деятелями в этом благочестивом и необходимом предприятии были купцы Никита Серебряков и Данила Балаев, коих значительные приношения вместе с вкладами прочих и дали возможность осуществить богоугодное предначинание, которое им же общество и поручило привести в исполнение. По доведении строителями об этом до сведения Св. Синода, в Главном Управлении Путей Сообщения и публичных зданий были составлены план и фасад предположенной церкви в Византийском стиле, которые окончательно и утверждены в 1841 году.
Михаило-Архангельская церковь, вид со стороны алтаря. Фото Сергея Синенко
При получении благословенной грамоты от Преосвященного Иоанникия, Епископа Оренбургского и Уфимского, и по сломке деревянного здания прежнего Собора, совершена была закладка новой Церкви 24 мая 1842 года, которая в течении четырёх с половиною лет и была кончена. Остальное время по день освящения было употреблено на изготовление церковной утвари, ризницы и других принадлежностей. По совершённом приготовлении храма к освящению, строители возымели похвальное желание, чтобы новосозданный дом Божий был освящён руками Преосвященного Иоанникия, который с самого начала принимал живейшее участие в этом богоугодном деле.
Купцы Серебряков и Балаев, отправясь в Губернский город Уфу, 21 Октября имели счастие лично изъявить об этом Его Преосвященству почтительнейшую свою просьбу, на которую получив благосклонное согласие Архипастыря, спешили обрадовать этим и прочих своих сограждан. Между тем настало время глубокой и угрюмой осени», но несмотря на распутицу 5 ноября в полдень «звон колоколов возвестил нам о его прибытии. Здесь кстати присовокупить, что в последние дни пред освящением со всех сторон входили в город многочисленные толпы богомольцев из окрестных селений, между которыми были пришельцы и из-за ста вёрст».
Совершилось освящение. «Теперь обратимся к описанию новосозданного Михайло-Архангельского храма, выстроенного из красного хорошо обозжённого кирпича, оштукатуренного внутри и снаружи и обелённого; крыша на нём железная, окрашенная зелёною масляною краскою; длина его 20 сажен, ширина 6; высота колокольни от земли до вершины креста 19 саж.; колоколов девять; самый большой весом в 101 ½ пуд, куплен купцом Серебряковым.
Место храма самое приличное Дому Господню, и указано самим Преосвященным Иоанникием, – это вершина возвышенности, господствующей над городом и большей части окрестностей. Почему из-за луговой стороны реки Белой новая церковь видна далеко. Отсюда город кажется расположенным амфитеатром на постепенно склоняющейся к берегу реки местности и ограниченным справа и слева Божиими Храмами, как верными хранителями православия, благочестия и народности.
Пол всей церкви и трёх наружных крылец чугунный. При входе с главного крыльца находится притвор, где устроена и лестница на колокольню. За ним следует тёплое отделение церкви с двумя приделами; потолок её поддерживается двумя четырегранными столбами. Между приделами устроен вход в холодное отделение церкви; здесь то изящно резной, прекрасно расположенный и весь позолоченный иконостас составляет то украшение и богатство новой церкви, которым она восходит на степень первых храмов нашего края.
Благолепие его ещё более увеличивают новые серебряные ризы, весом до 26 фунтов, на местных иконах Христа Спасителя и Пресвятой Девы. Этот самый иконостас был некогда украшением бывшего Михайло-Архангельского собора; но ныне он почти весь поновлён, как равно и самая живопись на иконах. Храмовой Образ Архистратига Михаила, работы первых мастеров Златоустовского завода, украшен почти всеми камнями, заключающимися в недрах Уральского хребта. Этот образ в особой киоте помещается блис левого клироса.
Средина церкви украшена огромною великолепною паникадилою. Иконостасы в приделах, совершенно новые, имеют резьбу по белому полю; рамы икон и прочие украшения вызолочены на полимент. Здесь 7 местных икон писаны в С. Петербурге от общества поощрения художеств. Из них по изяществу живописи особенного внимания заслуживают иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Пророка Илии. Всеми принадлежностями храм снабжён с избытком, особенно богата ризница. Здесь нельзя умолчать о тех белых парчевых ризах, в которые облачались все священнослужители во время троекратного освящения престолов нового храма, что и придавало величественному служению Архиерейскому торжественный и умилительный характер.
При построении церкви, купцом Серебряковым пожертвовано до 50 000 руб. асс., купцом Балаевым до 12 000 руб. асс.; ценность же всего храма простирается до 25 000 руб. сереб.» Далее цитата из проповеди.
М. Попов
(Оренбургские губернские ведомости. 1847. 6 декабря)
https://posredi.ru/b14_02_28_mih-arh_cerkov.html 2019-11-13T13:31:45+05:00 Сергей Синенко Православие Бирск,православие,Уфимская губерния Михаило-Архангельский храм в Бирске на Галкиной горе. Фото Сергея Синенко Михаило-Архангельская церковь в Бирске Размещаю с небольшими сокращениями корреспонденцию М. Попова ‘Бирск. Освящение Михайло-Архангельской церкви’ с подробным описанием храма в момент открытия, опубликованную в газете ‘Оренбургские губернские ведомости’. 1847. 6 декабря. См. также мой очерк ‘Тихое обаяние Бирска’ о посещении Бирска. Сергей Синенко Сергей Синенко s705705@yandex.ru Author Посреди России
В праздник Собора Архистратига Михаила, Преосвященнейший владыка Илия возглавил Литургию в Михаило-Архангельском храме г. Бирска
21 ноября 2017 г. в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Преосвященнейший епископ Бирский и Белорецкий Илия возглавил Божественную литургию в Михаило-Архангельском храме, Свято-Троицкого женского монастыря города Бирска.
Его Преосвященству сослужили: управляющий делами Бирской епархии, протоиерей Сергий Рыжаков; благочинный Бирского благочиния, иерей Максим Хамидуллин; духовенство храма и города Бирска.
За богослужением молилась настоятельница монастыря, игумения Филарета (Гаврюшенко) с сестрами.
Диаконский чин возглавил соборный архидиакон Антоний (Шабалин).
Богослужебные песнопения исполнил хор храма.
После сугубой ектении, епископ Илия вознес молитву о мире на Украине.
После Божественной литургии, по случаю престольного праздника храма, состоялся крестный ход вокруг храма, который возглавил владыка Илия.
Затем было совершено славление празднику, после чего, Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом.
В своей проповеди, Преосвященнейший владыка отметил особенную значимость праздника Собора Архистратига Михаила для Бирска, напомнив, что город Бирск был основан на месте сожженного в XVII веке села Архангельское.
Также Его Преосвященство поздравил игумению Филарету с сестрами и всех прихожан с праздником.
Фото свящ. Михаила Васильковского