блок выхожу я в темные храмы блок

⛪️Вхожу я в темные храмы

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

По жанру стих является сочетанием духовной и любовной лирики со стихотворным размером – дольник. Используются эпитеты отрадные черты, бедный обряд, ласковы свечи и другие, а также Блок не забыл про метафоры (бегут улыбки, глядит образ, сказки и сны).

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Аудиозапись стихотворения

Дополнить ощущения от прочтения стихотворения поможет прочтение строк от А Кутепова.

Источник

Александр Блок
***Вхожу я в темные храмы

Перевод на болгарский язык:
Марии Шандурковой

Аз влизам в мрака на храма,
да извърша тих ритуал.
Очаквам Прекрасна Дама
край алени свещи трептя.

Под стройна колона застанал,
изтръпвам от звук на врата.
А ме гледа в лицето, сияен,
само Нейният образ мечтан.

О, аз свикнах с тези икони
на Великата Вечна Жена!
По корнизите горе се гонят
усмивки, сън, светлина.

О, Светице, светилник си чуден,
как ме радват Твойте черти!
Не дочувам въздишки и думи,
но аз вярвам: Мила си Ти.

25 октября 1902
Превод: 04.12.2015 г.

———————————-
Аз влИзам в мрАка на хрАма,
да извЪрша тИх ритуАл.
ОчАквам ПрекрАсна ДАма
край Алени свЕщи трептЯ.

Под стрОйна колОна застАнал,
изтрЪпвам от звУк на вратА.
А ме глЕда в лицЕто, сиЯен,
само НЕйният Образ мечтАн.

О, аз свИкнах с тЕзи икОни
на ВелИката ВЕчна ЖенА!
По корнИзите гОре се гОнят
усмИвки, сЪн, светлина.

О, СветИце, светИлник си чУден,
как ме рАдват ТвОйте чертИ!
Не дочУвам въздИшки и дУми,
но аз вЯрвам: МИла си ТИ.

***
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Снимка: Иван Смелов, Исаакиевский собор

Источник

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

блок выхожу я в темные храмы блок

Всего получено оценок: 49.

Всего получено оценок: 49.

Стихотворение “Вхожу я в тёмные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в тёмные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.

блок выхожу я в темные храмы блок

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вхожу я в тёмные храмы.

История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблён в свою будущую супругу Л. Менделееву.

Тема – влюблённость лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.

Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой то испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то всё же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчёркивая, что лирический герой относится к любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“тёмные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты”.

Метафоры“глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны”.

История создания

В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечён философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один из самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нём полностью.

Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблён в Любовь Менделееву, которая впоследствии стала его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюблённости мистический смысл, видя в ней особое чувство.

Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стихотворения – философская.

Вообще, в нём ярко проявляется ещё одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой лирический герой входит в “ тёмные храмы “, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблён, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.

Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.

Завершается произведение тем, что Блок подчёркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.

Это лирический стих, так как лирический герой произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная.

Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них такие:

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложения, то можно увидеть много инверсий, например “ вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.

Источник

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы

А.А. Блок написал знаменитое произведение «Вхожу я в тёмные храмы. » в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева. Блока увлекали мысли об идеале. Его интересовало учение, которое предполагало стремление к совершенству. Это идеализированное состояние нашло своё воплощение в образе женственности, наполненной спокойствием, гармонией и, конечно же, истинной красотой.

В своём цикле «Стихи о Прекрасной Даме» отразился романтизм и восхищение поэта образом женщины. «Вхожу я в тёмные храмы. » входит в ряд произведений, в которых поднимается тема любви и преклонения женскому полу.

Литературоведы и критики считают, что именно ее образ читатель может встретить в этом стихотворении. Образ любимой женщины сводил с ума поэта. В своих дневниках он признавался, что старался найти ее улыбку или взгляд в толпе. Поэтому ему хотелось запечатлеть фигуру возлюбленной в своей поэзии.

Таким образом, Александр Блок обожествляет женщину. Он ослеплён ее внутренней и внешней красотой. Поэт восхищается высшей сущностью Дамы. Он ищет ее черты везде, и ему удаётся отыскать их даже в «Величавой Вечной Жене». Блок готов отдать свою жизнь, воспевая Прекрасную Даму и дожидаясь ее. Ведь она является символом гармонии, которую старается достичь каждый человек.

Вариант №2

Краткий анализ произведения

Стихотворение было написано в 1902 году, и безусловно, оно отражается специфику того времени. Посвящено оно Л. Менделеевой, которая впоследствии стала супругой Блока. Основная тема – влюбленность и страсть, пронизывающая все произведение насквозь. Лирический герой всецело поглощен своими чувствами и находится в ожидании того момента, когда Дама его сердца раскроет всю свою женскую сущность. Чувства героя возвышены: он называет свою возлюбленную Прекрасной Дамой, сравнивает ее с Богиней. Здесь же трудно не заметить обращение к двоемирию, которое так часто встречается в произведениях Блока. Он описывает один мир, который поглощен земными страстями, который такой ощутимый и реальный. В противовес ему стоит другой мир – таинственный, непостижимый, полный тайн и очарования. Здесь закрадывается философский мотив. Характерной чертой раннего творчества Блока как раз и является противопоставление реальности и иллюзорности. Иллюзия легко развеивается перед реальностью нашего мира. В произведениях раскрывается все богатство внутреннего мира Блока, показано то таинственное чувство, присущее и знакомое только ему.

Композиция и жанровые особенности

Композиционно произведение состоит из трех частей. Первая часть представляет собой вступление, в котором героя все еще терзают сомнения, является ли его возлюбленная той единственной, о которой он мечтал, выступает ли она идеалом вечной женственности. Здесь прослеживается предвкушение встречи с возлюбленной.

Вторая часть – лирическая, вполне земная, в которой автор описывает даму своего сердца как обычную земную женщину, покорившую его сердце. В третьей части автор раскрывает божественную красоту своей женщины, обращается к таинственным образам, показывает духовную красоту и неповторимость. В заключении образ Дамы выходит на первый план.

Особенности жанра состоят в том, что в произведении успешно объединяются основы любовной и духовной лирики.

Вхожу я в темные храмы анализ

Как создавалось творение

Молодой Блок А. А. занимался философией (практиковался по учению Соловьёва В.) Его интересовал вопрос о неувядающей женственности. Он углубился в науку, и написал поэтическую книгу «Стихи о Прекрасной Даме».

Творение «Вхожу я в тёмные храмы» родилось 25.10.1902 года. В нём проскальзывает именно такая мысль с философской точки зрения. В тот период времени поэт Блок любил Менделееву Любовь Дмитриевну. Она потом стала невестой, позже женой Александра Александровича. Вечную женственность он видел в ней, испытывал нежно-мистическое чувство, боготворил девушку своей мечты.

Тема

Композиция

Стих разделён на 3 части.

1. Зачин. Поэт заходит в тёмный храм, здесь нужно ему провести обряд. Поэт недостаточно уверен в своём выборе: в той ли женщине, в которую он влюблён, заложена вечная нежная женственность. Он жаждет с ней встречи.

2. Развивается главная мысль. Больше поэт нисколько не сомневается в этом. Герою досталось божество, к которому он будет соприкасаться постоянно. Лирик свою возлюбленную считает воплощением всего божественного, что даже представить трудно. Ещё он рассказывает, что привычное каждодневное прикасание к чуду даёт ему возможность размышлять о своей богине ещё как о женщине.

3. Завершение. Здесь Блоком показана возвышенная сущность его избранной. Любимая воплощает в себе всё прекрасное и высочайшее, этого не дано понять обыкновенным людям.

Жанр

Изобразительные средства

Александр Блок применяет различные красочные способы, подчёркивая идею дольника. Например, эпитеты: «ласковы свечи», «тёмные храмы», «озарённый образ». А вот такие приводятся метафоры: «ризы жены», «бегут улыбки, сказки и сны», «глядит образ».

Картинка к стихотворению Вхожу я в темные храмы

блок выхожу я в темные храмы блок

Популярные темы анализов

Тютчев посвятил своей любимой девушке Елене Денисьевой ряд стихотворений. Для поэта она была музой, которую он превозносил и безумно любил. Частная жизнь лирика постоянно подвергалась сплетням и слухам, потому что более 14 лет

Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Источник

Вхожу я в тёмные храмы

блок выхожу я в темные храмы блок

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Всё стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далёк и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается её присутствие. Блок – символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *