блуждающий ум несчастливый ум
Блуждающий ум — несчастный ум
Оригинал статьи вышел в журнале «Science» в 2010 году (vol 330). «Эрос и Космос» решил вновь привлечь внимание читателей к этому знаковому исследованию публикацией его нового перевода на русский язык. Интересно, изменились ли наши умы за прошедшие 10 лет? Перевод статьи: Никита Свистунов при участии Сергея Гуленкина.
В отличие от других животных люди тратят много времени на размышления о том, что не происходит вокруг них, думая о событиях, которые произошли в прошлом, могут произойти в будущем или никогда не произойдут вообще. Действительно, «мышление, не зависящее от стимулов», или «блуждание ума» (mind wandering), по-видимому, является режимом работы мозга по умолчанию, или его пассивным режимом (1–3). Хотя эта способность является выдающимся эволюционным достижением, позволяющим людям учиться, рассуждать и планировать, она может иметь эмоциональную цену. Многие философские и религиозные традиции учат, что счастье можно обрести, живя в текущем моменте, и практикующих обучают сопротивляться блужданию ума и «быть здесь и сейчас». Эти традиции предполагают, что блуждающий ум — несчастный ум. Правы ли они?
Лабораторные эксперименты многое раскрыли о когнитивных и нейрональных основах блуждания ума (3–7), но мало о его эмоциональных последствиях в повседневной жизни. Самый надежный метод исследования эмоций в реальном мире — это выборка опыта, которая включает в себя контакт с людьми, когда они заняты своей повседневной деятельностью, и просьбу сообщить о своих мыслях, чувствах и действиях в этот момент. К сожалению, сбор отчетов в режиме реального времени от большого количества людей, когда они занимаются своей повседневной жизнью, настолько громоздок и дорог, что выборка опыта редко использовалась для исследования взаимосвязи между блужданием ума и счастьем и всегда ограничивалась очень небольшими выборками (8, 9).
Мы решили эту проблему, разработав веб-приложение для iPhone (Apple Incorporated, Купертино, Калифорния), которое мы использовали для создания необычно большой базы данных, содержащей отчеты о мыслях, чувствах и действиях широкого круга людей в режиме реального времени по мере того, как они занимались своими повседневными делами. Приложение связывается с участниками через их iPhone в случайные моменты в часы бодрствования, задает им вопросы и записывает их ответы в базу данных на www.trackyourhappiness.org. База данных в настоящее время (на момент публикации статьи в 2010 году. — Прим. ред.) содержит почти четверть миллиона отчетов от примерно 5000 человек из 83 разных стран в возрасте от 18 до 88 лет, которые в совокупности представляют каждую из 86 основных профессиональных категорий.
Чтобы выяснить, как часто умы людей блуждают, по каким темам они блуждают и как эти блуждания влияют на их счастье, мы проанализировали отчеты 2250 взрослых (58,8% мужчин, 73,9% проживающих в США, средний возраст 34 года), которым случайным образом назначалось ответить на вопрос о счастье («Как вы себя чувствуете сейчас?»), используя непрерывную скользящую шкалу от очень плохо (0) до очень хорошо (100), вопрос о деятельности («Что вы сейчас делаете?»), ответ на который состоял в подтверждении одной или нескольких из 22 активностей, адаптированных из метода реконструкции дня (10, 11), и на вопрос о блуждающем уме («Вы думаете о чем-то другом, чем то, что вы делаете в настоящее время?»), ответ на который был одним из четырех вариантов: нет; да, что-то приятное; да, что-то нейтральное; или да, что-то неприятное. Наш анализ выявил три факта.
Во-первых, умы людей часто блуждали, независимо от того, чем они занимались. Блуждание ума наблюдалось в 46,9% отчетов и по крайней мере в 30% отчетов, взятых во время каждого вида деятельности, кроме занятий любовью. Частота блуждания ума в нашей реальной выборке была значительно выше, чем обычно наблюдается в лабораторных экспериментах. Удивительно, но характер деятельности людей лишь незначительно влиял на то, блуждали ли их умы, и почти не влиял на приятность тем, по которым их умы блуждали (12).
Во-вторых, многоуровневая регрессия показала, что люди были менее счастливы, когда их умы блуждали, чем когда они не блуждали [наклон (b) = –8,79, P
Автор: Киллингсворт Мэттью
Доктор философии в области психологии (Гарвардский университет), чьи исследования посвящены вопросу о природе и причинах человеческого счастья.
Блуждающий ум
Нейробиолог Клаус Линкенкаер-Хансен о биологических причинах погружения в собственные мысли, навыке управления вниманием.
Блуждающий ум — это ситуация, когда человек начинает обращать внимание на содержание своего ума, на информацию, которую создает сам, в противоположность информации, приходящей из органов чувств. Например, когда вы ведете машину или едете в метро, вы часто поглощены собственными мыслями и пропускаете важную информацию извне, несмотря на то что смотрите и слушаете. Так, например, вы пропускаете свою остановку.
Сдвиг внимания может быть спровоцирован чем-то во внешней среде, но может возникать и спонтанно, без какого-либо сенсорного триггера. Нейрофизиологам интересно понять, почему блуждание ума иногда длится от 5 до 10 секунд, а в других случаях несколько минут.
Что определяет продолжительность этих состояний? С точки зрения психологии скука — самая распространенная причина блуждающего ума. Например, если вы общаетесь с кем-то, кто болтает не переставая, вам может стать скучно. Станет трудно фокусироваться на монологе собеседника, и вы начнете развлекать себя собственными мыслями.
Проблема блуждающего ума остро стоит у рабочих, которые занимаются простым, но опасным трудом. Это может привести к несчастным случаям. Не говоря уже об образовательном процессе, когда студент не может сосредоточиться на преподавателе или читаемой книге.
История исследования: от Джеймса до Киллингсворта
В 1890-х годах пионер психологии Уильям Джеймс сосредоточился на изучении блуждающего ума и потока сознания. Он говорил:
«В то время как часть того, что мы воспринимаем, приходит к нам через органы чувств от внешних объектов, другая часть (и, возможно, большая) всегда приходит из нашей собственной головы».
Лишь недавно это утверждение было подтверждено большими количественными данными в эпохальной научной статье Мэтта Киллингсворта (Matthew A. Killingsworth), опубликованной в 2011 году. Эта статья изменила правила игры и вызвала появление новых исследований в области блуждающего ума.
Киллингсворт привлек 5000 участников, которые скачали себе приложение на смартфоны, чтобы он мог изучать изменение и содержание их блуждающего ума в естественных условиях. Этот подход отличался от предыдущих попыток, в которых участники должны были заполнять анкеты в течение суток. Когда приложение включалось в разные моменты дня, участник должен был ответить на три вопроса: «Как вы себя чувствуете прямо сейчас?», «Что вы сейчас делаете?» и «Думаете ли вы о чем-то другом, что не связано с тем, чем вы занимались?». В четверти миллиона ответов была поразительная частота блуждания ума — 47%. Это было своего рода доказательством слов Джеймса.
Биологические причины блуждающего ума
Актуальный и интригующий вопрос звучит так: могут ли определенные системы в мозге вызывать блуждание ума? Система, которая чаще всего причастна к этому процессу, — это сеть пассивного режима работы мозга. Она была открыта Маркусом Рэйчлом и его коллегами почти 20 лет назад во время проведения метаанализа с помощью позитронно-эмиссионной томографии, которая позволяет измерять метаболическую активность.
Исследователи обнаружили уменьшение активности в определенных регионах мозга всякий раз, когда людей просили выполнить какую-то задачу, требующую активности. Это открытие всех удивило, ведь раньше ученые предполагали, что когнитивные задачи должны увеличивать активность мозга. Оказалось, что есть основные регионы мозга, находящиеся в переднецентральной и заднецентральной частях мозга с высокой базовой активностью во время отдыха и понижением этой активности во время, например, решения арифметической задачи.
Мы до сих пор мало знаем о функциональной роли сети пассивного режима. Ее обычно изучают, используя нейровизуализацию состояний покоя, когда людей просят неподвижно сидеть с закрытыми глазами, не засыпая, в течение 5–10 минут. К сожалению, лишь недавно мы утвердили инструменты, применимые для измерения содержания и качества мыслей и чувств во время отдыха, и они до сих пор не реализованы в качестве стандартной процедуры получения таких данных в нейровизуализации состояний покоя.
Опросник The Amsterdam Resting-State был специально разработан для этой цели и проверен на исследованиях состояний покоя более тысячи здоровых пациентов. Исследования, в которых была использована эта анкета, показали, что существует большая и устойчивая индивидуальная вариация в мыслях и чувствах здоровых людей, однако ментальные заболевания, такие как депрессия и тревожные состояния, сильно влияют на мысли и чувства в минуты отдыха. У нас впереди еще много работы, прежде чем мы поймем нейронные корреляты феномена блуждающего ума в состоянии покоя.
Большая и стабильная вариация в содержании блуждающего ума указывает на генетическое влияние, и это интересная и еще не исследованная тема. Хотя Киллингсворт открыл, что в среднем у человека ум блуждает около 47% дневного времени, проведенного в бодрствующем состоянии, скорее всего, это результат будет варьироваться между 35 и 65% у разных людей. Это связано с тем, что все нуждаются во внутренней обработке и упорядочивании информации, но экстраверт может тратить на это меньше времени, чем интроверт.
Как получить контроль над блуждающим умом
Сегодня на Западе мы видим возрастающий интерес к осознанности (mindfulness) или медитации на концентрации внимания, используемой для того, чтобы научиться сосредотачиваться и уменьшить уровень стресса. Во время этих упражнений люди пытаются сосредотачиваться на одном объекте (например, на движении грудной клетки или на ощущении воздуха, проходящего через ноздри во время дыхания) в течение 10–20 минут. Однако это скучно, и неподготовленный человек будет постоянно увлекаться вслед за своим блуждающим умом. Когда человек обнаружит, что отвлекся, его внимание должно быть возвращено к исходной точке.
Навык управления вниманием — это не дело нескольких минут, а систематическая ежедневная практика в течение недель и лет. Только в таком случае есть возможность научиться этому. Подобное изменение поведения было связано с улучшением ментального здоровья в случаях депрессии, тревожных состояний и посттравматического стрессового расстройства. Современные же усилия направлены на то, чтобы понять нейронные механизмы, лежащие в основании этих эффектов, а также выяснить их влияние на содержание, качество и частоту эпизодов блуждающего ума.
neuromatix про
интерфейс мозг-компьютер
Архивы
Свежие записи
Блуждающий разум – не счастливый разум.
Около 47% бодрствования человек проводит в мыслях, которые не относятся к тому, что он делает и тому, что происходит вокруг него.
Люди проводят 46,9% их общего времени бодрствования, размышляя о чем либо ином, нежели то, что они делают в это время, и такого рода блуждающее сознание обычно делает их несчастными. Это показывают результаты исследования, которое использовало специальное приложение для iPhone, которое позволило собрать данные от 250 000 человек. Собирались данные о мыслях, чувствах и той активности, которую производили объекты исследования в период бодрствования.
Исследования проводились физиологами Matthew A. Killingsworth (Метью Килингсворт) и DanielT. Gilbert (Даниэл Гилберт) из Гарвардского Университета. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science. Ознакомиться с подробным текстом исследования в журнале Science Вы можете воспользовавшись данной ссылкой, однако для ознакомления с трудом Вам необходимо иметь регистрацию в электронной версии этого научного журнала.
«Человеческий разум – это блуждающий разум, а блуждающий разум – это не счастливый разум» пишут Килингсворт и Гилберт «способность думать о том, что не происходит в настоящий момент – это наше когнитивное, познавательное достижение, за которое мы платим эмоциональную цену».
В отличии от животных, человек постоянно думает о том, что не происходит вокруг него в настоящее время, человек думает о событиях прошлого, о том, что может произойти или о том, что вообще когда либо происходило. Таким образом, можно предположить, что данная способность человеческого разума является его естественной особенностью.
С целью записи такого рода данных, основанных на поведении людей, Клингсворт разработал специальное приложение, которое использовали 2 250 добровольцев. В случайные промежутки времени приложение задавало вопросы пользователям. Задавались следующие вопросы: на сколько счастливыми они себя ощущают в настоящий момент, что именно они делают в настоящий момент, думают ли они о том, что они делают в настоящий момент, если думают о чем то ином, то о чем именно, являются ли их мысли негативными, позитивными или нейтральными.
Добровольцы могли выбрать из 22 видов описания текущих действий, таких, как еда, ходьба, просмотр телевизора и прочих. При этом респонденты передавали информацию, на основании которой получалось, что сознание находится в блуждающем состоянии в 46,9% от общего времени бодрствования и при этом не менее 30% времени в процессе любой активности за исключением занятий любовью.
«Эффект блуждающего разума проявляется абсолютно при всех видах человеческой деятельности», говорит доктор физиологии из Гарвордского Университета Килингсворт, «это исследование показывает, что наша ментальная жизнь в значительной степени погружена в состояние «не присутствия», отстраненности».
Килингсворт и Гилберт показали на основе своих исследований, что люди были наиболее счастливы в процессе занятий любовью, спортивными упражнениями или будучи вовлечены в беседу. Они были существенно менее счастливы в процессе отдыха, работы или использования компьютера.
«Блуждающий разум является идеальным показателем степени счастья людей», говорит доктор Килингсворт, «и действительно, как часто наш разум пытается увести нас в сторону от происходящего к тому, что как ему кажется, способно предоставить большее ощущение счастья, в отличии от того, чем мы занимаемся в настоящую минуту».
Исследователи подсчитали, что только у 4,6% испытуемых ощущение счастья было определено именно тем, что они делали в настоящий момент.
Так же, наиболее важным является то, что исследования показали, что эффект блуждающего разума был не следствием, а именно причиной ощущений отсутствия счастья.
«Многие философские и религиозные традиции учат и утверждают, что залогом счастья человека является его полноценное ощущение нахождения «здесь и сейчас», жизни в настоящее мгновение. Многие религиозные практики учат человека именно сопротивляться эффекту блуждающего разума», замечают Килингсворт и Гилберт в своей статье в журнале Science, «такого рода практики как раз и утверждают, что блуждающий разум – это несчастный разум». Таким образом, данные исследования показывают, что такие традиции, в данном их аспекте верны.
Килингсворт и Гилберт использовали следующую выборку добровольцев для их исследования: 2 250 человек в возрасте от 18 до 88 лет. Был обеспечен наиболее широкий диапазон по социальному положению, роду занятий и увлечений. 74 процента добровольцев были американцами.
Опираясь на данные этого исследования, которые показали, что именно эффект блуждающего разума является причиной ощущения себя несчастливым, мы можем констатировать тот факт, что современные нейротехнологии вложили в наши руки ныне вполне доступные инструменты, которые помогут любому желающему исправить такого рода ситуацию. Если еще совсем недавно для достижения способности оставаться «здесь и сейчас» требовалось следовать сложным и долговременным ментальным практикам или посещать психолога, ходить на специализированные тренинги, то сейчас достаточно использовать технологии БОС ЭЭГ.
Такого рода технологии используют нейроинтерфейсы доступного, практически бытового уровня и приложения, специально разработанные для решения такого рода проблем.
Технология БОС ЭЭГ позволит Вам научиться концентрироваться на том, что происходит с Вами именно в настоящий момент, научит поддерживать состояние такого рода концентрации необходимое время. Так же технологии такого рода научат Вас и стрессоустойчивости.
Вы научитесь не только состояниям концентрации, внимательности, но и состояниям релаксации, медитации. Вы сможете победить эффект блуждающего разума и стать по настоящему счастливым удачливым человеком, чье счастье не будет зависеть от окружающих Вас обстоятельств.
Блуждающий ум несчастливый ум
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Блуждающий ум» качество ума, сориентированного на ценности земного мира, «застрявшего» на человеческих страстях, заботах и событиях, проявляющееся как разбросанность мыслей по содержанию и форме, рассеянность, сбивчивость мыслей, их обрывистость, непоследовательность, раздвоенность между духовным и мирским.
О таком уме православные богословы говорят, как об уме, скитающемся во Вселенной:
«Мысли толкутся в голове, как комары».
Возникновение такого качества ума зависит от миропонимания человека, от несвязности души и ума, от их раздельности.
Когда нет веры, нет и сил следовать правде жизни: на сердце набегают мелкие заботы, страсти, и человек поглощен ими на тварном уровне, не поднимаясь до духовного.
Для преодоления такого состояния ума надо прервать изолированность ума от мыслей о Всевышнем, направить его на внутреннюю реальность.
Этому помогают молитвы, воспитание своего внимания и воли, самопринуждение, покаяние.
Только высокая духовная концентрация внимания позволит «свести ум в сердце», достичь их единства и преодолеть «блуждающий ум» как качество несомненно отрицательное и мешающее развитию человека, самоуправлению и духовно-нравственному совершенству.
Ум обладает замечательной способностью отражать и перенимать качества всего, на что он обращает внимание.
Если мы прислушиваемся к сердитому человеку или наблюдаем сцену насилия, наш ум начинает кипеть от гнева.
Если мы сосредоточиваемся на любящем человеке, наш ум стремится наполниться любовью.
Как только это понято, сразу становятся очевидными две вещи:
Если бы мы могли управлять вниманием, то могли бы сосредоточиваться на конкретных людях и воспоминаниях, чтобы вызывать желаемые качества, например, любовь и радость.
То, что попадает к нам в ум, не менее важно, чем то, что попадает к нам в рот. Наша умственная диета влияет на наше психическое здоровье.
Если мы практикуем то, что буддисты называют «неразумным вниманием», и держим свой ум на безумной телевизионной диете насилия, алчности, и страха, эти же качества растут и разгораются внутри нас.
Психологические исследования показали это с болезненной ясностью.
Чем больше насилия люди видят по телевизору – учитывая, что трудно смотреть телевизор и не видеть насилия – тем более агрессивными они склонны становиться.
Упражнение:
На одну неделю исключите из своей жизни все источники информации. Это включает в себя новостные, социальные и развлекательные СМИ.
Не слушайте радио, выключите iPod, отложите в сторону любимые CD, не смотрите телевизор и видеофильмы, не читайте газет, книг или журналов, прекратите серфить в Интернете, забудьте о Facebook и Twitter.
Нет нужды затыкать уши, когда кто-то рассказывает вам последние известия, но постарайтесь не погружаться слишком глубоко в разговор о новостях. Если собеседник будет настаивать, скажите ему, что спешите.
Конечно, если чтение необходимо для работы или учебы, то продолжайте читать в положенном объеме.
Что делать в освободившееся время? Обнаружить альтернативы потреблению новостной информации — это часть данного упражнения.
Маленькая подсказка: попробуйте что-то сделать руками или телом.
Уроки, которые можно извлечь из этого упражнения:
Я обычно отвечаю: «Не беспокойтесь, если это настолько важно, кто-нибудь обязательно расскажет вам об этом».
Людям, работающим с жертвами, пережившими травму, хорошо известно страдание от «опосредованной виктимизации». Они также переживают травму, хотя они лишь слышат о событиях ее вызвавших, и не знакомы с событием от первого лица.
Начиная с момента изобретения телевидения и вечерних новостей, мы все в определенной степени переживаем такую опосредованную виктимизацию, из-за непрерывного потока ярких кадров убийств, геноцида, землетрясений и смертоносных эпидемий, текущего из экрана в наш ум.
Эта непрерывная бомбардировка создает хроническую тревожность и упадок духа. Мир наполнен миллионами страдающих людей, а мы не способны никаким образом повлиять на это.
Если мы сможем снизить уровень поглощения этими отравляющими картинками, мы сможем с большей легкостью сделать наше сердце открытым, а ум спокойным и чистым. Эта лучшая основа для того, чтобы отправиться в этот мир скорби и сделать его чуть лучше.
Вывод: Постоянное потребление негативных новостей делает ум больным. Применяйте лекарства тишины, красоты и искренней дружбы.
Упражнение: В любое время, когда вам приходится ожидать, где бы это ни происходило (в очереди в магазине, на встрече с кем-то, кто опаздывает, при загрузке контента в Интернете. ), используйте эту возможность для практики осознанности.
Существует целый ряд прекрасных упражнений для развития осознанности, которые можно практиковать в периоды ожидания.
Во-первых, наблюдение за дыханием. Начните с пары глубоких вдохов, чтобы освободиться от напряжений в теле, связанных с необходимостью ожидать, или с раздражением на опаздывающего человека.
Найдите участок в теле, где дыхание наиболее четко осознается (ноздри, грудь или живот) и сосредоточьтесь на ощущениях в этой области. Отмечайте как они постоянно изменяются.
Другая прекрасная практика для моментов ожидания — слушать звуки, полностью открывшись и наполнив своим вниманием все помещение.
Еще одна практика — все больше расслабляться при каждом выдохе и концентрироваться на чувстве любящей доброты.
При каждом выдохе отмечайте участки напряжения в теле (вокруг глаз, рта, в плечах или в животе) и позволяйте им расслабиться.
Когда почувствуете раздражение или скуку от необходимости «ждать» напомните себе: «Как повезло! У меня столько незапланированного времени для практики осознанности».
Когда мы вынуждены ожидать, например, стоя в пробке, инстинкт заставляет нас что-то делать, чтобы отвлечься от дискомфорта ожидания.
Мы включаем радио, звоним или отправляем сообщения кому-то, или просто сидим и курим.
Практика осознанности в моменты ожидания помогает людям найти множество кратких моментов в течение дня, когда они могут вплести нить осознания, обычно скрытую от глаз, в сложную ткань повседневной жизни.
Ожидание — распространенное состояние в нашей жизни, которое обычно порождает негативные эмоции, может быть трансформировано в дар, счастливую возможность для практики.
Ум получает двойную выгоду: во-первых, освобождается от негативного состояния, во-вторых, получает благотворный эффект от нескольких дополнительных минут практики в течение дня.
1. Человеческому уму свойственно блуждать, независимо от того чем он занят в настоящий момент.
Удивительно, но то чем занят человек, оказывает очень скромное влияние на, то, как часто его ум будет «блуждать», и совсем не оказывает влияние на то какими темами (приятными или неприятными) будет занят его ум в ходе отвлечения.
2.Хотя «ум» больше предпочитает занимать себя приятными темами (42,5% случаев), чем неприятными (26,5% случаев) или нейтральными (26,5% случаев), все же люди не чувствуют себя счастливее размышляя на приятные темы по сравнению с концентрацией на текущей активности.
3. Знание того о чем люди думают, позволяет лучше предсказать их уровень счастья, чем знание того, чем они занимаются.