бог любит троицу потому что
Бог любит Троицу: откуда пошло выражение
Многие поговорки и пословицы основываются на числе три, даже фольклор включает в себя его: три испытания для богатыря, три дороги на развилке или три желания рыбака. А в православной культуре день Святой Троицы ставят наравне с Рождеством или Пасхой.
Тройка упоминается повсеместно, это число имеет особенное значение в каждой культуре планеты. Великие люди издавна интересовались этим числом. Например, математик Древней Греции Никромах говорил, что тройка — совершенное истинное число, ведь у него есть основание, середина и окончание.
Но самое привычное и близкое выражение с тройкой — «Бог Троицу любит», ведь буквально каждый русский человек слышал или использовал его. Конечно, большинство из русских людей догадываются, что оно значит, но сегодня мы расставим все точки над “и”.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…
Шаманизм
Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
В Библии нет слова «Троица». Откуда оно произошло?
Многие поговорки и пословицы основываются на числе три, даже фольклор включает в себя его: три испытания для богатыря, три дороги на развилке или три желания рыбака. А в православной культуре день Святой Троицы ставят наравне с Рождеством или Пасхой.
Тройка упоминается повсеместно, это число имеет особенное значение в каждой культуре планеты. Великие люди издавна интересовались этим числом. Например, математик Древней Греции Никромах говорил, что тройка — совершенное истинное число, ведь у него есть основание, середина и окончание.
Но самое привычное и близкое выражение с тройкой — «Бог Троицу любит», ведь буквально каждый русский человек слышал или использовал его. Конечно, большинство из русских людей догадываются, что оно значит, но сегодня мы расставим все точки над “и”.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…
Шаманизм
Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
Когда День семьи, любви и верности в 2021 году, какого числа
Почему на Пасху красят яйца в красный цвет – история
Когда будет Вознесение Господне в 2021 году, история праздника
Почему «Бог троицу любит»?
Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания. Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.
Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.
Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!
Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.
Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.
Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…
А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!
Почему говорят: «Бог любит Троицу»
«Бог любит Троицу» — поговорка, которую употребляют, предлагая сделать что-то в третий раз после двух неудачных попыток. Есть и пословица, значащая то же самое: всё, так или иначе приходит трижды, и любое дело завершается с третьего раза. Фразу придумал народ, ведь по православным законам произносить имя Бога напрасно нельзя. В основе выражения лежат суеверные представления и мистический смысл, которые придавали числу “3” наши древние предки, считая его священным.
Значения фразы «Бог Троицу любит», которые первыми приходят на ум: «Бог любит трёх человек» или «Бог сам любит себя», однако, они не верны. Настоящее значение слова «троица» в данном предложении: число три, три какие-либо предмета. То есть, данная поговорка значит «Бог любит само число три». В русском языке есть похожие поговорки: «Бог не нищий, любит тыщу» и «Бог не дурак, любит пятак».
Выражение в словарях
Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова, «Троица»:
Бог троицу любит — пословица о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.
Без троицы дом не строится — то же, что Бог любит троицу.
Тро́ица — В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Троица.
Ошибочные представления о Троице
Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»
Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.
Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.
96 | Климент, третий епископ римский |
90–100 | Учение двенадцати апостолов, «Дидахе» |
90? | Игнатий, епископ антиохийский |
155 | Иустин Мученик, великий христианский писатель |
168 | Феофил, шестой епископ антиохийский |
177 | Афинагор, богослов |
180 | Ириней, епископ лионский |
197 | Тертуллиан, раннехристианский апологет |
264 | Григорий Чудотворец |
Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»
Истина: христиане верят, что есть только один Бог.
Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:
Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3
Бог – это 1 x 1 x 1 = 1
Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы. |
Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»
Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»
Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.
1. Слова Самого Иисуса
Уникальные черты Бога | Черты Иисуса |
Творение – «дело Его рук» (Быт.1:1; Пс.101:26; Ис.44:24). | Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2, 10). |
«Первый и последний» (Ис.44:6). | «Первый и последний» (Откр.1:17; 22:13). |
«Господь господствующих» (Пс.135:3). | «Господь господствующих» (1Тим.6:15; Откр.17:14; 19:16). |
Неизменный и вечный (Пс.89:3; 101:27–28; Мал.3:6). | Неизменный и вечный (Ин.8:58; Кол.1:17; Евр.1:11–12; 13:8). |
Судья всех народов (Быт.18:25; Пс.93:2; 95:13; 97:9). | Судья всех народов (Ин.5:22; Деян.17:31; 2Кор.5:10; 2Тим.4:1). |
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (Ис.43:11; 45:21–22; Ос.13:4). | Спаситель мира; без Него нет спасения (Ин.4:42; Деян.4:12; 1Ин.4:14; Тит.2:13). |
Избавляет от грехов Свой избранный народ (Исх.19:5; Пс.129:7–8; Иез.37:23). | Избавляет от грехов Свой избранный народ (Тит.2:14). |
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (Пс.85:5–8; Ис.55:6–7; Иер.33:3; Иоил.2:32). | Слышит и молитвы призывающих Его (Ин.14:14; Рим.10:12–13; 1Кор.1:2; 2Кор.12:8–9). |
Никто не может забрать нас из Его руки (Ис.43:13). | Никто не может забрать нас из Его руки (Ин.10:28–30). |
Ему поклонялись ангелы (Пс.96:7; см. Евр.1:6). | Ему поклонялись ангелы (Евр.1:6). |
Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»
Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:
1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён? Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол.1:16–17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (Кол.1:12–14).
2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало? Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт.22:2). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца (Ин.1:1–3; 14–18).
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:
1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом? Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова “Отец Мой более Меня” нужно относить ко Христу как к Человеку.
2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу? Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.
3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения? Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин.16:30). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин.1:1, 14).
Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».
Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. |
Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.
Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:
В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.
Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».
Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт.18:14; Лк.1:37). И Библия ясно излагает эту истину.
Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» |
Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:
В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк.2:40,52).
Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф.4:2; 8:24; Лк.22:44; Ин.4:6–7; 19:28–42).
После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк.24:39–43; Ин.20:27–29; Деян.10:41).
Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:
Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф.8:23–27; 14:22–33), прощал грехи (Мк.2:1–12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин.5:17–18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин.5:19–23).
Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян.20:28).
Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1Кор.2:8).
Вся полнота Божества пребывает во Иисусе (Кол.2:9).
Бог троицу любит
(значение) — так говорят про число 3, когда предлагается сделать еще одну попытку или какое-то действие после двух неудачных (русская пословица).
Святой счет, что троица
Три перста крест кладут
Выражение от «Святой троицы» — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Эти три ипостаси связаны между собой в качестве нераздельных и неслиянных.
В этом же словаре разъясняется:
В словарях
— пословица о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.
— то же, что Бог любит троицу.
— В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Троица.
✍ Примеры
Стивен Кинг
«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 2, гл. 7:
«— Мой папаша, бывало, говорил, что Бог троицу любит.»
«Еще одной стычкой закончилось появление Джона Коффи, а уж Дикий Билл просто устроил жуткую драку. Так что три — действительно любимое число Господа.»
«Географ глобус пропил» (2000 г.):
«— Ну давай еще разик поглиссируем… — ныл Служкин. — Ну последний… Бог троицу любит…»
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)):
«Вышла она в третий раз опять за лесника и говорит: «Бог троицу любит. Если уж теперь не повезет, не знаю, что и делать».»
Швейк, перед тем, как выгнать посетителя в третий раз (ч. 1 гл. 13):
«— Пойдемте, сударь,— пригласил Швейк, схватив незваного гостя за плечо.— Бог троицу любит.»
«Дочь коммерции советника» (1883 г.) — хозяин предлагает еще выпить спиртного:
«— Не выпить ли нам по третьей? — предложил Механизмов. — Бог троицу любит и тово. трес хвациунт консылиум (Tres faciunt consilium (лат.) — трое составляют совет.). Латынь, братцы! Яшка, подай-ка, свиная твоя морда, с того стола селедочку! Господа дворяне, ну-кася! Без церемониев! Митрий Петрыч, же ву при але машер! (я вас прошу, начинайте, дорогуша! (искаж. франц. — je vous prie allez, ma chère).)»
Русские в своих пословицах :
«В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино, бесплотное образно есть троица.»
Бог любит Троицу
Праздник Святой Троицы, один из самых красивых и всенародно почитаемых на Руси, завершает собой Пасхальный цикл. Великий пост, как известно, начинается за семь недель до Пасхи, Троица же следует семью седмицами позднее. Духовенство и прихожане как бы проходят с Господом крестный путь, радуются Воскресению Спасителя, отмечают Его Вознесение на Небеса. Далее начинают звучать повсюду особые молитвы о ниспослании Святого Духа. В нынешнем году Троица отмечается 4 июня.
В этот день принято украшать церкви срубленными березками, цветами, устилать полы в храмах свежескошенными благоухающими травами. Сорные березки, к слову, распространяются в наших краях быстро и повсеместно, а при расчистке полей их — особенно в годы более или менее интенсивного аграрного развития — все одно вырубали. Народные обычаи, связанные с популярным праздником, отчасти перешли к нам из древности, от летних дохристианских ритуалов. У русских крестьян тогда выпадала передышка между весенними посевными работами и уборочной страдой. Можно было немного расслабиться, в меру повеселиться. Для молодежи — порезвиться, поводить хороводы, а там, глядишь, и невесту присмотреть, чтобы осенью, на Покров, посватать. Для тех, кто постарше, — самое время подумать о душе, помянуть усопших родичей: Господь из царства мертвых взошел на Небо, к Отцу, вот и людям за своих близких, ушедших в мир иной, надо бы помолиться.
Учение о Святой Троице — основа основ всего христианства. Бог Отец создал Вселенную, законы мироздания, а высшим Его творением стал человек.
Бог Сын Своим воплощением, земной жизнью и смертью связал людей с Отцом, даровал им возможность тоже стать Его любимыми, полноправными чадами, войти по прошествии лет в Его Царство.
Святой Дух — Бог, незримо присутствующий в мире, непосредственно влияющий на наши помыслы и чаяния: сперва Отец посылал Его к избранникам, пророкам, а после крестной жертвы Сына Божия Дух Святой нисходит ко многим, освящает Своим присутствием храмы, приносит благодать в церковных таинствах любому из прихожан: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера. иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 8–10).
Три ипостаси по своим проявлениям в мире различаются, но в то же время Они неразрывны, не существуют и не действуют по отдельности. Потому и говорят о едином Боге в трех лицах — Святой Троице. Иисус Христос свидетельствовал, что не может творить без воли Отца. От Отца же посылается и Святой Дух. Далеко не все в этих сущностях для нас постижимо, доступно нашему пониманию, и в раннехристианскую эпоху сей краеугольный теологический вопрос был предметом острейших споров, порождал ереси. Истина же утверждалась как раз с помощью Святого Духа, на Вселенских соборах, где заседали многие прославленные подвижники. Они не только тщательнейшим образом исследовали Священное писание, но и совместно молились, прося у Господа наставить их на путь истинный, привести к верному решению и всеобщему согласию.
Суть Божественного Триединства вкратце сформулирована в Символе веры, который произносится в обряде крещения, повторяется регулярно в утренних молитвах на каждой литургии. Тот, кто отвергает хотя бы один пункт раз и навсегда установленного правила, не может называться христианином. А чтобы несовершенный человеческий ум мог воспринять, как-то представить тайну Святой Троицы, отцы церкви употребили сравнение «свет от света». То есть один свет исходит от другого. Они не сливаются вполне, сохраняют свои уникальные особенности, однако «дифференцировать» их недопустимо.
Здесь нужно отметить крайне важное для всей мировой истории обстоятельство. Разделение христианской церкви на православную, восточную и все остальные, западные, произошло именно вследствие разногласий относительно Символа веры. Догматы православия утверждают: Святой Дух исходит единственно от Бога Отца, как это и было изначально записано в священных книгах. Будущих католиков на момент исторического раскола такое положение дел и вещей, по-видимому, не устраивало, и они принялись вносить в Символ веры свою, ставшую для них вдруг принципиальной поправку.
В чем заключается неправота основоположников сих западных вероучений? Не будем тут вдаваться в подробности известной латинской ереси, обозначаемой термином filioque, заметим только: сакральные загадки мироздания, непостижимую Божественную тайну католики вознамерились разгадать посредством «алгебры», отнюдь не совершенной человеческой логики. По прошествии многих веков стало окончательно ясно, чем характерна та «алгебра», читай, западный — агрессивный и сугубо утилитарный — рационализм и во что это вылилось для мирового христианства.
Если откроем историю Ветхого Завета, то увидим четкие параллели с событиями, известными нам по Евангелиям и Деяниям святых апостолов. Обратим внимание на ветхозаветную Пасху. Итак, Бог выводит избранный Им народ из египетского рабства, из кромешной духовной тьмы и состояния обреченности. Дает ему Землю Обетованную — прекрасную, цветущую, плодородную, открывает дорогу к ней. Дойти до конечной цели сможет не каждый, а лишь тот, кто сохранит твердую веру. На пятидесятый день после Исхода пророк Моисей поднимается на гору Синай и получает от Господа скрижали с заповедями. Приносит евреям Закон — тот самый, который отныне будет определять их веру.
В память об этих событиях Бог повелел им учредить два великих праздника: Пасху — в честь Исхода из Египта, а через семь недель — Шавуот, символизирующий обретение скрижалей. Так возник ветхозаветный иудаизм. В древней Палестине Шавуот связывался с окончанием сельскохозяйственного цикла, со сбором урожая (в отличие от русской Троицы, которая в наших климатических условиях приходится на период роста и созревания культур). Множество паломников съезжалось тогда в Иерусалим. В храм несли хлебы, испеченные из только что вызревшей пшеницы, свежие фрукты и овощи. Синагоги украшались зеленью в ознаменование плодородия и животворящих сил природы.
Миновали века, и на смену Ветхому пришел Новый Завет. Бог Сын явился в мир, чтобы исполнить волю Отца, пройти через людские скорби и страдания, принести Себя в Жертву за все человечество, слабое и заблудшее. Воскрешение Христа свершается на Пасху. Это тоже Исход — из рабства смерти, греха и тлена. Христос открывает людям дорогу в новую Землю Обетованную, в светлое Царство Божие. Объясняет Своими заповедями, как пройти означенный путь с честью.
Спаситель еще при земной жизни указал апостолам, Кто станет их постоянным Учителем и Наставником: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13–14).
Господь в тот раз велел им, чтобы они 50 дней не расходились из Иерусалима. На сороковой день Он вознесся на небо, воссоединяясь с Отцом. А на пятидесятый к людям снизошел Утешитель, Святой Дух. Мы снова видим отчетливую параллель с ветхозаветными событиями, но уже на новом, несравненно более высоком уровне: ведет людей за собой не пророк, но Сын Божий, восходит не на земную гору, а на небеса; и оттуда люди получают неписаный Закон для пунктуального соблюдения, а живую благодать, которая впредь будет действовать и вокруг, и в них самих.
Как это происходило, отражено в Деяниях апостолов. Отмечался праздник иудейской пятидесятницы, Шавуот. По обыкновению, в Иерусалим отовсюду пришло и приехало множество паломников. А двенадцать апостолов (их число осталось неизменным, вместо Иуды был избран Матфий) по обыкновению собрались в одном из городских зданий на горе Сион. В горнице этого дома Господь после Своего Воскресения уже дважды являлся ученикам, и в литературе она получила особое название — Сионская. Известно также, что апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и братьями Его» (Деян. 1, 14).
Утром, когда весь народ направлялся в храм для молитвы и жертвоприношения, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились». Их взорам предстали языки пламени, которые опускались на голову каждого. Огонь необычных языков светил, но не обжигал. Принес с собой мощный прилив внутренних сил, ярчайшую радость, наполнил всех уверенностью, умиротворенностью, искренней любовью к Богу. Эти чувства выплеснулись общим прославлением Господа, воодушевленными восклицаниями. Мало того, апостолы вдруг заговорили на языках, которых раньше совершенно не понимали.
На шум стекались прохожие. Приезжие изумлялись: «каждый слышал их говорящих его наречием». Некоторые насмехались, «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Но апостолы вышли и объяснили, что случилось: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 14–18). Таким образом, день Пятидесятницы приобрел в христианстве иное содержание и новое название — Святой Троицы. Она и прежде несколько раз являла Себя людям. Так случилось в ветхозаветные времена, когда к праведному Аврааму пришел Бог в облике трех ангелов. В минуту Крещения, когда Христос погрузился в воды Иордана, раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17), Святой же Дух сошел на Иисуса в виде голубя. В момент Преображения Господня Отец также свидетельствовал о Сыне, тогда как Святой Дух покрыл гору Фавор небесной благодатью.
В день Пятидесятницы Святая Троица явила миру полную силу. Спаситель, завершая Свою высшую миссию, соединился с Отцом, обрел законный престол в Небесном Царстве, а Святой Дух был послан к людям и начал действовать среди них.
Это — день рождения Церкви. Апостолы получили Божию благодать и пошли проповедовать в разных странах. Донесли ее и до нашей земли, куда добрался св. Андрей Первозванный.
Учение о Святой Троице в России особенно важно. Русской церкви постоянно приходилось бороться с различными ересями, попытками исказить истинную веру. Один из отцов и собирателей Московской державы св. Сергий Радонежский вовсе не случайно начал свое служение основанием монастыря Святой Троицы. Оттуда стала разрастаться сеть храмов и обителей, определившая духовное и историческое возвышение Руси.
Иллюстрация на анонсе: М. Врубель. «Сошествие Святого Духа на Апостолов». 1885