бог учения в буддизме
Основной вопрос религии, с которой мы имеем дело на Западе, это вопрос о существовании Бога-Творца, сотворившего небо и землю. Был ли Будда атеистом или агностиком в этом плане, признавал ли он существование Высшего Существа или Бога?
Будда был Татхагатой, дословно «глашатаем Истины», и обладал всеобъемлющим и всесторонним осознанием всех измерений существования. Как правило, однако, он предпочитал не высказываться на метафизические темы, не связанные с поиском пути к освобождению, хотя в некоторых Сутрах действительно говорил о происхождении мира, человеческой расы и тому подобном. И чтобы понять смысл его высказываний, следует обратиться к традиционной буддистской космологии.
Главный бог буддизма
Существа, которые перерождаются в Мире Желаний или Камадхату, обладают либо грубоматериальным телом, подобно человеку и животным, либо телом из тонкой материи, подобно Дэвам, Асурам, Претам и существам ада. Над Миром Желаний находятся высшие планы чисто ментального существования, населенные существами, тела которых сотканы из света. Совокупность этих высших уровней называется Рупадхату, миром или измерением чистых форм.
Чувствующие существа, которые населяют эти высшие планы существования, свободны от всех грубых чувственных желаний и окружены огромными аурами света. Они поглощены своими отвлеченными медитациями и пребывают в этом состоянии существования чрезвычайно долго, по человеческим меркам. Эти высшие боги называются не Дэвами, а Брахмами, «чистыми».
Например, согласно древнеиндийским верованиям, Индра был царем богов или Дэвов и возглавлял их славное воинство в битве против Асуров, правивших народами. Кроме того, Индра мог вызывать бури, дабы принести живительный дождь на поля праведников, соблюдавших законы морали и общества. Но он мог также разразиться гневом, поражая молнией отступников и нечестивцев. Или, опять же, был Брахма, называемый Праджапати, то есть «Прародителем», который якобы правил нашим миром в качестве его создателя и законодателя, даровавшего Веды.
Такие мифологические верования существовали в Индии во времена Будды, и примерно на таких же мифах покоятся наши западные религиозные представления. Но в предыдущих Кальпах имела место длинная вереница Индр, каждый из которых царствовал, восседая какое-то время в величественном дворце Виджаянти на вершине горы Меру в центре мира. И, подобным же образом, существовала бесконечная цепь Брахм Праджапати, каждый из которых считал себя Богом, сотворившим вселенную. Но поскольку они обусловлены и, следовательно, ограничены и не обладают полнотой знания, буддисты ищут прибежища не в них, а в принципе просветления, в Будде. Когда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи и стал Буддой, первыми, кто пришел к нему выразить свое почтение и просьбу преподавать Дхарму во благо всех существ, были боги Индра и Брахма.
Буддистская версия сотворения мира
Уровень существования, на котором они очутились, называется Брахмалокой. Увидев под собой становление солнечной системы, первое из этих существ, которым предстояло очнуться в новом воплощении, удовлетворенно воскликнуло: «Я Творец!». Оно стало считать себя действительным творцом окружающей вселенной, ибо не помнило, откуда пришло, и у него не было родителей.
В действительности, однако, проявление данной вселенной было обусловлено коллективной кармой всех этих существ, а его собственное проявление, которое представляло собой один из вариантов рождения в мир иллюзии, было обусловлено огромными достоинствами наработанной им кармы, созревшей к тому времени благодаря наличию необходимых вторичных условий.
Тем не менее, он упорствовал в своем заблуждении, считая себя настоящим Творцом вселенной, так как родился в формирующейся солнечной системе первым и видел, что до него здесь никого не было. Но вера эта, будучи изначальным отрицанием своего истинного происхождения, лишь ограничивала и омрачала его, так что он пал жертвой собственной гордыни. Это было первое в нашей вселенной проявление эго или веры в реальность существования «себя». И хотя сам он считал себя самосотворенным, в действительности появление его в центре нашего мира было следствием его благоприятной кармы. А так как он был первым из Брахм, которым предстояло родиться вне Абхасвары, его стали называть Махабрахмой или Богом.
Родившихся первыми и самых лучезарных он собрал у подножия своего трона в качестве личных жрецов и министров, называемых Брахмапурохитами, а рожденные позже составили его свиту и известны как Брахмакаики. Так он окружил себя ими, заполнив все небеса божественными иерархиями, и считая себя при этом их Господом и Создателем, поскольку ему неведомо было ни свое, ни их истинное происхождение. Со временем, благодаря ряду вторичных причин, некоторые из Брахм постепенно стали входить в цикл материального существования и перерождаться на поверхности новосозданной земли, сначала в качестве животных, а затем и человеческих существ.
Состояние Брахмы
Приведенное выше толкование сотворения мира призвано объяснять также некоторые виды мистического опыта. В Тривидья Сутре говорится, что когда несколько молодых брахманов пришли к Будде и спросили его об описанном в Ведах мистическом переживании состояния Брахмана, переживании блаженном и в то же время полном блеска, Будда пояснил, что эти мистические переживания были обусловлены подавленными обычно воспоминаниями ведических мудрецов об их прошлом существовании в качестве Брахм на уровнях Брахмалоки.
У самого Шакьямуни был непосредственный опыт переживания этих надличных и мистических состояний сознания, которые он не признал в качестве конечной цели. Когда Шакьямуни отправился на поиски просветления, он нашел двух наставников, которые жили в лесу на севере Индии, и стал их учеником. У первого из них, Арады Камалы, он научился медитировать путем сосредоточения внимания на объекте медитации. Посредством этого он достиг состояния сосредоточения, известного как самадхи. В самадхи различают четыре уровня сосредоточения, называемых дхьянами. Опыт первой дхьяны включает в себя пять составляющих, а именно, прикладное мышление, аналитическое мышление, восторг, приятное чувство и однонаправленность ума.
Поэтому он подался ко второму наставнику, Удраке Рамапутре, который научил молодого Бодхисаттву медитировать, сосредотачивая внимание не на конкретном объекте, а на пустом пространстве. Медитируя таким образом, он достиг состояния сосредоточения, известного как нирвикальпа самадхи. В нем, как и в предыдущем, различают четыре уровня сосредоточения, известные как самапатти или «достижения».
Последние два достижения известны как состояние сознания, в котором ничего нет, и состояние, в котором нет ни восприятия, ни не-восприятия.[43] Эти два заключительных состояния «космического сознания», так сказать, ошибочно трактуются как угасание. Некоторые полагают их Нирваной, которая достигается Архатом. Но в действительности все эти самапатти представляют собой обусловленные состояния сознания, и когда их кармические причины исчерпываются, человек вновь возвращается в явленный мир и начинает сознавать восприятия. Как и в предыдущем случае, возвратившись к обычному повседневному опыту после исследования этих состояний сознания, Шакьямуни разочаровался в них и спросил своего наставника: «Это все, чему ты можешь меня научить? Не мог бы ты наставить меня на путь, который ведет за пределы болезней, старости и смерти?». Наставник ответил отрицательно.
Страдания человека
Что такое нирвана и сансара
Мы должны проводить четкое различие между Нирваной, необусловленным существованием, и обусловленной кармическими причинами Самсарой, в том числе различными состояниями сознания, космическим и другими. Если кому-то, в отличие от Будды, «Пробужденного», придется умереть в одном из этих отвлеченных медитативных состояний, дхьяне или самапатти, он переродится в состоянии существования, соответствующем этому состоянию медитации.
В зависимости от своей кармы, которая может быть благотворной, неблаготворной или неопределенной, чувствующее существо в конце жизни неизбежно рождается вновь где-то в одном из этих трех миров, в каком-то из измерений существования Мира Желания, Мира Формы или Мира Без Формы. А когда накопленная карма, которая привела к его рождению в данном измерении существования, исчерпывается, оно рождается в каком-то другом месте. Шакьямуни, в результате обретенного им личного опыта и практики, пришел к пониманию, что все без исключения состояния сознания, включая дхьяны и самапатти, сколь бы утонченными, возвышенными или «космическими» они ни были, представляют собой не более чем разные формы обусловленного существования. И, будучи обусловлены какими-то причинами, эти состояния не постоянны и не вечны.
Представление о Боге в буддизме
На вопрос о том, есть ли Бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.
Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта
Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:
Бог в буддизме называется разными именами:
Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.
Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.
Буддизм в Гималаях
Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне
Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака (ранние буддийские тексты, написанных на языке пали).
Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.
В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.
Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.
Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.
Значение Татхагатагарбха
Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:
Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет. Читайте также для чего предназначены буддийские ступы.
Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.
Буддизм основные божества. Обзор 8 классов божеств тибетского ламаизма
Буддизм основные божества. Объявляя весь «чувственный мир» иллюзией нашего заблудшего сознания, порождением неведения (авидья), ламаизм, широко используя для этого изобразительное искусство.
В нем отражается грандиозный мир существ сверхъестественных — божеств и духов различного ранга и различных «специальностей».
Высшие из этих божеств уже вышли за пределы сансары и поэтому не могут быть изображены внутри «колеса жизни»
Об этом образно свидетельствует фигура Будды, помещаемая обычно в верхнем правом углу сансариин-хурдэ, вне пределов чувственного мира.
Схематическое изображение сансары в виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.
Божества и духи более низкого ранга или подчинены круговращению бытия*, или же постоянно вторгаются в мир человека и играют, по уверению лам, огромную роль как в обыденной жизни каждого, так и в делах его спасения или в обеспечении той или иной формы нового перерождения.
* (Мы помним, что тенгрии и ассурии занимают один из секторов «колеса жизни».)
Буддизм основные божества. Все божества в пантеоне ламаизма разделяются на восемь рангов
На первом месте стоят будды (т. е. «просветленные», «прозревшие») — те высшие руководители, которые систематически являются в мир людей для проповеди пути к спасению, и именно это гарантирует в конечном счете выход из сансары всех живых существ, победу над волнением-страданием.
Ламаизм точно определяет число таких спасителей — их тысяча. Пять из них уже являлись миру (пятым был Шакьямуни)
Следующим будет Майтрея, культ которого занимает одно из важнейших мест в верованиях и обрядах ламаизма.
По учению ламаизма, эти спасители и являются ламами — «высочайшими» в подлинном смысле этого слова.
Сюда относятся, кроме тысячи буд, тринадцать ближайших учеников Шакьямуни — первые распространители учения.
Первый ранг божеств Тибета
Чести занять высшее место в пантеоне удостоились также более поздние проповедники буддизма, отцы церкви, в их числе «шесть украшений Индии», и, конечно, те, кто сыграл особую роль в привитии буддизма в Тибете.
« Основатель ламаизма» — Цзонкаба
Нагарджу́на — выдающийся индийский мыслитель, развивший идею о «пустотности» дхарм; основатель буддийской школы Мадхъямаки и ведущая фигура в буддизме Махаяны. Принадлежит к числу 84 махасиддх буддизма.
Атиша – великий буддийский учитель XI века (982–1054гг), основатель тибетской школы Кадампа
Ади—Будда «Первоначальный Будда» — в буддизме махаяны и ваджраяны олицетворение всех будд и бодхисаттв, их вневременное единство.
Ваджрадха́ра — в Ваджраяне изначальный Будда, олицетворение Дхармакаи. В тибетском буддизме отождествляется с Ади-буддой. Ваджрадхара иконографически изображается в тёмно-синем цвете, он сидит в позе медитации.
Некий монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире, не испытывая злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достиг полного пробуждения. Он при этом оставался неподвижным, и стал в результате буддой Акшобхьей.
Амита́бха или Амита́ Будда — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство
Ратнасамбхава — один из пяти Дхьяни-Будд в буддизме Ваджраяны, являющихся манифестацией первоначального Ади-будды. Эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа жёлтого цвета.
Амогхасиддхи — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа зелёного цвета.
Эти божества изображаются либо поодиночке, либо со своими «женскими энергиями»; Ваджрадхара с Лхамо, будды созерцания с Ваджрадхатвишвари, Лочаной, Мамаки, Пандара-ситой, Тарой*.
Эти божественные союзы порождают бодхисаттв созерцания — божества, играющие уже прямую и непосредственную роль в спасении живых существ, содействуя этому своими магическими возможностями.
* (Из них Лхамо и Тара (точнее, две ее разновидности — белая и зеленая Тары) появляются, как увидим, в ламаистском пантеоне и самостоятельно.)
Буддизм основные божества. Третий ранг — будды, обретшие человеческий облик
Бу́дда Ша́кьямуни — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма
К ним относятся пять «победителей». Из них четыре — уже побывавшие на земле будды: Кракуччандра, Ка-накамуни, Кашьяпа и Шакьямуни.
Четвертый разряд божеств — бодхисаттвы
В раннем буддизме бодхисаттвами назывались те живые существа, которые в результате накопления неизмеримого объема добродетели являлись уже потенциальными буддами.
Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память.
Бодхисаттвой был и Шакьямуни до его «последнего» возрождения на земле в виде царевича Гаутамы и до момента «великого прозрения».
Ваджрапани — в буддизме бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества. Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду.
В некоторых случаях термин «бодхисаттва», как мы видели выше, употреблялся наряду с «архатом» для обозначения людей, достигших высших степеней святости.
Авалоките́швара — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех будд. Атрибут — веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары
В махаяне, и особенно в той ее линии, которую представляет собой ламаизм, бодхисаттвы стали важнейшим звеном спасения, обеспечивающим своим милосердием и активной помощью возможность выхода из колеса сансары всем живым существам.
Майтре́я — у исповедующих буддизм народностей самое почитаемое лицо, грядущий Учитель человечества, «Владыка, наречённый Состраданием», бодхисаттва и будда нового мира, золотой эпохи в буддизме или сатья-юги; единственный бодхисаттва.
Главных бодхисаттв восемь. Они носят высокий титул «сыновей Будды». Некоторые из них являются самыми популярными божествами в пантеоне ламаизма.
Это божества вполне теистического характера, способные вмешиваться в ход земных процессов и людских судеб, ведущие непримиримую борьбу со злыми силами мира.
Особенно почитаемые Манжушри, Ваджрапани, Авалокитешвара и Майтрея.
Чёрный Манджушри в гневной форме
Манжушри (Манжугоша), бог мудрости, с поднятым мечом в правой руке и священной книгой (парамитой) в левой.
Он желтоватого цвета, иногда изображается скачущим на льве. Ваджрапани (Очирвани) синий, с волшебным жезлом — ваджрой или очиром — в правой руке и колокольчиком (дрилбу, хонхо) — в левой.
Авалокитешвара белый, с венком из роз и лотосом в руках.
Майтрея обычно изображается стоящим или сидящим на европейский манер в кресле, с колесом, раковиной и сосудом со святой водой или просто с цветком лотоса в руках.
Белая Тара — это богиня, избавляющая от всех опасностей и дарующая долгую жизнь. Имя «Тара» обозначает «Спасительница».
Кроме бодхисаттв мужского пола есть и женские бодхисаттвы. Среди них наибольшей популярностью пользуется Тара, почитающаяся как юм (с а нор. шакти), мистическая супруга Авалокитешвары, «рожденная из его слез».
Как мы говорили, Тара (Долма) может являться в вариантах белой или зеленой избавительницы. Насчитывают двадцать одну различную форму этого божества, некоторые из форм считаются юмами пяти будд созерцания.
Кроме того, в качестве женских божеств выступают персонификации отдельных абстрактных понятий.
Такова, например, Сарасвати с лютней, богиня музыки и юм Манжугоши; Парамита — «богиня потусторонней мудрости», которую называют «матерью всех будд и бодхисаттв», и др.
Пятый разряд божеств — чисто женский.
Это дакини («воздушные путешественницы»). Они свободно передвигаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает их заклинаниями.
При этом они являются или в обличий прекрасных молодых женщин, или в образе уродливых старух.
Они изображаются летающими, танцующими, бегущими, в большинстве случаев с украшенным черепами жезлом под мышкой и с чашей, сделанной из черепа, и топориком в руках, нагие, лишь с венцом из человеческих черепов на голове.
Некоторые из дакинь, в том числе Карма-дакиня, имеют человеческие лица, другие снабжены головами львов, тигров, медведей, трехглазых демонов.
Отдельные дакини служат ездовыми животными для входящей в следующий разряд Лхамо.
Шестой разряд божеств
— страшные «хранители закона» (дхармапалы, тибетск, докшиты) и «наводящие ужас палачи».
Это — грозные защитники веры. Сюда относятся некоторые божества класса идамов, например бодхасаттва созерцания Ваджрапани, который очень редко изображается в «благостной» форме, а также в устрашающем виде Авалокитешвара.
Божества этого разряда всегда окутаны пламенем и дымом, украшены короной из пяти черепов, имеют три глаза, растрепанные красные волосы, широко открытый рот, готовый поглотить мясо, сердце и кровь врагов буддизма.
Их темно-синие или красные нагие тела прикрыты шкурами зверей или содранной с людей кожей.
Часто они имеют много рук, ног, лиц. Иногда их сопровождают юмы (шакти).
Среди этих божеств следует назвать в первую очередь Ваджрабхаираву — ужасающую форму Манжугоши ;
Хайягриву — темно-красное излучение бодхисаттвы Акшобхъи, всегда вооруженного волшебным кинжалом (пурбу);
Яму — бога смерти с головой быка;
Палден Лхамо — в тибетском буддизме: гневное женское божество, одна из 8 основных дхармапал. Является гневной формой богини Сарасвати. В тибетской мифологии сближается с Кали.
Как и Махакала, в темно-синий цвет окрашена жуткая Лхамо, вся увешанная украшениями из черепов и костей.
Она скачет через море крови на муле, покрытом попоной из кожи ее сына, убитого ею за измену буддизму.
Лхамо почитается как покровительница Лхасы и действующего на территории Бурятии Иволгинского дацана. К докшитам относятся также бог богатства Кубера (Вайшравана), бог войны Чжамсаран и даже сам Брахма.
Кубе́ра бог богатства и светлокожий владыка севера
Этот образ — результат слияния воедино ряда напластований и черт разных религиозных систем.
Тут и демонические божества, хранители тайн жизни и смерти, и древнейший культ матери — прародительницы, а также женщин-целительниц, спасающих от болезней и смерти…
Она несет на себе черты хозяйки горы — религиозный образ эпохи матриархата, сменившийся впоследствии представлением о хозяине горы.
Буддизм основные божества. Седьмой разряд боги местности
Разряд юллха («боги местности») охватывает многочисленные формы сопровождающих главных богов менее значительных божеств, вошедших в ламаистский пантеон частично из пантеона индуистского, но главным образом трансформированных ламаизмом духов тибетского и монгольского шамаизма. К юллха относится, в частности,
Цаган убугун — «белый старик», один из наиболее почитаемых и любимых в массе верующих «близких к людям» божеств шаманистского происхождения.
Один считают его великим шаманом, другие говорят, что он покровительствует скотоводству, земледелию, семейному счастью.
В некоторых районах он — хозяин местности, отвращающий своим взором неурожаи и болезни скота.
Во время тантрийской мистерии цам Цаган убугун — единственный персонаж, противостоящий своими шутками, непосредственным контактом со зрителями грозным фигурам до-кшитов — главных действующих лиц этой исполненной мрачной мистики пантомимы.
К юллха относятся также божества, персонифицирующие времена года, скелетоподобные Читипати и некоторые другие персонажи.
Восьмой разряд божеств Тибета
Наконец, восьмой разряд — сабдыки — «хозяева земли», покровители отдельных конкретных гор, рек, родников, деревьев, камней, населенных пунктов и т. д.
Создав эту грандиозную систему мира сверхъестественного, ламаизм далеко не рисует ее сферой, отгороженной от жизни людей непроходимой стеной.
Нет, эта сфера и есть мир «истинно-реальный», мир великой постоянной активности, от которой зависит каждый из нас.
Будь то 11-головый и 22-рукий Авалокитешвара — воплощение сострадания и активной любви к людям, непрерывно занимающийся их спасением, помогая преодолеть «круговорот бытия», будь то величественный Амитаба — хозяин рая, несущий слово спасения тем, кто удостоился возродиться в этом раю, или, наконец, последний чутхур — черт, злой дух, сбивающий с дороги путника или забирающийся в человека, чтобы лишить его здоровья, — со всем этим сверхъестественным миром, заменяющим в сознании верующего мир естественный, человек имеет тесную связь.
Все зависит от того, «расположены» или нет к человеку все эти божества различных рангов и «специальностей».
Роль ламы в жизни рядового человека далеко выходит за пределы роли лишь наставника в вопросах пути к спасению. Лама сам для верующего — лицо, наделенное нечеловеческими «высшими» способностями
Буддизм основные божества видео