Бизнес на эвакуации автомобилей на штрафстоянку
Как построить прибыльный бизнес на принудительной эвакуации автомобилей
В компании трудятся четыре водителя-менеджера – друзья Зимина и Виноградова. «Мы чужих не нанимаем, ведь владелец авто отдает менеджеру ключи от своей машины», – объясняет Виноградов. По словам Трубочкина, FastReturn тоже доверил перевозку эвакуаторщикам. Саитов рассказывает, что часто перевозит клиентов сам. Если времени нет, его подменяют знакомые водители. Волков также полагается на опытность собственных сотрудников. Но и в «Мосводителе» случайные сотрудники не работают. Все водители, говорит Волков, из числа его знакомых. Провайдеры сервиса иногда выступают и в роли страховых брокеров. «У нас много случаев, когда автомобиль увозят, а владелец забыл продлить страховку ОСАГО», – говорит Виноградов. Ни клиент, ни менеджер-водитель не сможет забрать машину со штрафстоянки без полиса ОСАГО. Виноградов рассказывает, что раньше им приходилось вести клиента в ближайший офис страховой компании и тратить еще час его времени на оформление полиса. «Это лишало весь бизнес смысла», – говорит он. Но месяц назад Виноградов вышел на «Росгосстрах» через знакомых и подписал с компанией брокерский договор, теперь «Антипаркинг» продает полисы. По словам Трубочкина, у FastReturn есть договор с «Ингосстрахом» и «Росгосстрахом».
Москвичи Михаил Зимин и Алексей Виноградов придумали сервис «Антипаркинг» в марте 2015 г., когда помогали забирать одной знакомой Mercedes со штрафстоянки. Зимин и Виноградов простояли в очереди в ГИБДД около трех часов, потом еще час в очереди на штрафстоянке. Потеряв четыре часа, друзья поняли, что услуга по возврату машин со штрафстоянок, которая избавит занятых горожан от оформления документов, поездок и стояния в очередях, очень актуальна. В конце марта они создали компанию «Антипаркинг» и инвестировали в проект 350 000 руб. собственных денег (Зимин – директор рекламного агентства). За три месяца компания вышла на прибыльность: в августе месячная выручка «Антипаркинга» составила 900 000 руб., а валовая прибыль – 532 000 руб.
«Антипаркинг» не единственный игрок на динамично развивающемся рынке услуг по возврату машин. Эвакуацией в Москве занимаются несколько компаний, которые нанимает ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». В месяц они увозят на штрафстоянки примерно по 100 000 автомобилей. По данным СМИ, подрядчики-эвакуаторы получают от города план по количеству эвакуированных авто. Чтобы его выполнить, эвакуаторы должны привозить на штрафстоянки в общей сложности 1281 авто в день.
Правда, Данила Трубочкин, гендиректор компании «Fast-24» (сервис возврата FastReturn), предполагает, что лишь 20% тех автомобилистов, чью машину увез эвакуатор, готовы платить за сервис. Остальные либо просто не знают о его существовании, либо нанимают дешевых частников. Средняя стоимость услуги – 7000 руб. В нее включаются доставка авто, оформление документов в ГИБДД, Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и на штрафстоянке, а штрафы за неправильную парковку и услуги штрафстоянки водитель оплачивает отдельно. Получается, что объем сектора платных услуг возврата составляет около 320 млн руб. в год. Этот бизнес развивается по мере роста усилий властей по борьбе с неправильной парковкой, он прибылен и не требует больших инвестиций, признают сами предприниматели. Но, чтобы закрепиться на нем, им нужно решить несколько проблем.
Флаер взаимопомощи
Основная проблема всех сервисов – проинформировать о себе потенциальных потребителей услуг. Все исходят из того, что пострадавший водитель, обнаруживший, что его машину угнали на стоянку, достанет смартфон, чтобы посмотреть в интернете, где находится машина, наткнется на контекстную рекламу их сайта, а потом позвонит им в колл-центр за консультацией. Оператор отвечает на звонок и дает информацию о местонахождении машины (которую можно найти на сайте «Моспаркинга») и о платных услугах. Затем к клиенту выезжает ближайший менеджер-водитель, подписывает договор и берет предоплату. Зимин и Виноградов потратили 40 000 руб. на создание страницы в интернете и еще 100 000 руб. – на контекстную рекламу. Эта статья расходов до сих про самая существенная, рассказывает Зимин.
Въехали в копеечку
Эвакуация дорого обходится автовладельцам: штраф за неправильную парковку – 3000–5000 руб. плюс оплата услуг эвакуатора – 3000–7000 руб. в зависимости от мощности машины.
Предприниматели также выпустили рекламные листки и особый флаер с фразой «Если мое авто мешает – перезвоните», на котором ниже водитель может крупно написать свой номер телефона, чтобы кто-то из свидетелей эвакуации мог позвонить хозяину машины и предупредить об увозе. Зимин и Виноградов рассчитывали на то, что часть водителей не выбросят рекламу, а положат ее под лобовое стекло. На это они истратили 70 000 руб., напечатали и раздали 100 000 экземпляров. Это вроде бы пустяки, но многие мелкие компании не смогли удержаться на рынке именно потому, что не сумели достучаться до целевой аудитории.
Азат Саитов, основатель компании Carsreturn (существует с 2010 г.), говорит, что в последнее время у него появилось большое число конкурентов. Раньше у него было по 100 заказов в месяц и по 300 000 руб. выручки, а сейчас осталось только 15 постоянных клиентов в месяц. Легче всего, по его мнению, живется тем компаниям, у которых услуга возврата развивалась в качестве побочного сервиса для существующей клиентской базы. Так, Ярослав Волков, основатель компании «Мосводитель» (компания предоставляет услугу «трезвый водитель» с 2014 г.), предлагает возврат автомобиля со штрафстоянки в качестве дополнительного сервиса для постоянных клиентов, всего их у него 30–40 за месяц. Так же поступают и основатели компании по прокату авто «Fast-24», рассказывает Трубочкин. За 1,5 года существования проекта FastReturn они вывезли со штрафстоянок города более 750 авто. Волков не называет выручку, но говорит, что за каждый вызов получает 30%, остальное достается водителю. У FastReturn месячная выручка составляет 60 000–70 000 руб.
Чиновники мешают
Московские чиновники отрицательно относятся к бизнесу вокруг эвакуации. Виноградов рассказывает, что МАДИ опубликовала на своем сайте сообщение о том, что на улицах Москвы работают недобросовестные предприниматели, которые забирают автомобили со штрафстоянок, но не гарантируют, что вернут их без царапин и повреждений или вообще вернут.
Другая коллизия, по словам Виноградова, заключается в том, что менеджер «Антипаркинга» оформляет штрафную квитанцию не на имя клиента, неправильно припарковавшего автомобиль, а на себя. «МАДИ пояснила в том же сообщении, что такие, как мы, нарушают статью 159 УК, ведь штраф записывается на другое лицо. Хотя в колл-центре «Моспаркинга» нам сказали, что мы имеем право забирать автомобили», – сетует Виноградов. Предприниматели наняли юриста и пытаются бороться с системой. Они пишут жалобы в МАДИ, в которых доказывают, что их менеджеры имеют право предоставлять услугу клиенту и подписывать документы на основании доверенности. Виктор Вэскер, юрист, специализирующийся на автомобильных делах, полагает, что нет никакого нарушения закона: «Иногда люди платят друг за друга налог на имущество – это то же самое. Потерпевших нет, государство получило деньги за административное нарушение, значит, дело закрыто».
Доверенный водитель
По словам Виноградова, потенциальных клиентов отпугивает то, что они могут получить свой автомобиль с царапинами и повреждениями, или они просто опасаются доверять ключи от своей машины кому попало. «За день мы могли бы потерять все, что заработали за месяц, если бы разбили хотя бы одну фару чужого Range Rover», – рассказывает Виноградов. Предприниматели сначала пробовали сами садиться за руль чужих машин, чтобы забрать их со стоянки, но быстро от этого отказались. В апреле они заключили договор с компаниями «Ангел» и «Лоджик сити», которые занимаются вывозом машин на эвакуаторах. «Антипаркинг» платит с каждой перевезенной машины 2000 руб. Ответственность за повреждения, по словам Зимина, теперь лежит на «Ангеле» и «Лоджик сити». А менеджер-водитель «Антипаркинга» следует за эвакуатором и записывает на видеорегистратор путь от штрафстоянки до места прибытия.
Больше пострадавших
По данным Ксении Загоскиной, сооснователя компании Crocodie, ежедневно на улицы Москвы выезжает по 750 000 машин. Компания Crocodie месяц назад запустила мобильное приложение, которое предупреждает водителей о приближении эвакуатора. По словам Загоскиной, у приложения уже насчитывается 1000 активных пользователей, которые платят за месячную подписку по 300 руб. Но если в уведомительных услугах заинтересован каждый автомобилист, то развитию компаний, подобных «Антипаркингу», мешает то, что они ориентированы на людей с достатком. Но Загоскина уверена, что поле деятельности этих предпринимателей расширится, потому что платные парковки вводятся во многих городах-миллионниках. «Чем больше пострадавших, тем больше сервисы будут востребованы», – поясняет Загоскина.
Эвакуатор как бизнес — рентабельность и нюансы
Услуги эвакуатора, без сомнения, востребованы круглые сутки в любое время года. Автомобильный рынок только растёт, а это способствует увеличению спроса на ремонтные и сервисные услуги обслуживания транспорта. Ведь от неприятных ситуаций на дороге никто не застрахован и, когда случится поломка, предугадать невозможно. И когда встаёт вопрос о транспортировании машины к месту ремонта или дому, на помощь приходит эвакуатор.
Надо сказать, бизнес на эвакуации автомобилей способен стать выгодной затеей со стабильным доходом. Организовать его не сложно. Нужен только небольшой капитал и бизнес план с чёткой последовательностью действий. Чтобы взвесить все «за» и «против» и решить, стоит или нет открывать дело, остановимся на плюсах и минусах бизнеса.
Плюсы:
- При отсутствии крупной суммы начать можно и с минимальных вложений Стабильный спрос на услугу в режиме 24/7 Небольшой уровень конкуренции Простота открытия и ведения бизнеса
Минусы:
- Средний срок окупаемости Невысокая рентабельность Оформление пакета документов при масштабном бизнесе и дополнительные расходы
Как организовать бизнес на эвакуации авто
Для успешного начала необходимо разработать грамотный бизнес план со следующими пунктами:
- Анализ рыночной ситуации и конкуренции Выбор целевой аудитории Приобретение эвакуатора Оформление документов Поиск сотрудников Маркетинговая деятельность Разберём пошагово каждый вопрос плана.
В зависимости от размера стартового капитала и населённого пункта выбирают формат бизнеса:
Работа в одиночку предполагает покупку одного эвакуатора и самостоятельный поиск заказов. Этот вариант привлекателен небольшими вложениями, лёгкостью обслуживания транспортного средства и низкими ежемесячными расходами. Но из-за нагрузки и неспособности справиться с большим объёмом вызовов приходится отказывать клиентам, теряя их. А при поломке эвакуатора вы рискуете остаться без заработка.
На каком формате остановиться, решать вам. В любом случае, изучите уровень конкуренции на рынке данных услуг и двигайтесь дальше.
Покупка эвакуатора
Главным вопросом бизнес планирования является покупка эвакуатора. В его решении, опять же, исходят из начальной суммы, так как:
Также нужно определиться с видом эвакуатора. Есть разные модели:
- С лебёдкой для эвакуации транспорта массой не более 7 тонн. Вариант не подойдёт для перевозки машины с автоматической коробкой и заблокированными колёсами. С гидроманипулятором для погрузки и эвакуации автомобилей в неисправном состоянии, после аварии, для извлечения из кювета, транспортировке новых авто с заблокированными замками зажигания. Со сдвижной платформой для перевозки транспортных средств разных габаритов и тоннажа массой не более 3,5 тонн. С ломаной платформой для транспортирования разнообразных машин, способных самостоятельно заехать на платформу и пострадавших в ДТП.
С частичной погрузкой для спецтехники, прицепов, автобусов, грузовых средств.
Обязательно поставьте на учёт в ГИБДД купленный эвакуатор, застрахуйте его по системе ОСАГО, оснастите датчиком GPS и мобильным POS-терминалом для возможности оплаты банковской карты. Также организуйте площадку 70-90 кв. м. под стоянку или место для проверки технического состояния машины.
А имея крупную сумму, стоит обзавестись несколькими видами машин. Этим вы охватите широкую целевую аудиторию и удовлетворите потребности любого клиента. Старайтесь покупать новые эвакуаторы с гарантийным сроком обслуживания, так как б/у техника чаще ломается, что ведёт к простою и потере клиента.
Кто клиенты
Важно определить целевую аудиторию охвата. Вашими клиентами могут быть:
Чтобы увеличить круг клиентов, можно предлагать сопутствующие услуги: продажу запасных частей, шиномонтаж на месте, диагностику автомобиля, передвижной автосервис и другие.
Стоимость услуг эвакуатора будет зависеть от габаритов перевозимой техники, сложности погрузки и других факторов.
Оформление бизнеса
Перевозя только лёгкий автотранспорт, специальной документации не потребуется. Для бизнеса по эвакуации грузовых и крупногабаритных автомобилей придётся оформить лицензию. Также составьте договор оказания услуг для клиентов, в котором пропишите условия, сроки, сумму оплаты, ответственность сторон.
Найм персонала
Для ведения бизнеса понадобится штат персонала. При бизнесе в одиночку содержать сотрудников не придётся. В случае с фирмой нанимают:
- водителей из расчёта один человек на эвакуатор. Обязательно наличие прав категории В, С и медицинской книжки для приёма заказов потребуется диспетчер, а также охранник на автостоянку, управляющий и бухгалтер на аутсорсинговой основе для ремонта и технического обслуживания транспорта понадобится автомеханик
Для обеспечения круглосуточного режима работы вводят график в 2-3 смены, стараясь оказывать качественный сервис в короткие сроки. Потребуется место для офиса площадью 30 кв. м., мебель, оргтехника, компьютер. В целях экономии офис размещают не в центре города, а в тихих районах, вдали от оживлённых улиц, но не на цокольном этаже. Главное, обеспечить бесперебойную мобильную связь и интернет для непрерывности заказов.
Продвижение услуг эвакуатора
Успех бизнеса напрямую зависит от количества клиентов и объёма услуг, поэтому маркетинговой политике следует уделить особое внимание. Наиболее простым способом является сотрудничество с государственной автоинспекцией при возможности. Также используйте следующие варианты:
- собственный сайт в интернете, группы в социальных сетях размещение рекламы на транспорте, форумах автолюбителей, досках объявлений распространение листовок, визиток, флаеров расклеивание объявлений у подъездов домов, «сарафанное радио»
Продвигайте бизнес не только на начальной стадии, но и при дальнейшей работе. Так вы сможете привлечь и удержать клиента.
Рентабельность бизнеса
Для оценки рентабельности посмотрим, сколько нужно денег на старте для небольшого предприятия:
- Приобретение двух эвакуаторов 3 млн. руб. Организация стоянки и страхование транспорта 250 тыс. руб. Оснащение офиса и аренда 150 тыс. руб. Оформление документов, расходы на рекламу 50 тыс. руб.
Итого: 3 450 тыс. руб.
Это средняя сумма. Для одиночного бизнеса на одном подержанном эвакуаторе первоначальные затраты будут меньше в два раза. И, наоборот, при крупных масштабах дела расходы ощутимо возрастут.
Подсчитаем предполагаемые доходы:
- Стоимость услуги в среднем 3 тыс. руб. Количество вызовов 4-5 Ежемесячная прибыль с двух эвакуаторов 720-900 тыс. руб.
Размер чистой прибыли 520-700 тыс. руб.
То есть, окупаемость составляет 6-7 месяцев. Всё зависит от размеров населённого пункта. В мегаполисе даже один эвакуатор способен принести более 900 тыс. руб., что позволит окупить вложения за 3-4 месяца работы. А в маленьком городе прибыль будет намного меньше, соответственно срок растянется до года и более. Если говорить о рентабельности, то она варьируется в пределах 30-50%, что говорит о неплохом показателе.
Риски бизнеса
Любая деятельность сопряжена с определёнными рисками. Бизнес на эвакуаторе не исключение. Среди характерных для него рисков можно выделить:
- Конкуренция при неверной оценки объёма рыночного предложения эвакуационных услуг. Для минимизации риска тщательно изучите конкурентный рынок, ценовую политику, концепцию бизнеса и целевую аудиторию. Нарушения со стороны персонала фирмы: штрафы водителей при несоблюдении ПДД и повреждение машины, ошибки диспетчеров. Для его избежания внимательно отбирайте штат сотрудников, применяйте меры ответственности за серьёзные нарушения и поощрение за качественную работу, автоматизируйте рабочие места. Простои техники из-за поломки на период ремонта. Фактор сезонности здесь практически отсутствует, так как автомобили ломаются в течение всего года. Но наибольший спрос приходится на промежуток с октября по апрель, а в летние месяцы он немного ниже. Для увеличения клиентской базы и спроса активнее рекламируйте услуги, не завышайте цены, оказывайте высокий сервис. Начав с малого, старайтесь по возможности расширять бизнес. Окупив начальные вложения, приобретайте второй эвакуатор и нанимайте водителя. Если позволяет капитал, сразу создавайте серьёзное предприятие, способное охватить услугами целый город.
Бизнес план муж на час
Бизнес на металлоломе
Как открыть газовую заправку — пошаговая инструкция
Автомойка самообслуживания с нуля
Школа молодого миллиардера: как заработать на эвакуаторах
Идея проекта CrocoDie появилась полтора года назад. Как это обычно бывает среди предпринимателей, за столиком московского кафе: в ходе дружеской беседы со знакомым родилась спонтанная мысль о сервисе, который помог бы горожанам спасти свой автомобиль от эвакуации, к тому моменту достигшей в столице небывалых масштабов.
Актуальной такая услуга стала сразу с вступлением в силу новых правил парковки. Мы поставили себе задачу придумать такую «вещь», которая помогала бы автовладельцам узнавать о приближении эвакуатора, чтобы избегать так называемых «зеленых крокодилов» и их затратных методов с вывозом машины на штраф-стоянку. Запас физических и интеллектуальных инструментов в нашем арсенале был небольшой: актуальная идея, социальная миссия, рабочие ноутбуки и безудержный энтузиазм. И мы ничего не знали про IT-индустрию и понятия не имели, на что обращать внимание при создании онлайн-платформы по типу социальной сети.
Чтобы полностью погрузиться в собственное дело, мне пришлось уволиться из компании, в которой я занималась экспортными продажами нефтехимии. Вслед за мной ушел и мой коллега, ныне партнер. Мы понятия не имели о стартапах и подобных новомодных типах бизнеса. Однако стремление создать что-то свое, новое и полезное возобладало над страхами и рисками, которые таил запуск своего проекта.
Первый этап состоял из сплошных проблем. Прежде всего, это неправильно подобранная команда. Профессионалов в области технологий не хватало, мы попросту не понимали, где их искать. На помощь пришли друзья друзей, которые удаленно выполняли ряд работ. В какой-то момент «дистанционная» команда распалась. Поскольку мы плохо понимали в разработке массовых онлайн-продуктов, а они плохо понимали в клиентском сервисе и командной работе, кумовство пришлось прекратить, а первую версию продукта выбросить.
Выход в свет: критика рождает качество
Когда было готово приложение под Android, мы разместили его в Play Market, поскольку данная онлайн-площадка способствует наиболее быстрой публикации приложения. В том же App Store вы не обойдетесь без лишних хлопот, ожидая модерации до 50 дней (в начале марта 2016 года мы запустились и там). В конце концов, приложение было установлено 20 000 раз. Уже сейчас у приложения 4500 активных пользователей. И оно набирает как количественные, так и качественные показатели. К примеру, в Москве через него фиксируется от 300 до 350 эвакуаторов в день.
Слава пришла, наше приложение заметили СМИ. Однако положительные публикации и эфиры не скрыли и «негативные» комментарии пользователей, которые скептически относились к самой идее мониторинга эвакуаторов. Были даже комментарии, что мы якобы поощряем любителей неправильно парковаться. На все подобные заявления я лично отвечаю и подробно объясняю, что мы лишь производный инструмент закона о парковках. К тому же, я часто напоминаю нашим пользователям, что оплата штрафа в случае нарушения правил парковки остается обязанностью автомобилиста. Поэтому нарушил – плати.
Очередной этап – сбор и анализ ошибок и недочетов, которые мы постепенно учли и исправили. Так, с помощью отклика пользователей была налажена работа приложения с геолокацией, которая некорректно определяла местоположение машин. По просьбе клиентов стали удобнее кнопки – это практическое решение стало скачком к успеху. Улучшить сервис со второго раза нам отчасти помогли и хейтеры (те, кто открыто выражает неприязнь к продукту). Они писали огромные посты с подробным разбором приложения, они же подвели нас к тем изменениям, которые воплотились во второй версии приложения. Я лично читала все комментарии клиентов и общалась с ними по телефону, и сейчас считаю важным и полезным не упустить ни слова о продукте. Это тот самый «голос клиента», которым надо дорожить.
Как спрятаться от эвакуатора
Бизнес стал раскручиваться. Вторая версия приложения стала гораздо более гибкой и продуманной именно за счет нового функционала, разработанного новыми членами команды. Чтобы и эта партия фрилансеров не покинула нас, было решено распределить роли. Благодаря специализации можно добиться большей эффективности быстрее, чем при наличии универсальных работников. Сейчас в команде 20 сотрудников – это дизайнер, разработчики, тестировщики, верстальщик, финансовый аналитик, модераторы, оператор кол-центра, эксперты по юзабилити, маркетологи, SMM-щики и даже те, кто занимается исключительно мэйл-рассылкой. На постоянной основе — три модератора и три разработчика. Таким образом, с точки зрения ведения бизнеса, можно быстро менять тарифы и ставить кучу экспериментов. Некоторые из них приводят потом к прорывному росту бизнеса.
Что представляет собой CrocoDie сегодня? Это п ри ложение, которым легко пользоваться. Зарегистрированный пользователь ставит геотэг на том месте, где оставил машину. А при появлении эвакуатора на расстоянии, которое заранее укажет в настройках, получает пуш и смс-уведомление, чтобы успеть вернуться к машине. Таким образом, приложение сохраняет автолюбителя от посягательств на его кошелек со стороны зеленых эвакуаторов. (19 июля 2015 года вступили в действия изменения КоАП РФ, в соответствии с которыми процесс эвакуации прекращается, если владелец автомобиля пришел на место задержания до начала движения).
Само приложение имеет две ключевых кнопки — «Не хочу на штраф стоянку» и «Убить крокодила». В первом случае обладатель машины платит 169 рублей ежемесячно за пользование сервисом, во втором – CrocoDie платит 50 рублей за каждого пойманного «крокодила» тому, кто сообщает о местонахождении эвакуатора. Выходит симпатичная схема с минимальным профитом. Сейчас мы работаем не только в столице и Московской области, но и в Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде и Саратове. В этих городах проблема с эвакуаторами, как оказалось, не менее актуальна.
Пока мы не можем прогнозировать, что приложение будет зарабатывать миллионы. Оно еще не вышло на самоокупаемость, но, можем похвастаться, и убытков не генерирует. Мы с командой планируем в скором времени собрать больше «сборщиков» информации об эвакуаторах и пользователей антиэвакуатора, тогда можно будет и предоставить точные цифры по выручке.
Подробнее о проекте читайте здесь.
Эвакуация автомобиля – справедливое наказание или способ заработка? Мнения экспертов и зарубежный опыт
Проблема нехватки мест для парковки появилась в России с увеличением числа автомобилей. В Москве эвакуаторы трудятся, не покладая стрел, но все больше автомобилистов считают их работу не более, чем заработком. Насколько это справедливо, и кто зарабатывает на эвакуации – рассказывают эксперты.
За что в России эвакуируют автомобили
Эвакуация автомобиля за нарушения – настоящая головная боль водителей, особенно в крупных городах. Там, где мест для парковки катастрофически не хватает, а число автомобилей превышает все разумные пределы, власти решают проблему одним способом – эвакуируют автомобили, припаркованные с нарушениями.
Конечно, нарушения правил остановки и стоянки – не единственная причина для эвакуации, хоть она и преобладает по количеству среди всех оснований. Всего, как напоминают в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр, соответствующая статья 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает аж 16 причин для эвакуации.
В частности, это такие основания:
Во всех этих случаях эвакуация допускается лишь если автомобиль не может забрать кто-то еще из имеющих на это право. Например, если есть родственник, имеющий права и вписанный в страховку, то он имеет полное право уехать на автомобиле (если, конечно, это разрешит владелец).
По сути, КоАП позволяет эвакуировать автомобиль, если он мешает дорожному движению, если водитель не может им управлять дальше, или автомобиль не имеет права двигаться дальше.
Во всех остальных случаях эвакуация не допускается и инспектор ГИБДД должен ограничиться штрафом или предупреждением.
Более того, во всех этих случаях эвакуация автомобиля де-юре – не наказание водителя, а лишь способ прекратить само правонарушение, говорит профессор МАДИ Михаил Якимов:
Эвакуация транспортного средства юридически не является наказанием, а является способом прекращения правонарушения. Точно таким же, когда полицейский останавливает хулигана на улице, либо сотрудник дорожно-патрульной службы останавливает автомобиль, едущий с превышением скорости.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
Однако в российских реалиях (да и не только) принудительная эвакуация автомобилей становится не просто способом очистить улицы от препятствий, но и способом заработка.
Кто зарабатывает на эвакуации и сколько
Если автомобиль, попадающий под один из пунктов статьи 27.13 КоАП, будет эвакуирован согласно всем правилам, нарушителю придется заплатить немало:
С первой частью все понятно, эти деньги идут в бюджет региона, где вынесен штраф (хоть недавно их пообещали тратить только на содержание дорог), но за эвакуацию и хранение деньги получает сторонняя организация.
В каждом городе проводится конкурс, на котором определяется, кто именно будет заниматься эвакуацией автомобилей и заниматься содержанием и организацией работы штрафных стоянок. Именно они и получают деньги от нарушителей.
Тарифы на эвакуацию и хранение автомобиля нарушителя зависят от региона, и они отличаются в разы:
Только в Москве эвакуацией занимается муниципальная служба – ГКУ АМПП (Администратор Московского парковочного пространства), которая недавно окончательно отказалась от услуг частников.
В остальных регионах эти услуги «оказывают» преимущественно частные организации и ИП.
Даже в Санкт-Петербурге город оказался поделен между 3 крупными фирмами – «Исток», «Север» и «Нева-Спорт». Каждая из них зарабатывает в год более 100 миллионов рублей (и некоторые из них показывают в годовой отчетности убытки).
По сути, эвакуация превратилась в бизнес для нескольких частных компаний, говорит Александр Разин из «Байкал-Сервис ТК». По его мнению, само по себе явление принудительной эвакуации служит не тем целям, что должно:
Считаю, что мера не оправдана и служит, в основном, для содержания нескольких крупных всем известных операторов по эвакуации, на оплату которых уходит более половины взыскания, причем тариф эвакуации, как минимум, вдвое выше среднерыночного и зависит не от массы автомобиля, а от мощности двигателя, что уже само по себе вызывает массу вопросов и оправданных нареканий автовладельцев.
Компании, выигравшие тендеры, инвестировавшие в парк эвакуаторов и поддержку инфраструктуры, требуют окупаемости бизнеса, выполнения плана, а значит, возникает конфликт интересов, ведь как мы понимаем, они абсолютно не заинтересованы в порядке на улицах.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК».
В некоторых городах можно увидеть картину, как эвакуатор работает в паре с патрульным автомобилем ГИБДД. Фактически инспектор оформляет нарушение в момент, когда машину уже готовят к погрузке на эвакуатор (что формально запрещено). Причина – это бизнес для эвакуаторов и выполнение «плана» для ГИБДД.
Такой подход Денис Голосюк из «МЭТР» называет хищническим – и это вряд ли способствует наведению порядка в дорожном движении, считает эксперт:
В России эвакуация стала применяться вместе с платной парковкой в качестве основного наказания за нарушения правил стоянки и превратилась в препятствие для организации городской среды с удобным доступом к объектам инфраструктуры.
Больше того, принудительная эвакуация приняла хищнический характер и зачастую производится с целью наживы (получения платы за эвакуацию и хранение машины на штрафстоянке), а не для наведения порядка в дорожном движении. По сути, эвакуация является двойным наказанием, так как помимо потери денег, связана еще и с неоправданными затратами времени на возврат автомобиля.
Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора по эвакуации и техпомощи «МЭТР».
Формально эта сфера – один из примеров государственно-частного партнерства: государство получает то, что нужно ему (очищенные от неправильно припаркованных автомобилей улицы), а частный игрок на этом зарабатывает.
Все было бы неплохо, если бы интересы сторон были более сбалансированы. Один из вариантов – поручить эвакуацию государственным организациям, считает Михаил Якимов:
Выгодно эвакуировать автомобили, конечно же, организациям, которые работают на государственном и муниципальном контракте с органами власти и занимаются эвакуацией автомобилей, и получают плату за эту услугу от владельцев автомобилей и правонарушителей.
И поэтому не всегда оправдано, когда такие организации действуют в рамках государственного и муниципального контракта или государственно-частного или муниципально-частного партнерства.
Неплохо было бы, чтобы это были организации, которые не имеют цели извлечения прибыли из процесса эвакуации транспортных средств, то есть государственные, бюджетные или казенные учреждения.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
В этом случае, действительно, деньги оставались бы внутри одного бюджета, а не перетекали бы в частные карманы.
Кстати, на эвакуации зарабатывают не только те, кто владеет эвакуаторами или штрафстоянками. Как оказалось, в крупных городах может быть востребован и иной вид услуг.
В 2015 году двое жителей Москвы, пытаясь вернуть автомобиль со штрафстоянки и простояв в очереди более 3 часов, придумали сервис по «вызволению» увезенных автомобилей – «Антипаркинг».
Они помогают забирать эвакуированные автомобили по просьбе их владельцев, естественно, что не бесплатно. Как оказалось, такой вид услуг востребован среди жителей мегаполисов – платить за нее готовы около 20% тех, чьи автомобили попали на штрафстоянку.
Единственный минус – у сервиса высокие расходы на эвакуатор, правда, уже другой. Основатели «Антипаркинга» принципиально отказались перегонять автомобили их владельцам самостоятельно и нанимают для этого эвакуаторы.
Возможно, в будущем вокруг этой проблемы образуется еще не один новый бизнес. Пока же все уверены, что эвакуация – «золотая жила» для тех, кто ею занимается.
Наказание или способ заработка?
Действительно, дух закона говорит о том, что эвакуация – это способ очистить улицы города от мешающих ему автомобилей, и «воспитать» водителя (не каждый готов регулярно платить по несколько тысяч рублей за навязанные услуги эвакуатора).
Но если посмотреть глубже в суть проблемы, окажется, что кроме действительно обоснованных случаев эвакуации (автомобиль мешает проезду, припаркован на пешеходном переходе, трамвайных путях или автобусной остановке), есть и так сказать «необязательные» случаи.
Представители автосообщества приводят примеры: только в Москве установлено 30 тысяч знаков «Остановка запрещена», но далеко не всегда в их расположении прослеживается хотя бы какая-то логика.
Особенно возмущают водителей ограничения на парковку возле жилых домов: вместо удобной парковки «елочкой» местные власти разрешают остановку лишь нескольких автомобилей, а остальные становятся претендентами на эвакуацию.
Так что вопрос целесообразности эвакуации автомобилей, как способа наказания – весьма неоднозначный. Михаил Якимов говорит, что случаев, когда нужно забирать автомобиль на штрафстоянку достаточно много, и другими мерами в этих случаях не обойтись:
В области остановки и стоянки автомобиля эта функция вполне оправдана. Можно представить ситуацию, когда человек остановился и автомобиль припаркован с нарушением правил дорожного движения – например, поперек моста, и движение по этому мосту прекратилось. И в этом случае очевидно, что штрафов недостаточно, выписывание квитанций тоже недостаточно. Нужно, как минимум, прекратить это длящееся во времени административное правонарушение.
Те участки улично-дорожной сети, где знаками дорожной разметки запрещена остановка – стоянка, были выбраны не просто так. Видимо, это востребованный для движения участок улично-дорожной сети, остановка и стоянка транспортных средств на проезжей части будет препятствовать движению или снижать пропускную и провозную способность данного участка, который негативно повлияет на функционирование транспортной системы в целом. И в этом случае тоже недостаточно выписывать просто штрафы. Нужно прекратить, остановить данное правонарушение, так как оно продолжается во времени и не является разовым и единомоментным.
Однако в России эвакуация автомобиля рассматривается как определенный вид наказания. Люди спокойно относятся к штрафам, которые они платят за нарушения остановки и стоянки, но гораздо серьезнее относятся к своему личному времени, которое необходимо им для того, чтобы оплатить штраф, забрать автомобиль с платной стоянки. Потеряв при этом время, нервы и дополнительные деньги, так как услуга по перемещению транспортных средств также стоит своих денег, как любая другая услуга, и за нее платит правонарушитель.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
Другие высказываются еще более категорично – эвакуацию стоит оставить лишь для тех случаев, когда автомобиль действительно мешает проезду. Но даже в этом случае почему-то не рассматривается возможность увезти авто на соседнюю улицу, где есть возможность припарковаться.
Такую возможность можно было бы использовать вместе с вынесением штрафа, считает Денис Голосюк, но пока же российское законодательство имеет склонность к наказаниям:
Принудительная эвакуация необходима лишь в случаях, когда запаркованный с нарушением правил автомобиль создает помехи для движения других машин, остановки общественного транспорта или для проезда уборочной техники, спецслужб, скорой помощи, пожарной охраны и спасателей.
При этом, далеко не всегда в таких случаях требуется перемещение неправильно запаркованных автомобилей на штрафную стоянку, так как в большинстве случаев для того, чтобы освободить проезд или необходимое для техники место, достаточно перевезти их на небольшое расстояние – например, другую сторону дороги, соседнюю улицу или двор (и, разумеется, выписать штраф).
Эвакуация на штрафстоянку оправдана в условиях плотной городской застройки центров городов, когда и на соседней улице перемещаемый автомобиль также будет помехой для других (а чаще там просто нет места).
Практически во всех случаях, когда автомобиль хотя и запаркован с нарушением правил, но не создает помех, логичнее ограничиваться только штрафными санкциями.
Исключением может быть оставленный надолго или брошенный транспорт – например, когда он стоит с нарушением в течение нескольких дней на одном месте (без движения). Это соответствует сложившейся практике в большинстве стран с развитой автомобилизацией.
Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора по эвакуации и техпомощи «МЭТР».
При этом в мировой практике есть и другие способы наказания водителей за нарушения правил парковки – в том числе, блокираторы колес и наклейки на стекла.
У нас наклейки тоже, в некотором роде, используются – но пока неофициально и лишь одной из общественных организаций.
А как у них?
Все же, несмотря на массу негатива, практика эвакуации автомобилей в России постепенно приучает водителей не нарушать ПДД и думать о других участниках дорожного движения (хоть параллельно водители отдают достаточно много денег сомнительным фирмам по эвакуации).
В западной практике это тоже есть, но кроме эвакуации, есть и некоторые другие варианты санкций, говорит Денис Голосюк:
В мировой практике карательная эвакуация применяется не так широко, как у нас. Основной метод наказания нарушителей парковки – это штрафы, хотя порой и довольно высокие. В некоторых случаях используются блокираторы колес – чаще всего в качестве обеспечительной меры для уплаты штрафа.
Среди не самых распространенных методов – трудноудаляемые наклейки на стекла. Их, в частности, применяют в Нью-Йорке, маркируя автомобили, мешающие уборке улиц (там она производится по расписанию и к этому моменту запаркованные машины необходимо на некоторое время переставлять, освобождая место уборочной технике). С такими стикерами на окнах нарушитель становится объектом осуждения окружающих, то есть получает своего рода моральное наказание в дополнение к неизбежному штрафу.
Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора по эвакуации и техпомощи «МЭТР».
Но эти меры не всегда приводят к нужному результату – водители продолжают игнорировать правила и мешают дорожному движению. По этой причине, говорит Михаил Якимов, от некоторых мер пришлось даже отказаться:
Еще буквально 15-20 лет назад во многих европейских странах в качестве борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки применялось так называемое задержание транспортного средства, при котором колеса автомобиля блокировались специально-удерживающими устройствами, капканами или замками. В частности, широко распространено было в Германии, Голландии и Бельгии. Однако потом от этого способа пришлось отказаться именно из-за тех причин, что заблокированный автомобиль продолжает препятствовать движению транспорта и пешеходов, хотя при этом гарантировано позволяет донести наказание до владельца транспортного средства и уравнивает всех собственников транспортных средств перед законом.
Сейчас и в европейских странах, и во всем мире применяется эвакуация как способ прекращения длящегося правонарушения, и также серьезное увеличение штрафов за нарушение в области остановки и стоянки. А удерживающиеся устройства, капканы и блокираторы сменились возможностями информационных устройств по оперативному поиску правонарушителей и реализации принципов неотвратимости наказания.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
Отдельный вопрос – перечень нарушений, за которые в разных странах могут забрать автомобиль на штрафстоянку. Как правило, это лишь те случаи, когда автомобиль действительно мешает, говорит Александр Разин и противопоставляет этой практике то, как проводится эвакуация в России:
К примеру, в Германии, штраф за парковку в неположенном месте сопоставим с московским, однако эвакуация применяется, только если транспортное средство мешает проезду экстренных служб и городского транспорта.
У нас же эвакуаторы работают по жесткому плану и скорее заберут авто из подмосковного двора или пустынной улицы, нежели там, где это действительно необходимо.
В большинстве стран Европы эвакуация не предусмотрена и для поддержания порядка на улицах вполне достаточно крупных штрафов. Аналогичная практика и в США.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК».
Кстати, в некоторых странах автомобиль могут отправить на специальную стоянку и за такое нарушение, которое в России карается только штрафом. Например, это не соответствующая требованиям или нанесенная самостоятельно тонировка стекол, отмечают в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр:
В западных странах эвакуация автомобиля также довольно популярная мера наказания за правонарушение: например, авто могут эвакуировать за трещину на лобовом стекле, или чрезмерное затемнение стекла (пропускает менее 75% света), за самостоятельную тонировку, разбитую фару или повреждённые габариты.
Парковка в неположенном месте в западных странах, обычно, оборачивается только штрафом, а на спецстоянку авто эвакуируют только в том случае, если оно мешает движению других транспортных средств или пешеходов. Самая лояльная система борьбы с неправильной парковкой в США – там за неоплаченную парковку выписывают штраф, в то время, когда в Канаде за это авто эвакуируют.
Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр.
И, конечно, отдельная история – это стоимость эвакуации в других странах. Тарифы могут быть совсем разными:
Как видно, проблему неправильной парковки решают во многих странах мира, и чем более серьезна проблема – тем дороже обходится нарушение ПДД.