блаженство тела состоит в здоровье блаженство ума в знании

Лига выдающихся джентльменов Древней Греции

Поскольку древние эллины любили всякого рода соревнования и с почтением относились к людям здравомыслящим и проницательным, то неизбежно возникали споры о том, кто из эллинов самый умный и какой из городов может этим фактом гордиться. Благо выбирать было из кого. Разные античные авторы долгое время составляли длинные списки мудрецов, пока сам собой не установился консенсус из семи имен, признанных мудрейшими.

Таковыми стали Фалес из Милета, Солон из Афин, Питтак из Митилены, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты, Биант из Приены и Периандр из Коринфа. Было немало и других достойных, но число семь всем пришлось по душе, так что на нем и остановились. Все семеро были реальными историческими личностями и жили в 7- 6 веках до н.э. Это была эпоха войн, политических кризисов и социальных потрясений, в которых наши герои принимали самое непосредственное участие, обретя заслуженную славу и почет.

Сохранилось предание о том, что некий житель Милета заплатил рыбакам за их будущий улов. Рыбаки закинули сети и вместо рыбы вытащили золотой треножник. После долгих споров о том, кому он должен достаться покупатель и рыбаки обратились к дельфийскому оракулу и получили ответ «отдайте мудрейшему из греков». Треножник вручили Фалесу, но тот сказал: «Самый мудрый не я» и отправил его Бианту, Биант передал треножник Питтаку, Питтак – Клеобулу, Клеобул – Периандру, Периандр – Хилону, Хилон – Солону, а Солон – обратно Фалесу. Тогда Фалес отправил треножник обратно в Дельфы с надписью «Аполлону от Фалеса, дважды признанного мудрейшим среди эллинов».

Фалес был потомком древнего финикийского рода, издавна осевшего в Милете – крупнейшем торговом и культурном центре Ионии. Впоследствии Милет будет разрушен персами, но во времена Фалеса город процветал и как магнит притягивал к себе купцов и любознательных путешественников. Фалес был одной из достопримечательностей города и многие приезжали в Милет, чтобы просто поговорить с ним. Ему задавали каверзные вопросы, он отвечал так, что его ответы цитировали по всей Элладе.

В молодости Фалес был купцом и объездил много стран. Он долго жил в Египте, где учился математике и астрономии. Воспользовавшись знанием многовековых наблюдений египтян за солнцем и луной, Фалес прославился предсказанием солнечного затмения в 585 году до н.э. Он научил греков пользоваться египетским календарем и доказал несколько геометрических теорем. Первым из греков он использовал математику в изучении движения небесных тел.

Благодаря дружбе с милетским тираном Фрасибулом Фалес оказывал значительное влияние на политику Милета. Он решительно выступил против военного союза с Лидией, хотя и помогал лидийскому царю Крезу. В частности, Фалес построил плотину и водоотводный канал на реке Галес, чтобы дать возможность переправится лидийским войскам. Персидский царь Кир разгромил лидийцев, но не тронул нейтральный Милет. Таким образом, Фалес фактически спас родной город от порабощения.

Умер Фалес в преклонном возрасте на трибуне стадиона во время спортивных соревнований.

Солон, знаменитый афинский политик, поэт и законодатель по рождению был потомком царского рода, по политическим убеждениям умеренным демократом, а по характеру человеком деятельным и решительным. При этом он не раз проявлял достойную удивления проницательность.

Свои незаурядные способности политика Солон проявил еще в молодости, когда дерзко нарушил закон, запрещающий афинянам под страхом смертной казни призывать к войне за остров Саламин, отошедший Мегарам после поражения Афин в войне. Солона запрет не смутил, он надел на голову венок и отправился на городскую площадь. Там он разыграл целое представление, изображая охваченного безумным порывом стихотворца, и продекламировал элегию собственного сочинения, в которой были такие слова:

«На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор».

Народ, вдохновленный этим выступлением, решительно поддержал поэта. Закон был отменен, а Саламин отвоеван. После войны Солон блестяще отстоял права Афин на Саламин в третейском суде Спарты. Он был инициатором успешной войны за права паломников свободно посещать Дельфийский оракул, и организовал победоносный поход афинян на Херсонес Фракийский.

Получив должность архонта, Солон провел целый ряд важных реформ, заложивших основу последующего процветания Афин. Он запретил продажу афинских граждан в рабство за долги, отменил сами долги и добился выкупа за государственный счет уже обращенных в рабство.

Солон учредил суд присяжных, унифицировал систему мер и весов и провел денежную реформу. Одним из самых важных стал его закон о свободе распоряжения имуществом. То есть владелец земли, дома, мастерской и т.д. мог их заложить, продать, разделить или завещать кому угодно по своему усмотрению. Для той эпохи это были просто революционные решения, давшее мощный толчок экономике.

Биант прославился защитными речами на судебных заседаниях далеко за пределами своей родной Приены. В Греции была даже такая поговорка «если уж судиться, то на приенский лад», то есть суд должен быть занимательным для зрителей и справедливым для участников. О жизни Бианта известно не так уж много. Его судебные речи не были записаны, однако сохранилось немало цитат, которые свидетельствую о незаурядном уме и наблюдательности Бианта.

Сохранилась забавная история о том, как Биант обвел вокруг пальца лидийского царя Алиатта, который надумал захватить Приену и осадил город. Биант раскормил двух мулов и подстроил так, чтоб они сбежали из города. Подумав, что в городе большой запас продовольствия и осада может сильно затянуться, Алиатт направил в Приену посла для переговоров. Узнав об этом, Биант распорядился насыпать на городской площади большие кучи песка, а сверху присыпать их зерном. Посол увидел эти фальшивые запасы зерна и сообщил о них царю. Алиатт решил не тратить время понапрасну, осада была снята.

Питтак был мельником в Митилене, главном городе острова Лесбос. Несколько десятилетий на острове длилось противостояние между аристократами и демосом, который закончился государственным переворотом, одним из организаторов которого был Питтак. Многие аристократы были изгнаны с острова. В числе эмигрантов оказалась и знаменитая поэтесса Сафо, которой пришлось на десять лет уехать в Сицилию.

Однажды к Питтаку за советом обратился один юноша: «У меня на примете есть две девушки. Одна из знатного рода, вторая происходит из моей среды. Какую из них мне выбрать в жены?». Питтак указал своим посохом на играющих мальчишек и сказал: «Послушай, о чем они говорят». Молодой человек подошел к мальчишкам и услышал, как один из них говорит своему товарищу: «Не за свое не берись!». Сам Питтак, по слухам, был не очень счастлив в браке, поскольку был женат на высокомерной аристократке.

Умер Питтак в глубокой старости. На его могиле написано

Как неутешная мать рыдает о сыне любимом,
Плакал, Питтак, о тебе Лесбос, угодный богам.

Клеобул, потомок древнего аристократического рода, был тираном Линда, крупного порта на острове Родос. В те времена тиранами назвали правителей, которые пришли к власти не в результате выборов или по праву рождения, а захватили ее силой. Обычно тиранов, мягко говоря, недолюбливали, но Клеобул оказался удивительным исключением.

В молодости он занимался торговлей и двенадцать лет прожил в Египте, где обучался наукам и получил посвящение в таинства у египетских жрецов. Вернувшись на родину, Клеобул захватил власть в Линде и правил около пятидесяти лет. Этот тиран остался в памяти потомков как добродушный, жизнерадостный и проницательный человек, склонный к некоторым чудачествам, таким как сочинение элегий, эпитафий и загадок, которые придумывал в соавторстве со своей дочерью Клеобулиной. Даже для той славной эпохи, когда неординарных личностей хватало с избытком, Клеобул был весьма экзотическим персонажем.

Правитель из него получился отменный – при Клеобуле Линд процветал, а жители города относились к нему с симпатией и уважением. За все пятьдесят лет правления не было предпринято ни единой попытки свергнуть тирана, хотя он был большим любителем путешествий и порой надолго отлучался с острова. Сохранилось несколько произведений, которые свидетельствуют о несомненном поэтическом даре Клеобула. Но гораздо больше он прославился как автор коротких изречений, которые знал наизусть каждый образованный грек.

Клеобул умер в глубокой старости. Жители Линда почтили его память такой эпитафией:

О мудреце Клеобуле скорбит великою скорбью
Линд, отчизна его, в море вознесшийся град.

Периандр, тиран Коринфа был личностью противоречивой. Он осуждал корысть, но сам был одним из богатейших людей Греции. Он посвятил всю свою жизнь процветанию родного города, но не смел выйти из дворца без отряда охраны. Он жаждал любви и признания народа, но правил сурово и беспощадно. Им восхищались чужеземцы, его боялись сограждане.

Власть досталась Периандру в наследство от отца, который так же был тираном. Правление Периандра было более чем успешным. Именно он превратил Коринф в один из богатейших городов Эллады. Он провел денежную реформу, расширил свои владения успешными войнами, наладил сухопутную переправу кораблей через Коринфский перешеек. При нем так расцвела торговля, что он смог отменить все налоги кроме портовых сборов. Он обустроил две гавани – в Коринфском и Сароническом заливах, которые превратили Коринф в центр всей средиземноморской торговли. Он был покровителем искусств и ремесел, но любви народа добиться так и не смог.

Жители города считали его власть незаконной. Периандр знал об этом и держал народ в страхе. Его охраняли двести наемников, набранных в других городах. Он запретил все собрания и праздники, опасаясь большого скопления людей. Пытаясь приучить народ к добродетели, он запретил куплю-продажу рабов и предметов роскоши, а так же внебрачные связи, что возмутило всех свободных граждан. Его терпели лишь потому, что он был силен.

Почему такой человек попал в список мудрейших из греков? Наверное, потому, что Периандр и в самом деле был человеком выдающегося ума. Он воспринимал свое тиранство как тяжелый, но неизбежный рок. Он стремился к покою и добродетели, но трезво понимал, что для него они недостижимы. На вопрос, почему он остается тираном Периандр ответил: «Отречение так же опасно, как низложение».

Периандр правил сорок лет и умер, достигнув восьмидесятилетия. Он распорядился захоронить себя в тайном месте, чтоб никто из врагов не мог осквернить его могилу.

Хилон был первым спартанским эфором, то есть, говоря современным языком, кем-то вроде генерального прокурора. Спарта имела уникальное по своеобразию государственное устройство. В ней правили два царя, пять выборных эфоров и совет старейшин. Причем все ветви власти жестко контролировали друг друга. Одним из организаторов этой сложной системы считают именно Хилона.

О его жизни известно не так уж много. Есть скупые упоминания о том, что однажды Хилона изгнали из Спарты, и некоторое время он был вынужден скитаться. Он происходил из царского рода и, не считая легендарного Ликурга, был, пожалуй, единственным из спартанцев, вошедших в историю благодаря своему выдающемуся уму. Многие полагают, что именно Хилон превратил отсталую, архаичную Спарту в могучее и уважаемое государство. Причем, сделано это было исключительно за счет умелой дипломатии.

После двух Мессенских войн, в которых спартанцы поработили и превратили в рабов своих же соплеменников-дорийцев, репутация Спарты оказалась изрядно подмоченной. Государство спартанцев оказалось в окружении враждебно настроенных соседей, что при его весьма скромной экономике грозило большими проблемами. Первое что сделал Хилон для исправления ситуации – это развернул мощную пропагандистскую компанию, причислив к предкам спартанцев легендарных ахейских героев. Целью этой компании было доказать соседям, что спартанцы для них не иноплеменники, а чуть ли не близкие родственники.

Дальше – больше. Хилон провозгласил, что главная цель Спарты – это борьба с тиранией, после чего было организовано несколько военных акций против нескольких мелких полисов, в которых спартанцы сместили тиранов и передали власть местной аристократии. Все это быстро переломило отношение греков к Спарте и принесло ей репутацию поборника справедливости и всеобщего блага.

Затем Хилон активно занялся дипломатией, уговаривая соседей к военно-политическому сотрудничеству. Результатом его усилий стал Пелопоннеский союз, превративший Спарту в самое влиятельное и авторитетное государство на Пелопоннесе. Сильная армия Спарты плюс развитая экономика Коринфа и других городов сделали Пелопоннеский союз серьезной политической силой. Так стараниями Хилона провинциальная Спарта за несколько десятилетий превратилась в важнейший центр античной геополитики.

Когда Хилона приглашали на пир, он подробно расспрашивал обо всех, кто будет на пиру, говоря так: «С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту, и в шатре. Но в застолье сходиться с кем попало, не позволит себе никакой разумный человек».

Умер Хилон в весьма почтенном возрасте, не пережив радостного известия, что его сын стал олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Древние греки настолько уважали своих мудрецов, что высекли их изречения в самом священном месте – на стене храма Дельфийского оракула, дабы все паломники могли приобщиться к мудрости. А запомнить их нам поможет стих неизвестного античного автора:

Источник

Блаженство тела состоит в здоровье блаженство ума в знании

Владимир Николаевич Зубков (ред.) Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей

блаженство тела состоит в здоровье блаженство ума в знании

FineReader 6.0 Sprint

«Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей»: АСТ: Астрель: Хранитель; М.; 2010

ISBN 978-5-17-066024-7, 978-5-271-27235-6, 978-985-16-1879-4

В данной книге собрано 12000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещены Именной и Предметный указатели. В Именном указателе в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. В Предметном указателе собраны все определяемые понятия и номера раскрывающих их афоризмов. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

Мудрость тысячелетий от А до Я.Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.– сост. В. Н. Зубков.

В данной книге собрано 12 000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Чело­век и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещен Именной указатель, где в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.

За аутентичность цитат ответственность несет автор-составитель.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

1. Абсолютная справедливость так же недостижима, как и абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть её, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в неё. А. Н.

3. Абсурд — мнение, явно противоречащее тому, что мы думаем на этот счёт сами. А. Бирс.

4. Абсурд — это логика сердца. Ж. деЛеспинас.

5. Автобиография — вымышленная история, написанная человеком, отлично знающим факты. А. Н.

6. Автобиография — редкая возможность поведать всю правду о наших знакомых. Ф. Гедалла.

7. Автоматизация — старания мужчин упростить работу настолько, чтобы её могли делать женщины. А. Н.

8. Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин. Марлен Дитрих.

9. Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. И. Ильф и Е. Петров.

10. Авторитет и дружба — вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство — условие дружбы. В. Белинский.

11. Авторитет церкви заключается в способности служителей Бога с помощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений. П. Гольбах.

12. Агрессивность — чрезмерная активность в чужой сфере интересов. В. Зубков.

13. Ад — место, где десять заповедей преследуются по закону. Г. Менкен.

14. Ад — место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала. Л. Левинсон.

15. Ад — это жизнь с этим телом, которая всё же лучше, чем небытие. А. Камю.

16. Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит. Св. Тереза.

17. Ад — это первая, неудачная попытка сотворения рая. В. Тшаскальский.

18. Адвокат — трупный червь: он живёт чужой юридической смертью. На основании закона так же легко убивают человека, как и по позыву произвола. Только в последнем случае поступок сознаётся как преступление, а в первом — как практика права. В. Ключевский.

19. Адвокат — человек, который помогает вам получить всё, что ему причитается. Л. Питер.

20. Адвокат: человек, способный найти тринадцать лазеек в десяти заповедях. А. И.

21. Администрация — грязная тряпка для затыкания дыр законодательства. В. Ключевский.

22. Азарт — это когда человека бросает то в жар, то в холод от безрассудного поступка. В. Зубков.

23. Азартная игра — это дитя скупости, сестра несправедливости, мать злого умысла. Д. Вашингтон.

24. Акселерация: девочки становятся женщинами, не успев стать девушками. А. Давидович.

25. Аксиома — это истина, на которую не хватило доказательств.

26. Аксиома жизнерадостности: мы не потому смеёмся, что нам весело, а нам потому и весело, что мы смеёмся. У. Джеймс.

27. Акт — аккуратная кража товаров. Российский фольклор.

28. Акт насилия есть жест слабости. И. Бердяев.

29. Актёр подобен скульптору, ваяющему статую из снега. М. Баррес.

30. Актёр — человек, который называет свой истинный возраст только в военное время. П. Виктор.

31. Актёр — это говорящая труба из плоти и костей, через которую автор обращается к публике. М. Сафир.

32. Актёры напоминают детей, остановившихся в своём развитии. И. Аджани.

34. Актёрская техника состоит в том, чтобы актёры не сталкивались друг с другом на сцене. А. Н.

35. Активность и уныние трудно совместимы. К. Боуви.

36. Акцент — это душа языка, он придает ему не только чувство, но и достоверность. Ж.Ж. Руссо.

37. Акционеры — глупый и наглый народ. Глупый — потому что покупают акции, наглый — потому что ещё хотят получить дивиденды. К. Фюрстенберг.

38. Алименты — выкуп, который счастливцы платят дьяволу. Г. Менкен.

39. Алименты — налог на грех. А. Н.

40. Алкоголизм — это визитная карточка безволия. Д. Волкогонов.

41. Алкоголизм — это порождение варварства — мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон.

42. Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В. Бехтерев.

43. Алкоголик — человек, которого губит выпивка и отсутствие выпивки. А. Н.

44. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский.

45. Алкоголь — налог, который устанавливает правительство на недалёких, безвольных граждан. В. Зубков.

46. Алкоголь — поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар.

47. Алкоголь — самый заклятый враг будущности человеческого рода. О. Форель.

48. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь». А. Н.

49. Аллергия — это огромный мешок, в который запихнули десятки разных болезней. Э. Завиша.

50. Алчность есть преступное желание чужого. Цицерон.

51. Алчность есть род близорукости. Г. Форд.

52. Алчность — наиболее яркое проявление синдрома жадности. В. Зубков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *