богатая обучение грамоте детей с тнр
Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Учебное пособие для 1 дополнительного и 1 классов
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2 – I отделение.
С этой книгой читают
Отзывы 2
Замечательный букварь! Отлично подходит как для обучения детей с нормальным развитием речи. Богатый материал для отработки навыка чтения. Большое спасибо автору! Букварь выгодно отличается от многих подобных учебников.
Замечательный букварь! Отлично подходит как для обучения детей с нормальным развитием речи. Богатый материал для отработки навыка чтения. Большое спасибо автору! Букварь выгодно отличается от многих подобных учебников.
Великолепный букварь! Отлично подходит как для обучения речевиков, так и для детей с нормальным развитием речи. Богатый материал для отработки навыка чтения. Большое спасибо автору! Букварь выгодно отличается от многих подобных учебников.
Великолепный букварь! Отлично подходит как для обучения речевиков, так и для детей с нормальным развитием речи. Богатый материал для отработки навыка чтения. Большое спасибо автору! Букварь выгодно отличается от многих подобных учебников.
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.
1. Задачи обучения грамоте детей с ТНР
Задачи обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи делятся на:
1) Образовательные (формирование следующих умений):
— анализировать предложение на слова;
— определять слоговую структуру слова;
— правильно артикулировать звуки;
— правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии;
— дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
— различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие;
— характеризовать звуки по их основным признакам;
— осуществлять звуковой анализ слов;
— сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;
— различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие;
— овладевать слитным послоговым чтением;
— синтезировать слоги в слова, слова в предложения;
— правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;
— каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.
— коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д.
— коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции;
— коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук).
— прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п.;
— воспитывать интерес к изучению родного языка
2. Задачи обучения русскому языку детей с ТНР
Повысить уровень речевого и общего психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;
Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий, дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.
3. Коррекционная работа при нарушении письменной речи у детей с ТНР
Методика устранения каждого вида дисграфии и дислексии представляет собой систему методов, направленную на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы.
Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционной работе следует воздействовать на все этапы этой сложной деятельности.
Особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями письменной речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу.
Нарушения чтения и письма различаются не только по механизмам, но и по степени выраженности. Особенности проявления также зависят и от этапа овладения чтением и письмом.
Механизмы, вызывающие возникновение нарушений письменной речи, одновременно обуславливают нарушения устной речи. В связи с этим при устранении дислексий и дисграфий коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо)
Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения чтения и письма имеют в своей основе различные механизмы. Основной задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.
Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций процессов чтения и письма, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.
Процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.
4. Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР
Добукварный период в школе для детей с ТНР дляится 3 месяца (+ П), 2 месяца (- П). В массовой школе добукварный период длится 8 часов.
Дидактическая цель добукварного периода – практическое ознакомление учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: «предложение», «слово», «слог».
Задачи добукварного периода:
Научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова;
Осуществлять слоговой и фонематический анализ;
Дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
Пополнить словарный запас;
Познакомить учащихся с первоначальными грамматическими понятиями: предложение, слово, слог, звук;
Осуществлять подготовку руки и глаза к чтению и письму; развивать глазомер и ориентировку в малом пространстве, вырабатывать правильные и координированные движения пальцев и кисти руки, познакомить с письменными принадлежностями и научить пользоваться ими;
Обучить письму элементов букв.
Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода состоит из:
Упражнения в выделении предложений из речи, делении предложений на слова. Свободные высказывания детей на тему, предложенную учителем (на основе личного опыта). Составление рассказа по вопросам учителя.
Упражнения в делении слов на слоги.
Объяснение нового материала. Наблюдение за языковым материалом, определенным темой и целью урока. Рассматривание рисунков на странице букваря, определение названий предметов, грамматические задания в соответствии с целью урока.
Закрепление нового материала. Упражнения. Игры.
Итоги урока (обобщающая беседа по теме урока).
Обучение грамоте (подготовительный период)
Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цели: дать понятие о слоге; научить делить слова на слоги;
Развивать связную устную речь и чувственно – наглядную основу пространственных представлений, артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
Оборудование: касса, фланелеграф, элементы для построения схемы, звуковые схемы, фонограмма сказки «Колобок».
I. Организационная часть.
Закрепление правил поведения школьника на уроке.
Дети выполняют инструкции.
II. Сообщение темы урока.
Наша речь строится из предложений, предложения строятся из слов, а из чего состоит слово?
На этот вопрос мы должны найти ответ.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Вы все любите сказки. Назовите самую любимую из сказок.
Есть сказки, на которых выросло много поколений и одна из них – «колобок».
Вспомните, прослушав фонограмму.
— Как вы представляете себе колобка?
— Куда покатился колобок?
Учащиеся слушают фонограмму сказки «колобок».
IV Повторение. Составление схемы предложения.
Кого колобок встретил первым?
— Сколько слов в предложении?
— Составьте схему предложения
— Сколько полосок положили? Почему?
Покажите первую полоску. Какое слово оно обозначает? (и т. д.)
— Колобок встретил зайца.
Дети раскладывают полоски на фланелеграфе.
V. Работа с иллюстративным планом.
Рассмотрите иллюстрации и разложите в правильной последовательности.
— Объясните, почему в такой последовательности?
Первоклассники рассматривают иллюстрации и раскладывают в правильной последовательности.
VI. Деление слов на слоги.
— Произнесите слово лиса хором. Обозначьте слово полоской на планшете.
— Послушайте, как произнесу его я по слогам.
— Произнесите так же вместе со мной (хором).
— Сколько частей в этом слове?
— Разделите на две части, положив на неё палочку.
-Какая первая часть? Назовите её.
— Какая вторая часть?
— Части, на которые делятся слова, называются слогами.
— Сколько слогов в слове лиса?
Аналогично проводится деление на слоги слов заяц, волк.
— Как называются части, на которые делятся слова?
— Как на схеме изображали деление слов на слоги?