bloodstained ritual of the night разум
Bloodstained ritual of the night разум
Преодолейте 42 195 километров.
Как минимум 1/6 часть всего пути, проделанного мной для открытия всей карты со всеми вытекающими. Получить не проблема.
Убейте 1000 демонов.
На получение данного достижения у вас уйдёт порядка 50% от всего прохождения. Исключением может стать специальное набивание киллов, что делать бессмысленно, на мой взгляд. Хотя в игре присутствует украшение, повышающее параметры Мириам, напрямую зависящие от количества убитых противников.
Разбейте 1000 подсвечников.
Как и в случае с предыдущим достижением про убийство демонов не советую зарабатывать его специально, так как данное достижение вы получите намного быстрее. Для удобства используйте кристалл Приятная компания.
Испробуйте 20 разных рецептов.
В счёт идёт приготовление как блюд, так и сложных ингредиентов для них (Масло, Хлеб, Макароны, etc.). В данном случае обратите внимание на ключевое слово «разных». Повторения не засчитываются. Счётчик количества использованных уникальных рецептов есть в главном меню.
Изначально можно брать только одну книгу, но впоследствии количество увеличится до 3. Получить достижение можно сразу. Для этого нужно просто взять 10 разных книг поочерёдно. Но это ещё не всё. После победы на Орлоком вы сможете брать все книги сразу, что значительно увеличит ваши параметры. О самом боссе читайте в соответствующем разделе.
Пройдите 30 заданий.
По сути, простое достижение. Описание всех заданий смотрите в соответствующем разделе.
Если вы по каким-либо причинам сразу не получили достижение (играли оффлайн или набили нужную сумму с другого аккаунта, к примеру), то потратьте лишнее золото в магазине, так, чтобы сумма была чуть ниже 500к и продайте в магазин что-нибудь обратно.
Заработайте не меньше 100 000 золотых, продавая предметы.
При выполнении предыдущего достижения вы обязательно откроете и эту ачивку.
Поглотите осколки всех видов в игре.
Довольно сложное достижение. Вам нужно заполучить все осколки хотя бы 1 Ранга. Сюда входят и те, которые можно получить только путём создания в лаборатории Йоханнеса. За выполнение последнего задания от Абигэйл вы получите Кольцо Соломона, которое увеличивает шанс выпадения осколков с демонов. Подробную информацию смотрите в соответствующих разделах. После получения достижения рядом с вами появится сундук, в котором вы найдёте Очки Джибеля.
Уничтожьте злобное произведение искусства.
Противник: Витраж.
Локация: Собор Дианы Кхета.
Атаки: Швыряние конструкций, Хватка, Лычка, Атака с воздуха.
Для победы не обязательно заходить противнику в тыл. Будьте начеку, чтобы использовать уклонение во время лычек и хватки, затем атакуйте. Используйте платформы, чтобы не получать урона от стремительных пробежек демона. Атаки с воздуха и брошенные конструкции легко избежать быстрыми перемещениями.
Награда: Осколок Витраж.
Уничтожьте поезд-беглец.
Противник: Жадный поезд.
Локация: Мост Зла.
Атаки: Стрельба из руки-пулемёта, Огненное дыхание, Обычная атака рукой.
Босс очень простой в освоении боя. Прячьтесь за Зангецу, самурай будет отражать все пули, летящие в вашу персону. После этого бегите вплотную к поезду и атакуйте. Будьте внимательны к защитной атаке рукой. После неё может последовать стрельба из пулемёта. Огненные атаки достаточно перепрыгивать и продолжать атаковать.
Награда: Осколок Кулак-молот.
Уничтожьте гиперзвукового восставшего из ада.
Противник: Батхин.
Локация: Подземная волшебная лаборатория
Атаки: Отражающий луч, Бомбы, Лазерный луч, Гиперпрыжок, Колючки.
Демон не имеет физических атак. В основном использует Отражающий луч и гиперпрыжки, реже кидает бомбы с временной детонацией. На приближения отвечает выпусканием колючек и лазерного луча из руки. В основном двигается медленно. В комнате слева есть платформа, которая поможет вам избегать большинство его атак.
Награда: Осколок Отражающий луч.
Уничтожьте подземного дракона.
Противник: Стражник Бездны.
Локация: Livre Ex Machina
Данный босс является обычным демоном, но на текущем этапе для вас он будет сильным противником. Атакует хвостом и магическим пламенем из левой лапы. Достаточно просто вовремя прыгать. Может немного притеснять вас к стене.
Уничтожьте кровожадную деву.
Противник: Бескровная.
Стадии: 2.
Атаки: Кровавый смерч, Кровавый всплеск, Зонтики, Атака зонтом, Кража крови.
Тактика ведения боя является прежней. Всегда держимся позади противника. Бескровная может выпустить 2 зонтика, которые будут мешать двигаться в воздухе. При переходе во вторую стадию босс воспользуется Кражей крови, восстановив своё здоровье. После этого атаки кровью станут более усиленными. К примеру кровавый смерч будет использоваться на 180 градусов, а не на 90, как в самом начале битвы, и вам придётся каждый раз пригнуться, чтобы избежать урона.
Награда: Осколок Кража крови.
Усмирите алхимика.
Противник: Альфред.
Преодолейте себя.
Противник: Двойник.
Уничтожьте костяного полуконя.
Противник: Оробис.
Унаследуйте клинок, которого боятся демоны.
Противник: Зангецу.
За победу вы получите катану Зангецу-то.
Уничтожьте князя азартных игроков.
Противник: Валефар
Стадии: 2
Атаки: Захват, Стрельба 2 монетами, Атака замком рук с воздуха, Стопки фишек.
Во время первой стадии все атаки проводятся в одинарном количестве. Во время второй стадии демон стреляет монетами три раза подряд и трижды бьёт замком рук. При переходе во вторую стадию всё ваше накопленное золото перерастает в здоровье противника.
Вам следует опасаться захвата, так как это самая мощная атака. При прыжках через стопки фишек остерегайтесь кольев, урон от них тоже велик. Когда он стреляет монетами, чаще двигайтесь и прыгайте, избегая монеты по одной.
Существует небольшая хитрость. Для этого вам понадобятся осколок Переворот и Эгида-панцирь / Aegis Plate, чтобы не получать урон от кольев, расположенных над демоном. Этим трюком вы будете избегать основные атаки, такие как «Захват» и «Стопки фишек», но уворачиваться от монет и замка рук всё же придётся.
Уничтожьте хозяйку смертоносной луны.
Противник: Гремори.
Поглотите свой первый осколок.
Достижение, которое вы получите в самом начале игры после убийства Морея.
Отход, отход, еще отход. И еще.
Вам нужно уклониться 4 раза подряд. Выберите комнату, подходящую по расстоянию для данного трюка и получите это лёгкое достижение.
Послушайте песню феи.
Многие из вас, дойдя до красивой локации с роялем в Саду тишины, делали скриншоты и, возможно, играли на нём. Достаточно внести один нюанс и у вас получится нечто другое, а так же вы получите секретное достижение. На данной территории обитают демоны-феи, Карабоссы, которые могут дать после смерти осколок Спутник: Карабосса. Призовите существо и сыграйте на рояле вновь, наслаждаясь пением феи.
Попрыгайте на некоем стуле.
Достижение связано с ОД. Вам нужно зайти в комнату, находящуюся непосредственно под библиотекой. Под сидящим на стуле Драком есть пустота. Станьте прямо под ним и используйте Переворот.
Спасибо всем за бесконечную доброту и поддержку.
После того как вы пройдёте игру и посмотрите финальные титры, получите данное достижение. Если их пропустить, то вы ничего не получите. Ситуацию не исправит просмотр титров через главное меню.
https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1778669861
Существуют подсказки. Эдакое облако мыслей над NPC старушки. Подбираем по иконке блюда подходящее во вкладке Приготовить у алхимика, покупаем необходимые ингредиенты у Доминики и отдаём Сьюзи. Но в данном случае это уже и не нужно, так как всё расписано.
Описание, рецепты и характеристики предметов содержаться в соответствующих разделах.
Совет: Большинство блюд состоит из ингредиентов, которые тоже в свою очередь нужно для начала приготовить, так что будьте внимательны при подсчёте простых составляющих, чтобы по несколько раз не бегать в соседний магазин.
Нужное блюдо: Рисовый шарик. Награда: Шипастый хлыст.
Нужное блюдо: Пицца. Награда: Выпуклые очки.
Нужное блюдо: Жареная картошка. Награда: Цурумару.
Нужное блюдо: Кукурузная похлёбка. Награда: Фартук.
Нужное блюдо: Запеканка с макаронами. Награда: Кукри.
Нужное блюдо: Печенье. Награда: Лучшие причёски IV.
Нужное блюдо: Карри и рис. Награда: Бердыш.
Нужное блюдо: Ому-рис. Награда: Гондо-шицунори.
Нужное блюдо: Блинчик с клубникой. Награда: Одеяние из перьев.
Нужное блюдо: Классическое спагетти. Награда: Мурглеис.
Нужное блюдо: Лимонад. Награда: Броня дуэлянта.
Нужное блюдо: Свиная отбивная. Награда: Додзигири.
Нужное блюдо: Яичное суфле. Награда: Мизерикордия.
Нужное блюдо: Воздушный торт. Награда: Шарф фань-ши.
Нужное блюдо: Куриное соте. Награда: Каладанда.
Нужное блюдо: Рис уни. Награда: Кольцо смерти.
Нужное блюдо: Ризотто с яблоками. Награда: Демоническое ожерелье.
Нужное блюдо: Рамен с соей. Награда: Кольцо игрока.
Нужное блюдо: Томлёный Форнеус. Награда: Данслиф.
Нужное блюдо: Сукияки. Награда: 8-битный кошмар.
Местонахождение: Башня близнецов-драконов.
Местонахождение: Галеон Минерва.
Находится на галеона Минерва. В той же локации, где мы разбивали первую стену, для получения достижения, но с противоположной стороны. Для того, чтобы забраться на мачту нужны осколки Переворот либо Прыжок в высоту.
Местонахождение: Восточная волшебная лаборатория
Местонахождение: Запретный подземный канал.
Для получения требуется осколок Переворот.
Местонахождение: Башня близнецов-драконов
Для получения требуется осколок Переворот или Прыжок в высоту.
Местонахождение: Вход.
Для получения требуется осколок Двойной прыжок.
Местонахождение: Запретный подземный канал.
Местонахождение: Башня близнецов-драконов
Местонахождение: Собор Дианы Кхета
Для получения требуется осколок Переворот.
Местонахождение: Livre Ex Machina
Для получения требуется осколок Отражающий луч.
Местонахождение: Livre Ex Machina
Местонахождение: Запретный подземный канал.
Соевый соус крайне необходим для приготовления еды. Нельзя купить, можно только найти, к примеру на территории Восточной волшебной лаборатории.
Нельзя купить, можно только найти.
Местоположение: Подземная волшебная лаборатория
Выпадение: Заган, Хаагенти.
Местоположение: Сад тишины, Восточная волшебная лаборатория.
Выпадение: Заган
Местоположение: Сад тишины
Выпадение: Заган
Местоположение: Сад тишины
После победы над Драконами-близнецами, один из них схватит вас и вы окажетесь в самом низу башни. Сделайте подкат вправо и найдёте очередное улучшение:
Обзор игры Bloodstained: Ritual of the Night
Вам предстоит взять на себя управление девушкой по имени Мириам, которая является Оскольщицей. Оскольщики это люди, чьи тела были модифицированны группой алхимиков, что позволяет им поглощать и использовать силу демонических созданий. Но такие эксперименты редко приводят к чему-то хорошему, а потому второй выживший оскольщик Джибел, становится на скользкую дорожку и призывает в наш мир огромный замок населенный самыми мерзкими и опасными демонами.
Сюжет, завязку которого мы только что рассказали, не является очень уж насыщенным, и не занимает ключевую позицию в игре. Это типичный сюжет аниме, с нотками готичности и соответствующим уровнем диалогов. Тем не менее, это также далеко не тусклый рассказ, несмотря на его простоту, порой можно ожидать интересных и неожиданных поворотов. Что конечно не делает сам сюжет сильно богаче.
Разумеется, никто и не ожидал от Bloodstained: Ritual of the Night больших свершений в сюжетном плане. Все ожидали увидеть преемника Symphony of the Night, от того же отца. И в целом это получилось. Но это порождает одну потенциальную проблемку. Игра слишком зациклена на том, чтобы быть новой Симфонией Ночи. Иногда настолько, что периодами больше похожа на ее клон. От начального экрана, до музыки и атмосферы, Bloodstained иногда слишком на нее походит. Даже более того, некоторые части проекта не просто похожи на Symphony of the Night, а идентичны ей. Просто поменяйте местами Мириам с Алукардом, а затем сделайте 3D-замок двухмерным, и все готово! Вы вернулись в 1997 год, а в ваших руках геймпад от первой PlayStation.
Хоть игру вы можете пройти достаточно быстро, как и во всех метроидваниях если поставите перед собой такую цель, но если вдруг решите сделать все или почти все возможное в игре, то вас ждет просто огромное количество контента. Вы можете отправиться на поиски множества видов экипировки, изучать комнаты, причем тут довольно много и скрытых, изготавливать всевозможные предметы или разбирать их ради материалов, готовить блюда по рецептам, улучшающие характеристики вашего персонажа, выполнять небольшие квесты для горожан, для получения наград, а также кастомизировать Мириам у местного парикмахера-нежити.
Проще говоря, тот факт что игра не пытается вводить инновации, делает ее нишевым выбором, в основном для фанатов Игараси и серии Castlevania. Жанр развивался все это время, особенно в последние годы, о чем свидетельствуют настоящие шедевры, как Hollow Knight, который вероятно не переизобрел жанр, но, безусловно, имел свой собственный уникальный характер и не чувствуется как калька или самая безликая метроидвания. Более того, у Bloodstained бюджет был НАМНОГО больше чем у того же Hollow Knight. Куда это все ушло, остается гадать. То есть да, конечно игра выглядит достаточно хорошо, но пять миллионов долларов? Серьезно? Даже несмотря на то, что некоторые враги и локации отдают дань уважения уже названной серии. Это не выглядит как игра на 5 миллионов долларов. Особенно если начать присматривать к деталям и анимациям.
Ну а на этом всё. Обязательно пишите в комментариях, как вам игра. Если вы конечно в нее играли. Ниже вас будет ждать видео-версия данной статьи. Для тех кому это конечно же интересно. Мы не принуждаем вас смотреть ее.)
Лига Геймеров
29.9K постов 76K подписчик
Правила сообщества
Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Оскорблять участников сообщества;
Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;
Хорошая игра с катастрофически малым временем прохождения. Я полого рыцаря в 1 раз за 30 с чем-то часов прошёл на 95% завершения, во 2 раз на 100 с чем-то% завершения за 27 часов. В этой игре я тупил с прохождением и лазил за ним в интернеты, но прошёл на истинную концовку за 20 часов. ОЧЕНЬ МАЛО.
Кто на Свич брал? Говорят там с оптимизацией беда была. Думаю физкопию взять для коллекции, когда выйдет
Зачет игра, жду длц.
Враги безыдейно нарисованы, как то скучноваты.
Боевка слабовата, додж механики вообще странные, как будто в боксерских перчатках играешь — так все коряво. Анимация вообще плохая, персонаж бежит под углом 45 градусов, до еще и скоросьт какая то неправильная, все замедленно.
Сюжет вообще какое то малоинтересное аниме.
Боссы хорошие, задники отличные, музыка тоже понравилась.
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)