бизнес план учебная практика
отчет по практике Составление бизнес-плана предприятия малого бизнеса
Характеристика и направления деятельности ООО ПК «АВАНГАРД». Описание внешней среды предприятия, его отпасли и перспектив. Разработка бизнес-плана нового направления деятельности компании: описание новой продукции, анализ рисков, финансовый план.
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.04.2011 |
Размер файла | 183,4 K |
Подобные документы
Общая характеристика предприятия и направления его деятельности, описание выпускаемой продукции и оценка места на рынке. Составление организационного, маркетингового, производственного, инвестиционно-финансового плана. Показатели эффективности проекта.
курсовая работа [109,3 K], добавлен 20.07.2014
Роль инновационной деятельности в современной экономике России. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Потенциал». Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта по развитию нового направления бизнеса организации, оценка его эффективности.
курсовая работа [2,5 M], добавлен 09.01.2011
Методологические основы планирования на предприятии. Содержание предпринимательского бизнес-плана. Описание предприятия и отрасли. Маркетинг и сбыт продукции. Финансовая оценка хозяйственной деятельности. Изучение рисков и гарантий безубыточности.
курсовая работа [66,3 K], добавлен 04.11.2015
Изменение роли планирования в условиях рынка. Сущность, функции и цели процесса бизнес-планирования, состав и структура бизнес-плана. Пример составления бизнес-плана предприятия: сведения о внешней среде, описание услуг, маркетинговый и финансовый план.
бизнес-план [96,9 K], добавлен 14.12.2010
Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана. Разделы бизнес-плана. Анализ состояния отрасли, рынка. План маркетинга. Производственный план. Организационный план. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. Финансовый план.
курсовая работа [59,6 K], добавлен 04.10.2005
Информационные технологии бизнес-планирования. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО ПФ «Приозерск-Лес» и составление бизнес-плана по выпуску новой продукции. Описание новой продукции, оценка рынка сбыта, анализ конкуренции, риски.
дипломная работа [381,9 K], добавлен 14.05.2008
Понятие бизнес-плана и его основные особенности. Разработка бизнес-плана предприятия. Характеристика продукта, выпускаемого предприятием. Организационный, производственный и финансовый планы. Оценка рисков и календарный план реализации проекта.
курсовая работа [51,4 K], добавлен 25.05.2012
Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине Бизнес-планирование для СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Колледж железнодорожного транспорта
Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине
специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методическое пособие рассмотрено и
Одобрено на заседании Цикловой комиссии
специальности 38.02.01 Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)
Протокол № 1 от 01 сентября 2018 г.
Авторы: Новак Ирина Николаевна, преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральского государственного университета путей сообщения» Колледжа железнодорожного транспорта
Введение
Практическое задание №1
Практическое задание №2
Сегментирование рынка. Позиционирование товара среди конкурентов на ранке товаров/услуг (2 часа)
Практическое задание №3
Расчет сырьевых ресурсов и производственных затрат. Определение необходимого оборудования, материала, сырья (2 часа)
Практическое задание №4
Разработка организационного плана предприятия (2 часа)
Практическое задание №5
Разработка маркетингового плана бизнес-идеи (2 часа)
Практическое задание №6
Смета затрат. Расчет себестоимости. Расчет доходов. Планирование объема продаж. Расчет экономических показателей (2 часа)
Практическое задание №7
Определить типы рисков, разработать мероприятия по снижению рисков (2 часа)
Практическое задание №8
Публичная презентация учебного бизнес – плана студентами (2 часа)
Введение
Методическое пособие по выполнению практических работ разработано в
соответствии с рабочей программой ОП.11 Бизнес—планирование для
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Методическое пособие предназначено для выполнения обучающимися практических занятий по дисциплине под руководством преподавателя и для оказания помощи преподавателю в их подготовке и проведению.
Данная учебная дисциплина изучается в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических умений программой предусмотрено проведение практических занятий в количестве 16 академических часа.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете «Экономика организации»
В результате выполнения практических занятий обучающийся должен:
– составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу,
– объективно оценивать результаты рыночной деятельности предприятия,
– применять проектно — инвестиционные решения в соответствии с потребностями рынка,
– использовать прикладные программные средства для бизнес — планирования,
– использовать вычислительную технику для обработки плановой информации
– роль и место бизнес-планирования в области управления финансово-инвестиционными проектами,
– структуру и функции бизнес-плана,
– требования инвесторов к разработке бизнес-планов,
– базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.
Перед выполнением практической работы преподаватель объясняет цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования и критерии оценки.
Практическая работа осуществляется индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма и конкретной тематики.
Контроль результатов практических работ осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
Контроль работы проходит путем проверки преподавателем выполненных практических работ.
Для выполнения практических работ обучающимся необходимо повторить пройденный на аудиторных занятиях материал, прочитать конспект.
По завершению изучения дисциплины, обучающиеся защищают свои практические работы, представленные в виде бизнес-плана организации.
Практическое задание №1
Тема занятия: Тема 2.1 Бизнес-идея
Цель занятия: Определить, описать и выявить преимущества бизнес-идеи
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
Раздел включает следующие сведения:
полное и сокращённое фирменное наименование предприятия;
органи зационно-правовая форма предприятия;
размер уставного капитала;
основной вид деятельности, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
формулировку миссии предприятия.
Описание бизнеса, как правило, начинается с краткого описания отрасли или рынка. При описании рынка необходимо проанализировать текущую рыночную ситуацию и составить прогноз его развития выделением возможных угроз и возможностей, преимуществ для организации (через составление СВОТ-анализа). Этот раздел также должен содержать информацию об основных качественных показателей и уникальных свойств товаров или услуг, которые повлияют на формирование предпочтений потребителя.
В данном разделе целесообразно описать выпуск нового вида товара или спектр услуг, если в ходе составления бизнес-плана пришло понимание о необходимости или желании, с учетом имеющих ресурсов.
Практическое задание №2
Сегментирование рынка. Позиционирование товара среди конкурентов на ранке товаров/услуг (2 часа)
Тема занятия: Тема 2.2 Рынок и конкуренты
Цель занятия: Определить целевую аудиторию через разделение рынка на сегменты. Выявить основных конкурентов на ранке товаров/услуг через составление карты позиционирования
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
В данном разделе бизнес-плана следует выявить целевую аудиторию и провести анализ конкурентов:
Географический — разбивка рынка потребителей на географические единицы, климатические условия, плотность населения
Демографический — характеризуется параметрами: пол, возраст, размер семьи, уровень дохода, род деятельности, образование.
Психографический — разделение сегмента (потребителей) по образу жизни, типу личности
Поведенческий — определяет сегмент рынка исходя из: искомой выгоды, повода для совершения покупки и статуса пользования.
Анализ конкурентов можно представить в виде карты позиционирования, составив, по следующему алгоритму:
Определить основных конкурентов предприятия, действующие на рынке и лидеры отрасли;
Определить их сильные и слабые стороны;
Провести сравнительный анализ нашей продукции и конкурентов на предмет качественных показателей, ценовых, сервисного и технического обслуживания, сбытовых каналов.
Данную информацию можно структурировать в таблицу 1.
Тема занятия: Тема 2.3 Производственный план
Цель занятия: Определить и описать производственные затраты. Определение необходимого оборудования, материала, сырья. Произвести расчеты по определению необходимого оборудования, материала, сырья.
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
Главная задача раздела – это доказать себе, партнерам и инвесторам, что организация в состоянии производить потребленное количество товаров или услуг потребителями в определенные сроки с требуемым качеством. Данный раздел необходимо начать с описания перечня необходимого оборудования, технических средств, технологий, сырья и материала с учетом определения стоимостных затрат.
Структура данного раздела следующая:
схема технологического процесса и его описание;
планирование потребности в основных фондах (производственных площадях, оборудовании и др.);
планирование потребности в сырье, материалах.
Далее рассчитывается потребность в сырье, материалах (таблица 3).
Разработка организационного плана предприятия (2 часа)
Тема занятия: Тема 2.4 Организационный план
Цель занятия: Определить организационную структуру предприятия. Рассчитать фонд оплаты труда
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
Раздел состоит из следующих элементов:
организационная структура управления предприятием;
состав подразделений на предприятии и описание функциональных обязанностей;
потребность в персонале, заработная плата (расчет фонда оплаты труда)
Организационная структура предприятия представляет собой способ и форму объединения работников предприятия для до стижения поставленных перед ней целей. Организационная структура оформляется в виде схемы. При описании организационный структуры необходимо показать, какова структура управления предприятием, кто и чем будет заниматься, как структурные подразделения будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность. Организационную структуру предприятия рекомендуется представить в виде схемы.
Виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, матричная и др.
Для полного раскрытия данного раздела, после определения организационной структуры необходимо описать (или схематично зарисовать) подразделения, действующие в организации с описанием их функциональных обязанностей.
Далее в бизнес-плане необходимо представить информацию о потребности в персонале по категориям, определить численность работников административно-управленческого, основного и вспомогательного персонала, режим рабочего времени, описать форму привлечения к труду работников (постоянная работа, совместительство, надомная работа и др.), описать применяемые на предприятии системы оплаты труда работни ков и рассчитать фонд оплаты труда, включая начисления на заработную плату (таблица № 4)
Практическое задание №5
Разработка маркетингового плана бизнес-идеи (2 часа)
Тема занятия: Тема 2.5 Маркетинговый план
Цель занятия: Разработать план маркетинга. Определить и описать: стратегию маркетинга, метод ценообразования. Проанализировать политику ценообразования на предприятии
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в проведении возможностей предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
Основными элементами плана маркетинга являются:
каналы распределения товаров;
анализ ценовой политики (таблица 8) и методы ценообразования;
методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса;
Основные функции распределения товаров заключаются, во-первых, в физическом перемещении товаров в пространстве и во времени; во-вторых, в обеспечении доступности товаров для покупателей.
Среди участников каналов распределения выделяю таких посредников, как простые посредники (агенты, брокеры, комиссионеры) и торговцы (оптовые и розничные).
Схемы возможных каналов распределения товаров с участием торговцев приведены на рис. 1.
Рисунок 1. Схема возможных каналов распределения товаров
Маркетинговая стратегия – это часть общей стратегии предприятия, одна из ее функциональных стратегий, поэтому в основе плана маркетинга лежат стратегические цели.
Выбираем маркетинговую стратегию проникновения с товаром на свободный сегмент рынка.
Ценовая политика в маркетинге заключается в том, что организация устанавливает на свои товары такие цены и так их изменяет в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных целей.
Ценовая политика разрабатывается на основе маркетинговой стратегии.
Выбираем ценовую стратегию. Выбор проводится из следующих типовых ценовых стратегий:
стратегия ценового прорыва (цены несколько ниже, чем у конкурентов);
стратегия «снятия сливок» (цены несколько выше, чем у конкурентов);
цены примерно на уровне цен конкурентов.
Практика установления цен проявляется в ориентации на издержки, на спрос и конкурентов. Указанные направления дают возможность определить границы, в которых принимается маркетинговое решение об установлении цены: нижний предел цены определяется размером издержек, верхний – спросом на рынке.
В зависимости от конкретной ситуации на рынке могут быть использованы следующие методы ценообразования :
бонусные скидки постоянным клиентам;
скидки за плату наличными;
скидки за количество покупаемого товара;
скидки-зачеты (сдача старой вещи в счет оплаты приобретаемого товара.
ценовые линии (диапазон цен в рамках товарного ассортимента);
цены выше номинала (широкий выбор дополнительных товаров к базовому товару);
цены с приманкой (основной товар по доступно цене, а дополнительный – по повышенным ценам);
цена за комплект (более низкие цены на основной продукт за счет реализации побочного);
цены на сопутствующие товары (наценки на обязательные сопутствующие товары).
ценовые воины (повышение и понижение цен);
цены «снятия сливок»;
цены по кривой освоения (между ценами «снятия сливок» и проникновения).
по месту нахождения покупателей на разных территориях;
по времени года, суток;
по контингенту потребителей (например, студенты, пенсионеры);
по количеству продаваемой продукции в одной партии.
5. Методы ценообразования с ориентацией на издержки.
6. Метод определения цены с ориентацией на спрос (метод оценки реакции потребителей – потребительской оценки).
Отдельные пункты таблицы 8 заполняются после установления цен на запланированную продукцию.
Основным методом ценообразования являются «издержки + прибыль».
Определение цены (Ц) этим методом производится по формуле:
где, С- полная себестоимость единицы продукции, руб.;
П- планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.;
НДС- налог на добавленную стоимость (18% или 10%), руб.
Далее рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене по формуле:
Если К э 1, то спрос эластичен по цене, т.е. изменение цены продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах больше чем на 1 %.
Если К э 1, то спрос неэластичен по цене, т.е. изменение цены единицы продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах меньше чем на 1 %.
Практическое задание №6
Смета затрат. Расчет себестоимости. Расчет доходов. Планирование объема продаж. Расчет экономических показателей (2 часа)
Тема занятия: Тема 2.7 Финансовый план
Цель занятия: Описать расчет финансовых показателей.
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
В этом разделе бизнес-плана описывается расчет финансовых показателей, определяющие ясность в эффективности и необходимость вашего товара или услуги на рынке. Финансовый план включает в себя расчет следующих показателей:
определение затрат на открытие бизнеса;
составление: плана издержек (себестоимости продукции), отчета о доходах и расходах, отчета о движении денежных средств;
рассчитать точку безубыточности;
определить показатели финансово-экономической целесообразности реализации проекта.
Определение затрат на открытие бизнеса. Включаются все расходы, понесённые организацией на начальном этапе — открытия и включает: расходы на регистрацию организации в установленных законом порядке; расходы на аренду помещения, рекламу, торговую мебель, инвентарь, оборудование и прочие расходы.
Расчет издержек производства (калькуляция) приводится укрупнено и подразделяются на переменные, зависящие от изменения объемов производства продукции, и постоянные, не зависящие от изменения объемов производства и рассчитываются на весь объем выпускаемой продукции (таблица 6).
Таблица 6 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательных таблиц 7, 8 и дополнительных расчетов.
Затраты на топливо и электроэнергию определяются умножением плановой потребности в тепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы.
Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых расходов осуществляется по укрупненным нормативам, приведенным в таблице 7, 8.
Сумма амортизационных отчислений за год линейным методом определяется по формуле:
Н а – норма амортизации, %.
где к – срок полезного использования объекта, лет.
Таблица 8. – Смета цеховых расходов
Общезаводские расходы рассчитываются либо прямым счетом в виде соответствующей сметы либо укрупнено в размере 15 % от цеховой себестоимости.
Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции (в том числе расходы на рекламу), принимаются укрупнено в размере 2 % от производственной себестоимости.
Затем составляется отчет о доходах и расходах (таблица 9).
Доход от реализации продукции определяется по формуле:
Налог на имущество организаций определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговой ставки 2 %.
Налог на прибыль организаций определяется исходя из балансовой прибыли и налоговой ставки 20 %.
Затем составляется баланс денежных средств с тем, чтобы определить, достаточно ли денежных средств у предприятия для осуществления нормального бесперебойного процесса производства (таблица 10).
доход (выручка) от продажи с НДС
поступление кредитных средств
3. Платежи на сторону всего:
затраты на производство и реализацию продукции
затраты на приобретение основных фондов
уплата процентов за кредит
уплата налога на имущество организаций
уплата налога на прибыль организаций
4. Баланс денежных средств на конец периода
где MR — маржинальный доход
TR — доход от реализации товаров/услуг
MR можно рассчитать по формуле: MR = TR — VC
где VC — переменный затраты
Практическое задание №7
Определить типы рисков, разработать мероприятия по снижению рисков (2 часа)
Тема занятия: 2.8 Анализ результатов и оценка рисков проектов
Цель занятия: О пределить источники финансирования. Описать риски, которые возможны при реализации бизнес-идеи, и определить их пути предотвращения.
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
Анализируя риски — вы даете возможность рассказать инвесторам и/или кредиторам о возможных рисках и основных методах защиты от их влияния. Поэтому важно описать, с чем может столкнуться ваше предприятие на рынке. Данную информацию можно структурировать в таблицу 12.
Тема занятия: 2.9 Презентация бизнес – плана
Цель занятия: Публичная защита бизнес-проекта
Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий
Защита практической работы, в виде бизнес-плана, проводится в устной форме согласно учебному расписанию по следующему плану: доклад обучающего или группы обучающих до 5 мин., презентация и ответы на вопросы преподавателя.
Структура и содержание практической работы
По структуре практическая работа по дисциплине ОП.11 Бизнес—планирование включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ практической работы должна состоять из бизнес-плана производства новой продукции (выполнения работ, оказания услуг).
ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце работы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны (образцы документов, схемы, таблицы, текст и др.). Обязательным приложением является разработанный студентом товарный знак и его описание, макет листовки/визитки.
Структура бизнес-плана (основные разделы)
Основными разделами разрабатываемого бизнес-плана являются:
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.