блаженный коленька псково печерский монастырь

Апостасийные времена! В Псково-Печорском монастыре умер известный всем блаженный — Коленька: Он «вышел из прививочного автобуса, упал замертво и горлом пошла кровь. Это был второй укол»! Случилось это из-за вакцинации, которую всех обязал делать правящий архиерей Тихон (Шевкунов)! (Видео)

блаженный коленька псково печерский монастырь

Его знали тысячи паломников, приезжавших в Псково-Печорский монастырь. Соцсети полны комментариями: «Каждый раз, приезжая в Печоры, Коленька бежал навстречу с улыбкой, здоровался… Не понимали тогда, что его любовь к людям искренняя и настоящая. Давали ему мелочи и спешили дальше… Сейчас стыдно, что порой не дарили ему тепло в ответ! Человек с большим чистым сердцем ушёл…»
И вдруг мы получаем инфо, что блаженный умер после вакцинации, которую всех обязал делать правящий архиерей владыка Тихон (Шевкунов): «Коленька вышел из прививочного автобуса, упал замертво и горлом пошла кровь. Это был второй укол».

блаженный коленька псково печерский монастырь

Хотелось бы узнать, как обстояло дело на самом деле. По какой причине внезапно умер Николай Липа? Просим отозваться возможных свидетелей.

В недавнем получасовом обращении владыка Тихон напомнил об ответственности священников-«антиваксеров» за умерших из-за отказа от прививки людей. Как быть с ответственностью за умерших привитых, чьё число с каждым днём возрастает?!

Движение «Царский Крест»

Ассоциация независимых врачей России собирает сведения о серьёзных осложнениях после вакцинации и летальных исходах.
Просьба отозваться пострадавших или их родственников, готовых обнародовать свои случаи.

Прямая линия по противодействию принудительной вакцинации
8 (911) 146-94-63 Валентина, 8 (925) 200-02-94 Алла
Помощь бесплатного юриста 8 (927) 899 2888

Помощь адвокатского бюро «Казаков и Партнёры»
8(495) 933-64-26? dfyz2005ivanova@yandex.ru
(приоритет будет отдан коллективным обращениям)

От Редакции: Читайте также:

«ОЧЕНЬ ВАЖНО. Тесты на COVID-19 могут быть, и СКОРЕЕ ВСЕГО, заражены! Избегайте как вакцинации, так и тестирования на выявление коронавируса! Рекомендуем очень внимательно прочитать данную статью!» — https://monomah.org/archives/23173.

(Нечто подобное произошло в начале прошлого века с «испанкой», когда в вакцинах против нее были случайно обнаружены вирусы: смотрите фильм Галины Царевой «Пандемия лжи». Из-за массовой вакцинации тогда, как считается, и заразилось огромное число людей).

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ? Из первых уст: ОТКУДА В ДИВЕЕВО КОРОНАВИРУС! А также: COVID-19, как и ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ВИРУС, быстро уничтожается… парами обычного СПИРТА или ВОДКИ!» — https://monomah.org/archives/23412.

«ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: Почему дивеевских монахинь привезли в Борскую ЦРБ? Правда ли, что настоятельница монастыря инокиня Сергия, которая ранее заставляла сестер принимать все документы и идентификационные номера, отказалась подчиниться п. Кириллу (Гундяеву) и провела открытое для народа богослужение на Пасху?!» — https://monomah.org/archives/23802.

«Православный» ковидо-богослов и вакцино-агитатор скончался после… прививки «Спутник»!» — https://monomah.org/archives/32006.

«ОЧЕНЬ ВАЖНО. Началось ли 3,5-летнее правление антихриста на Земле, часть срока которого, предположительно, должна быть ТАЙНЫМ, и какие важные признаки указывают на ЭТО!»- https://monomah.org/archives/31722.

«Большая перезагрузка» (The Great Reset) от глобалистов: мир уже не вернётся к докоронавирусной реальности! Об этом еще в начале «пандемической истерии» и карантинных «локдаунов» вещал представитель мiровой «закулисы» Генри Киссинджер!» — https://monomah.org/archives/26859.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться со следующим материалом: «Сценарий общемiровой диверсии в виде атаки коронавируса был выложен в интернете… еще 10 лет назад! ПОЛНОЕ СОВПАДЕНИЕ с тем, что происходит сейчас! Валентин Катасонов об ОПЕРАЦИИ «LOCK STEP», конечная цель которой — построение нового рабовладельческого общества на основе электронного концлагеря! Все это необходимо для воцарения ГРЯДУЩЕГО АНТИХРИСТА!»

Очень важное сообщение. У ЧИПИРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ МЕНЯЕТСЯ ДНК И ГРУППА КРОВИ!

Источник

Про Колю

блаженный коленька псково печерский монастырь

Когда на своем жизненном пути мы встречаем человека, неполноценного физически, в душе у нас рождаются разные чувства: это и сострадание, и какая-то внутренняя боль, и желание чем-то помочь – у кого какие. Но такие немощные люди сами часто бывают очень сострадательны и отзывчивы к чужой боли. По словам старца Паисия, те, кто переносит свои физические скорби и болезни с благодарностью Богу, приравниваются к мученикам и исповедникам.

У Николая, или просто Коленьки, как его называли многие прихожане Константино-Еленинского собора, был диагноз – ДЦП. Ходить ему было очень нелегко, тем не менее каждый день он с большим трудом добирался до собора, молился на Литургии, а иногда оставался и на вечерню. Каждое всенощное бдение обязательно молился в храме.

Его появление в соборе всегда сопровождалось шепотом прихожанок: «Коля, Коленька пришел…» И каждая старалась подать ему копеечку или пряник с конфетой.

– Помолись за внучку, поехала учиться…

– Помяни тяжкоболящую Елену, мою свекровь…

– Коленька, помолись за сына, пьет он…

Это все сообщалось ему шепотом, и на каждую такую просьбу он кивал в ответ и говорил: «Спаси, Господи». Причем кивал не быстро, не с важностью, а сосредоточенно-смиренно, и, глядя на него, можно было быть уверенным: не забудет, помолится, помянет грешных, страдающих, заблудших. Все дары и приношения Коленька брал без ложной скромности, но что-то никогда не было видно, чтобы он ел конфеты или хотя бы сушки.

Перед Литургией Николай обходил все иконы в храме и расцеловывал их так, как будто он встречался с самыми родными и близкими людьми; молился, истово крестился, а после окончания службы выходил в церковный двор и садился на лавочку. Здесь его снова окружали с просьбами помолиться, в основном те, кто не успел попросить о молитве на службе. В течение нескольких часов он сидел на лавочке, и в это время к нему вновь и вновь подходили люди, что-то подавали, просили помолиться, просто здоровались с ним. Этот человек, совершенно невзрачный, ничем не привлекательный, убогий, притягивал к себе людей как магнит – это было удивительно. Еще удивительней был тот факт, что посещавшие собор люди, подходя к Коленьке поздороваться «вместе со всеми», то есть в первый раз, в ответ на приветствие: «Здравствуй, Коленька!» – могли услышать ласковое: «Здравствуй, Мариночка», например. Да, Николай нередко называл по имени незнакомых людей. Бывало и так, что он невзначай говорил человеку несколько слов, и эти слова служили ответом на вопрос, долгое время мучивший того человека. Это в основном не вызывало удивления у прихожан собора, многие уже знали, что Николаю Господь нередко открывает Свою волю.

Просили молитв у Коленьки и священники. На вопрос: «Почему?» – отвечали: «Он много страдал»

Просили молитв у Коленьки не только бабушки, но и священники, монахи. На первый взгляд было непонятно, почему служители алтаря Господня просят молитв у скромного убогого прихожанина, но их ответ всегда был прост: «Николай много страдал». А страдал он действительно немало.

Жизнь Коленьки была полна мученичества. Его мама погибла по вине близкого человека, с которым Николай был вынужден совместно проживать всю оставшуюся жизнь. Этот факт он воспринимал с полной покорностью воле Божией. Часто Коленька ходил на могилу матери, молился там. Однажды компания ребят проходила по кладбищу мимо того места, где он молился. Парни толкнули Николая, а он, не удержавшись на ногах, упал лицом на пики могильной ограды. Так он лишился глаза.

Бывали такие периоды, когда Коле становилось очень трудно ходить. Он не мог удержать равновесие при ходьбе и неоднократно падал на улице. Добрые люди поднимали его, ставили на ноги, а он, пройдя определенное расстояние, вновь падал, его вновь поднимали, и таким образом он продолжал свой путь в храм. Придя в собор, он в изнеможении садился на скамейку, и было заметно, что ему очень тяжело. Но вот заканчивалась служба, и Коленька, отдохнув в церковном дворе, отправлялся в обратный путь. Бывало и так, что, когда он прикладывался к иконам, из-за того, что надо было сделать от иконы шаг назад, он терял равновесие, начинал падать, хватался за подсвечник, падал вместе с ним, а сверху на Колю сыпались горящие свечи и лилось масло из лампады. Он смущенно поднимался с помощью подоспевших прихожан, поправлял одежду и продолжал свою молитву. Без тени ропота, упрека и обиды на Того, Кто создал его именно таким.

Проходили годы, прихожане собора и батюшки и монахи по-прежнему просили Коленьку о молитве, которая считалась особо ценной в очах Божиих. Но однажды зимой Николай пропал. Он долгое время не появлялся в храме. Усердные прихожане сходили к нему домой, и выяснилось, что и дома Колю тоже давно потеряли. Родственники подали в розыск. В соборе начали усердно молиться о без вести пропавшем Николае.

Батюшка почувствовал, что пропавший Николай здесь, в алтаре – и понял: сегодня 40 дней со дня его кончины

После Рождества Христова священник, из числа тех, кто просил Коленьку о молитве и в свою очередь молился за него, вынимал частицы перед началом Литургии, и в этот момент он почувствовал, что Николай стоит рядом с ним здесь, в алтаре. И тогда батюшка каким-то неведомым ему образом понял: сегодня 40 дней со дня кончины праведника. Священник рассказал об этом чудесном явлении собратьям, и, посоветовавшись, решили все же поминать Николая о здравии, так как у Бога все живы.

Весной, когда начали таять высокие снежные сугробы, тело Николая было обнаружено в лесополосе за городом. Судебная медэкспертиза восстановила картину мученической кончины Коленьки. Зимой он был сбит машиной, но остался жив. В бессознательном состоянии его отвезли в лесополосу, где он скончался от травм и мороза. Тело его вмерзло в сугроб.

Такой мученической смертью закончилась мученическая жизнь праведного Николая, который явился перед Богом «яко злато, в горниле искушено» (Прем. 3: 6). Его примером Господь показал нам, что для любящих Бога нет препятствий в богоугождении. Физически немощное тело – не преграда горячей во Христе душе. Жизнь Коленьки дала нам понять, что в основе оправдания себя в том, что не всегда так просто бывает ходить в храм, выстаивать службы, молиться, лежит только наше саможаление. «Все могу во укрепляющем меня Христе» (Флп. 4: 13), – говорит апостол Павел, и подтверждение его слов Господь явил нам в жизни человека, который не только душой, но и своим убогим и немощным телом всегда стремился к Богу.

Источник

В Псковско-Печерском монастыре после прививки скончался блаженный Коля

блаженный коленька псково печерский монастырьблаженный коленька псково печерский монастырьблаженный коленька псково печерский монастырь

Дайте оценку данной проблеме.

25.06.2021 г. Скончался в Псковско-Печерском монастыре после прививки блаженный Коля — Николай Анатольевич Олимпов, 24.03.1952 г.р. Ему было 69 лет.

Архиерей Тихон Шевкунов обязал всех вакцинироваться. Сообщают, что Коля вышел из прививочного автобуса и упал. Скончался на пятый день после второго укола.

Обновление на 13.09.21:

Митрополит Псковский и Порховский Тихон прокомментировал информацию об отце Николае, который тяжело заболел коронавирусом после прививки и вскоре скончался.

Он заявил, что является сторонником вакцинации и считает ее «великим благом». Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей, о своем отношении к этому вопросу он рассказал во время пресс-конференции 12 сентября.

Он также пояснил, что благословил служить на улице для того, чтобы уменьшить риск заражения коронавирусом. При этом в Псково-Печерском монастыре, по его словам, действительно действует ряд ограничений, но касаются они не тех, кто не сделал прививку, а тех, кто болен COVID-19, их изолируют.

Соболезнования родным и близким.

*На данном сайте не устанавливаются причинно-следственные связи между вакцинацией и смертью пациента, связи устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Официальных заявлений департаментов здравоохранения по данному случаю не поступало.

Информация получена из интернет-сайтов и соцсетей и требует проверки.

Источник

Вдруг бабушка сказала: «Видеть попов не могу!» — как слова монаха совершили настоящее чудо

Приблизительное время чтения: 4 мин.

блаженный коленька псково печерский монастырь

Был Великий пост. На улице пахло весной, звенела капель, птицы щебетали на все лады будто бы в предчувствии Светлого Дня.

— Бабушка, а почему бы тебе не поисповедаться, не причаститься?

Несмотря на «келейные» молитвы, которые моя любимая бабушка каждый вечер возносила горячим шепотом перед иконой преподобного Серафима, в храме, сколько я ее помнила, бабуля бывала один раз в году — на Пасху — только для того, чтобы освятить крашеные яйца и куличи собственного изготовления. В кулинарном искусстве она была непревзойденная мастерица: пышные и легкие куличи тонко благоухали чем-то неземным и таяли во рту.

— Да кому исповедоваться — батюшки-то все мне во внуки годятся… — уклончиво ответила старушка.

— Ну, хочешь — найдем тебе пожилого батюшку, — предложила я.

— Видеть попов не могу… — вдруг с горечью ответила моя любимая и обычно сдержанная бабушка. Категоричный тон разговора не оставлял шансов на успех: похоже, я коснулась какой-то застарелой и глубокой раны, которая болела и о которой бабушка говорить не хотела. Я решила не продолжать…

Через некоторое время мне с друзьями-журналистами довелось паломничать в древний Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где еще принимал старец Иоанн (Крестьянкин). Нашу группу радушно встретил тогдашний наместник обители — архимандрит Тихон (Секретарев), сообщив, однако, что отец Иоанн болен, поэтому встреча со старцем, увы, не состоится. Пока мужчины обсуждали дальнейшую программу паломничества и беседовали «о высоком» с отцом-наместником, женщины и дети «на галерке» пили чай с монастырским вареньем.

В это время в приемную наместника заглянул старый худенький монах в простенькой, видавшей виды рясе без «опознавательных знаков». Из-под черной шапочки-скуфейки выбивались в разные стороны его седенькие волосы и выглядывали чудные глаза — ясные и лучистые, полные доброго света и одновременно — легкой иронии, затаенных «смешинок», которые вот-вот вырвутся наружу. Он незаметно обвел всю компанию взором-рентгеном и подошел к нашей «галерке».

— А ты, деточка, значит, журналист? — подсаживаясь ко мне, завел разговор старенький монах.

— Да, дедушка, — ответила я, не придумав лучшего обращения к монаху — столь простой и непритязательный был у него вид.

«Дедушка» без запинки выдал несколько цитат из Священного Писания о пророках и лжепророках, напоминавших, по его мнению, иных известных журналистов. При этом от монаха веяло такой радостью и теплом, что я немедленно вспомнила о родном мне человеке.

— Только в церковь не ходит, не хочет ни исповедоваться, ни причащаться, говорит: попов видеть не могу…

«Дедушка» весело и заразительно рассмеялся, ничуть не смутившись.

— А ты спроси свою бабушку, — сказал он, пряча улыбку в растрепанную бороду, — она дом продавала?

— Продавала, дедушка, — ответила я, вспомнив, что бабуля, и правда, недавно продала дом в деревне, и теперь сидела, как она выражалась, «в скворечнике» — кооперативной квартире многоэтажного дома.

— Справку она в сельсовете получала?

— Так вот, пусть представит себе: приходит она в сельсовет за справкой, чтобы дом продать, а там никого нет, один сторож, да и тот напился. Взял этот пьяный сторож печать, да на справку-то и поставил. Печать действительна?

— Так и скажи ей: печать действительна. Вот и в Церкви: печать-то действительна!

— Помолитесь о моей бабушке, рабе Божией Параскеве, — выдала я первую разумную фразу за все время нашего разговора.

— Хорошо, помолюсь, — согласился монах, извлекая из кармана потертый помянничек.

— Дедушка, а как Вас зовут?

— Монах Нафанаил, по хозяйству я тут, казначей…

Так я узнала, что беседовала с одним из Псково-Печерских старцев — архимандритом Нафанаилом (Поспеловым), казначеем обители, ее уставщиком, молитвенником и аскетом, «самым вредным монахом», крепко и скурпулезно державшим в своих руках финансы монастыря более полувека, о подвигах которого написал в «Несвятых святых» владыка Тихон (Шевкунов).

блаженный коленька псково печерский монастырь

…По возвращении домой я в деталях передала слова отца Нафанаила своей бабушке, которая, надо сказать, терпеть не могла морализаторства и весьма ценила добрую шутку. Выслушав наставление отца Нафанаила, бабушка тоже как-то тихо и радостно посмеялась… и впервые за много лет согласилась пойти в храм.

Несколько лет после этого она будет регулярно исповедоваться, причащаться и собороваться. Ее кончина окажется тихой и мирной, по-настоящему христианской. Вспоминая тот случай, я думаю: начни отец Нафанаил оправдывать и возвышать пастырей (может, и справедливо), на которых бабуля «смотреть не могла» — ее сердце только бы утвердилось в своей холодной правоте. А вот смиренное слово старца, его сочувствие и молитва, а также непоколебимая вера в «печать Церкви», призванной отпускать наши грехи, исцелили застарелую рану, тайну которой бабушка унесла с собой.

Впрочем, эта тайна уже не имеет никакого значения…

Источник

Куда подевались юродивые?

Недавно, поднимаясь по лестнице в редакцию сайта «Православие.Ру», я увидел висящие на стене фотографии, сделанные в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях в 1980-е годы. На одной из них были запечатлены мои старые знакомцы – юродивые странники Михаил и Николай. Михаил на две головы ниже своего соседа. В ширину – такой же, как и в высоту. В жилетке и с цилиндром на голове. Смотрит на нас хитро и весело. Под длинной поддевкой скрыты ноги, ненормально короткие при нормальном торсе. Николай – со склоненной влево головой, длинными свалявшимися волосами и с взглядом затуманенным и печальным. 30 лет назад встретив этот взгляд, я сразу понял: человек, смотрящий на другого человека такими глазами, очень далек от мира сего, и не надо пытаться его вернуть в суетную лукавую реальность.

блаженный коленька псково печерский монастырь

В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых.

В ту пору каждый молодой человек, особенно городского обличия и одетый не в поношенное советское одеяние полувековой давности, переступая порог храма, привлекал к себе внимание не только пожилых богомольцев, но и повсюду бдящих строгих дядей, оберегавших советскую молодежь от религиозного дурмана. Внимание к нашим персонам мы почувствовали еще у монастырских ворот: человек с хорошо поставленным глазом просветил нас насквозь и все про нас понял. Строгие взгляды я постоянно ловил и во время службы, но при отчитке несколько пар глаз смотрело на нас уже не просто строго, а с нескрываемой ненавистью. Были ли это бедолаги-бесноватые или бойцы «невидимого фронта» – не знаю, да теперь это и неважно. Скорее всего, некоторые представляли оба «департамента». Я был вольным художником, и мои посещения храмов могли лишь укрепить начальство в уверенности, что я совсем не пригоден к делу построения светлого будущего. А вот жена преподавала в институте и могла лишиться места. Так что мысли мои были далеки от молитвенного настроя.

Один пожилой мужчина изрядно смахивал на нашего знаменитого профессора – знатока семи европейских языков. Стоял он со спокойным лицом, сосредоточенно вслушиваясь в слова молитвы, и вдруг, услыхав что-то сакраментальное, начинал судорожно дергаться, мотать головой и хныкать, как ребенок от сильной боли. Рядом со мной стояла женщина в фуфайке, в сером пуховом платке, надвинутом до бровей. Она тоже была спокойна до определенного момента. И вдруг, практически одновременно с «профессором», начинала мелко трястись и издавать какие-то странные звуки. Губы ее были плотно сжаты, и булькающие хрипы шли из глубин ее необъятного организма – то ли из груди, то ли из чрева. Звуки становились все громче и глуше, потом словно какая-то сильная пружина лопалась внутри нее – с минуту что-то механически скрежетало, а глаза вспыхивали зеленым недобрым светом. Мне казалось, что я брежу: человеческий организм не может производить ничего подобного. Это ведь не компьютерная графика, и я не на сеансе голливудского фильма ужасов.

Но через полчаса пребывания в этой чудной компании мне уже стало казаться, что я окружен нашими милыми советскими гражданами, сбросившими маски, переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг на друга. Все происходившее вокруг меня было неожиданно открывшейся моделью нашей жизни с концентрированным выражением болезненного бреда и беснования. Так выглядит народ, воюющий со своим Создателем. Но люди, пришедшие в этот храм, кричавшие и корчившиеся во время чтения Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто остался за стенами храма, лишь тем, что перестали притворяться, осознали свое окаянство и обратились за помощью к Богу.

Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.

– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.

Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:

Уверенный в том, что мы последуем за ним, он повернулся и медленно пошел в гору по брусчатке, казавшейся отполированной после ночного дождя. Почти всю дорогу мы шли молча. Я узнал, что его зовут Николаем. Нам же не пришлось представляться. Он слыхал, как мы обращались друг к другу, и несколько раз назвал нас по имени.

Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.)

Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем.

Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной.

Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.

Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».

Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Возможно, принимал меня за бродягу-хипаря, заглядывающего в храмы. Таких хипарей было немало, особенно на юге. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался.

Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.

Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.

Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».

В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.

Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов. Те, очевидно, полагали, что происходят съемки фильма-фантасмагории, в котором герои из XVIII века оказались в центре современного европейского города.

Самая замечательная встреча с отцом Михаилом произошла в 1990 году. На Успение я пошел в Никольский храм и увидел его в левом приделе. Он сидел на своем неизменном стульчике. Николки с ним не было.

– Александр, чего я тебя этим летом нигде не встретил? – спросил он, глядя на меня снизу вверх хитро и задорно.
– Да я нынче сподобился в Париже побывать.
– В Париже? Да чего ты там забыл? Там что, православные церкви есть?
– Есть. И немало. Даже монастыри есть. И русские, и греческие.
– Да ну. И чего тебе наших мало?
– Да я не по монастырям ездил, а взял интервью у великого князя.
– Какого такого князя?
– Владимира Кирилловича, сына Кирилла Владимировича – Российского императора в изгнании.
– Ух ты. Не слыхал про таких. И чего они там императорствуют?

Я стал объяснять ему тонкости закона о престолонаследовании и попросил его молиться о восстановлении в России монархии. И вдруг Михаил ударил себя по коленкам обеими руками и закатился громким смехом. Я никогда не видел его смеющимся. Смеялся он, что называется, навзрыд, всхлипывая и вытирая глаза тыльной стороной ладоней.

Я был смущен и даже напуган:

– Что с Вами? Что смешного в том, чтобы в России был царь?
– Ну, ты даешь. Царь. Ишь ты. Ну, насмешил. Царь! – продолжал он смеяться, сокрушенно качая головой.
– Да что ж в этом смешного?
– Да над кем царствовать?! У нас же одни бандиты да осколки бандитов. И этого убьют.

Недавно я рассказал о том, что хочу написать о знакомых юродивых моему приятелю. Я описал ему Михаила и Николку.

– Да я их помню, – сказал он. – Они у нас несколько раз были. Ночевали при церкви.

Его отец был священником. Сам он ничего толком рассказать о них не мог, но обещал отвезти к своему отцу. К сожалению, и отец его не смог вспомнить какие-нибудь интересные детали.

– Да, бывали они в нашем храме. Но тогда много юродивых было. Сейчас что-то перевелись.

Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. Многое изменилось в наших храмах. Прежнее большинство бедно одетых людей стало меньшинством. В столичных церквях появились сытые дяди в дорогих костюмах с супругами в собольих шубах. Вчерашние насельники коммунальных квартир вместе с некогда счастливыми обладателями номенклатурных спецпайков выходят из церкви, приветствуют «своих», перекидываются с ними несколькими фразами и гордо вышагивают к «Мерседесам» последних моделей, чтобы укатить в свои многоэтажные загородные виллы…

Я не завидую разбогатевшим людям и желаю им дальнейшего процветания и спасения. Многие из них, вероятно, прекрасные люди и добрые христиане. Вот только когда я сталкиваюсь на паперти с чьими-то холодными стеклянными глазами, почему-то вспоминаю Николку с его кротким, застенчивым взглядом, словно просящим прощения за то, что он есть такой на белом свете, и за то, что ему очень за нас всех стыдно.

Где ты, Николка? Жив ли?

Александр Богатырев, 13 сентября 2010 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *