бисерный храм крым где находится
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы
СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен – РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.
Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через «тропу грешников». Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.
О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что – решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.
Бисерный храм (святой Анастасии узорешительницы) в Крыму
Бисерный храм Анастасии Узорешительницы – необычное религиозное место, спрятанное в глубине пещеры. Его скромный облик скрывает неповторимое внутреннее убранство, выполненное из бисера руками монахов и прихожан.
Местонахождение
Храм находится в Крыму в Бахчисарайском районе и соседствует с населенными пунктами Баштановка и Предущельное. Территориально он относится к сохранившему пещерному городу Качи-Кальон. Скит, расположенный на горе Фыцки, почти на 150 м возвышается над уровнем моря.
История Храма
Точных данных о времени постройки храма нет, однако его появление связывают с событиями 6-8 вв., когда из-за церковных гонений монахи были вынуждены покинуть Византию и искать себе кров. Пристанищем стало ущелье с источником, дающим целебную воду.
Участники образовавшейся общины вырубали себе кельи в скале; в этот же период появился скит, который освятили в честь святой Анастасии Узорешительницы.
За свое тысячелетнее существование храм не раз подвергался разрушительному природному воздействию и заново восстанавливался священнослужителями. В конце 18 столетия в связи с уходом христиан с полуострова святая обитель осталась заброшенной и начала терять свой внешний и внутренний облик.
Менее чем через столетие покинутое святое место стало возрождаться. Архиепископ Иннокентий, проявивший интерес к пещерным обителям Крыма, в большой степени способствовал восстановлению скита. В этот период был приведен в порядок святой источник, а также построена на горном склоне вторая церковь, также освещенная в честь Анастасии.
С приходом советской власти, не признававшей христианскую религию, для Анастасьевской обители настали неспокойные времена. Монашеские кельи были взорваны, а в окрестностях развернулась деятельность по добыче известняка.
Возрождение святого места состоялось в начале 20 в., и связано оно с именем иеромонаха Дорофея, служащего при Свято-Успенском мужском монастыре. Вместе с другими членами братии он расчищал пространства внутри скал, поднимал воду и строительные материалы, чтобы привести в порядок внутренние помещения. После восстановительных работ монахи заселились в каменные кельи, а храм начал принимать прихожан.
Чем интересен Бисерный храм Анастасии Узорешительницы
Основное помещение храма занимает пещеру бывшей каменоломни. Вход в нее украшен мозаикой из бусин и камней. Металлические двери притвора окаймлены виноградной лозой, а одна из его стен «декорирована» красными мешочками. Эти «тканевые сосуды» содержат тайные желания посетителей, записанные на бумаге и скрепленные крестом из бисера (местная традиция).
Бисерный храм в Бахчисарае: как добраться?
Уникальными скитами, которые затерялись в горах, и пещерными монастырскими комплексами славится полуостров Крым. Среди них особое место занимает расположенный в Бахчисарае Бисерный храм. Он известен необычным убранством и украшениями, которые выполнили монахи и прихожане из бисера.
История обители
К сожалению, история не сохранила точной даты появления на этой земле скита. Существует версия, что в VI-XVIII веках здесь поселились монахи, бежавшие из Константинополя из-за церковных гонений. Им удалось построить здесь скальный монастырь, который несколько позднее был в ходе землетрясения разрушен.
Вам будет интересно: База отдыха в Хасаут-Греческом «Долина Аксаута»
В 1778 году бо́льшая часть христиан из Крыма была переселена, и монастырь на долгие годы остался заброшенным. Святитель Иннокентий, который был настоящим подвижником, в XIX веке внес большой вклад в дело возрождения на полуострове православных обителей. Он был уверен, что Крым очень напоминает другую христианскую святыню – Афон. Именно благодаря его усилиям обитель была восстановлена, территория благоустроена. Была построена церковь св. Анастасии и проложена дорога.
В 1932 году монастырь был закрыт, как и большинство культовых сооружений в нашей стране. Возрожден он был в 2005 году. Важную роль в этом сыграл монах Дорофей и его единомышленники. Был основан новый храм Анастасии Узорешительницы в заброшенной пещере, который вскоре получил название Бисерный.
Святая Анастасия
Вам будет интересно: Анюйский национальный парк. История создания, описание и особенности
Анастасия Узорешительница, именем которой освящен Бисерный храм, родилась в Риме. Ее отец был язычником, а мама втайне исповедовала христианство. Анастасия приняла религию матери и посвятила свою жизнь служению Богу. Эта девушка была очень красива, но всем своим женихам отказывала, дав обет девства. Когда стало известно о ее вероисповедании, язычники предъявили ей ультиматум: она должна была отречься от религии или умереть. К удивлению своих мучителей, девушка предпочла последнее.
Ее долго мучили, а потом сожгли на костре. Анастасия Узорешительница при жизни старалась помочь тем, кто за свою веру оказался в тюрьме. Для всех у девушки находились слова утешения. Перед ее иконой заключенные, не совершившие смертного греха, молятся о скорейшем освобождении. Обращаются к ней за помощью люди, желающие укрепить свою веру или избавиться от болезней. Покровительствует святая и беременным.
Вам будет интересно: Что можно привезти в подарок из Вьетнама: обзор сувениров и прочих презентов
Где находится Бисерный храм в Бахчисарае?
Скит святой Анастасии расположен по соседству с другой знаменитой достопримечательностью – пещерным городом Качи-Кальон. Обитель находится на высоте около 150 метров на горе Фыцки. Чтобы облегчить путь по довольно крутому подъему, монахи на тропу уложили почти 600 старых автомобильных покрышек, а потом зацементировали их.
При подъеме можно увидеть небольшой храм святой Софии, а также хозяйственные постройки этой обители. Поражает огромная работа, которую проделали послушники и монахи. На голой скале они вырастили многочисленные клумбы с цветами, настоящий сад, развели огород.
Бисерный храм в Бахчисарае, фото которого можно увидеть в этой статье, расположен выше, в пещере, вырубленной в известняке. Поэтому для внутреннего убранства был найден оригинальный способ – монахи начали использовать для этой цели изделия из бисера. Стены покрывают бисерными панно, а свод украшен византийским крестом, выполненным в этой технике.
Посещение храма
На территории обители сейчас проживают несколько монахов, которым в обыденной жизни помогают прихожане. Причем многие сюда приезжают специально, чтобы своими силами помочь обители в хозяйственной работе. Здесь выращивают овощи и фрукты, разводят коров и коз, изготавливают сыр и творог. В обители есть и своя пекарня, где монахи выпекают ароматный хлеб, просфоры для богослужений, булочки. Довольно необычен монастырский сад – растения в нем растут в железных бочках.
Убранство храма
Судя по отзывам, Бисерный храм в Бахчисарае при первом посещении создает впечатление какого-то буддистского храма: стены и потолок выложены бусинами и бисером, с низкого потолка свисают сотни лампадок из бисера. На потолке находится Вифлеемская звезда и византийский крест, которые выложены из бисера и бусинок руками иноков.
На несколько десятков метров вглубь уходит штольня. В ней тоже проводятся службы. Внутренне убранство Бисерного храма в Бахчисарае началось с лампадок с подвесками, похожих на те, что находятся на святой горе Афон. Они были взяты за основу, а позже к ним добавили собственные элементы. Все лампадки уникальны, нет двух одинаковых. Они выполнены с любовью из материалов, которые приносят паломники и верующие. Это относится ко всем изделиям, которые можно не только увидеть в обители, но и увезти с собой в качестве сувениров.
В этом же стиле было продолжено украшение храма. Бисерные панно располагаются на стенах и своде пещеры. Они закреплены на непромокаемой основе. В Бисерном храме в Бахчисарае нет окон, поэтому потолок и стены отражают неяркий свет церковных лампад и свечей. Храм превращается в сказочное и мерцающее сооружение. Уходить отсюда во время службы не хочется – блики от бисера, запах свечей и ладана, молитвы монахов отвлекают от повседневных проблем и заставляют задуматься о Боге и о душе.
У стены храма располагаются несколько высоких кресел с откидывающимися сидениями, которые тоже выполнены с инкрустацией бисером – это стасидии. На их спинках бисером выложены десять заповедей. Во время ночных молитв и многочасовых служб монахи опираются на их подлокотники.
Люди, однажды побывавшие в этом святом месте, в следующий свой визит в Бисерный храм в Бахчисарае привозят подарки: бисер, морские камни, старую бижутерию, необычные пуговицы, которым монахи и паломники находят применение.
Что еще посмотреть в монастыре?
Поднимаясь к храму, туристы и паломники подходят к святому источнику. Вода из него считается целебной. Рядом можно ознакомиться с текстом молитвы, которую необходимо прочитать, прежде чем выпить воду.
В небольшой церковной лавке туристы могут купить уникальные изделия ручной работы – иконы из бисера, кресты и картины, тарелочки с изображением святых, травяные сборы, мыло, ароматические масла. Все это создано с молитвой и каждая вещь хранит дух монастыря.
На территории обители для паломников недавно была открыта небольшая гостиница. В ней останавливаются те, кто хочет помочь в обустройстве территории.
Пожар
В конце января 2018 года на территории начался пожар, который уничтожил многие хозяйственные постройки. Справиться с огнем и спасти людей помогли сотрудники МЧС. В результате возгорания пострадали склады и кухня с трапезной, монашеские кельи. Спустя несколько дней прихожане и монахи смогли справиться со стрессом и начать разбор завалов. Помощь оказывали люди со всех концов нашей страны. Восстановительные работы проводились в сжатые сроки. Очень быстро были возведены новые деревянные постройки и началось их обустройство. Самую сложную работу на себя взяли монахи и прихожане, а более легкую поручали паломникам.
К счастью, Бисерный храм в Бахчисарае от огня не пострадал. Более того, рядом с ним началось строительство нового храма во имя иконы «Троеручица». Он возводится в византийском стиле: просторный, с куполами и колоколами, светлый, в отличие от пещерного. Однако его внутреннее убранство тоже будет бисерным.
Бисерный храм в Бахчисарае: как добраться?
В уникальный монастырский комплекс можно добраться на автомобиле и общественным транспортом. Рассмотрим оба способа.
В Бисерный храм в Бахчисарае, адрес которого ул. Мариамполь, 1, можно доехать от автостанции Симферополя «Западная». Каждый час отсюда курсируют маршрутные такси до Бахчисарая. Затем следует пересесть на автобус, который следует в направлении села Синапное. Выйти следует на остановке «Качи-кальон», которая расположена между селами Баштановка и Предущельное.
Теперь расскажем, как проехать к Бисерному храму в Бахчисарае на автомобиле. Следуйте через Бахчисарай в направлении Севастополя, сверните по указателю на Предущельное. В полутора километрах от села Предущельное следует остановиться у скального массива Качи-Кальон.
Отзывы и советы туристов
В этом уникальном месте будет интересно побывать и верующим, и туристам. Обитель восхищает красотой и необычным убранством. Посетители отмечают мастерство и талант создателей изысканного убранства Бисерного храма. В некоторых отзывах отмечается сложность подъема на гору. Все, кто хотя бы однажды побывал в этом монастыре, предупреждают, что следует одеться в скромную и удобную одежду, скрывающую плечи и руки.
Этот монастырский комплекс в Крыму при возможности следует посетить и верующим, которые смогут совершить молитву святой Анастасии, и туристам. Это уникальная возможности увидеть эту красоту. Аналога этому храму нет в мире.
ИСТОРИЯ
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь.
Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.
История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна св. Феодором Студитским (+826г), знаменитым поборником иконопочитания.
Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото- Кафскую епархию.
Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
В своей «Записке…» св. указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон. »
И «Русский Афон» начал возрождаться…
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любви, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Расположился скит св. Анастасии на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.