богадельни при монастырях в россии
Православный пансионат в московской области
Православный пансионат для пожилых людей — лучшее решение для человека в возрасте, ослабленного болезнями и уже не справляющегося с каждодневной бытовой нагрузкой. Если престарелый родственник нуждается в медицинской помощи, специальном лечении, семья не сможет обеспечить нужные условия дома. Приходящие сиделки обходятся дорого и не всегда способны правильно ухаживать за людьми преклонных лет. Пансионат для пожилых станет местом, где престарелый человек будет «жить полной жизнью», а не коротать дни дома, в одиночестве.
Медосмотры 2 раза в сутки
Медицинский уход
Социальная адаптация
Круглосуточная сиделка
Интересный досуг
5-разовое питание
Приют при церкви: жизнь в благости
Приглашаем воспользоваться поддержкой центра в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он находится в поселке Денежниково, в зеленом уголке Московской области, рядом с храмом св. пророка Божия Илии.
Пребывание в таком доме престарелых полезно не только телу, но и душе, ведь это возможность для пожилых людей постоянно находиться в благостной атмосфере монастыря. Постояльцы дома престарелых находятся в уникальных условиях – они могут посещать богослужения, просвещаться. Доступны им и обряды, которые поддерживают дух и даруют надежду, мир, радость – причастие, соборование, исповедь и другие. Если пожилым людям трудно самостоятельно прийти к храму, помогут сотрудники пансионата — поддержат ходячих и помогут посетить святое место постояльцам на колясках.
Еще одно преимущество монастырского приюта – особое окружение. Рядом с постояльцами будут монахини, послушницы – настоящие сестры милосердия, которые всегда готовы поддержать, поговорить о душе и спасении, оказать посильную помощь. Можно пообщаться с настоятелем монастыря, задать ему вопросы, получить совет.
Не менее приятными и полезными для духа будут прогулки в окрестностях монастыря – здесь есть водоемы, много зелени. Нужно только согласовать посещение храма с персоналом дома престарелых.
В нашем православном пансионате для пожилых людей можно остаться на временное или постоянное проживание — многие наши постояльцы решают остаться в столь благодатной атмосфере.
Эконом
Для здоровых и самостоятельных
Контроль режима сна и отдыха
Эконом+
Легкая степень деменции
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Для стабильных средней тяжести больных
Ежедневный мед. осмотр
Программа улучшения здоровья
Контроль приема пищи
Помощь в передвижении
Макси
Максимальный уход и комфорт
Контроль приема пищи
Ежедневный мед. осмотр
Помощь в передвижении
Программа улучшения здоровья
Специальные условия для лежачих
При комфорте на уровне дома и профессиональной медицинской поддержке цены пансионата находятся на самом доступном уровне. В нашем приюте при храме действует несколько тарифов. Вы с легкостью подберете подходящий с учетом состояния престарелого родственника. К нам перевозят пожилых людей из других частных и государственных домов и паллиативных центров, так как мало где поддерживается настолько удачный баланс расходов и результата.
Актуальную информацию о составе ценовых пакетов вы сможете получить по телефону или лично. Вы можете приехать заранее, чтобы обсудить вопросы оформления и посмотреть на жизнь в богадельне.
Полный комплекс услуг
Пансионат предоставляет все, что нужно пожилым людям для полноценной, счастливой жизни. Престарелым постояльцам предоставляется круглосуточное медицинское обслуживание, которое невозможно обеспечить дома. Заботы об уборке, стирке одежды, смене постельного белья берут на себя сотрудники пансионата. Опытный повар нашего дома престарелых – богадельни готовит вкусные блюда, учитывая особенности пищеварения и потребности постояльцев.
Чтобы уход за больными в монастыре был качественным, наш приют при храме укомплектован всем необходимым для медицинского мониторинга и лечения людей преклонных лет. Пенсионерам с ограниченной подвижностью, деменцией предоставляется сиделка-компаньон, владеющая базовыми медицинскими навыками. В пансионате для пожилых есть:
Приют при храме принимает пациентов с тяжелыми физическими и ментальными заболеваниями. В пансионате вы сможете разместить престарелого родственника с инвалидностью, лежачего пенсионера. У нас будет комфортно всем людям в возрасте, независимо от состояния.
Простота оформления
Документы, необходимые для оформления в дом престарелых:
По сравнению с государственными домами для возрастных, тяжелобольных людей, у нас намного более простая процедура поступления. Для оформления в православный пансионат вам понадобится:
Остаться в пансионате можно уже на следующий день после согласования условий.
Богадельня – прежде всего Бог
Сегодня во многих российских монастырях, как и до революции, явно проявляются дела христианского милосердия. В них создаются богадельни, детские приюты. Сестры женских обителей, братия мужских монастырей опекают одиноких беспомощных стариков, растят и духовно воспитывают оставшихся без родителей ребятишек. У каждого такого приюта, у каждой богадельни своя история.
История богадельни при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге корнями уходит в конец XIX века. Одна из ее ярких страниц связана с именем преподобного Серафима Вырицкого. Будучи еще купцом, весьма крупным мехоторговцем, он являлся ктитором богадельни. Василий Николаевич Муравьев вместе с супругой Ольгой Ивановной постоянно вносили пожертвования на ее содержание. Кроме того, сострадательные к чужому горю, они посещали дома призрения, находили слова утешения для их обитателей, раздавали гостинцы и духовные книги. К слову сказать, здесь, в Новодевичьей обители, Ольга Ивановна, спустя годы, приняла монашество с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).
На кресте могилы схимонахини Серафимы прикреплено четверостишие, которое написал преподобный Серафим Вырицкий:
Не зарастет тропа народная травой
К твоей могилке, матушка родная.
Ты всех любила сердцем и душой,
Не пропадет твоя любовь святая.
Такую же любовь и заботу получают и нынешние обитатели богадельни этой святой обители. Две из них, послушницы Зоя и Степанида, не поднимаются с кровати многие годы: одна вот уже 19 лет как парализована, вторая – 16. Впрочем, утверждение «не поднимаются с кровати» не совсем точное. Мы вошли в комнату послушниц как раз в тот момент, когда самоотверженная опытная сиделка надевала на бабушку Зою корсет с металлоконструкциями, чтобы закрепить пояснично-крестцовый отдел в вертикальном положении. Затем корсет был прикреплен к подъемнику, и на наших глазах управляемый сиделкой подъемник поднял лежачую больную на определенную высоту и переместил ее на стул.
Монахиня Мария (Лихачева), старшая по богадельне, рассказала:
– Этот подъемник нам пожертвовала больница имени Володарского. Конечно, он старого образца, как мы говорим, «древний», но, слава Богу, что хотя бы такой есть. У бабушки Зои, к примеру, рассеянный склероз: ручки-ножки скрючены. И так как она годами лежит в горизонтальном положении, то врачи посоветовали часа на полтора – причем ежедневно! – сажать ее на стул, ставить перед нею обед на тумбочку. Хоть как-то мышцы будут задействованы!
Мы не могли не поинтересоваться, как заботятся о призреваемых в плане духовном. И услышали, что священнослужители еженедельно и по праздничным дням причащают их Святых Христовых Таин. А сестры посещают бабушек во время ежедневного крестного хода с мироточивой Казанской иконой Божией Матери. Еще мы узнали, что парализованная раба Божия Зоя, которая улыбнулась нам после успешного перемещения с кровати на стул, поминает усопших во время блокады Ленинграда. Это – ее послушание. Вообще все бабушки, по словам монахини Марии, несут постоянное послушание: ежедневно читают Евангелие, Апостол, Святых Отцов (в богадельне имеется полное собраний издания «Жития святых»), вместе дружно поют акафисты.
В коридоре нам встретилась интеллигентная пожилая женщина, которая, держась за ходунки для людей с ограниченным движением, шла уверенно. Затем, оставив ходунки и отказавшись от тросточки, без всякой посторонней помощи она сделала несколько шажков в свою комнату. И нас к себе пригласила.
– Недавно мы отмечали девяностолетие Натальи Феодосьевны, – улыбнулась монахиня Мария, кивнув в сторону хозяйки комнаты.
А ректором Духовной академии и семинарии в городе на Неве в те годы, когда Наталья Феодосьевна там работала, был будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в богадельню при Воскресенском Новодевичьем монастыре она попала после бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Как-то в разговоре с ним Наталья Феодосьевна посетовала, что тяжеловато ей стало совершать покупки, готовить еду, убирать квартиру. На что Патриарх ответил, что рядом с ней есть богадельня при монастыре – там за ней будут хорошо ухаживать. Однако, как многие пожилые люди, она к переменам не была готова, хотя ходить самостоятельно уже не могла. Его Святейшество несколько раз звонил ей по телефону и чуть ли не по часу ее уговаривал. Потом игумения и пять сестер провели «спецоперацию»: общались с ней в обители, пили чай, и все это продолжалось почти пять часов. Когда же перешли к «решительным действиям», Наталья Феодосьевна категорически отвергла предложение переночевать в монастыре и велела везти ее домой. Лишь потом Святейший Патриарх Кирилл нашел какие-то слова, которые убедили ее в необходимости перебраться в монастырь. И сегодня она об этом не жалеет.
– Здесь тихо, спокойно, такая благодать! – сказала старейшая насельница богадельни. – Священники к нам приходят, сестры внимательные и заботливые. Врачи тоже внимательные. Все хорошо!
А в этом месяце, как мы узнали из новостей официального сайта Воскресенского Новодевичьего монастыря, у Натальи Феодосьевны Устименко был настоящий праздник, на котором присутствовали настоятельница обители игумения София (Силина), духовенство монастыря и сестры, с которыми она живет. Старейшую насельницу богадельни посетил визитом и передал награду и грамоту от Святейшего Патриарха Кирилла епископ Царскосельский Маркелл (Ветров), викарий Санкт-Петербургской епархии. Наталье Феодосьевне было приятно услышать от Владыки, что ее труды чтут и помнят профессора, преподаватели, сотрудники Духовной академии. И с большим волнением она приняла награду за свое служение Святой Церкви – орден Святой Равноапостольной Княгини Ольги II степени.
В одном из номеров Санкт-Петербургского журнала «Пчела» была публикация, посвященная богадельне при Воскресенской Новодевичьей обители. В ней есть такие емкие точные слова: «Многие неправильно понимают, что такое богадельня. Думают, что здесь просто кормят людей, следят за ними. Но богадельня – это прежде всего Бог. Это Господь. И в этом кроется глубочайшее ее отличие от социальных учреждений по уходу за престарелыми. Оно уже в самом названии».
…Рядом с комнатой, где лежат парализованные послушницы, расположена другая уютная комната, полностью подготовленная к приему новых насельниц богадельни. Кто ее займет в скором будущем? Самое главное – это будут люди, чьи физические немощи не свели на нет их молитвенную жизнь. Люди, не мыслящие ни дня без богообщения.
Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Место, где обнимают стариков
Рассказ о буднях Свято-Спиридоньевской богадельни
Что делать, если родственники при всем желании не могут справиться с уходом за стариком? Почему мало умыть, накормить и вовремя поменять памперс? И почему некоторые старики отказываются, чтобы их обнимали? Об особенностях жизни с пожилым родственником мы беседуем со старшей сестрой Свято-Спиридоньевской богадельни службы «Милосердие» Ольгой Иорданской.
– Ольга, в наше время появляется много как государственных, так и частных мини-отелей, пансионатов, социальных домов для пожилых людей. И периодически возникают дискуссии: где все-таки лучше и комфортнее жить пожилому человеку – со сверстниками и под присмотром профессионалов или дома, в семье, со своими детьми, которые, может быть, и не в состоянии обеспечить профессиональный уровень ухода, зато – родные. Где правда?
– Ситуаций множество, и очень разных. И я не осуждаю людей, которые отдают своих близких в богадельню, пансионат или дом престарелых.
Моя бабушка сломала шейку бедра. После того, как это случилось, она переехала к нам, и сначала мы ухаживали за ней сами. Слава Богу, моя мама к тому времени уже была на пенсии, она оставалась с ней днем, а вечером я приходила с работы, и мы выполняли уже какие-то более сложные манипуляции. Два года мы справлялись.
Но со временем бабушке становилось хуже, она стала тяжелой лежачей больной, которую не просто приходилось регулярно переворачивать, но трудно было даже накормить.
Мама справляться перестала. Я же днем была на работе и могла помочь ей только вечером. Мы не спали по ночам, так как каждые два часа бабулю надо было переворачивать. Но ее надо было переворачивать, кормить и выполнять прочие манипуляции и днем, когда мама оставалась одна. Мы взяли сиделку, которая приходила к нам три дня в неделю, и в эти дни я оставалась на работе по 14 часов. Мы тянули до последнего. Надо было либо мне уходить с работы и ухаживать самой, либо поместить бабулю в богадельню.
Мы привезли ее в тяжелейшем состоянии. С пневмонией. Там ее выходили, и она прожила еще два месяца.
– Но старики, наверное, могут обидеться, что родные их «сдают» в богадельню, в пансионат, в дом престарелых?
– Да, могут обидеться. За время моей работы в богадельне у меня было несколько таких случаев. Но я хотела бы сразу предупредить, что говорю именно о нашей богадельне. У нас – особая атмосфера, и к этому я еще вернусь. Ни в какое другое учреждение я бы свою бабулю не отдала.
Но и она, когда ей стало лучше, очень обиделась, что «ее бросили», хотя и я, и мама были рядом. Правда, наши сестры окружили ее такой любовью, что со временем она все поняла и обижаться перестала.
Но некоторым со своей обидой справиться не получается. И тогда это может иметь самые печальные последствия. Была у нас Серафима Александровна. Случилось так, что она ослепла. Она жила со своим сыном, и сын поместил ее к нам в богадельню. Она очень подружилась с одной нашей насельницей – Раисой Ивановной. Раиса Ивановна рассказывала ей обо всем, что происходило вокруг, и бабушка Серафима даже говорила, что Раиса – это ее глаза. И всем бы она была довольна, но она так и не смогла смириться с тем, что сын отдал ее в богадельню. Сам он приезжал раз в месяц, привозил деньги, но постоянно маму не навещал. Она никак не могла понять, как он мог так поступить, и из-за этого очень тосковала. И в конце концов она умерла – от этой тоски. Это была основная причина.
Еще один случай. У нас жила бабуленька, многодетная мать. Внуков к тому времени, как она к нам попала, у нее было уже с десяток. Она была не такая адекватная, как Серафима Александровна, но тоже очень тосковала. Дело кончилось тем, что я попросила ее родственников ее забрать, так как она впала в страшную тоску и начала от нее буквально умирать. Эта ситуация разрешилась, слава Богу, благополучно. Бабушку отвезли назад в ее деревню, и, поскольку родственников было много, они стали по очереди у нее жить. И результаты оказались очень хорошими – мне рассказывали, что она даже поднялась и начала ходить.
А сейчас у нас есть одна насельница, которая тоже долго не могла принять эту ситуацию. Но со временем обида на родственников и тоска у нее ушли. Она сроднилась с нашими сестрами, у нас очень насыщенная жизнь, храм. И главное – родные ее не оставляют, они постоянно приезжают к ней, навещают. Так что сейчас никакой обиды на родственников у нее нет.
– А бывает такое, что после того, как человек оказывается в богадельне, его отношения с родственниками улучшаются?
– Вы знаете, бывает. Как-то раз мы приехали смотреть одну бабулю и решили забрать ее к себе просто потому, что дома была очень тяжелая атмосфера. Ее дочка была в таких расстроенных чувствах, что она терроризировала и свою маму, и срывалась на детях. У человека было полное нервное расстройство. Поэтому, видя, что сама дочка не в состоянии адекватно ухаживать за своей матерью, хотя и уход-то был не такой сложный, мы приняли решение бабулю забрать.
Иногда больные могут быть достаточно капризны со своими близкими, а с посторонним человеком, с сестрой будут вести себя иначе. Например, у человека перелом шейки бедра. Его родные или даже давно ухаживающая за ним сестра не могут его повернуть, подвинуть – при малейшей попытке это сделать он начинает кричать от боли. Но вот приходит врач. И вдруг изумленные родственники видят, что, оказывается, ничего не болит и что можно, оказывается, и поворачиваться набок, и садиться. Просто когда-то было больно, и сознание зафиксировало, что в таких ситуациях надо жаловаться, капризничать. Но приходит другой человек, и начинается другая жизнь, более правильная и упорядоченная.
Вообще отношения сестер и пациентов вне дома становятся более конструктивными. У людей иногда срабатывает такой шаблон, что если человек пришел к нему домой, то должен выполнять его пожелания. И в таких условиях сформировать правильные отношения не всегда возможно.
– А что такое «правильные отношения»?
– Отношения, в которых присутствует некая субординация. Человек, нуждающийся в уходе, должен соблюдать режим. Хочет он или не хочет, но утром он должен умыться; если может, переодеться в дневную одежду; позавтракать. И сделать это не через три часа, когда у него возникнет настроение, а сейчас, когда к нему пришла сестра, которая ему в этом поможет.
День даже лежачего больного должен быть по возможности наполнен. У нас пожилые живут довольно насыщенной жизнью
Человек утром встает, умывается, завтракает, выполняет какие-то действия. День должен быть по возможности наполнен делами. У нас пожилые люди живут довольно насыщенной жизнью. И это важно. И здесь я хотела бы вернуться к тому, о чем уже упоминала. Наша богадельня отличается от других учреждений, в которых ухаживают за немощными.
Наши сестры всегда отличались от сиделок, от медицинских сестер. У нас девочки вкладывают в наших насельников всю душу.
В основном сейчас в отделения паллиативной помощи, в другие организации, в те же дома престарелых ухаживать за больными приходят люди, не подготовленные к такой работе. Это простые женщины, которым никто не передал навыки внимательного тщательного ухода за больными. Они могут быть очень хорошими людьми, но…
Приходишь в такое отделение – светло, чисто, не пахнет. И в кроватках лежат – белые куклята. Все чистые, все накормленные. Но никого не сажают – это не входит в обязанности ухаживающих. Хотя, может быть, этот старый человек и сам бы поел, если бы его посадили.
Наши сестры знают, что важно и физическое состояние, и психическое, и духовное. И они буквально «тетешкают» таких больных, выхаживают их, возят к Причастию. Конечно, люди разные, кому-то сначала может и не понравиться, что его целуют, обнимают. Но и такие со временем оттаивают.
Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели рядом
У нас была в богадельне Мария Егоровна. Она всю жизнь работала «в людях», замужем не была, оставалась одинокой и приехала к нам таким «ежиком». Когда ее первый раз потянулись приобнять, она так возмутилась. А потом привыкла и была очень счастлива, когда ее начинали обнимать, целовать. Но на это понадобилось время. Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели с ним.
И это особенность нашей богадельни. Нам рассказывали, что такое уход. У нас и коллектив особенный, наши сестры учатся этой любви друг у друга, мы стараемся это у себя сохранять. Когда к нам приходят новые сестры, их ставят к сестрам, которые уже имеют опыт работы, и их обучают столько, сколько нужно, чтобы они могли начать работать самостоятельно.
– Вы наверняка бывали в домах престарелых, в пансионатах. Что же, везде такое формальное безучастное отношение?
– Все очень по-разному. Я не так давно побывала в одном частном пансионате в Подмосковье – и он произвел на меня очень приятное впечатление. Своими больными там явно занимаются, ведь все видно по обстановке. Если вокруг все безжизненное, «замороженное» и сами бабуленьки все лежат аккуратно – значит, ничего не происходит. А там – сестры снуют, сами бабушки вполне активны, все чисто и живо.
А в другом частном пансионате я увидела чрезвычайно грустное зрелище. Представьте себе два хороших красивых дачных дома в Подмосковье. На втором этаже – помещение для лежачих. Просторная вытянутая комната. В торце – окно. Вдоль стен – кровати. Лежат люди, более десяти человек. За ними ухаживает одна сестра, работая без выходных в течение месяца или двух. Как она одна может обеспечить нормальный уход за 10 лежачими больными?! У нее попросту нет сил и возможности делать все, что нужно. То есть люди просто лежат и ждут смерти. Стоит этот «уход» 30 тысяч рублей в месяц.
Но вообще, как бы хорошо ни был организован уход в подобных учреждениях, я совершенно убеждена, что все-таки лучший вариант – когда человек остается дома. Понятно, что если складывается ситуация, когда за вашим близким некому присмотреть и нет возможности нанять сиделку, тогда можно думать о доме престарелых или частном пансионате. Но надо обязательно заранее узнать о качестве ухода и вообще об обстановке в учреждении.
Свято-Спиридоньевская богадельня – один из старейших проектов православной службы помощи «Милосердие». Это место, которое становится домом для тех, кто нуждается в постоянном уходе. Сейчас здесь проживает 20 стариков и тяжелобольных людей. Сестры милосердия не просто обеспечивают уход за ними, но становятся для них семьей.
Свято-Спиридоньевская богадельня существует благодаря пожертвованиям и всегда нуждается в помощи.
Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых
Приблизительное время чтения: 14 мин.
— Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых?
— Ничем не отличается, но мы надеемся, что это будет богоугодное заведение, то есть обитель христианского духа.
Так ответил священник, настоятель храма при котором такая богадельня существует. А как думаете вы, должна ли быть какая-то разница? И в чем именно проявляется богоугодность этого заведения?
Любой самый лучший дом престарелых ставит задачу обеспечить своим жильцам нормальное существование, достойную старость, окружить их заботой, которую, быть может, отказались взять на себя их родные. И поэтому так или иначе, во главе угла оказывается материальное благополучие, комфорт, возможность как можно дольше радоваться жизни, быть кому-то нужным, сохраняя активность и независимость.
При создании богадельни цель ставилась иная. Настоятель храма Всех святых отец Артемий Владимиров сформулировал ее так: «Дать возможность православным старичкам подготовиться к вечности под сенью Храма Божия, что для большинства пожилых людей в наше время является несбыточной мечтой». На первый взгляд такие слова могут даже слегка шокировать, но посмотрите, как это выглядит на деле.
Выражение «пора о душе подумать» не на пустом месте родилось. И хотя «думать о душе» надо всегда, наступает в жизни человека момент, когда это становится просто-таки жизненной необходимостью. Нужно разорвать этот круг постоянных потерь и почувствовать впереди жизнь вечную.
Кроме того, забота о душе вовсе не исключает заботы о теле. Просто как-то само собой разумеется, что в богадельне должно быть чисто, уютно, что насельницы должны быть сытно накормлены, ухожены, что в разговоре нет грубости и хамства. По-другому и быть не может. А высокая духовная цель формирует духовные отношения между людьми и не дает «опускать планку».
И поэтому в богадельню никто никого не «сдает». Старушки сами сюда стремятся. И поэтому приходят сюда работать сестрами и выкладываются на все сто [женщины]. Не за зарплату (200-250 рублей), не оттого, что больше некуда пойти. Спрашивают: «Нужна ли я? Что надо делать?», проверить себя хотят. Поэтому внутри этого пока небольшого мира все ощущают себя одной семьей. Так и обращаются друг к другу: матушка, сестра, батюшка.
ТЕРПЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДА
Елена Александровна, директор богадельни:
Елизавета Васильевна, возглавляет патронажную службу:
«Прежде всего это старые и немощные люди. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, расскажу такой случай. Ухаживали мы за одной бабушкой, которая жила в коммунальной квартире одна, совсем больная. Однажды приходим к ней, а дверь никто не открывает. Прошло несколько часов. Чувствуем, надо взламывать. А сразу ломать не будешь, так как могут обидеться, да и врываться как-то неудобно. Мы ведь люди новые. Когда мы все же взломали дверь, то увидели старушку, беспомощно лежавшую на середине комнаты. Должно быть, она пошла открывать, но потеряла сознание и упала. Мы подняли ее, помыли, уложили в постель. «
Елена Александровна, директор:
«Меня зовут Лена, по профессии я медсестра. Работаю здесь недавно, год. Приехала из Тверской области. Мне очень нравится моя профессия, а у нас там безработица, поэтому пришлось уехать в Москву. И один знакомый, он здесь при храме работает, привел меня сюда. Мне понравилось. Я работала дежурной сестрой и еще медсестрой подрабатывала.
Есть у нас матушка Серафима, она монахиня, ей 97 лет. У нее болезни, я бы сказала, совсем не легкие, но она их так мужественно переносит и благодарит Бога за все. (И Он дает ей силы, поддерживает.) Она работает еще, вместе с помощниками составляет «толстенький» православный календарь. С помощниками, ведь она сама писать уже не может, ничего не видит, плохо слышит, но голова у нее светлая.
Она два института закончила: медицинский и литературный, была членом Пушкинского общества. К ней народ все время ходит за советом, за поддержкой. Вот я, например, очень хотела поступить в медицинский институт, но думала, что это нереально. А она меня просто заставила сдавать экзамены и я ей благодарна за это, потому что все получилось.
Анна Кузьминична, насельница:
«Я сразу предупредила, что буду работать, поскольку силы есть. Александр Федорович, староста, поручил мне распределять гуманитарную помощь.
Раньше я работала лаборанткой на деревообрабатывающем заводе, что через забор от храма. После смены в храм заходила. Потом у меня супруг заболел. Мы были с Игорем не венчаны, и отец Артемий приехал к нам и на дому нас венчал. Первый раз Игорь причастился, говорит: «Мне так хорошо, не могу сказать как». Встал на ноги.
Я никогда не представляла, как должна богадельня выглядеть. Когда сюда пришла, увидела помощь и чисто человеческую, душевную, и телесную. Не знаю, как дальше будет.
Конечно, у всех характеры разные.
Есть у нас больная старушка Елена Ивановна. Она причитает: «Зачем я здесь появилась? Лучше бы я сюда не приезжала». Она недовольна, как за ней ухаживают.
Получается парадокс. Ведь, казалось бы, у нас, старых, должно быть больше любви. А у нас ее нет. И больше любви как раз у молодых сестричек, что за нами ухаживают.
Надо ухаживать за бабушками, которые капризные, которые хотят только себе внимания. И если спокойно, с любовью будешь с ними обращаться, эти бабули меняются. Наша Елена Ивановна меняется. Сегодня она уже говорит: «Слава Богу. Благодарю Господа, что сюда попала. Как здесь хорошо!»- она ест и сама с собой разговаривает.»
«Насельниц у нас не так много, поэтому не так много физической работы. Гораздо больше уходит душевных сил. Однажды моя приятельница меня пожалела. Раньше она работала в доме престарелых. По ее словам, там они проще обходились с бабушками и ставили их сразу «на место». Здесь такого обхождения себе не позволишь, нужно действовать с любовью и вниманием. Ради этого дела люди бросили свою прежнюю работу, хотя она их одевала, обувала, кормила. Ведь те, кто только приходит в храм, очень хотят быть полезными, делать какое-нибудь конкретное дело.
Я сама все время спрашивала отца Артемия о том, что я могу делать. Теперь я работаю в богадельне. Бабушки здесь, как дети, требуют особого внимания. Но к ним сильно привязываешься. И у них есть свои привязанности. Например, они любят, чтобы их мыла совершенно определенная сестра. У нее выходит по-матерински, с заботой. А они это ценят. Бабушки с трудом изменяют свои привычки.»
Елена Александровна, директор:
«Сестры работают сутки через трое. И ночь, и день. Дают лекарства, измеряют давление, ставят клизмы. Всем, кто здесь работает, очень достается. Сил много надо. Терпения много надо. Кто общается со старенькими людьми, тот знает, как тяжело с ними. Надо лавировать, чтобы чувствовать, что человек не обижается, а это очень сложно. Нужно этому учиться. И бабушки нас учат. Мы с них пример берем, и не только в этом. Главное, у них удивительная сила духа. Вот чему поучиться!
Лидия Павловна, сестра:
Это не у всех, конечно. Вот есть у нас матушка Лаврентия и матушка Серафима. Они монахини, всегда с молитвой. К ним настолько приятно войти, они всегда веселые, всегда приветливые. Несмотря на то, что они совершенно больные, очень старенькие. Матушка Лаврентия, когда разболеется, всегда приговаривает: «Притворенная я старуха», что значит: «Я только притворяюсь».»
Монахиня Лаврентия, насельница:
Елена Александровна, директор:
«Батюшка Алексий, наш насельник, говорит, что в этих стенах молитва должна быть постоянной. Это защищает, объединяет, шероховатости между людьми сглаживает.
«Поскольку патронажные сестры работают в больницах, в коммунальных квартирах, приходится сталкиваться с людьми неверующими. Представьте ситуацию. Живет в коммунальной квартире бабушка. Соседи ждут ее скорой смерти, намереваясь занять ее комнату. Когда мы там появляемся, они встречают нас буквально как своих врагов. Но в дальнейшем отношение изменяется. Некоторые даже сами начинают заботиться о своей пожилой соседке и помогать ей.
Или еще другой случай. Лежала одна наша монахиня в больнице, в отделении гнойной хирургии. Часто там в полном одиночестве умирают забытые всеми тяжело больные. А к нашей пациентке приходили, ухаживали за ней, принесли иконы, молились вместе с ней. Сначала соседям это казалось диким, странным. Через некоторое время привыкли. В большинстве своем это люди пожилые, неверующие. Здесь же для них приоткрылось совершенно иное жизненное измерение. Так порой наш уход за одними людьми превращается для других в открытие новой жизни.»
СТАТЬ БЕРЕЗОЙ В РОЩЕ.