бизнес на кроссовках обучение
KJstyle: как создавать и продавать кастомизированные кроссовки
Пять лет назад Кристина Марченко уволилась с работы, чтобы всерьез заняться бизнесом. Сегодня она выпускает кроссовки под собственным брендом KJstyle Custom Shoes и пробует шить одежду.
Какие сложности поджидают предпринимателя в работе с китайскими поставщиками? Какие перспективы для бизнеса открывают социальные сети? Как сотрудничать со «звездами» в Instagram? Как конкурировать в Москве и регионах? Об этом Кристина Марченко, основательница KJstyle, рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Все началось с «ВКонтакте»
Идея о том, чтобы открыть свое дело, появилась в 2011 году, когда я еще работала в туроператорской компании. Тогда набирали популярность сайты Taobao и Aliexpress. Я заказывала на них вещи и перепродавала их через «ВКонтакте» с небольшой наценкой в 10%-20%. Потом я открыла специальную группу, чтобы расширить ассортимент товара — от смешных ручек до обуви. Бизнес начал развиваться, и я уволилась с работы.
В работе с китайскими e-commerce-платформами возникало множество проблем. Основная — это сроки доставки: иногда товар шел по 2-3 месяца.
Кроме того, изображение вещи на этих сайтах часто не соответствовало действительности. На китайских платформах работает огромное количество поставщиков. Например, на Taobao их больше миллиона. Все они размещают одно и то же изображение товара, ставят одинаковую цену, при этом качество вещи различается в разы. Я сталкивалась с обманщиками и с низкокачественной продукцией. Как-то у меня заказали шубку из кролика, которая на картинке выглядела симпатично. Получив ее, я не знала, как мне посмотреть в глаза клиенту — пришла какая-то шкурка непонятного зверя. Я взяла за эту шубку предоплату 50%, и клиентка ждала ее около двух месяцев. Мне пришлось вернуть предоплату, а шубку забрать себе.
Постепенно я пришла к тому, что нужно прекращать работать с китайскими сайтами и летать в Китай самой. Я зашла на сайт «Аэрофлота», увидела стоимость билетов и ужаснулась. Но на первую поездку мы с мужем деньги все-таки собрали. Когда я оказалась в Поднебесной, от обилия товаров у меня закружилась голова. Постепенно мы учились работать с Китаем.
Кроссовки с художественной росписью
Сейчас весь товар, который представлен у нас на сайте, имеется в наличии. Можно приехать и все посмотреть.
Примерно полгода назад мы занялись художественной обработкой обуви. Наша компания, по сути, уже сама создает обувь под собственным брендом KJstyle Custom Shoes. Мы закупаем белые классические кроссовки, оригинальные Nike или Adidas, а затем художники разрисовывают их по предзаказу либо по эскизу заказчика, либо по моему эскизу.
У нас уже появились популярные модели. Так, например, я разработала модель с облаками, которые с удовольствием покупают и девушки, и парни, и дедушки с бабушками. Эта модель стала хитом продаж.
В качестве подарка молодежь любит брать кроссовки с надписью или фамилией. Также заказывают обувь известные люди: когда фамилия на слуху, очень круто написать ее на кроссовках большими буквами и подчеркнуть таким образом свою индивидуальность.
Мне сложно описать конкретный портрет нашего клиента. К нам приезжают и 17-летние школьницы, и бабушки. Это удивительно. Пары часто беру так называемые «кроссовки для влюбленных», на которые мы наносим одинаковый рисунок. Но основной потребитель — это модные девушки или ребята в возрасте от 23 до 30 лет, которым нужно что-то особенное.
Конкуренты не дремлют
Сейчас некоторую одежду мы отшиваем сами. Мы уже не просто закупаем товар для последующей перепродажи, а выходим на свое производство. Одежду шьем в Китае, так как там дешевле. Мы пробовали работать с одной подмосковной фабрикой, но ничего не получилось. Вещь выходит очень дорогой, а ведь нам нужно конкурировать с другими магазинами не только по качеству, но и по цене.
С тех пор как мы стали наносить рисунки на обувь, появились как минимум три игрока на московском рынке, которые подхватили эту идею. Поэтому в Москве сложно не то что выиграть среди большого количества конкурентов, а вообще выжить. Среди большого количества игроков на рынке легко потеряться. Тем более что нашими конкурентами также являются раскрученные брендовые магазины. Поэтому нужно постоянно двигаться и придумывать новые идеи, привлекать сильных пиарщиков, которые будут заниматься продвижением компании.
Я всем советую развивать бизнес в регионах. Оттуда у нас сейчас заказов больше, чем по Москве.
Мне часто задают вопросы во «ВКонтакте», как открыть свой шоу-рум. Я, конечно, могу рассказать про какие-то стандартные этапы и процедуры, но нужно понимать, что так, как мы начинали пять лет назад,– это уже устаревший и не работающий сегодня сценарий. Например, еще несколько лет назад «ВКонтакте» можно было рассматривать как важную ступеньку в развитии бизнеса. Я попала как раз в этот период: начинала с того, что просто выкладывала в группу фотографии товаров, пиарила страничку и добавляла друзей. Причем делала это без покупки рекламы. Единственная загвоздка заключалась в суточном ограничении заявок на добавление в друзья, которые устанавливала соцсеть. Сегодня я бы никому не посоветовала начинать бизнес с раскрутки во «ВКонтакте». Как бы ты ни старался, отдачи не будет. Единственный вариант — оплачивать рекламные посты в группах, да и то заинтересовать людей будет крайне сложно. У нас во «ВКонтакте» с годами падает количество заказов. Сейчас мы получаем оттуда заказов пять в месяц, в основном от постоянных клиентов.
Facebook тоже уже отработал свои ресурсы. Я знаю, что некоторые шоу-румы пытаются работать в Twitter. Некоторые используют Tumblr. ЖЖ так же вымер, как и «ВКонтакте». Зато огромной популярностью сегодня пользуется Instagram. В Instagram нам удалось набрать 19 000 подписчиков, 2 000 человек — это люди, которые сразу пришли туда из «ВКонтакте».
Главное для предпринимателя — не останавливаться. Если ты будешь постоянно находиться на одном и том же уровне, в определенный момент окажешься не в тренде. Надо постоянно искать что-то новое, и это касается любого бизнеса.
Работа с китайскими поставщиками
Сейчас с китайскими поставщиками у нас на постоянной основе работает человек из Владивостока, он почти все время живет в Китае. Он нам очень помогает, контролируя поставки товара. Ведь китайцы запросто могут вместо черной обуви прислать коричневую и еще выразить искреннее удивление: «А вы разве не коричневую заказывали?»
Но мы и сами раз в два месяца обязательно летаем в Китай, смотрим новый товар, проверяем качество заказанных кроссовок. Примерно раз в полгода обязательно меняем фабрику. Как показал опыт, после заключения договора и поставки первой партии товара хорошего качества поставщики расслабляются, рассчитывая, вероятно, на то, что вы будете постоянно с ними работать.
Без постоянного контроля процесса и без грамотного посредника развивать бизнес с Китаем, на мой взгляд, невозможно. Вы будете постоянно сталкиваться с обманом. Что касается именно обуви, то нас часто пытаются обмануть с размерами. У них популярен маленький размер, а русским нужны размеры побольше. Бывает, просишь ни в коем случае не класть 34-й, а они, наоборот, кладут много обуви именно этого размера. В таких случаях возврат денег мы осуществляем через посредника. С этим проблем не возникает, если с поставщиком вы работаете не первый раз. Если же это новый поставщик, то могут возникнуть сложности. Поэтому лучше всего, когда посредник проверяет качество товара в каждой коробке. Гораздо дороже выйдет возврат. Мы сотрудничаем с грузоперевозочной компанией, которая отправляет груз самолетом. Только представьте, сколько будет стоить отправить 100 кг обратно в Китай.
Слаженная команда
Когда мы стали выпускать свою продукцию, ассортимент сократился, и мы поняли, что в шоу-руме нет особой необходимости. Поэтому в июле мы его закрыли, но вместо него открыли помещение на Речном вокзале, которое одновременно выполняет сразу несколько функций — точки самовывоза, офиса и творческой мастерской для художников.
Сейчас на постоянной основе с нами работают 5 художников и 5 курьеров. Когда заказов очень много и своих людей не хватает, мы привлекаем курьеров из компании «Достависта». В других городах заказы развозят сотрудники «Курьерсервисэкспресса». А вот бухгалтеров и специалистов по маркетингу у нас нет, с этой работой пока справляемся мы с мужем.
Первое время нам не везло с курьерами. В ноябре, в день открытия шоу-рума, все три курьера, выполнив заказы, сбежали с деньгами. Мы как раз вложили все средства в открытие, пригласили известных людей. В суете мы не обратили внимание на то, что за весь день курьеры ни разу не отзвонились. И только к концу дня стало понятно, что нас обманули. Этот случай научил нас все время быть начеку, не допускать дружеских отношений с персоналом и не быть слишком доверчивыми.
И художники, и курьеры получают у нас фиксированную плату. Стоимость рисунка зависит от объема и сложности. Самый дешевый вариант — надпись. Курьеры получают зарплату ежедневно. Доставка в пределах МКАД стоит 350 руб. Всю оплату за доставку они берут себе.
Чем могут быть полезны блогеры?
В Instagram мы давали рекламу через блогеров и известных людей. Так, например, оказалась очень эффективной реклама через участников проекта «Дом-2». Нас рекламировала Алена Водонаева, ее имя на слуху.
Когда мы только начинали раскручиваться в Instagram, один пост у знаменитости с молодежной аудиторией стоил не меньше 50 000 руб. Сейчас стоимость поста выросла до 100 000 руб., но мы уже не прибегаем к такой рекламе, так как сейчас она нам неинтересна.
В сотрудничестве с блогерами надо учитывать множество деталей. Как-то мы решили прорекламировать одну вещь. У нас в магазине она была представлена в трех цветах — зеленом, красном и черном. Блогер выложил вещь зеленого цвета, стали поступать заказы от его фанатов. И, казалось бы, все отлично. Но фанаты хотели именно вещь зеленого цвета, которая была у нас в ограниченном количестве.
Сейчас подписчики Instagram стали умнее и не каждой рекламе доверяют. Многие подписываются на страничку, но так же через пару дней отписываются. А нам нужны не столько подписчики, сколько потенциальные клиенты.
В работе с Instagram, особенно в случае с рекламными постами, важно вести статистику: отслеживать, кто и откуда пришел, сколько заказал, чтобы оценить эффективность рекламного поста.
Сейчас лучше продвигать бизнес в интернете, оплачивать контекстную рекламу. Вы, конечно, будете дольше возиться с такой рекламой, но у вас и отдача будет больше. За те 100 000 руб., которые вы отдадите за один рекламный пост в Instagram, можно купить несколько месяцев контекстной рекламы и получить моментальный эффект.
В работе с Instagram надо учитывать так называемые «счастливые часы» — c 19:00 до 22:00. Все стремятся попасть с публикациями именно в этот временной промежуток. В субботу и воскресенье в Instagram рекламные посты лучше не давать, так как в выходные все отдыхают и слабо реагируют на публикации. Это нужно учитывать, когда договариваешься по поводу рекламы с известной личностью. Также стоит быть готовым к тому, что особо прислушиваться к вашим пожеланиями по времени и дню размещения поста никто не будет. У «звезд» свои условия, это они будут называть вам дату и время. Для того чтобы вас слушали, нужно проплатить как минимум три поста.
На самом деле сейчас много возможностей для рекламы. Например, намного эффективнее поста в Instagram пост на сайте блогера. Он остается на всю жизнь, и просмотры этого поста постоянно растут. Такая публикация будет индексироваться поисковыми системами, а в Instagram ваш пост за 100 000 руб. быстро уйдет вниз и его мало кто успеет заметить.
Я уверена, что Instagram еще год прослужит платформой для развития бизнеса, а потом нужно будет искать что-то новое. Поэтому тем, кто только задумывается о развитии бизнеса, нужно успеть поймать последний момент, пока эта соцсеть пользуется популярностью.
С некоторых пор я стала вести блог – не с целью развития бизнеса, а просто для души. Мне всегда хотелось писать. И так сложилось, что по мере роста популярности моего магазина со стороны покупателей рос интерес и ко мне как личности. Люди стали заходить на личную страничку во «ВКонтакет» и Instagram, следить за тем, как я одеваюсь. Многие просили поделиться опытом по разным вопросам, и тогда муж посоветовал мне завести блог, а подруга пообещала помочь с фотографиями.
Поначалу я боялась, что меня никто не будет читать, что у меня не хватит на это времени. Но все же решилась. В первом посте я написала о том, почему мы закрыли шоу-рум. В это сложно поверить, но в первый же день на моем сайте побывал 891 уникальный посетитель. Я не ожидала такого результата.
Я анонсировала открытие блога на страничках магазина и на своих личных страничках. И я вижу, что в него заглядывают клиенты. Получается, что мой бизнес помогает мне развивать блог.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Бизнес на кроссовках – как начать зарабатывать от 100 000 рублей в месяц?
Одной из прибыльных идей для собственного бизнеса является продажа кроссовок. Это вид обуви, на который всегда был и будет хороший спрос. Кроссовки являются универсальным элементом гардероба. Их можно носить в любой сезон (для зимы кроссовки обеспечивают утепленными стельками). Они подойдут для самых разных видов деятельности: прогулки, занятий спортом и другого. Целевую аудиторию для такого товара также выбрать несложно. Кроссовки носят как дети, так и пожилые люди. Далее, в статье пойдет речь о том, как создать свой бизнес по продаже кроссовок.
Анализ рынка и целевой аудитории
Бизнес на кроссовках может стать прибыльным делом, если правильно подойти к его организации. Самое главное для начинающего предпринимателя в подобной сфере деятельности – это не переоценить свои возможности, но при этом быть уверенным в каждом своем действии.
Для того чтобы реально оценить возможности и перспективы в данной отрасли, необходимо внимательно изучить рынок и наличие спроса на такой товар. После проведения такого анализа можно приступать к составлению плана по открытию магазина для продажи кроссовок.
Анализ рынка будет заключаться в следующих этапах:
Бизнес по продаже кроссовок – это популярный вид деятельности среди начинающих предпринимателей в сфере торговли. В таком деле есть конкуренты, которые занимаются подобным бизнесом на протяжении долгих годов. Они идеально знают все нюансы такой торговли. Прежде чем заходить на такой рынок со своим предложением, необходимо внимательно изучить деятельность хорошо состоявшихся магазинов: их достоинства, недостатки, репутацию и опыт работы.
Важным элементом в торговле подобным товаром является его качество. Лучше сразу искать партнеров среди более-менее известных и надежных производителей. Обувь – это тот вид одежды, на котором клиенты готовы экономить меньше всего. Поэтому высокое качество продвигаемого товара обеспечит постоянный приплыв покупателей. В мире, где актуальной тенденцией становиться всё, что связано со сбережением окружающей среды, экологически безопасные материалы для кроссовок станут огромным плюсом к имиджу магазина.
Выбор места для открытия реального магазина будет зависеть от наличия спроса. Лучше всего выбирать регионы, в которых ярко выражен интерес к ведению здорового образа жизни. Это обычно города, в которых есть много парков, набережных и спортивных клубов. В малонаселенных пунктах большого спроса на спортивную обувь не будет. Также для открытия бизнеса на кроссовках стоит рассмотреть города, в которых часто проводятся различные спортивные марафоны.
Одним из важных аспектов конкурентной устойчивости торгового магазина, являются цены, по которым он продает товары. Слишком низкую цену ставить нельзя. Во-первых, демпинг плохо влияет на отношения с конкурентами. Во-вторых, некоторые клиенты могут испугаться очень низкой цены из-за неуверенности в качестве товара. Слишком высокая цена также не позволит завоевать большую аудиторию покупателей. Стоимость на товар стоит устанавливать нужно после того, как предприниматель определиться с партнерами и проведет маркетинговый анализ рынка.
Для покупателей кроссовок очень важно наличие хорошего ассортимента. При выборе кроссовок для продажи стоит подбирать разные варианты по цвету, дизайну и стилю. В сфере таких продаж лучше ориентироваться на разные возрастные категории. Также стоит подобрать варианты обуви для разных видов деятельности (занятия спортом, прогулок и т.д.).
Несмотря на наличие различного ассортимента, необходимо выбрать основную целевую аудиторию, на которую будет направлен главный ассортимент товара. Это могут кроссовки для профессиональных спортсменов, для детей, пожилых людей и другие.
Где открыть магазин с кроссовками?
Начинающему предпринимателю стоит задуматься над открытием подобного бизнеса в интернете. Так, поначалу не придется тратить денежные средства на аренду или покупку помещения. Благодаря такой экономии можно быстро начать получать стабильную прибыль и направлять часть заработка на расширения бизнеса. Когда будет сформированная база постоянных клиентов, открыть собственный магазин станет проще.
Чтобы выбрать место для открытия магазин, необходимо учесть такие нюансы:
В бизнесе по продаже правильный выбор помещения играет важную роль, от него может зависеть до 80% будущего успеха.
Как открыть и зарегистрировать бизнес на кроссовках?
Основными этапы открытия бизнеса по продаже кроссовок являются:
Помимо розничной торговли кроссовками, можно организовать бизнес по оптовой продаже. Преимущества такого вида торговли, следующие:
И розничную, и оптовую торговлю кроссовками необходимо официально зарегистрировать.
Начинающему бизнесмену необходимо проконсультироваться с налоговым инспектором и юристом насчет всех нюансов официального оформления предпринимательской деятельности.
Далее, необходимо собрать пакет требуемых бумаг для официальной регистрации. Для такого бизнеса подойдет как открытие ООО, так и открытие индивидуального предприятия. Учитывая то, что для открытия ООО требуется большее количество бумаг, рациональнее для магазина кроссовок оформить ИП.
Для того чтобы это сделать, предпринимателю необходимо:
Срок рассмотрения поданных документов и открытие индивидуального предприятия составит 5 дней. Для такой формы ведения бизнеса лучше всего выбирать упрощенную систему налогообложения.
Оборудование в магазин
Следующим этапом открытия бизнеса по продаже кроссовок станет подбор и покупка оборудования. Для того, что обустроить такой магазин, необходимо приобрести следующий инвентарь:
Такого оборудования будет достаточно для того, чтобы открыть магазин по продаже кроссовок. Также стоит обеспечить помещение собственным интернетом и точкой WiFi. Выбирая мебель в магазин, необходимо обеспечить комфортное пребывание покупателей в нем, а также удобное рабочее место для своих сотрудников. Стоить купить стеллаж, где кассир будет производить расчет с покупателями, и обустроить место для упаковки товара. Также на первоначальных этапах открытия бизнеса аренда складского помещения необязательна. Поскольку объемы продаж вряд ли будут большими, аренда помещения для склада составит дополнительные расходы.
Закупка товара
Для того чтобы иметь хорошие продажи в бизнесе на кроссовках, необходимо выбрать качественного производителя обуви. Основные критерии к выбору товара следующие:
Для магазина в интернете закупать товар для продаж не обязательно. Можно стать прямым посредником между заказчиком и производителем.
Создание штата сотрудников
Для бизнеса по продаже кроссовок в небольшом магазине необходимо нанять штат сотрудников. Самому открывать и содержать магазин сложно. Для начала можно обеспечить торговую точку штатом из 2-4 человек. Чтобы выбрать хороших сотрудников, они должны соответствовать следующим критериям:
Хорошо подобранный штат сотрудников в магазин поможет обеспечить эффективные продажи. Важно понимать, что постоянная текучка кадров также плохо влияет на развитие продажного бизнеса.
Доходы и расходы, сроки окупаемости бизнеса по продаже кроссовок
В составление бизнес-плана по продаже кроссовок важную роль играет составление списка всех расходов.
Стартовые инвестиции для обувного магазина могут составить от 570 до 840 тыс. руб. в среднем. В эту сумму будет входить стоимость аренды помещения в размере 25-35 тыс. руб., затраты на покупку оборудования 150-250 тыс. руб., продукции 250-500 тыс. руб., ремонт помещения и монтаж оборудования в размере 20-25 тыс. руб., создание рекламы 25-30 тыс. руб.
В статью ежемесячных расходов войдут выплаты по заработной плате в размере 30-40 тыс. руб. для продавцов-консультантов и около 45 тыс. для администратора и бухгалтера. Если в магазине будет устроено до 4 продавцов, то прием на работу отдельно бухгалтера и администратора не требуется.
Если стартовые инвестиции в подобный бизнес составят около 500 тыс. руб., то ежемесячный доход составить около 400 тыс. руб., из них чистая прибыль будет равна 50 тыс. руб. При таком объеме расходов и доходов подобный бизнес окупается в течение одного года.
Если денежных средств не хватит для обеспечения такого стартового капитала, то бизнес по продаже кроссовок лучше всего открывать в интернете.
Как открыть интернет-магазин по продаже обуви?
Чтобы начать продавать обувь в интернете, необходимо завести официальный сайт и странички в социальных сетях.
Для того чтобы создать магазин в инстаграме или Вконтакте, необходимо завести страницу магазина и разместить на ней каталог товаров. Далее нужно придумать яркое название для магазина и поместить его рекламу в разных сообществах. Проведение тематических конкурсов и опросов с бонусами помогут увеличить целевую аудиторию покупателей.
Создать официальный сайт для интернет-магазина немного сложнее. Для его создания лучше всего использовать конструкторы, если нет денег на услуги веб-студии. Алгоритм действий будет следующим:
На сайте или же странице в социальных сетях обязательно нужно разместить свои контакты для обратной связи с клиентами.
Любезное общение с клиентами поможет быстрее наработать базу постоянных покупателей. Положительные отзывы в интернете создадут хороший имидж для магазина. Также размещение благодарностей магазину на личных страницах покупателей поможет увеличить количество клиентов.
Работа с покупателями
Чтобы получить приятные отзывы и завоевать постоянных покупателей, необходимо устраивать различные акции и бонусные программы. Возможность накопления баллов с каждой покупки и дальнейшее их использование помогает привлечь постоянных покупателей. Различные розыгрыши в социальных сетях привлекают интерес покупателей к магазину.
Также можно разместить рекламу на баннерах в городе и в местном транспорте. Раздача листовок возле торговой точки также поможет привлечь внимание к магазину со стороны покупателей.
ТОП ошибок, которые гробят бизнес
Главные ошибки, которые могут совершать начинающие предприниматели в обувном бизнесе, следующие:
Обязательно перед началом работы нужно составить детальный бизнес-план. Такое пошаговое руководство значительно упростит работу в дальнейшем.
Стать дизайнером кроссовок: где учиться, в какую компанию устроиться и сколько можно на этом заработать
Недавно наткнулся на статью молодого дизайнера, который рассказал о своём опыте создания концептов кроссовок.
Мне очень близка и интересна эта тема, и я рад, что читатели vc.ru тоже её оценили. Но тут я подумал: «Почему эту статью не написал никто из моих знакомых?». Ведь большинство людей даже не представляет, как устроен мир дизайна обуви. А те несколько человек, которые этим занимаются, не спешат делиться своим опытом.
Статья будет полезна тем, кто интересуется этой профессией или думает о создании собственного бренда кроссовок.
В общем, всем привет. Меня зовут Ильяс, и я работаю дизайнером обуви в одном из небольших спортивных брендов. К сожалению, контракт не позволяет мне раскрывать подробности. Поэтому я буду писать не о своей работе, а об индустрии в целом. Благо, что среди моих друзей и знакомых много тех, кто рисует кроссовки для самых разных компаний.
Думаю, что многим и так всё понятно. Но давайте разберём подробнее. Сникер-дизайнеры — это люди, которые отвечают за внешний вид, цвет, форму и некоторые функции спортивной обуви. В больших компаниях, таких как Nike, Adidas или Puma, за каждую часть работы отвечает отдельный дизайнер: один человек разрабатывает подошву, второй рисует верх, третий подбирает цвета и материалы.
Кроме дизайнеров над обувью работают конструкторы, а также проектные менеджеры, которые направляют креативную энергию своих коллег в нужное русло. В маленьких компаниях один человек совмещает все либо несколько из этих ролей.
По образованию дизайнеры кроссовок чаще всего либо промышленные, либо фэшн-дизайнеры одежды, обуви или аксессуаров. Иногда люди приходят из графического дизайна или архитектуры. Отдельной специальности «Дизайн кроссовок» нигде не обучают, по крайней мере в России.
В США существуют подобные дополнительные курсы, большую часть из которых проводит школа Pensole, однако чтобы попасть туда, нужно пройти строгий отбор. Стоит отметить, что и в нашей стране и за рубежом, распространены курсы кастомизации кроссовок, но это немного другое явление, которое учит лишь работе с цветом и материалами.
Обычно, если вы не Канье Уэст или Тинкер Хэтфилд, ваш доход будет более-менее равен средней зарплате любого другого дизайнера в компании.
Но есть некоторые приятные особенности, например, путешествия. Так как большая часть спортивной обуви производится в Юго-Восточной Азии, многие компании регулярно отправляют своих дизайнеров в командировки. Китай, Вьетнам, Тайвань или Италия, Португалия — если вы производите обувь класса «люкс».
Однако необходимость напрямую работать с реальным продуктом усложняет возможность фриланса в этой сфере.
Если Вы ещё только учитесь, то советую посещать сайты ConceptKicks или Pensole — там можно найти много полезной и вдохновляющей информации. В Instagram есть несколько аккаунтов, посвящённых этой теме: помимо упомянутых сайтов, там популярны сообщества Laceless Design и CallingAllCreators. Также я пока веду единственный русскоязычный блог о дизайне кроссовок во «ВКонтакте».
Считаете, что вы уже всё умеете, и хотите попасть в одну из компаний? Самый эффективный способ — отправить им резюме напрямую. Адреса часто указываются на корпоративных сайтах, в разделе «Карьера».
Иногда компании сами приглашают дизайнеров, для этого вас просто должны заметить в интернете. Но нужно учесть, что конкуренция здесь довольно сильная, поэтому для больших шансов на успех вам необходимо выделяться на фоне остальных кандидатов.
Можно пойти по пути фриланса. Но как показывает опыт — это гораздо сложнее. Поскольку многие заказчики не понимают, как им производить обувь, вам потребуется много опыта, знаний, а также пара контактов с фабриками.
Вам нужно будет как-то работать с прототипами и материалами, а это подразумевает ваше личное присутствие. Работать удалённо можно только в том случае, если ваш заказчик достаточно опытен, чтобы производить обувь самостоятельно, и может сам продолжить доработки прототипов.
В России не так много компаний, которые выпускают спортивную обувь. Тех, где серьёзно занимаются дизайном, ещё меньше. Однако такие существуют. Если поискать вакансии «дизайнер обуви» в интернете, вы наверняка найдёте пару-тройку объявлений. Большинство компаний находится в Москве, но есть и в других городах.
Советую посетить их сайты или магазины и посмотреть на продукт, который они выпускают. Если увидите откровенные подделки на известные бренды, знайте: всё, что вы будете делать в этой компании, — это менять логотипы и цвета. Что, конечно, тоже труд, но в портфолио его не положишь…
На Западе выбор больше. Если вам посчастливилось жить в Америке, то большинство офисов спортивных компаний расположено здесь. Nike, New Balance, Under Armour, Saucony, Vans, Skechers, Brooks, DC — коренные жители Штатов.
Adidas и Puma — немецкие компании, но они имеют дизайн-центры в США. Бренд Reebok сейчас принадлежит компании Adidas, хотя его главный офис находится в Америке. ASICS и Mizuno — японские бренды, но и они имеют дизайн-студии на западном континенте. Даже китайский бренд Anta — и тот открыл представительство в Бостоне.
В Европе, как уже было сказано, можно найти штаб-квартиры Adidas, Puma, Salomon. Кроме того, кроссовки сейчас выпускают дома высокой моды, такие как Gucci, Versace, Balenciaga и другие. Отдельно стоит отметить бренд Fila — изначально итальянская компания была продана США, а затем Корее.
Поэтому их офисы разбросаны практически по всем континентам, и продукция бренда сильно отличается в разных странах. Возможно, я пропустил некоторые страны и бренды, но только потому что их просто невероятное множество.
Тогда запомни: производство кроссовок — гораздо сложнее и затратнее, чем пошив одежды и классической обуви. И самая большая сложность в подошве. Современные подошвы отливаются из вспененной резины под давлением, для этого требуется сложное оборудование, а также для каждого дизайна и каждого размера необходимо изготовить пресс-формы.
Стоимость комплекта пресс-форм примерно равна стоимости нового автомобиля (и речь не о Lada Granta, а о двух-трёх таких машинах).
Можно сэкономить на производстве собственной подошвы, выбрав среди уже существующих. Но и тут не всё так просто. Большинство производителей подошв не берутся за заказы, в которых меньше тысячи пар, а это значит, что вам всё-таки придётся вложить несколько тысяч долларов.
Также есть вероятность, что вам продадут не оригинальный дизайн, а копию известного бренда, что в некоторых случаях может обернуться проблемами. Поэтому внимательно отнеситесь к выбору подошвы и производителя.
Третий вариант — делать подошвы самостоятельно. Тут уже всё зависит от вашего мастерства и возможностей. Кто-то покупает дешёвые кроссовки на рынке и отрезает подошву от них, кто-то печатает на 3D-принтере, а кто-то вырезает подошвы вручную.
С верхом кроссовка намного проще, поэтому многие бренды выпускают разные модели верхов на одних и тех же подошвах. Если сравнивать классические и современные кроссовки, то технологии шагнули далеко вперёд, но принцип остался тем же.
Вам лишь нужно подобрать подходящую колодку, а дальше — полная свобода творчества. Можно комбинировать всевозможные материалы, добавлять и убирать детали без особых затрат. Главное — не забывайте, что ваше творение должно быть не только красивым, но и удобным.
На этом всё. Надеюсь, что каждый узнал что-то новое для себя. Можете задавать любые вопросы в комментариях, а также писать мне в любых соцсетях.