блок захожу я в темные храмы
Александр Блок — Вхожу я в темные храмы: Стих
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).
В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.
Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.
Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.
⛪️Вхожу я в темные храмы
Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.
Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.
Дрожь ожидания в храме
Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?
Между образом и реальностью
Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
Выбор сделан
Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:
Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.
Художественная составляющая
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.
По жанру стих является сочетанием духовной и любовной лирики со стихотворным размером – дольник. Используются эпитеты отрадные черты, бедный обряд, ласковы свечи и другие, а также Блок не забыл про метафоры (бегут улыбки, глядит образ, сказки и сны).
В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Аудиозапись стихотворения
Дополнить ощущения от прочтения стихотворения поможет прочтение строк от А Кутепова.
Вхожу я в темные храмы…
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Александр Блок
***Вхожу я в темные храмы
Перевод на болгарский язык:
Марии Шандурковой
Аз влизам в мрака на храма,
да извърша тих ритуал.
Очаквам Прекрасна Дама
край алени свещи трептя.
Под стройна колона застанал,
изтръпвам от звук на врата.
А ме гледа в лицето, сияен,
само Нейният образ мечтан.
О, аз свикнах с тези икони
на Великата Вечна Жена!
По корнизите горе се гонят
усмивки, сън, светлина.
О, Светице, светилник си чуден,
как ме радват Твойте черти!
Не дочувам въздишки и думи,
но аз вярвам: Мила си Ти.
25 октября 1902
Превод: 04.12.2015 г.
———————————-
Аз влИзам в мрАка на хрАма,
да извЪрша тИх ритуАл.
ОчАквам ПрекрАсна ДАма
край Алени свЕщи трептЯ.
Под стрОйна колОна застАнал,
изтрЪпвам от звУк на вратА.
А ме глЕда в лицЕто, сиЯен,
само НЕйният Образ мечтАн.
О, аз свИкнах с тЕзи икОни
на ВелИката ВЕчна ЖенА!
По корнИзите гОре се гОнят
усмИвки, сЪн, светлина.
О, СветИце, светИлник си чУден,
как ме рАдват ТвОйте чертИ!
Не дочУвам въздИшки и дУми,
но аз вЯрвам: МИла си ТИ.
***
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Снимка: Иван Смелов, Исаакиевский собор
Стихотворение и анализ «Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Краткое содержание
В богатейшем творческом наследии Александра Блока произведения, посвященные любви, занимают особенное место. Апофеозом этой тематики стал цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который автор посвятил горячо любимой жене, Любови Менделеевой. Эта женщина до конца дней оставалась ангелом-хранителем поэта и его музой. Несмотря на расставание, он сохранил нежные чувства к бывшей супруге, всегда оказывал ей помощь и поддержку и свято верил, что судьба еще предоставит им шанс на воссоединение.
Любовь Дмитриевна Блок. Художник Т. Гиппиус. 1910
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» словно прикрыто завесой некой тайны. В нем ощущается едва уловимый намек на какое-либо действие, оно насквозь пронизано ожиданием чуда – появления Прекрасной Дамы, которая представляет собой земной прообраз Божественного начала. Торжественность слов лирического героя обретает подобие гимна или молитвы, при помощи которой верующие беседуют с Господом. Текст полон восклицаний, при помощи которых автор выражает бесконечное восхищение героя.
Сюжет лишен какой-либо динамики. Ничего не происходит. Существует лишь одно бесконечное ожидание. Для героя образ Прекрасной Дамы священен, поэтому и эпитеты при обращении к ней подобраны автором соответствующие: «Величавой», «Святой», «Милой», «Вечной», причем, все они начинаются с заглавной буквы, что еще больше подтверждает значимость этого образа.
Для усиления напряженности и тревожности ожидания автор использует символы, окрашенные в красный цвет. Во всех произведениях данного цикла этот цвет означает появление Прекрасной Дамы и является символом любовных страстей. В данном стихотворении свет красных лампад усиливает томительное ожидание героя.
Прекрасная Дама – это некое неземное воплощение мечты, любовь с ней возможна лишь в вечности и в грезах. В соединении с ней герой видит достижение абсолютной гармонии, уход от реального мира, и в этом смысле текст произведения приобретает философскую направленность. Блок затрагивает в этом стихотворении не только тему любви, но и тему сложного, таинственного мира красоты, добра и гармонии.
Анализ
История создания
Свой знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок начал писать под влиянием философского учения Владимира Соловьева, богослова и основоположника русской христианской философии. Еще в раннем периоде творчества он был впечатлен его учением о божественной сущности любви и о вечной женственности. Оно и легло в основу вышеупомянутого цикла. Этот же философский постулат Блок использовал при создании стихотворения «Вхожу я в темные храмы», написанном 25 октября 1902 года.
Это был период страстной влюбленности поэта в молодую девушку, дочь великого ученого, Любовь Менделееву, ставшую его женой. Именно ее он считал живым воплощением вечной женственности, а свою любовь – чувством, овеянном тайной и мистикой, наполненным особым, неземным смыслом.
В жизни супругов были и любовь, и расставания, и непонимание, и прощение. Но, когда Любовь Дмитриевна все же приняла решение расстаться, поэтом буквально овладело отчаяние. Сам он называл свое состояние умопомешательством и в каждой встречной женщине искал сходство с любимой женой. Этот разрыв послужил его приобщению к вере. Он стал посещать церковные службы не только для облегчения душевных страданий, но и с надеждой встретить в одном из храмов свою Прекрасную Даму – Любовь Дмитриевну.
Персонажи и образы
Одним из основных образов данного стихотворения является храм, то есть место, где происходит действие. Лирический герой, обращая к Богу молитву, надеется на чудо – явление ему возлюбленной. Храм в этом смысле берет на себя роль символа веры и надежды.
Еще одним немаловажным образом становится красный цвет. Для Блока это не только цвет, означающий страсть, но и символ самой возвышенной, неземной любви, перед которой он преклоняется. Главным образом в стихотворении является сама Прекрасная Дама. Для героя она – недосягаемая мечта, небесный образ, олицетворение вечной любви. Не боясь осуждения, поэт сравнивает ее с самой Богородицей, приобщая ее, таким образом, к сонму святых.
Сам лирический герой пребывает в томительном ожидании образа своей божественной любви. Несмотря на тревожность и душевную пустоту, он все же надеется, что явление ему Прекрасной Дамы сможет воскресить его к жизни.
Композиция
В композиционном плане стихотворение состоит из трех частей. В первой части, так называемом вступлении, герой пребывает в смятении. Он сомневается, на самом ли деле его любимая и есть тот божественный образ, который он создал в своем воображении.
Лирическая вторая часть – это вполне земное, обычное изображение возлюбленной. Третья часть наполнена таинственными образами, описанием красоты любимой женщины, ее неповторимости и божественности. Последняя строфа полностью посвящена образу Прекрасной Дамы.
Особенность стихотворения состоит в том, что в нем успешно сочетаются два жанра – любовная и духовная лирика, навеянная философским учением Соловьева. Также этому стихотворению подходит жанр послания, так как все чувства и эмоции героя адресованы конкретному образу. Литературное направление этого произведения – символизм.
Размер и средства художественной выразительности
Ничто так не передает человеческие эмоции, в данном случае волнение и трепет героя, как дольник (размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы) с перекрёстной рифмовкой (АВАВ).
Для воссоздания особой атмосферы поэт пользуется эпитетами: «темные храмы», «ласковы свечи», «бедный обряд», «отрадны черты». Динамику и эмоции помогают передать олицетворения: «образ глядит», «бегут улыбки», «сказки и сны». В стихотворении много восклицаний и метафор, подчеркивающих святость образа возлюбленной: «О, Святая», «Величавой Вечной Жены».
Произведение звучит торжественно, благодаря особой лексике. В тексте много высокопарных, устаревших, красивых по звучанию слов, которые подчеркивают неординарность и величину события: «озаренный», «мерцанье лампад», «обряд», «ризы», «отрадны».
Проблематика и основная идея произведения
Основная тема стихотворения – любовь к идеалу. В произведениях Блока часто прослеживается одновременное сосуществование двух миров – реального, физического и божественного, непостижимого. Этот мотив звучит и в данном стихотворении, что приближает его к философской тематике.
Смысл состоит в потребности любви для человеческой души. Только любовь способна либо исцелить ее, либо низвергнуть и обратить в прах. В любом случае, без любви невозможно само существование, и никакие страдания не заставят человека отказаться от этого прекрасного чувства. В этом заключается мировоззрение Блока. Мир, в отличие от красоты, у него может спасти только любовь, чистая, святая, дарящая надежду и наполняющая смыслом земную жизнь.