блог технология в обучении иностранному языку

Блог-технология в обучении иностранному языку

Блог-технология в обучении иностранному языку

Блог-технология (от англ. blog или weblog) – это одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать личную страничку в виде дневника или журнала. Блог обычно создается и модерируется одним человеком, который по желанию может размещать как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может выразить свою реакцию на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив там комментарии. Блоги имеют линейную структуру. Это значит, что все сообщения располагаются хронологически (одно за другим).

Блоги создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством. Дидактические свойства и методические функции блог-технологии, которые должны учитываться при разработке методики обучения иностранному языку посредством блог-технологии, представлены ниже.

Дидактические свойства и методические функции блог-технологии в обучении иностранному языку

1. Публичность. Ввиду того, что содержание конкретного блога может быть доступно любому участнику Интернет-проекта, независимо от того, где он находится, данная технология может использоваться для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке и организации внеаудиторной групповой учебной деятельности учащихся и студентов, направленной на развитие аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), а также социокультурной и межкультурной компетенций.

2. Линейность. Информация (текстовая, фото-, видео-, аудио-) в блоге размещается в хронологической последовательности.

3. Авторство и модерация. Автором блога может являться как модератор блога, так и другие лица. Модератор координирует размещение материалов (текстовых, графических, аудио, видео) в нем другими пользователями сети. При необходимости он может удалить материал, не отвечающий каким-то критериям. В методических целях блог-технология может использоваться для развития видов речевой деятельности в индивидуальной и групповой формах работы обучающихся.

4. Мультимедийность. Блог-технология позволяет использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала). Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материала при написании эссе, рецензий, обзоров, отзывов на основе блог-технологии.

В данном проекте описывается блог учебной группы. В отличие от личных блогов обучающихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся / студентов размещаются на одной странице последовательно. Это значительно облегчает знакомство с мнениями друг друга и стимулирует обсуждение.

При работе с блогом учебной группы обучающиеся развивают следующие умения.

Умения письменной речи:

Применение блогов в обучении иностранному языку может спо- собствовать:

Источник

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

блог технология в обучении иностранному языку

БЛОГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

-действия по извлечению информации;

-способность ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

-способность делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т.д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3) продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.)

2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.)

3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.)

4) мультимедийные презентации.

При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Таким образом, инновационные технологии, которые мы сегодня рассмотрели, существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

Блоги в обучении иностранных языков

Самопрезентации. Узнав о том, насколько легко вести блог, многие пользователи Интернет предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует целый класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора: прозы, стихов, публицистики, фотографий, рисунков и других творческих результатов своей деятельности, с которыми авторы хотели бы поделиться с другими. Помимо информации о личности автора, в ряде случаев это связано с поиском работы, с предложением услуг, с информацией о готовящихся событиях с участием автора (например, блоги звезд шоу-бизнеса).

Саморазвития и/или рефлексии. Эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность авторам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. При этом подлинная фамилия и имя учредителя дневника может быть скрыта под псевдонимом («ником» по терминологии пользователей Интернет). Некоторые авторы в опросах отмечают, что публичность блога вынуждает их более грамотно и логично структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять переживаемые события – при изложении своей проблемы или идеи в письменном виде становится легче анализировать ситуацию.

Функция мемуаров. Как и традиционный бумажный дневник, блог может осознаваться как место для записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией люди полагают, что ведут дневник для того чтобы записывать что-то, что хочется помнить и о чем можно будет подумать позже. Иными словами, авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

Для обучения английскому языку существуют несколько типов блогов:

— Веблог, созданный учителем для учеников. Создание его определяется следующими целями:

1) ежедневная практика чтения. Материал, для чтения на уроках ученики зачастую считают скучным, трудным. Текст, написанный же учителем весьма интересный для учеников, так как только учитель знает своих учеников настолько хорошо, что бы знать что им нужно. Более того написанный текст достаточно короткий, тем самым заставляя учеников искать более полную информацию через ссылки, оставленные учителем, что способствует исследованию вебсайтов учениками.

2) интерактивный обмен информацией в формате блога. В конце каждого блога любой может оставить свой комментарий или мнение, замечание, что способствует интерактивному общению всего класса.

3) обеспечение учеников дополнительной информацией: расписание, напоминание о домашней работе, задание и т.д.

4) ресурс ссылок для самообучения учеников. На стороне веблога могут быть расположены списки ссылок для дополнительного обучения. Это могут быть ссылки с новостями на английском языке, видео- и аудиоматериалами, интерактивные вебсайты и т.д.

— блог, созданный либо одним учеником, либо группой. Создание такого блога провоцирует учеников искать дополнительный материал, сайты к создаваемым ссылкам, тем самым блог является мини-проектом, тем самым провоцируя самообучение, самостоятельность и ответственность учеников. Такой блог интерактивен, так как ученики могут через блог общаться, а именно: обсуждать прочитанные материал, оставлять свои какие-то комментарии, предложения, высказывания и т.д. Так же блог может использоваться для практики письма при его создании. Ученический веблог отражает интересы учеников, их мнения по прочитанному тексту, понимание, что помогает учителю организовать дальнейшую деятельность на уроке.

Всеобщий обмен мнениями среди родителей, учителей, учеников, представителей других школ и классов не только нашей страны, но и со всего мира – не только огромная мотивация со стороны учеников, но и «окно в мир» для учеников для повышения их жизненного опыта. Обмени мнениями, опытом среди школ полезно и для учителей, так как обмен опытом помогает лучше организовывать уроки.

Анализ публикаций позволяет выделить следующий перечень проблем,

возникающих при внедрении блогов в учебный процесс:

— для работы с блогами необходима определенная материально-техническая база (стабильный и, по возможности, скоростной Интернет);

— блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить блог в традиционную классно-урочную систему;

-необходимо продумывать долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный процесс, работа в блоге должна пересекаться с системой обычных заданий;

— учащиеся не всегда достаточно мотивированы, чтобы осваивать новый и

непривычный для них вид работы;

— работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной

-работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной программе;

-блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания;

По наблюдениям педагогов, активно использующих образовательные блоги,возможность публикации письменных заданий изменяет отношение учащихся к их выполнению. С одной стороны, размещение комментария, ответа на задание, эссе в блоге или на сайте предполагает внешнюю оценку и, возможно, критику со стороны не только учителя, но и одноклассников и/или других читателей. Поэтому учащиеся более внимательно относятся к выбору слов и аргументов, к оформлению ответа, стремятся более качественно выполнить задание. С другой стороны, как показывает наш собственный опыт, существует и противоположная тенденция: отдельные учащиеся с большой неохотой работают в блоге, не желая выносить результаты своей работы на

всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. Такие учащиеся выражают согласие вместо записи в блоге использовать более закрытую электронную почту. По нашему мнению, преодоление психологического барьера старого стереотипа педагогически необходимо с точки зрения развития личности учащегося и его готовности к жизни в информационном обществе. В ряде случаев доступ к блогу можно предоставить с ограничением, например, только для данной группы пользователей.

Заключение

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Особенностью использования Интернет – ресурсов при обучении грамматики иностранного языка является то, что до проведения урока, следует продумать ход урока, подобрать подходящие задания на данную тему, найти сайт в Интернете, который соответствует всем требованиям и проанализировать его с точки зрения методики, продумать сложности которые могут возникнуть у учеников при выполнение заданий.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

блог технология в обучении иностранному языкублог технология в обучении иностранному языку
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

« Интеграция блог- технологий в процесс обучения иностранным языкам»

Автор: Кашурникова Татьяна Анатольевна

Учитель английского языка

Введение…………………………………………………………………3 блог технология в обучении иностранному языку

Педагогический эксперимент по внедрению блога в процесс

обучения. Создание персонального блога учителя…….…………15

Использование современных информационных технологий в образовании имеет сравнительно небольшую историю. Открытие сети Интернет для гражданского пользования создало новое поле для исследований по использованию новых Интернет-технологий в обучении различным дисциплинам, включая иностранный язык.

Практическое владение иностранными языками становится в наше время не просто признаком хорошего воспитания, а жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности, более свободный, чем раньше доступ к научно-технической, политической, экономической и прочей информации, широкое внедрение информационных технологий предполагают необходимость практического владения хотя бы одним иностранным языком. Отсюда актуальность проблемы повышения эффективности массового обучения иностранным языкам в школе, как базовому уровню, на основе которого возможно дальнейшее совершенствование владения иностранным языком.

— отсутствие условий для дифференциации и индивидуализации обучения;

— недостаточная активность обучаемых в ходе классных занятий;

-отсутствие эффективного управления учебно-познавательной деятельностью, то есть оперативной обратной связи;

— снижение мотивации обучения у учащихся уже на втором году обучения.

Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения, немалую роль играют:

— отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний;

— обособленность предметных курсов, слабые межпредметные связи.

Таким образом, одной из главных причин снижения мотивации учения и, как следствие, недостаточного владения учащимися иностранным языком, является отсутствие потребности в практическом его применении в повседневной жизни, что возможно лишь при наличии контактов с носителями языка и иноязычной культурой. В свою очередь, для формирования подлинно коммуникативных навыков и умений также необходима языковая среда.

В результате лишь некоторые учащиеся овладевают соответствующими навыками общения (как устного, так и письменного) на иностранном языке и это значительно повышает их шанс на занятость в надвигающемся рынке рабочей силы.

В настоящее время с внедрением в школьную практику средств новых информационных технологий (СНИТ) появилась реальная возможность решения этих сложных и актуальных проблем методики преподавания иностранных языков.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска более совершенных методов и средств повышения мотивации изучения иностранных языков, формирования потребности в использовании ИЯ как средства общения, повышения эффективности практического овладения иностранным языком.

Проблема исследования: создание обучающей языковой среды, обеспечивающей формирование потребности общения на иностранном языке.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку на уроке и во внеурочное время.

Предмет исследования: 1. методические подходы к созданию блогов и организации совместной работы над ними учащихся и учителя; 2. разработка блога и его использование в качестве помощи учащимся и родителям во внеурочное время.

Цель исследования: создать среду, позволяющую учащимся и родителям обсуждать трудности изучения английского языка, тем самым сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и потребность в использовании ИЯ для решения разнообразных коммуникативных задач.

1. проанализировать литературу по проблеме использования блогов в школьном образовании за рубежом;

2. обобщить имеющийся опыт использования блогов в отечественной школе;

3. определить роль и место блогов в обучении иностранным языкам;

4. разработать собственный блог для обучения английскому языку;

1. анализ педагогической, психологической, методической литературы;

2. педагогические наблюдения;

3.анкетирование, беседы, интервью;

4. педагогический эксперимент;

Методологической основой исследования послужили: теория проблемного обучения (И.А. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), концепция коммуникативного метода обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, S.J.Savignon), концепция дистанционного обучения (Е.С. Полат), концепция личностно-ориентированного подхода (И.Л. Бим).

Теоретический вклад и новизна:

1. показаны реальные пути общения неформального общения учителя и ученика при обучении иностранным языкам, на основе которого становится возможным формировать потребность в общении на иностранном языке, внутреннюю устойчивую мотивацию к изучению иностранных языков, реализовать подлинно коммуникативный подход к обучению иностранному языку;

2.определены методические свойства и функции блогов при обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе;

3.определена социальная и коммуникативная значимость их использования в системе обучения ИЯ;

Практическая значимость : 1.создан блог для помощи в изучении ИЯ и методика его использования, которая включает в себя методические рекомендации для учителя и рекомендации для учащихся. Предлагаемый пакет может быть использован в школьной практике как учителями английского языка, так и учителями по другим школьным дисциплинам;

2. разработаны теоретические основы использования блогов в преподавании ИЯ, практические рекомендации, которые могут стать частью курса методики обучения ИЯ школах.

Понятие блога. Учебный блог, его функции и виды.

Блог сегодня – личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой же посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив на блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру.

Это значит, что все сообщения располагаются в хронологическом порядке. Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета, т. к. создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством. По сложившимся объективным причинам в период с 1990-х гг. по настоящее время подавляющее большинство исследований по использованию блогов в обучении иностранному языку было проведено в США и странах Западной Европы.

В интернете, на одном из сайтов, посвященных блогам, провели опрос о причинах ведения и чтения блогов.

блог технология в обучении иностранному языку

Таким образом, основными функциями ведения блогов можно считать функцию реализации скрытых возможностей и талантов, коммуникативную и образовательную.

При этом, читая чужие блоги, опрошенные люди преследовали иные цели.

блог технология в обучении иностранному языку

На первом месте среди ответов – 76% «для расширения кругозора». Важна роль блогов как источника информации – 63% пользуются ими для поиска определенной информации. Определяющей также является ценность информации – нужно читать чужие дневники, чтобы оставаться специалистом в своей области, так ответили 52%. По-прежнему, у блогов остается существенная функция общения и знакомства с новыми людьми.

Про «темы блогов» было 2 вопроса: «На какие темы вы ведете блоги?» и «На какие темы интересно почитать блоги?». Объединим их в одном графике, чтобы было видно соотношение спроса и предложения.

блог технология в обучении иностранному языку

Но рассмотрим более подробно наиболее яркие исследования по развитию умений письменной речи средствами блогов. К. Кеннеди определяет блог как «часть вебсайта, часть журнала, часть свободного пространства для письма и грамотности и предлагающий уникальную стилизованную форму выражения». В отличие от большинства вебсайтов, которые обычно соединяют в себе статичные и динамичные черты, блог создается активным писателем, который создает в вебпространстве свою личность, индивидуальность, а самое главное, точку зрения. В своей статье « Writing with Weblogs » К ennedy описывает эксперимент, который проводился в Hunderton Central Regional High School, N. J. Одним из предметов был журналистика, а другой – курс Американской литературы. В курсе журналистики публиковали свои статьи исключительно на классном блоге. Работая коллективно, студенты выбирали темы в онлайн-газетах, затем публиковали свои работы. После эксперимента был сделан вывод о том, что онлайн взаимодействие позволило студентам четко и ясно выражать их идеи. В курсе Американской литературы студенты публиковали свои впечатления от прочитанной в классе книги. Классный блог включал в себя комментарии, критику, художественную интерпретацию ключевых отрывков и литературных героев книги. Кроме того, студенты задавали автору свои вопросы онлайн. Эксперимент позволил сделать вывод, что студенты стали более критичными к своему письму, выбору необходимых языковых средств и стилей. Таким образом, мы приходим к выводу, что для развития умений письменной речи посредством блогов необходимо предлагать задания, направленные на выражение личности обучающихся, их точки зрения.

Канадский ученый Stephen Downes дает следующее определение блогам: блог – это Гуманитарные науки. Педагогика и психология виртуальное расширение классной аудитории. Это виртуальное пространство состоит из трех компонентов:

– классное вебпространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т. д.;

– публичная зона коммуникации, где студенты публикуют результаты их работы;

– личное пространство, отведенное для мыслей и размышлений ученика, а также для указаний учителя.

Как отмечает Downes, блоги часто характеризуются и критикуются как набор персональных комментариев и наблюдений. Но история блогов показывает, что это не так. Rebecca Blood указывает на то, что первоначально блоги были сайтом-ссылкой. Каждый из них был набором ссылок, комментариев, личных мыслей и размышлений, новостей и событий. Несомненно, те устаревшие блоги были несовершенными, но они развивались быстрее, чем кто-либо мог предположить. Downes выделяет пять основных способов использования блогов в обучении:

– учителя используют блоги вместо стандартной классной вебстраницы, на которой они размещают расписание курса, домашнее задание, тексты / статьи для изучения и упражнения;

– преподаватели размещают на классном блоге адреса сайтов в Интернете, которые могут использоваться учениками для глубокой и эффективной подготовки по изучаемой теме;

– блоги используются для организации внутриклассовой дискуссии, что позволяет студентам и преподавателям лучше узнать друг друга, мнения остальных, выявить сходства и различия;

– преподаватели используют блоги для организации классных семинаров и изложения прочитанного;

– учащимся предлагается создать собственные блоги, в которых они отчитываются о проделанной работе, т. е. выполняют упражнения, пишут эссе, статьи по предложенным вопросам.

Среди отечественных исследований, посвященных использованию Интернет-технологий в обучении иностранным языкам наиболее яркими представляются работы П.В. Сысоева. П.В. Сысоев выделяет следующие виды блогов:

– личные блоги учащихся;

– блог учебной группы (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).

Рассмотрим подробнее содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов.

1. Блог учителя. Этот вид блога создается и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:

– программа курса (на неделю, месяц, четверть);

– информация об изученном на конкретном занятии материале;

– рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

– ссылки на информационно-справочные Интернет ресурсы;

– ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам (трэжэ ханты, веб квесты);

– ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).

Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.

2. Личные блоги учащихся. Учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики.

При работе с личными блогами учащиеся развивают следующие умения письменной речи:

– использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога);

– использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);

– использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);

– аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника).

3. Блог учебной группы. Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т. п.) всей учебной группой или классом. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видеоматериала), за которым будут следовать комментарии учащихся. В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение. При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения письменной речи:

– излагать содержание прочитанного / прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;

– использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;

– проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;

– аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.

В приведенной ниже таблице 1 представлено сопоставление зарубежных и отечественных исследований на предмет развития умений письменной речи при использовании блогов в обучении иностранным языкам. Как показывает табл. 1, разные исследователи рассматривают блоги, как средство обучения письменной речи по-разному.

блог технология в обучении иностранному языку

Все они сходятся во мнении, что блоги в обучении иностранному языку, в частности в обучении письменной речи, постепенно становятся неотъемлемой частью учебного процесса. На это есть ряд причин:

– учащиеся могут знакомиться с мнением других людей и выражать свое собственное мнение, комментировать высказывания;

– блоги дают возможность каждому учащимся высказаться по изучаемой проблеме или вопросу;

– учащиеся становятся более ответственными за качество написанного, т. к. все их высказывания доступны широкой аудитории;

– в блоге можно создавать портфолио работ учащихся, что позволяет более объективно оценить их прогресс в течение курса.

Таким образом, можно сказать, что блоги как педагогическая технология – явление новое, но довольно перспективное. Блоги дают их авторам и читателям большой выбор средств развития, обучения и общения в кругу общих интересов. Блоги могут быть интересны большому кругу читателей: ученикам, их родителям, ученикам. Несомненное достоинство блогов в их многофункциональности. Они позволяют развить навыки письменной речи, создают условия для самовыражения личности, помогают наладить контакт между учителем, учеником, родителями учеников. Блоги дают любому человеку, пришедшему на сайт, возможность раскрыть свои глубоко запрятанные таланты и уникальные возможности.

Педагогический эксперимент по внедрению блога в процесс обучения. Создание персонального блога учителя

Во-первых, создание блога начинается с формирования общего представления, о чем будет блог, как часто в нем необходимо писать и для чего он нужен.

Самый длинный путь всегда начинается с первого шага. Он – самый сложный. Но даже самый несведущий в этом вопросе человек может овладеть процедурой создания блога. Всемирная паутина предлагает большой выбор видеоучебников и инструкций.

Основой создания блога учителя послужили трудности конкретных учеников в изучении английского языка.

блог технология в обучении иностранному языку

Определившись с темой, необходимо выбрать сервис по ведению своего блога. Среди самых популярных:

блог технология в обучении иностранному языку

Дизайн и общие настройки определяет сам автор. В первую очередь появились обращения к ученикам о внесении их предложений по оптимизации уроков. Например, «Книга жалоб и предложений».

блог технология в обучении иностранному языку

Затем, возникла идея создания отдельных страниц для классов, т.к. они отличаются уровнем владения английским языком. Нажав на страничку своего класса, ученик видит домашнее задание последнего урока, текущие оценки в четверти, которые дублируются на страничке родителей, а также помощь в выполнении домашнего задания.

блог технология в обучении иностранному языку

Страничка «Родителям» содержит оценки учеников, домашнее задание дает возможность родителям обратиться к учителю и обсудить интересующие вопросы, не выходя из дома, в форме для комментариев. Родители, не желающие публичного обсуждения, могут написать учителю личное сообщение.

блог технология в обучении иностранному языку

Блог имеет неограниченные возможности. Кроме стандартных напечатанных сообщений автор может сделать свой блог мультимедийным, вставив видео, фотографии, документы, презентации, ссылки на другие интернет-ресурсы. Материал, подобранный в соответствии с потребностями учеников, может стать инструментом формирования устойчивой мотивации, углубления знаний учащихся, придания уверенности в своих силах.

блог технология в обучении иностранному языку

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:

• вступления учащихся в живую коммуникацию;

• активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;

• для творческой активности учащихся;

• совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

• мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры.

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

• знакомить студентов с культуроведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

Интеграция блог-технологий в учебный процесс неизбежно приводит к пересмотру места и роли педагога в данном процессе, основной задачей которого становится не передача знаний и формирование навыков и умений, а стимулирование интереса, мотивации к усвоению языка, помощь в усвоении и творческом поиске. Отношения с учениками строятся теперь на принципах сотрудничества и совместного поиска и творчества.

В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм, принципов и методов обучения: наблюдаются тенденции увеличения доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отхода от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов обучения, увеличения объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Блоги призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *